Методические рекомендации по предметам

Аналитическая справка

по результатам ОГЭ 2013- 2014 года

Решение задачи повышения качества образования является актуальным для образовательной системы Республики Хакасия. Основным показателем качества образования выступают результаты государственной итоговой аттестации выпускников. Один из факторов – профессиональная компетентность учителей – оказывает влияние на индивидуальные достижения выпускников, в частности, на результаты государственной итоговой аттестации. На основании статистических данных по результатам ОГЭ методистами кафедры образовательных технологий ХакИРО иПК проведен анализ заданий, вызвавших затруднения у обучающихся которые выполнили менее 50 % учащихся. Проведенный анализ направлен на выявление затруднений при выполнении заданий ОГЭ и организации методического сопровождения учителей по повышению качества подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Анализ результатов ОГЭ по математике

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ состояли из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики.

Анализируя данные ОГЭ по Республике Хакасия, можно сделать вывод, что по всем заданиям базового уровня учащиеся показали результат выполнения выше 50%, кроме задания 20 (41%), направленное на проверку умения осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами, умение пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма. Задание является межпредметным с экономикой, физикой и химией. Чаще всего ошибки допускаются в преобразованиях формул, имеющих иррациональность, степени.

Следует также обратить внимание на невысокие показатели выполнения следующих заданий (немного больше 50%):

- задание 6: проверяет умение строить и читать графики функций;

- задание 7: направлено на проверку умения выполнять преобразования алгебраических выражений;

- задание 12: проверяет умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;

- задание 16: проверяет умения решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.

Во второй части работы наиболее успешно выполнены задания 21 (10%) и 22 (12%) из блока «Алгебра», которые направлены на проверку умений школьников выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели. Задание 23 высокого уровня сложности, поэтому и процент выполнения ниже (3%).

Результаты по блоку «Геометрия» заметно хуже. Задание 24 (3,9%) направлено на оценку умений выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Задание 25 (1%) анализирует умения проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. Задание 26 (0,05 %) высокого уровня сложности, направлено на проверку умений выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Причины: не все школьники приступают к выполнению этих заданий, не имеют навыков доказательства, не знают или не умеют применять формулы, делают вычислительные ошибки.

Между тем, многие школьники приступают к выполнению заданий 21 и 24, но при этом допускают ошибки, часто вычислительного характера, при этом не получая полного балла за выполнение задания.

Анализ результатов ОГЭ по литературе

Низкий уровень знаний выпускники 9-х классов продемонстрировали по следующим критериям ОГЭ по литературе:

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

2. Умение сопоставлять художественные произведения

3. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

4. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений

5. Уровень владения теоретико-литературными понятиями.

6. Следование нормам речи.

Первая типология заданий «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» предполагает способность экзаменуемого давать прямой связный ответ на вопрос при анализе стихотворения, опираясь на авторскую позицию и авторский замысел. Но выпускники зачастую просто пересказывают текст стихотворения своими словами, допускают более двух фактических ошибок, так как либо не владеют теоретико-литературными навыками анализа стихотворного текста, либо искажают биографию поэта, историческую информацию, связанную со временем написания стихотворного текста.

Вторая типология заданий проверяет умение экзаменуемого сопоставлять тексты разных произведений: эпического, драматического, лирического. В данном виде заданий причиной низкого уровня их выполнения является неумение ребёнка строить сравнительную характеристику, следовать указанному в задании направлению анализа.

Третий вид заданий – «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов». Причиной затруднений учащихся по данному критерию, может быть, несформированное умение давать прямой ответ на поставленный вопрос, искажение авторской позиции (при анализе стихотворений искажение авторского замысла), неспособность приводить аргументы к свои тезисам, прямой пересказ текстов для сопоставления, наличие фактических ошибок.

Четвёртый вид заданий относится к написанию выпускниками сочинения в объёме 200 слов. Это самое сложное задание, и первый критерий требует «Глубины раскрытия темы сочинения и убедительности суждений». Но, недостаточное знание самих текстов художественных произведений, обуславливает поверхностное раскрытие темы сочинения, наличие большого количества фактических ошибок, неубедительное обоснование выдвинутых тезисов. Пятое задание – это «Уровень владения теоретико-литературными понятиями». Но выпускники либо не используют указанные теоретико-литературные понятия для анализа текста, либо допускают ошибки в их употреблении. Шестой вид заданий, результаты по которым ниже 50%, - это «Следование нормам речи». Низкий речевой уровень обусловлен общим уровнем речевых компетенций современного школьника. Использование же специальной терминологии в данных заданиях усугубляет речевую ситуацию, не позволяя ребёнку получить по данному заданию баллы выше 50%.

1. При подготовке к ОГЭ по литературе необходимо усилить требования к обязательному прочтению программных произведений художественной литературы.

2. При анализе художественного текста акцентировать внимание на умении глубинного проникновения в идейное содержание произведения, умение убедительно приводить аргументы.

3. Отрабатывать такие приёмы работы с теоретико-литературным аппаратом, которые будут способствовать доступности и эффективности усвоения данного материала.

4. Акцентировать внимание на таких приёмах и формах организации учебного процесса как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, при которых наибольших результатов ученики достигнут в развитии своих речевых компетенций.

Анализ результатов ОГЭ по русскому языку

По итогам проведения ОГЭ по русскому языку самыми сложными для выпускников 9-х классов оказались следующие задания:

1. Задание № 5: «Наличие примеров - аргументов»

2. Задание № 8: «Соблюдение орфографических норм»

3. Задание № 9: «Соблюдение пунктуационных норм»

Результаты по данным критерия ниже 50% могут быть обусловлены следующими причинами:

1. «Наличие примеров - аргументов» предполагает умение ребёнка найти в исходном тексте лексические, синтаксические, смысловые подтверждения данному в задании высказыванию на лингвистическую тему. Низкий процент выполнения данного задания свидетельствует, прежде всего, о затруднениях ребёнка в понимании самих высказываний на лингвистическую тему, в низком уровне владения терминологическим и понятийным аппаратом русского языка как предмета. Причиной является так же низкий уровень работы с текстовым материалом, с его смысловыми структурами и анализом этих структур в заданном аспекте, то есть через вопрос на лингвистическую тему.

2. «Соблюдение орфографических норм» предполагает правописание как систему правил, определяющую единообразие способов передачи речи (слов и грамматических норм) на письме. Низкий уровень выполнения по данному критерию обусловлен общим низким уровнем владения русским языком, низким читательским уровнем, а так же может быть следствием недостаточной профессиональной компетентности педагога.

3. «Соблюдение пунктуационных норм» - это правила постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень важным средством оформления письменной речи. Низкий уровень выполнения по данному критерию обусловлен общим низким уровнем владения русским языком, низким читательским уровнем, а так же может быть следствием недостаточной профессиональной компетентности педагога.

Анализ результатов ОГЭ по биологии

Качество знаний участников ОГЭ по биологии составило 71,08% , по сравнению с прошлым годом оно увеличилось на 11,63%. Средняя оценка составила 4,03, что на 0,25 выше по сравнению с прошлым годом. Самый высокий бал показали учащиеся в Алтайского района (4.56), самый низкий – учащиеся города Сорска (3,00).

В каждый вариант контрольно-измерительных материалов( КИМ) включены 32 задания разного уровня сложности. КИМ содержат 22 задание базового уровня сложности с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (69% от общего числа заданий экзаменационного теста). В числе - 7 заданий повышенного уровня сложности (22%), задания разного типа: в них предлагается сделать выбор нескольких верных ответов из шести; установить соответствие между строением и функцией, систематической категорией и ее особенностями и др.; определить последовательность биологических процессов, явлений, объектов; на включение пропущенных в текст терминов и понятий (текст состоит из 5–6 предложений, объединенных одной тематикой) и задание С1 на анализ содержания развернутого биологического текста (около 1500 знаков). Высокому уровню сложности соответствует задания С2, С3и С4.

Анализ результатов ОГЭ по биологии показал, что сложными для выполнения учащимися 9-х классов оказались следующие задания: А8, В2,В5,В6, С1,С2,С3,С4.

Анализ заданий части А.

В Части 1 экзаменационной работы используются задания с выбором ответа. Они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов программы: «Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей», «Царство Растения» «Царство Животные». Обучающиеся продемонстрировали хорошее умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы.

Менее 50% экзаменуемых справились с заданиями А8; В2; В5; В6.

А8 (50%)- Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. Обучающиеся хуже справились с разделами программы: «Психология и поведение человека», «Транспорт веществ», «Органы чувств», «Приемы оказания первой доврачебной помощи», «Учение об эволюции органического мира». Слабые умения выявлены по умению применять биологические знания в практической деятельности, сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.

Часть В включает задания с кратким ответом.

В2 (36,49%)- Умение проводить множественный выбор

В5 (47,30%)- Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных.

В6- (21,62%)- Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму.

Обучающиеся показали хорошее знание экологических факторов. Вместе с тем, следует отметить, что у экзаменуемых вызвали затруднения задания на конструирование биологического текста, проверяющее знание органов чувств. Все задания этой части относятся к повышенному уровню сложности. .

Часть С включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения.

Все задания третьей части (С1-С4) требуют свободного краткого (С2 и С3) развернутого (С1и С4) ответа.

Выполняя эти задания, экзаменуемый должен провести анализ вопроса, текста (или статистических данных таблиц), установить причинно-следственные связи, аргументировать результаты сравнений, наблюдений или экспериментов, сделать прогноз, обосновать риск, возникающий вследствие изменений, происходящих в окружающей среде. Свои соображения выпускник обосновано излагает в письменной форме на отдельном бланке.

С1 (45,95% ) - проверяет умение экзаменуемых работать с научно-популярными текстами биологического содержания. Выполнение задания требует краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений, в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Подобные задания проверяют не только умение понимать биологический текст и четко формулировать свои мысли при ответе на конкретный вопрос, но и контролирует умение применять полученные знания в измененной ситуации, используя при этом содержание предложенного экзаменационного текста биологического содержания. Ответ экзаменуемый излагает в виде аргументированного объяснения.

С2 (32,16%) - высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Так, работа со статистическими данными представленными в табличной форме позволяет проверить умение находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.

С3(34,05%) - развернутым ответом высокого уровня сложности, требует от экзаменуемого научно-обоснованного умения определять энерготраты при различной физической нагрузке, составляя рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи.

В предлагаемых заданиях экзаменуемый должен учитывать пол подростка, возраст, образ жизни и пищевые пристрастия подростка или молодого человека.

С4(16,22%)- проверяет умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания, выполнение важнейших гигиенических правил поведения человека в повседневной ситуации. Обязательным условием аргументации является привлечение знаний из области анатомии и физиологии, полученных при изучении раздела «Человек и его здоровье».

Таким образом, анализ заданий и результаты итоговой аттестации показывают, что к традиционно трудным для усвоения темам основной школы (эволюционное учение) добавилось большинство тем из блока «Человек и его здоровье». Наибольшую трудность у этой категории выпускников вызвали задания, проверявшие освоенность следующих тем: нейрогуморальная регуляция, транспорт веществ, внутренняя среда организма человека (особенно это касается знаний иммунитета), обмен веществ и превращение энергии, а также психология и поведение человека,

Столь низкие результаты освоения базовых понятий школьного курса биологии и, в первую очередь, содержательного блока «Человек и его здоровье», на долю которого приходится половина заданий экзаменационной работы, может быть объяснено рядом причин. Прежде всего, следует учитывать, что изучение одноименного раздела происходит не в 9-ом классе, как это было традиционно, а в 8-ом, где возможности усвоения часто сложного анатомического и физиологического содержания ограничены возрастными особенностями восприятия и понимания биологического содержания. Кроме того, подчеркнем, что изучение этих тем происходит более чем за год до проведения самого экзамена. Смещение школьного раздела «Человек и его здоровье» на целый учебный год было связано с окончательным переходом на концентрическую программу по биологии в основной школе. Несмотря на перенос изучения раздела, не произошли изменения в содержании авторских программ и рекомендованных учебниках (большинство учебников по разделу было создано под линейную программу обучения биологии, т.е. для учащихся 9 классов). Отрицательным фактором, повлиявшим на общее снижение результата, является также отсутствие качественно новой методической литературы, учитывающей возрастные особенности школьников, обучающихся в 8 классе.

При подготовке к экзамену следует ориентироваться на нормативные документы, размещенные на сайте ФИПИ: www.fipi.ru : кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ по биологии, спецификацию КИМ для проведения в 2015 г.

Вначале учащимся предлагается выучить соответствующий учебный материал, далее – самостоятельно выполнить предлагаемые в пособиях для подготовки к экзамену задания, сверить свои ответы с приведенными ответами в пособиях, выявить допущенные ошибки. Далее необходимо проанализировать ошибки и еще раз повторить слабо усвоенный материал

Анализ результатов ОГЭ по географии

Качество знаний участников ОГЭ по географии составило 76,79%, по сравнению с прошлым годом оно уменьшилось на 4,6%. Средняя оценка составила 4,13, что на 0,9 менее по сравнению с прошлым годом. Самый высокий бал показали в Усть-Абаканском районе (4.60), самый низкий в г. Абаза (2,50).

По итогам проведения ОГЭ по географии самыми сложными для выпускников 9-х классов оказались следующие задания: А15, А17, В5, С1, С3.

Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают не только овладение суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений проверяется в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях.

Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы по географии является то, что в ней не выделяются отдельные части в соответствии с типами заданий. Задания разных типов имеют общую нумерацию. Все задания выполнялись с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистических таблиц или текста.

В Части А экзаменационной работы используются задания с выбором ответа. Они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания

Менее 50% справились с заданием:

А15 (27)-(42,86%)- Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли

А17-(29)(43,75%)-Понимать географические следствия движений Земли

Часть 2 включает задания с кратким ответом. В5-(18) (41,96%)- Уметь определять на карте расстоянии

Часть С включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.

С1- (14)- (48,21%) Задания на объяснение географических особенностей территорий, природных и социальных объектов и явлений. В этих заданиях проверяется умение объяснять особенности природы или хозяйства территории или умение использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях для определения территории или объекта с заданными в условии свойствами путем логических рассуждений.

С3-(23)- (31,25%) - Задания на знание и понимание особенностей основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов

Для проверки знания и понимания географических особенностей природы, населения и экономики мира и России использовались задания двух видов – на проверку непосредственно знания фактов и на понимание взаимосвязей и закономерностей природных, социальных и экономических явлений и процессов, и особенностей их проявления на конкретных территориях.

Из требования блока «Знать/понимать» на экзамене проверялось знание основных географических понятий и терминов, географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли; различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений и т.п.

Для интерпретации результатов аттестации важно иметь в виду, что при выполнение работы экзаменуемых разрешалось пользоваться атласами VII, VIII и IX классов, но при этом в заданиях не было указаний на необходимость использования атласов. Поэтому анализ выполнения заданий на знание фактов или пространственное распространение объектов не дает возможности точно определить, знают их выпускники или умеют найти информацию в атласе.

В целом знания и понимания, проверяемых в КИМ фактов и закономерностей можно считать сформированным у всех выпускников, получивших удовлетворительные, хорошие и отличные отметки за выполнение экзаменационной работы. Несколько хуже результаты по чтению и анализу информации, представленной в виде климатограммы – примерно 25% всех тестируемых успешно выполнили подобные задания.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях, и объяснять эти события с привлечением изучаемых географических знаний. Необходимо уделять больше внимания отработке таких важных над предметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов.

Анализ типичных ошибок чтение климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать. графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха. Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (а частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, нахождении объекта по географическим координатам, при определении расстояний с помощью масштаба по карте.

Это умение формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка, в том числе и при изучении географии. Такое умение как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями его климата по данным таблицы и интерпретация этой информации также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих УМК заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность времени в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим рекомендуется при планировании работы в VIII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем «Различия so времени на территории России» и «Климат России». При этом необходимое время возможно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.

Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольных функциях. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов.

В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач.

Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля. Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

Следует усилить внимание к формированию основных знаний и умений у наименее подготовленных учащихся. Учителям целесообразно обеспечить в процессе преподавания дифференцированный подход к учащимся, позволяющий менее подготовленным более длительное время отрабатывать формируемые умения.

В целом географическую подготовку выпускников IX классов, прошедших аттестацию, можно считать удовлетворительной. Большинство выпускников знают основные географические факты, понимают географические закономерности и имеют пространственное представление о географии природных и экономических явлений, умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нем нужную информацию, представленную в явном виде, умеют читать карту. Около половины выпускников понимают суть некоторых географических показателей, умеют найти данные для их определения и определить их, 65% выпускников могут делать простейших прогноз по карте. Около 30-40% учащихся могут объяснить географические явления, установить причинно-следственные связи

Анализ результатов ОГЭ по химии

Качество знаний участников ОГЭ по химии составило 70,97% , по сравнению с прошлым годом оно уменьшилось на 19%. Средняя оценка составила 3,96, что на 0,41 менее по сравнению с прошлым годом. Самый высокий бал показали в Бейском районе( 5.00), самый низкий в Таштыпском районе (3,25). По итогам анализа результатов ЕГЭ по химии выявлено, что самыми сложными для выпускников 9-х классов оказались следующие задания: А9; В2; В4; С1; С2; С3. Менее 50% справились с заданием А9 (49,19%)- Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

В Части А экзаменационной работы используются задания с выбором ответа. Они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (23 из 28): знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.

В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа.

В первом случае при выполнении задания необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания. Подобная форма заданий нашла широкое распространение в практике основной школы в рамках различного рода тестирования учащихся.

Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых вначале следует оценить, а затем выбрать соответствующий вариант ответа.

Часть В содержит задания с кратким ответом. Эти задания проверяют (в дополнение к названным выше) усвоение таких, например, элементов содержания, как закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; химические свойства основных классов неорганических соединений; качественные реакции на ионы; первоначальные сведения об органических веществах. При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий. Например, необходимо определить, с какими из указанных в условии реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях, выбрать верные утверждения о составе, строении и свойствах органического вещества и др.

Предложены два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде набора цифр.

В2 (39,11%) - Первоначальные сведения об органических веществах:

предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) икислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле,

этаноле, глицерине),карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой).

Биологически важные вещества: белки, жиры,углеводы

В4 (33,87%) - Химические свойства простых веществ. Химические свойства

сложных веществ

Часть С включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом. При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения.

Задания этой части проверяют усвоение учащимися следующих элементов содержания: окислительно-восстановительные реакции, способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

С1 (45,56%)- При выполнении первого задания необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель, критерий оценки – три балла

Требования: уравнять уравнение химической реакции, составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель.

Основные ошибки: ошибки при расстановке коэффициентов, не учитывается индекс у простых веществ, не правильно указан процесс окисления и восстановления, не правильно указана степень окисления.

С 2 (45,16%) - Второе задание предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции, критерии – 3 балла.

Допущенные ошибки: ошибки при составлении уравнений химической реакции,

не умение пользоваться химическими формулами при вычислениях, отсутствует логика в решении задачи, пропускаются действия при решении, е соответствие названий веществ и их формул.

С3(13,31%) - Третье задание (С3) является практико-ориентированным и имеет характер «мысленного эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращенное ионное уравнение этих реакций, критерий оценки – 5 баллов

Допущенные ошибки: не знают свойства веществ (возможность реагировать друг с другом), не указывают признаки химической реакции, ошибки при составлении всех видов уравнений, не указывают в РИО заряды ионов, не выделяют характерные признаки химической реакции.

Важно отметить, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п. Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Причина слабых результатов: слабое знание химических свойств основных классов веществ; слабая практическая направленность (необходимо чаще ставить химический эксперимент); слабые знания по ТЭД; высокий уровень сложности некоторых заданий (например с перекисью водорода).

Причины не высокого уровня качества знаний по химии: не соответствие сложности теоретического материала с количеством рекомендуемых часов. Любой профильный учебный комплекс рассчитан минимум на 4 недельный часа, а отпускается только три; недостаточное количество часов отводится на решение типовых задач, тем более на комбинированные.

Задания уровня С, а именно 2-3 очень часто содержат материал, который не содержится в профильных учебниках. Для решения экспериментальных задач и проведения практических работ не хватает реактивов. Не соответствие заданий в КИМАх и школьных программах.

При отборе учащихся в профильные классы необходимо учитывать следующие параметры: высокий показатель результатов обучения по предмету и ГИА, личное желание ученика обучаться в данном профиле, а не желание родителей, наличие материально-техническая база химической лаборатории, необходимое количество часов, для качественного усвоения теории и практики, техническое снабжение кабинета мультимедийными проекторами.

В старших классах рекомендуется делить классы на подгруппы. Это даст возможность повысить качество образования, так как учитель будет иметь возможность уделять больше времени каждому ученику на уроке. Выделять дополнительные часы в виде элективных курсов. Проводить дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время «Экспериментальные часы». Занятия в НОУ, летней школе наук и т.д. способны повысить познавательный интерес учащихся к предмету. Проводить профориентацию по химии начиная с седьмого класса.

Анализ результатов ОГЭ по информатике

В 2014 году все выпускники показали положительный результат по информатике, отрицательных оценок по предмету нет.

В части А минимальный процент выполнения задания выпускниками составил 78,21, а максимальный 94,55. В части В минимальный процент выполнения задания выпускниками составил 40,63, а максимальный 93,39. Меньше 50 % выпускников справились с заданиями №16, 19 и 20.

Задание №16 с развернутым ответом выполнило 40,63% участников экзамена. Низкий процент выполнения задания показал, что у выпускников не сформированы умения: исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки, понимание условия алгоритма и его построение.

Задание №19 выполнялось учащимися на компьютере, процент выполнения участниками экзамена 39,30. Результат выполнения задания показал, что у выпускников не сформированы практические навыки работы с информацией представленной в различной форме и умения проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных, запись и копирование формул, работа с диапазоном ячеек или массивами.

Задание №20 выполнялось на компьютере, процент выполнения выпускниками 35,41. Это дает основание утверждать, что у выпускников не сформированы практические навыки с прикладными программами и умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант здания 20.1) или на языке программирования (вариант задания 20.2), понимать и учитывать в алгоритме исходные данные, отлаживать программу, понимать условие задачи.

Анализ результатов ОГЭ по физике

Выпускники девятых классов показали хорошие результаты при сдаче физики в 2014 году, минимальный порог не перешел один выпускник МБОУ СОШ № 24 г. Абакана. В части А минимальный процент выполнения задания составил 60,12, а максимальный 83,98. В части В минимальный процент выполнения задания составил 62,86, а максимальный 79,86. Самой сложной частью КИМ для выпускников девятых классов в 2014 году является часть С.

Задание №19 качественная задача, процент выполнения этого задания составил 46,84. Это позволяет сделать вывод: что у выпускников не сформированы умения: понимать смысл использованных в тексте физических терминов; отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

· отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста; использовать информацию из текста в измененной ситуации; переводить информацию из одной знаковой системы в другую, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Задание № 24 высокого уровня сложности, с заданием справились 40,29%. У выпускников не сформированы умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования, выполнять рисунок экспериментальной установки, выполнять математические вычисления, использовать и выводить формулу для расчета , указывать результаты прямых измерений и записывать их численные значения.

Задание № 25 качественный вопрос (задача) выполнение задания 21,85%. У выпускников не сформированы умения описания явления или процесса из окружающей жизни в виде логической цепочки рассуждений, объясняющей протекания этого явления или процесса, особенности их свойств и их обоснование.

Задание № 26 высокого уровня сложности выполнение задания 24,76%. У выпускников не сформированы умения использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также кратко записывать условие задачи, записывать и применять уравнения и формулы для решения задачи выбранным способом, выполнять необходимые математические преобразования и расчеты, представлять ответ, проводить экспериментальные исследования.

Задание № 27 высокого уровня сложности выполнение задания 32,28%. У выпускников не сформированы умения использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задачи выбранным способом, записывать краткое условие задачи и необходимые (достаточные) формулы и уравнения для ее решения, выполнять математические преобразования и вычисления, представлять ответ, проводить экспериментальные исследования.

Анализ результатов ОГЭ по иностранному языку

По итогам проведения ОГЭ выпускники показали 81,43% качества знаний по английскому языку и 50% - по немецкому. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, отсутствуют. Средняя оценка по английскому языку составила 4,37, по немецкому – 3,5. Процент выполнения всех заданий по английскому превысил показатель 50%, что свидетельствует о высоком качестве подготовки выпускников. Проблемы вызвало лексико-грамматическое оформление личного письма в задании части С.

Задания части А (немецкий язык), с которыми выпускники не справились:

1. Задания на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации.

2. Задания на понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации

В этих заданиях проверяется умение выборочного понимания содержания текста. Так как процент выполнения этих заданий составил 0, то вероятной проблемой может быть также завышенный уровень или неверная формулировка самого задания.

Задания части В (немецкий язык), с которыми выпускники не справились:

1. Задания на проверку грамматических навыков употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте.

2. Задания на проверку лексико-грамматических навыков образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте.

В заданиях части С (английский и немецкий языки) сложным для выполнения заданием для выпускников 9-х классов стало лексико-грамматическое оформление личного письма. Это обусловлено тем, что выпускники владеют знаниями лексики и грамматики английского языка на репродуктивном уровне. Это значит, что они могут вставлять предложенные лексические единицы и грамматические конструкции в правильной форме в предложенный контекст (задания части А и В), но затрудняются, когда нужно самостоятельно формулировать мысли в письменной речи (задания части С). Задания типа С – это задания повышенного уровня сложности и соответственно предполагают более свободное владение языковым материалом, поэтому педагогам необходимо включить в материал урока большее количество письменных заданий продуктивного характера.

Анализ результатов ОГЭ по истории

Содержание экзаменационной работы по истории определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Содержание предмета «История» включает в себя изучение двух курсов: курса истории России, занимающего приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе были представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, истории культуры и др.).

Заданиями КИМ, включенными в экзаменационную работу 2014 г., проверялись следующие элементы исторической подготовки учащихся основной школы:

знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности по настоящее время;

знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

понимать изученные виды исторических источников;

соотнесение дат событий отечественной и всеобщей истории с веком;

определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстративного и статистического материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; умение сравнивать свидетельства разных источников;

работа с исторической картой;

использование приобретенных знаний при составлении плана и написании творческих работ (в том числе сочинений);

соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов;

– группировка исторических явлений и событий по заданному признаку;

– объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов;

выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определение причин и следствий важнейших исторических событий.

объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой истории

понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

Работа охватывает содержание курса истории с древности до настоящего времени. Общее количество заданий – 35. Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 22 задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных).

Часть 2 состоит из 8 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), набора цифр.

Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом.

В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки, относящиеся к одному из четырех периодов истории, выделенных с учетом общей периодизации:

1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало XX в.; 3) 1917–1945 гг.; 4) 1945–2011 гг.

Как и в ЕГЭ по истории, в каждый вариант КИМ включены два задания по истории Великой Отечественной войны (А14, А15).

На отдельных позициях каждого варианта КИМ в части 1 представлены задания, направленные на проверку:

знания выдающихся деятелей отечественной истории (А9, А19), основных фактов истории культуры (А10, А20);

умения работать с исторической картой, схемой (А21), иллюстративным материалом (А22).

При этом предполагается, что названные знания и умения проверяются в части 1 только указанными заданиями.

В частях 2 и 3 работы, направленных преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, задания относились к любым периодам истории с VIII в. по 2012 г. При этом в каждом из заданий частей 2 и 3 рассматривались разные аспекты истории: экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры, жизнь и деятельность отдельных исторических личностей.

Анализ затруднений. При выполнении задания В-3 (часть 2, задание № 3) 38 % девятиклассников школ Республики Хакасия показали уровень ниже 50 %, 62 % -не справились с заданием. В задании В-3 проверялось умение систематизации исторической информации при множественном выборе. В соответствии с кодификатором для выполнения подобного задания выпускникам требуется знание основных дат, этапов и ключевых событий

истории России и мира с древности по настоящее время.

При выполнении части 3 (С), наибольшие затруднения вызвали следующие задания:

задание С-3 – 18,67 % ниже 50 %, не справились - % выпускников;

задание С-4 – 19,33% ниже 50 %, не справились - % выпускников;

задание С-5 – 6 % ниже 50 %, не справились - % выпускников.

В задании С-3 проверялся навык анализа исторической ситуации, соотнесения общих исторических процессов и отдельных фактов, в задании С-4 – умение сравнивать исторические события и явления. В задании С-5 – составление плана ответа на данную тему.

В соответствии с Кодификатором при выполнении этих заданий проверяются такие элементы содержания исторического образования, как понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, навык высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира и др. (см. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по истории, п.п. 1.1.- 3.2.).

Задания С3–С5 имеют высокий уровень сложности. При выполнении этих заданий учащиеся должны были в полной мере воспользоваться как знаниями по истории, так и различными комплексными умениями, для плохо подготовленных выпускников задания оказались трудновыполнимыми.

С помощью задания С-5 проверялось умение составлять план ответа по определенной теме. Это умение является комплексным, так как предполагает умения выбрать необходимый фактический материал, обобщить его, сформулировать пункты плана, кратко раскрыв два из них, используя исторические факты. Выпускниками 9-ых классов с низким уровнем подготовки данное умение практически не освоено.

В экзаменационной работе задание С-4 направлено на проверку умения сравнивать исторические события, явления, процессы. Поэтому необходимо повторить основные правила, которыми должен руководствоваться учитель, работающий над формированием данного умения. Чтобы выполнить новые задания на сравнение надо уметь сравнивать объекты. Это значит, что обучающиеся должны уметь: анализировать свойства объектов, предложенных для сравнения; определять, что конкретно предстоит сравнить (часто фраза, в которой определяются объекты сравнения, вводит обучающегося в заблуждение, и, например, вместо экономического развития страны он сравнивает внутреннюю политику двух императоров); выявлять критерии, по которым эти объекты можно сравнить между собой (линии сравнении), а затем провести сравнение по этим критериям, точно сформулировав результаты.

Сравнение в учебных целях можно проводить, например, в виде сравнительной таблицы, имеющей столбцы: «линии сравнения», «объекты сравнения», «результаты сравнения». По окончании заполнения всех выделенных линий сравнения должен быть сделан общий вывод. Конечно, такая работа должна сопровождаться тщательным разбором на уроках.

Определенные трудности вызвало выполнение задания С-3. Сложности связаны с проблемой понимания истории выпускниками 9-ых классов. Для того чтобы от ситуации, связанной с жизнью «маленького» человека, выйти на анализ эпохи, повлиявшей на его жизнь (именно так построено данное задание), надо, именно понимать эпоху, так как о жизни этого «маленького» человека не написано в учебниках; в них изложены только черты эпохи, в контекст которой «вписана» его жизнь. Подготовкой к выполнению данного задания будет являться определенное «оживление» истории, под которым следует понимать не только изучение характерных черт эпохи, но и их влияние на жизнь различных слоев населения: от правителей страны до простых крестьян.

Наиболее трудным оказалось задание С-5, в котором требовалось составить план ответа по определенной теме, состоящий из трех пунктов, конкретизировав два из них в подпунктах в свободной форме. Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода обучающиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от обучающихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю. Поэтому учебный процесс, нацеленный на освоение обучающимися умений, необходимо строить так, чтобы материал, используемый для работы по формированию умений, был наиболее актуален с точки зрения содержания исторического образования.

Анализ результатов ОГЭ по обществознанию

Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: задания в совокупности охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. В результате объектом проверки выступает широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного и социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение оценочных высказываний и суждений, отражающих факты, конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

Варианты КИМ созданы на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются универсальными – они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета (например, 6–9 кл. или 8–9 кл.), особенностей преподавания предмета в конкретной образовательной организации.

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий: часть 1 содержит задания с выбором ответа; часть 2 содержит задания с кратким ответом; часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

Задания первой части экзаменационной работы с выбором ответа проверяют умения распознавать и сравнивать признаки, черты, элементы социальных объектов, соотносить изученный теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать истинность суждений о социальных фактах, явлениях, процессах.

Вторая часть работы (задания с кратким ответом) контролирует умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, классифицировать признаки, проявления, структурные элементы социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (таблица, диаграмма). Третья часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 200–250 слов. Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений: понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру; осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (С2 и С3), повышенного (С1 и С5) и высокого (С4 и С6) уровней сложности.

При выполнении задания В-5 (часть 2, задание № 5) 39,46 % девятиклассников школ Республики Хакасия показали уровень ниже 50 %; 60,54 % выпускников не справились с заданием. В задании В-5 проверялось умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) (код контролируемого умения 2.3.).

В соответствии с кодификатором для выполнения этого задания выпускникам необходимо было осуществить поиск социальной информации по заданной теме из материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников (код 2.7.).

При выполнении части 3 (С), наибольшие затруднения вызвали следующие задания: задание С-4 – у 28,99 % выпускников основной школы результат выполнения задания ниже 50 %; задание С-6 – у 47,73 % ниже 50 %, выпускников основной школы результат выполнения задания ниже 50 %.

При выполнении этих заданий обучающимся необходимо было оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (код 2.5.), осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) (код 2.7.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах (код 3.1.).

Задание В-5, вызвавшее наибольшее затруднение, входит в составное задание В4–В5. Выполняя это задание, выпускники должны были извлечь информацию из предложенной диаграммы и правильно интерпретировать полученные данные. Низкий показатель качества выполнения задания В-5 свидетельствует о проблеме перехода от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему. Для повышения качества подготовки следует больше внимания уделять решению познавательных задач, работе с различными источниками информации.

Задание С-4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Умение конкретизировать теоретические знания фактами общественной жизни или личного социального опыта – одно из самых трудных для усвоения учениками школы, многие из которых плохо ориентируются в социальной реальности, весьма поверхностно знают историю и практически не применяют обществоведческих знаний для рефлексии личного опыта социальных взаимодействий. Деятельность на преобразующем уровне, предполагающая синтез знаний курса, фактов общественной жизни и информации текста, является существенно более сложной, чем просто поиск в текстовом отрывке нужных сведений и их комментирование.

Задание С- 6 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует выхода за его пределы в более широкое содержательно-информационное пространство, из которого и будут почерпнуты аргументы. Слабая сформированность умения аргументировать свои суждения с опорой на знания курса и факты общественной жизни привела к низкому результату. Можно рекомендовать при прохождении обществоведческого курса основной школы обратить особое внимание на отработку этого умения.

Анализ статистических данных по результатам ОГЭ послужит снованием для разработки программы семинаров для учителей - предметников по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, организации работы по индивидуальному методическому сопровождению педагогов школ, направленных на повышение качества общего образования.