Министерство образования и науки Республики Хакасия
Часть IV
Часть IV. Изменение школьной инфраструктуры
1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году.
Информация о выполнении мероприятий Федерального Плана действий по модернизации общего образования на 2015 год по направлению «Изменение школьной инфраструктуры» приведена ниже.
№ п/п |
Мероприятие |
Планируемый результат на 2015 год |
Показатели выполнения (результат реализации мероприятия за 2015 год) |
Задачи на 2016 год | |
Направление IV. Изменение школьной инфраструктуры | |||||
10 |
Создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования | ||||
|
а) развитие нормативного подушевого финансирования на основе разработки механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основных образовательных программ |
Совершенствование механизма нормативного подушевого финансирования путем внесения изменений в действующее законодательство Республики Хакасия. |
По инициативе Министерства приняты два закона Республики Хакасия, направленные на совершенствование нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного общего образования. В соответствии с новым законодательством сокращено количество нормативов в части оплаты труда, увеличенный фонд оплаты труда предусмотрен в школах, в которых открыты классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, работают педагогические работники с высоким уровнем квалификации, высокий процент молодых специалистов. |
Совершенствование механизма нормативного подушевого финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основных образовательных программ. | |
|
б) обеспечение права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий, в том числе в общеобразовательных учреждениях |
Развитие сети общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные и специальные индивидуальные образовательные программы. Реализация мероприятий, направленных на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов не менее чем в 5 общеобразовательных организациях. |
В Республике Хакасия функционирует 11 образовательных организаций, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам, в том числе четыре республиканских, и семь муниципальных. В них обучаются 1465 несовершеннолетних, из них 983 ребенка с умственной отсталостью. Количество детей-инвалидов в указанных учреждениях составляет - 647 человек. Созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в 5 общеобразовательных организациях. Таким образом, сеть общеобразовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для детей инвалидов, увеличилась до 36. |
Создание условий в образовательных организациях для инклюзивного образования детей-инвалидов. | |
|
в) внедрение современных архитектурных и дизайнерских решений в школьных зданиях |
Подготовка и направление проектно-сметной документации для строительства школ рассмотрение нормативно-технического совета по отбору типовой проектной документации при Минстрое России
|
Направлены 6 комплектов документов для строительства современных школ в Минстрой России, для включения их в реестр типовых проектов школ для дальнейшего строительства с поддержкой из федерального центра
|
Внедрение современных архитектурных решений в школьных зданиях | |
|
г) преодоление аварийности школьных зданий, в том числе через предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации |
Реализация мер, направленных на преодоление аварийности школьных зданий, продолжение работ по проведению капитального ремонта общеобразовательных организаций. |
Распределены субсидии на капитальный ремонт образовательных организаций, замену окон, проведение работ по подготовке к осенне-зимнему сезону. |
Реализация мер, направленных на преодоление аварийности школьных зданий, продолжение работ по проведению капитального ремонта общеобразовательных организаций. | |
11 |
Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной и этнокультурной составляющей, обеспечивающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья |
Обеспечение деятельности двух стажировочных площадок, созданных на базе ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушениями слуха» и «Школа-интернат с нарушениями зрения». |
В 2015 году Республика Хакасия осуществляла организацию и проведение обучающих мероприятий в рамках ФЦПРО по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». По данному направлению обеспечена деятельность двух стажировочных площадок, созданных на базе ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушениями слуха» и «Школа-интернат с нарушениями зрения». Обучающими мероприятиями, было охвачено более 800 педагогических работников, из которых около 100 человек представляли другие субъекты Российской Федерации. |
Продолжение работы стажировочных площадок по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей». | |
12 |
Развитие дистанционного образования, в том числе распространение отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому |
Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. |
В 2014/2015 учебном году в Центре дистанционного образования детей-инвалидов обучаются 33 ребенка-инвалида. К организации образовательного процесса указанной категории детей привлечено
|
Развитие Центра дистанционного образования детей-инвалидов. | |
2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления:
Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 № 57-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»;
Закон Республики Хакасия от 12.10.2015 № 82-ЗРХ «Об утверждении величин нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»;
Постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2015 № 441 «Об утверждении методик расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций»;
постановление Правительства Республики Хакасия от 31.03.2015 № 129 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» на 2015 год»;
приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 17.03.2015 № 100-31 «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2015 № 96 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» на 2015 год»;
постановление Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 «Об утверждении Государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» (с последующими изменениями);
постановление Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 № 575, «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Республике Хакасия (2011 – 2015 годы)», подпрограмма «Информатизация образования в Республике Хакасия»;
постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2015 № 96 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» на 2015 год»;
приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 07.04.2015 № 100-448 «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 31.03.2015 № 129 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» на 2015 год».
3. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации).
В целях обеспечения развития школьной инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республики в республиканском бюджете на 2015 г. предусмотрены следующие финансовые средства:
капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций - 1 282,0 тыс. рублей;
субсидии муниципальным образованиям на подготовку сельских общеобразовательных учреждений к отопительному сезону – 1700,0 тыс. рублей;
субсидии муниципальным образованиям на благоустройство школьных дворов, школьных зданий, ремонт бассейнов, строительство и ремонт школьных туалетов - 9700,0 тыс. руб.;
субсидии муниципальным образованиям на ремонт кровель общеобразовательных школ - 8500,0 тыс. рублей;
субсидии муниципальным образованиям на укрепление учебно-материальной базы образовательных организаций – 4398,0 тыс. рублей;
обеспечение противопожарной, санитарной и антитеррористической безопасности государственных образовательных организаций – 2500,0 тыс. рублей.
Все средства освоены в полном объеме.
4. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году.
Ежегодно обновляется столовое, учебно-лабораторное, учебно-производственное, компьютерное оборудование, пополняется фонд школьных библиотек. В сельских школах построены новые школьные спортивные площадки, отремонтированы и оборудованы спортивные залы. Произошло качественное обновление информационно-технологической инфраструктуры в сфере образования: сайтов, порталов, на которых размещается специализированная информация.
В 2015 году работа по созданию современной материально-технической базы образовательных учреждений осуществлялась в рамках государственных программ Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)» и «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года».
В число значимых крупных мероприятий года вошли такие, как:
строительство и сдача в эксплуатацию одного корпуса Усть-Есинской СОШ в Аскизском районе.
капитальный ремонт школы № 5 г. Черногорска;
реконструкция по квартирному типу и оснащение необходимым оборудованием Черногорской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация проекта «Школьное окно» в 10 образовательных организациях;
ремонт кровель крыш в 11 школах;
ремонт школьных санузлов в 10 образовательных организациях;
благоустройство двух школьных дворов.
Приняты беспрецедентные меры по ликвидации последствий крупномасштабных апрельских пожаров. До начала 2015-2016 учебного года в кратчайшие сроки завершено строительство и оснащение оборудованием 2 начальных школ с квартирой учителя на 20 мест каждая в сёлах Кагаево и Кожухово Орджоникидзевского района взамен уничтоженных огненной стихией. Дополнительно из Хакасского регионального Фонда «Республика» учреждениям выделено по 2,5 млн. рублей для приобретения учебно-методического оборудования, хозяйственного и спортивного инвентаря. Эти школы вошли в число учреждений, которые соответствуют самым высоким современным требованиям.
Проведен капитальный ремонт двух школ в Бейском и Усть-Абаканском районе (Новоенисейская ООШ и Усть-Бюрская СОШ), которые частично пострадали в результате апрельских пожаров. Решающую роль в восстановлении Новоенисейской школы имела спонсорская помощь РУСАЛ через благотворительную организацию «Фонд «Центр социальных программ» в сумме 4 343,0 тыс. рублей. Для восстановления повреждённого здания Усть-Бюрской школы было выделено 1800,0 тыс. рублей из средств регионального Фонда «Республика».
В республике решена проблема обеспеченности базовых общеобразовательных учреждений школьными автобусами. Ежегодно обновляется школьный автобусный парк. В 2015 году за счёт средств республиканского бюджета в объёме 15,8 млн. рублей приобретено 11 современных специализированных школьных автобусов, 10 из которых вместимостью на 22 человека и один – на 12. Дополнительно приобретенные школьные автобусы оборудованы тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В целях предотвращения террористических угроз в школах, детских домах, дошкольных и других образовательных организациях особое внимание уделялось вопросам антитеррористической защищенности. Работа по установке кнопок экстренного вызова полиции завершена в образовательных организациях, имеющих устойчивую телефонную связь. Системой видеонаблюдения оборудованы 55% общеобразовательных школ, это на 14% больше по сравнению с 2014 годом. В 2015 году завершены работы по оснащению 26 общеобразовательных организаций г. Абакана системами видеонаблюдения за счет муниципального бюджета.
В 2015 году направлено из республиканского бюджета 2,5 млн. рублей на обеспечение противопожарной, санитарной и антитеррористической безопасности 6 государственных образовательных организаций.
Несмотря на принимаемые меры, в республике часть зданий школ спроектированы и построены в середине прошлого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам. Так, в 52 школах здания имеют технический износ 50–70% и в 26 школах – выше 70%. Также с учетом увеличения численности школьников, особенно в городской местности, остро стоит вопрос создания дополнительных учебных мест.
В целях повышения доступности и качества общего образования в 2015 году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации поставлена задача по ликвидации к 2025 году второй смены, а также перевод в новые школы обучающихся из зданий с большим износом.
Организация образовательного процесса в одну смену позволяет организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам и создать условия для использования сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций.
Кроме того, обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.
В республике 21% школ работают в две смены, доля в них школьников, обучающихся со второй смены, составляет 11,8%. Однако при существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза будет увеличиваться количество обучающихся во второй смене.
Для решения этих проблем Министерством разработана программа «Создание в Республике Хакасия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016–2025 годы». Планируется совместно с федеральным центром до конца 2025 года за счет строительства, капитального ремонта и пристроя к зданиям школ ввести 8,0 тыс. мест в системе общего образования.
5. Эффекты реализации направления в 2015 году.
За последние годы инфраструктура школ значительно изменилась в лучшую сторону, в результате увеличилось число школ, отвечающих современным требованиям.
Так, 76% от общего количества дневных школ имеют современные и хорошо оснащённые физкультурные залы, 69,7% школ имеют электронные библиотеки, 98% общеобразовательных организаций оснащены системами пожарной сигнализации, 92% школ имеют школьные столовые или буфеты с возможностью организации горячего питания обучающихся.
100% детей-инвалидов, которые не имеют противопоказаний, получают образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
6. Проблемные вопросы реализации направления.
Несмотря на принимаемые меры, в республике часть зданий школ спроектированы и построены в середине прошлого века и не отвечают современным требованиям. Так, в 52 школах здания имеют технический износ 50–70% и в 26 школах – выше 70%. Также с учетом увеличения численности школьников, особенно в городской местности, остро стоит вопрос создания дополнительных учебных мест.
7. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления:
реализация мер, направленных на продолжение работ по проведению капитального ремонта общеобразовательных организаций;
реализация программы «Создание в Республике Хакасия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016–2025 годы»;
развитие дистанционного обучения школьников и детей – инвалидов;
создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, строительство пандусов в общеобразовательных учреждениях.
По результатам реализации задач и мероприятий инициативы предполагается достижение значений показателей в 2016 году:
рост численности школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, федеральными государственными стандартами и другими регламентирующими документами) до 80,0 %.
8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.
В 2015 году построено и сдано в эксплуатацию две малокомплектные школы, которые отвечают современным требованиям (2014 г. - 0).
Численность обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с) увеличилась на 13,4 процента и составила 48657 человек.
Все учреждения общего образования имеют доступ к сети Интернет, из них 36% образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет по спутниковым каналам связи, либо по каналам сотовой связи.
Количество школ, имеющих широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с) увеличилась на 8,3 процента и составила 108 единиц.
Численность обучающихся, имеющих возможность пользоваться современной библиотекой, с числом рабочих мест не менее 25, увеличилась на 6,6 процентов и составила 38947 человек;
Также по сравнению с 2014 годом увеличилось число школьников, которые имеют возможность пользоваться в библиотеке медиатекой, средствами сканирования, компьютером с выходом в Интернет.
Численность детей-инвалидов, которым показано обучение на дому на уровне 2014 года (421 человек).