Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Информационная справка «Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2017-2018 учебный год

Информационная справка

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

2017/2018 учебный год

 

В 2017/2018 учебном году образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов был организован в рамках деятельности            11 общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным программам, 118 общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, детей с ограниченными возможностями здоровья, Центра дистанционного образования детей-инвалидов. Данные объекты социальной инфраструктуры позволяют обеспечить право инвалидов на получение образования, в том числе с использованием сурдо и тифлопедагогики.

В 2017/2018 учебном году в Республике Хакасия различными формами обучения было охвачено 3219 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и 1415 детей-инвалидов школьного возраста, что составляет 66% от общего числа детей-инвалидов в республике.

В сравнении с 2016/2017 учебным годом количество детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся в образовательных организациях, увеличилось на 5% .

Из общего числа детей-инвалидов:

охвачены инклюзивным образованием – 545 детей-инвалидов;

обучаются на дому – 492 чел.;

на семейном образовании – 85 чел.;

обучаются дистанционно – 30 чел.

По сравнению с прошедшим годом количество детей-инвалидов, охваченных инклюзией, увеличилось на 17 %. Это связано с увеличением числа образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Успешно развивается процесс обучения в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ЦДО). В текущем учебном году в нем обучались 30 детей-инвалидов, которые показали 100 % успеваемость и качество знаний – 57 %.

В 2017 году обучающиеся ЦДО впервые приняли участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников и один обучающийся, являющийся призёром муниципального этапа, принял участие в региональном этапе олимпиады.

При организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидностью реализуется сетевая форма обучения. Для успешного освоения образовательных программ используются ресурсы Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, медицинских организаций, организаций культуры.

            Особое внимание в воспитательном процессе образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, уделяется профориентационной работе. В течение года для обучающихся, воспитанников организуются экскурсии в профессиональные образовательные организации, встречи с людьми разных профессий и другая просветительская, разъяснительная работа по выбору профессии.

В 2017 году из 57 выпускников школ-интернатов 93% поступили в профессиональные образовательные организации, три ребенка-инвалида по состоянию здоровья не смогли продолжать обучение, один трудоустроен.

В учреждениях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, активно внедряются программы профессионального обучения. По итогам трудового обучения выдано 6 свидетельств об обучении по профессии «Швея» и 5 свидетельств об обучении по профессии «Столяр».

            В 2017/2018 учебном году государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) в 9 классе прошли 132 ребенка с ОВЗ. В ГИА по образовательным программам среднего общего образования приняли участие 18 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, из них количество сдавших ГИА в форме государственного выпускного экзамена составило 8 человек.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы реализуются мероприятия по созданию условий для качественного образования детей-инвалидов. Объём привлечённых финансовых средств из федерального бюджета за 7 лет составил 75 447,2 тыс. рублей, в том числе в 2017 году - 10 855, 5 тыс. рублей.

В 2017 году в программе участвовало семь образовательных организаций, в том числе три дошкольных. Общее количество учреждений, в которых созданы условия для качественного образования детей-инвалидов за счет средств программы, составляет 50 образовательных организаций.

В 2018 году на указанные цели из средств федерального бюджета для Республики Хакасия выделено 2 635,7 тыс. рублей для одного учреждения дополнительного образования. Кроме того, в республиканском бюджете Республики Хакасия на указанные цели предусмотрено 260,7 тыс. рублей.

Сопровождение детей-инвалидов при получении ими образования осуществляется педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и социальными педагогами образовательных организаций, центров психолого-педагогической помощи и в рамках деятельности психолого-медико-педагогических комиссий при определении образовательного маршрута ребенка-инвалида.

В образовательных организациях сопровождением детей-инвалидов занимаются 1203 педагога, в том числе 142 педагога-психолога. Более 50 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Доля детей-инвалидов школьного возраста, охваченных психологической помощью, составила 92 %. Доля детей-инвалидов, охваченных социально-медико-педагогической помощью –100 %.

Также консультационная помощь и психолого-педагогическое сопровождение оказываются на базе 7 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее – Центры). Центрами обеспечивается комплексная специализированная психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего возраста.

Так, в 2017/2018 учебном году, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в республике были оказаны услуги 2800 детям (из них 382 детям с ОВЗ и 162 детям-инвалидам),   проконсультировано 1563 семьи (из них 426 семей с детьми с ОВЗ). Также раннюю помощь получили 63 семьи с детьми от 0 до 3-х лет.

Кроме того, проведены консультации 602 педагогов и других специалистов.

На базе двух государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Хакасия («Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» и «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха») продолжают деятельность стажировочные площадки по распространению современных моделей успешной социализации детей с ОВЗ. Одним из направлений функционирования данных площадок является организация работы консультационных пунктов для родителей, деятельность которых ориентирована на просвещение родителей в области специальной педагогики и детской психологии.

В соответствии с Межведомственным планом мероприятий по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ на 2018-2020 годы продолжена работа по развитию творческих способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ и совершенствованию деятельности по их дополнительному образованию.

В 20 организациях дополнительного образования Республики Хакасия разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации программ с детьми с особыми образовательными потребностями, направленные на исполнение законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение образования.

В целях соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей Республики Хакасия создаются необходимые условия, без которых невозможно или затруднено освоение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

1. Обеспечение доступа в здание (пандус).

2. Расписание для индивидуальных занятий составлено с учетом мнения родителей и психофизическими возможностями ребенка.

3. За посещение объединений учреждения родительская плата не взимается.

4. Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организовано, как совместно с другими обучающимися (с целью социализации личности ребенка), так и индивидуально.

5. Организовано проведение занятий педагогами дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия на базе иных образовательных учреждений.

В соответствии с целевыми показателями государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы) доля детей-инвалидов от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, составляет 40 % от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

В школах искусств Республики Хакасия получают дополнительное образование 34 ребёнка-инвалида и 318 детей с ОВЗ, которые обучаются по дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области музыкального, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и принимают участие в различных творческих мероприятиях. Наиболее талантливые дети из числа инвалидов участвуют в разноуровневых конкурсах исполнительского мастерства. Например, выпускница Черногорской детской школы искусств дважды становилась лауреатом в номинации «Сольное пение» Международного конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге. Ученица ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» получила Диплом I степени в окружном Фестивале «Белая трость», который проводит Благотворительный фонд помощи незрячим и слабовидящим детям Дианы Гурцкой.

Большую работу с детьми с ОВЗ осуществляет Хакасское региональное отделение общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ). В течение 2017, 2018 годов для данной категории детей РДШ организует ряд адаптированных мероприятий по четырем направлениям: личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное и гражданская активность. В 2017 году к данной деятельности было привлечено 346 обучающихся ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением слуха» и ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением зрения».

Дети с ОВЗ и инвалидностью принимают активное участие в спортивных мероприятиях.

В МБОУ для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат» реализуется грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Дорогою добра» по развитию адаптивной физкультуры. В рамках гранта в 2017/2018 учебном году была проведена районная спартакиада для детей с ОВЗ. Командой школы из 13 волонтеров проведены выездные спортивные мероприятия в отдаленных сельских поселениях.

Команды спортсменов из 11 образовательных организаций, где обучаются дети с отклонениями в развитии, занимают призовые места во Всероссийских, республиканских и городских соревнованиях по различным видам спорта. Так обучающиеся ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» заняли в 2017 году призовые места в 12 спортивных мероприятиях среди лиц с ОВЗ, в том числе в городских соревнованиях по мини-футболу, первенстве города Абакана по шахматам и русским шашкам, первенстве по стрельбе из пневматической винтовки, городских соревнованиях по волейболу.

С целью физической реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ проводится традиционная республиканская спартакиада обучающихся образовательных организаций, реализующих адаптированные программы, «Малые игры Доброй воли», в которой ежегодно принимают участие около 80 детей с ОВЗ.

 

 

            .