Проект приказа "Об утверждении критериев отнесения деятельности подконтрольных объектов к категории риска (классу опасности) для целей государственного регионального жилищного надзора, лицензионного контроля"

ПРОЕКТ

П Р И К А З

от «   » августа 2017 г.                                                                               №   

г. Абакан

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ К КАТЕГОРИИ РИСКА (КЛАССУ ОПАСНОСТИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА, ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ

На основании статьи 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения подконтрольных субъектов к категории риска (классу опасности) для целей государственного регионального жилищного надзора, лицензионного контроля, методику расчета категории риска.

2. Направить настоящий приказ в Аппарат Правительства Республики Хакасия на государственную регистрацию и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

 

Руководитель

Государственной жилищной инспекции

Республики Хакасия                                                                             М.В. Виноградов

 

 

 

Приложение № 1 к Приказу Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от «17» августа 2017 № _______

 

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ К КАТЕГОРИИ РИСКА (КЛАССУ ОПАСНОСТИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА, ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ

 

 Отнесение деятельности юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее – лицензиаты), к определенной категории риска для целей государственного регионального жилищного надзора, лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами,  осуществляется на основании следующих критериев:

1. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицензиатами обязательных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и, установленных законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования):

наличие внеплановых проверок, проведенных на основании обращений в орган государственного жилищного надзора граждан, организаций и органов власти на нарушение объектом контроля обязательных требований федерального законодательства;

наличие сведений о выданных объекту контроля предписаниях органов государственного (муниципального) контроля (надзора);

наличие сведений о неисполненных предписаниях органов государственного (муниципального) контроля (надзора);

наличие сведений о привлечении объекта контроля к административной ответственности.

2. Критерии вероятности несоблюдения лицензиатами обязательных требований:

2.1. деятельность лицензиатов при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска четырех и более постановлений о назначении административного наказания лицензиату за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, – значительный риск;

2.2. деятельность лицензиатов, в отношении которых плановые проверки не проводились в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска – умеренный риск.

3. Для государственного регионального жилищного надзора и лицензионного контроля применяются категории риска.

4. Перечень категорий риска, применяемый при осуществлении государственного регионального жилищного надзора и лицензионного контроля на территории Республики Хакасия, включает 6 категорий риска опасности из числа категорий риска согласно приложению и устанавливается в соответствии с положением о государственном региональном жилищном надзоре и лицензионном контроле на территории Республики Хакасия.

5. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о государственном региональном жилищном надзоре и лицензионном контроле на территории Республики Хакасии.

6. Перечень категорий риска и критерии отнесения к ним субъектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного жилищного надзора, позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

9. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

10. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

11. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска.

12. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска.

13. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

14. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенным категориям риска.

15. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

16. Положением о виде государственного контроля (надзора) устанавливаются особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок.

17. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности категории риска по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

18. Заявление содержит следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

в) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска;

г) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, на присвоение которых претендует заявитель.

20. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворение заявления и изменение категории риска объекта государственного контроля (надзора);

б) отказ в удовлетворении заявления.

21. Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 20 настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к Приказу Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия «17» августа 2017

№ _______

 

Методика расчета категории риска

 

Общие положения

 

1.1. В настоящей Методике определения  риск причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие нарушения объектами контроля обязательных требований жилищного законодательства, рассматривается как следствие нарушения лицом, деятельность которого связана с  управлением многоквартирными домами (далее – обязательные требования).

Принимается, что осуществление деятельности объектом контроля в условиях полного соблюдения обязательных требований не формирует недопустимого уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

1.2. Под категорией риска следует понимать степень тяжести потенциальных негативных последствий реализации риска, обусловленных причинением вреда (нанесения ущерба) охраняемым законом ценностям.

Под факторами риска следует понимать процессы и (или) явления (источники рисков), способствующие возникновению того или иного вида риска и определяющие его характер.

1.3. Отнесение деятельности объекта контроля к определенной категории риска осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения объектом контроля обязательных требований
и вероятности их несоблюдения.

1.4. Основными показателями рисков при определении их категории являются:

– показатель, используемый для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения объектом контроля обязательных требований (далее – показатель тяжести потенциальных негативных последствий);

– показатель, используемый для оценки вероятности несоблюдения объектом контроля обязательных требований (далее – показатель вероятности несоблюдения обязательных требований).

1.5. При формировании ежегодного плана проверок периодичность (частота), тематика, формы и продолжительность плановых проверок объекта контроля следует определять в зависимости от значений показателей рисков, к которому отнесен объект контроля.

1.6. Расчет значений показателей рисков осуществляется путем соотнесения деятельности объекта контроля по каждому фактору риска с допустимыми значениями показателей по каждому из таких факторов риска.

1.7. Порядок определения периодичности (частоты), тематики, формы и продолжительности плановых проверок на основании показателей тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения обязательных требований устанавливается приказом органа государственного жилищного надзора.

 

2. Расчет значений показателей тяжести потенциальных негативных последствий

 

2.1. Количественная оценка показателя тяжести потенциальных негативных последствий выражается числовым значением, определяющим его уровень.

2.2. Для расчета показателя тяжести потенциальных негативных последствий рекомендуется:

– определить все возможные факторы риска, применяемые в целях планирования контрольной деятельности субъекта,
и их допустимые значения;

– установить категории риска и их значимость;

– осуществить сопоставление значимости риска и категории риска.

2.3. При определении показателя тяжести потенциальных негативных последствий рекомендуется рассматривать следующие факторы риска:

– наличие фактов нарушения обязательных требований законодательства объектом контроля;

– непринятие объектом контроля мер, направленных на предотвращение нарушений обязательных требований законодательства;

–  иные факторы риска, определенные органом государственного жилищного надзора.

К факторам риска рекомендуется относить все возможные виды недобросовестных действий объекта контроля, связанных с несоблюдением обязательных требований, идентифицирующих данный риск.

2.4. Для расчета значений показателя тяжести потенциальных негативных последствий рекомендуется установить шесть категорий риска: «Низкий риск», «Умеренный риск», «Средний риск», «Значительный риск», «Высокий риск», «Чрезвычайно высокий риск».

2.5. Каждую категорию риска рекомендуется сопоставить с соответствующим показателем его значимости.

Пример сопоставление значимости риска и категории риска приведены
в Таблице 1.

 

Таблица 1

Категория риска

Значимость риска

Низкий риск

1

Умеренный риск

2

Средний риск

3

Значительный риск

4

Высокий риск

5

Чрезвычайно высокий риск

6

 

2.6. По каждому фактору риска следует определить категорию риска исходя
из допустимых значений фактора риска.

           

Пример количественной оценки фактора риска приведен в Таблице 2.

 

Таблица 2

Наименование фактора риска

Категория риска

Значимость риска

Допустимые значения тяжести потенциальных негативных последствий фактора риска, установленные саморегулируемой организацией

Фактическое значение тяжести потенциальных негативных последствий фактора риска

Фактор 1

Низкий риск

1

Не более 2

соответствует категории риска «Высокий риск»

с фактическим значением тяжести потенциальных негативных последствий фактора риска «5»

Умеренный риск

2

Не более 3

Средний риск

3

Не более 5

Значительный риск

4

Не более 7

Высокий риск

5

Не более 8

Чрезвычайно высокий риск

6

Более 8

 

2.7. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий выражается числовым значением и определяется как средняя величина фактических значений факторов риска.

 

Пример расчета показателя тяжести потенциальных негативных последствий приведен в Таблице 3.

Таблица 3

Наименование фактора риска

Фактическое значение

тяжести потенциальных негативных последствий фактора риска

Категория риска

Показатель тяжести потенциальных негативных последствий

Категория риска, определенная на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий

Фактор 1

5

Высокий риск

 

 

(5+1+3+2+2)/5=

=2,6

Числовое значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий «2.6» определяет показатель тяжести потенциальных последствий как «Средний риск», поскольку находится в диапазоне между показателями значимости «Умеренного» и «Среднего» рисков.

Фактор 2

1

Низкий риск

Фактор 3

3

Средний риск

Фактор 4

2

Умеренный риск

Фактор 5

2

Средний риск

 

2.8. В целях обобщения и систематизации информации для определения показателя тяжести потенциальных негативных последствий целесообразно использовать карты рисков для каждого объекта контроля.

2.9. При отсутствии каких-либо первичных данных и информации об объекте контроля показатель тяжести потенциальных негативных последствий рекомендуется устанавливать равный «Среднему риску». 

 

3. Расчет значений показателей вероятности несоблюдения обязательных требований

 

3.1. Количественная оценка показателя вероятности несоблюдения обязательных требований выражается числовым значением, определяющим
его уровень.

3.2. Оценка вероятности реализации риска должна учитывать вероятность реализации всех факторов риска.

3.3. Для расчета показателя вероятности несоблюдения обязательных требований рекомендуется рассматривать следующие факторы риска:

наличие внеплановых проверок, проведенных на основании обращений в орган государственного жилищного надзора граждан, организаций и органов власти
на нарушение объектом контроля обязательных требований федерального законодательства;

наличие сведений о выданных объекту контроля предписаниях органов государственного (муниципального) контроля (надзора);

наличие сведений о неисполненных предписаниях органов государственного (муниципального) контроля (надзора);

наличие сведений о привлечении объекта контроля к административной ответственности;

иные факты нарушений, которые могут являться необходимыми
для объективной оценки показателя вероятности несоблюдения обязательных требований.

3.4. По каждому фактору риска саморегулируемой организацией устанавливается допустимая частота его проявления за определенный промежуток времени и определяется вероятность его реализации исходя из фактических данных частоты проявлений фактора риска объектом контроля.

3.5. Для расчета показателя вероятности несоблюдения обязательных требований рекомендуется установить шкалу оценки от 1 до 6,
где 1 соответствует очень низкой вероятности реализации риска, 6 – чрезвычайно высокой вероятности реализации риска.

Пример определения вероятности реализации фактора риска приведен
в Таблице 4.

Таблица 4

Наименование фактора риска

Категория риска

Значимость

Допустимые значения частоты проявлений, факторов риска установленные саморегулируемой организацией

Фактические данные частоты проявлений фактора риска объектом контроля

Фактическое значение вероятности реализации фактора риска

Фактор 1

Очень низкая

1

0

 

 

3 раза в установленный период

Вероятность возникновения данного фактора риска находится в диапазоне «Средней» вероятности реализации риска с численным значением «3»

Низкая

2

не более 2раз

Средняя

3

не более 4 раз

Высокая

4

не более

6 раз

Очень высокая

5

не более

8 раз

Чрезвычайно высокий

6

более 8 раз

 

3.6. Показатель вероятности несоблюдения обязательных требований выражается числовым значением и определяется как средняя величина фактических значений вероятности реализации факторов риска.

 

Пример расчета показателя вероятности несоблюдения обязательных требований приведен в Таблице 5.

 

Таблица 5

Наименование фактора риска.

Фактическое значение вероятности реализации фактора риска

Категория риска

Показатель вероятности несоблюдения обязательных требований

Категория риска, определенная на основании показателя вероятности несоблюдения обязательных требований

Фактор 1

3

Средняя

 

 

(3+5+1+1+2)/5=

=2,4

Численное значение показателя вероятности несоблюдения обязательных требований «2,4»

определяет показатель вероятности несоблюдения обязательных требований

как «Средней», поскольку находится в диапазоне между показателями значимости «Низкая» и «Средняя».

Фактор 2

5

Очень высокая

Фактор 3

1

Очень низкая

Фактор 4

1

Очень низкая

Фактор 5

2

Низкая

 

3.7. При отсутствии каких-либо первичных данных и информации об объекте контроля показатель вероятности несоблюдения обязательных требований рекомендуется устанавливать равный «Среднему риску».