Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

15.11.2019 В Министерстве образования и науки Республики Хакасия состоялось семинар-совещание по реализации национальных проектов в сфере образования с участием заместителей глав МО, руководителями муниципальных органов управления в сфере ...

По вопросу «Участие  образовательных организаций Республики Хакасия в исследованиях  оценки качества общего образования. Интерпретация и использование результатов» на совещании выступила заместитель Министра - начальник отдела по надзору в сфере образования Идимешева Алла Михайловна 




Участие  образовательных организаций Республики Хакасия в исследованиях  оценки качества общего образования

 

В настоящее время сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, которая проводится  в течение последних лет  на регулярной основе и  охватывает каждую школу, каждого школьника.:

1.      Государственная итоговая аттестация.

 

2.       Всероссийские проверочные работы.

 

3.      Национальные исследования качества образования (НИКО) фиксируют низкий уровень умения выполнять практические задания, что соответствует выводам международного исследования PISA.

В пилотном режиме

4.      Исследование предметных и методических компетенций учителей

5.      Оценка качества дошкольного образования

 

В основе каждой оценочной процедуры  лежит принцип объективности. Только  имея реальную картину качества обучения и воспитания возможно  выявить проблемы и пути их решения.

Ориентиром достижения цели  является  позиция российских школьников на международных исследованиях.

Международная программа PISA является исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие  общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?" Участники в возрасте  от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса).

В последнем цикле исследования PISA-2015 среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности, 23 место по математической грамотности, 26 место по читательской грамотности.

В рамках федерального проекта "Современная школа" предусмотрено однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA.

Участие субъектов Российской Федерации в региональных оценках по модели PISA распределено.  Хакасия будет принимать участие в 2022 году.

 

Результаты  оценочных процедур  учащихся школ Республики Хакасия

 

1.     Государственная итоговая аттестация

Единый государственный экзамен стал признанным на национальном и международном уровне инструментом объективной оценки качества подготовки выпускников школ

В республике на достаточно высоком уровне  созданы организационно-технологические условия для проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. ГИА широко  освещается,  обсуждается  и сегодня на данной процедуре  останавливаться не будем.

 

2.     Всероссийские проверочные работы.

ВПР является самой массовой оценочной процедурой в российской системе образования. ВПР  в 4, 5, 6,7  классы  проходит в штатном режиме, 8 классы ‒ в режиме апробации. ВПР  оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Проверку ВПР осуществляет сама школа: дети написали, учителя собрали, проверили, обсудили все ошибки, успехи, пробелы.

Обращаем Ваше внимание на НЕДОПУСТИМОСТЬ сравнения школ,  формирование рейтингов по результатам ЕГЭ, использование результатов ЕГЭ в качестве показателя эффективности.

На Всероссийском  совещании  было отмечено, что по сравнению с 2018 годом в 2019 году количество школ с необъективными результатами снизилось на 7,4%.

К сожалению, ситуация, складывающаяся на территории Республики Хакасия обратная. Несмотря на все предпринимаемые меры, количество школ с необъективными  результатами ежегодно увеличивается. Так, начиная с 2017 года, произошел рост на 50%, если в 2017 году таких школ было 12, то в 2019 году их стало 18. 

РХ  вошла  в десятку субъектов РФ  по доле школ с признаками необъективности результатов).

ВПР-2019. Оценка субъектов  РФ  по доле школ с признаками необъективности результатов

 Позиция  субъекта

 Субъект РФ

76

Кабардино-Балкарская Республика

77

Республика Тыва

78

Республика Хакасия

79

Приморский край

80

Мурманская область

81

Тюменская область

82

г. Севастополь

83

Республика Адыгея

84

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

85

Чеченская  Республика

 

Список школ с необъективными результатами  ВПР (Данные Рособрнадзора)

МО

2017

2018

2019

Абакан

 Абакан «СОШ №2»

Абакан «СОШ №2»

 

 

 

г.Абакан «ООШ №27»

 

Саяногорск

 

СОШ № 6 г. Саяногорска

СОШ № 6 г. Саяногорска

 

 

 

СОШ № 2 г. Саяногорска

Черногорск

 

 

СОШ№16  Черногорск

Сорск

 

 

Сорская ООШ №2

Аскиз

Лесоперевалочная СОШ № 1

Лесоперевалочная СОШ № 1

 

 

Есинская  СОШ

Нижне-Тейская СОШ

В-Тейская СОШ

 

 

 

 

Базинская СОШ

 

Усть-Чульская СОШ

 

Балыксинская  СОШ

 

СОШ п.Аскиз

Алтайский

Новороссийская СОШ

 

Аршановская СОШ

Бейский

Кирбинская СОШ

 

Кирбинская СОШ

 

Сабинская СОШ

 

Сабинская СОШ

 

 

Куйбышевская СОШ

 

Новокурская СОШ

 

Новотроицкая СОШ

 

 

Боградский

Большеербинская СОШ

 

Большеербинская СОШ

Таштыпский

Нижнесирская ООШ

«Нижнесирская ООШ»

Бутрахтинская СОШ

 

Имекская СОШ

 «Анчулская НОШ»

Матурская СОШ

 

 

 «Таштыпская СШ № 2»

 

Усть-Абаканский

 

«Весенненская СОШ»

Весененская СОШ

 

 

 

Солнечная СОШ

 

 

 

Красноозерная ООШ

Ширинский

 

Ефремкинская СШ №8

Жемчужненская СОШ

 

 

Ширинская СШ №18

 

 

 

Озерная СШ №9

 

 

 

МБОУ Соленоозерная СШ 12

 

 

 Комментарий к слайдам. В 2019 году в 18 школах Республики Хакасия были выявлены признаки необъективности результатов ВПР, из них: в 3-х школах Бейского района, в 3-х школах Усть-Абаканского района, в 3-х школах Аскизского районов, в 2-х школах Таштыпского района, в 2-х школах г. Саяногорска, по одной в школах
г. Черногорска, г. Сорска, Алтайского, Боградского, Ширинского районов.

В период проведения ВПР  специалисты  Министерства, нашего института повышения квалификации  наблюдают  за проведением ВПР. Однако охватить все предметы во всех  классах школ, а также их проверки  (168 школ пишут ВПР)  невозможно. Так, специалисты отдела по надзору присутствовали в период проведения  ВПР во всех классах кроме  математики 4 классе Солнечной СОШ. В результате школа попадает в перечень школ с необъективными результатами:  завышенные результаты по математике в 4 классе. Перепроверка подтверждает данный факт.

В течение двух лет проводится перепроверка работ школ с признаками необъективности результатов ВПР и повторное тестирование учащихся школ, которые дважды подряд попали в список школ с необъективными результатами ВПР.

 

Результаты перепроверки 2018 года:

- На перепроверку было предоставлено 448 работ обучающихся 4 и 5 классов по русскому языку и математике из 13 школ.

 Рассогласование результатов составило 27,5%. Наибольшее количество рассогласований зафиксировано в сторону завышения результатов (21,7%), занижение результатов составляет  7 %.

Результаты перепроверки 2019 года:

Из 569  перепроверенных работ, в 223 работах (39%) отмечены множественные исправления, в 154 работах (27%)  отмечается завышение баллов учителем, в 70 (12%)  работах неверно указанные ответы учителем оценены как верные. Наиболее критические  ситуации.  В Весенненской СОШ индекс необъективного оценивания  истории в 6 классе  составил 100%, из них 75% в сторону завышения баллов учителем),  в одной из работ по русскому языку в 5 классе Жемчуженской СОШ отмечено завышение в 6 баллов, в одной работе  по русскому языку в 4 классе Аршановской СОШ завышение  на 7 баллов.

 

       Результаты перепроверки в 2019 году:

предмет

класс

Количество перепроверенных

работ

Множественные исправления

Занижение баллов

Завышение

баллы

Положительно оценен неправильный ответ

1

математика

4

113

48  (42 %)

нет

17  (15%)

16 работ (14 %)

2

математика

5

112

53  (47 %)

нет

39  (35%)

11 работ (10%)

3

математика

6

17

5  ( 29%)

нет

14  (82 %)

14 работ  (82 %)

4

Русский язык

4

42

24 (57%)

 

12  (29%)

2 работы   (5%)

5

Русский язык

5

275

88 (32%)

 

65  (24%)

23 работы  (8%)

6

История

6

10

5      (50%)

2 (20%)

7  (70 %)

4  работ   (40%)

 

ИТОГО

 

569

223 (39 %)

2

154 (27 %)

70     (12%)

 

Результаты перепроверки

 1. Перепроверка ВПР-2019 установила факты необъективного оценивания (%):

- индекс необъективного оценивания по математике (4 класс) – 24%;

- индекс необъективного оценивания по математике (5 класс) – 43%;

- индекс необъективного оценивания по математике (6 класс) – 88%;

- индекс необъективного оценивания по русскому языку (4 класс) – 38%;

- индекс необъективного оценивания по русскому языку (5 класс) – 48%;

- индекс необъективного оценивания по истории (6 класс) – 90%.

2. Зафиксированы многочисленные исправления в работах участников ВПР-2019, несоблюдение критериев оценивания, проверка работ синей пастой или карандашом, отсутствие общего количества баллов, отсутствие перевода баллов в отметку.

Результаты повторного тестирования 2019

В 2018 году в повторном тестировании приняли участие 164 учащихся
5 и 6 классов трех школ, которые попали в этот список дважды подряд: МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана, МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 1 Аскизского района, МБОУ «Нижнесирская ООШ» Таштыпского района.

В 2019 году в  повторном тестировании приняли участие 105 учащихся (Весенненской СОШ, СОШ №6 г. Саяногорска, Сабинской ООШ).

Повторное тестирование проходило в 5-7 классах по материалам ВПР за 4, 5,6  классы соответсвтенно. Т.е.  каждый ученик выполнял свою же работу. Работы проводились в присутствии  работников ХакИРО и ПК

1.      МБОУ СОШ№6 г.Саяногорск                                     

  Русский язык – 6 класс (по материалам 5 класса): Из 18 учащихся выполнявших работу, 11 человек – подтвердили свои результаты; 4 человека показали результат выше, 3 человека показали результат ниже.

Русский язык – 7 класс (по материалам 6 класса):  Из 22 учащихся выполнявших работу, 1 учащийся не принимал участие в ВПР, 1 учащийся подтвердил результат,  1 человек показал результат выше и 19 учащихся показали результаты ниже, из них 8 человек с отметкой «3» (в период проведения ВПР) при повторном тестировании  выполнили работу на «2» и двое учащихся с отметкой «4» выполнили работу также на «2».

2.      МБОУ Весенненская СОШ (Усть-Абаканский район)

Математика – 5 класс (по материалам 4 класса): Из 11 учащихся выполнявших работу, 5 человек – подтвердили свои результаты; 1 человек показал результат выше, 5 человека показали результат ниже.

Математика – 6 класс (по материалам 5 класса): Из 6 учащихся выполнявших работу, 2 человека  – подтвердили свои результаты; 1 человек показал результат выше, 3 человека показали результат ниже, из них при повторном тестировании  1 учащийся с отметкой «5» выполнил работу на «2» и двое учащихся с отметкой «4» выполнили работу также на «2».

3.      МБОУ Сабинская ООШ (Бейский район)

Математика – 5 класс (по материалам 4 класса): Из 10 учащихся выполнявших работу, 4 человека – подтвердили свои результаты; 6 человек показали результат ниже.

Русский язык – 6 класс (по материалам 5 класса): Из 6 учащихся выполнявших работу, 1 человек  – подтвердил свои результаты; 5 человек показали результат ниже, из них при повторном тестировании  1 учащийся с отметкой «4» выполнил работу на «2».

История – 7 класс (по материалам 6 класса): Из 2 учащихся выполнявших работу, 2 человека показали результат ниже.

Выводы:

1. Повторное тестирование в сентябре выявило расхождение итоговых баллов участников ВПР-2019 с итоговыми баллами, полученными в апреле.

2.  Из 105 участников повторного тестирования 15 человек (14%) повысили свои итоговые баллы, 41 человек (39%) понизили свои итоговые баллы, у 34 человек (32%)  итоговые баллы привели к изменению итоговой отметки.

 

Национальные  исследования качества образования

СЛАЙД                                                                       

школа

Предмет

классы

Количество участников

Средний процент выполнения работы

Изыхская СОШ

география

7,10

23

39 %

СОШ № 1 Черногорска

 

Бискамжинская СОШ

литература

 

6, 8

104

 

 37 %

Балыксинская СОШ

Мировая художественная культура

6,8

56

42%

В 2018 году Республика Хакасия принимала участие в данных исследованиях.

             Учебные предметы: география, литература, МХК.

Методом репрезентативной выборки  в  исследование вошла одна школа Хакасии  по учебному  предмету география 7, 10 классы. Результаты: Писали 23 человек. Средний процент выполнения составляет 39 % (7-й класс- 36%, 10-й класс- 42%).

             Учебный предмет литература писали две школы. Всего 104 ученика.  Средний процент выполнения составляет 37 %.

             Учебный предмет «Мировая художественная культура» писала одна  школа. Всего 50 учащихся 6, 8 классов.  Средний процент выполнения составляет 42  %.

 

СЛАЙД

 

участники

Предмет

Количество участников

Средний процент справившихся с  работой

ХГУ им.Н.Ф. Катанова

У(Т)ОР

ХКПТЭС

ЧГСТ

ЧМТТ

История

151

37  %

Математика

226

 

 48 %

Английский язык

146

 49 %

Русский язык

219

50 %

 

             Кроме того, в прошлом году 5 учреждений СПО (ХГУ, УТОР, ХКПТЭС, ЧГСТ, ЧМТТ) и 2 учреждения СПО (ЧМТТ, ХПК) в ноябре этого года участвуют в НИКО.  Исследования проводятся  по оценке качества    общего (непрофессионального) образования по следующим предметам: русский язык, математика, история, биология, иностранный язык.

             Результаты 2018 года. Обучающиеся  1- го курса показали низкий уровень большинства заданий по предметам. «История» (151 человек) средний процент справившихся с  диагностической работой составил- 45%. Показатели схожи  с выполнением работ по России.

«Математика» (226 человек) процент справившихся с  диагностической работой составил- 48% студентов 1-го курса  демонстрируют базовый уровень знаний по математике. (Отметки «2» получили 51,3 % выполнявших работы). Результаты аналогичны показателям в целом  по РФ. 

«Английский язык»  (146 участников) средний процент справившихся с  диагностической работой составил ниже 50%.  Языковые умения  по английскому языку  сформированы недостаточно. Показатели ниже российских.

«Русский язык»  (219 участников) средний процент справившихся с  диагностической работой составил- 50%.  В основном освоили курс русского языка на базовом уровне.  По сравнению  с Российской Федерацией в РХ результаты выше по количеству пятерок и четверок на 4,8 %. Количество двоек меньше на 10,7 %.

 

 

Всероссийское исследование предметных и методических компетенций учителей

В октябре 2018 года Республика приняла участие в организации Всероссийского исследования предметных и методических компетенций учителей по русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, по предмету «Россия в мире» и предметной области «ОДНКНР». 193 педагога выполняли диагностические работы в 18 пунктах проведения исследования. Заявок поступило 248. Приняли участие 193 учителя.

Лучше всего справились с предметным блоком диагностической работы учителя по предмету «Россия в мире» (83%), по праву (69%).

 Большая доля учителей, не справившихся с предметным блоком, отмечается по «Математике и информатике» (81%), ОДНКНР (80%), экономике (75%).

 С заданиями методического блока не справились 57% учителей русского языка, 15% учителей по праву, 14% учителей обществознания.

Лучше всего с методическим блоком справились учителя, преподающие предмет «Россия в мире», 83% учителей набрали максимальный балл за задания методического блока. 57% учителей русского языка не справились с методическим блоком диагностической работы.

Выводы

 

Результаты   всех вышеуказанных оценочных процедур ставят перед образовательными организациями муниципальными методическими службами задачи, направленные на решение  проблем, выявляемых  по результатам оценочных процедур.

1.      Результаты исследований и оценок используются недостаточно эффективно.

2.        Не сформирована культура объективного проведения оценочных процедур

В  странах-лидерах международных рейтингов существует система поддержки отстающих школ. В ведущих системах оказывают адресную поддержку слабым школам, и это не всегда означает только увеличение финансирования. В качестве меры поддержки часто используется привлечение наиболее квалифицированных педагогов для работы в отстающих школах, другие меры.  Необходимо развивать и современные формы наставничества, методической помощи учителям, имеющим проблемы.