Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

отчет, часть I

Приложение 1

к письму Министерства образования и науки Республики Хакасия

от «___» ____ 2015 № ____

ДОКЛАД

Республики Хакасия «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2014 год»

Часть I. Переход на новые образовательные стандарты

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

Мероприятия федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2014 год по направлению «Переход на новые образовательные стандарты», относящиеся к компетенции Республики Хакасия, выполнены. Подробная информация о выполнении мероприятий приведена в данной таблице.

п/п

Мероприятие

Запланированный

результат на 2014 год

Показатели выполнения

(результат реализации мероприятия за 2014 год)

Задачи на 2015 год

Направление I. Переход на новые образовательные стандарты

1.

Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

а) введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Доведение доли обучающихся по ФГОС

начального общего образования до 100%.

В общеобразовательных организациях Республики Хакасия за 2014 год в первых, вторых, третьих и четвертых классах реализуется ФГОС НОО в штатном режиме. Доля обучающихся по ФГОС НОО – 100% от общей численности обучающихся 1-4 классов.

Координация деятельности по реализации ФГОС НОО в штатном режиме.

б) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по мере готовности:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Проведение электронного мониторинга качества образования. Введение ФГОС ООО в 5-8 классах в пилотном режиме.

На базе семи общеобразовательных организаций созданы и действуют республиканские стажировочные площадки по внедрению ФГОС ООО.

В 2014 году ФГОС ООО реализовывался в 345 классах-комплектах в 66 общеобразовательных организациях республики. По общеобразовательным программам в соответствии с ФГОС обучается 8137 обучающихся 5- 8 классов, в том числе: 3703 обучающихся 5-х классов, 3153- х классов, 821 – 7-х классов, 460 – 8-х классов.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных организациях Республики Хакасия в пилотных школах.

в) введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: 5 класс

Введенире ФГОС ООО в 5-х классах в пилотном режиме.

Подготовка и введение ФГОС ООО в 5-х классах в штатном режиме.

г) введение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по мере готовности:

10 класс

11 класс

Не планируется в 2014 году.

-

Методическая помощь образовательным организациям по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

д) разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования

Разработка примерных основных образовательных программ основного общего образования

Разработаны рабочие программы по всем курсам, модулям для 5-9 классов включительно.

Разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, по модулям для 10-11 классов.

е) повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Рост доли педагогических и управленческих кадров, прошедших повышение квалификации и стажировки по вопросам введения ФГОС общего образования до 90%.

За 2014 год получили дополнительное профессиональное образование 703 человека по вопросам введения ФГОС, что обеспечило рост доли педагогов, прошедших курсы повышения квалификации до 90 % от общего числа педагогических работников общеобразовательных организаций.

Увеличение доли педагогических и управленческих кадров, по повышению квалификации и стажировки по вопросам введения ФГОС до 100 %.

ж) организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Проведение мониторинга готовности к введению ФГОС ООО в общеобразовательных организациях республики.

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» в марте проведен мониторинг использования учебно-лабораторного и совместного оборудования в общеобразовательных организациях при реализации ФГОС НОО В апреле отчетного периода проведено тестирование по материалам Центра оценки качества Института стратегических исследований в образовании Российской академии наук 4-классников пилотных школ.

Организация мониторинга готовности к введению ФГОС ООО в общеобразовательных организациях Республики Хакасия.

з) осуществление поддержки субъектов Российской Федерации в целях формирования и обеспечения общих подходов к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» через создание стажировочных площадок

Федеральные стажировочные площадки на территории республики отсутствуют.

Организация работы республиканских стажировочных площадок.

На базе семи общеобразовательных организаций республики созданы и действуют стажировочные площадки по внедрению ФГОС ООО.

Работа стажировочных площадок осуществляется в штатном режиме.

Координация деятельности по реализации ФГОС ООО в штатном режиме.

2

Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования

а) разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования

Построение региональной модели независимой системы оценки качества образования.

Увеличение числа граждан (экспертов), имеющих специальные знания, опыт в сфере образования, привлеченных к проведению независимой системы оценки качества образования.

Создан Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Хакасия.

Проведено Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова социологическое исследование потребности и качества образовательных услуг в Республике Хакасия.

Сформирована система общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х,11 (12) -х классов.

В 2014 году аккредитовано 497 общественных наблюдателей для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 11(12)-х, и 540 общественных наблюдателя для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов.

Организация проведения оценки качества работы муниципальных образовательных организаций Республики Хакасия.

4

Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательных учреждений по социализации личности

Разработка моделей оценки качества работы общеобразовательных организаций по социализации личности.

Проведен анализ требований, предъявляемых к работе образовательных организаций по социализации личности.

На базе двух образовательных организаций организована деятельность федеральных стажировочных площадок по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Апробация моделей оценки качества работы общеобразовательных организаций по социализации личности.

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления.

В целях реализации мероприятий, обеспечивающих переход общеобразовательных организаций Республики Хакасия, на ФГОС общего образования, в 2014 действуют следующие нормативные правовые акты:

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 22.02.2013 № 81 «Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Хакасия в 2013 году и на период до 2020 года»;

приказ Министерства образования и науки республики Хакасия от 20.03.2012 № 263 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных организациях Республики Хакасия».

В 2014 году приняты следующие нормативные акты:

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 22.01.2014 № 100-52 «О реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 21.01.2014 № 100-51 «О реализации Государственной программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)» в 2014 году»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 16.01.2014 № 100-24 «О реализации подпрограммы «Информатизация образования в Республике Хакасия ДРЦП «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» в 2014 году».

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 19.05.2014 №100-567 «Об Общественном совете при Министерстве образования и науки Республики Хакасия».

3. Финансовое обеспечение мероприятия (средства регионального бюджета).

Финансирование мероприятий в 2014 году обеспечивалось за счёт средств подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Государственной программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» и текущего финансирования.

В республиканском бюджете на 2014 год на реализацию данного направления были предусмотрены финансовые средства в объеме 36408,0 тыс. руб., в том числе на мероприятия:

организация и проведение государственной итоговой аттестации выпускников, приобретение учебников – 4328,0 тыс. руб.;

приобретение электронных образовательных ресурсов – 7000,0 тыс. руб.;

повышение квалификации педагогов и руководителей для реализации ФГОС – 2280,0 тыс. руб.;

грантовая поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и технологии – 800,0 тыс. руб.;

приобретение учебников для общеобразовательных организаций – 22000,0 тыс. руб.

Выделенные средства освоены в полном объеме.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

В соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, реализацией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2014 году перешли все общеобразовательные организации Республики Хакасия. Доля обучающихся по ФГОС НОО составляет 100% (1402 классов, 26261 обучающихся) от общей численности обучающихся 1 – 4 классов.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт был обеспечен реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий по усовершенствованию материально-технической и учебно-методической базы, по совершенствованию и укреплению кадрового потенциала.

В плановом порядке осуществлялось повышение квалификации педагогических работников всех категорий. Общей характеристикой программ, раскрывающих вопросы введения ФГОС, является их практическая ориентация.

В 2014 году получили дополнительное профессиональное образование 703 человека по вопросам введения ФГОС, что обеспечило рост доли педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, до 90 %, что на 12% больше по сравнению с 2013 годом.

В целях определения степени готовности общеобразовательных организаций к введению ФГОС совместно с ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» в марте 2014 года был проведен электронный мониторинг качества образования, введение ФГОС ООО в 5-8 классах в пилотном режиме. В соответствии с результатами мониторинга общеобразовательных организаций были определены направления их методического сопровождения.

Тестирование по материалам Центра оценки качества Института стратегических исследований в образовании Российской академии наук 4-классников пилотных школ Хакасии в апреле 2014 года показало, что выпускники начальной школы освоили 80% планируемых результатов основной образовательной программы. При этом, повышенный уровень освоения стандарта по математике показали 65% от общей численности четвероклассников, по русскому языку – 75%, а по окружающему миру – 98%.

На базе семи общеобразовательных организаций республики созданы и действуют стажировочные площадки по внедрению ФГОС ООО. Работа стажировочных площадок осуществляется в штатном режиме.

В целях методического сопровождения, а также мониторинга готовности к введению ФГОС в течение года проведена серия конференций, семинаров, совещаний, всего 26, в которых приняли участие 106 тьюторов.

В программу курсов повышения квалификации была включена стажировка. «Комплексный подход к оценке результатов образования. Критерии, процедуры, инструменты оценки, формы представления ее результатов».

В 2014 году продолжалось формирование системы оценки качества образования на региональном уровне. При Министерстве создан Общественный совет, который планирует и координирует работу по независимой системе оценки качества образования через такие формы работы, как социологические исследования, опросы общественного мнения, мониторинговые исследования качества образования, анализ материалов самообследования образовательных организаций.

По заказу Министерства ХГУ им. Н.Ф.Катанова проведено два социологических исследования о качестве предоставляемых образовательных услуг. Первое – в отношении подведомственных Министерству государственных образовательных учреждений. Второе – в отношении семи пилотных школ, первыми перешедшими в республике на ФГОС начального общего образования. Данные исследований показали, что абсолютное большинство родительской общественности удовлетворены качеством обучения и воспитания в общеобразовательных школах. По ФГОС начального общего образования в Республике Хакасия обучается около 25 тыс. школьников (100%). По государственным республиканским учреждениям процент удовлетворённости родителей качеством обучения в среднем составил 85%, по пилотным муниципальным школам – 77%. При этом 95,7% родителей положительно оценили качество преподавания основных предметов в начальной школе.

Одним из приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие и совершенствование общероссийской системы оценки качества образования, важнейшим компонентом которой является государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в стандартизированной форме и выпускников 11 классов общеобразовательных школ в форме ЕГЭ.

Впервые в 2014 году государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования в стандартизированной форме прошла в штатном режиме. К ГИА-9 были допущены 99,9% от общей численности школьников 9-х классов. Выпускники основной школы продемонстрировали хорошие результаты по русскому языку – 83% от общей численности участников основного государственного экзамена (ОГЭ) сдали экзамен на «4» и «5». По математике все задания на «4» и «5» выполнили 50,8% выпускников. Доля девятиклассников, получивших неудовлетворительный результат по русскому языку, составила 0,4%, по математике – 1,1%.

Одним из основных показателей оценки качества общего образования являются результаты единого государственного экзамена выпускников общеобразовательных школ Республики Хакасия. В 2014 году государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 2391 выпускник дневных общеобразовательных организаций республики. Беспрецедентные меры, предпринятые Рособрнадзором в 2014 году по повышению информационной безопасности и предотвращению фактов нарушения Порядка проведения ЕГЭ, позволили получить реальные объективные результаты, которые значительно снизились по всей Российской Федерации в сравнении с предыдущим годом.

В 2014 году результаты школьников республики по ряду учебных предметов сопоставимы с результатами 2012 года, а по таким предметам как русский язык, математика, биология, география, иностранные языки и литература даже превышают аналогичные значения. Средний тестовый балл по всем общеобразовательным предметам в 2014 году составил 54,6, что выше показателя 2012 года (52,9) и ниже показателя 2013 года (60,0). Несмотря на общую динамику снижения образовательной подготовки выпускников в 2014 году, уровень освоения образовательного стандарта по обязательным предметам повысился. В Республике Хакасия не прошли государственную итоговую аттестацию по обязательным предметам 13 (0,5%) школьников, что в три раза меньше в сравнении с 2013 годом, когда без аттестата остались 62 человека (2,2%).

Дальнейшее развитие получила система общественного наблюдения и контроля за ходом проведения государственной итоговой аттестации в республике. В текущем году на экзаменах было задействовано 482 общественных наблюдателя в основной период и 3 – в дополнительные сроки. Не только в каждом пункте проведения ЕГЭ, но и в каждой аудитории на весь период экзаменационной кампании было обеспечено общественное наблюдение. Общественными наблюдателями не выявлено ни одного нарушения процедуры проведения ЕГЭ. Работа, проведённая, прежде всего, с родителями, а также аккредитация в качестве общественных наблюдателей родителей учеников предвыпускных классов позволили сделать процедуру ЕГЭ более открытой и прозрачной. Растёт доверие к процедуре ЕГЭ, как со стороны его участников, так и со стороны родительской общественности.

По итогам государственных аттестационных процедур (ОГЭ, ЕГЭ) 2014 года Министерством был разработан и утверждён план мероприятий по повышению качества общего образования, включая реализацию антикризисных программ в общеобразовательных организациях, показавших наиболее низкие образовательные результаты выпускников.

5. Эффекты реализации направления в 2014 году.

В 2014 году созданы условия и обеспечен 100% переход всех общеобразовательных организаций Республики Хакасия на ФГОС начального общего образования.

Стажировочные площадки по введению ФГОС, наряду с ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», стали методическими центрами по сопровождению и внедрению ФГОС НОО и ООО в общеобразовательных организациях Республики Хакасия. Создана информационно-методическая база сопровождения ФГОС нового поколения. Педагогические работники прошли повышение квалификации и готовы работать по новым стандартам. Доля педагогических и руководящих кадров по повышению квалификации и стажировки по вопросам введения ФГОС составляет 90% (5429 человек) от общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышения квалификации и/или профессиональную переподготовку для внедрения работы в соответствии с ФГОС.

Под руководством Министерства реализуется механизм по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций. В 2014 году на сайте Хакасского центра информатизации образования создана специальная страница «Независимая система оценки качества образования», на которой не только размещаются все официальные документы и решения Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Хакасия, но также проводятся экспресс-опросы педагогической и родительской общественности. По результатам всех оценочных процедур 2014 года Общественным советом подготовлены рекомендации для руководителей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных организаций.

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Введение федеральных образовательных стандартов осуществляется в плановом режиме.

7. Задачи и планируемые показатели на 2015 год по реализации направления.

Координация деятельности по реализации ФГОС НОО в штатном режиме.

Организация проведения мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Республики Хакасия.

Обеспечение роста численности педагогических и управленческих кадров, прошедших повышение квалификации и стажировки по вопросам ФГОС общего образования, до 100%.

Обеспечение систематического наблюдения, анализа и прогнозирования качества образования.

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению

За 2014 год количественные показатели по направлению «Переход на новые образовательные стандарты» в сравнении с 2013 годом повысились по всем показателям:

доля выпускников получивших аттестат о среднем общем образовании в 2014 году составляет 99,5% , что на 1,7% превышает аналогичный показатель 2013 года (97,8%);

доля выпускников сдававших ЕГЭ и не преодолевших минимального порога по русскому языку по сравнению с 2013 годом значительно уменьшилось число выпускников. (2014 г- 1 человек, 2013-12 человек).

В 2013 году показатель численности выпускников, не преодолевших минимального порога по математике в 2014 году значительно улучшился. В 2014 году не сдали единый государственный экзамен по математике - 7 выпускников, в 2013 – 49 выпускников.

В 2014 году получили дополнительное профессиональное образование 703 человека по вопросам введения ФГОС, что обеспечило рост доли педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, что составляет – 90 %, в 2013 доля педагогических и управленческих кадров составляла – 78,7 %.