Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Выступление на Научно-практической конференции учителей математики и предметов естественнонаучного цикла «Реализация стратегии развития математического и естественнонаучного образования в Республике Хакасия»

Г.А.Салата, Министр образования и науки Республики Хакасия

(Научно-практическая конференция учителей математики и предметов естественнонаучного цикла «Реализация стратегии развития математического и естественнонаучного образования

в Республике Хакасия»; 27.03.2015 г.)

Актуальные вопросы повышения качества математического

и естественнонаучного образования в Республике Хакасия

Уважаемые коллеги, во все времена математика имела бесспорное культурное и практическое значение, играла важную роль в научном, техническом и экономическом развитии страны. Владеющие математикой всегда составляли стратегический ресурс нации.

В современном мире математика нужна не только инженеру, программисту, экономисту, но и управленцу, юристу, строителю. Математические методы широко используется при подготовке крупных социальных решений, при планировании застройки городов и районов, модернизации сельского хозяйства, управлении и контроле за трудовыми, энергетическими и информационными потоками.

Таким образом, по мере усложнения задач, которые решает общество, возрастает и роль математики. Все это позволяет сделать вывод, что качественное математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны.

В школьном образовании математика занимает особое место. Ее неслучайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, правильно, логически, последовательно рассуждать. А это значит – не только решать задачи и доказывать теоремы, но и в более широком смысле – правильно ставить задачи и принимать верные решения, просчитывая их близкие и отдаленные последствия.

Настоящее, хорошее математическое образование ценно еще и тем, что оно связано с воспитанием личности, с развитием таких важных свойств, как целеустремленность, интеллектуальная честность, воля, стремление к творчеству и постижению истины.

Особенно математика важна для развития ребенка! Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед. Дает огромный толчок для его умственного развития.

Осознавая значимость математического образования для инновационного развития всей страны, Президент Российской Федерации В.В.Путин в Указе от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обозначил приоритетность данного направления. Поставлена глобальная задача - развитие высокотехнологичного производства, для которого нужны хорошо подготовленные и квалифицированные специалисты технического направления. Цитата из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина 29 марта 2013 года в городе Ростов-на-Дону «...Математика – это предмет нашей национальной гордости, это всегда было так. На этом, собственно, основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, а это значит – судостроение, атомный подводный флот, наши достижения в космосе. Всё в конечном итоге – это математика».

В свете назревшей необходимости повышения качества математического образования распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р принята «Концепция развития математического образования в Российской Федерации». Главной целью разработки Концепции является необходимость вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире, сделать математику передовой и привлекательной областью знания, а получение знаний осознанным.

Система образования Республики Хакасия также включилась в этот процесс, так в 2014 году был разработан и утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования на 2014-2015 г.г. в Республике Хакасия. Согласитесь, что успешность реализации данного плана во многом будет зависеть от тщательного анализа имеющихся результатов по всем уровням образования в республике. Каково состояние школьного математического образования сегодня, что необходимо для повышения качества образования? Ответы на эти вопросы станут предметом обсуждения нашей конференции.

Анализируя ситуацию с математическим образованием в республике, целесообразно обратиться к итогам обучения в начальной школе. Именно в начальной школе формируются основные вычислительные навыки учащихся, первые геометрические представления, прививается любовь к математике, определяются математические способности учащихся, закладывается основа математических знаний.

В 2014 году Министерством образования и науки РХ проведен «Мониторинг выпускников пилотных четвертых классов образовательных организаций Республики Хакасия, реализующих ФГОС НОО с 01 сентября 2010 года». По результатам данного мониторинга 65% обучающихся демонстрируют осознанное владение учебными действиями, 29% учащихся показали базовый уровень освоения математики, и 6% выпускников показали пониженный уровень.

Анализ полученных результатов мониторинга показывает, что 94% учащихся начальной школы демонстрируют повышенные и базовые предметные умения, а именно – умеют сравнивать величины, производить арифметические действия, анализировать условия задачи и многое другое, но самое главное, эти дети проявляют яркий интерес к математике, у них сформирована учебная мотивация.

Что же происходит в основной школе? Прежде всего, школьники осваивают универсальный математический язык, систему математических знаний, которые необходимы для изучения смежных школьных дисциплин, у них развиваются навыки логического мышления, но при этом мы наблюдаем резкий спад интереса к предмету, и как следствие снижение качества знаний.

Это подтверждают и результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы Республики Хакасия.

Результаты основного государственного экзамена по математике в 2014 году не могут радовать: средний балл 3,6, на «4» и «5» сдали экзамен только 50,79% девятиклассников. Каждый четвертый девятиклассник не смог преодолеть минимального порога в 8 баллов на первом этапе сдачи ОГЭ. Это означает, что четверть выпускников основной школы не готовы к продолжению обучения в старшей школе. Выпускники демонстрировали неумение:

- читать и понимать текст задачи,

- выполнять вычисления,

- контролировать свои действия при решении математических задач, и др.

Это указывает на серьезные системные проблемы в методике преподавания математики, на необходимость изменения подхода к обучению математике со знаниевого (твердое и прочное усвоение образцов, методов и алгоритмов, основанное на запоминании) на деятельностный (освоение способов деятельности и мышления, позволяющих создавать, совершенствовать и применять методы и алгоритмы). Иными словами, учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт математической деятельности.

Результаты государственного экзамена за курс основной школы по физике, химии, биологии и информатике выше, чем по математике. Так в 2014 году средняя оценка девятиклассников за итоговый государственный экзамен по физике составила 4,23; по химии – 3,96, по биологии – 4,03, а по информатике – 4,35. Частично лучший результат обусловлен возможностью выбора выпускниками для сдачи ОГЭ этих предметов, в отличие от обязательного экзамена по математике.

Старшая школа. Основной целью математического образования в старшей школе уже является обучение учащихся математической деятельности. Это должно обеспечить:

· сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

· сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

· сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Цели и задачи, стоящие перед педагогами и учащимися 10-11классов достаточно большие, но их достижение проверяется результатами ЕГЭ.

В 2014 году средний тестовый балл по математике составил 47,5 баллов, что на 7,9 баллов выше результатов по Российской Федерации.

Лидирующие позиции в общем рейтинге муниципальных образований Республики Хакасия по результатам ЕГЭ по математике занимают города: Черногорск (1 место), Саяногорск (2 место), Абакан (3 место). Значительно улучшили результаты выпускного экзамена школьники Ширинского района. Не первый год высокое качество предметной подготовки демонстрируют выпускники Усть-Абаканского района. На последних строках общего рейтинга – Боградский, Орджоникидзевский и Таштыпский районы.

Высокий уровень математических знаний (результаты ЕГЭ по математике выше 80 баллов) показали учащиеся школ №1, № 24 г. Абакана, гимназий г. Абакана, Черногорска, лицеев г. Черногорска и г. Саяногорска, Усть-Абаканская СОШ и др. Важно отметить, что все представленные школы имеют физико-математический профиль обучения, что, безусловно, повлияло на качество сдачи ЕГЭ.

Высокие баллы были получены одиннадцатиклассниками и по другим предметам - это биология, информатика, химия, физика и география.

О результатах ЕГЭ по другим предметам можно судить по средним баллам. На фоне общего снижения результатов по всей России результаты ЕГЭ школьников Хакасии по физике, информатике, биологии, географии лучше, но кроме химии. Их различия составляют от 0,5 полубалла по физике до 10,7 баллов по географии.

В то же время в Республике есть школы, учащиеся которых не преодолели минимального порога ЕГЭ. Самый низкий показатель у выпускников по физике - 15% одиннадцатиклассников (92 человека) не смогли преодолеть минимального порога, по химии 21 выпускник или 7% от сдававших химию.

Эксперты ЕГЭ отмечают, что пробелы знаний учащихся по математике влияют на результаты по физике или химии. Например, по физике учащиеся испытывают серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений, допускают ошибки при математических вычислениях и преобразованиях. Результаты по химии и биологии свидетельствуют, что на протяжении трех последних лет наибольшие затруднения вызывают задания, направленные на решение расчетных задач. Не сформированы универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; классификация объектов, подведение факта под понятие, установление причинно-следственных связей – все это приводит к неумению сравнивать и обобщать. Таким образом, мы можем констатировать, что недостаточный уровень математических знаний учащихся влияет и на успешность освоения предметов естественнонаучного цикла.

Уважаемые коллеги! В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации в 2015 году ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный. Это должно мотивировать школы ориентироваться на различные образовательные запросы учащихся, а значит предлагать выбор профилей обучения.

По факту же, по-прежнему приоритетным пока для выбора профиля девятиклассниками остаются гуманитарные профили. На втором месте по выбору профиля обучения в школах Республики является физико-математический профиль (21% от всех десятиклассников). Затем – профили естественнонаучного цикла (15% старшеклассников). В основном многопрофильные классы в городских школах. В сельских школах, с небольшим количеством обучающихся нет возможности открыть несколько, а иногда даже одного профиля. Эту проблему школы решают, открывая профильные группы и выходя на индивидуальные учебные планы, а также обучая по образовательным программам углубленного изучения отдельных учебных предметов.

Профили 2015-2016 учебного года могут быть спрогнозированы уже сейчас по тому, какие предметы выбраны учащимися девятых классов для сдачи ОГЭ.

В целом, выбор предметов по выбору для сдачи ОГЭ выглядит следующим образом: 9% девятиклассников выбрали физику, 7% биологию, 6% химию и 5% информатику.

Заметим, что 14 % выпускников 2015 года выбрали для сдачи ОГЭ физику и информатику, 13 % всех девятиклассников - химию и биологию. Явное предпочтение выбору предметов технического направления отдают школьники г. Сорска, г. Абакана, г. Черногорска, г. Саяногорска. Интерес к предметам физико-математического направления дает возможность надеяться на выбор этими выпускниками в дальнейшем физико-математического профиля обучения и технических специальностей. Но следует отметить, что выбор выпускниками девятого класса предметов для сдачи ОГЭ не всегда связан с выбором дальнейшего профиля. Из этого следует, что еще не достаточно хорошо в школах проводится профориетационная работа, существует проблема в организации предпрофильной подготовки.

Показателем качества образования являются не только результаты итоговой аттестации выпускников, но и результаты всероссийской олимпиады школьников. К сожалению, в Республике уже много лет отсутствуют победители регионального этапа всероссийской олимпиады по математике. Призёрами регионального этапа всероссийской олимпиады 2015 года стали лишь два школьника: Козьмин Артём (9 класс, МБОУ Гимназия г. Черногорска, учитель Маркелова Светлана Валериевна); Петров Данил (11 класс, МБОУ «Гимназия» г. Абакана, учитель Тихонова Нина Викторовна). Тогда как в прошлом году было 8 призеров по математике.

Можно гордиться хорошими результатами педагогов и учащихся на региональном этапе по физике, информатике и астрономии. Козьмин Артем, учащийся 9 класса МБОУ Гимназия г. Черногорска победитель по физике и астрономии (учитель Побызакова Наталья Петровна), Строков Дмитрий, учащийся 9 класса МБОУ Черемушкинская СОШ № 1, победитель по информатике (учитель Подзоров Евгений Геннадьевич). Эти талантливые ученики будут в этом году представлять Республику на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что предстоит огромная работа по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей. При подготовке учащихся к олимпиаде, учителям необходимо выходить за рамки школьной программы, давать возможность учащимся осваивать приемы решения различных классов математических задач. Нужно вести целенаправленную индивидуальную подготовку того школьника, который способен решать олимпиадные задания по математике, нестандартно подходить к математической задаче. Важно как можно раньше увидеть одаренного ученика, вовремя начать этот талант развивать.

Определенный задел к этому уже есть. В 2014-2015 учебном году впервые в Республике Хакасия проведен региональный этап всероссийской олимпиады им. Леонарда Эйлера для обучающихся 8 классов, где среди всех участников отличилась Худякова Екатерина, восьмиклассница из МБОУ «Гимназия» г. Абакана, ставшая призером.

Растет число участников и призеров всероссийских и международных конкурсов и олимпиад (международная олимпиада «Формула единства», олимпиада «Ищем Ломоносовых» (которая проводится при поддержке ХТИ), всероссийская олимпиада «Покори Воробьёвы горы» и многие другие. Активное участие в олимпиадном движении принимают учителя города Черногорска, Абакана, Саяногорска, и это видно по результатам школьников на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Из мероприятий, направленных на развитие математической одарённости, можно отметить работу летнего лагеря дневного пребывания детей «Шаг в будущее» (политехнический профиль). В летних учебно-тренировочных сборах для одаренных детей на базе детского лагеря «Золотой бор» ребята занимаются математикой, физикой, биологией и химией. Ежегодно открываются профильные физико-математические смены на базе пришкольных лагерей в городах Абакане, Черногорске, Саяногорске, Усть-Абаканском, Алтайском районе.

Несколько лет на базе МБОУ «Гимназия» г.Абакана работает Абаканский муниципальный центр развития одаренных детей, деятельность которого обеспечивают 19 преподавателей Хакасского государственного университета. В МБОУ «Лицей» г. Абакана успешно работает Центр технического конструирования, изобретательства и моделирования. Он объединил 120 абаканских школьников, интересующихся робототехникой и легоконструированием.

В Республике Хакасия растет число школьников, демонстрирующих умение вести исследовательскую и проектную деятельность. Об этом говорят результаты научно-практической конференции «Юность науки», всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Хочется отметить особые достижения школьников по химии и биологии таких учителей как Чмыхало Ольги Геннадиевны, Лопатиной Светланы Адольфовны, Ларионова Виктора Алексеевича.

Уважаемые коллеги! Все выше сказанное приводит к необходимости сделать серьезные выводы и определить ресурсы, которые повлияют на повышение качества математического и естественнонаучного образования.

К таким ресурсам, в первую очередь, можно отнести педагогические кадры нашей республики.

Сейчас из общего числа 4561 всех учителей - 11% это учителя математики и информатики, а также 513 (11,2%) учителей естественнонаучного цикла, таким образом, почти четверть всех учителей – это вы, уважаемые коллеги.

98% учителей естественно-математического цикла имеют высшее образование, более 70% учителей - высшую и первую квалификационную категорию.

Ежегодно учителя математики повышают свою квалификацию по актуальным вопросам системы образования. В Хакасском Институте развития образования повышение квалификации по программе «Реализация образовательных программ по математике на основе требований ФГОС» прошли 315 человек, что составляет 85% от общего количества учителей математики Республики. Кроме этого, учителя активно участвуют в семинарах по подготовке школьников к итоговой аттестации, по подготовке к олимпиадам различного уровня, использованию эффективных технологий в преподавании математики. Для реализации этих программ Хакасский институт развития образования привлекает преподавателей Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском государственном Университете, методистов издательств и авторов учебно-методических комплексов по математике, преподавателей Хакасского государственного университета и филиала Сибирского государственного университета – Хакасского технического института, а также педагогов, обладающих эффективным опытом преподавания математики, физики, биологии, химии.

Своё мастерство учителя демонстрируют, участвуя и показывая высокие результаты (победители, лауреаты) в различных всероссийских и международных конкурсах: всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером», республиканский конкурс учебных программ «Использование эффективных методик, инновационных технологий и форм работы с одаренными детьми в образовательном процессе», республиканский конкурс «Системно-деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности», а также обобщают свой опыт, публикуя статьи в ведущих журналах и Интернет-порталах: «Математика в школе», «Завуч», «Математика для школьников», «Поиск» и др.

При этом нужно отметить, что существует острый дефицит учителей математики. Так по данным исследования, проведенного в 2014 году по прогнозу потребности в педагогических кадрах для системы общего образования Республики Хакасия до 2020 года, 31% учителей математики и физики достигли возраста старше 56 лет. Потребность в педагогических кадрах в 2014-2017 годах составит: учителей математики – 78 педагогов, физики – 29 педагогов. Для решения данной проблемы необходима координация работы с организациями высшего профессионального образования по подготовке и привлечению молодых педагогов в школу.

Уместно будет процитировать академика, ректора МГУ им. М.В.Ломоносова Садовничего Виктора Антоновича: «Единственный способ заинтересовать детей математикой и естественными науками – это путь, идущий через учителей, не только являющихся энтузиастами своего дела, но в то же время достаточно погруженных в изучаемую дисциплину и профессионально подготовленных к хорошему преподаванию данных дисциплин».

Уважаемые коллеги! Это наша первая конференция, которая поднимает вопросы качества математического и естественнонаучного образования школьников республики.

Мне бы хотелось задать лишь основные направления для обсуждения актуальных вопросов:

1. Как добиться эффективности подготовки и повышения квалификации учителей? Как привлечь молодых и энергичных учителей для работы в школах?

2. Что может сделать образовательные программы лучше - изменение содержания математического образования или использование иных технологий работы с ребенком?

3. Какие условия должны быть созданы для формирования и развития математической одаренности?

4. Что необходимо сделать, чтобы учащиеся сельских и отдаленных школ могли изучать математику на профильном уровне?

Надеюсь, что плодотворная работа в секциях поможет найти ответы на поставленные вопросы и тем самым улучшить качество образования наших детей.