Проект Постановления "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы"

Дата начала приёма заключений – 22.09.2017г.

 

Дата окончания приёма заключений – 27.09.2017г.

 

Электронный адрес для направления заключений независимых экспертов: mf5083@r-19.ru


   

Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы

 

 

В целях эффективного управления государственным долгом Республики Хакасия и принятия мер по снижению долговой нагрузки Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра финансов Республики Хакасия И.И.

Войнову.

 

 

 

Глава Республики Хакасия – Председатель

Правительства Республики Хакасия                                                                                                В. Зимин


Приложение

к постановлению Правительства

Республики Хакасия

от «__»______2017 г. №____

 

Основные направления долговой политики Республики Хакасия

на 2017 – 2021 годы

 

1. Общие положения

 

Долговая политика Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы разработана в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 № 408 «Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия», постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 № 561 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия на период до 2020 года».

Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленный на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.

Долговая политика Республики Хакасия направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия. Долговые обязательства Республики Хакасия существуют в виде обязательств по:

1) государственным ценным бумагам Республики Хакасия;

2) бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций;

4) государственным гарантиям Республики Хакасия.

 

2. Основные факторы, определяющие характер и направления

государственной долговой политики Республики Хакасия

 

Характер и основные направления долговой политики Республики Хакасия определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Республики Хакасия, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

 Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Хакасия, направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Хакасия. Особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств, оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат и контроля за достижением установленных целевых показателей.

В силу высокой социальной ориентированности расходов бюджета Республики Хакасия, ограниченности инструментов увеличения его доходов, бюджет Республики Хакасия на протяжении многих лет исполняется с дефицитом, что объективно обуславливает наличие государственного долга Республики Хакасия и тенденцию к его росту.

 

Показатели государственного долга Республики Хакасия

за 2012-2016 годы

тыс.руб.

№ п/п

Вид обязательства

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

1

Обязательства по государственным ценным бумагам Республики Хакасия

2 660 000

4 200 000

5 850 000

7 500 000

11 400 000

2

Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

566 600

1 645 846

1 805 049

3 322 920

2 861 425

3

Обязательства по кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций

1 146 000

2 071 000

3 002 308

5 714 990

8 541 472

4

Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Хакасия

214 516

466 124

197 028

138 245

78 205

 

Всего

4 587 116

8 382 970

10 854 385

16 676 155

22 881 102

 

Темп роста к предыдущему году, %

117,0

182,8

129,5

153,6

137,2

 

Объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия

12 240 795

11 603 080

12 666 921

14 281 709

15 729 301

 

Отношение объема государственного долга Республики Хакасия к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Хакасия, %

37,5

72,2

85,7

116,8

145,6

 

За последние 5 лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия (в 1,8 раза) произошел в 2013 году, что связано с существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов президента от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.

На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация в результате масштабных пожаров, произошедших в  Республике Хакасия в  апреле 2015 года. Экономике республики был нанесен огромный ущерб, сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших её косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть бюджета от пострадавших территорий республики. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий чрезвычайного происшествия, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.

В связи с недостаточностью доходной базы, финансирование дефицита бюджета Республики Хакасия осуществляется в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций и размещения облигационных займов, поэтому рыночные заимствования в структуре государственного долга Республики Хакасия к началу 2017 года составили 87,2 %. В течение 2014-2016 годов использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры республикой за счет получения бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, но ввиду нереалистичного характера условий получения данных кредитов данный механизм не привел к ожидаемому результату, и кредиты были возвращены досрочно.

В настоящее время Правительством республики принимаются все возможные меры для обеспечения сбалансированности бюджета. В целях недопущения снижения поступлений доходов в бюджет республики проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу увеличения объемов налоговых отчислений.

По состоянию на 1 января 2017 года государственный долг 8 субъектов Российской Федерации превысил отметку 100 %, в том числе и государственный долг Республики Хакасия.

Проведя анализ структуры государственного долга вышеуказанных субъектов Российской Федерации можно сделать вывод, что наименьший удельный вес по наиболее дешевым в обслуживании бюджетным обязательствам – бюджетным кредитам из федерального бюджета, сложился в Республике Хакасия, а именно - 12,5 %. Удельный вес остальных семи субъектов составляет от 28,9 % до 58,8 %.

Данная тенденция в структуре государственного долга Республики Хакасия значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет в части обслуживания долговых обязательств.

 

3. Принципы долговой политики Республики Хакасия

 

Принципами долговой политики Республики Хакасия являются:

1) снижение объема долговых обязательств Республики Хакасия до экономически безопасного уровня, позволяющего сохранить контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга с учетом всех возможных рисков;

2) обеспечение исполнения долговых обязательств Республики Хакасия в полном объеме;

3) равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия;

4) прогнозирование и предотвращение рисков, связанных с осуществлением всех видов заимствований.

 

4. Основные задачи долговой политики Республики Хакасия

 

Основными задачами долговой политики Республики Хакасия являются:

1) повышение эффективности государственных заимствований Республики Хакасия (далее - заимствования);

2) оптимизация структуры государственного долга Республики Хакасия с целью минимизации стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения и обеспечения среднего срока погашения заимствований не менее двух лет;

3) сокращение объема государственного долга Республики Хакасия с                      1 января 2018г. по 1 января 2022 г. в номинальном выражении не менее чем на 5 процентов ежегодно;

4) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Республики Хакасия:

- к 1 января 2018 года - не более 140 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2017 год,

- к 1 января 2019 года - не более 120 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год,

- к 1 января 2020 года - не более 100 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;

5) сокращение доли объема долговых обязательств Республики Хакасия по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к 1 января 2021 года до 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;

6) сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований.

 

5. Основные мероприятия долговой политики Республики Хакасия

 

Основными мероприятиями долговой политики Республики Хакасия являются:

1) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Республики Хакасия ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Республики Хакасия в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Республики Хакасия и равномерного распределения задолженности по срокам погашения;

3) привлечение в течение финансового года бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета Республики Хакасия;

4) осуществление заимствований на погашение действующих долговых обязательств и покрытие дефицита областного бюджета Республики Хакасия с учетом рекомендованных дополнительных ограничений;

5) планирование государственных заимствований осуществляется с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, а также с текущей и ожидаемой конъюнктурой на рынках заимствований;

6) погашение рыночных заимствований за счет экономии расходов на обслуживание государственного долга, сложившейся в результате рефинансирования их бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2017-2021 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.

 

 


 

Скачать: