Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

отчет, часть II

Часть П. Развитие системы поддержки талантливых детей.

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

Мероприятия федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2013 год по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей», относящиеся к компетенции Республики Хакасия, выполнены. Информация о выполнении приведена в соответствии с заданной формой.

№ п/п

Мероприятие

Запланированный результат на 2014 год

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2014 год)

Задачи на 2015 год

Направление II. Развитие системы поддержки талантливых детей (в соответствии с региональным планом мероприятий)

5

Развитие системы поиска одаренных детей

а) организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности

Внедрение механизма учета индивидуальных достижений обучающихся.

Повышение эффективности подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.

Развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, создание электронных образовательных ресурсов.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми.

Проведен ряд конкурсных мероприятий для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности: региональный этап всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;

региональный этап Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке»;

XV региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне»;

региональный этап Российского национального юниорского водного конкурса – 2014;

региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»; региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского;

республиканская олимпиада по музыке и изобразительному искусству, учебно-тренировочные сборы по подготовке к олимпиадам, республиканский фестиваль «Одаренный ребенок - одаренный учитель», республиканская научно-практическая конференция учащихся, республиканские творческие конкурсы, спортивные соревнования. Проведены учебные сборы по подготовке к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников.

В летний период организована профильная смена для 180 одаренных и социально активных детей «Золотой запас Республики».

Методическая помощь оказана 310 педагогам, работающим с одаренными детьми. По 13 предметам реализованы модули по эффективным технологиям работы с одаренными школьниками.

114 педагогов прошли обучение по программе модуля (12 ч.) «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей».

Повышение эффективности подготовки обучающихся к участию в олимпиадах по общеобразовательным предметам и другим конкурсным мероприятиям.

Развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми.

б) проведение конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Организация конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждается премия по поддержке талантливой молодежи.

Проведено семь республиканских конкурсов и приняли участие в четырех всероссийских конкурсных мероприятиях, по итогам которых присуждается премия из республиканского бюджета по поддержке талантливой молодежи. Премии по поддержке талантливой молодежи получили 15 человек, в том числе: 1 премия - 60 тыс. руб. и 14 премий по 30 тыс. руб. Общая сумма денежного вознаграждения из республиканского бюджета составила 480 тысяч рублей.

Организация республиканских конкурсов, по итогам которых присуждается премия по поддержке талантливой молодежи.

в) создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Представление информации в федеральную базу данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Информация в федеральную базу данных о количестве участников школьного и муниципального этапов, победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников направлена в Министерство образования и науки Российской Федерации. Пакеты документов 7 кандидатов от Республики Хакасия на премию для поддержки талантливой молодежи направлены в Минобрнауки России.

В декабре 2014 года вручены благодарственные письма 15 лауреатам Премии по поддержке талантливой молодежи.

Представление информации в федеральную базу данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

6

Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей

а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах

Создание дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности детей.

Разработана нормативная база и проведена организационная работа по созданию дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренных детей на базе ГКУ РХ «Хакасский центр информатизации образования».

Осуществлена поставка оборудования для создания учебного класса (сервер дистанционного обучения, десять персональных компьютеров, оборудованных для дистанционной работы, мультимедийный проектор).

Организация работы дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности детей.

б) разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей

Изучение опыта других регионов по введению норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение.

Изучен опыт других регионов, создана рабочая группа по разработке проекта Закона РХ «О введении норматива подушевого финансирования на сопровождение талантливых детей».

Введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития талантливых детей

запланировано с 01.09.2015 г.

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления.

В целях создания системы выявления и поддержки талантливых детей в Республике Хакасия реализуются следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 22.06.2004 № 177 «Об учреждении премий Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 28.04.2011 № 224 «Об утверждении Методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 27.11.2012 № 817 (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия (2013 - 2015 годы)»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 «Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» (с последующими изменениями);

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.07.2014 № 61-п «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части, касающейся мер государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Хакасия»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 20.06.2014 № 276 «Об утверждения Положения о медали «Золотая надежда Хакасии».

3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации).

На реализацию мероприятий по развитию системы поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей на 2014 г. в республиканском бюджете в рамках подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» запланировано 23272,0 тыс. рублей, в том числе:

организация участия в конкурсных мероприятиях – 465,0 тыс. руб.;

организация участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный, региональный, заключительный этапы) – 2027,00 тыс. руб.;

проведение грантовой поддержки, выплаты стипендий, премий для поддержки талантливых детей – 1300,0 тыс. руб.;

укрепление учебно-материальной базы ГБОУ РХ ДОД «Центр дополнительного образования детей», «Комплексная детско-юношеская спортивная школа» – 866,0 тыс. руб.;

организация летних профильных смен, учебно-тренировочных сборов для одаренных детей – 395,00 тыс. руб.;

субсидии бюджетам муниципальных образований на организацию кружков по развитию хакасского литературного творчества в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1100,00 тыс. руб.;

приобретение художественной литературы, словарей, пособий – 35, 0 тыс. руб.;

организация учебных мастерских – 343,0 тыс. руб.;

прочие мероприятия – 16741,0 тыс. руб.

Средства республиканского бюджета освоены в полном объеме.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

В 2014 году совершенствовалась работа, направленная на развитие системы поиска и поддержки талантливых детей.

Подпрограммой «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» предусмотрено развитие системы олимпиадного, конкурсного движения одарённых детей и талантливой молодёжи, создание сети очно-заочных и дистанционных школ и центров. Мероприятия подпрограммы направлены:

на развитие системы выявления детской одарённости через расширение услуг дополнительного образования детей;

на укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования;

на организацию летнего отдыха, в том числе летних профильных смен, учебно-тренировочных сборов для одарённых детей;

на грантовую поддержку проектов по созданию школ ступеней, специализированных центров для работы с одарёнными детьми;

на поощрение и возможность участия одарённых детей и талантливой молодёжи Хакасии в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах российского и международного уровней.

В республике сформирована система ведомственных и межведомственных мероприятий, направленных на моральное и материальное поощрение наиболее талантливых детей, в том числе предметные и иные олимпиады, научно-практические конференции, творческие конкурсы и фестивали, слеты, спортивные соревнования.

Осуществляется поощрение талантливых школьников. Победители и призеры республиканских конкурсов, фестивалей, олимпиад и соревнований награждаются дипломами и памятными подарками.

Ежегодно присуждаются премии Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия учащимся и работающей молодежи, в том числе в номинации «За успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности», «За успехи в спортивной деятельности», «За успехи в общественной деятельности».

Выстроена система взаимодействия с образовательными организациями высшего профессионального образования по вопросам выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также обеспечения условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения. Заключены Соглашения о взаимодействии с ФГБОУ ВПО «Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова» и Хакасским техническим институтом – филиалом ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по реализации образовательной стратегии «Наша новая школа» на период до 2015 года, предусмотрен ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы поддержки талантливых школьников.

В рамках соглашения проводятся учебно-тренировочные сборы для подготовки участников всех этапов всероссийской олимпиады школьников, организуются республиканские профильные смены для одаренных и социально активных детей. Преподаватели ВУЗов активно участвуют в подготовке и проведении республиканских олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций школьников.

Республика активно взаимодействует с вузами, осуществляющими свою деятельность за пределами региона. Так, заключены соглашения о дистанционном образовании старшеклассников с Томским открытым школьным университетом и Омским государственным университетом. Ежегодно увеличивается численность старшеклассников, занимающихся по дополнительным образовательным программам вузов дистанционно.

В 2014 году 146 школьников Хакасии приняли участие в отборочных турах открытой региональной межвузовской олимпиады, проводимыми Вузами Томской области и в олимпиаде школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири».

В образовательных организациях, являющихся региональными инновационными площадками Министерства образования и науки, реализуются проекты, направленные на работу с одаренными детьми. Например, проект «Создание модели проявления и развития спортивной одаренности детей на всех этапах обучения в общеобразовательной школе» успешно реализуется в МБОУ СОШ № 20 г. Черногорска, проект «Психолого-педагогический инструментарий по сопровождению одаренных обучающихся в условиях сельской школы – в МБОУ «Опытненская СОШ» Усть-Абаканского района.

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» подготовил методические рекомендации «Психолого-педагогические основы выявления одаренных детей».

Материалы сборника по психолого-педагогическим основам выявления одаренных детей включают возможные схемы проведения диагностического обследования, методы диагностики, предназначенные для школьных психологов и педагогов, работающих с одаренными детьми.

В 2014 году в Хакасии на базе ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» продолжил работу Центр по развитию детской одаренности, который вел педагогическое сопровождение учителей.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, проведен ряд методических мероприятий, в которых приняли участие 310 педагогов. На семинарах, круглых столах рассмотрены вопросы выявления, развития и сопровождения одаренных детей в условиях массового обучения, педагогами представлен опыт работы с одаренными детьми (организация работы муниципальных ресурсных центров по работе с одаренными детьми; проблемы выявления одаренных детей; разработка программ по работе с одаренными детьми).

В Республике Хакасия в 2014 году апробировано 84 программы по развитию детской одаренности в 49 образовательных организациях.

Разработаны и реализованы следующие программы повышения квалификации для педагогов Республики Хакасия: «Развитие детской одаренности в условиях общеобразовательной школы» (72 ч.), «Педагогическое сопровождение развития детской одарённости в условиях дошкольной образовательной организации и начальной школы» (72 ч.).

Педагоги познакомились с содержанием практической деятельности по развитию и сопровождению одаренных детей: стратегиями обогащения содержания образования в начальной школе и дошкольной образовательной организации; организацией проектной и исследовательской деятельности; требованиями к программам по работе с одаренными детьми.

Кроме того, в республиканском конкурсе программ «Использование эффективных методик, инновационных технологий и форм работы с одаренными детьми в образовательном процессе» приняли участие 37 педагогов.

По 13 общеобразовательным предметам реализованы модули по эффективным технологиям работы с одаренными школьниками и подготовкой их к олимпиадам по предметным направлениям (русский язык и литература, история и обществознание, география, иностранные языки, математика, физика, информатика, биология, химия, технология, физическая культура, музыка, изобразительное искусство). 114 педагогов прошли обучение по программе модуля (12 ч.) «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей».

Продолжилась работа по открытию муниципальных центров по работе с одарёнными детьми. В городе Абазе и п. Аскиз созданы Муниципальные Центры по развитию детской одаренности при организациях дополнительного образования детей. МБОУ «Ширинская средняя общеобразовательная школа № 4» реализует грант «Школа –старт к успеху», направленный на развитие интеллектуальной и творческой одаренности. В городе Абакане, на базе МБОУ «Гимназия» по программам дополнительного образования продолжила работу Школа старшеклассников, в которой в 2013 году обучалось 600 старшеклассников по 14 предметам, занятия проводят преподаватели Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.

В 2014 году по итогам конкурсов предоставлена грантовая поддержка из республиканского бюджета Республики Хакасия семи образовательным организациям на поддержку одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми, пяти образовательным организациям, внедряющим инновационные программы и технологии в области выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи. Общий объем грантовой поддержки на разработку и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми составил 1300 тыс. рублей.

В 2014 году финансирование гимназий, лицеев в части оплаты труда работников осуществлялось по повышенным нормативам: по городским учреждениям - на 24 %, по сельским - на 11%, в части учебных расходов на 75 %.

В летний период 2014 года на базе загородных оздоровительных лагерей были организованы 3 республиканских профильных смены для 320 одаренных и общественно активных детей «Золотой запас республики», «Юные инспекторы дорожного движения» и «Горизонт». В лагерях с дневным пребыванием детей реализовано более 30 профильных программ для одаренных детей, а также состоялась республиканская школа юных избирателей «Право выбора».

В целях повышения эффективности работы с одаренными школьниками в 2013 году была организована специальная деятельность по их подготовке к участию в республиканской научно-практической конференции учащихся и всероссийской олимпиаде школьников. В муниципальных образованиях проводилась системная работа на базе ведущих школ и Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по подготовке к региональному этапу олимпиады.

Проведено ряд интеллектуальных конкурсных мероприятий для детей и молодежи, в том числе: региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне», региональный этап Российского национального водного юниорского конкурса, региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!», региональный этап Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку», республиканская научно-практическая конференция учащихся.

Наиболее массовым мероприятием стала всероссийская олимпиада школьников. Так, на школьном этапе олимпиады приняли участие 23879 учащихся 5-11 классов. В муниципальном этапе участвовали 8072 учащихся 7-11 классов. Количество участников регионального этапа составило 1018.

По результатам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 8 обучающихся из Хакасии приняли участие в заключительном этапе олимпиады по 4 предметам.

В копилке результатов школьников Хакасии во всероссийских конкурсах и конференциях в 2014 году – победы во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», во Всероссийской олимпиаде по основам наук, на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского (г. Москва), 1 место во Всероссийских спортивных соревнованиях «Президентские спортивные состязания» среди сельских школ.

Кроме того, 343 школьника – победители и призеры муниципальных и республиканских конкурсов, творческих фестивалей и спортивных турниров стали участниками специализированных смен во Всероссийских детских центрах «Океан», «Орленок» и «Смена».

В целях выявления наиболее одаренных детей в различных видах деятельности, оказания моральной и материальной поддержки одаренным детям проведен конкурс на соискание премий Хакасского республиканского общественного Фонда поддержки одаренных детей.

Данный конкурс проводится в Хакасии с 2001 года и на протяжении 14 лет является ярким примером социального партнерства государства, общества и бизнеса, способствующего формированию интеллектуальной, творческой элиты республики. В состав Попечительского совета Фонда входит Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия, представители органов государственной власти республики и бизнес-структур, а возглавляет его генеральный директор ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда».

Премии в области филологии, математики, информатики, естествознания, истории, литературного творчества, общественной деятельности, музыкального творчества, изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, спорта, технического творчества вручены 45 обучающимся.

В республиканской научно-практической конференции учащихся Республики Хакасия приняли участие 192 старшеклассника, определены 72 победителей и призеров.

В рамках реализации проекта Министерства культуры Российской Федерации «Моя Россия» в 2014 году в познавательные туры по маршрутам: «Москва – Золотое кольцо», «Град Петров», «Петергоф», «Ясная поляна – детям», «Крым» поощрены 503 школьника. Участие в туристско-познавательных турах является не только формой поощрения, но и эффективным средством развития талантливых детей.

В республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений приняли участие 156 студентов, представивших научно-исследовательские работы по направлениям «Технические науки», «Социально-экономические науки», «Гуманитарные науки», «Естественные науки». Победителями и лауреатами конкурса стали 30 студентов.

Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений региона.

5. Эффекты реализации направления в 2014 году.

В результате целенаправленной работы по поддержке талантливых детей растет количество участников республиканских мероприятий, направленных на выявление одаренных детей.

По сравнению с 2013 годом увеличилась доля обучающихся, приявших участие в очных олимпиадах для школьников (кроме Всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями и учреждениями (в общей численности обучающихся) с 7,30 % до 8,30 % и доля обучающихся, приявших участие в дистанционных олимпиадах с 23,47 % до 42,18 %.

Увеличилось число призеров и победителей Республиканской научно-практической конференции на 20,1 %, а также значительно улучшилось качество подготовки и защиты научно-исследовательских работ.

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Главной проблемой в работе с одарёнными школьниками остаётся недостаточное количество на территории Хакасии специализированных центров по работе с одаренными детьми при высших учебных заведениях, а также в организациях дополнительного образования детей.

7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.

Повышение эффективности подготовки обучающихся к участию в олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, создание электронных образовательных ресурсов, ориентированных на развитие одаренности детей.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми.

Работа дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности детей.

По результатам реализации указанных задач предполагается достижение в 2015 году следующих основных показателей:

рост доли обучающихся, приявших участие в очных олимпиадах для школьников (кроме Всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями, в общей численности обучающихся с 8,30% до 9,5 %;

рост доли обучающихся, приявших участие в дистанционных олимпиадах, проводимых сторонними организациями и учреждениями (в общей численности обучающихся), с 42,18 % до 43 %.

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации.

В школьном этапе приняли участие 23879 учащихся 5-11 классов, что составляет достаточно высокую долю от их общего количества (76,4%).

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе ее проведения составила 8072 человека, то есть 40,5 % от учащихся 7-11 классов, что выше показателя 2013 года на 11,4 %.

Увеличилось по сравнению с 2013 годом количество призовых мест в предметных олимпиадах, занятых обучающихся 9-11 классов на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (2014 год – 259 мест, 2013 год - 244).

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе составила 1018.

В олимпиадах, проводимых сторонними организациями, приняли участие 29587 человек, что в 2,2 раза больше, чем в 2013 году.

Ежегодно увеличивается численность учащихся, которым созданы условия для занятий творчеством в специально оборудованных студиях, актовых залах.

Высокому уровню вовлеченности учащихся в олимпиадное движение способствует система проводимых мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей.