Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» создано 01.09.2008 года для социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по социальному обслуживанию населения в Республике Хакасия.

Дом-интернат является стационарным учреждением на 175 мест, предназначенным для постоянного, временного (на срок до 6 месяцев) проживания детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, а также полустационарного (дневного) пребывания детей - инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также в соответствии с Постановлением Правительства РХ №617 от 20.12.2016 г. инвалиды с детства в возрасте до 23 лет включительно.

Основная цель деятельности детского дома-интерната - оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, квалифицированной медицинской и психологической реабилитации, педагогической и социально-правовой помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Основными задачами дома-интерната являются:

  • создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей;
  • обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями;
  • создание коррекционно-развивающей образовательной среды; обеспечение единства психологической, коррекционно-педагогической
  • помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества;
  • организация и оказание медицинской помощи и обслуживания; формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность;
  • поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Для более эффективного проведения реабилитационных мероприятий в детском доме-интернате созданы отделения:

  • милосердия;
  • медико-социальной реабилитации;
  •  психолого-педагогической помощи;
  • социально-трудовой реабилитации;
  • социально-консультативной помощи;
  • отделение полустационарного пребывания, в том числе в режиме кратковременного пребывания.

Основные виды оказываемых услуг:

  •  социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей - инвалидов в быту;
  •  социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья детей-инвалидов;
  •  социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния детей-инвалидов для их адаптации в среде обитания (обществе);
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личностного развития детей-инвалидов, формирования у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга;
  • социально-трудовые, направленные на проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей детей-инвалидов;
  • социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов детей- инвалидов;
  •  услуги в целях повышения коммуникативного потенциала детей-инвалидов;
  • образовательная деятельность (дошкольное и дополнительное образование).

Социально-медицинское обслуживание в детском доме-интернате включает проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, организацию профилактических прививок и различных лечебно-оздоровительных мероприятий. На каждого ребенка ежегодно составляется индивидуальный план медико-социальной реабилитации с учетом его возраста и заболевания.

Все дети находятся под постоянным медицинским наблюдением. Кратность осмотров регламентирована состоянием детей, необходимостью коррекции лечения. Ежегодно проводится комплексная оценка состояния психического здоровья и развития ребёнка с занесением результатов в историю болезни в форме этапного эпикриза. На его основании планируется комплекс мероприятий по оздоровлению ребёнка.

В комплекс медико-социальной реабилитации входят:

  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапевтические
  • процедуры;
  • парафинолечение;
  • ингаляции;
  • кислородолечение;
  • массаж лечебный ручной;
  • лечебная физкультура;
  • лечебные положения (укладки);
  •  гидрокинезотерапия и лечебное плавание;
  •  иппотерапия.

Диспансеризация, лечение, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация проводятся с участием городских и республиканских лечебно- профилактических учреждений. За 2018 год получили стационарное лечение на базе учреждений здравоохранения 28 воспитанник, из них за пределами Республики Хакасия 1 человек. В интернате имеется зал лечебной физкультуры, два массажных кабинета. Зал лечебной физкультуры дает возможность проводить занятия групповым методом. В отделении милосердия занятия проводятся индивидуально. Зал лечебной физкультуры оснащен спортивным оборудованием и инвентарем: шведская стенка, спортивный комплекс, ребристая доска, тренажеры (беговая дорожка, велотренажеры, тренажер- лыжи, шаговый тренажер), гимнастические палки, мячи надувные гимнастические, мячи резиновые, комплект многофункциональных грузов и валиков. Функционирует плавательный бассейн, предназначенный для оздоровительных и реабилитационных процедур детям. Обеспечение детей-инвалидов, находящихся на стационарном пребывании, необходимыми лекарственными препаратами и техническими средствами реабилитации осуществляется в рамках Федерального закона от 22.08.2004 № 122 ФЗ.

Деятельность отделения социально-консультативной помощи направлена на обеспечение защиты прав и законных интересов детей-инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Для достижения цели, поставленной перед Учреждением, отделение социально - консультативной помощи решает ряд задач:

  • изучение социального профиля семьи ребенка, материальных и жилищных условий, связи с родителями, родственниками;
  • оформление юридического статуса ребенка;
  •  правовое просвещение педагогов, родителей;
  • представительство интересов воспитанников от имени детского дома - интерната в суде;
  • взаимодействие с органами опеки и попечительства для защиты прав ребенка;
  • взыскание алиментов с родителей; назначение и поступление пенсий;
  • соблюдение жилищных прав воспитанников; закрепление жилья;
  • розыск родителей;
  • оформление опекунства и другие.

В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» созданы условия для получения детьми дошкольного, дополнительного и общего образования. Начальное общее, основное общее образование воспитанникам стационара осуществляется на основании договора о сетевой форме реализации адаптированной образовательной программы с МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17», ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения», договора об оказании образовательных услуг с ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха» путем зачисления в образовательные организации

- обучается 66 воспитанников, из них:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17» - обучается 38 воспитанников.

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха -2 воспитанника.

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения» - 26.

Для проведения занятий оборудован учебный блок из 3 классных комнат. Наполняемость учеников в классах 5 человек. При разработке образовательных программ, учебных планов, расписания занятий учитываются возраст ребёнка, состояние здоровья, особенности психофизического развития. Программа предусматривает овладение элементарными знаниями по предметам: математика, письмо, чтение развитие речи, предметно-практическая деятельность, изобразительное искусство. Образовательная недельная нагрузка равномерна, распределена в течение учебной недели. Из 66 человек в классах обучаются 45 воспитанников, на индивидуальном обучении – 21 ребенок.

            7 воспитанников обучаются непосредственно в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 17», 2 в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», 1в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения» до места учебы доставляется автотранспортом учреждения в сопровождении социального  педагога.

На школьников разработаны специальные индивидуальные программы развития.

В 2018 году 14 воспитанников школьного возраста закончили обучение.

            73 воспитанника школьного возраста, посещающие отделение полустационарной формы социального обслуживания, получают образовательные услуги в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий путем зачисления детей в общеобразовательные организации по заявлению родителей по месту жительства семьи.  Режим пребывания в доме-интернате и оказание социальных услуг детям-инвалидам осуществляется с учетом графика обучения детей в организациях образования.

Таким образом, для всех воспитанников ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» обеспечено право на получение  образования.

Дошкольное и дополнительное образование детей-инвалидов в доме - интернате осуществляется специалистами и воспитателями учреждения на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности № 1872 от 07.08.2015 года, выданной Министерством образования и науки Республики Хакасия.

Для реализации программ дошкольного и дополнительного образования в доме - интернате создано структурное образовательное подразделение.

Дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, по основным образовательным областям - «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно - эстетическое развитие». Результаты работы показали наличие устойчивой динамики в развитии детей данной возрастной категории, особенно у детей с синдромом Дауна. Дошкольным образованием охвачено 20 воспитанников.

Дополнительное образование осуществляется на основании дополнительной образовательной программы для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Все в моих руках», представленной различными мероприятиями познавательно - развивающего, физкультурно-спортивного характера, художественно-творческой, игровой и трудовой деятельностью. Важное место в дополнительном образовании уделяется внедрению новых форм коррекционно-развивающих занятий по: психотренингу, сказкотерапии, музеетерапии, анималотерапии, логоритмике. Дополнительным образованием в 2018 учебном году охвачено 149 детей школьного возраста, в том числе находящиеся в отделениях милосердия.

Отделение психолого-педагогической помощи предназначено для организации этапов выполнения индивидуальных программ психолого-педагогической реабилитации и учебно-воспитательных мероприятий.

В структуру отделения психолого-педагогической помощи входят:

- спортивно-оздоровительный комплекс (зал ЛФК, футбольная и спортивная площадки);

- логопедический кабинет;

- темная сенсорная комната;

- мастерские: столярная, гончарная, швейная, общественно-полезного труда;

- методический кабинет; кабинет Монтессори-педагогики;

- компьютерный класс;

- кабинет психологической разгрузки;

- кабинет социальной адаптации;

- актовый зал;

- тренировочная квартира;

- арт-терапевтическая студия.

Среда, окружающая детей-инвалидов в доме-интернате, должна обеспечивать безопасность их жизни, быть комфортной, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Поэтому администрацией детского дома - интерната уделяется большое внимание оформлению игровых комнат, спален, кабинетов, мастерских, учебного и компьютерного классов. Кабинеты учителя-логопеда, педагога - психолога, социального педагога оснащены необходимым оборудованием и имеют определенное зонирование: игровая зона, учебная зона, релаксационная зона.

Созданы благоприятные условия для проведения педагогами коррекционно - развивающих занятий. В учреждении имеется современный компьютерный класс и мультимедийное оборудование, которое позволяет проводить интегрированные занятия с детьми. Специалисты широко применяют на занятиях учебные фильмы. Теперь к этим возможностям добавилось использование специальных обучающих программ, игровых упражнений, компьютерных презентаций.

Для того, чтобы помочь воспитанникам преодолеть жизненные трудности, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, в учреждении реализуется технология «тренировочная квартира» в целях подготовки к самостоятельной жизни, оборудование для которой приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Работа в тренировочной квартире проводится по 3 направлениям:

- самообслуживание;

- введение домашнего хозяйства;

- социальное взаимодействие.

Обучаются в тренировочной квартире дети - сироты от 10 до 18 лет с различными физическими и умственными способностями. Дети проводят в тренировочной квартире 2 раза в неделю.

На занятиях в тренировочной квартире воспитанники получают знания об окружающем мире, жизнедеятельности человека через моделирование различных жизненных ситуаций, решение задач социального взаимодействия, отрабатывают бытовые навыки, учатся готовить, правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы, обучаются правилам личной гигиены, выполняют мелкий ремонт одежды, ручную и машинную стирку, учатся следить за внешним видом, подбирать одежду по сезону, убирать постель, протирать пыль, ухаживать за комнатными растениями. В ходе социализации в тренировочной квартире дети учатся правильно и с пользой организовывать свой досуг. Один раз в неделю проходят занятия с выходом в общественные места, где ребята в реальных условиях взаимодействуют с людьми.

Используемые в квартире специализированные кухонные принадлежности и посуда позволяет воспитанникам с двигательными нарушениями самостоятельно принимать пищу.

Таким образом, тренировочная квартира является одним из самых эффективных способов социальной адаптации и реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-сирот, для навыков для самостоятельного, независимого проживания.

Важным звеном дополнительного образования воспитанников дома-интерната является системная физкультурно – спортивная и культурно - массовая работа в учреждении.

На сегодняшний день спорт для детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее эффективной формой социальной реабилитации. Спортивные мероприятия, прежде всего, расширяют круг общения особых детей, мобилизуют физические и личностные ресурсы. В связи с этим воспитанники принимают активное участие в открытых чемпионатах и первенствах Республики Хакасия, г. Абакана по легкой атлетике, теннису и занимают призовые места. Также активно участвуют в конкурсе проектов «Абакан - спортивный город» в группе «Развитие массовой физической культуры на территории города Абакана».

Возможность реализовать свой творческий потенциал предоставляет воспитанникам участие в вокальных, хореографических, декоративно - прикладных конкурсах, фестивалях, выставках на международных, региональных и городских уровнях.

Решая проблему общения, занятости детей-инвалидов и в целях сохранения уровня развития и стабилизации их состояния, в учреждениях созданы различные творческие объединения (рисование, лепка, конструирование). Результатом их деятельности является участие в республиканских городских выставках художественного творчества

Основной упор в работе с детьми-инвалидами направлен на создание условий и предпосылок для их интеграции в общество. Для детей педагогический коллектив организует мероприятия различного характера: экскурсии в театр, кино, центры детского творчества.

В учреждении в рамках дополнительного образования организован процесс доступного трудового обучения детей – инвалидов в учебно-производственных мастерских с учетом индивидуальных психофизических возможностей  ребенка и созданы все необходимые условия по реабилитации и абилитации.

Основные направления трудового обучения это практические занятия в столярной, швейной, гончарной учебных мастерских, кабинете домоводства, труд на территории дома-интерната по выращиванию цветов и сельскохозяйственных растений.

Воспитанники учатся швейному делу, деревообработке, гончарному делу, премудростям сельскохозяйственного труда, знакомятся с  профессиями, закрепляют на практике полученные знания. У детей воспитывают любовь к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Учитывая психофизические возможности, реабилитационный потенциал каждого воспитанника  социально-трудовой реабилитацией охвачено 27 детей.

По результатам проведенного анализа показателей охвата воспитанников дома-интерната образовательными услугами  и педагогической реабилитацией наблюдается 100 % положительная динамика в росте  количества детей, обучающихся по коррекционным образовательным  программам, и получающим  коррекционную помощь. Все это свидетельствует о качестве организации социально-педагогических услуг и расширении их спектра. 

В целом организация деятельности учреждения, в том числе внедрение инновационных методик, позволяет расширить спектр услуг, улучшить качество реабилитационной работы и добиться устойчивой положительной динамики в проведении реабилитационных мероприятий, социализации и интеграции детей-инвалидов в общество.