Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Хакасия в 2015 году

Доклад

о состоянии и развитии конкурентной

среды на рынках товаров, работ и услуг

Республики Хакасия

в 2015 году

Раздел 1.Решение высшего должностного лица субъекта

Российской Федерации о внедрении Стандарта развития

конкуренции в субъектах Российской Федерации

Распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 17.03.2015 № 33-рп «О создании рабочей группы по внедрению на территории Республики Хакасия Стандарта развития конкуренции»[1]. Рабочая группа является совещательным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций по вопросам внедрения на территории Республики Хакасия Стандарта развития конкуренции.

Раздел 2. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на

рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации

В соответствии с требованием о проведении мониторинга Министерство экономики Республики Хакасия направило в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия заявку на проведение открытого конкурса для заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Хакасия за 2015 год». 25 февраля 2016 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявками на участие в открытом конкурсе. В открытом конкурсе принял участие единственный заявитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования» Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (далее - ФГБОУ ВПО ХГУ
им. Н.Ф. Катанова). Согласно протоколу конкурсной комиссии о рассмотрении единственной заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по выполнению научно-исследовательской работы «Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Хакасия за 2015 год» для нужд Министерством экономики Республики Хакасия от 04.03.2016 № 2 вынесено решение о возможности заключения контракта с участником открытого конкурса - ФГБОУ ВПО ХГУ
им. Н.Ф. Катанова.

Раздел 3. Сведения о реализации составляющих стандарта

развития конкуренции в субъекте Российской Федерации

3.1. Сведения о заключенных соглашениях (меморандумах) по внедрению Стандарта между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее – соглашения)

В состав Республики Хакасия входят 5 городских округов и 8 муниципальных районов.

Министерством экономики Республики Хакасия, как уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Республике Хакасия подготовлен проект соглашения с органами местного самоуправления о сотрудничестве по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
на территории муниципальных образований. Проект документа согласован с главами муниципальных районов и городских округов и готовится к подписанию сторонами.

3.2.Определение органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации в соответствии

со Стандартом (далее – Уполномоченный орган)

Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Республике Хакасия определено Министерство экономики Республики Хакасия в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2015 № 728 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Хакасия по содействию развитию конкуренции в Республике
Хакасия» [2].

Проект постановления Правительства Республики Хакасия «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономики Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 153», находящийся в стадии согласования с государственными органами исполнительной власти Республики Хакасия, предусматривает закрепление функций координатора при взаимодействии органов исполнительной власти Республики Хакасия по развитию конкуренции в Республике Хакасия.

3.2.3. Формирование коллегиального координационного или совещательного органа при высшем должностном лице субъекта

Российской Федерации по вопросам содействия развитию конкуренции

Функции коллегиального органа возложены на действующий Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее Координационный совет) постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 № 767 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 10.11.2009 года № 497 «О координационном совете по развитию малого среднего предпринимательства в Республике Хакасия»[3].

Состав Координационного совета состоит из 51 члена, включающего заместителей Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, руководителей уполномоченного органа, органов исполнительной власти Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, глав муниципальных образований, представителей предпринимательского сообщества и др. Возглавляет Координационный совет Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия.

Список организаций, представители которых включены в состав членов Координационного совета:

1. Министерство экономики Республики Хакасия;

2. Министерство финансов Республики Хакасия;

3. Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;

5. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия;

6. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия;

7. Министерство образования и науки Республики Хакасия;

8. Министерство здравоохранения Республики Хакасия;

9. Министерство труда и социального развития Республики Хакасия;

10. Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия;

11. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия;

12. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия;

13. Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия;

14. Государственный комитет по туризму Республики Хакасия;

15. Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Хакасия;

16. Торгово-промышленная палата Республики Хакасия;

17. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Республике Хакасия;

18. Управление Федеральной налоговой службы Республики Хакасия;

19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия;

20. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

21. Верховный Совет Республики Хакасия;

22. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия;

23. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» по Республике Хакасия;

24. Некоммерческая организация «Фонд развития Республики Хакасия»;

25. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Республиканский центр поддержки предпринимательства»;

26. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Аппарат Общественной палаты Республики Хакасия»;

27. Некоммерческая организация «Гарантийный фонд Республики Хакасия»;

28. Государственное автономное учреждение Республики Хакасия «Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия»;

29. Хакасское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;

30. Некоммерческое партнерство «Союз строителей Хакасии»;

31. Союз потребительских обществ Республики Хакасия;

32. ООО «Торговый дом «Премьер»;

33. ООО «Сельскохозяйственная перерабатывающая компания «Сибирь»;

34. ООО «Кондитерский дом «Сладкарница»;

35. Крестьянское (фермерское) хозяйство А.К. Позднякова;

36. Главы администраций муниципальных районов и городских округов.

3.4. Утверждение перечня рынков для содействия развитию конкуренции

в субъекте Российской Федерации (далее – Перечень), состоящего

из перечня социально значимых рынков и перечня приоритетных рынков

При формировании проекта перечня приоритетных и социально значимых рынков были проанализированы материалы:

- Хакасского УФАС России о результатах анализа товарных рынков и услуг (оптовой реализации рыбоводной продукции лососевых в Республике Хакасия, розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, первичного жилья экономического класса Республики Хакасия (г. Абакан) в 2011–2013 гг., по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам Республики Хакасия, связи (проводного и мобильного широкополосного доступа к сети интернет со скоростью не менее 1 Мбит/сек., жилищно – коммунального хозяйства) и предложений по включению в Перечень рынок строительства жилья (включая строительство жилья эконом класса), услуг в области логистики, планирования производства и обработки заказов бизнес-процессами овощехранилищ, связанных с продвижением местной продукции овощеводства в торговые сети;

- информация Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия о количестве и тематике поступивших жалоб. Основная тематика поступающих жалоб касалась вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части реализации пищевых продуктов, питьевой воды и питьевом водоснабжении, условиях проживания в жилых помещениях, а также нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, бытового обслуживания населения, деятельности на финансовом рынке, при оказании жилищно-коммунальных услуг;

- информация Прокуратуры Республики Хакасия о поступивших жалобах (обращениях) в основном в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. В 2015 году количество поступивших обращений от субъектов предпринимательской деятельности составило 46 (в 2014 году – 15), из них обоснованными признано 9 (4);

- информация Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия о количестве участников закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд за
2014–2015 годы. Увеличение числа участников закупок по видам экономической деятельности свидетельствует о конкуренции в отраслях;

- информация Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия о состоянии конкуренции в Республике Хакасия и препятствиях в развитии конкуренции, связанных с деятельностью нелегальных предпринимателей, так называемых «самозанятых» граждан. Особенно остро эта проблема проявляется в сфере перевозок пассажиров, что также отражается на безопасности граждан;

- информация территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия;

- информация органов исполнительной власти Республики Хакасия по вопросу определения приоритетных и социально значимых рынков для включения в разрабатываемый Перечень.

Уполномоченным органом разработан проект перечня приоритетных рынков, перечня социально значимых рынков и представлен на заседание Координационного совета к рассмотрению и утверждению. Протоколом заседания Координационного совета от 03.02.2016 № Пр-2-ОН одобрен перечень рынков:

Приоритетные рынки:

• Рынок агропромышленного комплекса;

• Рынок туристских услуг;

• Рынок строительства жилья (включая строительство жилья эконом класса);

Социально значимые рынки:

• Рынок услуг дошкольного образования;

• Рынок услуг детского отдыха и оздоровления;

• Рынок услуг дополнительного образования детей;

• Рынок медицинских услуг;

• Рынок психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• Рынок услуг в сфере культуры;

• Рынок услуг жилищно - коммунального хозяйства;

• Розничная торговля;

• Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом;

• Рынок услуг связи;

• Рынок услуг социального облуживания населения.

Перечень рынков утвержден распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 02.03.2016 № 27-рп «Об утверждении Перечня социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Хакасия»[4].

Перечень приоритетных и социально значимых рынков

Республики Хакасия


Наименование

Обоснование

Приоритетные рынки

1

Рынок агропромышленного комплекса

Одним из важных направлений в развитии конкуренции является агропромышленный комплекс, включая деятельность по продвижению региональных производителей в торговые сети, развитие рынка услуг в области логистики, грузоперевозок и хранения товаров.

Рынок сельскохозяйственной продукции в Республике Хакасия можно отнести к отраслевым рынкам с высокой конкуренцией и большим числом участников из состава мелких и крупных производителей. Так, в Республике Хакасия действует 70 крупных и средних сельскохозяйственных организации, более 1000 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 53 тыс. личных подсобных хозяйств. Рынок производства пищевых продуктов относится к группе с низкой внутренней и высокой межрегиональной конкуренцией, высоким потенциалом дальнейшего развития, доминированием крупных игроков в объеме производства продукции. По основным сегментам рынка (молочная продукция, мясная продукция, рыбная продукция, алкогольные напитки) на рынках реализации от 30-60 процентов занимает продукция, ввозимая из-за пределов республики. Кроме того, около 20 процентов произведенной продукции пищепереработки вывозится за пределы Республики Хакасия. Доминирования отдельных производителей на рынках реализации продукции в рознице не происходит. Общее количество предприятий в пищевой и перерабатывающей промышленности составляет около 240 единиц. Из совокупного количества товаропроизводителей микропредприятия занимают 31,3%. Развитию малых пищеперерабатывающих производств препятствуют проблемы, вызванные ограниченными ресурсами, в том числе финансовыми. Ограниченность финансовых ресурсов сказывается на возможности проведения рекламных мероприятий, повышения квалификации персонала, организации сбыта продукции, использования технологических инноваций.

Результативность овощного бизнеса во многом зависит от обеспеченности региона складами длительного хранения крупных партий выращенной продукции. На сегодняшний день в республике действуют 19 устаревших овощехранилищ, модернизация и эффективное использование которых позволит покрыть потребность в хранении сельхозпродукции.

Однако для успешной реализации намеченных мероприятий в данной сфере, имеются барьеры: местные производители уделяют недостаточное внимание вопросам логистики, планирования производства и обработки заказов бизнес-процессами (фасовка и упаковка товара, наличие штрих-кодирования, сертификация продукции).

2

Рынок туристских услуг

Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатым историко-культурным наследием и благоприятными природно-климатическими условиями. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, активно-спортивного, лечебно-оздоровительного, событийного и сельского.

В 2015 году на региональном туристском рынке осуществляли свою деятельность 55 туристских предприятий (в 2013 году – 46), из них 8 туроператоров (6) и 1 общественное объединение предприятий туриндустрии – Ассоциация развития туризма «Сибирь». Ежегодно увеличивается объем туристского потока в республику, в том числе иностранных граждан.

В качестве «импортозамещения» туристский бизнес Республики Хакасия начал активно переориентироваться на внутренний рынок. Однако препятствует этому недостаточно развитая туристская инфраструктура в республике.

3

Рынок строительства жилья (включая строительство жилья эконом класса)

В республике в сфере строительства осуществляют деятельность свыше 950 организаций.

Доля строительных работ, выполняемых частными строительными организациями, ежегодно увеличивается (2013 год – 75,9%, 2014 год – 89,6%).

В республике за отчетный год введено 301,3
тыс. кв. м жилья (115,0% к 2014 году), в том числе в сельской местности – 103,8 тыс. кв. м (179,2%). В расчете на 1000 человек населения в 2013 году введено 379,9 кв. м жилья, в 2014 году – 489,6 кв. м, в 2015 году – 561,2 кв. м.

По результатам проведенного Хакасским УФАС России исследования состояния конкурентной среды на рынке первичного жилья эконом класса Республики Хакасия в 2011–2013 гг. выявлены проблемы в сфере жилищного строительства, к основным из них относятся:

- низкий уровень развития конкуренции, высокие административные барьеры, возникающие при получении разрешительных документов (строительство и ввод объекта в эксплуатацию), высокий риск и низкая прозрачность для инвестирования и кредитования;

- высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые оказывают существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, что определяет уровень доступности жилья;

- недостаточное количество земельных участков, предназначенных для строительства, их высокая стоимость;

- ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой;

- экономический фактор, связанный со значительными капитальными вложениями в развитие строительной индустрии, финансовыми затратами в ходе осуществления деятельности организаций - застройщиков;

- высокая стоимость подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Социально значимые рынки

1

Рынок услуг дошкольного образования

В настоящее время сеть образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования в республике, представлена 316 организациями (в том числе 15 частных организаций дошкольного образования). Услугами дошкольного образования охвачено 34193 ребенка, из которых 828 детей посещают частные детские сады. На протяжение последних пяти лет в республике реализуется комплекс мер по стимулированию негосударственного сектора, как альтернативы в дошкольном образовании республики. В результате принятых мер, создана необходимая нормативная правовая база, направленная на стимулирование развития негосударственного сектора в дошкольном образовании.

Всего в период с 2011 по 2015 годы было открыто 20 частных детских садов. На эти цели из республиканского бюджета было израсходовано около 21 млн рублей.

Факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, являются слабая предпринимательская инициатива населения республики, низкая платёжеспособность потребителей услуг дошкольного образования. Кроме того, данный вид образовательной деятельности в муниципальных образовательных организациях республики в достаточной мере обеспечивает потребность населения в данных услугах.

2

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Республике Хакасия осуществляется круглогодично. Особое внимание уделяется летней оздоровительной кампании. В 2015 году в летней оздоровительной кампании функционировали 20 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей; 4 лагеря, созданных на базе санаторно-курортных учреждений; 181 лагерь дневного пребывания детей и подростков, организуемых на базе общеобразовательных учреждений; 3 лагеря, созданных на базе социозащитных учреждений; 10 туристических лагерей. Особое значение в оздоровлении детей имеют загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, в которых в летний период 2015 года отдохнули 10850 человек, что составляет 23,7% от всех оздоровленных детей в летний период (45663 ребенка). По форме собственности загородные детские оздоровительные лагеря представлены следующим образом: 2 республиканских государственных учреждения, 9 муниципальных учреждений, 9 частных или ведомственных учреждений. Анализ показателей, характеризующих систему отдыха и оздоровления детей, позволил выявить основные проблемы: устаревшая материально-техническая база загородных детских оздоровительных лагерей, проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организаций отдыха и оздоровления детей и подростков. Требуют совершенствования формы и содержание отдыха детей и подростков, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха.

3

Рынок услуг дополнительного образования детей

В 2015 году сеть учреждений дополнительного образования представлена 93 организациями, в том числе 8 частных организаций, имеющих лицензию на данный вид образовательной деятельности. Услугами дополнительного образования охвачено 46723 ребенка, в том числе 1803 ребенка посещают общественные объединения в частных организациях. Все лицензированные некоммерческие организации, осуществляющие реализацию дополнительных общеразвивающих программ, расположены в
г. Абакане. Фактором, препятствующим развитию негосударственного сектора оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования является низкий уровень информации о данном секторе экономики в средствах массовой информации. Кроме того, данный вид образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях республики осуществляется на безвозмездной основе и в полном объеме обеспечивает потребность детского населения в данных услугах.

4

Рынок медицинских услуг

В реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в 2015 году участвовала 51 организация, из них 13 – негосударственных. Стоимость медицинской помощи, оказанной негосударственными медицинскими организациями составила 112,9 млн рублей. На 2016 год в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования включено 16 негосударственных медицинских организаций, с объемом медицинской помощи 134,5 млн рублей. Несмотря на высокую долю числа негосударственных медицинских организаций (25% в 2015 году) их доля в общих затратах на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию не высока (в 2015 году 1,7%).

Низкая доля негосударственного сектора, участвующего в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования объясняется тем, что маломощные поликлиники, отдельные медицинские кабинеты представляют услуги в основном по оказанию первичной медико-санитарной медицинской помощи.

5

Рынок психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В Республике Хакасия на рынке услуг психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья работают организации в сфере здравоохранения, социальной защиты населения и образования. В 5 государственных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия ГБУЗ РХ «Республиканский клинический центр медицинской реабилитации» (медицинский психолог, логопед), Центр здоровья для детей ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная детская клиническая больница» (медицинский психолог), ГБУЗ РХ «Бейская районная больница» (медицинский психолог, педагог-психолог), ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской» (сурдопедагог), антикризисном центре ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая психиатрическая больница» (медицинский психолог); а также одной частной медицинской организации ООО «ДЦ «Абакан» (медицинский психолог).

Оказание социально-психологических и социально-педагогических услуг детям с ограниченными возможностями осуществляется в республиканских учреждениях социального обслуживания населения - ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» и ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

В настоящее время в республике функционируют 192 консультационных центра (далее – КЦ) по оказанию ранней помощи родителям с детьми раннего возраста, не получающими услуги дошкольного образования в образовательной организации. Данные центры существуют как на базе дошкольных образовательных организаций, так и на базе общеобразовательных организаций.

В центрах оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая, консультативная помощь.

Всего услугами КЦ охвачены 6531 человек, родители с детьми раннего дошкольного возраста. Общее количество штатных педагогических работников, задействованных в оказании данных услуг, составляет 384 человека.

Оказание ранней помощи также организовано на базе 6 частных образовательных организаций дошкольного образования – это детские сады открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Работа ГБУ РХ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» по оказанию ранней помощи осуществляется через Центральную психолого-медико-педагогической комиссию, отделение психолого-педагогической и медико-социальной помощи и в рамках работы Общественной детской приемной.

Созданы и работают муниципальные центры: Центр психолого-педагогической и социальной помощи в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Межшкольный учебный комбинат» г. Абакана и районный консультативный центр для родителей (законных представителей), педагогических работников и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, воспитывающихся в условиях семьи в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Бейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».

На базе ГБСКОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I,II видов» действует Слухоречевой Центр по оказанию помощи детям раннего и дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Количество детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи растет, увеличивается число детей с гиперактивностью, дефицитом внимания, низкой произвольностью, с речевыми нарушениями, в том числе с нарушением письменной речи (дисграфия), с нарушением чтения (дислексия).

6

Рынок услуг в сфере культуры

Сеть учреждений культуры Республики Хакасия составляет 457 учреждений, в том числе 216 общедоступных библиотек, 210 учреждений культурно-досугового типа, 24 музея, 4 профессиональных театра и 3 концертных организации. В сфере культуры субъекты малого предпринимательства деятельность осуществляют в основном в культурно-досуговой направлении, так называемая «индустрия праздников». Создан и успешно действует один частный музей естественных наук. Со многими из них республиканские и муниципальные учреждения культуры имеют партнёрские отношения. В течение ряда лет Министерство культуры Республики Хакасия проводит конкурсы на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на реализацию творческих проектов.

Проблемой является достаточно низкие и не постоянные доходы, что сдерживает присутствие частного бизнеса в данной сфере деятельности.

7

Рынок услуг жилищно–коммунального хозяйства

Рынок жилищно-коммунальных услуг охватывает ряд секторов (содержание и ремонт жилого фонда, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, вывоз и утилизация бытовых отходов и др.) с различной степенью и возможностью развития конкурентных отношений.

Согласно разработанных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения установлены единые поставщики данных коммунальных услуг. Развитие конкуренции на данном рынке оказания услуг сводится к минимуму.

На территории Республики Хакасии функционируют как государственные и муниципальные предприятия, так и предприятия частной правовой принадлежности.

В рамках актуализации графика по передаче в концессию неэффективных государственных и муниципальных предприятий было проверено 33 предприятия, 13 из которых признаны неэффективными. В течение 2015 года проведено 10 конкурсов по заключению концессионных соглашений, которые были признаны не состоявшимися по причине отсутствия участников.

Следует отметить, что все муниципальные предприятия ЖКХ, управление которыми признано неэффективным, находятся в малых поселениях, имеют небольшие объемы производства, и в связи с этим не представляют интереса для потенциальных инвесторов. Это связано с такими факторами, как высокая себестоимость производства коммунальных услуг и нерентабельность в связи с высоким процентом износа объектов ЖКХ, низкая платежеспособность населения, несбалансированность тарифов, отсутствие механизмов возврата инвестиций с требуемой доходностью. Необходимость значительных первоначальных вложений в объекты ЖКХ, высокая стоимость кредитных ресурсов также сдерживает вхождение потенциальных инвесторов на рынок.

8

Розничная торговля

Оборот розничной торговли в 2015 году в республике составил 72978,4 млн рублей. В структуре розничной торговли доля продаж на розничных рынках и ярмарках составила 5,7%, при этом отмечается тенденция снижения в последние два года.

Происходит это на фоне роста открытия сетевых магазинов, торговых предприятий эконом-класса, переориентации покупателей республики на дискаунтеры. Преимущества предприятий крупных торговых сетей, а именно гибкая ценовая политика, высокая скорость обслуживания, полнота товарных позиций по ассортименту и средствам покупателя способствует увеличению доли оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли (в 2013 году – 7,5%, в 2014 году – 8,4%, в 2015 году – 8,8%).

Рост доли оборота на розничных рынках и ярмарках планируется достичь за счет мероприятий по увеличению количества сельскохозяйственных ярмарок.

9

Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом

Межмуниципальная маршрутная сеть Республики Хакасия сформирована с учетом традиционно сложившихся потребностей населения в пассажирских перевозках до республиканского и районных центров.

В Республике Хакасия организовано 79 регулярных межмуниципальных (междугородных и пригородных) автобусных маршрутов. Выполнение перевозок пассажиров на межмуниципальных автобусных маршрутах осуществляется 59 перевозчиками, все указанные перевозчики являются негосударственными. Доля негосударственных перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах от общего количества перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах равна 100 %. Доля регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, на которых перевозки осуществляются негосударственными перевозчиками, также составляет 100 %. Общее количество рейсов на таких маршрутах – 718 с долей рейсов, осуществляемых негосударственными перевозчиками равной 100 %.

В качестве отдельных товарных рынков в границах муниципальных районов Республики Хакасия с преимущественно сельским населением и наибольшей удаленностью от административного центра республики рассматривались характеристики товарного рынка услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным муниципальным автобусным маршрутам Ширинского, Аскизского, Таштыпского, Орджоникидзевского районов Хакасии.

Из 283 населенных пунктов республики 255 имеют автобусное сообщение, другие расположены на небольших расстояниях от остановочных пунктов на магистралях, либо жители этих поселений имеют возможность использовать иные виды транспорта (в том числе ведомственный).

10

Рынок услуг связи

В Республике Хакасия на рынке услуг связи сформировалась конкурентная среда с большим количеством независимых операторов самостоятельно определяющих ценовую и реализационную политику.

Целевым показателем оценки состояния конкуренции на рынке связи является доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи. На конец 2014 года среднее значение данного показателя на территории Республики Хакасия было 58%. Плановое значение данного целевого показателя на период 2015–2018 годов установлено в размере 61%.

Основной проблемой, препятствующей развитию конкуренции на рынке услуг связи в Республике Хакасия является то, что строительство базовых станций связи с покрытием территории с численностью менее 1 тысячи человек является низкорентабельным, вследствие чего развитие рынка связи в малых и отдаленных населенных пунктах Республики Хакасия затруднено. Кроме того, развитие данного рынка сдерживается отсутствием государственной поддержки операторов связи.

11

Рынок услуг социального облуживания населения

В Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2016 года сеть государственных учреждений социального обслуживания населения, включает в себя 22 государственных учреждений социальной защиты населения, в том числе 9 стационарных учреждений социального обслуживания населения, из которых 4 стационарных учреждения для граждан старшего поколения и инвалидов (одно учреждение для граждан старшего возраста и инвалидов общего типа, 3 психоневрологических интерната), один социально-оздоровительный центр, 4 учреждения социального обслуживания семьи и детей (дом-интернат для детей-инвалидов, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальная гостиница) и 13 управлений социальной поддержки населения. В республике нет очередности на помещение граждан старшего возраста и инвалидов в учреждения общего типа и детей-инвалидов в стационарное учреждение. Вместе с тем имеется очередность на помещение в психоневрологические интернаты.

В республике имеется небольшой опыт привлечения на конкурсной основе индивидуальных предпринимателей к деятельности по оказанию социальных услуг. С 1 марта 2013 года работает кризисное отделение на 30 мест для женщин и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе гостиница «Прима», которая принадлежит индивидуальному предпринимателю Стрелковой Валентине Николаевне (пгт. Майна ул. Административная, пл., 4). Финансирование организации работы кризисного отделения осуществляется в рамках подпрограммы в рамках реализации мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан (2014–2020 годы)» (подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620.

В настоящее время в республике отсутствуют государственные или муниципальные учреждения по предоставлению социальных услуг по реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, поэтому планируется для этих целей привлекать негосударственные некоммерческие организаций, расположенные на территории Республики Хакасия.

3.7. Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий

3.7.1. Сведения о наличие межотраслевого совета потребителей при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации

Распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.10.2014 № 161-рп «О Межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия»[5].



[1] http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-economy-of-the-republic-of-khakassia/common/razvitie-konkurentsii/normativno-pravovye-akty/regionalnye-npa/rasporyazhenie-glavy-respubliki-khakasiya-predsedatelya-pravitelstva-respubliki-khakasiya-ot-17-03-2.html

[2] http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-economy-of-the-republic-of-khakassia/common/razvitie-konkurentsii/normativno-pravovye-akty/regionalnye-npa/postanovlenie-pravitelstva-rkh-728-ot-30-12-2015-goda-ob-upolnomochennom-ispolnitelnom-organe-gosuda.html

[3] http://www.r-19.ru/authorities/ministry-of-economy-of-the-republic-of-khakassia/common/razvitie-konkurentsii/normativno-pravovye-akty/regionalnye-npa/postanovlenie-pravitelstva-rkh-767-ot-31-12-2015-o-vnesenii-izmeneniy-v-postanovlenie-prkh-ot-10-11-.html

[4] http://r-19.ru/authorities/ministry-of-economy-of-the-republic-of-khakassia/common/razvitie-konkurentsii/normativno-pravovye-akty/regionalnye-npa/rasporyazhenie-glavy-respubliki-khakasiya-predsedatelya

[5] http://www.r-19.ru/authorities/state-committee-on-tariffs-and-energy-of-the-republic-of-khakassia/common/mezhotraslevoy-sovet-potrebiteley/rasporyazhenie-glavy-respubliki-khakasiya-predsedatelya-pravitelstva-respubliki-khakasiya-o-sozdanii.html