Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Проект постановления "«Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы»

Проект постановления «Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы»

Опубликован: 26.06.2017

Срок окончания экспертизы: 30.06.2017

Вопросы, замечания и предложения направлять на адрес эл. почты: ev@r-19.ru

Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы

Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы (далее – Концепция).

2. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 № 02-п «Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2015–2020 годы».

3. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.

Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия                                                                                           В. Зимин

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Президиума Правительства

Республики Хакасия

от «___» _______2015г. №_____

Концепция

развития промышленности Республики Хакасия

на 2017-2030 годы

1.                 Общие положения

Основой многоотраслевого промышленного комплекса Республики Хакасия являются предприятия, добывающие полезные ископаемые в регионе, в том числе уголь, железную руду, медно-молибденовую руду, золото. Лидерами отраслей промышленного производства являются добыча полезных ископаемых и производство электроэнергии, газа и воды. Эти отрасли, а также металлургическая, пищевая, и отдельные подотрасли легкой промышленности формируют основу социально-экономического развития Республики Хакасия.

Настоящая Концепция развития промышленности Республики Хакасия на период 2017-2030 годов (далее по тексту - Концепция) разработана на основе положений Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов», постановления Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года», Закона Республики Хакасия от 10.04.2017
№ 11-ЗРХ «О промышленной политике Республики Хакасия».

Концепция - взаимоувязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам система представлений о стратегических целях, приоритетах развития промышленной политики Республики Хакасия и направлениях развития промышленности, а также средствах их реализации, включающая в себя набор целевых функций и решений, реализуемых в программах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного характера, в рамках целевых программ, в отдельных проектах.

В рамках настоящей Концепции предусматривается дать исходную, базовую оценку экономической ситуации отдельных отраслей (добыча полезных ископаемых и их обработка, черная и цветная металлургии, легкая, пищевая,) (далее – промышленности, промышленного комплекса республики), четкое определение места и роли промышленности республики в развитии региональной экономики, и тенденций ее развития, а также определить основные направления промышленной политики, механизмы реализации самой концепции в долгосрочном периоде.

Концепция определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие промышленного комплекса Республики Хакасия и отвечает общей идеологии развития российской экономики, предусмотренной в решениях Президента и Правительства Российской Федерации.

2.                 Анализ текущей ситуации в промышленности Республики Хакасия: ключевые проблемы развития

Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Республики Хакасия, формирует значительный вклад в формирование валового регионального продукта республики (по итогам 2016 года 41,5%).

В течение всего 2016 года развитие промышленности Республики Хакасии характеризовалось устойчивыми темпами роста. Лидерами отраслей промышленного производства стали добыча полезных ископаемых и производство электроэнергии, газа и воды. Индекс промышленного производства составил 109,3%, в том числе по видам деятельности: «Добыча полезных ископаемых» – 110,2%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 123,1%.

В 2016 году в добывающем секторе предприятиями добыто 19,5 млн тонн каменного угля (112,9% к 2015 году), произведено обогащенного угля – 8,4 млн тонн (108,8%).

В группе добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических лидирующую позицию по темпам наращивания производства занимали предприятия по добыче медных концентратов. По сравнению с 2015 годом объемы производства на предприятиях увеличились на 33,9%, что в первую очередь объясняется ростом цен на мировом и российском рынках, а также дефицитом запасов медных концентратов. Предприятия золотодобычи в 2016 году увеличили объемы производства на 17,2% к 2015 году.

К основным организациям, осуществляющим деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, относятся:

ООО «СУЭК-Хакасия», ЗАО «Угольная компания «Разрез Степной»,
ООО «Разрез Аршановский», ООО «Разрез «Белоярский» – добыча и обогащение каменного угля;

ООО «Абазинский рудник», ООО «Сорский ГОК» – железные, молибденовые и медные руды;

ОАО «Коммунаровский рудник» и ЗАО Золотодобывающая компания «Золотая звезда» – драгоценные металлы;

ООО «Стройсервис», ООО «Катрина» – материалы строительные нерудные;

ООО «Бентонит Хакасии» – бентонитовые руды.

На протяжении 2016 года интенсивно работали предприятия тепло- и электроэнергетики. За отчетный период предприятиями электроэнергетики выработано 29358,4 ГВт·ч, что выше уровня 2015 года на 26,7%. Отпущено теплоэнергии 4,2 млн Гкал, или 102,9% к 2015 году.

В первом квартале 2017 года экономика республики вышла на лидирующие позиции в промышленном производстве среди субъектов Сибирского федерального округа, заняв четвертое место благодаря уверенным темпам роста в добывающей отрасли, электроэнергетике, а также на отдельных предприятиях, выпускающих продукцию потребительского спроса.

Индекс промышленного производства по итогам I квартала 2017 года составил 105,8% (в I квартале 2016 года – 102,8%), при этом индекс промышленного производства Сибирского федерального округа составил 102,0%, а по Российской Федерации 100,1%. Основными факторами сохранения высоких темпов увеличения индекса промышленного производства на 5,8% стал рост добычи полезных ископаемых на 17,5%, обрабатывающие производства – на 4,7%.

Основу потенциала добывающей отрасли республики составляют предприятия угледобычи. За I квартал 2017 года угледобывающими предприятиями региона добыто каменного угля 4,9 млн тонн, что в сравнении
с I кварталом 2016 года больше на 7%.

Рост объемов производства в добыче каменного угля обусловлен вводом новых производственных мощностей, в том числе развитием Бейского каменноугольного месторождения.

В среднесрочной перспективе к ныне действующим организациям –
ООО «Восточно-Бейский разрез», ООО «Разрез Аршановский», ООО «Разрез Майрыхский» – добавятся два угольных разреза на участках недр «Юго-Восточный Кирбинский» и «Северо-Западный Кирбинский».

Опережающее развитие угледобывающих мощностей Хакасии позволит довести добычу угля до 46 млн тонн в год к 2030 году, в том числе, объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении составят 28 млн тонн в год.

Мировой экономический кризис существенно повлиял на показатели деятельности добывающей и обрабатывающих отраслей промышленности Республики Хакасия. Несмотря на некоторую положительную динамику, большинство экономических параметров свидетельствует о весьма длительном периоде выхода из кризиса. В этих условиях развитие промышленного комплекса зависит от эффективности мер, направленных на его модернизацию и повышение конкурентоспособности предприятий.

Вместе с тем остаются злободневными и требуют решения проблемы, характерные не только для промышленного комплекса:

- низкий уровень обеспечения промышленного производства комплексной инфраструктурой (транспортная, информационная, финансовая инфраструктура);

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;

- высокая энергоемкость выпускаемой продукции;

- неэффективность системы управления предприятиями;

- низкий уровень выпуска инновационной продукции;

- слабая степень кооперационных связей промышленных предприятий;

- нехватка высококвалифицированных кадров в промышленности;

- усиление позиций конкурирующего импорта, тормозящего развитие собственного производства;

- недостаточное инициирование изменения структуры экономики к экономике «знаний», инноваций;

- низкий уровень земельных отношений;

- слабый уровень градостроительного регулирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Республики Хакасия. Необходимо развивать традиционные виды промышленной деятельности, добычу угля и других полезных ископаемых, металлургическое производство. Эти виды промышленной деятельности являются стратегическими. Глубокая дифференциация по видам промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости промышленного комплекса.

Особое внимание при этом нужно уделить развитию перерабатывающей промышленности, организации высокой степени переделов, продукции агропромышленного комплекса, а также всех видов переработки сырья, в том числе полезных ископаемых. Необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов (в пределах крупных индустриальных центров, агломераций, территориальных образований) с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью.

3.                 Цели и задачи развития промышленности Республики Хакасия

Целью реализации Концепции является обеспечение стратегической конкурентоспособности и устойчивого развития промышленного комплекса Республики Хакасия в долгосрочной перспективе (2017-2030 годы и далее), как основы социально-экономического развития Республики Хакасия и одного из ключевых факторов создания комфортной среды обитания и повышения качества жизни населения, выявление и поддержка приоритетных отраслей промышленности, видов производств и проектов с учетом действующих правовых норм и финансовых возможностей бюджета, на основе комплексной модернизации промышленных предприятий, с учетом сложившегося научно-технического, инновационного и производственного потенциала региона и его геополитического положения.

Важнейшей задачей органов государственной власти Республики Хакасия является формирование условий для реализации конкурентных преимуществ региона в промышленном производстве за счет ускоренной модернизации, повышения производительности труда, уровня квалификации кадров, а также увеличения производства продукции, работ и услуг с высокой долей (свыше 41,5%) добавленной стоимости, что возможно на основе реализации следующих задач развития промышленного сектора экономики:

1. Эффективная реализация антикризисных мер, направленных на повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий.

2. Реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов.

3. Реформирование промышленного комплекса, на основе оптимизации имущественных комплексов и создания территориально-производственных образований.

4. Развитие государственно-частного партнерства в промышленной сфере.

5. Содействие развитию существующих и созданию новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса

6. Создание условий для развития научно-технического потенциала предприятий.

7. Обеспечение промышленного комплекса квалифицированными кадрами.

4.                 Направления развития промышленности Республики Хакасия

Развитие потенциала отраслей промышленности Республики Хакасия, таких как добыча полезных ископаемых и их обработка, цветная и черная металлургия и топливно-энергетического комплекса способно придать импульс и обеспечить высокие темпы социально-экономического развития республики при условии комплексного подхода в реализации крупных инвестиционных проектов.

Комплексное развитие предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов на основе эффективного использования ресурсного потенциала республики.

В связи с текущими тенденциями развития региональной экономики можно выделить основные направления развития промышленности:

развитие добывающей промышленности, в том числе топливно-энергетических полезных ископаемых и ископаемых, кроме топливно-энергетических (железная руда, молибден, золото);

создание новых и развитие действующих энергоемких (с высоким потреблением электроэнергии) производств, способных обеспечить снижение профицитности энергосистемы Хакасии, в том числе производство алюминия, сплавов, чугуна и стального проката;

развитие производств на основе существующей ресурсной базы, связанных с глубокой переработкой сырья, в том числе переработка каменных углей (полукокс), переработка железорудного концентрата, переработка ферромолибдена, переработка алюминиевых сплавов, развитие транспортного машиностроения, связанного с удовлетворение потребностей грузоотправителей региона.

Развитие угольной промышленности Республики Хакасия

Республика Хакасия располагает одним из перспективных месторождений (Бейское каменноугольное месторождение) по запасам и освоению высококачественных энергетических углей, способного обеспечить к 2030 году объем добычи не менее 40 млн тонн в год.

На основании данных статистики добыча угля на Бейском месторождении за период с 2014 года (4,7 млн тонн) возросла на 28%, достигнув более 6 млн тонн, объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении к 2030 году составят 26 млн тонн в год.

Перспективы добычи связаны с дальнейшим развитием деятельности угледобывающих предприятий – «Восточно-Бейского разреза», Аршановского разреза, Майрыхского разреза и вновь вводимых мощностей ООО «Хакасская угольная компания» и ООО «КВСУ-Хакасия».

Если рассматривать угольную отрасль республики комплексно, то суммарно с Черногорского и Изыхского месторождений добыча составит 15 млн тонн в 2017 году, а общая добыча каменного угля по Республике Хакасия достигнет 22 млн тонн. К 2025 году добыча угля всего – превысит 45 млн тонн.

Интенсивное развитие Бейского месторождения создает основу по формированию угольного кластера направленного на глубокую переработку каменного угля, в частности создание центральной обогатительной фабрики рядового угля, завода по производству взрывчатых веществ, получению жидкого топлива, химической продукции.

В части развития месторождения предусматривается решение вопросов по обеспечению исправным подвижным составом действующие разрезы и организации логистического центра для формирования маршрутов на базе существующих производственных мощностей АО «Абаканвагонмаш» в виде ремонтно-логистического центра, получению жидкого топлива, химической продукции.

Энергосистема Республики Хакасия

Конкурентным преимуществом республики является ее высокая энергообеспеченность. В республике производится около 24 млрд. кВт/ч в год электроэнергии, в масштабах страны регион выделяется, как имеющий самый большую подушевую выработку электроэнергии – 40,6 тыс. кВт/ч (РФ – 1,2 тыс. кВт/ч).

В энергосистему республики входят: крупнейшая в России гидроэлектростанция Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, Майнская ГЭС и три электроцентрали (Абаканская и Абазинская ТЭЦ, Абаканская СЭС) с суммарной выработкой электроэнергии 22,5 млрд кВт∙ч в год. Общая протяженность электросетей составляет около 3 тыс. км. Более 50% электроэнергии, произведенной в регионе, поставляется в объединенную энергетическую систему Сибири. Потребление электроэнергии Республикой Хакасия не превышает 70%.

Мощности энергетического комплекса республики удовлетворяют растущие потребности экономики и социальной сферы. Кроме того, необходимо полностью использовать существующий резерв электроэнергии и мощности (до 30%), который позволяет размещать на территории региона энергоёмкие производства.

На территории промплощадок Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов планируется создание нового высокотехнологичного производства – строительство второго Хакасского алюминиевого завода, с целью обеспечения сохранения баланса энергопотребления в Объединенной энергосистеме Сибири и увеличение потребления переработки сырого кокса, производимого российскими компаниями.

Металлургический комплекс - цветная металлургия

Цветная металлургия - отрасль промышленности, которая использует преимущество от развитой электроэнергетики в Хакасии, потребляющая значительное количество энергии. Доля этой отрасли в промышленном производстве республики достигает 45%.

В связи с наличием резерва электроэнергии, с учетом потенциала Саяно-Шушенского каскада и короткой протяженностью электросетей, незначительного расстояния между генерирующими мощностями и конечными потребителями, планируется дальнейшее развитие Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов, с ростом технико-экономических показателей, увеличения объемов производства цилиндрических слитков, увеличения выпуска литейных сплавов. В 2017 году на опытно-промышленном участке САЗа планируется внедрение новой технологии производства алюминия электролизом (РА-550) обладающей большей энергоэффективностью и производительностью.

С целью развития потенциала отечественных предприятий и укрепление позиции России на мировом рынке алюминия предполагается возможность создания «Алюминиевой долины». Будут созданы все условия для запуска предприятий по выпуску проката для авиации и судостроения, комплектующих для автомобилестроения, продукции для кабельной промышленности и строительной отрасли, упаковки, товаров народного потребления, включая спортивные товары. Отличительной особенностью каждого из проектов станет его технологическое совершенство и высокая конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Республика Хакасия является приоритетным регионом для стратегических инвестиций компании «Союзметаллресурс». В регионе находятся основные активы компании ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», ООО «Сорский ферромолибденовый завод». Производством ферромолибдена занимается Сорский ферромолибденовый завод, который работает в тесной связке с Сорским горно-обогатительный комбинатом. Комплекс по производству ферромолибдена в Хакасии производит около 100% всего металла в стране.

На территории Республики Хакасия расположены 6 коренных месторождений золота (Коммунаровское, Юзикское, Майское, Кузнецовское, Еловое, Тургаюльское).

По данным Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу по итогам 2016 года в регионе осуществлена добыча 2 704 кг золота, что на 5,2% выше показателя 2015 года. В настоящее время золотодобыча в Республике Хакасия базируется на запасах.

На территории республики добычу золота осуществляют следующие предприятия: ЗАО Артель старателей «Хакасия», ЗАО Артель старателей «Ойна», ЗАО «Золотая звезда», ОАО «Коммунаровский рудник».

Металлургический комплекс - черная металлургия

В рамках дальнейшего развития промышленного потенциала Республики Хакасия отдельное место занимает добыча руд черных металлов. Так на территориях двух монопрофильных муниципальных образований региона располагаются Абаканский и Тейский рудники, градообразующие предприятия, от работы которых, зависит социально-экономическое развитие монотерриторий.

Реализация комплекса мер позволит возобновить производственную деятельность с выходом на добычу 2 млн тонн руды в год.

Отдельным направлением развития черной металлургии является создание производства продукции из чугуна и стали. Наличие собственной (местной) сырьевой базы – руды с необходимым содержанием железа, а так же возможность применения бездоменного производства с применением энергетических углей, добываемых на разрезах Бейского каменноугольного месторождения, является неоспоримым преимуществом развития промышленности на территории республики.

В настоящее время 100% потребляемого металлического марганца ввозится в Российскую Федерацию. В связи с этим существенное значение для развития экономики региона имеет строительство завода по производству электролитического металлического марганца, который позволит полностью удовлетворить потребности российской металлургии, в том числе при производстве спецсталей, применяющихся в оборонной промышленности.

5.                 Механизм реализации направлений

развития промышленности Республики Хакасия

Основные усилия промышленной политики Республики Хакасия направлены на решение задач, поставленных данной Концепцией и являются совокупностью конкретных организационных, финансово-экономических, социальных и иных преобразований, что предполагает реализацию целевых показателей развития промышленности региона.

Концепция носит рамочный характер. В процессе ее реализации предусматривается возможность корректировки целевых показателей, задач и ресурсов, проводимых по результатам мониторинга хода выполнения положений Концепции, изменения мировой, национальной экономики и прочих факторов.

В настоящее время, задачи развития промышленного комплекса реализуются в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2017 - 2019 годы)».

Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью увязки интересов крупного бизнеса с проблемами развития региона. Так как именно предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия могут решать ряд насущных проблем региона.

В настоящее время достижение поставленных целей может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Реализация Концепции предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:

1. Повышение качества продукции:

стимулирование внедрения и содействие субъектам промышленной деятельности в проведении сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и (или) международным стандартам;

проведение экспертизы качества товаров и удостоверение сертификатов, проведение конкурса «100 лучших товаров».

Реализация данного направления корреспондируется с реализацией положений Федерального Закона о стандартизации и соответствующими нормами права Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

2. Реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов:

мониторинг инвестиционных предложений на региональном и межрегиональном уровнях, реализуемых проектов промышленных предприятий республики;

информационная и правовая поддержка, в том числе участие в разработке инвестиционных проектов, взаимодействие со СМИ и совершенствование нормативно-правовой базы;

меры государственной (региональной) поддержки инвестиционной деятельности (возмещение предприятиям из регионального бюджета части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, предоставление государственных гарантий, установление налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения);

представление интересов субъектов инвестиционной деятельности на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях.

представление инвестиционных проектов для включения в федеральные и региональные целевые программы, программы развития головных предприятий-собственников.

Мониторинг ситуации в промышленном комплексе и выработка предложений по государственной поддержке предприятий региона будет осуществляться на основе реализации соглашения между Правительством Республики Хакасия и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

При реализации инвестиционных проектов, приоритетными выбираются следующие направления капитальных вложений:

создание новых производств импортозамещающей и экспортоориентированной продукции в отраслях промышленности;

расширение, модернизация и техническое перевооружение действующих производств в отраслях промышленности.

увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест;

развитие научно-технического потенциала республики, освоение выпуска наукоемкой продукции, высоких технологических пределов с высокой долей добавленной стоимости.

Концепция предполагает реализацию крупных, приоритетных инфраструктурных проектов в сфере промышленности и транспорта, предполагающих привлечение значительных объемов инвестиций и участие в их реализации широкого круга предприятий региона.

Кроме того, планируется формирование заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов из Фонда развития промышленности.

3. Развитие малых и средних промышленных предприятий:

поддержка существующих малых и средних предприятий путем содействия развитию промышленной кооперации, субконтрактинга и аутсорсинга, стимулирования франчайзинговых схем развития производственных предприятий сферы малого и среднего бизнеса;

содействие в создании инновационно-технологических центров общего пользования и специализированных промпарков, технопарков, кластеров, агломераций;

развитие системы франшизы для малых промышленных предприятий;

предоставление государственных гарантий при экспорте продукции.

3. Создание благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства в промышленной сфере:

налаживание эффективного взаимодействия промышленных предприятий с федеральными и региональными органами власти;

развитие системы инфраструктуры обслуживания промышленного бизнеса;

формирование механизмов государственной поддержки предприятий промышленности;

расширение практики заключения соглашений о стратегическом партнерстве между исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и собственниками крупных промышленных предприятий;

инициирование подписание аналогичных соглашений на уровне местного самоуправления;

антирейдерство;

совершенствование системы социального партнерства органов власти, общественных организаций и промышленных предприятий республики.

Социальная ответственность бизнеса рассматривается через призму достижений устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, способствует достижению социального равновесия, безопасности и благополучия граждан. Стратегия социальной ответственности бизнеса трансформируется в экономическую устойчивость предприятий, выплату налогов, качество товаров и услуг, дополнительные рабочие места и безопасную рабочую среду, развитие персонала.

4. Техническое перевооружение и модернизация производства, реализация инвестиционных проектов, развитие межтерриториальной и межотраслевой кооперации:

модернизация действующих технологических комплексов в основных отраслях с целью улучшения его технико-экономических и эксплуатационных характеристик;

приобретение нового оборудования с высокой степенью автоматизации, способного реализовывать передовые технологии и обеспечивать быструю сменяемость ассортимента, в том числе высокопроизводительного импортного оборудования и запасных частей к нему, не производимых в нашей стране;

разработка предложений по совершенствованию механизма реализации инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства;

содействие привлечению иностранного капитала с целью увеличения доли иностранных инвестиций в различных отраслях промышленности Республики Хакасия путем создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.

5. Повышение энергоэффективности:

внедрение новых экологически чистых технологий глубокой переработки исходного сырья и топлива и увеличения доли используемых вторичных ресурсов при производстве промышленной продукции;

создание элементной базы энергосбережения, в том числе энергосберегающего электротехнического оборудования и комплексов;

обеспечение паритета интересов энергетики и промышленности;

внедрение технологий, обеспечивающих резкое повышение энергоэффективности при проведении модернизации действующих производств;

внедрение системы энергоаудита на промышленных предприятиях;

создание новых производств исключительно на базе энергосберегающих технологий.

В последнее время усилилось влияние энергетической составляющей на деятельность промышленных предприятий. Этот фактор напрямую затрагивает вопросы конкурентоспособности производств, особенно использующих энергоемкие технологии, влияет на формирование планов перспективного развития.

В этой связи повышение показателей энергоэффективности и энергосбережения, взвешенная ценовая политика в сфере производства и поставок электроэнергии стоят в ряду наиболее значимых задач, решаемых в ходе реализации Концепции.

Для развития инвестиционной привлекательности предусматривается реализация мероприятий по снижению административных барьеров присоединения к технологическим сетям.

6. Развитие инновационной деятельности в промышленном секторе:

разработка и освоение прогрессивных технологий по производству конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня, используемой в стратегически значимых сферах;

расширение содействия развитию инновационного предпринимательства, создание необходимой инновационной инфраструктуры, формирование кластеров, а также другие меры по развитию территории инноваций;

разработка и развитие региональных программ и стратегий инновационного развития;

приобретение лицензий, технологий, оборудования для начинающих инновационных предприятий;

разработка и создание системы управления качеством инновационной продукции для обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции, производимой в Республике Хакасия.

7. Развитие рынка трудовых ресурсов и гибких форм привлечения молодых специалистов и рабочих:

осуществление мониторинга потребности основных отраслей в кадрах в профессионально-квалифицированном разрезе с учетом реализации инвестиционных программ и реструктуризации основных отраслей, государственный заказ специалистов для инновационных систем и инициируемых предприятий;

разработка профессиональных и образовательных стандартов по подготовке специалистов для промышленного комплекса Республики Хакасия в соответствии с требованиями работодателей;

создание в регионе инновационной системы подготовки кадров путем разработки республиканской целевой инвестиционной программы по формированию университетских комплексов, включающих начальную стадию высшего профессионального образования по техническим специальностям, профессиональных колледжей, осуществляющих подготовку по программе прикладного бакалавриата;

развитие системы обучения персонала на производстве путем внедрения системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на договорной основе с образовательными учреждениями, с учетом сертификации продукции на соответствие международным стандартам качества;

разработка механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий и их взаимодействия с органами профсоюзов путем создания условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов и учащихся, введения стимулирующих выплат молодым специалистам и рабочим по наиболее дефицитным профессиям и специальностям, формирования мероприятий по социальной поддержке и закреплению молодых специалистов на предприятиях промышленного комплекса региона.

Формирование системы подготовки, переподготовки, распределения и эффективного использования кадрового потенциала республики позволит обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, приведет к повышению качества и мобильности рабочей силы на рынке труда.

В качестве важнейших ресурсов реализации Концепции рассматриваются:

1. Интеллектуальный и производственный потенциалы.

2. Финансовые и другие инвестиционные ресурсы, использование которых способствует обновлению и развитию производственных мощностей в промышленности:

инвестиции собственников промышленных организаций;

собственные средства промышленных организаций;

средства, предусмотренные федеральными и республиканскими программами;

средства, высвобожденные в результате предоставления промышленным организациям налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;

банковские кредиты;

внешние привлеченные инвестиции, кредиты по линии международных банков и организаций, промышленный лизинг;

средства, полученные в результате выигранных грантов и тендеров;

денежные средства населения;

средства профсоюзных организаций (на организацию смотров-конкурсов профессионального мастерства, обучение специалистов и общественных уполномоченных по охране труда).

6.                 Ожидаемые результаты развития промышленности

Республики Хакасия

Развитие промышленности предполагает использование сценария, соответствующего инвестиционному варианту социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, с последующими изменениями на плановый период до 2030 года. Данный сценарий принимается как базовый при разработке концепции.

Ожидаемые результаты:

рост промышленного производства;

повышение производительности труда на основе создания высокопроизводительных рабочих мест;

увеличение доли обрабатывающих производств в структуре промышленного производства;

увеличение рентабельности активов и проданных товаров, работ и услуг;

увеличение доли высококвалифицированного персонала в общей структуре списочной численности работников организаций;

снижение степени износа основных фондов промышленного комплекса;

увеличение доли количества организаций, продукция которых представлена на межрегиональных и международных рынках сбыта.

Целевые показатели, характеризующие развитие промышленного комплекса Республики Хакасия в период с 2016 по 2030 годы:

- рост валового регионального продукта (ВРП) на 25,2 млрд рублей;

- рост промышленного производства на 57,8%;

- создание 8500 новых рабочих мест.

Промышленный комплекс Республики Хакасия, выходя на устойчивую траекторию развития, существенным образом улучшит экономические и финансовые показатели, что позволит получить синергетический эффект в экономической, внешнеэкономической, экологической, инновационно-технологической и социальной сферах.

На основе роста поступлений от промышленности в республиканский бюджет Республики Хакасия будут созданы условия повышения качества жизни населения региона.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!