Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

отчет, часть III

Часть III. Совершенствование учительского корпуса

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

Мероприятия федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2014 год по направлению «Совершенствование учительского корпуса», относящиеся к компетенции Республики Хакасия, выполнены. Подробная информация о выполнении мероприятий приведена ниже.

№ п/п

Мероприятие

Планируемый результат на 2014 год

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2014 год)

Задачи на 2015 год

Направление III. Совершенствование учительского корпуса

7

Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников

а) внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации

Реализация

региональной модели организации и финансирования повышения квалификации педагогических работников образования, обеспечивающих непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.

В республике реализуется модель повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих непрерывность и адресный подход.

Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации используется модульно-накопительная система повышения квалификации.

В 2014 году прошли повышение квалификации 1909 педагогических работников, в том числе 729 по адресным моделям.

Совершенствование организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход.

б) развитие системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, поддержки сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности

Организация и проведение профессиональных конкурсов и последующий мониторинг профессиональной деятельности участников и лауреатов конкурсов, поддержки сетевых педагогических сообществ.

Проведен республиканский конкурс «Учитель года России - 2014», в котором приняли участие 13 победителей муниципальных этапов конкурса. Победитель республиканского конкурса принял участие в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014».

Проведен конкурсный отбор на получение денежного поощрения лучшими учителями. Определены четыре учителя - победителя конкурса на получение денежного вознаграждения.

Пять директоров общеобразовательных школ приняли участие в первом этапе Всероссийского конкурса «Директор школы», во второй этап прошел один участник.

Определены 10 победителей конкурсного отбора на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам. Победителям, с вручением премии на общую сумму 500,0 тыс. руб.

Кроме того, ежегодно в республике проходят конкурсы профессионального мастерства: «Лучший педагог- психолог», «Учитель здоровья» и др.

Число участников республиканских конкурсов остается стабильно высоким и имеет тенденцию к увеличению.

Победители конкурсного движения активно принимают участие в распространении своего педагогического опыта.

Увеличение числа участников профессиональных конкурсов, поддержка инициатив сетевых педагогических сообществ.

8.

Совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов

а) внедрение новых моделей аттестации педагогических работников

Совершенствование аттестационных процедур с целью стимулирования профессионального развития педагогических кадров.

Сформирована нормативная правовая база для аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации.

Разработаны показатели эффективности деятельности руководителей и образовательных организаций. Проведено 8 заседаний аттестационных комиссий, присвоена первая квалификационная категория 598 педагогам, высшая -149. В результате доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, увеличилась до 48% от общего числа педагогических работников.

Совершенствование механизма аттестации педагогических работников с последующим переводом их на «эффективный контракт».

Аттестация не менее 20 % педагогических работников общеобразовательных организаций.

б) реализация механизма привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры, в том числе через предоставление государственной поддержки

Разработка и реализация Комплекс мер по обеспечению педагогическими кадрами системы общего образования Республики Хакасия и повышению профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 годы.

В республике реализуется Комплекс мер по обеспечению педагогическими кадрами системы общего образования Республики Хакасия и повышению профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 годы», направленных на моральную и материальную поддержку педагогических работников.

Молодым педагогам осуществляются доплаты к заработной плате, предоставляются социальные выплаты молодым учителям по ипотечному кредиту, учителям сельских школ предоставляется жилье.

Реализация Комплекса мер по обеспечению педагогическими кадрами системы общего образования Республики Хакасия и повышению профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 годы.

9

Модернизация системы педагогического образования:

а) создание крупных базовых центров подготовки педагогических кадров

Реализация соглашения о взаимном сотрудничестве с Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова в части развития сети стажерских площадок для прохождения студентами педагогических практик

С федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (далее – университет) заключено соглашение о сотрудничестве в организации учебного процесса студентов университета на базе государственных и муниципальных образовательных организаций.

Реализуется План совместных действий Министерства образования и науки Республики Хакасия и университета по подготовке педагогических кадров для системы образования Республики Хакасия

Реализация Плана совместных действий Министерства образования и науки Республики Хакасия и Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по подготовке педагогических кадров для системы образования Республики Хакасия.

б) обеспечение подготовки и повышения квалификации профессиональных руководителей в сфере образования

Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ по программе «Менеджер в сфере образования»

На базе ФГБОУ ДПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» в 2011 году прошли повышение квалификации -11 руководителей, в 2012 г. - 24, в 2013 году -22, в 2014 году – 8.

Кроме того на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации» прошли обучение по программам профессиональной переподготовки «Менеджер в сфере образования» в 2012 году- 57 руководителей, в 2013 –62, в 2014 - 53.

С 2010 года прошли повышение квалификации по программам подготовки управленческих кадров – 89% руководителей.

Увеличение доли руководителей, прошедших повышение квалификации по программам подготовки управленческих кадров до 95%.

в) формирование кадрового резерва руководителей образования

Повышение квалификации педагогов, включенных в кадровый резерв руководителей.

В каждом муниципальном образовании сформирован резерв руководителей образовательных учреждений.

В течение отчетного периода из 189 педагогических работников, состоящих в резерве на замещение должности руководителя прошли повышение квалификации 41 чел.

Оказание методической помощи общеобразовательным учреждениям в работе с кадровым резервом руководителей.

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления.

В целях совершенствования квалификации, а также повышения мотивации в повышении профессионального роста педагогических работников, приняты и реализуются следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60 «Об образовании в Республике Хакасия»;

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 № 35-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия»;

распоряжение Правительства Республики Хакасия от 21.10.2014 № 159-рп «Об утверждении Комплекса мер по обеспечению педагогическими кадрами и повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, на 2014-2020 годы»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 06.09.2011 № 100-1182 «О присвоении статуса стажировочной площадки муниципальным общеобразовательным учреждениям»;

приказ от 12.08.2013 № 100-782 «Об утверждении Порядка аттестации руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 26.02.2014 № 100-188 «Об утверждении Положения о проведении республиканского конкурса «Учитель года России - 2014»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 25.08.2014 № 100-889 «Об утверждении Положения о Республиканской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями);

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 09.09.2014 № 100-918 «О порядке оплаты труда специалистов экспертных групп при аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 10.09.2014 № 100-929 «Об утверждении на 2014 год критериев оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 14.2014.2014 № 100-1171 «Об утверждении на 2015 год критериев оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Для реализации мер по привлечению и закреплению молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях приняты и действуют следующие нормативные правовые акты:

постановление Правительства Республики Хакасия от 05.04.2012 № 221 «О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы), утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596;

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.07.2012 № 478 «О внесении изменения в подпрограмму «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия» (2011-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 №596, и об утверждении Положения о порядке и условиях возмещения молодым учителям части затрат в связи с привлечением ипотечного кредита» (с последующими изменениями).

3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации).

В 2014 году из средств республиканского бюджета Республики Хакасия профинансированы следующие мероприятия:

поддержка молодых специалистов (профессиональные конкурсы педагогических работников) – 315,0 тыс. руб.;

оплата работы экспертов при проведении аттестации педагогических работников – 60,0 тыс. руб.;

выплата премий Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам - 500,0 тыс. рублей;

организация летней «Школы молодого педагога» -185,0 тыс. руб.;

социальные выплаты по возмещению затрат молодым педагогам по ипотечному кредиту – 2197,0 тыс. руб.;

участие педагогических работников во Всероссийских массовых мероприятиях - 300,0 тыс. руб.

Всего из республиканского бюджета на данное направление выделено и освоено 3257,0 тыс. руб.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

В целях улучшения кадровой ситуации реализовались системные меры, направленные на повышение привлекательности педагогических специальностей, решение жилищных проблем, повышение уровня квалификации педагогических работников.

Одним из важнейших аспектов совершенствования учительского корпуса является уровень заработной платы педагогических работников.

Министерством приняты меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики». Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 № 35-п утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия», который предусматривает поэтапное повышение заработной платы педагогических работников в сфере образования.

В 2014 году стояла задача доведения среднего уровня заработной платы всех педагогических работников школ до уровня средней заработной платы по экономике в Республике Хакасия. Реализация «дорожной карты» по повышению заработной платы и ежемесячный ведомственный мониторинг уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в 2014 году позволил достичь значений планируемых показателей по всем группам педагогических работников. Так, фактический уровень среднемесячной заработной платы педагогов общеобразовательных организаций по итогам года составил 31292,0 руб. (108,0% от прогнозного значения средней заработной платы по региону – 28970 руб.). Рост заработной платы педагогов за 2014 год составил в среднем 16%.

Рост средней заработной платы педагогических работников с 2010 года представлен в таблице:

Период

Средняя заработная плата педагогических работников (руб.)

Средняя заработная плата по экономике

(руб.)

2010 г.

12313,0

18672,0

2011 г.

16010,0

18672,0

2012 г.

23621,0

23379,0

2013 г.

26925,0

26165,0

2014 г.

31292,0

28970,0

В рамках реализации Закона Республики Хакасия «Об образовании в Республике Хакасия», подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» продолжалась реализация мер, направленных на моральную и материальную поддержку учительства Республики Хакасия.

Повышению престижа педагогической деятельности, эффективности и качества работы способствовали проводимые профессиональные конкурсы федерального, регионального и муниципального уровней. Четверо лучших учителей республики стали победителями в ходе конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получили денежное поощрение в размере 200,0 тыс. рублей из федерального бюджета.

В 2014 году по результатам республиканского конкурса на соискание премии Правительства Республики Хакасия десять лучших педагогических работников получили премии в размере 50,0 тыс. рублей.

В педагогических коллективах активно внедряется институт наставничества. Стимулом послужило внимание, проявляемое к ветеранам педагогического труда и учительским династиям.

Профессиональная поддержка молодых учителей была обеспечена на региональном, муниципальном и школьном уровнях. На муниципальном и школьном уровнях осуществлялось наставничество, консультирование, работали советы молодых педагогов.

Одним из механизмов привлечения молодых специалистов для работы в общеобразовательные школы является совершенствование института наставничества в системе школьного образования. В республике организована стажировка молодых специалистов, работает Школа молодого учителя, проводятся недели молодого учителя. Молодые педагоги привлекаются к работе в школьных, районных методических объединениях. Четвертый год молодые учителя, чей педагогический стаж составляет не более 5 лет, обучаются на курсах повышения квалификации в летней Школе молодого педагога. В ходе обучения они проходят тренинги и практикумы по разработке уроков с применением проектных и исследовательских методов, стратегий смыслового чтения, информационно-коммуникативных технологий, деловые игры, дискуссии, круглые столы. В 2011 году ее участниками стали 15 молодых специалистов - победителей республиканского фестиваля идей и находок молодых педагогов, в 2012 году - 18, в 2013 году -30, в 2014 году численность молодых учителей увеличилась до 45.

В течение первых трех лет работы молодые учителя получают материальную поддержку в виде повышающих коэффициентов к базовым окладам. Так, молодым учителям, окончившим профессиональные учебные заведения и приступившим к работе в школах, осуществляются доплаты в виде повышающих коэффициентов к базовым окладам в течение первых трех лет: 1,4 - для молодых учителей с высшим профессиональным образованием, 1,3 - для молодых учителей со средним профессиональным образованием.

Кроме того, молодым специалистам, работающим в образовательных учреждениях, Законом Республики Хакасия «Об образовании в Республике Хакасия» предусмотрены доплаты в размере 30% должностного оклада, а имеющим диплом с отличием - в размере 50% в течение первых трех лет работы. Эти меры позволили обеспечить достойный уровень заработной платы молодых специалистов.

На уровне образовательных учреждении также предусматривалась поддержка молодых учителей из средств фонда стимулирования.

Социальная поддержка молодых учителей, прежде всего, была направлена на создание (улучшение) их жилищных условий. В Республике Хакасия реализуются меры по предоставлению жилья и иных льгот в приобретении жилья молодым учителям, работающим в сельской местности. Начиная с 2010 года, в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе» ежегодно выделяются средства в объеме 30,0 млн. рублей на строительство (приобретение) жилья для молодых педагогов. В 2010 году было построено (приобретено) 28 домов (32 квартиры), в 2011 году - 35 квартир, в 2012 году - 32 квартиры. В 2013 году – 5 квартир, а также продолжалось строительство 4-х квартирного дома с. Бискамжа Аскизского района. С 2011 года в сельской местности реализуется проект «Учительский дом», который включает строительство современной малокомплектной школы и квартиры для учителя. Сданные в эксплуатацию четыре учительских дома представляют не только малокомплектную школу с двумя учебными классами, спортзалом, буфетом, медкабинетом, учительской, душевыми кабинами, санузлом, но и трехкомнатную квартиру для учителя со всеми удобствами. Учебные классы оснащены мультимедийным и интерактивным оборудованием, а также учебно-лабораторным оборудованием – ноутбуками, цифровыми микроскопами, красочными плакатами, наглядным материалом для изучения всех предметов.

В целях создания возможности для улучшения жилищных условий молодым учителям предусмотрено возмещение части затрат в связи с предоставлением ипотечного кредита. В 2012 году льготной ипотекой воспользовались 15 учителей, в 2013 году 15, в 2014 году 13 педагогов получили поддержку на общую сумму 4886,4 тыс. руб. (средства федерального и республиканского бюджетов).

Для адаптации молодых специалистов, повышения уровня их квалификации в каждом муниципальном образовании функционируют советы молодых педагогов, проводится комплекс мероприятий (семинары, конкурсы, фестивали) муниципального и регионального уровней.

Заключено соглашение с Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова на целевую подготовку по педагогическим специальностям, связанным с изучением хакасского языка, с 2013 года предусмотрена доплата к стипендиям студентам по 2 тыс. руб.

В 2014 году увеличено число телерепортажей, газетных публикации о наиболее успешных молодых педагогах, о решении их жилищных проблем.

В результате принятых мер наметилась положительная тенденция притока молодых специалистов в учреждения Республики Хакасия. В 2014 году пришло на работу в образовательные учреждения 140 молодых педагогов, в 2013 - 109, а в 2009 г.- всего лишь 66.

5. Эффекты реализации направления в 2014 году.

Среди наиболее важных результатов мероприятий по совершенствованию учительского корпуса, проведенных в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году, следует отметить следующие.

1. Повышение престижа профессии «учитель», мотивации работников к эффективной, качественной педагогической деятельности и непрерывности профессионального роста.

Результат достигнут за счет внедрения «эффективного контракта» в работу руководителей и педагогических работников, реализации нового порядка аттестации педагогических работников, позволяющего провести независимую оценку качества работы педагога и её соответствия современным требованиям, а также обеспечения достойного уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников, улучшений условий труда.

Педагогическим сообществом одобрена модель новой системы оплаты труда, которая позволяет педагогическим работникам по результатам труда получать стимулирующие выплаты.

2. Реализация механизма по привлечению и закреплению молодых педагогов для работы в школах, увеличение числа молодых педагогов в педагогических коллективах.

Реализация мер, направленных на привлечение выпускников вузов для работы в школах республики, способствовала притоку молодых специалистов. Общая численность учителей в муниципальных и республиканских общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия составляет 4497 чел., из них 20 % - молодые учителя в возрасте до 30 лет (2013 г. – 19 %, 2012 г. -18 %).

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему, остается высокая доля педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, работающих в школах. Проблема в этой сфере заключается не только в привлечении молодых выпускников педвузов в школы, но и в наличии мест для их работы и закреплении в образовательных учреждениях.

В 2014 году разработан прогноз потребности педагогических кадров до 2020 года с учетом увеличения числа школьников, который обозначил потребность в педагогических кадрах на ближайшую перспективу.

7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.

Совершенствование процедуры аттестации педагогических работников.

Развитие системы профессиональных конкурсов, поддержка сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Методическая поддержка работы муниципальных образований с кадровым резервом руководителей образования.

По результатам реализации задач и мероприятий плана действий по модернизации общего образования предполагается достижение следующих показателей в 2014 году:

- обеспечение размера средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платой по экономике по Республике Хакасия;

- рост численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений с 20 до 20,5%;

- рост численности учителей, прошедших аттестационные процедуры, с 75 до 88% (в период с 2011 по 2015 годы).

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.

Анализ количественных показателей мониторинга по реализации направления «Совершенствование учительского корпуса» свидетельствует о положительной динамике значений показателей по сравнению с 2013 годом.

Аттестация педагогических кадров является стимулом для более эффективной работы педагогов в современных условиях. С 2011 по 2014 год аттестацию в соответствии с новым порядком прошли 75 % педагогических работников от их общего числа, что превышает запланированный показатель на 1,5 % на 2014 год.

Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории (первую и высшую), составляет 44,4% в том числе с высшей категорией 10,7% (589 чел.), с первой категорией 33,7 % (1849 чел.) от их общего числа. Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым годом выросло количество учителей с первой квалификационной категорией, а с высшей квалификационной категорией количество остается на прежнем уровне по сравнению с 2013 годом.

Удельный вес численности педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию на подтверждение занимаемой должности, составляет 30,0 % и превышает плановый показатель на 1,3 %.

Новый порядок аттестации педагогических кадров способствует повышению мотивации к эффективной педагогической деятельности, в связи с чем, возросла численность педагогов, прошедших повышение квалификации, с 79,41% в 2013 году до 90% в 2014 году. В истекшем году прошли повышение квалификации 1909 педагогических работников, в том числе 729 по адресным моделям.

Удельный вес численности учителей (в общей численности персонала образовательных учреждений) увеличился по сравнению с 2013 годом на 1,3 % и составил 46,5%.

В 2014 году принято на работу 175 молодых специалистов и поддержанных на уровне субъекта. Им осуществляется поддержка в виде повышающих коэффициентов к базовым окладам и доплаты к должностному окладу в течение первых трех лет работы.

Численность педагогических работников, принятых на работу в отчетном году и обеспеченных жильем, составила 10 человека. Из них обеспечены благоустроенными квартирами – 6 учителей, предоставлены места в общежитии 4 молодым учителям.