Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

отчет, часть IV

Часть IV. Изменение школьной инфраструктуры

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

Информация о выполнении мероприятий Федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2014 год по направлению «Изменение школьной инфраструктуры» приведена ниже.

№ п/п

Мероприятие

Планируемый результат на 2014 год

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2014 год)

Задачи на 2015 год

Направление IV. Изменение школьной инфраструктуры

10

Создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

а) развитие нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основных образовательных программ

Совершенствование механизма нормативного подушевого финансирования путем внесения изменений в действующее законодательство Республики Хакасия.

Финансирование общеобразовательных учреждений республики осуществляется на основе подушевого норматива в расчете на одного обучающегося. Подготовлен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Совершенствование механизма нормативного подушевого финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основных образовательных программ.

б) обеспечение права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях

Развитие сети общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные и специальные индивидуальные образовательные программы.

Реализация мероприятий, направленных на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов не менее чем в 10 общеобразовательных организациях.

В Республике Хакасия функционирует 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе четыре республиканских, и семь муниципальных. В них обучаются 1385 несовершеннолетних, из них 169 имеют нарушения слуха; 173 нарушения зрения; 147 нарушения опорно-двигательного аппарата; 896 умственно отсталые дети. Доля детей-инвалидов в указанных учреждениях составляет 43 % - 597 человека.

Созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в 10 общеобразовательных организациях. Таким образом, сеть базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для детей инвалидов, увеличилась до 31.

Создание условий в 5 общеобразовательных организаций для инклюзивного образования школьников.

в) внедрение современных архитектурных и дизайнерских решении в школьных зданиях

Разработка типового проекта школы - детского сада для сёл республики.

Проект выполнен с возможностью блочного исполнения строительства школы - детского сада и применением на территории Республики Хакасия.

Проведен капитальный ремонт 22 спортивных залов общеобразовательных учреждений, установлено 16 плоскостных спортивных сооружений

Использование типового проекта школы - детского сада для сёл республики.

г) преодоление аварийности школьных зданий, в том числе через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

Проведение плановых мероприятий по выполнению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций с целью недопущения аварийной ситуации.

Капитальный ремонт проведен в 5 муниципальных общеобразовательных организациях, благоустройство туалетных комнат выполнено в 2, замена изношенных деревянных окон на пластиковые произведена в 1 школе.

В МБОУ Черёмушкинская средняя общеобразовательная школа № 1 г. Саяногорска капитальный ремонт выполнен за счет привлечения финансовой помощи ОАО «РусГидро».

Реализация мер, направленных на преодоление аварийности школьных зданий, продолжение работ по проведению капитального ремонта общеобразовательных организаций.

11

Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение деятельности двух стажировочных площадок, созданных на базе ГБОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» и «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III,IV видов».

В 2014 году Республика Хакасия осуществляла организацию и проведение обучающих мероприятий в рамках ФЦПРО по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». По данному направлению обеспечена деятельность двух стажировочных площадок, созданных на базе ГБОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» и «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III,IV видов».

Обучающими мероприятиями, было охвачено более 800 педагогических работников, из которых около 100 человек представляли другие субъекты Российской Федерации.

Продолжение работы стажировочных площадок по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

12

Развитие дистанционного образования, в том числе распространение отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

В 2014/2015 учебном году в Центре дистанционного образования детей-инвалидов обучаются 117 детей-инвалидов (в 2013 – 139), из которых 36 человек получают основное общее образование, 81 - дополнительное. К организации образовательного процесса указанной категории детей привлечено
101 педагогический работник, прошедший повышение квалификации в данной области.

Развитие Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления.

В целях обеспечения изменения школьной инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений республики принята и реализуется следующая нормативная правовая база:

Закон Республики Хакасия от 26.12.2013 № 121-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 «Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 № 575, «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)», подпрограмма «Информатизация образования в Республике Хакасия»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 10.04.2014 № 166 «О распределении субсидий на ремонт кровель общеобразовательных школ в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2014 год»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 16.04.2014 № 100-265 «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 10.04.2014 № 166 «О распределении субсидий на ремонт кровель общеобразовательных школ в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2014 год».

3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации).

В целях обеспечения развития школьной инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республики в республиканском бюджете на 2014 г. предусмотрены следующие финансовые средства:

приобретение программного обеспечения и оплата услуг Интернета – 728,0 тыс. рублей;

обновление компьютерного парка образовательных учреждений – 560,0тыс. руб.;

капитальный ремонт школьных зданий – 4500,0 тыс. рублей;

реализация мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной, санитарной и антитеррористической безопасности в общеобразовательных школах-2500,0 тыс. рублей;

организация дистанционного обучения детей-инвалидов – 5182,0 тыс. рублей;

организация безопасной перевозки школьников - 765,0 тыс. рублей;

Общий объем финансовых средств на 2014 год составил 14235,0 тыс. рублей.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году.

Правительство Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, органы местного самоуправления, образовательные учреждения совместными усилиями создают комфортные условия в образовательных учреждениях. Из года в год увеличивается число школ, отвечающих современным требованиям. Обновляется учебно-лабораторное, компьютерное, спортивное оборудование. Кардинально обновился парк школьных автобусов, которые соответствуют требованиям безопасности. Теперь школьники имеют возможность ездить на технически исправных и современных автобусах.

В республике уверенно закрывается проблема аварийных школ. За прошедших 4 года проведен капитальный ремонт в 50 образовательных учреждениях. Введены в эксплуатацию три учительских дома: в аале Политов Аскизского района, деревне Смирновка Алтайского района и деревне Верхние Сиры — Таштыпского. Это не просто современные и уютные классы для детей, имеющие всё необходимое для образовательного процесса, но и благоустроенное жилье для учителей.

В 2014 году осуществлялся капитальный ремонт начальной школы в аале Иллиморов. Отремонтированы кровли зданий МБОУ «Бискамжинская СОШ» МБОУ «Тюр – Таская НОШ» Аскизского района и кровли здания МБОУ «Сапоговская СОШ» Усть – Абаканского района с общим объёмом выделенных средств 4 545,5 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республик Хакасия – 4 500,0 тыс. рублей.

С 1 сентября распахнула свои двери обновленная, после капитального ремонта, Черемушкинская средняя общеобразовательная школа №1. Ремонт проведен за счет привлечения финансовых средств ОАО «РусГидро». Выполнение данных мероприятий в указанных образовательных организациях позволило создать комфортные условия для проведения современного образовательного процесса.

В 2015 году планируется введение в эксплуатацию учительского дома в аале Койбалы Бейского района. Продолжается строительство 4-х новых школ в селах Июс Орджоникидзевского района, Усть-Есть и Катаново Аскизского района.

С 2012 года реализуется проект «Школьное окно» по замене ветхих окон на пластиковые. В 2014 году эти работы проведены в 4 муниципальных учреждениях на сумму 5,9 млн. руб.

По инициативе партии «Единая Россия» в текущем году активно реализовались мероприятия по созданию комфортных условий для занятий физической культурой и спортом. Проведен ремонт и оснащено оборудованием 22 спортивных залов, построены плоскостные спортивные сооружения в 16 сельских школах на сумму более 28 млн. руб.

В республике решен вопрос обеспечения бесплатными учебниками школьных библиотек. Так, в период с 2011 по 2013 годы в рамках реализации проекта модернизации общего образования на приобретение учебников направлено более 96 млн. руб. Только в текущем году закуплено учебников на 22,0 млн. рублей.

Разработана зональная типовая проектно – сметная документация универсального объекта образования «школа - детский сад», позволяющая с 2015 года осуществлять по необходимости строительство в сельской местности в одном здании детский сад на 40 мест и начальную общеобразовательную школу на 40 мест, детский сада на 40 мест и основную общеобразовательную школу на 120 мест, детский сада на 40 мест и средней общеобразовательную школу на 160 мест.

В Республике Хакасия уделяется большое внимание обеспечению безопасного подвоза школьников к местам обучения. Для обновления существующего автобусного парка в период с 2010 по 2014 год было приобретено 56 специализированных школьных автобусов. В 2014 году автобусы обеспечены тахографами - устройствами для контроля за режимом работы водителя. Для 17 единиц автотранспрта, принадлежащих 9 государственным образовательным организациям.

В Республике Хакасия создана развитая информационная среда в сфере общего образования. Все образовательные учреждения имеют доступ к сети Интернет, 100% образовательный учреждений имеют веб-сайты.

Одним из индикаторов, характеризующим развитие информатизации, является среднее количество обучающихся, приходящихся на один современный компьютер. В республике он составляет 7,5 чел. на 1 компьютер.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в период с 2011 по 2014 годы Республика Хакасия продолжает формировать сеть базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В проект вошла 31 муниципальная общеобразовательная организация (в общей сети: 2011г. – 5 школ, 2012 г. – 8 школ, 2013 г. – 8 школ, 2014 – 10 школ).

В целях обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам школьной инфраструктуры в республике реализуется долгосрочная республиканская целевая программа «Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия» (2011-2013 годы), принимаются меры для создания универсальной безбарьерной среды.

В 2014 году выполнен комплекс мероприятий по приведению в соответствие с требованиями размеров входных дверей, туалетных комнат, а также построены пандусы и закуплено оборудование в 10 муниципальных образовательных организациях.

В 2014 году получило дальнейшее развитие дистанционное образование детей-инвалидов.

В Республике Хакасия в 2010 году был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Центр располагает специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования. Рабочие места детей-инвалидов по месту их проживания оснащены современной техникой, предоставлен доступ в Интернет через спутниковые и наземные каналы связи.

В 2014 году на домашнем обучении в Республике Хакасия находилось 373 детей-инвалидов с сохранным интеллектом. Из них 117 детей обучались с использованием дистанционных образовательных технологий (100% детей, не имеющих противопоказаний для работы с компьютером).

В 2014 году в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» на обеспечение противопожарной, санитарной и антитеррористической безопасности государственных общеобразовательных организаций в 2014 году предусмотрено 2,5 млн. рублей.

В целях развития сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в республике второй год реализуется направление работы «Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников». Созданы 19 базовых образовательных учреждений (10,3 % от общего числа школ), которые реализуют дистанционное обучение для 4090 обучающихся. Сеть таких школ создана во всех муниципальных районах и городах республики. Для этих целей за счет средств из федерального бюджета (8,5 млн. рублей) приобретен информационный ресурс на 7000 человеко-курсов. Реализация этого направления обеспечивает обучение старшеклассников при подготовке и к ЕГЭ и для занятий по некоторым предметам на профильном уровне.

5. Эффекты реализации направления в 2014 году.

В результате принятых мер значительно улучшились показатели материального обеспечения образовательных учреждений: 71% от общего количества дневных школ имеют современные и хорошо оснащённые физкультурные залы, 68% школ имеют электронные библиотеки, 98% общеобразовательных организаций оснащены системами пожарной сигнализации, 91% школ имеют школьные столовые или буфеты с возможностью организации горячего питания обучающихся.

100% детей-инвалидов, которые не имеют противопоказаний, получают образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Несмотря на принимаемые меры, уровень развития инфраструктуры общего образования пока не соответствует требованиям инновационного социально-ориентированного развития республики и требуются более масштабные преобразования и финансовые вложения.

К наиболее существенным проблемам в части развития инфраструктуры школ следует отнести:

несоответствие части зданий государственных и муниципальных образовательных организаций строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;

несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных организаций;

недостаточная материально-техническая база организаций дополнительного образования и летнего отдыха детей.

На территории Республики Хакасия из-за нехватки финансовых средств существуют объекты незавершенного строительства 3 новых школ и 1 Учительского дома (школа-дом).

Кроме того, ежегодно необходимо выполнять мероприятия, направленные на проведение капитального ремонта школ республики.

7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления:

1) реализация мер, направленных на продолжение работ по проведению капитального ремонта общеобразовательных организаций;

2) продолжение строительства столовой МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49», 3 новых школ (в Аскизском районе – 2, в Орджоникидзевском районе – 1) и учительского дома (в с. Койбалы Бейского района);

3) проведение реконструкции спортивных залов, плоскостных спортивных сооружений, благоустройство школьных дворов общеобразовательных организаций;

4) проведение ремонта медицинских кабинетов общеобразовательных организаций;

5) развитие дистанционного обучения школьников и детей – инвалидов;

6) создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, строительство пандусов в общеобразовательных учреждениях.

По результатам реализации задач и мероприятий инициативы предполагается достижение основных показателей в 2014 году:

рост численности школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, федеральными государственными стандартами и другими регламентирующими документами) – с 38,1 до 48,0 процентов;

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.

Все учреждения общего образования имеют доступ к сети Интернет, из них 36% образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет по спутниковым каналам связи либо по каналам сотовой связи.

В 2014 году приобретено для образовательных учреждений 410 новых компьютеров, предназначенных для создания электронной учительской и организации рабочих мест в школьных библиотеках с электронными образовательными ресурсами.

Численность обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся по сравнению с 2013 годом увеличилась на 4,8 процента и составила 43788 человек.

Количество школ, имеющих широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с) по сравнению с 2013 годом увеличилась на 22,8 процента и составила 97 единиц.

Кроме этого, в 2014 году по сравнению с 2013 годом достигнута значительное увеличение численности обучающихся, которые имеют возможность пользоваться современной библиотекой:

возможность пользоваться читальным залом библиотек/медиатек с числом рабочих мест не менее 25 человек увеличилась в два раза и составила 35866 человек;

возможность пользоваться библиотеками с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров увеличилась на 14,8 процента и составила 54763 человека;

возможность пользоваться библиотеками оснащенными средствами сканирования и распознавания текстов увеличилась на 26,8 процента и составила 44221 человек;

возможность пользоваться библиотеками с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки увеличилась на 15,5 процента и составила 50732 человека;

возможность пользоваться библиотеками с контролируемым копированием бумажных материалов увеличилась на 10,4 процента и составила 41035 человек.

117 детей-инвалидов (100% детей, которые не имеют противопоказаний), получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий.

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, имеющих учебно-производственные мастерские увеличилась на 2,6 процента и составила 43162 человека.