Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» создано 01.09.2008 года для социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по социальному обслуживанию населения в Республике Хакасия.

     Дом-интернат является стационарным учреждением на 175 мест, предназначенным для постоянного, временного (на срок до 6 месяцев) проживания детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, а также полустационарного (дневного) пребывания детей - инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. (ред. от 19.12.2018 г.) инвалиды с детства в возрасте до 23 лет включительно.

     Основная цель деятельности детского дома-интерната - оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, квалифицированной медицинской и психологической реабилитации, педагогической и социально-правовой помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Основными задачами дома-интерната являются:

создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей; обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями; создание коррекционно-развивающей образовательной среды; обеспечение единства психологической, коррекционно-педагогической помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества; организация и оказание медицинской помощи и обслуживания; формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность; поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Для более эффективного проведения реабилитационных мероприятий в детском доме-интернате созданы отделения:

  • милосердия;
  • медико-социальной реабилитации;
  • психолого-педагогической помощи;
  • социально-трудовой реабилитации;
  • социально-консультативной помощи;
  • отделение полустационарного пребывания, в том числе в режиме кратковременного пребывания.

Основные виды оказываемых услуг:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей - инвалидов в быту; - социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья детей-инвалидов; - социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния детей-инвалидов для их адаптации в среде обитания (обществе); - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личностного развития детей-инвалидов, формирования у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга; - социально-трудовые, направленные на проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей детей-инвалидов; - социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов детей- инвалидов; - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей-инвалидов; - образовательная деятельность (дошкольное и дополнительное образование).

На 01.01.2020г в доме-интернате на социальном обслуживании находилось 162 человека: в стационарной форме – 79 человек, группа кратковременной стационарной реабилитации – 1 человек, в полустационарной форме (отделение дневного пребывания) - 82, из них:

- дети - сироты – 12 (из них старше 18 лет – 3 человека); -дети, оставшиеся без попечения родителей – 32 (из них старше 18 лет – 7 человек); - по договору стационарного обслуживания – 35 (из них старше 18 лет – 4 человека) и кратковременная стационарная реабилитация – 1 человек; - по договору о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме (отделение дневного пребывания) - 82.

Возрастной состав воспитанников:

 

 

стационарное отделение

   отделение дневного пребывания

 

с 0 до 4 - 3 чел

 

 

с 4 до 7 – 9 чел

    с 4 до 7 - 7 чел

 

с 7 до 10 –  8 чел

    с 7 до 10 - 25 чел

 

с 10 до 14-  23 чел

    с 10 до 14 – 32 чел

 

с 14 до 18 -  22 чел

    с 14 до 18 -  18 чел

 

старше 18 лет – 13

 

 

За 2019 год из учреждения выбыло 16 человек, через группу кратковременной стационарной реабилитации прошло – 141 человек, из них:

- под опеку – 5 чел.; - возвращены в семью –  8 чел., 141 чел. группа кратковременной стационарной реабилитации; - переведены в психоневрологические интернаты – 2 чел.; - умер – 1 чел.

 

Штатная численность учреждения - 307 ед.:

- административный отдел – 18,5 ед.; - педагогический персонал -68,5 ед.; - врачи и средний медицинский персонал - 57,25ед.; - младший медицинский персонал - 64 ед., - помощник воспитателя -17 ед., - специалисты по социальной работе -3 ед., - пищеблок-17 ед.; - хозяйственный отдел –61,75 ед.

Штат учреждения укомплектован на 89,5 %.

Качество и объем государственных услуг, предоставляемых воспитанникам ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок», зависит, в первую очередь, от степени квалификации работников детского дома-интерната. Вопросам кадровой подготовки в детском доме-интернате уделяется большое вниманиесоздаются условия для получения высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в учреждениях повышения квалификации работников образования, медицинских работников, а также через дистанционное обучение в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Курсы повышения квалификации в 2019 году прошли врачи – 1 чел., средний медперсонал –12 чел., педагогический персонал - 25 чел., административно-хозяйственный персонал - 11 чел.

Все специалисты отделений работают при тесном комплексном взаимодействии, проводя социально-медицинскую, социально-психологическую, социально- педагогическую, социально-трудовую реабилитацию детей-инвалидов.

Социально-медицинское обслуживание в детском доме-интернате включает проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организацию профилактических прививок и различных лечебно-оздоровительных мероприятий. На каждого ребенка ежегодно составляется индивидуальный план медико-социальной реабилитации с учетом его возраста и заболевания.

Все дети находятся под постоянным медицинским наблюдением. Кратность осмотров регламентирована состоянием детей, необходимостью коррекции лечения. Ежегодно проводится комплексная оценка состояния психического здоровья и развития ребёнка с занесением результатов в историю болезни в форме этапного эпикриза. На его основании планируется комплекс мероприятий по оздоровлению ребёнка.

В комплекс медико-социальной реабилитации входят:

- медикаментозное лечение; - физиотерапевтические - процедуры; - парафинолечение; - ингаляции; - кислородолечение; - массаж лечебный ручной; - лечебная физкультура; - лечебные положения (укладки); - гидрокинезотерапия и лечебное плавание; - иппотерапия.

Диспансеризация, лечение, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация проводятся с участием городских и республиканских лечебно- профилактических учреждений. За 2019 год получили стационарное лечение на базе учреждений здравоохранения 37 воспитанников, из них 3 воспитанника находятся на лечении в г. Москва.

В интернате имеется зал лечебной физкультуры, два массажных кабинета.

Зал лечебной физкультуры дает возможность проводить занятия групповым методом. В отделении милосердия занятия проводятся индивидуально. Зал лечебной физкультуры оснащен спортивным оборудованием и инвентарем: шведская стенка, спортивный комплекс, ребристая доска, тренажеры (беговая дорожка, велотренажеры, тренажер- лыжи, шаговый тренажер), гимнастические палки, мячи надувные гимнастические, мячи резиновые, комплект многофункциональных грузов и валиков.

Функционирует плавательный бассейн, предназначенный для оздоровительных и реабилитационных процедур детям.

Обеспечение детей-инвалидов, находящихся на стационарном пребывании, необходимыми лекарственными препаратами и техническими средствами реабилитации осуществляется в рамках Федерального закона от 22. 08, 2004 №122-ФЗ.

Оформление, выписка льготных рецептов осуществляется врачами - специалистами ГБУЗ РХ «Абаканская межрайонная детская клиническая больница». За 2019 год было выписано 297 льготных рецептов на сумму 167,921 тыс. рублей.

Обеспечение детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, техническими средствами реабилитации возложено на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия. За 2019 год прошли переосвидетельствование 12 детей, проведена коррекция ИПРА- 9 воспитанникам. В соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации, разработанных специалистами ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы» по Республике Хакасия, все нуждающиеся были обеспечены техническими средствами реабилитации - получены абсорбирующие средства в количестве 52672 тыс. шт., 5 шт. кресло-колясок, 1 опоры для сидения, 1 матрас противопролежневый, 1 шт – опора для стояния., 6 туторов, оснащением – 1 шт., 18 пар ортопедической обуви и др.

Деятельность отделения социально-консультативной помощи направлена на обеспечение защиты прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Для достижения цели, поставленной перед Учреждением, отделение социально - консультативной помощи решает ряд задач:

- изучение социального профиля семьи ребенка, материальных и жилищных условий, связи с родителями, родственниками; - оформление юридического статуса ребенка; - правовое просвещение педагогов, родителей; - представительство интересов воспитанников от имени детского дома - интерната в суде; - взаимодействие с органами опеки и попечительства для защиты прав ребенка; - взыскание алиментов с родителей; назначение и поступление пенсий; - соблюдение жилищных прав воспитанников; закрепление жилья; - розыск родителей; - оформление опекунства и другие.

Восстановление проживания детей в родных семьях, семейное устройство в приемную семью, перевод детей на дневное пребывание достигается путем совместной работы с органами опеки и попечительства, так же проводится правовое консультирование родителей и представительство в суде по вопросам восстановления в родительских правах. На каждого ребенка разработан индивидуальный план развития и жизнеустройства, в соответствии с которым ведется работа специалистов по социальной работе и социальных педагогов.

Ежемесячно проводятся съемки сюжетов на каналах ТНТ Абакан (рубрика «Ищу маму»), РТС (рубрика «Жду маму»), а также размещение фотографий и производной информации о несовершеннолетних на сайтах городского управления образованием г. Абакана и 19.ru.info.

Деятельность отделения социально-консультативной помощи направлена на обеспечение защиты прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» созданы условия для получения детьми дошкольного, дополнительного и общего образования.

Начальное общее, основное общее образование воспитанникам стационара осуществляется на основании договора о сетевой форме реализации адаптированной образовательной программы с МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17», ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», договора об оказании образовательных услуг с ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха» путем зачисления в образовательные организации (информация на 30.12.2019 год) - обучается 63 воспитанника, из них:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17»- обучается 36 воспитанников.

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения»-27.

Для проведения занятий оборудован учебный блок из 3 классных комнат. Наполняемость учеников в классах 5 человек. При разработке образовательных программ, учебных планов, расписания занятий учитываются возраст ребёнка, состояние здоровья, особенности психофизического развития. Программа предусматривает овладение элементарными знаниями по предметам: математика, письмо, чтение развитие речи, предметно-практическая деятельность, изобразительное искусство. Образовательная недельная нагрузка равномерна, распределена в течение учебной недели. Из 63 человек в классах обучаются 42воспитанника, на индивидуальном обучении – 21 ребенок.

    8 воспитанников обучаются непосредственно в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 17», 2 в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», до места учебы доставляется автотранспортом учреждения в сопровождении воспитателей.

На школьников разработаны специальные индивидуальные программы развития.

В 2019 году 9 воспитанников школьного возраста закончили обучение.

  75 воспитанников  школьного возраста, посещающие отделение полустационарной формы социального обслуживания, получают образовательные услуги в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий путем зачисления детей в общеобразовательные организации по заявлению родителей по месту жительства семьи.  Режим пребывания в доме-интернате и оказание социальных услуг детям-инвалидам осуществляется с учетом графика обучения детей в организациях образования.

   Таким образом, для всех воспитанников ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» обеспечено право на получение  образования.

Дошкольное и дополнительное образование детей-инвалидов в доме - интернате осуществляется специалистами и воспитателями учреждения на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности №1872 от 07.08.2015 года, выданной Министерством образования и науки Республики Хакасия.

Для реализации программ дошкольного и дополнительного образования в доме - интернате создано структурное образовательное подразделение.

Дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по основным образовательным областям - «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно - эстетическое развитие». Результаты работы показали наличие устойчивой динамики в развитии детей данной возрастной категории, особенно у детей с синдромом Дауна. Дошкольным образованием охвачено 10 воспитанников.

Дополнительное образование осуществляется на основании дополнительной образовательной программы для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Все в моих руках», представленной различными мероприятиями познавательно - развивающего, физкультурно-спортивного характера, художественно-творческой, игровой и трудовой деятельностью. Важное место в дополнительном образовании уделяется внедрению новых форм коррекционно-развивающих занятий по: психотренингу, сказкотерапии, музеетерапии, анималотерапии, логоритмике. Дополнительным образованием в 2019 учебном году охвачено 141 воспитанник школьного возраста, в том числе находящиеся в отделениях милосердия.

Отделение психолого-педагогической помощи предназначено для организации этапов выполнения индивидуальных программ психолого-педагогической реабилитации и учебно-воспитательных мероприятий.

В структуру отделения психолого-педагогической помощи входят:

- спортивно-оздоровительный комплекс (зал ЛФК, футбольная и спортивная площадки);

- логопедический кабинет;

- темная сенсорная комната;

- мастерские: столярная, гончарная, швейная, общественно-полезного труда;

- методический кабинет; кабинет Монтессори-педагогики;

- компьютерный класс;

- кабинет психологической разгрузки;

- кабинет социальной адаптации;

- актовый зал;

- тренировочная квартира;

- арт-терапевтическая студия;

- кабинет альтернативной и дополнительной коммуникации.

Среда, окружающая детей-инвалидов в доме-интернате, должна обеспечивать безопасность их жизни, быть комфортной, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Поэтому администрацией детского дома - интерната уделяется большое внимание оформлению игровых комнат, спален, кабинетов, мастерских, учебного и компьютерного классов. Кабинеты учителя-логопеда, педагога - психолога, социального педагога оснащены необходимым оборудованием и имеют определенное зонирование: игровая зона, учебная зона, релаксационная зона.

Созданы благоприятные условия для проведения педагогами коррекционно - развивающих занятий. В учреждении имеется современный компьютерный класс и мультимедийное оборудование, которое позволяет проводить интегрированные занятия с детьми. Специалисты широко применяют на занятиях учебные фильмы. Теперь к этим возможностям добавилось использование специальных обучающих программ, игровых упражнений, компьютерных презентаций.

Для того, чтобы помочь воспитанникам преодолеть жизненные трудности, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, в учреждении реализуется технология «тренировочная квартира» в целях подготовки к самостоятельной жизни, оборудование для которой приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Работа в тренировочной квартире проводится по 3 направлениям:

- самообслуживание;

- введение домашнего хозяйства;

- социальное взаимодействие.

Обучаются в тренировочной квартире дети - сироты от 10 до 18 лет с различными физическими и умственными способностями. Дети проводят в тренировочной квартире 2 раза в неделю (обучающий курс), с увеличением проживания до месяца в сопровождении социального педагога.

На занятиях в тренировочной квартире воспитанники получают знания об окружающем мире, жизнедеятельности человека через моделирование различных жизненных ситуаций, решение задач социального взаимодействия, отрабатывают бытовые навыки, учатся готовить, правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы, обучаются правилам личной гигиены, выполняют мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, учатся следить за внешним видом, подбирать одежду по сезону, убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями. В ходе социализации в тренировочной квартире дети учатся правильно и с пользой организовывать свой досуг. Один раз в неделю проходят занятия с выходом в общественные места, где ребята в реальных условиях взаимодействуют с людьми.

Используемые в квартире специализированные кухонные принадлежности и посуда позволяет воспитанникам с двигательными нарушениями самостоятельно принимать пищу.

Таким образом, тренировочная квартира является одним из самых эффективных способов социальной адаптации и реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-сирот, для навыков для самостоятельного, независимого проживания.

     Важным звеном дополнительного образования воспитанников дома-интерната является системная физкультурно – спортивная и культурно - массовая работа в учреждении.

На сегодняшний день спорт для детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее эффективной формой социальной реабилитации. Спортивные мероприятия, прежде всего, расширяют круг общения особых детей, мобилизуют физические и личностные ресурсы. В связи с этим воспитанники принимают активное участие в открытых чемпионатах и первенствах Республики Хакасия, г. Абакана по легкой атлетике, теннису и занимают призовые места. Также активно участвуют в конкурсе проектов «Абакан - спортивный город» в группе «Развитие массовой физической культуры на территории города Абакана».

Возможность реализовать свой творческий потенциал предоставляет воспитанникам участие в вокальных, хореографических, декоративно - прикладных конкурсах, фестивалях, выставках на международных, региональных и городских уровнях.

Ежегодно воспитанники учреждения участвуют в социокультурных мероприятиях за пределами региона - в выставках, организованных Благотворительным фондом «MISSIA», в Международном творческом фестивале детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!» в г. Санкт-Петербурге, в Международном фестивале «Рождественская Мечта» в г.Великий Устюг. Второй год подряд  воспитанники дома-интерната выступают на Международном фестивале для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Inclusivedance» и занимают призовые  места.

Традиционно ребята принимают участие в городском фестивале творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Утенок» с яркими хореографическими номерами в сопровождении педагогов и республиканском фестивале для детей с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя».

Более 70 воспитанников приняли участие в календарных праздниках («День знаний», «Декада -инвалидов», «Новый год»), спортивных и культурно-массовых мероприятиях учреждения («Праздник осени», «Звонкие Бубенцы!», зарница «Остров сокровищ», проект «Наше здоровье!»).

Решая проблему общения, занятости детей-инвалидов и в целях сохранения уровня развития и стабилизации их состояния, в учреждениях созданы различные творческие объединения (рисование, лепка, конструирование). Результатом их деятельности является участие в республиканских городских выставках художественного творчества

Основной упор в работе с детьми-инвалидами направлен на создание условий и предпосылок для их интеграции в общество. Для детей педагогический коллектив организует мероприятия различного характера: экскурсии в театр, кино, центры детского творчества.

В учреждении в рамках дополнительного образования организован процесс доступного трудового обучения детей – инвалидов в учебно-производственных мастерских с учетом индивидуальных психофизических возможностей  ребенка и созданы все необходимые условия по реабилитации и абилитации.

Основные направления трудового обучения это практические занятия в столярной, швейной, гончарной учебных мастерских, кабинете домоводства, труд на территории дома-интерната по выращиванию цветов и сельскохозяйственных растений.

Воспитанники учатся швейному делу, деревообработке, гончарному делу, премудростям сельскохозяйственного труда, знакомятся с  профессиями, закрепляют на практике полученные знания. У детей воспитывают любовь к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Учитывая психофизические возможности, реабилитационный потенциал каждого воспитанника  социально-трудовой реабилитацией охвачено 26 детей.

По результатам проведенного анализа показателей охвата воспитанников дома-интерната образовательными услугами и педагогической реабилитацией наблюдается 100 % положительная динамика в росте количества детей, обучающихся по коррекционным образовательным программам, и получающим коррекционную помощь. Все это свидетельствует о качестве организации социально-педагогических услуг и расширении их спектра. 

С 2014 года на базе учреждения функционирует ресурсный методический центр по развитию социальных технологий и методик работы с детьми-инвалидами и их родителями в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей. В 2019 году были проведены следующие мероприятия:

Республиканский семинар-практикум «Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия коррекционно-развивающей работы»,

Республиканский семинар-практикум «Использование нетрадиционных методов педагогического воздействия»,

Всероссийский научно-практический семинар «Системы альтернативной коммуникации»,

Республиканский семинар-практикум  «Использование современных образовательных методик и технологий».

Кроме того, с 2017 года в практику деятельности работников  учреждения внедрена технология развивающего ухода за детьми с тяжелыми  и множественными нарушениями развития, находящимися в отделении милосердия,  с использованием  материалов информационно-методического сборника «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития», направленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Высшую квалификационную категорию имеют-19 педагогических работников, первую-30.

За истекший 2019 год специалисты учреждения выступили в 8 республиканских семинарах, на международной конференции, во всероссийском научно-практическом семинаре по вопросам коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в условиях дома-интерната.

2 педагога в Образовательной автономной некоммерческой организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», 72 часа;

3 педагога прошли профессиональную переподготовку по программе «Организация и содержание обучения детей с ОВЗ»,350 часов, в  ГАОУ ХакИРО и ПК  г. Абакан

25 педагогов -  АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва  «Методика формирования коммуникативных навыков и умений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием АДК» 72ч., 2019г.

25 педагогов - Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», научно-практический семинар: «Электронное оборудование как основа альтернативной коммуникации с детьми с ТМНР».

3 педагога прошли тренинг базового уровня по языковой программе «Макатон» в Центре лечебной педагогики «Особое детство» г. Москва,  16 часов;

7 педагогов Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет», курсы повышения квалификации по темам: «Инновационные подходы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ», «Реализация образовательных программ дошкольного образования на основе требования ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

С целью повышения психолого-педагогической компетенции специалистов проводятся педагогические советы, методические объединения, конкурсы педагогического мастерства, 29 статей педагогов и более 40 разработок коррекционно-развивающих занятий размещено на различных сайтах в сети Интернет.

В доме-интернате широко распространено волонтерское движение, которое осуществляется по следующим направлениям:

-организация культурно-массовых мероприятий для воспитанников дома-интерната;

-проведение занятий по декоративно- прикладному творчеству, изготовлению поделок;

-помощь в благоустройстве территории учреждения;

-проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей, православных праздников;

-участие в совместных танцевальных проектах воспитанников дома-интерната и учащихся танцевальных коллективов;

-посещение воспитанниками музеев, театров, культурных центров, зоопарка;

-организация совместных игр, спортивных мероприятий, театрализованных представлений;

- организация поездок в Великий Устюг, на вотчину деда Мороза. Участие в различных конкурсах, акциях, фестивалях;

- ежегодное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям".

За последние годы постоянными социальными партнерами  учреждения стали:

    - образовательные учреждения, учреждения культуры: студенты  Музыкального колледжа Института искусств ХГУ им. Н.Ф.Катанова, учащиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана - танцевального коллектива «Забава», учащиеся Центра детского творчества г. Абакана, КДЦ «Красный Абакан», МБУК «КДЦ ЮЖНЫЙ», студенты ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф.Катанова» Институт непрерывного педагогического образования  колледж педагогического образования, информатики и права, танцевально-театральная студия «Хайсус» г. Абакана, руководитель Чугунекова Л.Е.;

    - некоммерческие благотворительные фонды: благотворительный фонд «Миссия» г. Москва; Фонд поддержки инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Преодолейка», г.Москва, региональное отделение всероссийского общественного движения «Матери России», благотворительный фонд «Во имя добра»;

        - религиозные: учащиеся ЧОУ «Православная гимназия свт. Иннокентия Московского»;

            -молодежные организации: НО «Фонд «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов» «Волонтеры Победы», молодежный совет филиала «Абаканская ТЭЦ».

Добровольческая деятельность в учреждении направлена на:

-организацию культурно-массовых мероприятий для воспитанников дома-интерната;

-проведение занятий по декоративно- прикладному творчеству, изготовлению поделок;

-помощь в благоустройстве территории учреждения;

-проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей, православных праздников;

-участие в совместных танцевальных проектах воспитанников дома-интерната и учащихся танцевальных коллективов;

-посещение воспитанниками музеев, театров, культурных центров, зоопарка;

-организацию совместных игр, спортивных мероприятий, театрализованных представлений;

- организацию поездок в Великий Устюг, на вотчину деда Мороза. Участие в различных конкурсах, акциях, фестивалях;

- ежегодное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям";

-содействие устройству детей в семью.

 В рамках добровольческой деятельности с 14-ю организациями и волонтерами заключены соглашения.

Количество привлеченных добровольцев (волонтеров) в 2019 году составляет более 50 чел.

В течение пяти лет учреждение проводит мероприятия с привлечением волонтеров в рамках Всероссийской акции «Добровольцы - детям», проводимого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва), направленных на привлечение ресурсов добровольчества в преодолении социальной изолированности воспитанников дома-интерната и приобщения их к активному творчеству.

Среди инновационных технологий, применяемых специалистами в течение последних лет в учреждении, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

  • организация работы отделения дневного пребывания для детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет, проживающих в семьях, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения в силу тяжелого состояния здоровья, что дает возможность детям-инвалидам получить качественную медико-социальную и психолого-педагогическую реабилитацию, а также социально-бытовую адаптацию, а родителям - реализовать себя в трудовой и общественной деятельности, получить консультативную и информационную поддержку, за 2019 год услуги получили 93 воспитанника; - создание группы кратковременной реабилитации для психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные и дополнительные образовательные учреждения. Группу посещает более 10 человек. С ними проводятся коррекционно-развивающие занятия на развитие мелкой моторики рук и познавательных процессов, развитие речи, коррекции психоэмоционального состояния, также для них проводятся развлекательные и оздоровительные мероприятия. Результатом такой инновации станет приобретение детьми необходимых навыков для их социализации, за 2019 год услуги получили 114 детей; -создание группы кратковременной стационарной реабилитации направленной на оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям-инвалидам в возрасте от 0 до 18 лет с различной степенью умственной отсталости, за 2019 год услуги получили 141 чел.,
  • создание отделения ранней помощи с целью реабилитации и абилитации детей-инвалидов от рождения до 3-х лет, их семей, предоставление им квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, создание необходимых условий реабилитации и абилитации, направленных на содействие оптимальному развитию, социализации и адаптации в обществе, за 2019 год услуги получили 21 ребенок в возрасте от 0 до 3 лет;-организация работы домашнего микрореабилитационного центра с целью обеспечения своевременной, доступной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, улучшения условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания детей-инвалидов в привычной благоприятной среде - месте их проживания, за 2019 год услуги получили -4.
  • использование компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья по разработанной специалистами программе «Шаг за шагом в мир информатики» в специально оборудованном классе, что значительно повышает эффективность проведения занятий, организует режим индивидуальной работы каждого ребенка и усиливает интерес детей к усвоению материала. В течение учебного года занятиями в компьютерном классе было охвачено 22 воспитанника; - использование бинарных занятий со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и т.д.); - для осуществления лечебно - трудовой деятельности, социально-бытовой адаптации, профессиональной ориентации, проведения допрофессиональной подготовки детей-инвалидов организованы занятия в учебных мастерских - домоводства, швейной, столярной, гончарной, а также на приусадебном участке. Результатом такой деятельности является овладение детьми необходимыми трудовыми навыками и умениями, которые будут способствовать адаптации и социализации в обществе. - занятия с детьми дошкольного возраста по программам раннего педагогического вмешательства: «Маленькие ступеньки», «Реабилитационная игрушка», «Помоги мне это сделать самому» (по системе Монтессори). Результаты работы показали наличие устойчивой динамики в развитии детей данной возрастной категории, особенно у детей с синдромом Дауна; - реабилитация воспитанников дома-интерната методом лечебной верховой езды (иппотерапия). Иппотерапия - это универсальный метод лечения, способный оказать психологическую помощь. Во время занятий ребенок не ощущает процесс лечения, он получает положительный заряд энергии и начинает сам идти на контакт с лошадкой, что очень важно и необходимо для его выздоровления. Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения и происходит расслабление мышц. Результат - это эмоциональный всплеск положительных эмоций, тренировка мышц, массаж, улучшается общее состояние ребенка-инвалида; - эстетическое воспитание детей, посредством хореографии, в 2016 году созданный на базе учреждения танцевальный ансамбль «Эзенесс» принял участие в IV Международном благотворительном танцевальном фестивале INCLUSIVE DANCE и заняли третье призовое место. - сенсорное развитие детей. Для этого оборудованы «светлая» и «темная» сенсорные комнаты, где подобрано специальное оборудование и Монтессори-материалы для развития сенсорики у детей с умственной отсталостью и сложными нарушениями развития. Результатом таких занятий является стимуляция у детей чувственного восприятия, снятия психоэмоционального напряжения и тревожности ребенка; -коррекционно-развивающие занятия: психотренинги, сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия, логоритмика. Применение нетрадиционных технологий в работе с детьми-инвалидами способствуют развитию у них двигательных, сенсорных и речевых функций, формированию навыков межличностного общения; - социокультурная реабилитация: посещение театров, музеев, выставок, парков, центра живой природы, проведение тематических праздников, участие в конкурсах, фестивалях. Активное взаимодействие с социумом развивает коммуникативную культуру детей- инвалидов, способствует успешной интеграции в общество; - занятия адаптивной физической культурой, направленной на реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями, участие в спартакиадах для детей-инвалидов помогают воспитанникам обрести уверенность в себе, расширить рамки общения, развивать свои физические способности;  - физиотерапевтическая реабилитация в соляной комнате, которая способствует профилактике и лечению заболеваний верхних дыхательных путей, различных кожных недугов, нормализует состояние нервной системы, повышает иммунитет.

 Учреждение ежегодно принимает активное участие в реализации грантовых  конкурсов, проектов.

Так, в 2019 году Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» стал победителем первого этапа IV Всероссийского конкурса «Курс на семью», при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

 Коллектив учреждения представил на конкурс профессионалов социальной отрасли проект «Равные возможности». Одно из главных его направлений – постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 23 лет.

Сроки реализации  1 этапа проекта: с 01.11.2019 по 31.03.2020.

Цель проекта: Подготовка детей с ОВЗ  воспитывающихся в домах - интернатах  к дальнейшей самостоятельной жизни путем создания условий отдельного проживания в тренировочной  квартире.

Обоснование актуальности и важности проекта: Дети-инвалиды с выраженной интеллектуальной недостаточностью не могут вести полностью самостоятельный образ жизни, а поэтому нуждаются при решении повседневных задач в помощи со стороны взрослых. Учебное сопровождаемое проживание в тренировочной квартире готовит воспитанников к проживанию в новых условиях после выпуска из учреждения и снижает риск резкого ухудшения качества их жизни и личностной деградации. Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать у воспитанников навыки самообслуживания и заботы о себе, умение обращаться с бытовыми приборами, представление о режиме дня. Все эти задачи, по сути, сводятся к овладению воспитанниками собственным поведением. Особенно важно учебное сопровождаемое проживание для воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Сопровождаемое проживание для детей с инвалидностью – основная альтернатива стационарным интернатам по подготовке  их к самостоятельной жизни.

На реализацию первого этапа конкурса «Теремок» получил    60 тыс. рублей, для прохождения стажировки на базе Мензелинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в Татарстане по выбранному направлению, а затем апробируют полученные знания и опыт в Республике Хакасия.

   В дальнейшем, при условии успешной реализации проекта на первом этапе и наличия положительных результатов применения знаний и навыков, коллектив планирует получить финансовую поддержку в сумме 800 тыс. рублей на два года. В течение этого срока педагоги будут внедрять и развивать изученные практики в своем регионе.

  Реализация данного проекта предоставляет педагогам возможность освоить и применить новые методы, инструменты и практики в сфере поддержки семьи и детей.

В 2019 году учреждение получило очередной грант, предоставленный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в сумме 1 466 250 рублей на развитие навыков общения особых детей.

Проект «Равное общение» направлен на формирование навыков общения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель проекта: создание условий для обеспечения формирования у детей с ТМНР навыков общения и взаимодействия, с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

— Целевая аудитория этого проекта — неговорящие  дети. Актуальность проблемы заключается в том, что в республике на сегодняшний день недостаточно развито психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация таких детей. Основным результатом реализации проекта станет преодоление их социальной изоляции.
В течение всего срока реализации проекта  специалисты учреждения обучают юных подопечных навыкам коммуникации при помощи комбинации жестов и речи в доступной форме, визуально-графических средств, устройств-коммуникаторов и других современных средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

В рамках реализации данного проекта приобретено специализированое оборудования на 718 тыс. рублей, проведено обучение в Центре лечебной педагогики г. Москва по теме «Базовый уровень программы МАКАТОН», АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва по теме «Методики формирования коммуникативных навыков и умении у детей с ТМНР» на эти цели израсходовано 171 тыс. рублей, для дополнительного обучения воспитанников навыкам общения с помощью средств дополнительной и альтернативной коммуникации введен специалист по реабилитации.

 На протяжении всего действия проекта (2019-2020г.г.) в «Теремке» будет сформировано единое ресурсное, методическое, образовательное пространство для развития профессионального потенциала специалистов, занятых в этой сфере, и повышения компетенций родителей, испытывающих трудности в социальной адаптации своих детей.  

Проект учреждения «Танец как вторая жизнь» вошел в топ-10 лучших региональных проектов в номинации «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатное сопровождение. Наставничество» Инициатива Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Вектор детства – 2019» и  нацелен на внедрение инклюзивного образования в республике. С помощью Dance – Club «ИЗЕНЕС», созданного на базе дома-интерната, в «Теремке» отрабатывается инклюзивная танцевальная методика для социальной адаптации детей-инвалидов.

В 2019 году дом-интернат   для умственно отсталых детей «Теремок» вошел в число победителей  конкурса «Абакан – спортивный город»,  проводимый Управлением Культуры, молодёжи и спорта Администрации города Абакана с проектом «Вместе мы сможем больше!».

Цель проекта: содействие социальной адаптации семей, воспитывающих детей с ОВЗ и их интеграция в социокультурное пространство общества через совместную спортивно – досуговую деятельность.

В результате реализации проекта прошли  зрелищные  спортивно – массовые мероприятия, которые были   направленны на организацию семейного досуга, развитие творческого потенциала,  сплочение семей, воспитывающих детей- инвалидов и здоровых детей, а так же на поддержание спортивного, здорового образа жизни абаканцев. На проведение спортивных мероприятий учреждение получило 30 тыс. рублей.

В целом организация деятельности учреждения, в том числе внедрение инновационных методик, позволяет расширить спектр услуг, улучшить качество реабилитационной работы и добиться устойчивой положительной динамики в проведении реабилитационных мероприятий, социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.

Важную роль в оказании содействия администрации учреждения в осуществлении уставной деятельности, в укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты воспитанников, их социализации играет работа попечительского совета, в состав которого входят представители общественных организаций, Минтруда и социальной защиты Республики Хакасия, организаций из числа спонсоров.

В 2019 году в учреждение было привлечено 5558,6 тыс. рублей спонсорских средств на приобретение специализированной мебели, спортивного инвентаря, игрового оборудования, культтоваров, проведения праздничных мероприятий, дней открытых дверей, экскурсий, посещения кинотеатров, музеев, парков и др.