Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Часть II

Часть П. Развитие системы поддержки талантливых детей.

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015году.

Мероприятия федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2015 год по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей», относящиеся к компетенции Республики Хакасия, выполнены. Информация о выполнении приведена в соответствии с заданной формой.

№ п/п

Мероприятие

Запланированный результат на 2015год

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2015 год)

Задачи на 2016 год

Направление II. Развитие системы поддержки талантливых детей (в соответствии с региональным планом мероприятий)

5

Развитие системы поиска одаренных детей

а) организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности

Организация олимпиад по общеобразовательным предметам и других конкурсных мероприятий.

Проведен ряд конкурсных мероприятий: региональный этап всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам; региональный этап Всероссийской математической олимпиады им. Леонарда Эйлера для обучающихся 8-х классов;

XVI региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне»;

региональные этапы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Всероссийского конкурса «Живая классика».

Школьники приняли участие во Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «РобоФест – 2015», в финале Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по французскому и английскому языкам, физике, химии, информатике.

В 2015 году грантовая поддержка из республиканского бюджета Республики Хакасия представлена восьми образовательным организациям на внедрение инновационных программ и технологий в области выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи.

Повышение эффективности подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях всероссийского и регионального уровней.

Повышение профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми.

б) проведение конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Организация республиканских конкурсов, по итогам которых присуждается премия по поддержке талантливой молодежи.

Проведен республиканский конкурс.

7 кандидатов в пяти номинациях, согласно утвержденному перечню республиканских конкурсных мероприятий, получили дипломы лауреатов и премии по поддержке талантливой молодежи.

Организация республиканских конкурсов, по итогам которых присуждается премия по поддержке талантливой молодежи.

в) создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

Представление информации в федеральную базу данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Своевременно представлена информация в федеральную базу данных о победителях и призерах заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятиях и конкурсах, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Представление информации в федеральную базу данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

6

Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей

а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах

Организация работы дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности детей.

Организована работа Школы программистов для школьников 8-11 классов в ФБОУ ВПО «Хакасский государственный университет Н.Ф. Катанова», осуществлялась поддержка одаренных детей через муниципальные центры одаренности по различным направлениям.

Проведена сезонная школа (весенняя, летняя и осенняя сессии) для одаренных детей по физике, биологии, экологии, географии, математике совместно с ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Организация работы сезонной школы и дистанционного центра сопровождения одаренных детей.

б) разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей

Изучение опыта других регионов по введению норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение.

Изучен опыт других регионов, создана рабочая группа по разработке проекта Закона Республики Хакасия «О введении норматива подушевого финансирования на сопровождение талантливых детей».

Введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития талантливых детей

запланировано с 01.09.2016

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления:

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 22.06.2004 № 177 «Об учреждении премий Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 28.04.2011 № 224 «Об утверждении Методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 27.11.2012 № 817 (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия (2013 - 2015 годы)»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 «Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» (с последующими изменениями);

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 18.06.2015 № 61-п «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части, касающейся мер государственной поддержки талантливой молодежи в Республике Хакасия»;

постановление Правительства Республики Хакасия от 20.06.2014 № 276 «Об утверждения Положения о медали «Золотая надежда Хакасии».

3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации).

На реализацию мероприятий по развитию системы поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей на 2015 г. в республиканском бюджете в рамках подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)» запланировано 23848 тыс. рублей, в том числе:

организация участия в конкурсных мероприятиях – 535,0 тыс. руб.;

организация участия обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников и других олимпиадах – 1100,00 тыс. руб.;

проведение конкурсов на получение грантовой поддержки, премий для поддержки талантливых детей – 3188,0 тыс. руб.;

укрепление учебно-материальной базы ГБОУ РХ ДОД «Центр дополнительного образования детей» – 750,0 тыс. руб.;

организация летних профильных смен, учебно-тренировочных сборов для одаренных детей – 275,00 тыс. руб.;

субсидии бюджетам муниципальных образований на организацию кружков по развитию хакасского литературного творчества в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 651,40 тыс. руб.;

прочие мероприятия – 17349,0 тыс. руб.

Средства республиканского бюджета освоены в полном объеме.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году.

В 2015 году совершенствовалась работа, направленная на развитие системы поиска и поддержки талантливых детей.

Подпрограммой «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» предусмотрено развитие системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. Мероприятия подпрограммы направлены:

на развитие системы выявления детской одарённости через расширение услуг дополнительного образования детей;

на укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования;

на организацию летнего отдыха, в том числе летних профильных смен, учебно-тренировочных сборов для одарённых детей;

на грантовую поддержку проектов образовательных организаций, внедряющих инновационные программы по работе с одаренными детьми;

на поощрение и возможность участия одарённых детей и талантливой молодёжи Хакасии в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах российского и международного уровней.

В республике сформирована система ведомственных и межведомственных мероприятий, направленных на моральное и материальное поощрение наиболее талантливых детей, в том числе предметные и иные олимпиады, научно-практические конференции, творческие конкурсы и фестивали, слеты, спортивные соревнования.

Осуществляется поощрение талантливых школьников. Победители и призеры республиканских конкурсов, фестивалей, олимпиад и соревнований награждаются дипломами и памятными подарками.

Ежегодно присуждаются премии Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия учащимся и работающей молодежи, в том числе в номинации «За успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности», «За успехи в спортивной деятельности», «За успехи в общественной деятельности».

В целях поддержки и развития потенциала талантливой молодежи в сфере IT-технологий, научно-техническом творчестве, робототехнике и программированию в 2015 году были предоставлены гранты 7 образовательным организациям.

В республике создано 8 центров по развитию роботехники и технического творчества детей, что способствовало увеличению числа детей занимающихся в кружках технического творчества на 2,8 %. Кроме того, приказом Министерства от 08.06.2015 № 100-723 присвоен статус региональной инновационной площадки МБОУ города Абакана «Лицей» на период до 2019 года по теме: «Образовательная робототехника». В рамках VII Всероссийского молодежного робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ – 2015» команда Лицея приняла участие в Инженерно-технической олимпиаде школьников. В 2015 году еще одним важнейшим направлением работы стало развитие интеллектуальных способностей школьников Хакасии. В каникулярное время на базе ГАОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова» работала сезонная школя для одаренных детей по биологии, экологии, географии и физики, в летний период прошли профильные смены «Золотой запас республики» (гуманитарная школа-квест) и «Шаг в будущее» (физико-техническая смена), в которых приняли участие более 300 ребят.

В образовательных организациях, являющихся региональными инновационными площадками Министерства, реализуются проекты, направленные на работу с одаренными детьми. Например, проект «Создание модели проявления и развития спортивной одаренности детей на всех этапах обучения в общеобразовательной школе» успешно реализуется в МБОУ СОШ № 20 г. Черногорска, проект «Психолого-педагогический инструментарий по сопровождению одаренных обучающихся в условиях сельской школы – в МБОУ «Опытненская СОШ» Усть-Абаканского района.

ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» стал базовой площадкой регионального тура Межрегиональной экономической олимпиады школьников «Сибириада. Шаг в мечту».

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми, проведен ряд методических мероприятий, в которых приняли участие 320 педагогов. В 2015 году реализованы две программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций: «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей» и «Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка». Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в области работы с одаренными детьми, от общей численности педагогических работников республики составила 12 %.

В 2015 году в Республике Хакасия проведен республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, работающих с одаренными детьми и молодежью на основе государственно-частного и социального партнерства, в котором приняли участие 27 педагогов из восьми образовательных организаций. Также разработаны и реализованы 2 программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций: «Разработка программ развития и сопровождения одаренных детей»; «Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка». По данным программам получили дополнительное профессиональное образование 163 педагога.

В 2015 году предоставлена грантовая поддержка из республиканского бюджета Республики Хакасия пяти образовательным организациям на поддержку одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми, восьми образовательным организациям, внедряющим инновационные программы и технологии в области выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи.

В летний период 2015 года на базе загородных оздоровительных лагерей были организованы 3 республиканских профильных смены для одаренных и общественно активных детей «Золотой запас республики», «Юные инспекторы дорожного движения» и «Горизонт». В лагерях с дневным пребыванием детей реализовано более 30 профильных программ для одаренных детей, а также состоялась республиканская школа юных избирателей «Право выбора».

Проведен ряд интеллектуальных конкурсных мероприятий для детей и молодежи, в том числе: региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне», региональный этап Российского национального водного юниорского конкурса, региональный этап Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!».

Наиболее массовым мероприятием стала всероссийская олимпиада школьников. Так, на школьном этапе олимпиады приняли участие 21147 учащихся 5-11 классов. В муниципальном этапе участвовали 6969 учащихся 7-11 классов. Количество участников регионального этапа составило 811.

По результатам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 5 обучающихся из Хакасии приняли участие в заключительном этапе олимпиады по 5 предметам.

В копилке результатов школьников Хакасии во всероссийских конкурсах и олимпиадах – победы во Всероссийском конкурсе исследователей окружающей среды, во Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского; «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Северо-Восточной олимпиаде, Евразийской лингвистической олимпиаде школьников по английскому языку, всероссийской олимпиаде школьников по английскому и французскому языкам, физике. Успешно выступила команда МБОУ «Лицей» г. Абакана на межрегиональных и всероссийских соревнованиях по робототехнике: «РобоФест-2015» (г. Москва), «Робопроф-2015» (г. Красноярск), Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» (г. Ярославль).

Кроме того, 498 школьников – победители и призеры муниципальных и республиканских конкурсов, творческих фестивалей и спортивных турниров стали участниками специализированных смен во Всероссийских детских центрах «Океан», «Орленок», «Смена» и в Международном детском центре «Артек».

В рамках реализации программы Министерства культуры Российской Федерации, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2015 году поездкой в познавательные туры по военно-патриотическим маршрутам: «Дорога Жизни», «Героический Севастополь», «За нами Москва!» были поощрены 460 одаренных детей. Ежегодный конкурс на соискание премий Хакасского республиканского Фонда поддержки одаренных детей позволяет поощрить 30 одаренных детей и 10 учителей денежными премиями, памятными медалями и дипломами. Также 15 одаренных школьников Хакасии были награждены поездкой на общероссийскую новогоднюю елку и 600 детей на Правительственную новогоднюю елку.

Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений региона.

5. Эффекты реализации направления в 2015 году.

В республике сложилась система работы выявлению и поддержке талантливых детей.

По сравнению с 2014 годом:

выросла доля обучающихся, проявивших участие в очных олимпиадах для школьников (кроме всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями, в общей численности обучающихся с 8,30 % до 9,5 %.

увеличилась доля обучающихся, приявших участие в дистанционных олимпиадах, с 42,18 % до 43;

увеличилось число призеров и победителей региональных этапов Всероссийских конкурсов на 24 %, а также значительно улучшилось качество подготовки и защиты учебно-исследовательских работ.

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Главной проблемой в работе с одарёнными школьниками остаётся недостаточное количество на территории Хакасии специализированных центров по работе с одаренными детьми при высших учебных заведениях, а также в организациях дополнительного образования детей.

7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления:

развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, создание электронных образовательных ресурсов, ориентированных на развитие одаренности детей;

повышение профессионального уровня учителей, работающих с одаренными детьми;

организация эффективной работы дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности детей;

По результатам реализации указанных задач предполагается достижение в 2016 году следующих значений показателей:

рост доли обучающихся, приявших участие в очных олимпиадах для школьников (кроме Всероссийской олимпиады школьников), проводимых сторонними организациями, в общей численности обучающихся с 9,5% до 9,8 %;

рост доли обучающихся, приявших участие в дистанционных олимпиадах, проводимых сторонними организациями и учреждениями (в общей численности обучающихся), с 43,0 % до 43,5 %.

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации.

В школьном этапе приняли участие 21147 учащихся 5-11 классов, что составляет достаточно высокую долю от их общего количества (66,0%).

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе ее проведения составила 6969 человека, то есть 34,2 % от учащихся 7-11 классов.

Количество призовых мест, занятых обучающихся 9-11 классов на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников, на протяжении трех лет остается постоянным.

Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе составила 811.

Увеличилась количество призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников с 0 (в 2014 г.) до 3 (в 2015 г.).

В олимпиадах, проводимых сторонними организациями, приняли участие 9418 человек, что 32% больше, чем в 2014 году. Также увеличилось на 51% и количество призовых мест.

Ежегодно увеличивается численность учащихся, которым созданы условия для занятий творчеством в специально оборудованных студиях, актовых залах.

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в области работы с одаренными детьми, от общей численности педагогических работников республики составила 12 %.

Удельный вес численности обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях различного уровня, в общей численности обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования составил 42,3 %.

Высокому уровню вовлеченности учащихся в олимпиадное движение способствует система проводимых мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей.