Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Информация об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях Республики Хакасия по итогам 2018/2019 учебного года

 

Информация

об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях Республики Хакасия по итогам 2018/2019 учебного года

 

            Правительством Республики Хакасия, Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее – Министерство) проводится систематическая работа по реализации прав обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование.

            При Правительстве Республики Хакасия создан координационно-совещательный орган - Совет по делам инвалидов и граждан старшего поколения (Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.03. 2014 № 105), на котором рассматриваются вопросы образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их социально-психологического сопровождения.

В 2018 году Министерством были утверждены 2  плана  мероприятий по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся:

1. План мероприятий по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями  здоровья на 2018-2020 годы (от 06.04.2018);

2.  Межведомственный план (комплекс мер) по развитию психологической службы в системе образования Республики Хакасия на 2018-2020 годы (от 20.03.2018).

В 2018/2019 учебном году образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), детей-инвалидов был организован в рамках деятельности 11 общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным программам, 124 общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития,  Центра дистанционного образования детей-инвалидов. Данные объекты социальной инфраструктуры позволяют обеспечить право инвалидов на получение образования, в том числе с использованием сурдо и тифлопедагогики.

В 2018/2019 учебном году в Республике Хакасия различными формами обучения было охвачено 3272 ребенка  с ОВЗ и 1455 детей-инвалидов школьного возраста.

В сравнении с 2017/2018 учебным годом количество детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся в образовательных организациях, увеличилось  на 3% .

Из общего числа детей-инвалидов:

охвачены инклюзивным образованием – 588 детей-инвалидов;

обучаются на дому – 527 чел.;

на семейном образовании – 55 чел.;

обучаются дистанционно – 26 чел.

По сравнению с прошедшим годом количество детей-инвалидов, охваченных инклюзией, увеличилось на 8 %. Это связано с увеличением числа образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Успешно развивается процесс обучения в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ЦДО). В текущем учебном году в нем обучались  30 детей-инвалидов, которые показали 100 % успеваемость и качество знаний –  57 %.

  Обучающиеся ЦДО принимают участие в школьном и муниципальном  этапах Всероссийской олимпиады школьников и один обучающийся, являющийся призёром муниципального этапа, принял участие в региональном этапе олимпиады.

            В 2018/2019 учебном году государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) в 9 классе прошли 92 ребенка с ОВЗ (в форме ОГЭ – 21 чел., в форме ГВЭ – 71 чел.). В ГИА по образовательным программам среднего общего образования приняли участие 36 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, из них количество сдавших ГИА в форме государственного выпускного экзамена составило 9 человек.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы также реализуются мероприятия по созданию условий для качественного образования детей-инвалидов в образовательных организациях республики.

В 2019 году в программе участвовали две дошкольных образовательных организации. Общий объем финансовых средств, выделенных на создание условий доступности, составил 2560, 900 тыс. руб. Общее количество учреждений, в которых созданы условия для качественного образования детей-инвалидов за счет средств программы, составляет 53 образовательных организации.

  При организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидностью реализуется сетевая форма обучения. Для успешного освоения образовательных программ используются ресурсы Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, медицинских организаций, организаций культуры.

В соответствии с Межведомственным планом мероприятий по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ на 2018-2020 годы продолжена работа по развитию творческих способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ и совершенствованию деятельности по их дополнительному образованию.

В 20 организациях дополнительного образования Республики Хакасия разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации программ с детьми с особыми образовательными потребностями, направленные на  исполнение законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение образования.

В целях соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей Республики Хакасия создаются необходимые  условия, без которых невозможно или затруднено освоение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

1. Обеспечение доступа в здание (пандус).

2. Расписание для индивидуальных занятий составлено с учетом мнения родителей и психофизическими возможностями ребенка.

3. За посещение объединений учреждения родительская плата не взимается.

4. Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организовано, как совместно с другими обучающимися (с целью социализации личности ребенка), так и индивидуально.

5. Организовано проведение занятий педагогами дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия на базе иных образовательных учреждений.

В соответствии с целевыми показателями государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы) доля детей-инвалидов от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, составляет 45 % от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

 В прошедшем учебном году Министерством был проведен мониторинг лучших практик реализации программ дополнительного образования для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что наибольшей востребованностью среди детей с ОВЗ пользуются дополнительные общеразвивающие программы художественной, художественно-эстетической и спортивной направленности. По результатам реализации которых развиваются художественно-творческие способности у обучающихся с ОВЗ и формируется культура здорового и безопасного образа жизни.

 Наиболее талантливые дети из числа инвалидов участвуют в разноуровневых конкурсах исполнительского мастерства. Обучающийся ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» явился победителем окружного этапа Фестиваля «Белая трость», который проводит Благотворительный фонд помощи незрячим и слабовидящим детям Дианы Гурцкой, и принял участие в гала-концерте в городе Москве.

 Дети с ОВЗ и инвалидностью принимают активное участие в спортивных мероприятиях, таких как первенство г. Абакана по настольному теннису, по мини- футболу, легкой атлетике.

 Обучающийся ЦДО принял участие во Всероссийских соревнованиях по бочча среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 Большую работу с детьми с ОВЗ осуществляет Хакасское региональное отделение общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ). В течение  2018, 2019 годов для данной категории детей РДШ организует ряд адаптированных мероприятий  по четырем направлениям: личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное и гражданская активность. В 2019 году к данной деятельности было привлечено около 400 обучающихся ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением слуха» и ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением зрения».

 В республике проводится планомерная работа по созданию условий для получения профессионального образования детей из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствует увеличение числа поступающих в профессиональные образовательные организации как по программам среднего профессионального образования, так и по программам профессионального обучения. Так, в 2017 году в профорганизации поступили – 52 человека, в 2018 году – 68 человек, в 2019 году – 74 человека.

С 2016 года на базе ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» осуществляет деятельность Ресурсный центр инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, который является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку республиканской системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Перечень профессий и специальностей, по которым обучаются студенты из числа инвалидов, очень различен. Это такие как повар, кондитер, закройщик, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, продавец, контролер-кассир, пекарь, парикмахер, мастер слесарных работ и другие.

Кроме того, в профессиональных образовательных организациях республики получают рабочую профессию по программам профессионального обучения 243 гражданина из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (с разничными формами умственной отсталости).

Данная категория граждан обучается по одиннадцати образовательным программам, перечень которых формируется с учетом потребности республиканского рынка труда.

Образовательными организациями уделяется большое внимание профориентационной работе с гражданами этой категории и их родителями. Ведущую роль здесь играет Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса. Организацией проводятся Дни открытых дверей для этой категории граждан и ставший уже традиционным фестиваль «Мир особых талантов». Педагоги организации участвуют в ежегодном Республиканском форуме для родителей детей-инвалидов «Время равных возможностей», посещают родительские собрания и др.

Ежегодно в республике проходит Региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»,  направленный на эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования и содействию их трудоустройству.

В 2019 году в республике прошел III Региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по 11 компетенциям, участниками которого стали около 50 участников.