Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка»

1.  Информация о ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка».

 1.1.Задачи и виды деятельности учреждения.

Организационно-правовая форма детского дома - учреждение.

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Ласточка» (далее - Учреждение) регламентирует свою деятельность на основании следующих нормативно-правовых актов:

- Устав, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия
от 24.09.2015 № 487;

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 19Л02
№ 0000219, регистрационный № 2026 от 31.03.2016.

В соответствии с Уставом, предметом деятельности Учреждения является содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети), реализация дополнительных общеразвивающих программ.

Основными задачами Учреждения   являются:

- создание благоприятных условий для разностороннего развития воспитанников путем удовлетворения их потребностей в получении дополнительного образования;

- осуществление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

- обеспечение социальной защиты, охраны прав и законных интересов воспитанников;

- организация содействия устройству детей на семейные формы воспитания;

- создание условий для возврата детей в кровную семью;

- адаптация и социализация  выпускников в современном обществе;

- оказание консультативной психологической, педагогической, социальной и иной помощи замещающим родителям.

Для достижения указанных задач Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в Учреждение по заявлению родителей (законных представителей), в том числе создание условий пребывания детей в Учреждении, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;

уход за детьми, с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории Учреждения, в учебных мастерских;

реализация дополнительных общеразвивающих программ;

осуществление полномочий опекуна (попечителя) воспитанников Учреждения,
в том числе защита их прав и законных интересов;

защита личных неимущественных и имущественных прав детей;

консультативная, психологическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства;

организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с указанными лицами, благотворительными организациями, волонтерами;

подготовка детей к усыновлению (удочерению),  передаче под опеку (попечительство);

восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

психолого-медико-педагогическая реабилитации детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в Учреждении, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в Учреждение из замещающих семей;

создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых Учреждением;

оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров,  диспансеризация детей;

оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;

оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;

оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в Учреждении.

 

1.2.Условия содержания воспитанников

В Учреждении создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному оформлению. Оборудование помещений отвечает требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательно.

Материальное обеспечение детей осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им бесплатного питания, комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания, медицинского обслуживания.

Пространство групп организовано в виде  разграниченных зон (приемная, гостиная с выделенной обеденной зоной, отдельные спальни для мальчиков и девочек, санузел), оснащенных всем необходимым оборудованием,  бытовой и оргтехникой (пылесос, чайник, ЖК телевизор). Также в ванной комнате в группах имеется стиральная машина «Малютка», на которой воспитанники имеют возможность стирать своё бельё. Более крупные вещи стирают в прачечной под присмотром воспитателя.

В достаточном количестве имеются игрушки, игры, дидактические пособия. Каждый ребенок обеспечен индивидуальными мягким инвентарем, спальным местом, тумбочкой для личных предметов, шкафами для одежды и обуви. Обеспечение одеждой воспитанников осуществляется индивидуально в соответствии с утвержденными нормами и с учетом индивидуального выбора ребенка.

В Учреждении имеются специальные помещения для организации образовательного процесса: методический и логопедический кабинет, кабинет психолога, музыкальный и спортивный залы, кабинет информатики, комната психологической разгрузки, кабинет дефектолога, библиотека, столярная мастерская, кабинет ручного труда. В образовательном процессе используется современное технологическое оборудование: магнитно-маркерная доска, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура, ноутбук, принтер, сканер. Информирование воспитанников о правах, обязанностях
и ответственности в сфере образования осуществляется через оформление общего стенда в Учреждении, расположенного на первом этаже здания, а также в каждой группе имеется оформленный информационный стенд, где по мере необходимости меняется информация по вопросам образования, воспитания и развития детей.

С целью обеспечения безопасности  территория Учреждения имеет  ограждение. Охрана Учреждения осуществляется с использованием  кнопки экстренного вызова полиции, а пропускной режим обеспечивается вахтерами (в дневное время) и сторожами (в ночное время). Кроме того, на каждой лестничной площадке у входа в жилое помещение, а также у центрального входа снаружи и внутри здания, установлены камеры видеонаблюдения с функцией автоматической записи и последующего просмотра. Здание оборудовано аварийным освещением эвакуационных путей, автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и чрезвычайных ситуациях. В 2019 году в рамках реализации мероприятий по обеспечению безопасности выполнен монтаж сдвижных ворот и монтаж системы видеонаблюдения.

Состояние строения всех помещений соответствует противопожарным требованиям и санитарным правилам (акт обследования и категорирования от 05.10.2019).

Медицинское обслуживание, обследование воспитанников и контроль за состоянием их здоровья осуществляют медицинские работники МБЛПУ «Саяногорская городская детская поликлиника им. Л.Д. Ганичевой» в соответствии с договором. Медицинское обеспечение осуществляют врач-педиатр, старшая медицинская сестра, три сменные медицинские сестры, диетическая сестра.

Режим дня детей в Учреждении составлен из чередующихся, рациональных по продолжительности разнообразных видов деятельности и отдыха детей в течение суток, с учетом норм СанПиН и предусматривает время для занятий по интересам и прогулок. Основным принципом  режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников. При организации режима учитываются климатические особенности региона, поэтому в Учреждении имеется два сезонных режима (холодный и тёплый периоды года).

Отдых и оздоровление детей в каникулярный период осуществляются в соответствии с планом, утвержденным директором Учреждения, включающим познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное, нравственное и физическое развитие воспитанников. В 2019 году  воспитанники побывали в оздоровительных лагерях (22 ребенка), санаториях (8 детей), реабилитационных центрах (11 человек).

В Учреждении  осуществляется пятикратный прием пищи с интервалом в 3,5 - 4 часа, исключены повторы блюд в течение двух недель. Приготовленные блюда воспитанники под руководством педагогов получают на пищеблоке, прием пищи организован в группах. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов, с учетом общего количества белков, жиров, углеводов, что полностью обеспечивает  организм ребенка энергией и основными пищевыми веществами. Пищеблок (место для приготовления пищи) оборудован холодильными камерами, холодильниками, жарочным шкафом, электрическими  сковородой, тестомесом, мясорубкой, котлом, печами, а также кастрюлями, котлами, стеллажами, посудой. Всё оборудование соответствует требованиям санитарных правил.

 

1.3.Условия воспитания и обучения воспитанников.

В Учреждении  реализуются воспитательные (образовательные) программы
и программы дополнительного образования.

Основной программой работы по социальной адаптации воспитанников школьного возраста является программа «Становление» (под ред. Б.А. Куган), которая включает
в себя следующие разделы: «Этикет», «Учись общению», «Ты и закон», «Домоведение», «Полезная экономика», «Половое воспитание», «Расти здоровым», «Внимание, опасность!», «Профессиональная ориентация». Результатом её реализации является готовность воспитанников к самостоятельной жизни через приобретение умений и навыков взаимодействия с различной социальной средой (бытовой, коммуникативной и др.).

С целью получения общего образования воспитанники посещают МБОУ СОШ
№ 6 (11 детей), МБОУ «Школа–интернат № 8» (на основании протокола заседания территориальной ПМПК) (9 детей).

Образовательная программа Учреждения рассчитана на реализацию общеразвивающих программ дополнительного образования по четырем  направлениям: социально-педагогическому, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному и научно-техническому.

В целях более успешного продвижения в общем развитии детей (в том числе
с ограниченными возможностями здоровья), коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов
в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет как можно полнее корригировать отставание в развитии обучающихся
с особыми образовательными потребностями, ликвидируя пробелы в знаниях
и представлениях об окружающем мире, преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

Охват воспитанников дополнительным образованием на 31.12.2019 год по направлениям

Направление

Количество воспитанников

% охвата от общего количества (от 1-18 лет)

Художественно-эстетическое

27

100%

Социально-педагогическое

22

81%

Физкультурно-спортивное

27

100%

Научно-техническое

20

74%

Кроме того, воспитанники Учреждения школьного возраста  посещают клубы
и секции за пределами Учреждения: кружок вокала в студии «Эврика», секцию
по кикбоксингу в физкультурно-спортивном комплексе, секцию волейбола в МБОУ СОШ № 6.

Трудовое воспитание с целью социально-трудовой адаптации воспитанников осуществляется по направлениям:

- обслуживающий труд (уборка жилых помещений, уход за личными вещами, приготовление блюд в рамках программ подготовки выпускников к самостоятельной жизни под руководством инструктора по труду);

- общественно-полезный труд (возделывание учебно-опытного участка и цветочных клумб на территории Учреждения, субботники по уборке территории, участие в акциях «День Енисея» (уборка набережной р. Енисей), «Спешите делать добро» (благоустройство территории Учреждения  и соседних образовательных организаций);

- творческий труд (изготовление поделок разной направленности для личного пользования и участия в выставках декоративно-прикладного творчества).

Важным моментом в организации воспитательного пространства в Учреждении является реализация программы личностного развития, психолого-педагогическое консультирование, а также наблюдение за динамикой развития каждого ребёнка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.

Заседания психолого-медико-педагогического консилиума проводится в плановом порядке два раза в год (в октябре для вновь прибывших воспитанников в летний период, в  мае для всех воспитанников). Внеплановые заседания консилиума для вновь прибывших воспитанников в течение учебного года, проводится по мере необходимости.  На основании заключений консилиума организуется проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них разрабатывается индивидуальная программа обучения и развития, ведется индивидуальная программа реабилитации и абилитации.

Совместно с психологом в течение года организуется коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения.

В рамках консультаций прорабатываются травмы прошлого, дети обучались способам снятия психоэмоционального и нервно-мышечного напряжения, постановке целей и планированию деятельности по их достижению.

Непосредственная подготовка детей к проживанию в замещающей семье также осуществлялась в рамках данного направления и включала в себя:

- понимание разницы между биологическим и психологическим родительством;

- формирование представлений о жизни в семье, семейных отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

- овладение позитивным моделям поведения в семье;

- обучение эффективным формам взаимодействия.

Знакомство и беседы с кандидатами в замещающие родители проводились с целью изучения их индивидуальных особенностей, особенностей их семейного уклада, правилами, установленными в семье и т.п., также давались рекомендации по построению конструктивных взаимодействий с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Развитие высших психических функций у детей после цикла коррекции характеризуется положительной динамикой, но, тем не менее, все еще значительно отстает от возрастных норм, что свидетельствует о необходимости продолжения соответствующих занятий. Также с детьми данной возрастной категории проводились занятия по развитию эмоциональной сферы, предупреждению и снятию тревожности, страхов, формированию положительной самооценки и уверенности в себе, развитию коммуникативных навыков и навыков социального поведения.

Работа с воспитанниками подросткового возраста была направлена на развитие интеллектуальных способностей, позитивной «Я-концепции», освоение норм и отношений между людьми, стабилизацию психоэмоционального состояния.

Детям, которые попадают в Учреждение, не хватает знаний и умений для выхода
в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах
и мотивации жить самостоятельно. Один из инструментов работы, формирующих данные навыки – наставничество. Чаще всего наставниками воспитанников становятся сотрудники компаний ОАО «РУСАЛ» и  ПАО «РусГидро». Корпоративное волонтерство  перешло в индивидуальную работу. Наставники – состоявшиеся люди, успешные в своей карьере, к тому же прошедшие некий фильтр безопасности. Корпоративное наставничество эффективно и в профориентационной  работе.В рамках программы «Молодая энергия» по социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов,  были организованы тренинги для воспитанников «Мир профессий и Я», «Робототехника». Волонтеры проводили занятия с воспитанниками Учреждения, на которых рассказывали  о  технических профессиях и специальностях,
о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда и  профессиональных перспективах на базе  Учебного профессионального инновационно-информационного центра в п. Черемушки. Результатами  таких встреч стало призовое место наших воспитанников в отборочном туре на Международный чемпионат профессий «YuniorSkils».

Программа «Молодая энергия» обеспечивает сопровождение выпускников, поступивших в профильные профессиональные учебные заведения, помощь в дальнейшем устройстве на производственную практику и трудоустройстве, представителями (наставниками) «РусГидро», успешно реализована в 2019 году.

Диана Г., выпускница учреждения, закончила профильное учебное заведение (КГБПОУ «Дивиногорский гидроэнергетический техникум им. А.Е. Бочкина») и стала гидроэнергетиком. Проводником в  новую жизнь для нее стал ее наставник -  инженер по наладке и испытаниям Саяно-Шушенской ГЭС. Сегодня Диана Г. работает на Колымской ГЭС около года, вникает в тонкости профессии. И вот ее зримый результат: выпускница детского дома, окончившая профильное профессиональное образовательное учреждение успешно  трудоустроена.

Основные мероприятия, проводимые волонтерами, в которых активно участвуют воспитанники – акции во время проведения Весенней недели добра,  торжественные  мероприятия, посвящённые  Дню Победы, а также к  праздникам  и памятным датам
(День защиты детей, День знаний, экологические акции ко Дню  Енисея).

Ежегодно проводится совместная работа с Саяногорским реабилитационным центром, с Саяногорским казачеством.  При взаимодействии волонтеров компаний РУСАЛа и РусГидро состоялись двухдневные походы для воспитанников в урочище Мелкоедово национального парка «Шушенский бор».  Предварительно волонтеры провели ряд мастер-классов по освоению вязки узлов и спортивному ориентированию на безе детского дома, поэтому все трудности в походе были  преодолены с отработанной сноровкой. Несмотря на физическую нагрузку, при подъеме в гору с рюкзаками, ребята, дойдя до домиков, помогли взрослым развести костер и приготовить в походных условиях  вкусную еду.

 Взаимодействие волонтеров  с воспитанниками учреждения находится на высоком уровне. Данная возможность взаимодействия повышает  активность  воспитанников. Особый интерес воспитанников  вызывают встречи с интересными людьми, совместное проведение досуга, командообразующие мероприятия, поездки-экскурсии в другие районы республики и соседние регионы, совместное приготовление пищи.

В целом волонтёрская деятельность направлена на профилактику асоциальных проявлений в подростковой среде, создание оптимальных условий для самовыражения подростков и привлечения к самопознанию, реализации наиболее креативных идей. Она  ориентирована на формирование общественной культуры подростков, адаптацию ребенка к жизни в обществе, на обеспечение необходимых условий для личностного роста, раскрытие творческого потенциала, на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

В течение года в учреждении  была организована совместная работа с представителями прокуратуры, отдела по делам несовершеннолетних, нотариуса, полиции, адвоката. ЗАГСа, интересными людьми города Саяногорска. Итоговым мероприятием  проходит неделя правовых знаний дискуссионный круглый стол с участием воспитанников и приглашенных гостей. С ребятами обсуждаются  права, записанные в Конвенции о правах ребёнка, во Всеобщей декларации прав человека, рассматриваются жизненные ситуации, в которые попадают воспитанники детских домов.

Внедрение эффективной модели социализации воспитанников и выпускников детского дома посредством реализации наставничества  позволяет осуществлять  более качественную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска, обеспечивать межведомственное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество в решении проблем социальной адаптации выпускников. 

2.  Информация о численности воспитанников и их возрастных группах.

По состоянию на  31.12.2019  в Учреждении проживают 33 воспитанника, из них детей дошкольного возраста 8 человек, школьного возраста – 20 человек, студенты учреждений среднего профессионального образования – 5 человек.

Группа

Количество детей

«Журавлики» (от 5 до 15 лет)

9

«Улыбка» (от 9 до 15 лет)

5

«Гнездышко» (от 9 до 18 лет)

8

«Аистенок»» (от 0 до 5 лет)

6

Воспитательные группы сформированы по принципу семейного воспитания
и прежде всего по принципу совместного проживания  братьев и сестер, детей - членов одной семьи. За каждой разновозрастной воспитательной группой закреплены
3 воспитателя и 2,3 младших воспитателя, за дошкольной группой – 5 воспитателей
и 2 младших воспитателя, постоянно находящихся с детьми.

Пять воспитанников Учреждения  обучатся в учреждениях среднего профессионального образования, из которых 80% (4 воспитанника) регулярно проживают в Учреждении в период учебных каникул и длительных праздничных дней.

По заявлению законных представителей на 31.12.2019 в Учреждении  находится
1 временно помещенный воспитанник.

Одним из важных направлений деятельности Учреждения, является постинтернатное сопровождение воспитанников. Выпускники учреждения нуждаются
в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Для координации деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников в учреждении  функционирует программа «Постинтернатное сопровождение детей – сирот, в том числе обучающихся в организациях профессионального образования». Целью данной программы является совершенствование системы социальной адаптации выпускников детского дома в обществе.

В рамках постинтернатного сопровождения в Учреждении ежегодно проводится конкурс «Выпускник года». С 2014 года в Учреждении существует так называемая «Тренировочная квартира», где выпускники в течение 14 дней проживают отдельно
от группы. Воспитанники составляют меню и самостоятельно готовят, в течение всего времени проживания, самостоятельно контролируют режим дня, улучшают навыки самообслуживания. Проживание в тренировочной квартире является одним из этапов конкурса «Выпускник года». Участие в конкурсе шефских предприятий в лице членов Попечительского совета позволяет предоставить выпускникам комплект предметов, необходимых для самостоятельной жизни в общежитии профессионального учебного заведения: по итогам конкурса участникам вручаются не только индивидуальные призы (предметы бытового назначения), но и дорожные сумки, укомплектованные необходимыми в быту вещами.

 

3. Сведения о численности, структуре и составе работников Учреждения

Педагогический коллектив Учреждения имеет следующий состав: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 1 человек,  воспитатели - 14 человек, социальный педагог - 1 человек, педагог-психолог - 1 человек, учитель-логопед - 1 человек, учитель-дефектолог - 1 человек, музыкальный руководитель - 1 человек, инструктор по труду - 1 человек, педагог дополнительного образования (информатика,  столярное дело) – 2 человека, руководитель физического воспитания- 1 человек, педагог-организатор – 1 человек, педагог-библиотекарь - 1 человек.

Педагогический коллектив стабилен. Уровень образования и квалификации педагогов соответствует установленным требованиям.

Количество педагогов
с высшим и средним специальным педагогическим образованием

Общее количество

высшее профессиональное образование

среднее профессиональное образование

30

20 (67%)

10 (33%)

 

Количество педагогических работников по возрастному составу

Молодые специалисты (чел.)

От 25-35 лет

От 35 лет и старше

Из них пенсионеры

0

5 (17%)

25 (83%)

11 (36%)

 

Количество педагогических работников по стажу работы

0-10 лет

10-20 лет

более 20 лет

7 (23%)

8 (27%)

15 (50%)

 

Количество педагогических работников по наличию категории

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Соответствие занимаемой должности

0

13 (43%)

0

17 (57%)

 

В целях обучения работников организации современными технологиям работы
по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения
с детьми,  в Учреждении проводились педагогические советы (4 заседания), психолого-педагогические семинары (5 заседаний), методические объединения (4 заседания).

Кроме того,  педагоги систематически повышали свою квалификацию на базе Государственного автономного образовательного учреждения Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»  (14 человек). Для организации обобщения и представления собственного опыта работы педагоги приняли участие в городских педагогических чтениях (4 человека), республиканских семинарах (5 человек).

С целью ознакомления с лучшим опытом работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей, педагоги участвовали в вебинарах и совещаниях с использованием Интернет-технологий.

Повышение квалификации педагогических работников носит системный характер, охватывает весь педагогический состав, регламентируется необходимыми нормативными документами. Совершенствуется и развивается методическая база Учреждения, повышается профессиональное мастерство педагогов.

Организационная структура управления Учреждения.




4. Информация о направлениях работы с детьми и взаимодействии с организациями и гражданами.

4.1. Направления работы с воспитанниками.

Воспитательная деятельность направлена на развитие творческого, интеллектуального и духовного  потенциала воспитанников. Данные виды деятельности организовывались по следующим направлениям: духовно-нравственное воспитание, народные праздники, концерты для ветеранов войны,  профилактические беседы, развивающие мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, встречи с инспекторами ГИБДД и ОДН, специалистами МЧС, профориентация, трудовое воспитание (экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения,  участие в ярмарке рабочих профессий, тренингах по профессиональному самоопределению  и компьютерном тестировании ЦЗН, патриотизм, гражданственность (встречи с ветеранами МВД), духовным наставником Саяногорской православной церкви, посещение краеведческого музея, участие в митинге, посвященному Победе русского народа в Великой Отечественной войне; пропаганда здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях, эстафеты на свежем воздухе; участие в конкурсах интеллектуальной и творческой направленности различного уровня.  В 2019 году 22 ребенка (67%) стали победителями и призерами различных конкурсов.

С целью формирования семейных ценностей и родственных чувств использовались следующие формы работы: тематические беседы, совместные семейные праздники, совместный просмотр  и обсуждение кинофильмов, праздничные концерты, мастер-классы по изготовлению подарков своими руками.

В 2019 году на базе Учреждения проходила традиционная неделя правовых знаний, завершающим мероприятием стал дискуссионный круглый  стол с участием воспитанников и приглашенных гостей (представителей прокуратуры, нотариуса, полиции, адвоката, органа ЗАГС города Саяногорска). С ребятами обсуждалась Конвенции о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека, рассматривались  жизненные ситуации, в которые попадают воспитанники детских домов.

 Другим важным направлением работы с воспитанниками является постинтернатное  сопровождение выпускников Учреждения. В Учреждении реализуется программа постинтернатного сопровождения, которая включает в себя следующие направления: социально-психологическое, организационно-методическое.

Формы сопровождения выпускников:

·                    посещение выпускников Учреждения  по месту пребывания  в период обучения - 6 человек;

·                    консультирование (лично, с использованием телефонной связи) - 19 человек;

·                    индивидуальные профилактические беседы - 17 человек;

·                    общение в режиме телефонной связи с руководством и педагогами профессиональных образовательных организаций с целью сопровождения учебного процесса, а также решения проблемных ситуаций не менее 10 раз в месяц;

·                    привлечение к сопровождению выпускников волонтеров и представителей Попечительского совета;

В 2019 году  в Учреждении не проживали  выпускники,  достигшие совершеннолетия.

Работа, проводимая по защите законных прав и интересов воспитанников:

·                    Алиментное содержание:

- число воспитанников, имеющих право на получение алиментов - 26 человек;

- алименты взысканы с 30 родителей;

- привлечены к уголовной ответственности - 7 (27%) родителей;

- привлечены к административной ответственности - 6 (23%) родителей;

- взыскана неустойка за неуплату алиментов с 3 (12%) родителей;

- получают алименты – 17 (65%) воспитанников.

·                    Защита жилищных прав воспитанников

Число воспитанников, состоящих в очереди на получение жилого помещения

Число воспитанников, имеющих закреплённые жилые помещения (являющихся собственниками)

Число воспитанников, чьи жилищные права не защищены

20

12

0

В 2019 году одним из основных видов деятельности Учреждения стало семейное устройство детей. Учреждением заключено «Соглашение о сотрудничестве» с отделом опеки и попечительства Городского отдела образования муниципального образования
г. Саяногорска, в котором определены направления по взаимодействию и разграничены обязанности по устройству детей в замещающие семьи. Реализуется  план работы
по привлечению кандидатов в замещающие родители.

Для повышения качества и систематизации работы по семейному устройству
в Учреждении ведется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Форма данного документа разработана и согласована с отделом опеки и попечительства
г. Саяногорска. Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанников пересматривается и корректируется не реже одного раза в полгода. Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели вносят записи о проводимой работе и её результатах ежемесячно. Данные по результатам проведения ПМПК заносятся в индивидуальный план 2 раза в год, информация врача-педиатра (при изменении состояния здоровья воспитанников). Результатом деятельности сотрудников Учреждения  в данном направлении стало устройство 15 воспитанников в замещающие семьи под опеку (попечительство) и передача 2 воспитанников родителям.

 

4.2.  Взаимодействие с организациями и гражданами

·                    С организациями

В 2019 году продолжилась работа по взаимодействию  с учреждениями города
и общественными организациями. Благодаря такому сотрудничеству, воспитанники Учреждения  имели возможность общения с интересными людьми нашего города. Совместные мероприятия позволили ребятам шире раскрыть свои творческие
и коммуникативные возможности, повысить шансы успешной социализации в обществе.

В Учреждении   активно продолжал свою работу Попечительский совет. В его состав входят представители градообразующих предприятий и городской общественности:  Саяногорского алюминиевого завода, Центра социальных программ РУСАЛа, ПАО «РусГидро» - СШ ГЭС им. П.С. Непорожнего, председатель Союза предпринимателей г. Саяногорска.

Члены Попечительского совета активно привлекались к семейному устройству воспитанников Учреждения, а именно оказывали помощь в распространении листовок о воспитанниках, проводили разъяснительную работу среди сотрудников предприятий о возможности оформления опеки (попечительства), усыновления, либо временного пребывания воспитанника в семье в каникулярный период, выходные и праздничные дни.

·                    С гражданами

Другим важным направлением работы Учреждения являлась систематическая работа с гражданами  и кровными родственниками воспитанников. Установлен график приёма граждан, информация о приёмных днях размещена на сайте Учреждения, также данную информацию можно получить по телефону или в самом Учреждении. В приёмные дни родственники несовершеннолетних могли с ними общаться (по заявлению) за пределами Учреждения либо на его территории в течение двух часов. Также на основании заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, оформлены документы  13 воспитанников, на временное пребывание в семьях граждан.  Систематически велась работа по установлению кровных связей ребенка с семьёй: проводился розыск  ближайших родственников воспитанников, было  организовано общение воспитанников с родственниками посредством телефонной связи, писем и сети Интернет. Все воспитанники, имеющие братьев и сестер, вне Учреждения  также имели возможность общаться с ними  в телефонном режиме.

Психологом, социальными педагогами и врачом-педиатром проводилось консультирование лиц, желающих принять в свою семью ребенка. Разработан алгоритм работы с кровными родителями воспитанников Учреждения и кандидатами в замещающие родители.

Граждане, получившие направление от органа опеки и попечительства или регионального оператора РБД на посещение ребенка (детей), общались с воспитанниками в комнате психологической разгрузки  с участием педагога-психолога или социального педагога. Также они приглашались на праздничные мероприятия, проходящие
в Учреждении, с целью знакомства с ребенком (детьми), его интересами,  кругом общения. В течение 2019 года 16 человек из числа кандидатов в замещающие родители посетили Учреждение  на основании направления Министерства образования и науки Республики Хакасия и органов опеки и попечительства, с целью знакомства с воспитанниками.

 

5. Информация о численности воспитанников, которые были возвращены в течение года кровным родственникам или переданы в семьи граждан

 

За   2019 год  передано 17 воспитанников:

Доля воспитанников, переданных по опеку

В том числе:

Доля воспитанников, возвращенных кровным родственникам

Доля воспитанников, переданных под опеку из временно помещенных
(акт об оставлении)

15 детей (47%)

4 (36%)

2 (18%)

 

Учреждение имеет свой официальный сайт (detdom-sayan-obr.edusite.ru), где размещает информацию о своей деятельности.

Структура и система управления Учреждения соответствует нормативным требованиям. Учреждение динамично развивается,  располагает необходимой материально-технической базой, которая постоянно совершенствуется и укрепляется.

В Учреждении эффективно формируется воспитательная среда для продуктивного общения взрослых и детей с целью овладения детьми основными моделями коммуникативного поведения, сохранения и укрепления здоровья, формирования у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, необходимых им в жизненном самоопределении.