Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка»

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Ласточка» (далее - Учреждение).

Основными задачами Учреждения   являются:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития воспитанников путем удовлетворения их потребностей в получении дополнительного образования;

- осуществление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

- обеспечение социальной защиты, охраны прав и законных интересов воспитанников;

- организация содействия устройству детей на семейные формы воспитания;

- создание условий для возврата детей в кровную семью;

- адаптация и социализация выпускников в современном обществе;

- оказание консультативной психологической, педагогической, социальной и иной помощи замещающим родителям.

Для достижения указанных задач Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в Учреждение по заявлению родителей (законных представителей), в том числе создание условий пребывания детей в Учреждении, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

уход за детьми, с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории Учреждения, в учебных мастерских;

реализация дополнительных общеразвивающих программ;

осуществление полномочий опекуна (попечителя) воспитанников Учреждения, в том числе защита их прав и законных интересов;

защита личных неимущественных и имущественных прав детей;

консультативная, психологическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства;

организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами;

подготовка детей к усыновлению (удочерению), передаче под опеку (попечительство);

восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

психолого-медико-педагогическая реабилитации детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в Учреждении, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в Учреждение из замещающих семей;

создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых Учреждением;

оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в Учреждении, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

 

1.2.Условия содержания воспитанников

В Учреждении создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному оформлению. Оборудование помещений отвечает требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательно.

Материальное обеспечение детей осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им бесплатного питания, комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания, медицинского обслуживания.

Пространство групп организовано в виде разграниченных зон (приемная, гостиная с выделенной обеденной зоной, отдельные спальни для мальчиков и девочек, санузел), оснащенных всем необходимым оборудованием, бытовой и оргтехникой (пылесос, чайник, ЖК телевизор). Также в ванной комнате в группах имеется стиральная машина «Малютка», на которой воспитанники имеют возможность постирать своё бельё. Более крупные вещи стирают в прачечной под присмотром воспитателя.

В достаточном количестве имеются игрушки, игры, дидактические пособия. Каждый ребенок обеспечен индивидуальными мягким инвентарем, спальным местом, тумбочкой для личных предметов, шкафами для одежды и обуви. Обеспечение одеждой воспитанников осуществляется индивидуально в соответствии с утвержденными нормами и с учетом индивидуального выбора ребенка.

В Учреждении имеются специальные помещения для организации образовательного процесса: методический кабинет, логопедический кабинет, кабинет психолога, музыкальный и спортивный залы, кабинет информатики, комната психологической разгрузки, кабинет дефектолога, библиотека, столярная мастерская, кабинет ручного труда. В образовательном процессе используется современное технологическое оборудование: магнитно-маркерная доска, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура, ноутбук, принтер, сканер. Информирование воспитанников о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования осуществляется через оформление общего стенда в Учреждении, расположенного на первом этаже здания, а также в каждой группе имеется оформленный информационный стенд, где по мере необходимости меняется информация по вопросам образования, воспитания и развития детей.

С целью обеспечения безопасности территория Учреждения ограждена забором. Охрана Учреждения осуществляется с использованием кнопки экстренного вызова полиции, а пропускной режим обеспечивается вахтерами (в дневное время) и сторожами (в ночное время). Кроме того, на каждой лестничной площадке у входа в жилое помещение, а также у центрального входа снаружи и внутри здания, установлены камеры видеонаблюдения с функцией автоматической записи и последующего просмотра. Здание оборудовано аварийным освещением эвакуационных путей, автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и чрезвычайных ситуациях.

Состояние строения всех помещений соответствует противопожарным требованиям и санитарным правилам.

Медицинское обслуживание, обследование воспитанников и контроль за состоянием их здоровья осуществляют медицинские работники МБЛПУ «Саяногорская городская детская поликлиника им. Л.Д. Ганичевой» в соответствии с договором. Медицинское обеспечение осуществляют врач-педиатр, старшая медицинская сестра, три сменные медицинские сестры, диетическая сестра.

Режим дня детей в Учреждении составлен из чередующихся, рациональных по продолжительности разнообразных видов деятельности и отдыха детей в течение суток, с учетом норм СанПиН и предусматривает время для занятий по интересам и прогулок. Основным принципом режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников. При организации режима учитываются климатические особенности региона, поэтому в Учреждении имеется два сезонных режима (холодный и тёплый периоды года).

Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утвержденным директором Учреждения, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие воспитанников. В 2018 году воспитанники побывали в оздоровительных лагерях (26 человек), санаториях (4 человека), реабилитационных центрах (3 человека).

Согласно утвержденному меню, в Учреждении осуществляется пятикратный прием пищи с интервалом в 3,5 - 4 часа, исключены повторы блюд в течение двух недель. Приготовленные блюда воспитанники под руководством педагогов получают на пищеблоке, прием пищи организован в группах. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов, с учетом общего количества белков, жиров, углеводов, что полностью обеспечивает организм ребенка энергией и основными пищевыми веществами. Пищеблок (место для приготовления пищи) оборудован холодильными камерами, холодильниками, жарочным шкафом, электрическими сковородой, тестомесом, мясорубкой, котлом, печами, а также кастрюлями, котлами, стеллажами, посудой. Всё оборудование соответствует требованиям санитарных правил.

 

1.3.Условия воспитания и обучения воспитанников.

В Учреждении реализуются воспитательные (образовательные) программы и программы дополнительного образования.

Основной программой работы по социальной адаптации воспитанников школьного возраста является программа «Становление» (под ред. Б.А. Куган), которая включает в себя следующие разделы: «Этикет», «Учись общению», «Ты и закон», «Домоведение», «Полезная экономика», «Половое воспитание», «Расти здоровым», «Внимание, опасность!», «Профессиональная ориентация». Результатом её реализации является готовность воспитанников к самостоятельной жизни через приобретение умений и навыков взаимодействия с различной социальной средой (бытовой, коммуникативной и др.).

С целью получения общего образования 11 воспитанников посещают МБОУ СОШ № 6 (территориально близко расположенной к Учреждению) и 9 воспитанников - МБОУ «Школа–интернат № 8» (на основании протокола заседания территориальной ПМПК).

Образовательная программа Учреждения рассчитана на реализацию общеразвивающих программ дополнительного образования по четырем направлениям: социально-педагогическому, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному и научно-техническому.

В целях более успешного продвижения в общем развитии детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для воспитанников Учреждения.

Кроме того, воспитанники Учреждения школьного возраста посещают клубы и секции за пределами Учреждения.

Трудовое воспитание с целью социально-трудовой адаптации воспитанников осуществляется по направлениям:

- обслуживающий труд (уборка жилых помещений, уход за личными вещами, приготовление блюд в рамках программ подготовки выпускников к самостоятельной жизни под руководством инструктора по труду);

- общественно-полезный труд (возделывание учебно-опытного участка и цветочных клумб на территории Учреждения, субботники по уборке территории, участие в акциях «День Енисея» (уборка набережной р. Енисей), «Спешите делать добро» (благоустройство территории Учреждения и соседних образовательных организаций);

- творческий труд (изготовление поделок разной направленности для личного пользования и участия в выставках декоративно-прикладного творчества).

Важным моментом в организации воспитательного пространства в Учреждении является реализация программы личностного развития, психолого-педагогическое консультирование, а также наблюдение за динамикой развития каждого ребёнка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.

Психолого-медико-педагогический консилиум проводится 2 раза в год, в октябре для вновь прибывших воспитанников, в мае для всех воспитанников. На основании заключений консилиума организуется проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них разрабатывается индивидуальная программа обучения и развития, ведется индивидуальная программа реабилитации и абилитации.

Совместно с психологом в течение года была организована коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения.

Воспитательные группы сформированы по принципу семейного воспитания и прежде всего по принципу совместного проживания братьев и сестер, детей - членов одной семьи. За каждой разновозрастной воспитательной группой закреплены 3 воспитателя и 3 младших воспитателя, за дошкольной группой – 3 воспитателя и 4 младших воспитателя, постоянно находящихся с детьми. Замещение педагогических работников допускается лишь в случае болезни или отпуска.

Пять воспитанников Учреждения являются временно выбывшими на период обучения в учреждениях среднего профессионального образования, из которых 60% (3 воспитанника) регулярно проживают в Учреждении в период учебных каникул.

В Учреждении в течение учебного года воспитательно-досуговая деятельность была направлена, прежде всего, на развитие творческого, интеллектуального и духовного потенциала воспитанников. Данные виды деятельности организовывались по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание, народные праздники, концерты для ветеранов войны, профилактические беседы, развивающие мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, встречи с инспекторами ГИБДД и ОДН, специалистами МЧС, профориентация, трудовое воспитание (экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения, участие в ярмарке рабочих профессий, тренингах по профессиональному самоопределению и компьютерном тестировании ЦЗН, патриотизм, гражданственность (встречи с ветеранами МВД), духовным наставником Саяногорской православной церкви, посещение краеведческого музея, участие в митинге, посвященному Победе русского народа в Великой Отечественной войне; пропаганда здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях, эстафеты на свежем воздухе; участие в конкурсах интеллектуальной и творческой направленности различного уровня. Всего за 2018 год победителей и призеров конкурсов 21 человек (65,6%).

С целью формирования семейных ценностей и родственных чувств использовались следующие формы работы: тематические беседы, совместные семейные праздники, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, праздничные концерты, мастер-классы по изготовлению подарков своими руками.

В 2018 году на базе Учреждения проходила традиционная неделя правовых знаний, завершающим мероприятием проводился дискуссионный круглый стол с участием воспитанников и приглашенных гостей (представителей прокуратуры, нотариуса, полиции, адвоката, органа ЗАГС города Саяногорска). С ребятами обсуждались права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, во Всеобщей декларации прав человека, рассматривались жизненные ситуации, в которые попадают воспитанники детских домов.

Другим важным направлением работы с воспитанниками является постинтернатное сопровождение выпускников Учреждения. В Учреждении реализуется программа постинтернатного сопровождения, которая включает в себя следующие направления: социально-психологическое, организационно-методическое.

В 2018 году одним из основных видов деятельности Учреждения стало семейное устройство детей. Учреждением заключено «Соглашение о сотрудничестве» с отделом опеки и попечительства Городского отдела образования муниципального образования г.Саяногорска, в котором определены направления по взаимодействию и разграничены обязанности по устройству детей в замещающие семьи. Реализуется план работы по привлечению кандидатов в замещающие родители.