Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Часть III

Часть III. Совершенствование учительского корпуса

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году.

Мероприятия федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2015 год по направлению «Совершенствование учительского корпуса», относящиеся к компетенции Республики Хакасия, выполнены. Подробная информация о выполнении мероприятий приведена ниже.

№ п/п

Мероприятие

Планируемый результат на 2015 год

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2015 год)

Задачи на 2016 год

Направление III. Совершенствование учительского корпуса

7

Обеспечение непрерывности, персонификации и актуальности повышения квалификации педагогических работников

а) внедрение модели организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации

Совершенствование организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающей непрерывность и адресный подход.

В республике реализуется модель повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих непрерывность и адресный подход.

Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации используется модульно-накопительная система повышения квалификации.

В 2015 году прошли повышение квалификации 1700 педагогических работников, при этом 100% по адресным моделям.

В нормативные затраты на обеспечение государственных гарантий на предоставление общего образования включены расходы на получение педагогическими работниками дополнительного профессионального образования.

Совершенствование модели повышения квалификации работников образования, расширение перечня образовательных программ в соответствии с запросами педагогических работников.

б) развитие системы профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов, поддержки сетевых педагогических сообществ, занимающихся развитием профессионального потенциала учителей, осуществляющих консультационное и методическое сопровождение их деятельности

Увеличение числа участников профессиональных конкурсов, поддержка инициатив сетевых педагогических сообществ.

Проведен республиканский этап конкурса «Учитель года России – 2015» , в котором приняли участие 13 победителей муниципальных этапов конкурса. Победитель конкурса – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 30» г. Абакана приняла участие в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» .

Определены 10 победителей конкурсного отбора на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам, с вручением премий на общую сумму 500,0 тыс. руб.

Кроме того, ежегодно в республике проходят конкурсы профессионального мастерства: «Лучший педагог- психолог», «Учитель здоровья» и др.

Число участников республиканских конкурсов остается стабильно высоким и имеет тенденцию к увеличению.

Победители конкурсного движения активно принимают участие в распространении своего педагогического опыта.

Организация и проведение профессиональных конкурсов и последующий мониторинг профессиональной деятельности участников и лауреатов конкурсов, поддержки сетевых педагогических сообществ.

8.

Совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов

а) внедрение новых моделей аттестации педагогических работников

Совершенствование механизма аттестации педагогических работников.

Аттестация не менее 12,8% педагогических работников общеобразовательных организаций на высшую и первую квалификационную категорию.

Сформирована нормативная правовая база для аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком аттестации.

Проведено 8 заседаний Республиканской аттестационной комиссии, На высшую и первую квалификационные категории прошли 1450 педагогов (13,8%).

Доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями по сравнению с 2014 годом увеличилась на 4,4% , стала составлять 48,8 %.

Совершенствование аттестационных процедур с целью стимулирования профессионального развития педагогических кадров.

б) реализация механизма привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах, в которых востребованы педагогические кадры, в том числе через предоставление государственной поддержки

Реализация Комплекса мер по обеспечению педагогическими кадрами системы общего образования Республики Хакасия и повышению профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 годы.

В республике реализуется Комплекс мер по обеспечению педагогическими кадрами системы общего образования Республики Хакасия и повышению профессионального уровня педагогических работников на 2014-2020 годы», направленный на моральную и материальную поддержку педагогических работников.

Молодым педагогам осуществляются доплаты к заработной плате.

Реализация мер по привлечению в школы молодых, талантливых педагогов.

9

Модернизация системы педагогического образования:

а) создание крупных базовых центров подготовки педагогических кадров

Реализация Плана совместных действий Министерства образования и науки Республики Хакасия и Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова по подготовке педагогических кадров для системы образования Республики Хакасия.

С федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (далее – университет) заключено соглашение о сотрудничестве в организации учебного процесса студентов университета на базе государственных и муниципальных образовательных организаций.

Реализуется План совместных действий Министерства и университета по подготовке педагогических кадров для системы образования Республики Хакасия

Расширение направлений сотрудничества с ХГУ им. Н.Ф. Катанова по подготовке педагогических кадров.

б) обеспечение подготовки и повышения квалификации профессиональных руководителей в сфере образования

Увеличение доли руководителей, прошедших повышение квалификации по программам подготовки управленческих кадров до 95%.

На базе ФГБОУ ДПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» в 2015 году 14 руководителей и заместителей руководителей муниципальных общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации. Всего в период с 2011 по 2015 годы получили дополнительное профессиональное образование или переподготовку в области управления по федеральной программе подготовки управленческих кадров 75 директоров (43%)..

С 2010 года прошли повышение квалификации по программам подготовки управленческих кадров – 98% руководителей.

Обеспечение повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ по программе «Менеджер в сфере образования»

в) формирование кадрового резерва руководителей образования

Оказание методической помощи общеобразовательным учреждениям в работе с кадровым резервом руководителей.

Методическое сопровождение работы с кадровым резервом осуществлялось Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации.

В каждом муниципальном образовании сформирован резерв руководителей образовательных учреждений.

В течение отчетного периода из 189 педагогических работников, состоящих в резерве на замещение должности руководителя, прошли повышение квалификации 76 чел.

Совершенствование методической работы методической работы с кадровым резервом руководителей.

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления:

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60 «Об образовании в Республике Хакасия»;

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 05.05.2014 № 35-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Республики Хакасия»;

распоряжение Правительства Республики Хакасия от 21.10.2014 № 159-рп «Об утверждении Комплекса мер по обеспечению педагогическими кадрами и повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, на 2014-2020 годы»;

приказ от 12.08.2013 № 100-782 «Об утверждении Порядка аттестации руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации Республики Хакасия» (с последующими изменениями);

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 26.02.2015 № 100-84 «Об утверждении Положения о проведении республиканского конкурса «Учитель года России - 2015»;

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 25.08.2014 № 100-889 «Об утверждении Положения о Республиканской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями);

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 09.09.2014 № 100-918 «О порядке оплаты труда специалистов экспертных групп при аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями);

приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 14.2014.2014 № 100-1171 «Об утверждении на 2015 год критериев оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Хакасия, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Для реализации мер по привлечению и закреплению молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях приняты и действуют следующие нормативные правовые акты:

постановление Правительства Республики Хакасия от 05.04.2012 № 221 «О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы), утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596;

постановление Правительства Республики Хакасия от 23.07.2012 № 478 «О внесении изменения в подпрограмму «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия» (2011-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 №596, и об утверждении Положения о порядке и условиях возмещения молодым учителям части затрат в связи с привлечением ипотечного кредита» (с последующими изменениями).

3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации)

В 2015 году из средств республиканского бюджета Республики Хакасия профинансированы следующие мероприятия:

поддержка молодых специалистов (профессиональные конкурсы педагогических работников) – 315,0 тыс. руб.;

оплата работы экспертов при проведении аттестации педагогических работников – 60,0 тыс. руб.;

выплата премий Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам - 500,0 тыс. рублей;

организация летней «Школы молодого педагога» -185,0 тыс. руб.;

социальные выплаты по возмещению затрат молодым педагогам по ипотечному кредиту – 56,0 тыс. руб.;

участие педагогических работников во Всероссийских массовых мероприятиях - 300,0 тыс. руб.

повышение квалификации педагогических работников – 8500,0 тыс. руб.

Всего из республиканского бюджета на данное направление выделено и освоено 9916,0 тыс. руб.

4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году.

В целях улучшения кадровой ситуации реализовались системные меры, направленные на повышение привлекательности педагогических специальностей, повышение профессионального статуса и уровня квалификации педагогических работников.

В общеобразовательных организациях республики трудятся 622 руководящих работника, из них 178 директоров. Подавляющее большинство из них имеют высшее образование (99,4%). В 2015 году увеличилась на 1,1 % доля молодых руководителей в возрасте до 35 лет и стала составлять 13,8 % (в 2014 году 12,7%).

При этом одновременно значительно выросло количество директоров пенсионного возраста с 9,7 % до 33,7%. В этой связи в отчетном периоде было уделено внимание работе с кадровым резервом руководителей. В муниципальных образованиях обновлен резерв кадрового состава руководителей. Прошли повышение квалификации 32,4% педагогов, зачисленных в кадровый резерв.

Кроме того, в 2015 году повышение квалификации в Сибирском институте управления – филиале РАНХ и ГС (г. Новосибирск) прошли 14 руководителей и заместителей руководителей муниципальных общеобразовательных организаций. Всего в период с 2011 по 2015 годы получили дополнительное профессиональное образование или переподготовку в области управления по федеральной программе подготовки управленческих кадров 75 директоров (43%).

В 2015 году активно внедрялись механизмы повышения мотивации педагогических работников к эффективной, качественной педагогической деятельности и непрерывности профессионального роста. Ежегодно профессиональные республиканские конкурсы «Учитель года», «Педагог дошкольной образовательной организации», «Учитель здоровья», «Лучший педагог-психолог», «Учитель хакасского языка и литературы» и другие выявляют лучших по профессии.

Большой популярностью среди педагогов республики на протяжении пяти лет пользуются конкурсные отборы на «Денежное поощрение лучших учителей» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам. В 2015 году на победу в конкурсе «Денежное поощрение лучших учителей» претендовало 4 человека на одно место (в 2014 году - 3 человека). В результате конкурсного отбора 4 учителя из школ городов Абазы, Абакана, Саяногорска и Черногорска были удостоены за высокие результаты работы денежного вознаграждения в размере 200 тыс. рублей. Премии в размере 50,0 тыс. рублей получили из республиканского бюджета десять победителей, среди которых педагоги г. Абакана, г. Саяногорска, г. Черногорска, Алтайского и Аскизского районов, Хакасского политехнического колледжа и Школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

Впервые в 2015 году в республике прошел конкурс «Лучший педагогический работник общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам – 2015», который обеспечил трансляцию лучшего педагогического опыта по адаптированным программам.

В 2015 году продолжилось совершенствование механизмов формирования мотивации педагогов к профессиональному росту. Процедуру аттестации с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) прошли 1450 педагогов, что больше на 10% по сравнению с 2014 годом. В соответствии с Отраслевым соглашением по учреждениям образования на 2013-2015 годы по особой форме прошли процедуру аттестации на квалификационную категорию 110 человек, что составляет 7,6 % от общего числа аттестованных на квалификационные категории в текущем году.

В целях наиболее полного удовлетворения сферы образования в педагогических кадрах утвержден распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Комплекс мер по обеспечению педагогическими кадрами и повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. В 2015 году продолжено проведение мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов, введение новых финансово-экономических механизмов, создание условий для дополнительного профессионального образования.

В результате проведения организационно-разъяснительной работы в 2014-2015 годах по введению «эффективного контракта» внедрена во всех образовательных организациях система стимулирующих выплат на основе показателей эффективности деятельности, осуществляется заключение трудовых договоров по новой форме, проводится аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

В 2015 году проведена подготовительная работа по введению нового профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя). Организовано его общественно-профессиональное обсуждение, приведены в соответствие с требованием стандарта программы повышения квалификации, реализуемые Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации. В рамках дополнительного профессионального образования педагоги проходят обязательное входное самообследование, в ходе которого выявляются наибольшие затруднения при выполнении трудовых функций и планируются пути их устранения.

Система дополнительного профессионального образования республики - важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. В соответствии с государственным заданием в 2015 году на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации получили дополнительное профессиональное образование 1700 педагогических работников школ. В течение отчетного года реализовано 67 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Все программы повышения квалификации ориентированы на практику педагогической деятельности.

В 2015 году впервые организованы такие крупные научно-методические мероприятия, как республиканский съезд учителей математики и предметов естественнонаучного цикла, межрегиональная научная конференция «Транскультурная (транснациональная) литература на пересечении традиций и инноваций» и межрегиональный семинар «ШКОЛА XXI века: новые возможности» с участием А.М. Кондакова, президента Института мобильных образовательных систем, д.п.н., член-корреспондент Российской академии образования. Педагоги обсуждали проблемы, касающиеся современных учебников, пособий и электронных образовательных ресурсов, создания универсальной образовательной среды, внедрения новых технологий.

Традиционно в августе 2015 года прошел VI республиканский образовательный форум «Повышение качества и конкуренции системы образования», в котором приняло участие более 1 тыс. педагогических работников.

В 2015 году продолжались реализовываться меры по привлечению молодых талантливых педагогов в систему образования: повышающие коэффициенты к базовым окладам, доплата в размере 30 % должностного оклада, а имеющим диплом с отличием – в размере 50 %. Педагогическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, предусмотрены льготы на оплату жилья, электроэнергии и топлива. В республике обеспечен поэтапный рост заработной платы. С 2010 года средняя заработная учителей школ выросла в 2,5 раза. В 2015 году она составила 31648,0 руб. (100,8% от уровня средней заработной платы по экономике).

Пятый год молодые учителя, чей педагогический стаж составляет не более 5 лет, обучаются на курсах повышения квалификации в летней Школе молодого педагога. Молодые учителя совместно с опытными педагогами-практиками и учеными обсуждают актуальные педагогические темы. В 2015 году участниками летней смены стали 25 человек. Всего, начиная с 2010 года, через школу молодого педагога прошли 135 молодых специалистов.

Эти меры позволили получить значимый социальный эффект в части обеспечения школ молодыми специалистами:

доля учителей со стажем до 5 лет повысилась в течение пяти лет на 6,5 %, с 9% в 2010 году до 15,5 % в 2015 году.

доля молодых учителей до 35 лет в 2013 году составляла 22,4%, в 2015 году – 24,3%, увеличилась на 2%.

В последние три года среди абитуриентов ХГУ им. Н.Ф. Катанова отмечено увеличение интереса к получению педагогического образования. В 2015 году конкурс на педагогические специальности составил 6,2 человек на место, в два раза выше, чем в 2012 году (3,1 чел. на место). 1 сентября отчетного года принято на работу в образовательные организации 163 молодых специалиста. Это на 23 педагога больше по сравнению с прошлым годом.

Приток молодых кадров связан в первую очередь с реализацией в республике системной работы, направленной на повышение статуса профессии «учитель» и в целом педагогического труда, в число которых входит и повышение заработной платы.

В. 2016 году планируется расширить формы работы по повышению профессионального мастерства молодых специалистов. В план конкурсных мероприятий включен республиканский конкурс «Педагогический дебют».

5. Эффекты реализации направления в 2015 году.

Среди наиболее важных результатов мероприятий по совершенствованию учительского корпуса, проведенных в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2014 году, следует отметить следующие.

1. Повышение престижа профессии «учитель», мотивации работников к эффективной, качественной педагогической деятельности и непрерывности профессионального роста.

Результат достигнут за счет внедрения «эффективного контракта» в работу руководителей и педагогических работников, реализации нового порядка аттестации педагогических работников, позволяющего провести независимую оценку качества работы педагога и её соответствия современным требованиям, а также увеличения заработной платы педагогических работников.

Педагогическим сообществом одобрена модель новой системы оплаты труда, которая позволяет педагогическим работникам по результатам труда получать стимулирующие выплаты.

2. Реализация механизма по привлечению и закреплению молодых педагогов для работы в школах, увеличение числа молодых педагогов в педагогических коллективах.

Реализация мер, направленных на привлечение выпускников вузов для работы в школах республики, способствовала притоку молодых специалистов.

6. Проблемные вопросы реализации направления.

Несмотря на увеличенный прием молодых специалистов, по-прежнему высокой остается доля педагогов пенсионного возраста, работающих в школах. В среднем по республике учителей-пенсионеров 24,5%, этот показатель больше на 2,1 % по сравнению с прошлым годом. По прогнозу доля пенсионеров среди учителей будет увеличиваться, так как количество учителей со стажем педагогической деятельности более 20 лет в школах неуклонно растет, и эта доля составила в 2015 году 58,2 % (в 2014 г. – 57,8%).

7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления:

формирование условий для повышения мотивации непрерывности профессионального роста педагогов;

совершенствование механизмов процедуры аттестации педагогических работников с целью установления квалификационных категорий (первой или высшей);

популяризация профессиональных конкурсов для педагогических работников;

усиление профориентационной работы по педагогической направленности;

организационно-методическая поддержка образовательных организаций при переходе на профессиональные стандарты педагога.

По результатам реализации задач и мероприятий плана действий по модернизации общего образования предполагается достижение следующих значений показателей в 2016 году:

- обеспечение размера средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платой по экономике по Республике Хакасия;

- рост численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений с 15 до 18,0%;

- рост численности учителей, прошедших аттестационные процедуры с целью установления квалификационной категории (первой или высшей) с 48,8 % до49,0%.

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.

В результате системной работы Министерства, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций по повышению профессионального уровня педагогических работников, кадровая система общего образования республики имеет достаточно высокий потенциал. Статистические данные, которые характеризуют кадровую систему общего образования, по всем основным показателям имеют положительную динамику.

В 2015 году доля учителей с высшим образованием превысила среднероссийский показатель на 4,9% и составила 90,1 % от общего числа учителей.

Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории (первую и высшую), составляет 48,8%, в том числе с высшей категорией 11,0% (611 чел.), с первой категорией 37,9% (2089 чел.) от их общего числа. Необходимо отметить, что количество учителей с первой и с высшей квалификационной категорией по сравнению с прошлым годом выросло, в 2014 году эти показатели составляли 10,7% (589 чел.) и 33,7 % (1849 чел.) соответственно.

Новый порядок аттестации педагогических кадров способствует повышению мотивации к эффективной педагогической деятельности, в связи с чем, возросла численность педагогов, прошедших повышение квалификации, с 79,41% в 2013 году до 98% в 2015 году. В истекшем году прошли повышение квалификации 1700 педагогических работников, в том 1700 по адресным моделям.

Удельный вес численности учителей (в общей численности персонала образовательных учреждений) по сравнению с 2014 годом не увеличился и, по-прежнему, составляет 46,6%.

1 сентября 2015 года принято на работу в образовательные организации 163 молодых специалиста, что на 23 педагога больше по сравнению с прошлым годом.

Численность педагогических работников, принятых на работу в отчетном году и обеспеченных жильем, составила 11 человека. Из них обеспечены благоустроенными квартирами – 5 учителя, предоставлены места в общежитии 6 молодым учителям.