Доклад начальника отдела доходов Управления Федерального казначейства по РХ Г.И. Карпешиной

Тезисы выступления Карпешиной Г.И. по вопросу

«Роль органов Федерального казначейства в выполнении требований Федерального Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего совещания!

Как представитель Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в своем выступлении я постараюсь охарактеризовать роль органов Федерального казначейства в организации предоставления государственных и муниципальных услуг. (Слайд 1)

В современном мире конкурентоспособность экономики в значительной степени определяется качеством применения информационных и телекоммуникационных технологий. К числу задач, требующих первоочередного решения, относится формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

На решение этих задач направлено утверждение Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, реализация которых позволит осуществить переход к новой форме организации деятельности органов власти.

Ключевая роль в электронной модели государственного управления отводится государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в связи с чем построение и развитие государственных информационных ресурсов наряду с кассовым обслуживанием исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, учетом и отчетностью, финансовым контролем стало одним из основных направлений деятельности Федерального казначейства.

Рассмотрим отдельные аспекты решения одной из первоочередных задач - создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), оператором которой является Федеральное казначейство, а исполнителем технологической части Министерство связи и массовых коммуникаций и Ростелеком.

В рамках Программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" предусмотрена система мероприятий, к числу которых относится перевод услуг, предоставляемых органами власти населению, в электронную форму; полномасштабное применение электронного документооборота; создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах; создание организационно-технологической инфраструктуры для осуществления электронных платежей при оплате государственных услуг.

Отправной точкой данной работы послужил Федеральный Закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Его действие было направлено на совершенствование расчетных операций в Российской Федерации. В рамках реализации полномочий Федерального казначейства, установленных ст.166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно части 3 статьи 21.3 Федерального закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», был разработан Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 №19н ( далее – Порядок ), который устанавливает порядок регистрации и перечень информации, предоставляемой участниками в ГИС ГМП.

На решение этой задачи также были направлены изменения, внесенные в июне 2011 г., в Налоговый, Бюджетный кодексы РФ и другие законодательные акты согласно которым:

- бюджетные полномочия Федерального казначейства, установленные п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, дополнены созданием, ведением, развитием и обслуживанием ГИС ГМП, а также установлением по согласованию с Центральным банком РФ порядка ее ведения;

- бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, установленные п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, дополнены обязанностью предоставления в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные (муниципальные) услуги, а также осуществления иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Указанные нормы вступили в действие с 1 января 2013 г. Порядок ведения ГИС ГМП, согласованный с Банком России и Министерством финансов РФ, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 N 19н и также вступил в действие с 1 января 2013 г.

Основная цель построения ГИС ГМП - создание единого источника сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и платежах в бюджетную систему РФ. С введением ее в действие плательщики получат возможность оперативно получать информацию о начисленных платежах, осуществлять их уплату, контролировать погашение задолженности и получать услуги, не представляя документы, подтверждающие факт их оплаты. (Слайд 2)

Создание такой системы, как ГИС ГМП стоит только приветствовать. И главное здесь вовсе не то, что госорганы не в праве требовать с заявителя квитанцию об оплате услуг, а главное на мой взгляд, в повышении прозрачности поступлений в бюджеты всех уровней для всех участников бюджетного процесса. Федеральное казначейство до внедрения ГИС ГМП имело информацию только о поступлении платежей в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией, но никогда не имело информацию о том, что фактически должно поступить. С внедрением ГИС ГМП (если конечно она заработает в полную силу) появится возможность сравнить, что должно поступить в бюджет (начислено) и что фактически поступило (оплачено/зачислено). Это дает совершенно новые возможности для администрирования доходов бюджетов всех уровней и получения совершенно нового уровня аналитической информации для принятия решений в сфере межбюджетных отношений.

Состав информации, подлежащей размещению в ГИС ГМП, регламентирован ст. ст. 1, 9, 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ, в соответствии с которым ГИС ГМП является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате заявителями (физическими и юридическими лицами) платежей (Слайд3):

- за государственные (муниципальные) услуги, оказываемые органами власти в рамках их полномочий (например, выдачу разрешений на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества) (ч. 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ);

- за услуги, предоставляемые в электронной форме государственными (муниципальными) учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание (заказ) и включенные в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р (ч. 3 ст. 1 Закона N 210-ФЗ);

- за услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг органами власти и которые предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг (например, выдачу справки о состоянии здоровья, необходимой для получения государственной услуги "получение водительского удостоверения"). Перечень таких услуг утверждается Постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ и органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ);

- являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, состав информации, размещаемой в ГИС ГМП, определяется отношениями, возникающими в связи с предоставлением органами власти государственных (муниципальных) услуг, деятельностью организаций и учреждений, участвующих в их предоставлении, а также отношениями, возникающими при администрировании доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Исходя из данных условий, Минфином России, региональными и местными финансовыми органами, Федеральным казначейством в ноябре - декабре 2012 г. был сформирован сводный реестр платежей, информация о которых подлежит размещению в ГИС ГМП. В сводном реестре отражены наименования всех доходов бюджетной системы РФ и платежей за предоставление услуг с указанием соответствующих им администраторов доходов и организаций, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, кодов классификации доходов (в случае зачисления средств в бюджетную систему РФ), кодов государственных (муниципальных) услуг, а также правовых актов, устанавливающих платеж и регламентирующих размер и порядок его взимания.

Таким образом, в результате формирования сводного реестра установлен перечень платежей, информация о которых должна направляться в ГИС ГМП, а также определен состав потенциальных участников ГИС ГМП из числа учреждений, которые после начисления суммы, подлежащей оплате физическим или юридическим лицом, обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в ГИС ГМП. В терминах Порядка N 19н такие учреждения являются администраторами начислений. Следует иметь в виду, что эта категория участников ГИС ГМП несколько шире понятия "администратора доходов", так как помимо последнего в нее входят бюджетные и автономные учреждения, участвующие в предоставлении государственных (муниципальных) услуг. (Слайд 4)

Очень правильно, что в ГИС ГМП должны пройти регистрацию и размещать информацию о платежах не только администраторы доходов бюджета, но и бюджетные, автономные и казенные учреждения, оказывающие услуги. Т.к. в любом случае они являются получателями бюджетных средств и при планировании бюджета необходимо обладать достоверной информацией об их собственных доходах.

Другой категорией участников ГИС ГМП являются кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, территориальные органы Федерального казначейства и иные органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и др., которые обязаны незамедлительно направлять в ГИС ГМП информацию о платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и иных платежах, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с Порядком N 19н все информационное взаимодействие участников с ГИС ГМП осуществляется только в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, т.н. СМЭВ. Данный способ передачи информации никак не затрагивает и не отменяет существующую систему электронного взаимодействия Федерального казначейства с клиентами, осуществляемого с использованием ППО СУФД. (Слайд 5)

Необходимо отметить, что факт подключения участника к СМЭВ является одним из основных условий доступа к ГИС ГМП. Более того, от способа организации межведомственного электронного взаимодействия зависит способ регистрации администратора начислений в ГИС ГМП, а также его дальнейшие шаги по установлению информационного обмена с этой системой. Администратору начислений следует очень внимательно отнестись к этому вопросу.

Существует два альтернативных варианта регистрации администраторов начислений в ГИС ГМП.

Первый - самостоятельная подача в орган Федерального казначейства заявки на регистрацию в ГИС ГМП по форме согласно Приложению N 1 к Порядку N 19н. При данном варианте участнику ГИС ГМП, подключенному к единой или региональной СМЭВ, необходимо доработать свою информационную систему для обмена информацией с ГИС ГМП в соответствии с установленными форматами. Участник, подавший заявку самостоятельно, руководствуется Дорожной картой по регистрации участника в ГИС ГМП, размещенной на сайте Федерального казначейства, самостоятельно обращается в Службу сопровождения и выполняет тестирование. После подключения к промышленной среде передачу информации в ГИС ГМП участник осуществляет также самостоятельно.

Второй вариант - включение в Перечень администраторов начислений по форме согласно Приложению N 3 к Порядку N 19н, представляемый в орган Федерального казначейства главным администратором начислений. При данном варианте информационное взаимодействие участника с ГИС ГМП организует главный администратор начислений, который берет на себя задачу тестирования и подключения к промышленной среде ГИС ГМП.

По состоянию на 01.03.2014 из потенциальных администраторов доходов (а их всего по Республике Хакасия 287 единиц), регистрацию прошли 266, что составляет более 92%. Не зарегистрированных 21 администратора, из них:

7 – федерального уровня, в т.ч.

1) Прокуратура Республики Хакасия (официальный отказ)

2) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия

3) Отдел вневедомственной охраны по городу Абакану - филиал федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Хакасия"

4) Военный комиссариат Республики Хакасия

5) Отдел вневедомственной охраны по городу Черногорску - филиал федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Хакасия"

6) Отделение вневедомственной охраны по городу Сорску - филиал федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Хакасия"

7) Отдел вневедомственной охраны по городу Саяногорску - филиал федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Хакасия".

8 – уровня субъекта, в т.ч.

1) Государственный комитет по информатизации и новым технологиям Республики Хакасия (официальный отказ), (идет реорганизация);

2) Комитет по мобилизационной работе при Правительстве Республики Хакасия (официальный отказ);

3) Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия;

4) Государственная ветеринарная инспекция Республики Хакасия (официальный отказ);

5) Постоянное представительство Республики Хакасия;

6) Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия (официальный отказ);

7) Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия;

8) Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Хакасия.

6 – местного уровня, в т.ч.

1) Совет депутатов муниципального образования Ширинский район;

2) Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район;

3) Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район;

4) Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район.

5) Администрация муниципального образования Ширинский район;

6) Муниципальное казенное учреждение муниципального образования г. Саяногорск "Редакция городской газеты "Саянские ведомости".

Кроме того, Управлением зарегистрировано 2 кредитных учреждения:

- Коммерческий банк «Центрально-Азиатский» (ООО);

в т.ч. Сочинский филиал коммерческого банка «Центрально-Азиатский»;

- Коммерческий банк «Хакасский Муниципальный Банк».

Остальные 17 филиалов банков расположенных на территории республики должны быть зарегистрированы головными офисами.

В настоящее время оба банка осуществляют передачу данных в ГИС ГМП в полном объеме.

К этому можно добавить, что по сведениям представленным Федеральным казначейством в полном объеме готовы работать с ГИС ГМП банки, имеющие филиалы в Республике:

- Банк навигатор (ОАО);

- Закрытое акционерное общество «Банк Русский стандарт»;

- Закрытое акционерное общество «Коммерческий банк Кедр»;

- ОАО «Россельхозбанк»;

- ОАО АКБ «Росбанк»;

- ОАО «Промсвязьбанк»;

- ОАО «Сбербанк России»;

- ООО «Хоумкредит»;

- ОАО Банк «Народный кредит».

В составе зарегистрированных участников ГИС ГМП в Республике все обладают полномочиями администраторов начислений, за исключением Министерства культуры Республики Хакасия, это главный администратор начислений, и имеют в своем подчинении администратора начислений – Национальный архив Республики Хакасия.

Кроме того, три участника ГИС ГМП зарегистрированы как операторы регионального портала – это ЗАГС, Управление по обеспечению мировых судей и многофункциональный Центр бухгалтерской отчетности. С другими полномочиями у нас в Республике участников ГИС ГМП нет. (Слайд 6)

Федеральным казначейством разработана методика рейтинга готовности субъектов Российской Федерации к взаимодействию с ГИС ГМП. Рейтинг имеет 3 этапа. По состоянию на 12.02.2014 рейтинг готовности нашей Республики составил 26%. Основную роль в рейтинге на первом этапе играет количество участников ГИС ГМП зарегистрировавших информационные системы в СМЭВ и успешно прошедших тестирование. У нас по Республике из 113 участников СМЭВ тестирование не проведено ни одним участником. Понятно, что если регистрация в ГИС ГМП не требует финансовых затрат, то технологическая составляющая это финансовые вложения – определенное оборудование, программы, сопровождение. Но на текущий момент первостепенное значение имеет уже не регистрация участников в ГИС ГМП, а технологическая составляющая.

При организации работы по регистрации потенциальных участников ГИС ГМП администраторам доходов, кредитным организациям было направлено более 2 тыс. писем и информационных сообщений. Проводилась разъяснительная работа и оказывалась консультационная помощь в телефонном режиме. (Слайд 7-8)

Заканчивая свой доклад, хочу обратить внимание, что на 2-х слайдах для информации размещены контакты для поддержки ГИС ГМП.

ГИС ГМП только начинает входить в нашу жизнь, однако потенциал применения этой системы чрезвычайно широк. Результатом ее полномасштабного развития и интеграции с "Электронным бюджетом" станет качественно новый уровень взаимодействия гражданского общества, бизнеса и государства, в том числе оперативность и удобство получения государственных (муниципальных) услуг и осуществления бюджетных платежей. (Слайд 9)