Аналитическая справка по результатам государственной итоговой аттестации обучающихся по программам основного общего образования в 2015-2016 учебном году

Аналитическая справка

по результатам государственной итоговой аттестации по программам

основного общего образования в 2015-2016 учебном году

В 2015-2016 учебном году в Республике Хакасия государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования проводилась по 12 общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, английский и немецкий языки, обществознание, литература. Общее количество участников составило 5218 выпускников IX классов основных и средних общеобразовательных учреждений Республики Хакасия, в том числе по формам: ОГЭ – 5007, ГВЭ – 211.

Распределение участников ОГЭ по муниципальным образованиям

№ п/п

Муниципальное образование

Количество участников

2014 год

2015 год

2016 год

 

 

ОГЭ

ГВЭ

ИТОГО

1.       

г. Абаза

164

148

140

37

177

2.       

г. Абакан

1357

1381

1544

20

1564

3.       

Алтайский район

210

203

243

4

247

4.       

Аскизский район

469

442

468

16

484

5.       

Бейский район

212

200

233

0

233

6.       

Боградский район

149

116

119

1

120

7.       

Орджоникидзевский район

142

114

125

1

126

8.       

г. Саяногорск

553

500

543

7

550

9.       

г. Сорск

91

101

95

0

95

10.   

Таштыпский район

184

146

171

1

172

11.   

Усть-Абаканский район

331

317

330

3

333

12.   

г. Черногорск

643

568

576

77

653

13.   

Ширинский район

300

264

276

1

277

14.   

Республиканские, государственные ОУ

122

147

144

43

187

Республика Хакасия

4927

4647

5007

211

5218

 

Распределение участников ОГЭ по общеобразовательным предметам

 

№ п/п

Наименование общеобразовательного предмета

Количество участников / доля

2014 год

2015 год

2016 год

1.                   

Русский язык

4923 / 100

4644 /100

5006 / 100

2.                   

Математика

4926 / 100

4644 /100

5006 / 100

3.                   

Обществознание

859 / 17,4

850 / 18,3

3232 / 64,5

4.                   

Биология

370 / 7,5

288 / 6,2

1626 / 32,4

5.                   

География

112 / 2,3

89 / 1,9

1431 / 28,5

6.                   

Физика

412 / 8,3

371 / 7,9

982 / 19, 6

7.                   

Информатика

257 / 5,2

235 / 5,0

920 / 18,3

8.                   

Химия

248 / 5,0

240 / 5,1

684 / 13,6

9.                   

История

150 / 3,0

179 / 3,8

614 / 12,2

10.               

Литература

36 / 0,7

29 / 0,6

213 / 4,2

11.               

Английский язык

70 / 1,4

53 / 1,1

158 / 3,1

12.               

Немецкий язык

2 / 0,04

2 / 0,04

3 / 0,05

 

Требованием федерального законодательства 2016 года установлено, что государственная итоговая аттестация выпускников по программам основного общего образования, включает в себя обязательные предметы по русскому языку и математике, а также два предмета по выбору выпускника. В 2015 году государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов могла быть ограничена только обязательными предметами. Наибольшее количество участников ОГЭ по обществознанию – 64%. Стабильно высок выбор таких учебных предметов как биология (32,4%), физика (19,6%), информатика и ИКТ (18,3%). Кроме того, в 2016 году значительно увеличилась доля учащихся, выбравших географию – 28,5% (в 2015 – 1,9%).

 

Общие сведения о результатах ОГЭ по общеобразовательным предметам  в 2016 году

 

№ п/п

Наименование

общеобразовательного предмета

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

1.                   

Русский язык

5006

4971

99,30

35

0,70

4,12

77,75

2.                   

Математика

5006

4917

98,22

89

1,78

3,81

63,32

3.                   

Физика

982

919

93,58

63

6,42

3,49

46,13

4.                   

Химия

684

629

91,96

55

8,04

3,85

63,30

5.                   

Информатика и ИКТ

920

838

91,09

82

8,91

3,75

61,52

6.                   

Биология

1626

1555

95,63

71

4,37

3,53

48,71

7.                   

История

614

436

71,01

178

28,99

2,99

23,62

8.                   

География

1431

1128

78,83

303

21,17

3,28

41,02

9.                   

Английский язык

158

144

91,14

14

8,86

4,11

76,58

10.               

Немецкий язык

3

1

33,33

2

66,67

2,33

0,00

11.               

Обществознание

3232

2742

84,84

490

15,16

3,28

38,09

12.               

Литература

213

188

88,26

25

11,74

3,63

54,46

Итого

19875

18468

92,92

1407

7,08

3,70

57,89

 

Динамика результативности по общеобразовательным предметам

 

Наименование общеобразовательного предмета

Средняя оценка

Процент  качества знаний

2016

2015

динамика

2016

2015

динамика

Русский язык

4,12

4,21

- 0,09

77,75

82,70

- 4,95

Математика

3,81

3,70

0,11

63,32

61,73

1,59

Физика

3,49

3,87

- 0,38

46,13

73,85

- 27,72

Химия

3,85

4,18

- 0,33

63,30

77,50

- 14,2

Информатика и ИКТ

3,75

4,42

- 0,67

61,52

94,47

- 32,95

Биология

3,53

3,96

- 0,43

48,71

77,78

- 29,07

История

2,99

3,72

- 0,73

23,62

62,57

- 38,95

География

3,28

4,15

- 0,87

41,02

87,64

- 46,62

Английский язык

4,11

4,42

- 0,31

76,58

88,68

- 12,1

Немецкий язык

2,33

4,00

- 1,67

0,00

100,0

-100

Обществознание

3,28

3,96

- 0,68

38,09

77,88

- 39,79

Литература

3,63

4,00

- 0,37

54,46

72,41

- 17,95

Итого

3,70

3,97

- 0,27

57,89

73,43

-4,95

 

Результаты ОГЭ 2016 года показывают, что средняя оценка по республике снизилась на 0,27 единиц и составила 3,7.
По сравнению с 2015 годом снизился показатель  качества знаний на 15% и составляет 57,9%. Данное снижение показателей не является критичным и связано с увеличением количества участников ОГЭ по всем учебным предметам из числа выбираемых. В 2015 году экзамены по выбираемым предметам сдавали выпускники 9-х классов, претендующие на  продолжение обучения в 10 и 11 классах, то в 2016 году два экзамена из числа выбираемых предметов – обязательное условие аттестации для всех девятиклассников. По результатам государственной аттестации 2016 года выпускниками 9-х классов получено 1407 неудовлетворительных отметок, из них 1283 (91%) по выбираемым предметам. В 2015 году выпускниками 9-х классов было получено 94 двойки, в том числе по обязательным предметам – 74. 

Увеличилась средняя оценка и процент качества знаний по математике. По остальным учебным предметам имеет место отрицательная динамика данных показателей. Вместе с тем, снижение средней оценки не превышает одной единицы, за исключением немецкого языка. Резкое снижение такого показателя, как процент качества знаний имеет место по предмету география, обществознание, истории, биологии. Ранжирование учебных предметов по средней оценке  и проценту качества знаний представлено в таблице ниже.

 

 

 

Ранжирование учебных предметов по средней оценке и проценту качества знаний,
полученных выпускниками 9-классов на государственной итоговой аттестации в 2016 году

 

 

Средняя оценка

Процент  качества знаний

№ п.п.

Наименование

общеобразовательного предмета

показатель

№ п.п.

Наименование общеобразовательного предмета

показатель

1

Русский язык

4,12

1.

Русский язык

77,75

2

Английский язык

4,11

2.

Английский язык

76,58

3

Химия

3,85

3.

Математика

63,32

4

Математика

3,81

4.

Химия

63,30

5

Информатика и ИКТ

3,75

5.

Информатика и ИКТ

61,52

6

Литература

3,63

6.

Литература

54,46

7

Биология

3,53

7.

Биология

48,71

8

Физика

3,49

8.

Физика

46,13

9

География

3,28

9.

География

41,02

10

Обществознание

3,28

10.

Обществознание

38,09

11

История

2,99

11.

История

23,62

12

Немецкий язык

2,33

12.

Немецкий язык

0,00

 

 

3,70

 

 

57,89

 

Результаты ОГЭ представленные в таблице свидетельствуют о том, что из обязательных предметов лучший результат получен выпускниками по русскому языку (77% выпускников получили «четверки» и «пятерки».). Показатели средней оценки по предмету и процент качества знаний самые высокие. Вместе с тем, полученный показатель качества знаний по математике свидетельствует о том, что 63% выпускников получили «четверки» и «пятерки». Данный результат также можно считать положительным.

Из числа предметов по выбору в 2016 году лидируют такие учебные предметы как – английский язык, химия, информатика
и ИКТ. Последние строчки в рейтинге результативности занимают учебные предметы – немецкий язык, история, обществознание, география.

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов ОГЭ по русскому языку

 

Общие сведения о результатах ОГЭ по русскому языку

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2014

4923

4903

99,59

20

0,41

4,33

83,02

2015

4644

4603

99,31

32

0,69

4,21

82,70

2016

5006

4971

99,30

35

0,70

4,12

77,75

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по русскому языку

 

ГОД

Кол-во участников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средн.тест. балл

Средн. оценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2016

5006

1762

35,20

2130

42,55

1079

21,55

35

0,70

4971

99,30

30,58

4,12

77,75

2015

4635

1806

38,96

2027

43,73

770

16,61

32

0,69

4603

99,31

4,21

82,70

2015

2014

4923

 

2487

50,52

1600

 

32,50

 

816

 

16,58

 

20

 

0,41

4903

99,59

4,33

83,02

2014

В 2016 году русский язык сдавали 5006 человек. Сдали ОГЭ - 4971 человек, что составляет 99,3% от общего количества участников ОГЭ. Неудовлетворительный результат получили 35 человек, что составляет 0,70 процентов. Средняя оценка 4,12. Процент качества знаний составляет - 77,75. По сравнению с 2014 и 2015 годами средняя оценка и процент качества в 2016 году ниже. Отрицательная динамика требует повышения качества подготовки учащихся в вопросах синтаксиса, в вопросах пунктуации в сложносочинённом, сложноподчинённом предложениях и обособленном предложениях, в выделении грамматических основ в сложном предложении; повышения уровня компетентности учителей русского языка и литературы в методиках преподавания разделов синтаксиса и пунктуации, в вопросах подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения по К1: зад. 15.1. - рассуждение, 15.2. - объяснение, 15.3. – комментирование.

 

Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

Задания с кратким ответом

 

2

Информационная обработка текста

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

Определение смысловой и композиционной цельности текста

Б

92,8

3

Средства выразительности

Анализ средств выразительности

Б

65,3

4

Морфемный состав слов

Правописание приставок, слитное, раздельное дефисное написание

Б

75,4

5

Морфемный состав слов

Правописание приставок, суффиксов, Н и НН в различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Б

72,6

6

Стилистические особенности русской речи

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Б

72,8

7

Словосочетание

Определение видов связи слов

Б

87,8

8

Грамматическая основа предложения

Грамматическая, предикативная основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Б

77,7

9

Обособленные члены предложения

Осложнённое простое предложение

Б

57,9

10

Обособленные члены предложения

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в  предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Б

74,4

11

Предикативная основа предложения

Синтаксический анализ сложного предложения

Б

57,8

12

Виды связи предложений в составе сложного предложения

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

Б

55,6

13

Виды подчинительной связи

Синтаксический анализ сложного предложения

Б

70,2

14

Предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Б

68,1

Задания с развёрнутым ответом

(сжатое изложение)

 

 

 

 

1.1.

Содержание изложения. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Умение адекватно понимать устную речь, главную мысль прослушанной информации

Б

98,8

1.2

Сжатие исходного текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

Умение создавать текст с заданной степенью свёрнутости

Б

99

1.3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Умение последовательно, логично излагать мыли, не нарушая абзацного членения текста

Б

95,1

Задания с развёрнутым ответом:

15.1., 15.2., 15.3.

 

 

 

 

С1, К1, С2К1, С3.К1.

Информационная обработка текста.

Наличие обоснованного ответа. Понимание смысла фрагмента текста. Толкование значения слов.

В

97

С1, К2, С2К2, С3К2.

Наличие примеров-аргументов

Умение логически верно подобрать аргумент, соответствующий тезису, сформулированному в К1.

В

97,4

С1К3., С2.К3., С3.К3.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Умение связно и последовательно оформлять высказывание

В

97,7

С1К4., С2.К4., С3.К4.

Композиционная стройность работы

Умение композиционно правильно строить собственное речевое высказывание

В

97,9

Грамотность и фактическая точность

 

 

 

 

ГК1

Орфографические нормы

Умение соблюдать правила орфографии

Б

72,2

ГК2

Пунктуационные нормы

Умение выделять синтаксические конструкции в предложении

Б

68,3

ГК3

Грамматические нормы

Умение соблюдать нормы согласования

Б

77,3

ГК4

Речевые нормы

Умение соблюдать стилистические особенности речи

Б

98,1

ГК5

Фактическая точность

Умение без искажений передавать основные информационные единицы исходного текста

Б

95,5

 

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом можно считать достаточными для усвоения почти все элементы содержания. Несмотря на отрицательную динамику результатов ОГЭ за последние 3 года, результаты по русскому языку в 2016 году, по сравнению с другими предметами, по республике наиболее высокие: 77,75 % качества. К тому же по всем проверяемым элементам ОГЭ по русскому языку уровень выполнения выше 50%. По типологии задания, выполнение которых составило менее 60% следующие: задание № 9. Осложнённое простое предложение – 57,9% (в 2015 г. – 69,5%); задание № 11. Синтаксический анализ сложного предложения – 57,8% (в 2015 г. – 65,5,5%); задание № 12. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении – 55,6% (в 2015 г. – 67,1%); задание № 13. Синтаксический анализ сложного предложения – 70,2% (в  2015 г. – 53,5%). В 2015 году именно в этой типологии заданий также были наиболее низкие проценты выполнения. Необходимо отметить, что синтаксический анализ сложного предложения даётся и в задания № 11 и в задании № 13, при этом в задании №11 нужно обозначить количество грамматических основ, в задании №13 – среди указанных предложений найти сложноподчинённое с определённым видом подчинения (однородным, последовательным, неоднородное, параллельное). В обоих вариантах выполнение не выше 70,5%. Оба задания предполагают вычленение основ предложения. Кроме того, в  задании №13 нужно ещё увидеть главное предложение, придаточные, и суметь задать правильно вопросы от главного к придаточным предложениям. При этом задание № 13 выполнено в 2016 году на 16,7% лучше, чем в 2015 г.

Тот же результат в 2016 г. прослеживается и при соотнесении уровня выполнения заданий № 13 с уровнем выполнения по критерию «Пунктуационные нормы» проверки заданий с развёрнутым ответом: в 2016 году – 68,3%, в 2015 году – 69%, что ниже уровня выполнения заданий по четырём другим критериям грамотности. Почти на 11,5 % снизился в 2016 году  уровень выполнения задания № 12 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях). Следовательно, особое внимание учителей-предметников при подготовке к государственной итоговой аттестации следует обратить именно на синтаксис сложного предложения, на вопросы пунктуации сложного предложения.

Причиной недостаточного уровня усвоения материала по вопросам синтаксиса могут быть методики преподавания. Смысловое чтение с вычленением предикативных конструкций предложения, установление причинно-следственных, взаимообуславливающих отношений между предикатами, определение пунктуационного знака на логико-семантическом уровне. Творческая работа по составлению собственных синтаксических конструкций по заданному образцу поможет учащимся повысить уровень владения данным видом речевой компетенции.

Считать причиной недостаточного уровня усвоения материала использование определённых УМК не представляется возможным, так как в Республике Хакасия по одним и тем же методическим комплексам были получены разные результаты. Самые высокие результаты показали выпускники городов Абакана и Абазы; низкие – г. Сорска, Таштыпского района.

Достаточным уровнем знаний можно считать выполнение задания по информационной обработке текста – 92,8%, работа со словосочетанием – 87,8%, а также почти все типы заданий по написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения, кроме орфографии, пунктуации и грамматики. Выпускники без затруднений справляются с изложением, отвечают на вопросы заданий №15.1., 15.2., 15.3.

Вместе с тем, следует отметить, что в задании № 15.1 большинство учащихся не комментируют цитату на лингвистическую тему. Они приводят примеры общего, бытового характера, не конкретизируют их в соответствии с высказыванием. Так, например, высказывание Л.В.Щербы: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия,
и состояния, и качества, не говоря уже о предметах». Школьники дают набор предложений, в которых, конечно же, есть существительные, есть передача настроения, состояния героя. Но они не вычленяют эти конкретные существительные в качестве аргумента к цитате.

В задании № 15.2. распространённой ошибкой является то, что многие не объясняют смысл указанного для рассуждения предложения, а сразу начинают находить примеры в тексте. Необходимо сначала объяснить смысл фразы, а затем в соответствии
с этим объяснением приводить примеры.

В задании № 15.3 наиболее частым недочётом является отсутствие комментария к пониманию ребёнком смысла указанного слова – понятия. Так, например, выпускники пишут: «Доброта – это моральное качество». Но что именно входит в это качество из общего контекста присущих человеку моральных установок и норм – не всегда указывают. Именно задание № 15.3. наиболее приближено по типологии к заданию К1 ЕГЭ: определение проблематики исходного текста осуществляется по аналогии с определением морального качества, так как, в основном, все тексты ЕГЭ на морально-этическую тематику. Следовательно, учителю необходимо обратить внимание на это затруднение для успешной подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации.

Учителю при подготовке учащихся к работе над заданиями ОГЭ по русскому языку необходимо особое внимание обратить на вопросы синтаксиса сложного предложения, на пояснения, комментирование своих формулировок при работе над первыми критериями в заданиях №15.1., №15.2., №15.3.

Муниципальным методическим службам обратить внимание на методику подготовки учащихся по проверяемым элементам содержания и умениям учащихся, которые по результатам ОГЭ по русскому языку выявлены как недостаточные, организацию мониторинга оценки достижений учащихся в образовательных организациях.

 

Анализ результатов ОГЭ по математике

 

Общие сведения о результатах ОГЭ по математике

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2014

4926

4873

98,92

53

1,08

3,60

50,79

2015

4644

4602

99,09

42

0,91

3,70

61,73

2016

5006

4917

98,22

89

1,78

3,81

63,32

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по математике

 

ГОД

Кол-во участников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средний

тестовый балл

Средняя оценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2014

4926

487

9,89

2015

40,91

2371

48,13

53

1,08

4873

98,9

 

3,60

50,79

2015

4644

432

9,32

2429

52,41

1741

37,364837

42

0,91

46024593

99,09

16,82

3,70

61,73

2016

5006

978

19,54

2192

43,79

1747

34,90

89

1,78

4917

98,22

16,88

3,81

63,32

 

Количество участников ОГЭ по математике в 2016 году увеличилось на 362 человека. В 2016 году средняя оценка выше в сравнении с 2014 и 2015 годами, на 1,5 % вырос показатель качества знаний. При этом можно отметить значительное увеличение доли учащихся (в два раза), получивших оценку «5», при этом доля учащихся, получивших оценку «4» и «3» осталось практически неизменной. Несмотря на то, что процент качества знаний и средняя оценка и средний тестовый балл выше по сравнению с предыдущим годом, произошло значительное увеличение (почти в два раза)  количества учащихся, получивших неудовлетворительный результат по математике.

 

Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по математике

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

Средний процент

выполнения по Республике Хакасия

1

Числа и вычисления

Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами

Б

80,9

2

Числа и вычисления. Координаты на прямой и плоскости

Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, проводить оценку числовых выражений

Б

92,6

3

Числа и вычисления. Алгебраические выражения

Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями

Б

69,7

4

Уравнения и неравенства

Решать квадратные уравнения

Б

79,9

5

Функции

Строить и читать графики функций

Б

85,3

6

Числовые последовательности

Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями

Б

72,3

7

Алгебраические выражения

Выполнять преобразования алгебраических выражений. Выполнять разложение многочленов на множители. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений

Б

55,3

8

Функции.

Решать системы двух линейных уравнений

Б

62,8

9

Геометрия

 Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Б

90,8

10

Геометрия

Выполнять действия с геометрическими фигурами.  Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Б

73,3

11

Геометрия

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

Б

86,1

12

Геометрия

Выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

Б

86,9

13

Геометрия

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

Б

64,7

14

Числа и вычисления

Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах. Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах

Б

85,3

15

Функции

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей

Б

79,5

16

Числа и вычисления. Уравнения и неравенства.

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

Б

73,3

17

Геометрия

Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

Б

61,9

18

Статистика и теория вероятностей

Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

Б

95,5

19

Статистика и теория вероятностей

Находить вероятности случайных событий в простейших случаях

Б

74,8

20

Алгебраические выражения

Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами

Б

68,7

21

Алгебраические выражения. Уравнения и неравенства. Функции

Выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций

П

23,5

22

Алгебраические выражения. Уравнения и неравенства. Числовые последовательности. Функции. Координаты на прямой и плоскости

Строить и исследовать простейшие математические модели, решать текстовые задачи, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи

П

11,7

23

Алгебраические выражения. Уравнения и неравенства. Числовые последовательности. Функции. Координаты на прямой и плоскости

Строить графики изученных функций, описывать их свойства

В

6,8

24

Геометрия

Выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

П

10,9

25

Геометрия

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

П

10,4

26

Геометрия

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

В

1,4

 

Анализ результатов ОГЭ по математике свидетельствует, что задания базового уровня (задания с 1-20) выполнены учащимися более чем на 50%. Выпускники продемонстрировали наиболее высокие знания и умения  при выполнении заданий, направленных на умение  работать с координатной прямой (задание №2 - 92,6%), знание и умение применять теоремы о прямоугольном треугольнике (задание №9 -90,8%), умение анализировать реальные числовые данные, представленные на диаграммах (задание № 18 -95,5%).

Средний процент выполнения заданий базового уровня по модулю «Алгебра» составляет 74,8% (в 2015 – 69,2%), по модулю «Геометрия» - 80,4% (в 2015 – 74,7%), по модулю «Реальная математика» - 77% (в 2015 – 76%).

 Слабо выполнены следующие задания по алгебре: задание № 3 (69,7%), направленного на знания понятия степени числа и умения выполнять действия со степенями; задания № 7 (55,3%) проверяющего умения школьников выполнять тождественные преобразования алгебраических дробей; задания № 8 (62,8%), в котором требовались знания и умения решения систем линейных неравенств. Причинами может быть неумение пользоваться справочными материалами, незнание формул сокращенного умножения, алгоритмов решения стандартных задач, большое количество вычислительных ошибок. Из заданий модуля «Геометрия» можно обратить внимание на задание № 13 (процент выполнения 64,7%),  которое направлено на проверку у учащихся умения проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.  Задание состоит из трех утверждений, истинность каждого из которых необходимо установить.  Необходимо обратить внимание не только на решение задач по геометрии и применение теорем, формул и утверждений, но еще и на знание формулировок этих теорем и умение их доказать, формируя при этом логическое мышление учащихся. В заданиях модуля «Реальная математика» невысокие показатели выполнения по заданию № 17 (61,9%) – в котором требовалось применить геометрические знания при решении практической задачи, а также в задании №20 (68,7%), проверяющего умение осуществлять практические расчеты по заданным формулам. По-сравнению с 2015 годом значительно успешнее, выпускники текущего года справились с заданием №6 (процент выполнения 72,3% в сравнении с 2015 годом – 37%), направленным на проверку умения работать с числовыми последовательностями.  

Вместе с тем, можно отметить задания, с которыми  учащиеся справились хуже. Задание № 3 (2015 год – 80,4%, 2016 год – 69,7%), где требовалось выполнить действия со степенями с целыми показателями. Ошибки допускались в преобразованиях степеней с отрицательным показателем и в применении свойств степени с целым показателем. Задание № 15 (79,5% вместо 90,6% в прошлом году) предлагалось прочитать график температур. Возможно, учащиеся неверно интерпретировали условие задачи, не оценили все предлагаемые условия.  Задание № 17 представлено геометрической задачей с практическим содержанием. Снижение результатов выполнения на 13% показывает необходимость чаще применять изученные теоремы, признаки при решении практических задач, задач из смежных дисциплин, показывая тем самым практическую значимость изучения математики в школе.

Вместе с тем, в 2016 году выпускники лучше справились с заданиями повышенного и высокого уровня сложности: задание № 21, направленное на решение системы двух уравнений, выполнили 23,5% выпускников (в 2015 – 8,45%), задание № 22, направленное на решение текстовой задачи, построение математической модели – 11,7% (в 2015 – 6,2%);задание № 23, направленное проверку умения строить графики изученных функций, описывать их свойства – 6,8% (в 2015 – 1,9%); задание 24, проверяющего умения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами – 10,9% (в 2015 – 3,9%); задание 25, направленное на проверку умения проводить доказательные рассуждения при решении задач, выполнили 10,4% учащихся (в 2015 – 5,3%);  задание 26, направленное на проверку умений выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами выполнили 1,4% выпускников (в 2015 – 0,2%).

При этом следует отметить, что к выполнению заданий второй части приступает только 60% выпускников, учитывая критерии оценивания заданий с развернутым ответом, часть учащихся получает неполный балл за выполнение заданий.

 

Распределение выпускников по количеству набранных баллов за выполнение заданий с развернутым ответом

 

 

Задание 21

Задание 22

Задание 23

Задание 24

Задание 25

Задание 26

Процент учащихся, набравших 2 балла

23,5

11,7

6,8

10,9

10,4

1,4

Процент учащихся, набравших 1 балл

6,6

2,4

1,9

4,9

1,9

0,2

Процент учащихся, получивших 0 баллов

69,9

85,8

91,3

84,3

87,7

98,4

 

Проанализируем выполнение заданий с развернутым ответом выпускниками.

Задание № 21 – алгебраическое, направлено на проверку умения решать системы уравнений.  Основные ошибки допущены при смене знака при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, применении формул сокращенного умножения, нахождении корней неполного квадратного уравнения. Отмечены ошибки при записи решений системы уравнений (не собраны соответствующие пары решений - при двух найденных значениях Х, найдено только одно значение Y). Большое количество вычислительных ошибок.

В задании № 22 предложена текстовая задача на движение. Учащиеся допускают ошибки в формулах нахождения скорости, времени и расстояния. Многие не разобрались в условии задачи (время, потраченное каждым участником движения, и путь, пройденным каждым). Ошибаются, составляя уравнение, при определении большей величины. Много ошибок допускается при решении рационального уравнения: приведение к общему знаменателю, преобразование, вычислительные, а также есть ошибки в решении квадратного уравнения.

В задании № 23 предложено исследовательское задание, где необходимо построить график функции (с модулем) и по нему найти значения параметра, отвечающего определенным условиям (например, найти наибольшее число общих точек графика функции с прямой, параллельной оси абсцисс). Это задание требовало от учащихся умения работать с модулем, умение находить область определения функции. В результате самое большое количество ошибок в построении графика: неверно найдены координат вершины параболы или не найдены вообще, а в следствие неправильное построение графика. С нахождением количества точек учащиеся справились гораздо лучше.

В задании № 24 предложена геометрическая задача на нахождение элемента треугольника. Но прежде учащимся необходимо правильно обосновать подобие треугольников. Для решения требовалось знание признаков подобия треугольников, признаков параллельности прямых.  Основные ошибки – признаки равенства треугольников принимаются за признаки подобия, а также обосновывается недостаточное количество элементов для применения признака подобия. Неверное составление пропорции - это еще одна типичная ошибка. Следует обратить внимание на огромное количество ошибок, связанных с нахождением накрест лежащих углов, соответственных углов.  Еще одно ошибочное рассуждение: любая параллельная основанию треугольника прямая считается средней линией.

Задание № 25 представлено также геометрической задачей на доказательство. Проверяет умение проводить  доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. Основная ошибка логическая: необходимо доказать, что СМ – биссектриса угла, учащиеся увидев или доказав, что СМ отсекает в параллелограмме равнобедренный треугольник СМD, делают вывод на основании известной теоремы: «Биссектриса параллелограмма отсекает равнобедренный треугольник», что СМ – биссектриса. Следует обратить внимание на логику доказательства. Не следует злоупотреблять комментариями, но все шаги должны иметь обоснование. Поскольку задача простая и учащиеся легко видят равнобедренный треугольник согласно условию задачи, то считают необязательным обосновывать этот факт, а именно это и не дает возможности эксперту поставить высший балл за решение этой задачи. 

Задание № 26 – задание повышенного уровня сложности. Основная фигура – трапеция. Многие учащиеся пытались выполнить это задание, но зачастую решение сводилось к частному случаю: при построении трапецию изображали прямоугольной, но этого не было задано в условии, этот факт доказывается в процессе решения задачи, это не позволило получить полный балл за решение.

Выпускники 2016 года наиболее успешно справились с заданиями, направленными на умения работать с координатной прямой, знание и умение применять теоремы о прямоугольном треугольнике, выполнять арифметические действия с рациональными числами, определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, проводить оценку числовых выражений, умеют  анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами, интерпретировать графики реальных зависимостей, умеют работать с числовыми последовательностями. Вместе с тем, недостаточно сформированы навыки учащихся по выполнению действий со степенями, алгебраическими дробями, умения решать системы линейных неравенств, проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. Допускаются ошибки при выполнении преобразований алгебраических выражений, разложении многочленов на множители, тождественных преобразованиях рациональных выражений. Значительно успешнее, по сравнению с 2015 годом, выпускники справились с заданиями на умение работать с числовыми последовательностями, строить точки с заданными координатами, проводить оценку числовых выражений, анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах. Показали лучшие результаты при выполнении геометрических заданий.

По сравнению с 2015 годом, учащиеся справились хуже с выполнением действий со степенями с целыми показателями, описанием с помощью функций различных реальных зависимостей между величинами, чтением  графиков реальных зависимостей, решением практических задач, связанных с нахождением геометрических величин. Также следует отметить повышение показателей выполнения заданий повышенного и  высокого уровня сложности и по алгебре, и по геометрии.

Особое внимание при подготовке учащихся к ОГЭ по математике учителям следует обратить на выполнение базовых заданий, обязательное выполнение необходимого количества баллов по различным модулям. Для эффективной подготовки учащихся необходимо использование уровневого, дифференцированного обучения на основе постоянного мониторинга учебных достижений учащихся и выстраивания индивидуальных учебных траекторий школьников, начиная с первого года обучения.  На уровне школы необходимо выстроить механизмы математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов, позволяющие своевременно ликвидировать пробелы, незнание. Система внутреннего контроля и итоговой аттестации по математике должны быть нацелены не на оценку абсолютной подготовку учащегося, а на оценку результата освоения математики учащимся на выбранном уровне математической подготовки. На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить дифференцированный характер. Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.

Учителям при подготовке к ОГЭ по математике следует особое внимание обратить на формирование вычислительных навыков учащихся, а также владение алгоритмами решения уравнений и неравенств, знание формул для выполнения преобразований алгебраических выражений, геометрическим материалом. Формировать у учащихся умение оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения, развивать логическое мышление. Серьезное внимание следует обратить на отработку базовых для основной школы фактов и алгоритмов: формулы сокращенного умножения, алгоритмы решения уравнений и неравенств, а также их систем, формулы площадей геометрических фигур,  признаки равенства и подобия треугольников и другие. В школе должен быть увеличен вес и значимость геометрии, анализа данных, статистики и логики, необходимо постоянно предлагать на уроках пользоваться официальными справочными материалами, размещенными в демо-версии КИМ ОГЭ. Усилить работу по ознакомлению выпускников с критериями проверки и оценки заданий.

Муниципальным методическим службам обратить внимание на методику подготовки учащихся по проверяемым элементам содержания и умениям учащихся, которые по результатам ОГЭ по русскому языку выявлены как недостаточные, организацию мониторинга оценки достижений учащихся в образовательных организациях.

Анализ результатов ОГЭ по физике

Общие сведения о результатах ОГЭ по физике

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2016

982

919

93,58

63

6,42

3,49

46,13

2015

371

370

99,73

1

0,27

3,87

73,85

2014

412

411

99,76

1

0,24

4,23

87,62

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по физике

 

ГОД

Кол-во участников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средн.тест. балл

Средн.оценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2016

982

91

9,27

362

36,86

466

47,45

63

6,42

919

93,58

19,53

3,49

46,13

2015

371

48

12,94

226

60,92

96

25,88

1

0,27

370

99,73

22,47

3,87

73,85

2014

412

146

35,44

215

52,18

50

12,14

1

0,24

411

99,76

 

4,23

87,62

 

В 2016 году количество выпускников, сдававших физику, составило 982 человека. Успешно сдали физику - 919 человек, что составляет 93,58% от общего количества участников ОГЭ. Неудовлетворительный результат получили 63 человека, что составляет 6,42 процента, это на 6,15% больше по сравнению с 2015 годом. Процент качества знаний составляет – 46,13. Выпускники показали снижение качества знаний на 27,72%  и среднего балла на 0,38 % . Средняя оценка составила 3,49, что на 0,36 %, ниже,  чем в 2015 году.

 

Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

1

Физические понятия.

Физические величины, их единицы и приборы для измерения.

Умение описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тела по окружности, колебательное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света

Б

40,4

4

Простые механизмы. КПД простых механизмов. Механические колебания и волны. Звук. Свободное падение. Движение по окружности.

Умение описывать и объяснять физические явления: диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация

Б

46,8

5

Давление. Закон Паскаля.

Закон Архимеда. Плотность вещества

 

Умение описывать и объяснять физические явления: передача давления жидкостями и газами, плавание тел.

Б

35,3

7

Механические явления

(расчетная задача)

 

Решение задач различного типа и уровня сложности

 

П

24,1

8

Тепловые явления

 

Умение описывать и объяснять физические явления: передача давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел

Б

48,2

9

Физические явления и законы. Анализ процессов

 

Умение описывать и объяснять физические явления: равномерное

прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тела по окружности, колебательное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света

Б

48,6

10

Тепловые явления (расчетная задача)

Решение задач различного типа и уровня сложности

П

26,6

13

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

 

Умение описывать и объяснять физические явления: взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция.

Б

26,3

14

Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики

Умение описывать и объяснять физические явления:, действие магнитного поля на проводник с током, отражение, преломление и дисперсия света

Б

43,3

16

Электромагнитные явления

(расчетная задача)

Решение задач различного типа и уровня сложности

П

23,6

19

Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы)

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. Понимание текстов физического содержания

П

49,1

24

Качественная задача

(механические, тепловые,

электромагнитные явления)

Решение задач различного типа и уровня сложности. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

П

48,8

25

Расчетная задача (механические, тепловые,

электромагнитные явления)

Решение задач различного типа и уровня сложности

 

В

27,5

26

Расчетная задача (механические явления)

 

Решение задач различного типа и уровня сложности

В

37,6

 

Анализ результатов ОГЭ по физике показывает,  что в 2016 году выпускники продемонстрировали достаточные знания и умения (средний процент выполнения заданий составил 60 и выше) при выполнении следующих заданий:

задание № 17 (Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции) - 63,7%;

задание № 20 (Извлечение информации из текста физического содержания)-79,6%;

задание № 22 (Применение информации из текста физического содержания) - 63,6%;

задание №23 (Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления) - 72,8%.

Выпускники показали владение основами знаний о методах научного познания, умение анализировать и интерпретировать информацию из текста физического содержания сопоставлять информацию, понимать и анализировать физические процессы, решать экспериментальные задачи.  По темам механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, постоянный ток, электризация тел, радиоактивность, сохранение импульс, сохранение энергии, электродинамика выпускники продемонстрировали хорошие результаты.

Вместе с тем, следует отметить, что выпускники испытывали затруднения при описании и объяснении следующих физических явлений: действие магнитного поля на проводник с током; отражение, преломление и дисперсия света; взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током; тепловое действие тока, электромагнитная индукция, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел.

Недостаточный уровень знаний (ниже 50 %) при решении заданий  выявлен по следующим элементам содержания учебного предмета «Физика»: механические колебания, свободное падение, движение по окружности, давление; законы: Паскаля, Архимеда; тепловые явления, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика. Выпускники показали слабое владение умениями: решение расчетных задач на механические, тепловые, электромагнитные явления; решение качественных задач на механические, тепловые, электромагнитные явления. Традиционно  для выпускников остаются сложными задания на проверку знаний механических, тепловых или электромагнитных явлений: задание № 24 качественная задача (повышенный уровень сложности, выполнение 48,8%),; задание № 25 расчетная задача (высокий уровень сложности, выполнение 27, %) и задание № 26 расчетная задача (повышенный уровень сложности, выполнение 37,6%). Традиционными ошибками выпускников 2016 года являются:

не понимание условия задачи и отсутствие конкретного обоснования полученного ответа; присутствие правильного ответа задачи, но отсутствие пояснения физического явления, процесса; не понимание рисунка, схемы, чертежа, графика задачи и как следствие неправильное ее решение; отсутствие единицы измерения физических величин в ответе. Учащиеся допускают ошибки в математических вычислениях и преобразованиях. Испытывают затруднения  в составлении уравнений; используют законы, не отражающие физические процессы; не внимательно читают условие задачи; не умеют правильно отражать подключение вольтметра и амперметра электрической цепи в рисунках и схемах задач; не описывают вводимые величины.

Учителям с целью повышения качества знаний  по физике, необходимо обратить внимание на решение задач, учить выпускников доводить решение задачи до конца с написанием ответа и указанием единиц измерения величин. При выполнении преобразований в решении задач учить выпускников использовать формулы и выполнять промежуточные преобразования. На уроках физики важно обеспечить формирование у учащегося умений понимать смысл использованных в тексте физических терминов; отвечать на прямые вопросы к содержанию текста; отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста; переводить информацию из одной знаковой системы в другую, использовать информацию из текста в измененной ситуации. Проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика, определять цену деления прибора и снимать показания прибора с учетом погрешности прямого измерения; конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.

Муниципальным методическим службам обратить внимание на методику подготовки учащихся по проверяемым элементам содержания и умениям учащихся, которые по результатам ОГЭ по физике выявлены как недостаточные, организацию мониторинга оценки достижений учащихся в образовательных организациях.

 

Анализ результатов ОГЭ по химии

 

Общие сведения о результатах ОГЭ по химии

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2014

248

239

96,37

9

3,63

3,96

70,97

2015

240

237

98,75

3

1,25

4,18

77,50

2016

684

629

91,96

55

8,04

3,85

63,30

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по химии

 

ГОД

Кол-во участников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средн

тест. балл

Средноценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2016

684

205

29,97

228

33,33

196

28,65

55

8,04

629

91,96

20,66

3,85

63,30

2015

240

99

41,25

87

36,25

51

21,25

3

1,25

237

98,75

23,87

4,18

77,50

2014

248

72

29,03

104

41,94

63

25,40 4040

9

3,63

239

96,37

 

3,96

70,97

 

В 2016 г. количество выпускников, сдававших химию, составило 684 человека, что на 444 человека больше, чем в 2015 году. Успешно сдали химию - 629 человек, что составляет 91,96% от общего количества участников ОГЭ. 55 выпускников, получили неудовлетворительный результат. Незначительно уменьшилась средняя оценка с 4,18 в 2015 году до 3,85 в 2016 году. Качество знаний составило 63,30 % (в 2015 г - 77%).

 

Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

9

Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.

 

Умение выявлять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Б

56,14

 

10

Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных.

Умение характеризовать химические элементы
(от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов

Б

56,43

 

11

Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.

Умение характеризовать химические элементы
(от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Б

53,51

 

18

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид, сульфат,  карбонат, ионы, ион аммония). Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Умение характеризовать газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора

П

52,3

22

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с  помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид, сульфат, карбонат, ионы аммония)

 Написание уравнения химических реакций

В

57,5

 

Анализ результатов ОГЭ по химии показывает, что лучше всего (более чем на 80%) участники ОГЭ справились с заданиями №№ 4, 5, 6, 15, 16 17. С заданиями №№ 1,3,13,20,21 справились более чем на 70%. Из 22 заданий ОГЭ по 5 заданиям учащиеся показали качество знаний чуть выше 50%. Наиболее низкие показатели наблюдаются по заданиям: № 18 выполнены на 52,3%, задание № 22 на 57,5%.

Задание № 20 высокого уровня сложности, направлено на проверку умения расставлять степень окисления химических элементов, определять окислитель и восстановитель, окислительно-восстановительные реакции. 13%  выпускников не приступили к выполнению задания из 21,5 % получивших 0 баллов. Ошибки, допущенные в решении задания: не правильно составлен баланс двухатомных молекул, не осуществляется удвоение в балансе, путают понятие окислитель и восстановитель, не уравнено уравнение.

Задание №21 высокого уровня сложности задание высокого уровня сложности, при выполнении его  получили 0 баллов 29,7%,  из них не приступили к выполнению  13,2%. При составлении уравнения химической реакции. При расстановке коэффициентов в уравнении химической реакции. Ошибки в математических расчётах. Путаются в понятии количество вещества и его преобразовании.

Самым трудным для учащихся оказалось задание № 22, которое проверяло умение составлять уравнения химических реакций. За выполнение этого задания, получили 0 баллов 42,5%, при этом  не приступили к выполнению 17,9%.

Основные ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий: изначально написаны неправильно химические уравнения реакций, не указаны признаки химических реакций, не расставлены коэффициенты в уравнениях, допущены ошибки в ионных уравнениях, не указаны коэффициенты и заряды ионов, не правильно написаны формулы веществ, участвующих в реакциях.

Причина низких результатов: слабое знание химических свойств основных классов веществ; слабая практическая направленность, слабые знания по ТЭД.

Важно отметить, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации учителю-предметнику необходимо отработать  алгоритмы составления уравнений ОВР, с участием двухатомных молекул, азотной, серной кислот. Обратить внимание на уравнения с образованием различных оксидов азота, в особенности N2ONH4NO3, т.к. уравнение с данными продуктами, учащимися не было выполнено. Привести примеры химических реакций диспропорционирования и показать алгоритм их решения. На примере взаимодействия галогенов или серы с растворами щелочей отработать данный тип разновидности ОВР. Систематизировать знания учащихся такие понятия, как окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, выделить основные различия между этими химическими терминами, сопровождать теорию химическим экспериментом, что, несомненно,  будет способствовать лучшему восприятию сложной темы. Отработать задачи на нахождение массовой доли продукта или реагента химической реакции  с использованием разных единиц измерений «объём, массу или количество». Отработать разные способы решения данного типа задач, с использованием понятия количество вещества или через пропорцию. Основная причина в допущенных ошибках заключается в недостаточном количестве часов, отведённых на решение задач. Необходимо экспериментально решать подобные задания и уделять внимание учащихся на признаки сопровождающие данные превращения. Выучить основные свойства классов неорганических соединений. Основательно изучать теорию электролитическую диссоциацию. Отработать навыки составления реакций ионного обмена. Обратить внимание на заряды ионов при составлении ионных уравнений. Изучить основные условия протекания химической реакции. Учащиеся чётко должны знать, вещества не растворимые в воде не реагируют с растворами солей, щелочей, «исключение амфотерные основания, которые растворимы в щелочах». Отработать умения и навыки составления уравнений с использованием коэффициентов.

Учителям необходимо осуществлять дифференцированный подход, проводить «Экспериментальные часы». Привлекать учащихся к проектной деятельности,  занятиям в Научном обществе учащихся, Летней школе наук и т.д., повышать познавательный интерес учащихся к предмету, проводить работу по личностному и  профессиональному самоопределению, начиная с седьмого класса.

Муниципальным методическим службам обратить внимание на методику подготовки учащихся по проверяемым элементам содержания и умениям учащихся, которые по результатам ОГЭ по химии выявлены как недостаточные, организацию мониторинга оценки достижений учащихся в образовательных организациях.

 

Анализ результатов ОГЭ по информатике и ИКТ

 

Общие сведения о результатах ОГЭ по информатике и ИКТ

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2016

920

839

91,09

82

8,91

3,75

61,52

2015

235

235

100,00

0

0,00

4,42

94,47

2014

257

257

100,00

0

0,00

4,35

91,05

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по информатике и ИКТ

 

ГОД

Кол-во участников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средн.

тест. балл

Средн. оценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2016

920

207

22,50

359

39,02

272

29,57

82

8,91

838

91,0912,83

12,83

3,75

61,52

2015

235

112

47,66

110

46,81

13

5,53

0

0,00

235

100,00

16,97

4,42

94,47

2014

257

114

44,36

120

46,69

23

8,95

0

0,00

257

100,00

16,92

4,35

91,05

 

В 2016 году количество участников экзамена по информатике и ИКТ составило 920 человек, что почти в 4 раза больше чем в 2015 году. 82 выпускника получили отрицательную оценку, что составило 8,91% ко всем сдававшим экзамен по информатике и ИКТ. Средняя оценка составила 3,75, что на 0,67 ниже, чем в 2015 году. Также произошло снижение среднего тестового балла с 16,97
до 12,8.

 

Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

6

Алгоритм для конкретного исполнения с фиксированным набором команд

 

Умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

П

46,1

15

Скорость передачи информации

 

Умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

П

47,8

16

Базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять

свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.

Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

 

 

П

32,7

19

Умение проводить обработку

большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.

Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

В

30,33

20

Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций следование, ветвление, цикл; понятие

вспомогательного алгоритма; программный принцип работы  компьютера; назначение и функции.

Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2)

 

П

33,80

 

В 2016 году выпускники показали хорошие результаты при выполнении (средний процент выполнения заданий 70 % и выше)
в следующих заданиях: задание №3 базового уровня сложности, направленное  на проверку умения анализировать формальные описания реальных объектов и процессов выполнили 80,1 % выпускников; задание №5 повышенного уровня сложности, направленное на проверку умения представлять формульную зависимость в графическом виде, выполнило 80,7 % выпускников; задание №7 повышенного уровня сложности, направленное на проверку умения кодировать и декодировать информацию, выполнило 84,9 %; задание №8 базового уровня сложности, направленное на проверку умения исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, выполнило 79,8 % выпускников; задание №11 базового уровня сложности, направленное на проверку  умения анализировать информацию, представленную в виде схем, выполнило 85,2 % выпускников; задание №14 повышенного уровень сложности, направленное на проверку умения записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя, выполнило 80,1% выпускников; задание №17 базового уровня сложности, направленное на проверку умения использовать информационно-коммуникационные технологии, выполнило 81,5 % выпускников. Успешные результаты выпускники девятых классов показали в следующих темах предмета: моделирование и формализация, информационное моделирование; конструирование алгоритмов; линейный алгоритм; кодирование информации; протоколы передачи данных

Вместе с тем, выпускники показали недостаточные знания следующих тем: файловая система и организации данных; алгоритмизация и программирование, коммуникационные технологии, обработка числовой информации. При выполнении практической части выпускники допустили ошибки: в задании №19 не справились с округлением ответа, ответили только на один  вопрос задачи; в задании №20.1 при составлении алгоритма не учли все исходные данные, не правильно организовали цикл в программе, допустили синтаксические ошибки в программе; в задании №20.2 допустили синтаксические ошибки в программе, неправильно организовали цикл, допустили ошибки в организации условия в программе, не учли в программе mod. Выпускниками были допущены ошибки технического характера: ошиблись в присвоении имени файла практической части.

Учителям при подготовке выпускников к экзамену необходимо  обратить внимание на ознакомление с нормативными документами проведения экзамена по информатике. Разъяснять учащимся, что при выполнении задания №20 выбирается один вариант под №20.1 или №20.2. Выполнение обоих заданий на экзамене не допустимо. При проведении в школах пробного экзамена по предмету «Информатика» необходимо максимально приблизить процедуру экзамена к реальному его проведению, с заполнением  учащимися бланков. Обратить особое внимание, что на бланке ответов №2 обязательно прописываются имена файлов практической части.

Муниципальным методическим службам обратить внимание на методику подготовки учащихся по проверяемым элементам содержания и умениям учащихся, которые по результатам ОГЭ по Информатике и ИКТ выявлены как недостаточные, организацию мониторинга оценки достижений учащихся в образовательных организациях.

Анализ результатов ОГЭ по биологии

Общие сведения о результатах ОГЭ по биологии

 

ГОД

Всего участников ОГЭ

Обучающиеся, сдавшие ОГЭ

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат

Средняя оценка

% качества знаний

Кол-во

%

Кол-во

%

2014

370

367

99,19

3

0,81

4,03

71,08

2015

288

288

100,00

0

0,00

3,96

77,78

2016

1626

1555

95,63

71

4,37

3,53

48,71

 

Результаты участников ОГЭ Республики Хакасия по  биологии

 

ГОД

Кол-во участ-ников

Результаты ОГЭ

Кол-во сдавших

Средн.тест. балл

Средн оценка

Кач-во знаний (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2016

1626

144

8,86

648

39,85

763

46,92

71

4,37

1555

95,63

25,43

3,53

63,30

2015

288

53

18,40

171

59,38

64

22,22

0

0,00

288

100,00

30,84

3,96

77,78

2014

370

122

32,97

141

38,11

104

28,11

3

0,81

367

99,19

 

4,03

71,08

 

            В 2016 году  количество участников по биологии  составило 1626 человек, что на 1338 больше, чем в 2015 году. Не сдали экзамен 71 человек, доля обучающихся, получивших неудовлетворительный результат по биологии в 2016г. увеличилась до 4,37%. Понизилась и средняя оценка с 3,96 до 3,53 по сравнению с 2015 г., понизилось качество знаний с 78% до 63%.

 

  Анализ выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

Обозначение

задания в работе

Проверяемые элементы содержания

 

Проверяемые умения

 Уровень сложности задания

 

Средний процент

выполнения по региону

5

Царство Растения

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,  представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Б