Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Аналитическая записка по результатам экспертизы основных образовательных программ начального общего образования на соответствие требованиям ФГОС

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

при Министерстве образования и науки Республики Хакасия

Аналитическая записка

по результатам экспертизы основных образовательных программ начального общего образования на соответствие требованиям ФГОС

В соответствии с планом по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций и учреждений Республики Хакасия в 2014 году методистами ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» была проведена экспертиза на соответствие требованиям нового образовательного стандарта основных образовательных программ начального общего образования семи пилотных школ РХ, реализующих ФГОС НОО с 01.09.2010 года:

  1. МБОУ города Абакана «Гимназия»;
  2. МБОУ города Абакана «СОШ № 1»;
  3. МБОУ «Гимназия» г. Черногорска;
  4. МБОУ «СОШ № 19 с УИОП» г. Черногорска;
  5. МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска;

6. МБОУ СОШ № 3 имени героя России Сергея Медведева г. Саяногорска;

7. МБОУ Лицей «Эврика» г. Саяногорска.

Федеральные государственные образовательные стандарты не определяют напрямую содержание образования, не содержат учебных планов с конкретным количеством часов, не содержат конкретного учебного материала, который должен быть освоен. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), именно основные образовательные программы определяют содержание образования в конкретной общеобразовательной организации.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 7 ст. 12 Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Основная образовательная программа (далее ООП) должна состоять из обязательной части (80% от общего объёма программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (20%). Соотношение этих частей устанавливается ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, с последующими изменениями).

ООП всех семи школ представлены на официальных сайтах школ, программы соответствуют структуре ФГОС НОО, к ним прилагаются рабочие программы, программы внеурочной деятельности, а также различные диагностические материалы, авторские программы школ, реализация которых расширяет потенциал ООП (например, программа детского научного общества НОУшата в МБОУ «Гимназия» г. Черногорска). На титульных листах есть данные об утверждении программ руководителями образовательных организаций.

В пояснительных записках всех программ раскрываются принципы и подходы к формированию ООП, общая характеристика ООП, её целевые установки.

В разделе «Планируемые результаты освоения ООП НОО обучающимися» представлены все три составляющие новых образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные). В логике трех групп результатов представлены все остальные структурные компоненты ООП.

Раздел «Планируемые результаты освоения ООП НОО обучающимися» является своеобразным индикатором, через который можно увидеть степень неформального подхода школьной команды к проектированию всей ООП. Цели реализации основной образовательной программы находят своё отражение в планируемых результатах освоения учащимися ООП, определяя содержание образования в конкретной школе с учетом особенностей национального, регионального, этнокультурного содержания образования, образовательных запросов социума.

Удачно, в логике развития от базового уровня (выпускник научится) к повышенному (выпускник получит возможность научиться), с учетом межпредметной интеграции, интеграции урочной и внеурочной деятельности представлены планируемые результаты в ООП МБОУ «Гимназия» г. Черногорска.

Подобное изложение планируемых результатов делает ООП документом практического назначения для учителей-предметников, учителей, реализующих курсы внеурочной деятельности при проектировании своих рабочих программ. Детализация путей достижения планируемых результатов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности делает мотивированным учебный план школы, следующий далее в ООП.

Учебные планы в анализируемых ООП разработаны в соответствии с новыми «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Структура учебных планов выдержана. Следует отметить путаницу в терминологии: учебный план конкретной школы называется базисным (МБОУ Гимназия г. Черногорска), обязательная часть учебного плана называется инвариантной. Разумеется, на содержании работы это не отражается, но терминология не соответствует нормативным правовым документам.

Не во всех программах учтены те изменения, которые произошли в ФГОС НОО со времени его первоначального утверждения в 2009 году. Например, в учебном плане МБОУ СОШ № 3 г. Саяногорска в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отсутствует предмет ОРКСЭ, хотя рабочая программа по этому предмету представлена на сайте.

В целях учета индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает учебные занятия для углубленного изучения отдельных учебных предметов, и учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (п. 19.3 ФГОС начального общего образования). Т.к. все анализируемые программы составлены с учетом 5-дневной рабочей недели, вариативная часть не представлена.

В этом случае составителям ООП общеобразовательных организаций следует обратить внимание на отражение особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания образования в других структурных компонентах ООП: рабочих программах учебных курсов, курсах внеурочной деятельности, программе духовно-нравственного развития и воспитания. Например, в МБОУ СОШ № 19 г. Черногорска в план внеурочной деятельности включены курсы «Праздники и традиции народов мира», «Игры народов России»; в МБОУ Лицей г. Саяногорска реализуется комплексная программа воспитания в начальной школе «Мир русской национальной культуры».

В ООП НОО МБОУ СОШ 3 г. Саяногорска учебный план дан только на один учебный год. Целесообразно, сохраняя структуру ООП, закрепленную в ФГОС, в ООП включать перспективный учебный план на нормативный срок освоения – 4 года обучения. Учебные планы на конкретный учебный год, формируемые с учетом изменений образовательных запросов родителей, состава учащихся и пр. целесообразно включать в приложение к ООП.

Планы внеурочной деятельности представлены во всех школах по оптимизационной модели, за исключением МБОУ СОШ № 19 г. Черногорска, где внеурочная деятельность реализуется по модели дополнительного образования. Как отмечено в пояснительной записке, с использованием потенциала внутришкольного дополнительного образования и сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей на основании заключенных договоров с МБОУ УДО «Юный умелец» и «Молодые мастера».

Программы формирования УУД у обучающихся разработаны по годам обучения и в соответствии с предлагаемой структурой (пояснительная записка, план формирования УУД учащихся по классам с указанием способов их формирования), включают междисциплинарные программы.

Например, в МБОУ СОШ № 19 г. Черногорска созданы условия для формирования всех групп планируемых результатов через междисциплинарные программы. Реализуемая в 3-4 классах программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» (часть программы формирования УУД) усиливает возможности школы при формировании метапредметных результатов; программа «Удивительный мир слов» позволяет осваивать результаты, заложенные в междисциплинарной программе «Чтение. Работа с текстом».

В ООП МБОУ Гимназия г. Абакана представлены технологические карты формирования всех видов УУД с учетом возрастных особенностей, диагностик для определения уровней сформированности УУД (с.66-71, с.76-83, с.85-89, с.96-104).

В ООП МБОУ Гимназия г. Черногорска представлена модель формирования УУД, отражающая средства, условия, направления формирования всех видов УУД и диагностический инструментарий по определению уровня их сформированности (таблица 5 «Комплексный подход к оценке предметных и метапредметных результатов образования учащихся МБОУ «Гимназия», с.55-61).

Программы духовно-нравственного развития, воспитания учащихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы составлены в соответствии с целями и задачами ОУ, включают традиционные мероприятия школ. При этом следует отметить общую тенденцию к внесению без изменений текста из примерной программы в содержание ООП школы. Например, в программе духовно-нравственного развития и воспитания некоторых ООП полностью оставлен текст примерной ООП: «представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации (почему не пишем о Республике Хакасия?), в котором находится образовательное учреждение (какое учреждение?); ценностное отношение к своему национальному языку и культуре (какому – своему?); интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации (?), края (населенного пункта?), в котором находится образовательное учреждение; стремление активно участвовать в делах … своего села (пишут в городских школах), города…» и т.д.

Во всех программах, имеющих воспитательную и социальную направленность, содержатся перечни планируемых результатов воспитания, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности.

В анализируемых ООП школами отражены интересные находки, позволяющие расширить возможности в реализации требований ФГОС НОО:

- в МБОУ СОШ № 3 г. Саяногорска в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни предусмотрены ежедневные динамические паузы на свежем воздухе после 2-го урока в 1-х классах и зарядка до занятий в 1-4 классах; третий час физкультуры реализуется через программу «Хореография»;

- в МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска в содержание уроков физкультуры внесено нестандартное содержание: йога, скипинг, аэробика, силовая гимнастика и т.д., а также совместное участие родителей и детей в городских спортивных акциях «Пробег выходного дня», «Амыльская лыжня», «Саянское кольцо» и др.

В большинстве программ виды деятельности и формы их осуществления определены с учётом индивидуальных особенностей учащихся, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей), но без учета системно-деятельностного подхода (беседы, выставки, встречи….)

Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования» предусматривает оценку достижений обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

В программах представлен комплексный подход к оценке метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Вместе с тем, в ряде школ не представлен инструментарий и процедура оценивания планируемых результатов обучения, не представлена система мониторинга реализации ООП. При этом следует отметить Гимназию г. Абакана и Гимназию г. Черногорска, в которых разработана и детально представлена система внутришкольного контроля с учетом трех групп планируемых результатов.

В итоге был сформирован рейтинг ООП НОО пилотных школ на основании следующих критериев:

1. Структурная целостность, логичность, включающих следующие показатели:

- соответствие требованиям ФГОС, структуре ООП НОО;

- отражение в пояснительной записке целей НОО, их конкретизация в соответствии с требованиями ФГОС, спецификой конкретного ОУ, особенностями контингента учащихся;

- кадровый состав начальной школы;

- материально-техническая оснащённость образовательного процесса школы;

- используемая система учебников (УМК) начального общего образования, образовательных технологий;

- качество рабочих программ по всем учебным предметам (конкретизация цели образовательной программы применительно к предмету; учебный план, как индикатор возможности реализации целей и задач основной образовательной программы, его соответствие требованиям ФГОС НОО; наличие трёх составляющих образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; наличие описания процедуры оценивания планируемых результатов).

2. Результативность: система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Ориентация работы учителя и учащихся на фиксацию индивидуального прогресса учащихся.

3. Реализация системно-деятельностного подхода: организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, использование современных образовательных технологий деятельностного типа, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов.

4. Интегративность (открытость): возможность включения ООП в сетевое взаимодействие образовательных учреждений, наличие образовательных модулей, курсов и т.п. других образовательных учреждений.

5. Творческий подход к проектированию ООП: отражение авторской позиции школы, исключение примерного характера Примерной ООП при проектировании ООП своей школы, исключение теоретического, лекционного материала из ООП, как документа практического действия.

В итоге ООП пилотных школ получили следующие оценки по 10-балльной шкале:

МБОУ Гимназия г. Черногорска – 10 баллов.

МБОУ СОШ № 19 г. Черногорска – 9 баллов.

МБОУ Лицей № 7 г. Саяногорска – 9 баллов.

МБОУ Гимназия г. Абакана – 8 баллов.

МБОУ СОШ № 3 г. Саяногорска – 8 баллов.

МБОУ СОШ № 1 г. Абакана – 7баллов.

МБОУ Лицей «Эврика» г. Саяногорска – 7 баллов.

Рекомендации для школьных команд, работающих над реализацией ООП НОО.

  1. Избегать формального подхода к проектированию ООП, т.к. это влечет за собой риск формальной реализации требований ФГОС. Следует сделать ООП читаемым документом, сократив теоретический материал, переработав «рекомендательность» примерной ООП с учетом изученных образовательных запросов родителей, учащихся, возможностей и целевых установок школы.
  2. Во всех компонентах ООП следует учесть использование системно-деятельностного подхода. Упоминание в планах реализации различных программ, входящих в ООП только бесед, встреч, выставок, не соответствует возрастным особенностям младших школьников, не создает условия для формирования и сохранения мотивации к освоению планируемых результатов.
  3. Целесообразно тщательно проработать междисциплинарные программы: «Программа формирования УУД», «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности». Описывая, какими должны быть эти программы, следует либо включать их в приложении к ООП, либо в состав самой ООП. Реализацию междисциплинарных программ следует отразить в рабочих программах учебных предметов и внеурочных курсов, в других структурных компонентах ООП.
  4. Если это не было сделано ранее, то следует создать школьную команду (рабочие группы по отдельным направлениям) для корректировки ООП с учетом нормативных изменений. Формальный подход к проектированию ООП является следствием написания программы узкой группой педагогов школы или одним человеком. Без участия в проектировании и корректировке программ всей школьной команды, в которую входят не только представители администрации, но и учителя-предметники, библиотекарь, психолог и другие работники школы, сложно преодолеть формальный подход.

Председатель Общественного совета: С.С.Чанков

Секретарь: Т.Ю.Кудрявцева