Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Анализ отчетов о результатах самообследования на официальных сайтах образовательных организаций Республики Хакасия

Об анализе отчетов о результатах самообследования на официальных сайтах образовательных организаций государственных (муниципальных) образовательных организаций и учреждений Республики Хакасия

 

Законодательным требованием является обязанность образовательной организации предоставления отчета по самообследованию, который является инструментом независимой оценки качества образования.

Независимая оценка качества образования осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 95, 95.1, 95.2 ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При проведении НСОКО могут быть использованы размещённые в открытом доступе данные о деятельности образовательной организации (далее – ОО), в том числе и отчет о самообследовании. В п.3 ч.2 ст.29 этого же закона предусматривается обязанность образовательной организации обеспечивать открытость и доступность отчета о результатах самообследования через размещение в сети Интернет (Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324).

Мониторинговые исследования проводятся второй год (выявление динамики развития муниципальной и региональной системы образования). Выборка проводится из расчета 40 % (76 школ) из числа образовательных организаций муниципального образования. Учитываются такие параметры как: виды реализуемых образовательных программ, контингент обучающихся, развитие таланта и т.д.

Инструментом мониторингового исследования явилась модель комплексной оценки качества образования, предложенная Департаментом общего образования Министерства образования и науки РФ. Комплексная оценка определялась на основании информации, изложенной в отчетах по самообследованию и размещенная на сайте образовательной организации. По большинству показателей данная методика сопоставима с показателями деятельности общеобразовательной организации, подлежащей самообследованию. (утверждены приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324)

Цель проведения мониторингового исследования:

1.      Содействие повышению качества образования за счет развития механизмов и инструментов управления качеством образования.

2.      Повышение информационной прозрачности и открытости системы образования.

Следует обратить внимание на тот факт, что структура большинства отчетов была аналогична публичному докладу или содержала только табличную форму. Наиболее полные данные и по всем школам представлены в Абакане, Саяногорске, Ширинском районе, самая скудная информация, а зачастую и отсутствие на сайте отчета в Таштыпском районе, Боградском районе (5 из 9), в Сорске. Цель отчета заключается в самооценке результатов и условий образовательной деятельности с целью предоставления учредителю соответствующей информации, а так же обеспечение внутренней системы оценки качества образования.

Качество образования оценивалось по 6 основным направлениям:

1. Массовость достижения базовых результатов.

2. Развитие таланта.

3. Прозрачность и объективность образовательного процесса.

4. Качество образовательной среды.

5. Индивидуализация образовательного процесса.

6. Результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников.

Максимальный результат по методике 10 баллов.

            Представленная методика позволила не только оценить образовательную систему школы, но и выстроить рейтинг образовательных организаций на уровне муниципалитета и Республики Хакасия.

 

МО

Средний показатель

Абакан

5,1

Черногорск

5,0

Абаза

4,7

Саяногорск

4,5

Сорск

1,7

На представленной диаграмме прослеживается, в общем, тенденция прошлого года. Следует отметить, что резко снизилось качество в городе Сорске. Сохранили лидирующие позиции образовательные системы Абакана и Черногорска. В целях более объективного анализа образовательных систем в дальнейшем возможно деление образовательных организаций на кластеры с учетом уровня сложности реализуемых основных образовательных программ и особенностей контингента.

В целом, следует обратить внимание руководителей на необходимость более тщательной подготовки отчетов по самообследованию в соответствии с установленными нормативными показателями, необходимости наличия аналитической части и констатации факта соответствия/ несоответствия требуемым условиям организации образовательного процесса.

 2.PNG

Наилучшие результаты по муниципальному образованию города Абакана продемонстрировали школы лидеры: МБОУ «Лицей», МБОУ «СОШ № 1», МБОУ «СОШ № 10». Со значительным отрывом идут школы Черногорска в индивидуальном сопоставлении. Наилучшая – МБОУ «СОШ № 19» проигрывает Абаканским школам почти 3 балла. Устойчивая ситуация в школах города Абазы и Саяногорска (лидируют МБОУ СОШ 6, МБОУ СОШ № 1). Только одна школа города Сорска разместила отчет на сайте (МБОУ СОШ № 3), однако результаты ниже среднего по Хакасии.

 

МО

Средний показатель

Алтайский район

2,9

Аскизский район

1,6

Бейский район

1,7

Боградский район

3,1

Таштыпский район

2,1

Усть-Абаканский район

3,1

Орджоникидзевский

2,3

Ширинский район

3,3

Изменились показатели и по районам Республики Хакасии. Лидирующие позиции в данном кластере сохранил Ширинский район. Значительно улучшились показатели по Усть-Абаканскому и Боградскому районам. Данные позитивные изменения обеспечены показателем «массовость достижения базовых результатов» и систематической работе в рамках проекта «антикризисных программ». Например, если в 2014-2015 гг. в Боградском районе 4 школы попали в план сопровождения школ с низкими результатами, то в 2015-2016 таких школ осталось две, в настоящее время только одна школа находится на сопровождении специалистов ХакИРОиПК. В Усть-Абаканском районе в 2014-2015 гг три школ получали сопровождение в рамках программы повышения качества образования, в 2015-2016 осталась МБОУ «Усть-Бюрская СОШ», в этом году ситуация осталась прежней.

            Исходя их комплексной оценки качества образования, следует обратить внимание на необходимость изменений в образовательных системах Бейского и Аскизского районов в части качества образовательных результатов обучающихся, продемонстрировавших самые низкие результаты по большей части показателей.

Внутри муниципальной системы образования можно выделить ряд образовательных организаций имеющих высокие риски по снижению качества образования. Так, в Аскизском районе к ним относятся: Аскизский лицей-интернат, МБОУ Бирикчульская СОШ, МБОУ Н-Тейская СОШ, МБОУ Базинская СОШ. Возможно, реальная ситуация в школе выглядит несколько лучше, но исходя из информации представленной в отчете по самообследованию тенденция негативная. Не менее тревожная ситуация сложилась и в Орджоникидзевском районе. Наибольшую озабоченность вызывает ситуация в Новоморьясовской СОШ и МБОУ Орджоникидзевская СОШ.

Наилучшие результаты среди сельских школ демонстрируют МБОУ Жемчуженская СОШ, МБОУ Топановская СОШ, МБОУ Опытненская СОШ, МБОУ Подсинская СОШ, МБОУ Боградская СОШ, МБОУ Копьевская сельская СОШ. В данных школах результативность превышает средний показатель. Вместе с тем следует отметить, что по результатам мониторинга школы Аскизского района, Бейского района, Таштыпского района продемонстрировали результат ниже среднего.

 4.PNG

 Если проанализировать причины, влияющие на качество образования, необходимо посмотреть на региональную систему в разрезе направлений и показателей развития. Вопреки распространённому мнению о недостаточности материально-технических и иных условий именно показатель «Качество образовательной среды» явился самым высоким по всем образовательным организациям. Так же не было выявлено прямой зависимости между данным показателем и успешностью достижения базовых результатов. 

 5.PNG 

 6.PNG

            В рамках национального стандарта качества образования принята концепция устойчивого развития и качества образования. Анализ муниципальных систем образования по предложенным показателем позволил определить, что наиболее стабильно образовательные системы функционируют в городах Абакане и Черногорске, значительно улучшилась ситуация в Абазе. Парадоксальная ситуация сложилась в городе Саяногорске, где наилучшее качество образовательной среды и большое количество инновационных площадок не повлияли на повышение качества образования в целом.

            7.PNG     

            Анализ развития образовательных систем районов Республики Хакасия позволяет констатировать более стабильную ситуацию в Ширинском и Усть-Абаканском районах. Самая сложная ситуация в Бейском и Аскизском районах.

 8.PNG

Наибольший интерес как результат реализации образовательных программ представляет первый критерий «Массовость достижения базовых результатов». Большинство школ не описали в своем отчете результативность выполнения Всероссийской проверочной работы, либо не указали численность обучающихся или сумму баллов по 3 работам.

9.PNG

Кроме того, как рекомендацию в аналитической части отчета следует указывать долю обучающихся 4 классов, набравших не менее 11 баллов в сумме по трем предметам ВПР и не получившие при этом «2». Достаточно скромно выглядят результаты и по второму показателю «Доля обучающихся, набравших не менее 10 (13) баллов в сумме по 3 (4) предметам ОГЭ». Представляется, что столь низкая результативность объясняется недостаточно развернутой информацией в описательной части доклада со стороны администрации школы, что неизбежно снизило возможное количество баллов. Самым результативным оказался показатель «Доля обучающихся, набравших не менее 160 баллов в сумме по 3 предметам ЕГЭ». Этот показатель был описан в отчете большинства школ и в основном именно по нему сложился результат по п. 1

 10.PNG

Второе направление, связанное с работой с одаренными детьми в данной методике конкретизировано как работа с интеллектуальной одаренностью. В отчетах по самообследованию данному направлению уделено большое внимание, но результативность приведена только на уровне образовательной организации. Подробно описаны различного рода проекты: социальные, образовательные и иные, которые не влияют на оценку деятельности по развитию таланта. В представленных отчетах нет информации по предметным областям выбранных олимпиад, их результативности. Примерно в 30% отчета есть информация о детях ставших победителями и призёрами, в остальных случаях нет конкретизации даже по численности победителей. В качестве рекомендации следует указать на необходимость связи данного пункта с качеством реализации образовательных программ, профильности обучения, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Наиболее высокие результаты продемонстрировали МБОУ Лицей г. Абакана, МБОУ СОШ № 1 г. Абакана, МБОУ СОШ № 19 г. Черногорска.

 11.PNG

Довольно низким результат по показателю «Развитие таланта» в сельских школах во многом обусловлен тем фактом, что в методике оценки ассматривается только интеллектуальная одаренность на региональном и всероссийском уровне. Успехов в данном направлении добились коллективы МБОУ Борцовская СОШ № 5 Ширинского района, МБОУ Усть-Абаканская СОШ Усть-Абаканского района.

12.PNG

           
Следует указать, что сохранилась тенденция прошлых лет по большому охвату ребят (кроме Абазы) олимпиадным движением и иными конкурсами, но результативность низкая. По факту, возможно результативность и выше, для этого необходимо разводить на муниципальный, региональный уровни всероссийское олимпиадное движение. Из диаграммы следует, что по данному показателю самая высокая результативность у школ Абакана. В рамках внутренней системы оценки качества образования администрациям школ следует обратить внимание на статус мероприятий, в которых принимают участие учащиеся школ (Перечень размещается на сайте Министерства образования и науки России).

По третьему направлению оценки «Прозрачность и объективность образовательного процесса» проблемы для образовательных организаций РХ являются два взаимосвязанных пункта «Количество участий в независимых диагностических процедурах» и «Охват участников независимыми диагностическими процедурами». Данные показатели отражены в школах Абакана и Ширинского района.

 13.PNG    

            Более благоприятная ситуация складывается по наличию сайта с актуальной информацией и количеством опубликованных на сайте отчетов. Наиболее полно информация представлена на сайтах школ Ширинского и Усть-Абаканского районов и г. Абакана, хотя в качестве типичного замечания является отсутствие возможности оставить публичный отзыв. Слабым звеном является отсутствие в локальных актах школы внутреннего регламента, обеспечивающего объективность результатов диагностических и мониторинговых процедур.

 14.PNG

Наиболее стабильным по всей территории Республики Хакасии явился показатель «Качество образовательной среды», который включает в себя основные показатели по условиям реализации образовательной программы. Вполне достаточными оценили руководители школ условия по информатизации, наличие площадей на 1 обучающегося в соответствии с СанПинами.

 15.PNG

Не достигнуты показатели «Доля обучающихся с ОВЗ (не менее 5%)» и «Наличие конкурсного отбора при приёме в 10 классы». По первому показателю необходимо обратить внимание, что «рассеянность» данной категории обучающихся по всем образовательным организациям Республики Хакасия существенно снижает шансы обеспечения специальных условий при реализации образовательных программ. Только 50 % образовательных организаций из числа, попавших в выборку показали долю педагогов с педагогическим образованием (100 %), хотя по факту этот показатель значительно выше.

 16.PNG

            Стабильным явилось и такое направление как «Индивидуализация образовательного процесса». Наибольший результат показали школы, отразившие в своих отчетах долю выпускников, продолживших обучение в системе среднего профессионального образования.

 17.PNG

Высокие результаты в городских школах были продемонстрированы за счет численности обучающихся, сдающих дополнительные предметы по ЕГЭ и ОГЭ.

 18.PNG                                                     

Практически не раскрыт и слабо реализован в образовательных организациях РХ показатель «Результаты участия в региональных и федеральных программах выпускников». Данный показатель закрыт в основном только в городских школах за счет инновационной деятельности.

19.PNG

В целом, следует обратить внимание руководителей на необходимость более тщательной подготовки отчетов по самообследованию в соответствии с установленными нормативными показателями, наличия аналитической части и констатации факта соответствия/ несоответствия требуемым условиям организации образовательного процесса.

Следует отметить, что отчет по самообследованию имеет прямую связь с ВСОКО, так же нельзя допускать обобщения и абстрактный характер изложения фактических данных, например по выбору дисциплин (ЕГЭ, ОГЭ), количеству победителей и призёров ВсОШ. По прежнему, не выдержаны требования к единицам измерения, часть отчетов полностью лишена аналитической части. Складывается впечатление, что для многих не существует различий между публичным отчетом и отчетом по самообследованию. Так, на сайте одной из школ г. Саяногорска за предыдущие годы размещён отчет по самообследованию, а за 2015-2016 публичный отчет. В представленных отчетах многие образовательные организации проявили неэффективность работы ВСОКО и недостаточно профессиональное отношение к реализации компетенции по работе с документами.

 

Рейтинг муниципальных образовательных систем

1

Абакан

Ширинский район

2

Черногорск

Усть-Абаканский район

Боградский район

3

Абаза

Алтайский район

4

Саяногорск

Орджоникидзевский

 20.PNG

На основе комплексной оценки образовательных организаций был выстроен рейтинг образовательных организаций:

1

МБОУ Лицей г. Абакана

9,3

2

МБОУ СОШ № 1 г. Абакана

6,8

3

МБОУ СОШ № 10 г. Абакана

6,3

4

МБОУ СОШ № 11 г. Абакана

6

5

МБОУ СОШ № 19 г. Черногорск

5,7

6

МБОУ СОШ 6 г. Саяногорск

5,3

7

МБОУ СОШ № 50 г. Абазы

5

7

МБОУ СОШ № 1 г. Саяногорск

5

8

МБОУ СОШ № 12 г. Абакана

4,7

8

МБОУ СОШ № 2 г. Абакана

4,7

9

МБОУ СОШ № 49 г. Абазы

4,3

10

МБОУ СОШ № 15 г. Черногорск

3,8

11

МБОУ СОШ 5 г. Саяногорск

3,5

12

МБОУ СОШ № 19 г. Абакана

3,3

12

МБОУ СОШ № 7 г. Абакана

3,3

13

МБОУ СОШ № 3 им. С. Медведева г. Саяногорск

3,2

14

МБОУ Лицей г. Черногорск

2,2

15

МБОУ СОШ № 7 г. Черногорск

1,8

16

МБОУ СОШ № 18 г. Абакана

1,7

16

МБОУ СОШ № 3 г. Сорск

 

1,7

 

17

МБОУ Гимназия г. Черногорск

2,2

Среди сельских школ:

1

МБОУ Копьевская сельская СОШ Орджоникидзевский

1

МБОУ Жемчуженская СОШ Ширинский район

2

МБОУ Боградская сош Боградский район

2

МБОУ Туимская Сош № 3 Ширинский район

3

МБОУ Топановская СОШ Усть-Абаканский район

3

МБОУ Подсинская СШ Алтайский район

4

МБОУ Опытненская СОШ Усть-Абаканский район

5

МБОУ Борцовская СОШ № 5 Ширинский район

6

МБОУ Коммунаровская СОШ № 2 Ширинский район

6

МБОУ Знаменская СОШ Боградский район

7

МБОУ Белоярская СОШ Алтайский район

7

МБОУ Большесейская СОШ Таштыпский район

8

МБОУ Красноозёрная СОШ Усть-Абаканский район

8

МБОУ Расцветская СОШ Усть-Абаканский район

8

МБОУ Фыркальская СОШ № 13 Ширинский район

9

МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 1 Аскизский район

9

МБОУ Лесоперевалочная СОШ № 1 Аскизский район

10

МБОУ Вершино-Тейская СОШ Аскизский район

10

МБОУ Вершино-Тейская СОШ Аскизский район

10

МБОУ Аршановская СОШ Алтайский район

11

МБОУ Доможаковская СОШ Усть-Абаканский район

11

МБОУ Кирбинская СОШ Бейский район

11

МБОУ Троицкая СОШ Боградский район

12

МБОУ Усть-Абаканская СОШ Усть-Абаканский район

12

МБОУ Ширинская СОШ № 18 Ширинский район

12

МБОУ Устино-Копьевская СОШ Орджоникидзевский район

12

МБОУ Первомайская СОШ Боградский район

12

МБОУ Лестранхозовская СОШ Аскизский район

12

МБОУ Кайбальская СОШ Алтайский район

12

МБОУ Кировская СОШ Алтайский район

12

МБОУ Новомихайловская СШ Алтайский район

13

МБОУ СОШ № 1-интернат Таштыпский район

13

МБОУ Имекская СОШ Таштыпский район

13

МБОУ Сапоговская СОШ Усть-Абаканский район

14

МБОУ Соленоозерная СОШ Ширинский район

15

МБОУ Таштыпская СОШ 2 Таштыпский район

15

Аскизский лицей-интернат Аскизский район

16

Новоморьясовская СОШ Орджоникидзевский район

17

МБОУ Табатская СОШ Бейский район

17

МБОУ Н-Тейская СОШ Аскизский район

18

МБОУ Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат Бейский район

20

МБОУ Бирикчульская СОШ Аскизский район

21

МБОУ Орджоникидзевская СОШ Орджоникидзевский район

21

МБОУ Базинская СОШ Аскизский район