Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Аналитическая записка по результатам опросов по независимой оценке качества работы образовательных организаций Республики Хакасия в 2014 году

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

при Министерстве образования и науки Республики Хакасия

Аналитическая записка

по результатам опросов по независимой оценке качества работы образовательных организаций Республики Хакасия в 2014 году

В рамках реализации Указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на территории Республики Хакасия в период с июня по ноябрь 2014 года проводился ряд интерактивных опросов по следующим направлениям:

1. Оценка организации и качества внеурочной деятельности школьников;

2. Профессиональная самооценка педагога;

3. Оценка качества психологического сопровождения детей в общеобразовательных организациях;

4. Оценка качества работы общеобразовательных организаций.

В опросе «Внеурочная деятельность» приняли участие 327 респондентов. Согласно полученным данным, распространенной формой проведения внеурочных занятий являются кружки по интересам (84,7%), организованные на базе школ, при этом популярностью пользуются такие направления как изобразительное искусство, спорт, дополнительная подготовка по школьным предметам.

Подавляющее большинство родителей (59%) оценивают качество внеурочной деятельности как высокое, и отмечают, что ребенок также доволен качеством занятий (77%).

При выборе направления внеурочной деятельности многие родители ориентированы, прежде всего, на способности и интересы своего ребенка (52,8%), и считают, что внеурочная деятельность играет огромную роль в развитии творческих способностей (42,1%), улучшении успеваемости (14,9%) и взаимоотношений ребенка со сверстниками (10,1%).

Проанализировав результаты опроса «Внеурочная деятельность» можно сделать следующие выводы:

· часть родителей (18%) не информирована о введении нового федерального государственного стандарта начального общего образования и не имеет представления о возможностях стандарта в части организации внеурочной занятости младших школьников;

· родители считают важным умение педагога использовать разные формы подачи материала на внеурочных занятиях – 36% оценили качество занятий внеурочной деятельности как «хорошее», отметив, что педагог мог бы использовать более разнообразные формы организации внеурочной деятельности;

· необходим баланс между нагрузкой на основных учебных занятиях и внеурочной деятельности: часть родителей (13,5%) отмечает усталость ребенка после занятий. При этом 6,1% затрудняются ответить, доволен ли ребенок внеурочной деятельностью;

· в некоторых образовательных учреждениях отсутствует разнообразие выбора направлений внеурочной деятельности (возможно, обусловлено местонахождением школы, отсутствием квалифицированных педагогов).

В опросе «Профессиональная самооценка педагога» приняли участие 76 педагогических работников Республики Хакасия. Высок процент педагогов возрастной группы от 41 до 50 лет (43,4%), со стажем от 20 лет (42,1%). Практически все респонденты имеют высшее образование (91%), достаточно большой процент педагогов имеют I квалификационную категорию (28%).

Педагогические работники отличаются стремлением к самообразованию: регулярно принимают участие в профессиональных мероприятиях (53%), работают с психолого-педагогической литературой (76%), состоят в сетевых профессиональных сообществах и владеют компьютерной грамотностью на достаточно высоком уровне.

При этом педагоги указывают на недостаток знаний в таких областях, как мониторинг качества образования (39%), психология общения с ребенком (13%) и родителями (18%), а также технология обучения и воспитания (30%).

По результатам опроса «Профессиональная самооценка педагога» можно сделать следующие выводы:

· средний возраст педагогического работника составляет 44 года, при этом количество молодых специалистов до 30 лет незначительно;

· необходимо стимулировать у педагогов получение квалификационной категории – почти половина (44%) респондентов не имеют квалификационной категории либо аттестованы на соответствие занимаемой должности;

· часть педагогов (7%) не имеет возможности быть участниками сетевых профессиональных сообществ из-за отсутствия сети Интернет, либо низкой скорости работы сети Интернет;

· педагоги испытывают потребность в повышении уровня знаний в тех или иных областях, связанных с образованием и воспитанием.

В опросе «Оценка качества психологического сопровождения» приняли участие 66 родителей. Согласно проведенному анализу, часть родителей (30,3%) предпочитает решать проблемы в воспитании ребенка в семейном кругу, лишь 28,8% обращается за помощью в образовательное учреждение.

При возникновении конфликта с педагогом 24% респондентов обращается в образовательное учреждение, подавляющая часть (62%) предпочитает решать конфликт самостоятельно.

По итогам опроса «Оценка качества психологического сопровождения» можно отметить, что:

· часть родителей (28,8%) ориентирована на сотрудничество с образовательной организацией при возникновении проблем в воспитании ребенка;

· на необходимость психологической помощи в образовательной организации при возникновении конфликта с педагогом указали 4% респондентов;

· большинство родителей (62%) решают возникающие конфликты с педагогом самостоятельно, без привлечения администрации образовательного учреждения;

· практически все респонденты (90%) сталкивались с конфликтными ситуациями, только 10% респондентов считают возникновение конфликта невозможным, высоко оценивая квалификацию педагога.

В опросе «Оценка качества работы образовательных организаций» приняли участие 1337 человек. Практически все респонденты высоко оценивают качество обучения и качество воспитательной работы (96% и 94% соответственно) в образовательных организациях Республики Хакасия. Подавляющее большинство голосов принадлежит жителям г. Черногорска (68,9%).

Анализ результатов экспресс-опроса «Оценка качества работы образовательных организаций» позволил сделать следующие выводы:

· количество респондентов, недовольных качеством воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Хакасия на 2% больше, чем количество респондентов, недовольных качеством обучения;

· наиболее активно проявили себя жители г. Черногорска, низкий процент голосования других муниципальных образований возможен из-за отсутствия доступа в Интернет, либо из-за неосведомленности о сроках проведения опроса.

Рекомендации руководителям образовательных организаций:

1. Провести информационную работу с родителями, поскольку новый государственный стандарт не только регулирует содержание образования и планируемые образовательные результаты, но и формирует определенную информационно-образовательную среду.

2. Необходимо разнообразить формы проведения внеурочной деятельности, многие из них не представлены в образовательных учреждениях.

3. Повышение числа высококвалифицированных педагогических работников в образовательных учреждениях.

4. Своевременное определение и ликвидация недостатка знаний педагогических работников в области образования и воспитания.

5. Активное и плодотворное сотрудничество с родителями при возникновении проблем в воспитании ребенка.

6. Оказание психологической помощи родителям и педагогам при возникновении конфликта.

7. Минимизация конфликтных ситуаций «педагог↔родитель».

8. Повышение качества воспитательной работы в образовательных организациях.

9. Информирование родительской общественности об участии в независимой оценке качества работы государственных (муниципальных) образовательных организаций.

10. Проведение школьных опросов по изучению родительского мнения о предоставляемых образовательных услугах, качестве воспитательной работы школы.

Председатель Общественного совета: С.С.Чанков

Секретарь: Т.Ю.Кудрявцева