Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Информация об исполнении мероприятий межведомственных планов в части образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья

      Министерством образования и науки Республики Хакасия изучены межведомственные планы в части образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и приняты меры к их реализации.

          За последние пять лет в республике расширены возможности обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).              Принят ряд новых документов или внесены изменения в имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания условий для получения образования детьми-инвалидами:

- Постановление  Правительства Республики Хакасия  от 27 октября 2015 г. № 556

Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы);

- Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 616 (ред. от 07.08.2015) «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Доступная среда (2014 - 2016 годы)»;

- Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 2 декабря 2016 г. № 141-п «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия I этапа Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»;

- Приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее-Минобрнауки РХ) от 13.03.2015 №100-307 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения в РХ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Минобрнауки РХ от 29.05.2015 №100-679 «О создании рабочей группы и утверждении перечня пилотных образовательных организаций по введению в РХ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Минобрнауки РХ от 17.05.2016 №100-847 «Об утверждении состава и порядка работы  Центральной психолого-медико-педагогической комиссии».

С целью совершенствования деятельности  по обучению и сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработано несколько планов мероприятий (дорожных карт):

1. Межведомственный план мероприятий по развитию  психологической службы в системе образования Республики Хакасия на 2016-2017 годы (утвержден  Министром образования и науки РХ 22.04.2016г.);

2. Межведомственный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы (утвержден Министром образования и науки РХ 06.05.2016г.);

3. Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ (утвержден Министром образования и науки РХ 02.04.2015г.).

  Всего в образовательных организациях республики обучаются 3090 детей с ОВЗ и 1342 ребенка-инвалида. Охват данной категории детей образовательными услугами составляет 100%.

Обеспечено функционирование 11 образовательных организаций, работающих по адаптированным программам. Это образовательные организации для детей с умственной отсталостью, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В них обучаются 1554 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Количество детей-инвалидов в указанных учреждениях составляет 720 человек. По дистанционным технологиям обучаются 93 ребенка-инвалида.

              В процессе обучения детей-инвалидов используются различные технологии: информационные, дистанционные образовательные технологии, инклюзивного образования, здоровьесберегающие технологии, социальной реабилитации и другие.

    Наличие разветвленной сети образовательных организаций, в том числе организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, позволяет осуществлять образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья без организации их подвоза.

С целью создания благоприятных условий, обеспечения равного доступа для получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, не имеющим нарушений развития, в республиканской системе образования внедряются интегрированный и инклюзивный подходы.

 В 3,3 раза увеличилось количество образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы», количество которых составило 43 в 2016 году (2012 год – 13 школ).

За 5 лет на развитие инклюзивного образования  из средств федерального бюджета для Республики Хакасия выделено 64591,7 тыс. рублей. Кроме того, из средств республиканского и муниципальных бюджетов на реализацию указанных мероприятий направлено 40 013,2 тыс. руб.

Всего в республике технологии инклюзивного образования реализуют 115 школ. Инклюзивным образованием охвачено 764 ребенка-инвалида, что на 621 чел. больше по сравнению с 2012 годом.

Одно из приоритетных направлений в работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов – оказание ранней помощи.

В системе образования республики оказание услуг по ранней помощи осуществляется на базе:

-   психолого-медико-педагогических комиссий – ПМПК;

- центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи - ЦППМСП;

- структурных подразделений дошкольных образовательных организаций (консультационных пунктах, группах компенсирующей и комбинированной направленности и кратковременного пребывания,  ПМПк (психолого-медико-педагогических консилиумах, лекотеках).

На территории Республики Хакасия действуют Центральная (1) ПМПК (ЦПМПК), функционирующая на базе ГБУ РХ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радость», и территориальные (11) ПМПК.

           ПМПК  проводится комплексное обследование детей от 0 до 3 лет с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии.

На базе ПМПК  в 2016 году было проведено комплексное обследование 407 детей раннего возраста.

Предоставление психолого-педагогической помощи семьям  с детьми раннего возраста было также организовано в условиях деятельности Центров ППМС помощи. С целью улучшения качества психолого-педагогической помощи обучающимся в 2015-2016 годах были открыты новые центры психолого-педагогической помощи. Если в 2012 году действовал 1 центр, то 2016 – 7 центров.

Целью работы Центров ППМСП в системе ранней помощи является оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семьям, воспитывающим детей первых лет жизни, для содействия оптимальному психофизическому развитию, социализации и минимизации рисков. Детям раннего возраста оказывают помощь  педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги и иные специалисты педагогического профиля.

Основные направления оказания ранней помощи детям в условиях Центров:

- познавательное развитие;

- сенсорное развитие;

- физическое развитие;

- эмоциональное развитие;

- речевое развитие;

- социальное развитие (с приобщением к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).

Всего 2016 году психолого-педагогическую помощь в Центрах ППМСП получили 1342 ребенка – инвалида.

В соответствии с  Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 2016 года Минобрнауки РХ реализуется новое полномочие по психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях.           В связи с этим Минобрнауки РХ заключено соглашение  с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РХ». Координатором работы в данном направлении является ГБУ РХ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радость», который представляет в электронном виде в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РХ»  планы мероприятий, предусмотренные индивидуальными программами реабилитации или абилитации  детей-инвалидов, проживающих на территории республики.

В Республике Хакасия мероприятия, направленные на развитие системы инклюзивного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, включены в следующие нормативные правовые документы:

            - государственная программа Республики Хакасия «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)» (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 553 (с последующими изменениями);

            - План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия (утвержден постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 № 35-п (с последующими изменениями);

            - План по реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы (утвержден приказом Минобрнауки РХ от 08.06.2016 № 100-930).

            Указанные документы предусматривают деятельность базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку республиканской системы инклюзивного профессионального образования инвалидов, создание доступной среды для обучающихся, приобретение специализированного оборудования, учебной литературы.

Кроме того, в планы и программы включены мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогических работников, профессиональную ориентацию детей-инвалидов, на содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций.

Все мероприятия реализуются во взаимодействии с Министерством экономики Республики  Хакасия, Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия, а также общественными организациями инвалидов, Министерством социальной защиты Республики Хакасия.