Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

О работе Министерства образования и науки Республики Хакасия за 2016 год

I. Информация о тенденциях развития сферы образования в 2016 году

Деятельность Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее – Министерство) в 2016 году была направлена на достижение цели по обеспечению высокого качества образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия.

 Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

1.   Совершенствование правовых, финансово-экономических механизмов модернизации региональной системы образования.

2.   Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования детей.

3.   Формирование современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности и общественно-профессионального участия.

4.   Формирование условий для привлечения, закрепления, профессионального развития и поддержки педагогических и управленческих кадров системы образования.

5.   Развитие эффективной модели дополнительного образования, воспитания и позитивной социализации детей.

6.   Совершенствование деятельности по защите прав детей, нуждающихся в особой заботе государства.

7.   Обеспечение соответствия качества подготовки кадров потребностям экономики Республики Хакасия.

8.   Развитие социального партнёрства для научного сопровождения социально-экономического развития Республики Хакасия.

Организация исполнения и решения задач, стоящих перед Министерством, осуществлялась коллективом государственных гражданских служащих численностью 39 человек

В целях реализации прав граждан на получение образования в республике функционирует и развивается сеть  образовательных учреждений.

 Услуги дошкольного образования предоставляют населению Хакасии 304 организации, в том числе 162 муниципальных детских сада, 13 негосударственных дошкольных образовательных учреждений, 126 общеобразовательных организаций, на базе которых открыты дошкольные отделения или группы кратковременного пребывания, и 3 учреждения дополнительного образования детей.

В системе общего образования – 242 школы (181 – в статусе самостоятельного юридического лица, 61 – в статусе филиала), том числе 11 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, 2 негосударственных образовательных организации.

В систему профессионального образования входят  19 образовательных организаций, в том числе 13 - подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия, 1 - Министерству спорта Республики Хакасия, а также 1 – федеральное образовательное учреждение высшего образования и 4 филиала.

В республике функционирует 86 учреждений дополнительного образования детей, в том числе 24 учреждения, подведомственные Министерству образования и науки Республики Хакасия, 37 – Министерству культуры Республики Хакасия, 25- Министерству спорта Республики Хакасия.

Кроме того, функционирует 2 детских дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

II. Информация об основных мероприятиях, проведенных в отчетном году и планируемых к проведению в очередном году при осуществлении  Министерством своих полномочий

Деятельность Министерства осуществлялось в соответствии с поставленными задачами.

1. Совершенствование правовых, финансово-экономических механизмов модернизации     региональной системы образования

В рамках своих полномочий Министерством разработано 8 законопроектов, подготовлено 66 проектов постановлений Правительства Республики Хакасия по вопросам образования и науки, опеки и попечительства, 11 проектов соглашений между Правительством Республики Хакасия и федеральными органами государственной власти в сфере образования, а также принято 37 нормативных правовых актов (приказов).

Внесены изменения в Закон Республики Хакасия «О научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия» в части возложения полномочий на Правительство Республики Хакасия по присуждению премий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и утверждению положений о них. Эта законодательная норма обеспечила в республике впервые выплату премии Правительства Республики Хакасия молодым исследователям.

Также в центре внимания стояли вопросы правового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения в Законе Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечили увеличение базового размера денежных средств на возмещение основных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Хакасия одной из мер социальной поддержки граждан, имеющих детей дошкольного возраста, является выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Для расчета компенсации части родительской платы по инициативе Министерства принято постановление Правительства Республики Хакасия, которым  утвержден средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, на 2016 год. В целях осуществления компенсационных выплат в 2016 году бюджетам муниципальных образований в виде субвенций направлено 138 294,0 тыс. рублей.

В целях совершенствования мер социальной поддержки граждан, имеющих детей дошкольного возраста, в республике установлен критерий нуждаемости при предоставлении родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы за детский сад, равный полуторакратной величине прожиточного минимума на душу населения в Республике Хакасия. Учитывая этот факт, внесены изменения в Положение о порядке обращения граждан за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в частных, государственных и муниципальных дошкольных организациях  с учетом применения критерия нуждаемости.

С целью осуществления контроля за размерами родительской платы в муниципальных дошкольных образовательных организациях внесены изменения в постановление Правительства Республики Хакасия, которым утверждены максимальные размеры родительской платы, взимаемые с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

 В 2016 году на особом контроле Министерства стояли вопросы по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2015г. в части введения нормативно-подушевого финансирования дополнительного образования детей. С 1 января 2016 года перечень нормативов для финансирования школ дополнился новым нормативом для обеспечения дополнительного образования детей в сельских общеобразовательных организациях в части оплаты труда, величина которого устанавливается в абсолютной величине, исходя из расчета на 1 обучающегося в год.

Разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере образования  и опеки обеспечили регулирование правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и способствовали предоставлению дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В 2016 году Министерством проведены 232 плановые и внеплановые проверки в отношении 177 юридических лиц и 3-х органов  местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также в отношении 21 филиала образовательных организаций. По результатам проведенных проверок  выдано 84 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 23 протокола об административных правонарушениях.

Министерством приняты меры по устранению образовательными организациями выявленных нарушений. В 2017 году будет продолжена работа, направленная на профилактику нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе по вопросам организации муниципального контроля.

2. Создание в системе общего образования равных возможностей для современного  качественного образования детей

Характерной особенностью сферы образования является увеличение, начиная с 2010 года, во всех муниципальных образованиях общей численности школьников, в том числе первоклассников. С первого сентября 2016 года за парты сели 63689 детей, это больше на 2603 школьников, чем в 2015 году. В связи с этим актуальной становится задача создания равных возможностей для получения современного качественного образования детей.

 В 2016 году  в республике совместно с федеральным центром  начал реализовываться проект по строительству и капитальному ремонту школ. Республика Хакасия вошла в число участников государственной программы Российской Федерации «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. Благодаря этому на строительство и капитальный ремонт образовательных организаций по сравнению с 2015 годом направлено значительно больше средств -  217,9 млн. руб., из них средства федерального бюджета - 152,5 млн. руб., регионального - 65,4. В результате завершено строительство двух средних общеобразовательных школ – Усть-Есинской и Катановской в Аскизском районе. Новые образовательные объекты отличаются высоким уровнем оснащения современным оборудованием. На каждое ученическое место в  Катановской СОШ затрачено 178,0 тыс. руб.

Также решена проблема аварийности школ, проведен капитальный ремонт зданий пяти общеобразовательных организаций на сумму 92,5 млн. рублей:

Белоярской СОШ Алтайского района;

Топановской ООШ Ширинского района;

Красноключинской СОШ Бейского района;

Гайдаровской СОШ Орджоникидзевского района;

Вершинотёйской СОШ Аскизского района.

После завершения ремонтных работ и оснащения оборудованием обновлённые школы открыли свои двери для обучающихся.

В рамках реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)» более 9 млн. руб.  было направлено на благоустройство школьного двора и школьного здания начальной школы в малом селе Станция Казановская, проведение капитального ремонта школ СОШ № 1 и СОШ № 5 в г. Черногорске, продолжение строительства столовой (пищеблока) Абазинской СОШ № 49.

Строительство и капитальный ремонт школ будут оставаться одним из важных направлений работы Министерства в последующие годы. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации поставлена задача по ликвидации к 2025 году второй смены, а также перевод обучающихся в новые школы из зданий с большим износом. Сегодня в республике более 6 тысяч школьников (11%) занимаются во вторую смену, около 30% школ  требуют капитального ремонта, в основном это сельские школы. В целях реализации этой проблемы в республике планируется ввести до 2025 года дополнительно 8 тыс. мест в системе общего образования.

Второй год республика успешно участвовала в федеральном проекте по развитию школьного спорта на селе. В 2016 году направлено более 45,1 млн. на капитальный ремонт школьных спортивных залов, строительство плоскостных сооружений, спортивное оснащение. Созданы современные условия для занятий спортом еще в 23 сельских школах. Всего в период с 2010 по 2016 год отремонтированы спортзалы и поставлено спортивное оборудование в 65 школ       (31 %), построены плоскостные сооружения в 36 сельских школах. Эта спортивная база позволяет не только полноценно проводить уроки физкультуры, но и готовить одаренных детей к серьезным достижениям. В 2016 году спортивный клуб Белоярской СОШ Алтайского района признан одним из лучших в России, став лауреатом всероссийского конкурса, проводимого Минобрнауки России. Программа внеурочной занятости школьников СОШ № 8 г. Саяногорска была признана дипломантом всероссийского конкурса «Олимпиада начинается в школе».

Также эти меры способствовали внедрению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» с 5 по 10 класс. В 2015 году по результатам выполнения нормативных требований значки ГТО получили 83 человека, а в 2016 году в семь раз больше – 597 человек, из них 164 – золотые.

В 2016 году продолжалась реализация проекта по созданию доступной среды для детей-инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». На эти цели из средств федерального и регионального бюджетов выделено 24,2 млн. тыс. рублей для 3-х школ и 4-х детских садов, реализующих адаптированные образовательные программы. В результате сеть базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, увеличилась до 46.

Создание в 2016 году доступной среды для детей-инвалидов в образовательных организациях

Муниципальное образование

 Образовательная организация

г. Абакан

ООШ № 17

Детский сад «Орлёнок

Детский сад «Дельфин

г. Черногорск

Детский сад «Ёлочка

Черногорская школа-интернат

Алтайский район

Белоярская школа-интернат

Орджоникидзевский район

Детский сад «Золотой ключик

На базе Хакасского колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса создан Ресурсный центр инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На создание доступной образовательной среды в Ресурсном центре инклюзивного образования направлено 5439,6 тыс. рублей из средств федерального и республиканского бюджетов. Учреждение пополнилось специализированным оборудованием, учебниками, педагоги прошли повышение квалификации для работы с  инвалидами.

Создание условий для обучения и развития детей-инвалидов позволило обеспечить участие в 2016 году двоих учеников из школы-интерната для детей с нарушениями слуха во II Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс» среди людей с инвалидностью, который проходил в ноябре в г. Москва. Их работы в номинациях «фотография» и «бисероплетение» были отмечены дипломами чемпионата.

Ежегодно осуществляется обновление школьных библиотечных фондов, 45% которых составляют учебники. Только в 2016 году на эти цели из республиканского бюджета направлено более 36 млн. рублей. На протяжении пяти последних лет школы полностью обеспечены учебниками в бумажном и электронном виде. В целях изучения детьми коренной национальности родного языка в 2011-2016 годах для образовательных организаций изданы более 55 наименований учебной литературы, в том числе 19 наименований учебников «Хакасский язык» и «Хакасская литература», 36 наименований пособий, дидактических сборников. 

В результате строительства и  проведения капитального ремонта, укрепления материально-технической базы инфраструктура школ значительно изменилась в лучшую сторону, увеличилось число школ, отвечающих современным требованиям, до 78%.

3. Формирование современной системы оценки качества образования

на основе принципов открытости, объективности и

общественно-профессионального участия

В 2016 году продолжалось формирование региональной системы оценки качества образования (РСОКО). Координировал работу по независимой оценке качества образования Общественный совет, созданный при Министерстве. В 2016 году Общественным советом организовано проведение экспертиз основных образовательных программ дополнительного образования, качества условий реализации этих программ и ряда интерактивных опросов родителей и учеников.

Мероприятия РСОКО в 2016 году также были направлены на изучение перехода дошкольных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)» бюджетам муниципальных образований направлены субсидии в размере 59000,0 тыс. руб. на модернизацию дошкольного образования. Эти меры обеспечили введение 535 дополнительных мест для дошкольников. Проведён капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций в г. Абазе и Боградском районе, приобретено здание у застройщика для открытия детского сада в Аскизском районе, открыт  и оснащен оборудованием детский сад-новостройка в г. Черногорске.

В 2016 году очередь в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте от 3 до 7 лет отсутствовала, также значительно увеличился охват детей дошкольным образованием детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Вместе с тем требует решения задача обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет), а также в населённых пунктах, в которых отсутствуют детские сады.

Качество образовательной подготовки учащихся начальной школы определялось по результатам всероссийских проверочных работ в 4-х классах. В области предметных результатов подавляющее большинство выпускников достигли базового уровня. Всероссийские проверочные работы  по русскому языку, математике и окружающему миру  подтвердили высокий уровень подготовки, более 80% учеников знают предметы на «хорошо» и «отлично». Этот результат выше общероссийских показателей.

Одним из основных показателей качества основного общего образования являются результаты государственной итоговой аттестации (ГИА-9). Впервые в 2016 году итоговая аттестация выпускников основной школы проходила под офф-лайн наблюдением.

Результаты государственной итоговой аттестации 9-х классов по русскому языку на протяжение последних трех лет стабильно высокие – 77,4 % выпускников выполнили задания на «хорошо» и «отлично».

По математике за три года доля выпускников с отметкой за экзамен «хорошо» и «отлично» выросла более, чем на 12%, и составила 63,3 %. 

В соответствии с Порядком проведения ГИА-9 выпускники 2016 года, кроме двух обязательных предметов, сдавали два предмета по выбору. Средняя оценка «4»  и хороший показатель качества знаний получены выпускниками основной школы по английскому языку (качество знаний – 76%), химии (63%), информатике и ИКТ (62%), литературе (62%). При этом 39 выпускников основной школы справились с экзаменационными заданиями по предметам по выбору на 100 процентов.

Вместе с тем низкие результаты экзаменов зафиксированы по истории и географии, и они соотносятся с данными, полученными в ходе регионального исследования качества образования по истории и обществознанию для учащихся 6-х, 8-х классов в 2016 году. Таким образом, перед образовательными организациями стоит задача по улучшению качества преподавания этих предметов, начиная уже с 6-го класса. 

В ходе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) выпускники  по ряду дисциплин (по русскому языку, математике, географии, истории и немецкому языку) продемонстрировали  результаты выше, чем в 2015 году. Также на 1,2% увеличилось количество высокобалльных работ по учебным предметам. Кроме того, 9 школьников республики получили наивысшие баллы по результатам ЕГЭ (6 – по русскому языку, 1 – по профильной математике, 1 – по химии, 1- по биологии), в 2015 году таких выпускников было  8. Впервые в республике  ученик гимназии г. Абакана, получил 100 баллов по результатам ЕГЭ по профильной математике.

Вместе с тем не получили аттестат о среднем общем образовании 37 человек, что составляет 1,5 % от общего количества выпускников. Как и в предыдущие годы, это преимущественно учащиеся очно-заочной формы обучения.

В отношении образовательных организаций, занявших последние строчки рейтингов, проводился комплекс мероприятий, в том числе разработка и реализация «антикризисных программ», прохождение руководителями и педагогическими работниками стажировок на базе лучших образовательных организаций Республики Хакасия.

В 2016 году республика стала победителем конкурсного отбора субъектов на предоставление в 2017 году субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектов и распространение их результатов». Финансовые средства будут направлены на повышение квалификации педагогов, а также на приобретение информационного обеспечения для создания дистанционного портала «Электронный менеджер по качеству».

На повышение качества образования нацелено обновление содержания отдельных предметов, предметных областей и технологий обучения, в том числе через внедрение концепций преподавания предметов.

Впервые в отчетном году приступили в пилотном режиме к реализации федерального государственного стандарта среднего общего образования 6 учреждений: Гимназия и школа № 1 г. Абакана, Гимназия и школа № 19 г. Черногорска, Лицей № 7 и Лицей «Эврика» г. Саяногорска.

Кроме того, с 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), и 197 детей из 41 школы республики начали обучение по новым программам и учебникам. Была проведена значительная работа по подготовке  кадровых, материальных, технических ресурсов, которые необходимы для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ОВЗ.

В рамках обновления содержания образования на федеральном уровне утверждены концепции развития математического образования, учебника по отечественной истории, преподавания русского языка и литературы.

С 2014 года в республике реализуется план мероприятий по реализации концепции математического образования. Физико-математический профиль в старшей школе в 2016 году выбрал каждый четвертый десятиклассник. В рамках реализации концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 1 сентября 2016 года 35% учащихся получили новые учебники истории России, из них 100% шестиклассники. Министерством разработан проект, направленный на создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка и литературы, повышения его популярности и престижа в Республике Хакасия.

Качество образования напрямую связано с развитием в республике инновационной деятельности. В 2016 году инновационные проекты реализовывали 48 образовательных организаций по актуальными направлениями деятельности - развитие детской одаренности, введение ФГОС дошкольного образования, профориентационная работа, оценка качества образования, реализация инклюзивного образования.

В 2016 году статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация эффективных моделей и методик организации отдыха и оздоровления для всех категорий детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети-сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья)» присвоен:

Центру детского творчества г. Абакана;

Туристическому оздоровительно-образовательному центру «Беркут» Алтайского района;

Хакасскому институту развития образования и повышения квалификации.

 Участниками сетевой экспериментальной площадки по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: проектирование возможностей» стали:

Детский сад «Капитошка» г. Абакана;

Детский сад «Иванушка» г. Абакана;

Центр развития ребёнка – детский сад «Радуга» г. Абакана.

Две общеобразовательные организации: Средняя общеобразовательная школа  № 3 г. Абакана, Ширинская средняя школа № 18 вошли в число победителей конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Лицей г. Абакана является федеральной инновационной площадкой по робототехнике, активно демонстрирует опыт работы в Республике Хакасия, Республике Тыва и на юге Красноярского края.

Важную роль в повышении качества образования играет развитие информационно-образовательного пространства. В республике создан единый портал «Электронное образование», который в 2016 году интегрирован с Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ). Пользуясь электронными услугами, родители имеют возможность, не выходя из дома, подавать заявления на постановку детей в очередь в детские сады, узнавать оценки через электронный журнал и дневник.

В системе образования республики успешно реализуется проект «Дистанционное обучение школьников» с использованием комплексного образовательного ресурса «Мобильная Электронная Школа». В рамках проекта  школьники отдаленных территорий имеют возможность   дополнительно осваивать курсы по подготовке к экзаменам и олимпиадам различного уровня; дети-инвалиды, обучающиеся на дому,  получать в полном объеме общее образование. В 2016 году участниками «Мобильной Электронной Школы» стали 79 образовательных организаций всех муниципальных образований Республики Хакасия,    652 сетевых педагога, около 2 000 учащихся.

4. Формирование условий для привлечения, закрепления, профессионального развития и поддержки    педагогических и управленческих кадров системы образования

Решение задач, возложенных на систему образования республики, в решающей степени зависит от ее кадрового состава, создания условий для профессионального развития педагогических и управленческих кадров.

В системе образования трудятся 10890 педагогических работников, из них в общеобразовательных учреждениях – 5595, что составляет более 50% от общего числа педагогов. В сравнении с 2015 годом количество педагогических работников школ увеличилось на 109 человек. Рост численности педагогических работников связан с увеличением численности школьников, оптимизацией нагрузки учителей, увеличением охвата внеурочной деятельностью и дополнительным образованием школьников.

По прогнозу численность школьников в ближайшие 7 лет будет расти. Следовательно, актуальными в республике являются реализуемые меры по привлечению в отрасль молодых специалистов, в число которых входят повышенный уровень заработной платы, мероприятия по социальной адаптации молодых специалистов в учреждениях (наставничество, оказание методической помощи), вовлечение в конкурсное движение профессионального мастерства, направление выпускников школ для обучения в ВУЗы по договорам целевого обучения с предоставлением мер социальной поддержки.

В Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова обучаются по договорам целевого обучения по профилю подготовки, связанному с изучением хакасского языка и литературы, 28 студентов, которые получают социальную поддержку в виде доплаты к стипендиям из республиканского бюджета в размере 2,0 тыс. руб. В 2017 году состоится первый выпуск «целевиков», 24 молодых учителя хакасского языка и литературы будут трудоустроены в школы Аскизского, Таштыпского, Бейского, Усть-Абаканского, Ширинского, Боградского районов. В 2016 году внесены изменения в закон Республики Хакасия «Об образовании в Республике Хакасия», в соответствии с которыми расширена категория студентов, обучающихся по направлению «Образование и педагогические науки» по договорам целевого обучения с предоставлением мер социальной поддержки из республиканского бюджета.

В 2016 году в общеобразовательные учреждения трудоустроилось после обучения в организациях высшего образования и среднего профессионального образования 162 молодых специалиста.

Приток молодых специалистов обозначил проблему адаптации и закрепления их в образовательных организациях. В этой связи в 2016 году Министерством было уделено особое внимание системе методического сопровождения молодых педагогов. В учреждениях приняты положения о наставничестве, утверждены планы работ наставников по профессиональному становлению молодых педагогов. За каждым из 456 педагогов со стажем работы до 3 лет был закреплен опытный педагог, который передает профессиональные знания. Как площадка для саморазвития и реализации в республике создана Ассоциация молодых педагогов.

Особой популярностью у молодых педагогов пользуется форма повышения квалификации, совмещенная с активным отдыхом. В течение 6 лет молодые специалисты в летний период получают дополнительное профессиональное образование в рамках выездной «Школы молодого педагога» на оздоровительной базе озера М. Кызыкуль. В 2016 году программа школы была нацелена на воспитательный аспект в деятельности молодого учителя. Всего за период работы школы методическую поддержку получили 205 молодых учителей со стажем работы до 3 лет.

В 2016 году Министерство уделяло особое внимание вопросу сокращения избыточной отчетности учителей. Эта проблема обсуждалась на Коллегии Министерства, заседаниях Общественного совета при Министерстве, Общественной палаты при Правительстве Республики Хакасия. По результатам обсуждения в муниципальные образования были направлены методические рекомендации по регулярному обновлению сайтов образовательных организаций, разработан примерный перечень отчетов для педагогических работников, все запросы в муниципальные образования, информация для которых необходима от учителей, поставлены на контроль.

Эффективным механизмом распространения передового педагогического опыта являются ежегодно проводимые республиканские конкурсы: «Учитель года», «Педагог дошкольной образовательной организации», «Учитель здоровья», «Лучший педагог-психолог», «Учитель хакасского языка и литературы» и другие.

Победитель республиканского этапа Филимонова Наталья Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Золотая рыбка» г. Абакана, стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2016».

В целях повышения мотивации к качественной работе ежегодно лучшие педагоги республики получают денежное вознаграждение из федерального и республиканского бюджетов.

В 2016 году премию Правительства Республики Хакасия в размере 50 тысяч рублей каждая получили 12 лучших педагогических работников. Среди победителей конкурсного отбора 2016 года – педагоги г. Абакана, г. Саяногорска,                                            г. Черногорска, Бейского, Орджоникидзевского и Усть-Абаканского районов, ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж». Всего за 10 лет премию получили 156 педагогов, общая сумма выплат из республиканского бюджета составила 5 млн. рублей.

Ежегодно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» лучшие учителя по итогам конкурса получают премию в размере 200 тыс. руб. Победителем конкурсного отбора 2016 года стали учитель иностранного языка МБОУ «Лицей №7» г. Саяногорска Артамонова Тамара Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Абакана Филиппова Светлана Валерьевна, учитель физики МБОУ «Гимназия» г. Черногорска Побызакова Наталья Петровна, учитель хакасского языка и литературы МБОУ «Аскизский лицей-интернат» Аскизкого района Идимешева Ирина Васильевна. С 2010 года премия вручена 30 педагогическим работникам.

Реализации мер социальной и моральной поддержки педагогических работников позволила обеспечить положительную динамику ключевых показателей по развитию кадрового потенциала – увеличение доли молодых педагогов со стажем до 5 лет и в возрасте до 35 лет.  Доля педагогических работников со стажем до 5 лет выросла с 12,7% (2012 г.) до 15,8% (2016 г.). Доля педагогов в возрасте до 35 лет также увеличилась и стала составлять в 2016 году 25,1%.

Также по сравнению с 2015 годом увеличилась на 1,5% доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории (высшую и первую), и достигла 50,1%.

Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается высокой доля педагогов пенсионного возраста, работающих в школах (23,3%). В этой связи Министерство в 2017 году планирует расширить перечень специальностей  педагогической направленности, по которым  с выпускниками школ будут заключены договоры на целевое обучение с мерами социальной поддержки.

5. Развитие эффективной модели дополнительного образования, воспитания   и позитивной социализации детей

Ключевым приоритетом Министерства в 2016 году стало развитие дополнительного образования, детской одаренности, детского самоуправления и общественных организаций.

В 2016-2017 учебном  году в Республике Хакасия 73,4% детей в возрасте от 5 до 18 лет получают услуги дополнительного образования, из них 6,9% осваивают программы научно-технической направленности. Центры развития технического творчества эффективно работают в г. Абакане, г. Черногорске, Усть-Абаканском и Аскизском районах. Однако в ряде территорий кружков технической направленности недостаточно. Проблема реализации инновационных программ дополнительного образования школьников технической направленности решалась за счет программ внеурочной деятельности. Так, Калининская средняя общеобразовательная школа Аскизского района, Средняя общеобразовательная школа № 1 и Центр дополнительного образования г. Абакана получили статус республиканских инновационных площадок.

В ближайшие годы приоритетным направлением в сфере дополнительного образования будет оставаться развитие технического творчества, воспитание культуры исследовательской, инженерной работы. В 2017 году планируется создать республиканский детский технопарк, который послужит опорой для развития сети кружков технической направленности по всей республике. К 2018 году за счет поддержки из республиканского бюджета планируется создать не менее 8 муниципальных центров технического творчества и повысить долю детей, охваченных дополнительными образовательными программами по робототехнике, до 20 %.

В республике сформирована система выявления и поддержки молодых талантов, которая включает:

организацию конкурсных мероприятий среди  обучающихся;

грантовую поддержку общеобразовательных организаций и   организаций дополнительного образования;

проведение профильных смен для одаренных детей в загородных оздоровительных лагерях,

республиканские конкурсы поддержки программ индивидуального сопровождения одаренных детей,

республиканские конкурсы поддержки программ развития детской одаренности в общеобразовательных организациях.

В 2016 году увеличилось число участников олимпиадного движения на школьном и муниципальном этапах.

Победители регионального этапа представляли Хакасию на заключительном (всероссийском) этапе олимпиады по 5 предметам (информатика, искусство, история, литература и физическая культура). Из пяти участников призером по информатике стал учащийся г. Саяногорска  Черемушкинской СОШ № 1.

Для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности в 2016 году, кроме  всероссийской олимпиады школьников, по общеобразовательным предметам проведен ещё  ряд крупных конкурсных мероприятий: региональный этап  Всероссийской математической олимпиады им. Леонарда Эйлера для обучающихся 8-х классов; региональный конкурс учащейся молодежи «Юные таланты в дизайне»; региональные этапы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Всероссийского конкурса «Живая классика», Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь». Школьники приняли участие в финале Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Впервые проведен региональный этап Межрегионального химического турнира (МГУ). Успешно команда Республики Хакасия приняла участие в XXIII  межрегиональном экономическом фестивале  школьников «Сибириада. Шаг в мечту» (г. Бердск), Мартовской Физической школе в Образовательном центре «Сириус»  (г. Сочи), Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России».

Одной из важнейших образовательных задач в современных условиях становится совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Значимым событием в сфере образования стало создание 13 апреля 2016 года Хакасского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» («РДШ»). Определены 2 опорные и 9 пилотных школ  в разных муниципальных районах республики. В работе организации «Российское движение школьников» определены 4 направления: личностное развитие, военно-патриотическое, гражданская активность и информационно-медийное.

Самыми многочисленными детскими общественными объединениями Республики Хакасия являются военно-патриотические объединения детей и молодежи. В образовательных организациях республики насчитывается 87 школьных военно-патриотических клубов, объединений, участниками которых являются 3250 обучающихся. Обучающиеся Республики Хакасия приняли участие в более 2000 муниципальных и 40 республиканских мероприятиях, посвященных 71-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся Хакасии в 2016 году приняли участие в Межрегиональном Байкальском детском форуме «Безопасность глазами детей», марше кадетских классов в г. Кемерово, в I слете Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». В декабре 2016 года 200 обучающихся Хакасии стали членами движения «Юнармия».

Ежегодно школьники достойно представляют республику на всероссийских соревнованиях «Школа выживания», «Победа» и других. В 2016 году во Всероссийской военной игре «Победа» в г. Волгограде   команда Усть-Абаканской СОШ заняла 6 место, учащиеся Таштыпской СОШ № 1 заняли личные призовые места во X Межрегиональном полевом лагере «Юный спасатель (юный водник)»; команда «Форсаж» г. Черногорска приняла участие во Всероссийском конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо – 2016», проводимом  в ВДЦ «Океан»; школьники Устино-Копьёвской СОШ Орджоникидзевского района (команда «Крутой поворот») во Всероссийском слете юных инспекторов движения в Краснодарском крае заняли 3 общекомандное место.

Наибольший воспитательный и оздоровительный эффект имеют летние профильные смены на базе загородных оздоровительных лагерей по программам «Ты нужен России!», «Служу России!», «Мир без границ», «Честь имею! Хакасия – 2016». В 2016 году профильные смены были организованы для 420 детей, стоящих на различных видах профилактического учёта, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа с данной категорией детей позволила снизить уровень подростковых правонарушений в 2016 году на 31,8%, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 20,9 %.

В целях усиления патриотического воспитания в пяти образовательных организациях республики открыты кадетские классы (47 классов комплектов). Программами кадетского образования охвачено 1099 учащихся. Успешная реализация программ патриотической направленности позволила кадетам Республики Хакасия стать победителями VIII Всероссийского фестиваля - конкурса «Юные таланты Отчизны», всероссийских сборов кадетских корпусов и военно-патриотических клубов «Служить России!» в  ВДЦ  «Океан»  (г. Владивосток).

Важным направлением деятельности является организация летнего отдыха и оздоровления одаренных детей и подростков. В загородных оздоровительных лагерях 430 одаренных и общественно активных детей участвовали в республиканских профильных сменах: «Золотой запас республики», «Юные инспекторы дорожного движения», «Юные помощники пожарных», «Горизонт», республиканская школа юных избирателей «Право выбора».

В 2016 году была продолжена работа по созданию условий для развития воспитательных программ этнокультурной направленности, изучения хакасского языка и хакасской литературы. В общеобразовательных организациях с 2012 года доля детей хакасской национальности, изучающий родной язык, увеличилась на 5% и стала составлять в 2016 году 77, 2%. 

За последние годы увеличилось количество республиканских мероприятий на хакасском языке. Среди них фестиваль «Ине тiлi», конкурс «Чылтызахтар», посвященный Дням тюркской письменности и культуры, конкурс «Юный тахпахчи», детский литературный конкурс «Ада сос», конкурс чтецов среди обучающихся и педагогов школ и другие.  В республике востребованы олимпиады по хакасскому языку и хакасской литературе среди обучающихся 7-11 классов. Благодаря принимаемым мерам по поддержке талантливых детей в 2016 году на 2% удалось увеличить долю детей, вовлеченных в мероприятия, направленные на популяризацию хакасского языка, литературы и культуры.

6. Совершенствование деятельности по защите прав детей, нуждающихся в особой заботе государства

С целью обеспечения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – дети-сироты) жить и воспитываться в семье Министерство образования и науки Республики Хакасия проводит активную политику по устройству их на воспитание в семьи граждан.

В республике действует система мер социальной поддержки замещающих семей.  С 2015 года гражданам, принявших ребенка на воспитание в семью, предоставляется единовременная выплата из республиканского бюджета в размере 100 000 рублей за каждого ребенка и 200 000 рублей за каждого ребенка-инвалида.

В 2016 году на 6,8% увеличен базовый размер денежных средств на возмещение основных гарантий для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях. В результате с 1 июня 2016 года размер выплат на одного ребенка стал составлять:

в возрасте до 6 лет - 6240 руб.;

в возрасте от 6 до 18 лет – 7683 руб.

Большая работа проводится по пропаганде семейных форм воспитания в средствах массовой информации. Сотрудничество с пятью федеральными и региональными теле-радио каналами, печатными изданиями обеспечило в 2016 году размещение информации о 105 детях Республики Хакасия.

В целях сохранения ребенка в семье в республике создана система социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, родителям оказывается психологическая помощь по предотвращению конфликтных ситуаций, проводятся индивидуальные и групповые консультации, тренинги.

Ежегодно с участием волонтерских и добровольческих организаций проводится республиканский благотворительный марафон «Спешите делать добро». В рамках гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, второй раз в республике в 2016 году проведена республиканская летняя школа приемных родителей «Счастье быть вместе», где 80 приемных родителей и их детей получили консультации специалистов. В результате проведения профилактических мероприятий удалось снять с учета 63 проблемных замещающих семьи.

Благодаря комплексной работе по пропаганде семейных ценностей 95,3% детей-сирот воспитываются в замещающих семьях, ежегодно снижается общая численность этой категории детей.

Также сохраняется устойчивая тенденция снижения числа детей-сирот, стоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (РБД). В течение 2016 года количество детей, стоящих в РБД, сократилось с 203 до 153 несовершеннолетних (на 24,6%). Продолжается тенденция сокращения детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот.

В то же время остается проблема устройства в семьи детей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, а также несовершеннолетних подростков.

В 2016 году Министерством продолжалась работа по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Сохраняется позитивная динамика роста ежегодных расходов   средств республиканского бюджета на жильё.  В 2016 году для детей – сирот и лиц из их числа было построено и приобретено 305 единиц жилья. Это почти в 2 раза больше, чем в 2015 году. При этом право на обеспечение жилым помещением возникло, но не реализовано у 1923 детей-сирот, что выше аналогичного показателя в 2015 году (1852 человек) на 3,8%. В целом потребность по обеспечению жильем сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло и не реализовано, составляет 2 866 359 тыс. рублей, в том числе 992 641 тыс. рублей необходимо на исполнение судебных решений.

В рамках подпрограммы «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» долгосрочной государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан (2014-2020 годы)», предоставлена материальная помощь 18 гражданам из числа детей-сирот на ремонт жилых помещений на общую сумму 900 тыс. рублей. Кроме того, материальная помощь на общую сумму 110 тыс. рублей предоставлена 22 гражданам из числа детей-сирот на частичную оплату жилых помещений (плату за наем) и коммунальных услуг. 

Наряду с недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот остается актуальной проблема повышения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на приобретение жилых помещений детям-сиротам, особенно на первичном рынке, что непосредственно влияет на качество жилья.  В 2017 году решению этой проблемы будет уделено особое внимание.

7. Обеспечение соответствия качества подготовки кадров потребностям экономики Республики Хакасия

В 2016 году перед системой профессионального образования Республики Хакасия была поставлена задача по обеспечению соответствия качества подготовки кадров потребностям экономики Республики Хакасия.

Одним из инструментов обеспечения соответствия качества подготовки кадров потребностям экономики Республики Хакасия в 2016 году стало формирование государственного задания профессиональным учреждениям по приему студентов в соответствии с потребностями рынка труда.

В 2016 году количество бюджетных мест для приема в государственные образовательные организации составило: 1175 мест – по программам квалифицированных рабочих, служащих; 1160 мест (1035 - очно и 125 - заочно) – по программам специалистов среднего звена. Кроме того, Министерством были утверждены контрольные цифры приема по программам профподготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), общий объем которых составил 252 человека.

В соответствии с прогнозом потребности в кадрах в 2016 году увеличен прием по профессиям строительного профиля и сферы жилищно-коммунального хозяйства. В связи с развитием в республике туристической сферы, сельского хозяйства увеличена подготовка специалистов этого направления за счет открытия новых профессий и специальностей. Впервые в 2016 году начато обучение по образовательной программе «Гостиничный сервис» в Черногорском техникуме торговли и сервиса, «Мастер производства молочной продукции» – в Профессиональном училище № 15, «Мастер по лесному хозяйству», «Технология мяса и мясных продуктов» – в Аграрном техникуме, «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование» – в Черногорском механико-технологическом техникуме (на платной основе).

Кроме того, новые образовательные программы были предложены абитуриентам в Хакасском политехническом колледже («Информационная безопасность автоматизированных систем») и Техникуме коммунального хозяйства и сервиса («Электроснабжение»). Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2016 году в Профессиональном училище № 13 открыта новая профессия – «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».

В целом в 2016 году прием в профессиональные образовательные организации республики осуществлялся по 18 профессиям и 35 специальностям среднего профессионального образования, наиболее востребованным на рынке труда Хакасии. Кроме того, 17 профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, входят в список 50 новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50). Анализ структуры подготовки кадров в системе профессионального образования Хакасии свидетельствует о ее соответствии структуре потребности в квалифицированных работниках рынка труда региона.

В целях определения профессиональных намерений выпускников школ, а также их мотивации на получение профессии или специальности, востребованной на рынке труда республики, осуществлялась профессиональная ориентация школьников и молодежи. Ежегодно проходят ставшие уже традиционными для учащихся школ Дни среднего профессионального образования и республиканский конкурс проектов «Древо профессий моей семьи». Результатом профориентационной работы является  выбор около 50% выпускников девятых классов 2016 года обучения в техникумах и колледжах.

В 2016 году была продолжены работа по развитию материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с международными требованиями. Проведен капитальный ремонт учебных мастерских в Хакасском политехническом колледже и Техникуме коммунального хозяйства и сервиса. Отремонтирована секция общежития Профессионального училища № 13, продолжен ремонт общежития филиала Хакасского политехнического колледжа. Лаборатория поваров Черногорского техникума торговли и сервиса пополнилась оборудованием в соответствии с требованиями WorldSkills, Абаканский строительный техникум приобрел современные строительные материалы, в Хакасском политехническом колледже приобретена часть оборудования для оснащения учебной мастерской по ремонту легкового автотранспорта. В Аграрном техникуме открыт цех по переработке мясной продукции. Приобретенное оборудование соответствует требованиям современного производства, что позволит выпускникам быстро включиться в профессиональную деятельность. 

Значимым событием года стало вхождение Республики Хакасия в Российское движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В феврале 2016 года было заключено Соглашение о членстве в ассоциированном партнерстве Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia».

В 2016 году команда студентов профессиональных образовательных организаций республики приняла участие в состязаниях WorldSkills по 8 компетенциям. В конкурсных испытаниях участник команды Абаканского строительного техникума, имевший опыт участия в таких соревнованиях в 2015 году, занял призовое место по компетенции сухое строительство и штукатурные работы.

При подготовке конкурсантов в практику вошло использование ресурсов социальных партнеров. Так, студенты Хакасского политехнического колледжа проходят обучение на оборудовании учебного центра TOYOTA Центр Абакан под руководством работников этой компании. Техникумом коммунального хозяйства и сервиса приглашен для обучения студентов всем видам сварки представитель ЗАО АСМУ «Стальконструкция», имеющий положительный опыт подготовки участников к профессиональным конкурсам.

В 2016 году студенты профессиональных образовательных организаций республики  принимали участие во всероссийских конкурсах, включенных в перечень обязательных конкурсов для студентов среднего профессионального образования: «Профессионал будущего» и Всероссийский конкурс научно-технического творчества студентов. Студент Хакасского колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса стал победителем в Полуфинале VIII Первенства парикмахеров и стилистов России 2016 (г. Барнаул) в номинации «Модная женская стрижка с укладкой и креативным окрашиванием». Участник Хакасского политехнического колледжа по компетенции «Веб-дизайн» принял участие в региональном этапе чемпионата WorldSkills Russia в Томской области.

О качестве подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в системе профессионального образования Республики Хакасия говорят факты востребованности и трудоустройства выпускников государственных учреждений профессионального образования на рынке труда. В 2016 году доля выпускников, окончивших профессиональные образовательные организации и трудоустроенных, составила 52%, что сравнимо с показателями 2015 года и показателями по Российской Федерации.

В 2017 году перед системой профессионального образования стоит задача по развитию в Республике Хакасия системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями. Основными механизмами реализации поставленной цели станет государственная программа Республики Хакасия «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)» и региональный приоритетный проект «Молодые профессионалы Хакасии»

8. Развитие социального партнёрства для научного сопровождения                                                                                                 социально-экономического развития Республики Хакасия.

В 2016 году деятельность Министерства была нацелена на создание условий для развития инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия. Работа проводилась по таким направлениям, как внедрение инновационных разработок в социально-экономическую сферу Республики Хакасия, поддержка ученых и научных коллективов в проведении фундаментальных и гуманитарных исследований, поддержка молодых ученых.

В этой деятельности социальными партнерами выступают:

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ);

Минобрнауки России;

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;

ХГУ им. Н.Ф. Катанова;

ХТИ – филиал СФУ;

Компания РУСАЛ;

Совет молодых ученых и специалистов Республики Хакасия;

администрации муниципальных образований Республики Хакасия;

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ);

Хакасский политехнический колледж.

В 2016 году были организованы такие крупные научные мероприятия, как международные научные конференции, научные школы для студентов, аспирантов и докторантов, научная конференция, Фестиваль молодежной науки.

Проводится системная работа по созданию условий для научных исследований. В рамках сотрудничества с РФФИ в 2016 году были поддержаны проекты ученых ХГУ им. Н.Ф. Катанова и ХТИ – филиала СФУ, отражающие тенденции развития устоявшихся научных школ. Так, поддержку получили проекты в области физики (научная школа Ю.Я. Гафнера), ветеринарии (научная школа Е.Ю. Складневой), дендроэкология  (научная школа Е.А. Бабушкиной Е.А.).

В 2016 году завершена реализация пяти исследовательских проектов в области гуманитарных наук, финансирование которых было начато в 2015 году. В 2016 году было поддержано 2 проекта ученых ХГУ им. Н.Ф. Катанова и ХакНИИЯЛИ.

При грантовой поддержке в 2016 году прошли две научные школы для студентов и аспирантов с привлечением широкого круга ученых из Швейцарии, Германии, Австрии. Кроме студентов и аспирантов в школе на конкурсной основе приняли участие старшеклассники школ Республики Хакасия.

Задача поощрения и поддержки молодых ученых, изучающих уникальность Хакасии, решалась в 2016 году привлечением в качестве партнера Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Премия «Молодой исследователь» присуждена в направлении «Социальные науки» молодым учёным Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова кандидату философских наук Аксютину Ю.М. и аспиранту Евдокимову А.И.

Особое внимание уделялось информационному сопровождению развития научной деятельности в Республике Хакасия. Социальным партнером в этой деятельности выступил канал РТС. Созданы не только информационные программы для телевидения, но и видеоролики по материалам состоявшихся научных мероприятий.

III. Информация о результатах реализации государственных программ, финансируемых из республиканского бюджета Республики Хакасия, по которым министерство является ответственным исполнителем

Основным механизмом реализации государственной политики в области образования являются государственные  программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», «Развитие профессионального образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы), «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», а также План мероприятий («дорожная карта») «Изменение в сфере образования Республики Хакасия».

Бюджетные ассигнования, предусмотренные законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на реализацию государственных программ, составили 8547426 тыс. рублей, из них: на проведение мероприятий, заключение государственных контрактов по Министерству - 2 699 095 тыс. руб., на субсидии муниципальным образованиям – 200 304,0 тыс. рублей.

Сведения о реализации государственных программ

Республики Хакасия в 2016 году

№ п/п

Наименование программы, подпрограмм, перечень мероприятий

План бюджетных ассигнований на год

(тыс. руб.)

Фактическое исполнение

(тыс. руб.)

% исполнения

Государственная программа Республики Хакасия 
«Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)»

Подпрограмма «Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»

1

Бюджетные ассигнования - всего,

6 550 421,00

5 960 528,80

90,99

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

181 147,00

181 147,00

100,00

Подпрограмма «Развитие системы дополнительного образования детей, выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»

2

Бюджетные ассигнования - всего,

98 144,00

95 905,00

97,72

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

-

-

-

Подпрограмма «Развитие  региональной системы оценки качества образования и информационной открытости системы образования»

3

Бюджетные ассигнования - всего,

17 936,00

17 936,00

100,00

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

-

-

-

Подпрограмма «Создание в Республике Хакасия новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 – 2025 годы»

4

Бюджетные ассигнования - всего,

217 879,00

217 879,00

100,00

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

217 879,00

217 879,00

100,00

Всего  бюджетных ассигнований,

6 884 380,00

6 292 248,80

91,40

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

399 026,00

399 026,00

100,00

Государственная программа Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности

в Республике Хакасия (2016-2020 годы)»

Бюджетные ассигнования - всего,

34 499,00

33 159,50

96,12

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

-

-

-

Государственная программа Республики Хакасия «Развитие профессионального образования (2016-2020 годы)»

Всего  бюджетных ассигнований,

908 315,00

894 010,00

98,43

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

-

-

-

Все запланированные программные мероприятия были выполнены, целевые показатели достигнуты, что позволило обеспечить решение поставленных на 2016 год задач.

IV. Информация о программах, реализуемых на федеральном и муниципальном уровнях

С участием средств федерального бюджета  в республике реализовывались проекты:

по строительству и капитальному ремонту общеобразовательных учреждений;

по повышению энергетической эффективности    образовательных организаций;

по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения  родителей;

по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Также продолжалась реализация одного из направлений приоритетного национального проекта «Образование». В 2016 году  на выплату денежного поощрения лучшим учителям из федерального бюджета поступило 800,0 тыс. руб.

Общая сумма предоставленной республике финансовой помощи в 2016 году составила более 311,7 млн. рублей.

В 2016 году привлеченные средства федерального бюджета были освоены в полном объеме.

Субсидии федерального бюджета бюджету Республики Хакасия в 2016 году

Наименование субсидии из федерального бюджета

средства

федерального

бюджета (тыс. руб.)

софинансирование из

регионального бюджета (тыс. руб.)

Освоение

 средств

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

101251,6

43393,5

100%

Создание новых мест в общеобразовательных организациях

152514,2

65364,0

100%

Обеспечение доступности  образовательных учреждений для детей - инвалидов

16877,1

7283,0

100%

Создание базовых профессиональных образовательных организаций для инклюзивного образования  инвалидов и лиц  с ограниченными возможностями здоровья

4439,6

1000,0

100%

Создание условий для занятий физкультурой и спортом для сельских общеобразовательных учреждений

30847,7

14300,0

100%

Обеспечение системы  независимой оценки качества общего образования

4267,0

1829,0

100%

Выплата стипендии Правительства Российской Федерации для обучающихся по программам СПО

780,0

-

100%

Выплата денежного поощрения лучшим учителям

800,0

600,0

100%

V. Анализ хода институциональных реформ

В 2016 году в республике продолжены институциональные преобразования, направленные на повышение качества образования.

В образовательных учреждениях использовались новые  механизмы финансирования:

- нормативное подушевое финансирование;

- новая система оплаты труда.

В 2016 году апробирован новый механизм формирования фондов оплаты труда в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Увеличенный фонд оплаты труда (соответственно и высокий уровень заработной платы) предусмотрен в тех школах, в которых имеются в наличии классы с углубленным изучением предметных областей соответствующей образовательной программы и профильные классы, имеющих педагогических работников с высоким уровнем квалификации и с наличием в педагогическом коллективе молодых специалистов. Для детских садов с 1 сентября главным критерием качества работы стала фактическая посещаемость детей, что стимулирует, в первую очередь, к внедрению здоровьесберегающих мероприятий. С 1 июля 2016 года предусмотрены доплаты к заработной плате рабочим и служащим государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству в целях достижения установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), равного 7500 руб., а с учетом  районного  коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в республике, равного 12000 руб.

Со всеми руководителями  и педагогическими работниками образовательных организаций заключен «эффективный контракт». Его  механизмы – новая система оплаты труда, заключение трудовых договоров по новой форме, аттестация педагогических работников – используются в образовательных организациях.

В 2016 году продолжался переход образовательных организаций на реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами  общего образования (далее  - ФГОС)

В 2016/2017 учебном году в соответствии с ФГОС обучаются 100% учащихся начальной школы, 69% учащихся 5-9 классов и 10% учащихся 10-11 классов. Удельный вес школьников, обучающихся по новым стандартам, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций республики с 2011 года по 2016 год вырос более, чем в 7 раз, и составил 76%.

Во всех общеобразовательных организациях (100 %) созданы органы государственно-общественного управления.  Большая часть сформированных органов государственно-общественного управления обладает достаточно широкими полномочиями. Так, в 2016 году доля общеобразовательных организаций, в которых органы государственно-общественного управления принимали участие в разработке и утверждении основных образовательных программ, составляла 96%, программ развития учреждения – 91%.

Увеличилась доля образовательных учреждений, оказывающих услуги в электронном виде (электронный дневник, электронный журнал) до 100%.

Таким образом, к институциональным результатам в 2016 году можно отнести:

формирование бюджетов всех общеобразовательных учреждений на основе нормативного подушевого принципа;

совершенствование новой системы оплаты труда, обеспечивающей зависимость размера заработной платы от результатов труда работников;

внедрение механизмов «эффективного контракта» с руководителями и  педагогическими работниками;

 качественное изменение образовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях;

расширение полномочий органов государственно-общественного управления;

обеспечение информационной открытости работы общеобразовательных учреждений.

В результате внедрения системных инноваций повысилась самостоятельность и ответственность руководителей и коллективов школ в расходовании средств на оплату труда, за результаты деятельности. Применение материального стимулирования труда повысило заинтересованность работников в результатах труда и соответственно сказалось на повышении качества образования.

Общеобразовательные организации обеспечивают открытость и прозрачность  своей деятельности, ежегодно представляя общественности публичный отчет.

Возросла доля органов  государственно-общественного управления, которые участвуют в разработке  и утверждении основных образовательных программ и  программ развития общеобразовательных организаций.

VI.  Информация об объектах строительства, планируемых к реализации за счет средств бюджетов всех уровней, с указанием предполагаемых объемов финансирования и сроков ввода в эксплуатацию

В 2017 году планируется продолжить строительство школы на 150 мест  в с. Июс Орджоникидзевского района.  На строительство планируется направить 204 млн. руб., в том числе 182 млн. руб. из федерального бюджета.

VII. Информация о планируемых к реализации инвестиционных проектах на основе государственно-частного партнерства

В Республике Хакасия в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, частных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, из республиканского бюджета Республики Хакасия  посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с региональными нормативами.

Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия частным дошкольным организациям осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.02.2014 № 47 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия частным дошкольным образовательным организациям». Условием предоставления субсидии для организаций, претендующих на получение субсидии, является наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности. В республике субсидии получают 9 частных детских садов, в том числе 5 детских садов ОАО «Российские железные дороги».

Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия частным общеобразовательным организациям осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.01.2014 № 09 «О Порядке предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам» (с последующими изменениями). В республике указанные субсидии получают две частные школы: частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия имени Святителя Иннокентия Московского», «Начальная школа- детский сад» ОАО «Российские железные дороги».

Ежегодно между Министерством и частными школами, частными детскими садами заключаются Соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия, в рамках которых осуществляется ежемесячное финансирование средств, направляемых на оплату труда работников и учебные расходы. Кроме того, частным образовательным организациям дошкольного образования в республике предоставляется компенсация части расходов на содержание недвижимого имущества, оплату коммунальных услуг.  На 2016 год на вышеуказанные цели было предусмотрено: для частных школ - 13292 тыс. руб., для частных детских садов – 38277тыс.руб.

Кроме того, в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих частные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (с учетом критерия нуждаемости) в размере, установленном Правительством Республики Хакасия. На детей, посещающих частные организации, осуществляющие присмотр и уход за детьми, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы (с учетом критерия нуждаемости) в размере 10 процентов среднего размера родительской платы, установленного Правительством Республики Хакасия для расчета компенсации.

В 2016  году в системе профессионального образования была продолжена работа по  развитию государственно-частного партнерства. В деятельность профессиональных образовательных организаций внедрены разнообразные формы сотрудничества  с работодателями. Это такие, как совместное участие в разработке и реализации образовательных программ, организация практики студентов и обучающихся, оценка качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, социальная поддержка обучающихся.

В 2016 году профессиональные образовательные организации активно сотрудничали  с социальными партнерами АО «РУСАЛ Саяногорск», Тойота-центр Абакан, Некоммерческое партнерство «Союз строителей Хакассии», ООО «КАМСС», ООО «Хан-Тигр».

В 2017 году работа по развитию  государственно-частного партнерства в системе образования будет продолжена.

IX. Цель и задачи   Министерства на 2017 год

Цель: повышение качества образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Республики Хакасия и приоритетными проектами стратегического развития образования.

Задачи:

1.   Развитие механизмов независимой оценки качества образования и повышение уровня информационной открытости системы образования.

2.   Совершенствование программно-целевого подхода к планированию и исполнению бюджета на нужды образования в условиях совершенствования правовых механизмов.

3.   Обеспечение повышения доступности и качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.   Создание условий для посто­янного самосовершенствования педагогов, повышения квалификации, привлечение в отрасль молодых педагогов и их  социальная адаптация.

5.   Развитие инфраструктуры дополнительного образования, выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, в том числе за счет сетевого взаимодействия.

6.   Формирование эффективной системы защиты прав детей, нуждающихся в особой заботе государства.

7.   Обеспечение соответствия качества подготовки кадров потребностям экономики Республики Хакасия.

8.   Популяризация науки и пропаганда научных достижений среди молодёжи в Республике Хакасия.