Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Уполномоченный по правам человека в Республике Хакасия

Выступление Уполномоченного по правам человека на сессии ВС РХ по Докладу 2016

Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые депутаты и участники сессии Верховного Совета Республики Хакасия!

Число жалоб в адрес Уполномоченного ежегодно увеличивается. В прошлом году их поступило 970 в интересах 1240 человек. На выездных приёмах граждан Уполномоченным в муниципальных образованиях и поселениях было принято 16% заявлений. Четвёртая часть всех письменных заявлений – это  коллективные жалобы.

Более половины всех обращений (52,4%) составили жалобы  на нарушение социальных прав: в сфере здравоохранения, социального обеспечения и жилища (329 или 33,9%; АППГ – 31,0%);

-каждое пятое – на работу правоохранительных органов и деятельность Управления службы исполнения наказаний (197 или 20,3%; АППГ -12,9%).

Позвольте кратко доложить информацию по этой тематике обращений.

Рекомендации Верховного Совета Правительству Республики Хакасия, принятые 25 февраля 2016 года по Докладу Уполномоченного об обеспечении контроля за соблюдением социальных гарантий и мер социальной поддержки льготным категориям граждан, выплатой пособий и компенсаций, полностью выполнены не были.

Наоборот, количество обращений с жалобами на  неисполнение таких обязательств Правительством – увеличилось  на 40 процентов (120 против 87-АППГ).

 Задержки выплат, нередко достигали свыше четырёх месяцев, что очень существенно для большинства  льготников, у которых размер компенсации  составляет свыше 10% от размера получаемых пенсий.

В текущем году компенсационные выплаты своевременно также не перечисляются. 

Не менее актуальными была ситуация и с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, особенно в сельских поселениях.

Если в ряде случаев вопрос было возможным решить с привлечением надзорных органов и государственной инспекции по труду, то системное решение проблемы, и то не в полном объёме, стало возможным только в конце 2016 года после получения республикой финансовой помощи из федерального бюджета.

В 2016 году наполовину выросло число жалоб на нарушение прав граждан в сфере здравоохранения, прежде всего по вопросам оказания медицинской помощи и льготного лекарственного обеспечения.

Проверкой Прокуратуры Хакасии установлено, что в конце декабря 2016 года в ГБУ РХ «Ресфармация» на отложенном спросе в точках отпуска по территории Республики Хакасия находилось свыше 7 тысяч не обеспеченных лекарствами рецептов по региональной льготе.  

Особенно болезненно люди реагируют на задержки бесплатного получения жизненно необходимых лекарств и реабилитационных изделий для инвалидов. Это неудивительно, так как их  в республике насчитывается свыше 31 тысячи человек.

Каждый третий взрослый житель Хакасии – пенсионер, а каждый четвёртый – федеральный или региональный льготник.

Федеральный закон № 44-ФЗ, призванный эффективно регулировать вопросы обеспечения государственных и муниципальных нужд товарами и услугами работал, как будто во вред гражданам.

Так, медицинские организации закупают лекарства по международному непатентованному наименованию.

Требования непритязательные – формула препарата и минимальная цена. Компания, которая конкурс выигрывает, условия выдерживает. А то, что закупленное лекарство имеет ещё обширные побочные действия, в расчёт как бы не принимается. Особенно это актуально для онкологических заболеваний. Вместо выздоровления, у больного появляется перспектива досрочно поселиться на кладбище.

На 01.01.2017 в Хакасии  проживало 55 человек, страдающих редкими или орфанными заболеваниями, где требуется дорогостоящее лечение. 

В 2016 году на закупку препаратов для лечения этих больных потребовалось свыше 72 млн. рублей. Бюджет Хакасии не  позволяет сразу выделять необходимые суммы.  Соответственно, больные не имеют возможность получить лечение своевременно и в полном объёме.  Но жизнь и здоровье граждан, не должны   зависеть от финансовых возможностей субъекта. Для лечения таких заболеваний нужны субвенции из федерального бюджета.

Предложения по этому вопросу мной внесены на  совещании российских уполномоченных в марте этого года.

Продолжает увеличиваться  число граждан, отказавшихся от «федеральной льготы» в пользу получения ежемесячной денежной выплаты. В прошедшем году эта ситуация обошлась бюджету Хакасии в сумму более 20 млн. рублей.

В противотуберкулёзном диспансере  принимаются значительные усилия по лечению опасного заболевания. Однако, к сожалению, не редки случаи самовольного ухода из стационара и территории диспансера больных, имеющих острую форму туберкулёза. Они свободно посещают аптеки, магазины, ездят в общественном транспорте. Но палочки Коха отдельных жертв не выбирают, заражают всех – малых и взрослых, поэтому необходимо провести контрольно-режимные мероприятия в лечебных учреждениях, где находятся такие пациенты.

 

По данным Росстата, заболеваемость злокачественными новообразованиями в Хакасии  за 15 лет увеличилась почти в 2 раза.  На учёте в онкодиспансере состоит порядка десяти тысяч  человек. То есть у каждого из 55 жителей республики выявлен рак. В 2016 году с этим диагнозом умерло почти тысяча человек.

Росту числа раковых заболеваний способствуют:

Во-первых, экологические проблемы – загрязнение атмосферы, почвы, воды.

 Так, неисполнение проектных решений по охране окружающей среды при разработке угольных месторождений, ведёт к серьёзным экологическим последствиям на большой территории. В качестве примера можно привести деятельность угольных разрезов «Аршановский» и «Майрыхский». Игнорируя природоохранное законодательство, они неоднократно практиковали  сброс неочищенных стоков в канал, впадающий в реку Абакан, из которого идёт забор воды для жителей столицы Хакасии, а также города Черногорска, села Белый Яр и Койбалы Алтайского района посёлка Усть-Абакан. В общей сложности реальной угрозе подвергается жизнь и здоровье почти 300 тысяч человек. Ситуация была предметом проверки прокуратуры республики.

 Добывающие предприятия в Хакасии накопили свыше 200 млн. тонн или 96,3% от общего количества образовавшихся отходов.

Во-вторых, на причину высокой смертности от злокачественных новообразований влияет выявление болезни на поздних стадиях. Денег на лечение тратится в разы больше при одновременном резком снижении эффективности результата.

Организация  медицинских осмотров для выявления рака на ранних стадиях в ФАПах, участковых больницах и амбулаториях, терапевтических участках не решена.

Кроме того, недостаточно медицинских специалистов, не хватает оборудования. Большинство из имеющихся аппаратов нуждаются в ремонте или замене: маммографы,  гастроскопы, аппараты УЗИ.

Спасибо Министерству здравоохранения и вам, уважаемые депутаты за поддержку хорошего дела – в  конце декабря была, наконец, завершена реконструкции здания прачечной под Лечебно-диагностический корпус онкодиспансера.

Однако диагностические службы переехали в Центр с имеющимся, далеко не новым медицинским оборудованием. Для обеспечения эффективности диагностики и лечения, требуется сделать следующий шаг – оснастить  диспансер современным медицинским оборудованием. 

Уважаемые депутаты!

В прошедшем году на 74% больше поступило обращений с жалобами на неправомерные действия (бездействие) правоохранительных органов –  МВД и Следственного управления по Республике Хакасия, на производство следствия и дознания, по вопросам возбуждения уголовных дел.

Неоднократно поступали жалобы на работников следственного управления о непредоставлении обвиняемым свиданий или хотя бы телефонных звонков близким родственникам в следственном изоляторе, даже когда подследственные пробыли в СИЗО свыше трёх месяцев. Это можно расценивать как психологическое насилие и пытку над человеком.

На 70% выросло число жалоб по вопросам исполнения наказаний в УФСИН России по Республике Хакасия.

В большей части это было связано с увеличением численности осуждённых и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также событий, происшедших в июле 2016 года в ФКУ ИК-35.

По указанным событиям проведены служебные и прокурорские проверки, в том числе с моим участием, как Уполномоченного по правам человека.

Следственным управлением СК России по Республике Хакасия продолжается рассмотрение уголовного дела, возбужденного по факту массовых беспорядков.

В течение 2016 года Уполномоченный и работники аппарата Уполномоченного в плановом порядке и в целях рассмотрения поступивших жалоб и обращений,  в учреждениях УФСИН побывали 57 раз, участвовали в работе административных комиссий по рассмотрению заявлений осуждённых о замене режима содержания. Больше половины проверок соблюдения прав граждан, содержащихся под стражей, проводилось совместно с работниками прокуратуры и членов Общественной наблюдательной комиссии.

К сожалению, при рассмотрении документов на условно-досрочное освобождение, суд не всегда принимал во внимание доводы комиссии и администрации колоний, и на свободу досрочно выходили лица с отрицательной характеристикой, и наоборот, положительно характеризующиеся оставались в исправительном учреждении.

Я вновь вынужден констатировать, что проблемы трудоустройства осуждённых остаются. При этом, в качестве справки: в прошедшем году ежемесячная стоимость содержания под стражей одного человека в исправительном учреждении и СИЗО-2 обошлась государственному бюджету около 38 тысяч рублей.

Уважаемые депутаты, в своём кратком выступлении я обозначил только часть проблемных вопросов о реализации конституционных прав граждан, проживающих в нашей республике. У вас имеется Доклад в сокращённом виде. Полный текст Доклада размещён на сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия. Прошу с ним ознакомиться.

Выражаю  искреннюю благодарность исполнительным органам власти, депутатскому корпусу, Общественной палате Республики Хакасия, средствам массовой информации за конструктивную помощь и содействие в защите и восстановлении прав и свобод человека и гражданина.