Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Профилактика правонарушений несовершеннолетних: вызовы времени

Противоправное поведение подростков и детей сегодня само является одним из главных вызовов времени. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних остается единственным рабочим механизмом изменения ситуации, но только в рамках межведомственного взаимодействия всех субъектов. Времени на анализ и оценку ситуации больше нет! И не может отдельно взятая (даже самая замечательная система!) существовать вне общих стратегий.

Основными причинами правонарушений детей и подростков, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков, неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Для того чтобы понимать, какой должна быть общая стратегия профилактики правонарушений следует разобраться в том, каковы были условия их возникновения. К таковым условиям можно отнести:

1.     Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников (включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

2.     Агрессия детей, вызванная негативным влиянием семьи, существенные изъяны в воспитании ребенка.

3.     Отсутствие организованной занятости ребенка во внеурочное время.

Жестокость среди подростков стала обыденным делом для них самих. За прошедшие три месяца нового учебного года не только в Хакасии, но и в Красноярском крае, Перми, Москве произошли резонансные события жестокости детей. Одним из последних актов жестокости и агрессии можно назвать случаи в Псковской и Новосибирской области. Сегодня не только реальность, но и сами технические возможности Интернета подталкивают подростков к демонстративному насилию. Подростки все чаще находят страницы Интернета «по интересам» несущие пропаганду насилия, суицидов, убийства родных, жестокости к животным и т.д.

Подростки в режиме живого времени пытаются получить поддержку своих противоправных действий у пользователей социальных сетей, выкладывая посты и видеоролики «щекочущие нервы». Факты социально неодобряемого поведения имеют больше шансов быть замеченным сверстниками, чем примеры положительных достижений – призовые места, личные произведения, хобби и т.д. Но чаще такие поступки демонстрируют острую необходимость психологической помощи ребенку уже в самых критических условиях.

Как отметила Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева, в современном мире перед школьными психологами стоят совершенно новые задачи - выявление тех самых клинических нарушений поведения, которые могут спровоцировать правонарушения. К сожалению, те дети, которые попадают в такие сложные ситуации, не попадают в поле зрения психологов. Скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводят к гораздо более сложным последствиям.

А между тем, согласно официальным данным Министерства здравоохранения, у 40% школьников отмечается школьная дезадаптация и у 70% – пограничные психические расстройства. Это нередко связано с различными социальными факторами.

Подготовка и педагогов-психологов, и педагогов в целом должна включать элементы  программы, учитывающие сегодняшние реальности и тот важный момент, что молодежь ныне все больше живет «онлайн». Технологии изменили не только модель жизни, но и модель мышления. Геймификация проникает во все сферы жизни, меняя психологию человека. Она привела к тому, что границы взросления молодежи переносятся на более поздний срок. Благодаря ей и конечность жизни воспринимается не только детьми, но и какой-то частью молодежи как нечто абстрактное.

Следует признать, что не только методы работы педагогов-психологов отстают от реалий и вызовов времени, но и сами традиционные методы профилактики дети называют скучными, неинтересными, малоэффективными и чаще проводимыми для «галочки».

В качестве альтернативы школьники предлагают проведение правовых квестов, суть которых заключатся в том, чтобы с помощью психологов и правоведов научить детей делать правильный выбор в критической ситуации.

Кроме того, для родителей каждого конкретного ребенка должны быть даны рекомендации – памятка с индикаторами изменения поведения подростков, на которые следует обратить внимание и соответственно реагировать.

Проведенный анализ ситуации, причин и условий, способствовавших возникновению правонарушений, показал, что агрессивный стиль поведения подростков является также следствием деструктивности отношений в семьях.

Подростки часто в силу занятости родителей, а чаще всего по причинам внутрисемейных конфликтов и асоциального поведения самих родителей предоставлены сами себе. Бесконтрольность поведения подростков порождает вседозволенность.

Министерством образования РХ составлены методические рекомендации по работе классных руководителей, которые должны разъяснять родителям и детям последствия противоправных поступков, через памятки в дневниках, информационные стенды в школах и т.д. Отмечая, что ответственность за воспитание детей несут родители или законные представители.

Работа с семьей должна быть индивидуальной, общие родительские собрания в этом направлении деятельности уже малоэффективны. Наша задача убедить детей и родителей в том, что не может оставаться нормой агрессия родителей как единственно правильный стиль поведения, не должна школа оставаться в стороне, видя равнодушно-попустительское отношение родителей к ребенку. Данное направление является одним из ключевых в работе нашего Министерства.

Особенно острыми являются проблемы занятости трудных подростков в свободное от учебы время и во время летних каникул, когда по большей части подростки предоставлены сами себе.

Сегодня в республике создаются все условия для внеурочной занятости детей. Работают 76 учреждений дополнительного образования и  8 спортивных организаций, созданы школьные спортивные клубы (в 25 школах), проводятся массовые мероприятия. В каникулярное время проходят профильные смены в загородных и пришкольных лагерях. Эти меры позволили снизить уровень подростковых правонарушений на 31,8 % с 336 до 229 правонарушений за 10 месяцев 2016 года.

Однако при общем высоком охвате детей внеурочной занятостью – 73,4 %, остается определенное количество ребят не заинтересованных предлагаемыми формами занятости и отдыха. В этой связи Министерством образования и науки РХ в рамках реализации государственной программы развития образования последние 3 года предоставляет образовательным организациям гранты на реализацию инновационных программ дополнительного образования. Так, уже в 13 образовательных организаций республики открыты кружки робототехники, 44 сельских школах открыты полностью оборудованные современным спортивным инвентарем спортивные секции и клубы и т.п.

Сейчас Министерство при поддержке Ирины Геннадиевны Смолиной работает созданием в 2017 году республиканского детского технопарка, с охватом не менее 1000 детей, что позволит расширить возможности новых интересных форм занятости, в том числе и за счет краткосрочных выездных робототехнических школ для детей из самых отдаленных населенных пунктов.

Каждый руководитель учреждения дополнительного образования и общеобразовательной организаций должен оценить и соотнести работу своего учреждения с ключевыми запросами детской аудитории. Отобрать в качестве внеурочной занятости такие программы, которые смогли бы стать интересными особенно для детей группы риска.

Говоря о вызовах времени, на которые должно ответить образование, в вопросах профилактики правонарушений детей и подростков можно назвать три основных направления работы, вне которых сегодня не может развиваться ни одна из образовательных систем. Нам необходимо отвечать на эти вызовы в ежедневной практике управления образованием при взаимодействии всех заинтересованных структур (министерств, ведомств, общественных и иных организаций). На эти вызовы может ответить только консолидированное профессиональное сообщество, разделяющее и принимающее новые формы работы:

 - ранняя психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей при взаимодействии родителей и школы;

- индивидуальная работа с трудной семьей с привлечением широкой общественности (в том числе и средств массовой информации);

- увеличение числа услуг внешкольного образования, в том числе и в каникулярное время с учетом интересов самих детей.