Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия региона»

Выступление Министра образования и науки Республики Хакасия Г.А. Салата на межрегиональной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия региона»

5 декабря 2014 г. МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана

По данным переписи населения 2010 года на территории Республики Хакасия проживает свыше 100 различных национальностей общей численностью 532,4 тыс. человек. Наиболее многочисленные этнические общности Хакасии - русские и хакасы, составляющие свыше 90 процентов численности населения, являются основой многонационального народа Республики Хакасия. Численность русского населения составляет 427,6 тыс. человек (81,7%), титульного этноса – хакасов – 63,6 тыс. человек (12,1%). Данные постоянно проводимого мониторинга показывают, что в республике сохраняется стабильная межнациональная, межрелигиозная и межконфессиональная обстановка.

Правительством Республики Хакасия принимаются значительные меры по поддержке сохранения и развития хакасского языка. Важными направлениями развития этнокультурного образования в Республике являются мероприятия, направленные на увеличение доли обучающихся, изучающих хакасский язык, популяризацию хакасского языка, литературы и культуры, а также подготовка и поддержка педагогических кадров в области хакасской филологии.

Основными вопросами развития полилингвального образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются:

- развитие государственного русского языка и культуры;

- сохранение и развитие родных языков и культур народов Республики Хакасия;

- обеспечение прав детей коренного малочисленного народа – шорцев и национальных меньшинств - на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

- создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество;

- немаловажным вопросом для современного человека является изучение иностранных языков (немецкий, французский, английский), в республике наиболее популярен английский язык.

Системой образования Республики Хакасия немало делается для того, чтобы решить эти задачи. Стало традиционным проведение конкурсов на предоставление грантовой поддержки муниципалитетам республики в области сохранения и развития хакасского языка и культуры: это такие конкурсы как «Школа родного языка», «Лучший кабинет родного языка» и др. Практическим результатом данных конкурсов стало создание ресурсных центров по сохранению и развитию языка, литературы и культуры коренного народа на базе образовательных учреждений.

Также в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Хакасия» учителям общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение на хакасском языке, преподавателям хакасского языка и литературы в общеобразовательных организациях, педагогическим работникам дополнительного образования детей, преподающих по дополнительным общеобразовательным программам, связанным с изучением хакасского языка установлена доплата в размере 15% должностного оклада.

В целях кадрового обеспечения образовательных организаций в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия Министерством с 1 января 2013 года осуществляется ежемесячная доплата в размере 2000 рублей к стипендии 31 студенту ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», обучающимся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» (профиль подготовки, связанный с изучением хакасского языка и литературы) на условиях целевой контрактной подготовки для работы в сфере образования Республики Хакасия.

Таким образом, были созданы нормативно-правовые условия для достижения системных изменений, направленных на решение комплекса задач, связанных с развитием поликультурного образования, обеспечивающего становление личности в пространстве изменяющихся нравственных ценностей.

Для реализации права обучающихся, изучавших родной язык и литературу, на прохождение государственной итоговой аттестации обучающимися предоставляется возможность сдавать ЕГЭ по родному языку.

Русский язык сдавало 2392 учащихся дневной формы обучения, средний балл составил 62,47. При этом минимальный порог не преодолел лишь 1 человек, а высокий результат показали 240 человек (10,03%).

Среди иностранных языков в Республике Хакасия наиболее популярен английский язык. В 2014 году данный экзамен сдавали 162 выпускника дневных общеобразовательных организаций, немецкий и французский языки выбрали по 2 человека. Средний балл по английскому языку составил 62,87. Все выпускники преодолели минимальный порог (от 0 до 19 баллов). Высокий результат показали 36 человек, что составило 22,22%.По французскому и немецкому языку средний балл составил 87. Все экзаменуемые преодолели минимальный порог.

В последние годы в Республике наблюдается устойчивая тенденция постепенного роста доли детей хакасской национальности, изучающих родной язык. В текущем учебном году из 6561 ребенок коренной национальности хакасский язык изучают 4910 детей, что составляет 74,7% от общего количества обучающихся.

Образовательные организации республики, в которых организовано изучение родного языка, на сегодняшний день обеспечены учителями, имеющими соответствующее образование. Высшее профессиональное образование имеют 95% учителей хакасского языка, специальное среднее образование – 5%. Однако более половины учителей имеют стаж работы свыше 25 лет. За 2 последних года органами, осуществляющими управление в сфере образования, проводится целенаправленная работа по подготовке молодых специалистов, привлечению их в образовательные учреждения.

Для повышения качества поликультурного образования в Республике Хакасия при содействии Хакасского института развития образования и повышения квалификации организовано методическое сопровождение педагогов от разработки учебно-методических комплектов по хакасскому языку и литературе до их внедрения в педагогическую практику.

В 2013 году учебно-методические комплекты по хакасскому языку и литературному чтению (1-4 классы) и учебники хакасский язык и литература (5-9 классы) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях в 2013/2014 учебном году и активно используются в образовательном процессе.

Министерством образования и науки Республики Хакасия и кафедрой поликультурного образования ХакИРОиПК в целях совершенствования профессиональной компетентности учителей хакасского языка и литературы школ Республики Хакасия ежегодно проводится республиканский конкурс учителей хакасского языка и литературы. Следует отметить, что победители конкурса достойно представляют Республику Хакасия на Всероссийском уровне. В этом году представитель Хакасии - Сагалакова Кира Евграфовна, учитель хакасского языка, заместитель директора по УМР Аскизского лицея-интерната стала обладателем Гран-при «Серебряное перо – 2014».

Удовлетворение потребности в знании родных языков и культур других народов, компактно проживающих в республике, осуществляется через поддержку конкурсного движения для талантливых детей.

Среди них конкурсы в рамках Дней тюркской и славянской письменности и культуры, проведение Международного (межрегионального) молодежного фестиваля «Дороги дружбы», организация дней немецкой и польской культуры совместно с «Центром немецкой культуры имени Генриха Батца» и Центром польской культуры «Полония».

Сегодня одним из приоритетных направлений работы школы является создание толерантного образовательного пространства, в том числе, благоприятных условий для обучения детей мигрантов. В общеобразовательных организациях республики обучаются более 250 детей мигрантов. Деятельность Министерства, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций направлена на создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество, в том числе обучение детей мигрантов русскому языку.

Сегодня поликультурное образование в Республике Хакасия - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности обучающихся, формирование поликультурной личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей нашего общества и мировой культуры.

Заканчивая свое выступление, хочется сказать, что сохранение многообразия языков и культур народов республики Хакасия и всего региона, несомненно, будет служить действенной силой объединения разных народов, независимо от их культурных предпочтений.

Именно сфера образования должна способствовать взаимопониманию между нациями, народами и концессиями. Только здесь, в паритетном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и целей.

Уверена, что конференция станет важным шагом в достижении наших целей и будет содействовать поиску новых подходов к решению насущных проблем сохранения языкового наследия региона и мира в целом.

Желаю всем участникам плодотворной работы и успехов!