Министерство образования и науки Республики Хакасия
Методические рекомендации по разработке муниципальными органами Республики Хакасия, осуществляющими управление в сфере образования, показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий
УТВЕРЖДАЮ
Министр образования и науки
Республики Хакасия
_______________ Г.А. Салата
21.11. 2013
Методические рекомендации по разработке муниципальными органами Республики Хакасия, осуществляющими управление в сфере образования, показателей эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников
Данные методические рекомендации разработаны в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения», в целях повышения эффективности муниципальных образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников.
Основные методологические подходы к оценке эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников заключаются в определении показателей, критериев оценки эффективности указанной деятельности, а также организационных мер, осуществляемых в процессе оценочных процедур.
При разработке муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, на основании Методических рекомендации показателей эффективности необходимо обеспечить коллегиальность и привлечь организации, осуществляющие государственно - общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.
Информация об утвержденных показателях деятельности образовательных организаций, их руководителей и педагогических работников, механизм и порядок распределения стимулирующего фонда должны быть размещены в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в сети Интернет.
Механизм и порядок распределения стимулирующего фонда для руководителей и педагогических работников на основании утвержденного перечня показателей эффективности определяется локальными актами муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций соответственно.
Выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников осуществляется с обязательным привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно - общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.
Рекомендуемый минимальный перечень показателей эффективности деятельности образовательных организаций, критериев оценки результативности работы их руководителей и работников должен позволить комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных образовательных услуг, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.
Показатели эффективности деятельности образовательных организаций и их руководителей должны характеризовать:
а) соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства РФ в сфере образования и трудового законодательства;
б) основную деятельность образовательной организации;
в) деятельность образовательной организации, направленную на работу с кадрами;
в) финансово-экономическую деятельность и исполнительскую дисциплину учреждения (руководителя).
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по разработке муниципальными
органами, осуществляющими
управление в сфере образования,
Республики Хакасия показателей
эффективности деятельности
муниципальных образовательных
организаций, их руководителей и
отдельных категорий работников
Примерные показатели эффективности
для руководителя образовательной организации
№ п/п |
Направление, показатели |
дошкольное образование
|
общее образование |
дополнительное образование |
1. |
Соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства РФ в сфере образования и трудового законодательства: |
Х |
Х |
Х |
Отсутствие предписаний, представлений, замечаний со стороны контролирующих и надзорных органов по итогам проведенных проверок |
Х |
Х |
Х | |
Отсутствие обоснованных жалоб учредителю и в надзорные органы |
Х |
Х |
Х | |
Наличие локальных актов в соответствии с законодательством в сфере образования и трудового законодательства |
Х |
Х |
Х | |
Отсутствие случаев травматизма и заболеваний обучающихся (воспитанников) и педагогов , связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических норм |
Х |
Х |
Х | |
Работа сайта образовательной организации (размещение информационных материалов на сайте в соответствии с требованиями законодательства РФ) |
Х |
Х |
Х | |
Обеспечение безопасности образовательной организации (антитеррористическая защищенность, наличие системы видеонаблюдения, тревожной кнопки, паспорта безопасности) |
Х |
Х |
Х | |
|
Ведение электронного журнала и электронного дневника |
|
Х |
|
2. |
Функционирование системы государственно-общественного управления: |
Х |
Х |
Х |
Организация деятельности органов общественного управления, отражающих интересы обучающихся, родителей, педагогов |
Х |
Х |
Х | |
Наличие информационно-коммуникативного взаимодействия с родителями обучающихся, общественностью |
Х |
Х |
Х | |
3. |
Кадровый потенциал: |
Х |
Х |
Х |
Доля штатных педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию |
Х |
Х |
Х | |
Соотношение общего контингента обучающихся к штатной численности педагогических работников |
Х |
Х |
Х | |
Доля молодых (до 35 лет) педагогических работников в общей численности педагогических работников |
Х |
Х |
Х | |
Наличие в образовательной организации института наставничества |
Х |
Х |
Х | |
Динамика отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций к средней заработной плате в Республике Хакасия |
Х |
Х |
Х | |
Доля педагогических работников, повысивших квалификацию (в том числе дистанционно) в отчетном году |
Х |
Х |
Х | |
4. |
Основная деятельность: |
Х |
Х |
Х |
Доля потребителей образовательных услуг, удовлетворенных качеством образования |
Х |
Х |
Х | |
Доля выпускников, успешно сдавших ГИА и ЕГЭ по двум основным общеобразовательным предметам, в общей численности выпускников |
|
Х |
| |
Доля обучающихся по программам профильного и (или) углубленного изучения предметов по уровням, в общей численности обучающихся |
|
Х |
| |
Реализация программ дополнительного образования на базе образовательного учреждения |
Х |
Х |
Х | |
Создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов |
|
Х |
Х | |
Методическая деятельность с педагогическими работниками образовательных организаций |
|
|
Х | |
5. |
Организация воспитательной и спортивно- массовой работы: |
Х |
Х |
Х |
Реализация мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних (снижение доли обучающихся, состоящих на учете в КДН, снижение правонарушений обучающимися) |
|
Х |
Х | |
Реализация мероприятий, направленных на работу с одаренными детьми (наличие участников и призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня) |
Х |
Х |
Х | |
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (наличие мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, наличие участников и призеров спортивных соревнований различного уровня) |
Х |
Х |
Х | |
Реализация социокультурных проектов (наличие объединений обучающихся, научного общества обучающихся, музея, театра и др. социальных проектов) |
|
Х |
Х | |
6. |
Финансово-экономическая деятельность: |
Х |
Х |
Х |
Доля внебюджетных средств в общем объеме средств образовательной организации за финансовый год |
|
Х |
Х | |
Доля внебюджетных средств, направленных на приобретение основных фондов |
|
Х |
Х | |
Отсутствие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и нарушений финансово-экономической деятельности, приведшей к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств в течение отчетного периода |
Х |
Х |
Х |
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по разработке муниципальными
органами, осуществляющими
управление в сфере образования,
Республики Хакасия показателей
эффективности деятельности
муниципальных образовательных
организаций, их руководителей и
отдельных категорий работников
Примерные показатели эффективности
для педагогических работников образовательных организаций
№ п/п |
Направление, показатели |
дошкольное образование
|
общее образование |
дополнительное образование |
1. |
Качественное предоставление государственной услуги в соответствии с требованиями ФГОС и ФГТ (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации и др.) |
Х |
Х |
Х |
2. |
Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, и др.): |
Х |
Х |
Х |
Оценивается количество и качество творческих, исследовательских, проектных работ обучающихся, выполненных под руководством педагога |
Х |
Х |
Х | |
Оценивается деятельность педагога как организатора социальной жизни обучающихся. При оценке результативности по данному критерию рекомендуется учитывать следующие показатели: - доля включенных в социальную практику обучающихся от их общего количества; - создание и поддержание благоприятного психологического климата (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) в коллективе учащихся; - отсутствие правонарушений среди обучающихся (или положительная динамика по этому показателю); - активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения; - уровень сформированности социальных компетенций. Возможные направления социальной практики: - шефская помощь (заболевшие дети, а также обучающиеся на дому по состоянию здоровья, младшие школьники, люди старшего возраста); - деятельность по организации и участию в социально-значимых акциях и движениях; - деятельность по сохранению экологического баланса на территории образовательной организации и территории проживания, краеведческая деятельность; - деятельность в молодежных и ученических объединениях; - практическая деятельность в области защиты прав и интересов детей и молодежи, разработка и реализация бизнес-планов и т.д. |
Х |
Х |
Х | |
3. |
Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников: |
Х |
Х |
Х |
Оценивается соответствие результатов мониторинга значению критериального показателя |
|
Х |
Х | |
4. |
Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации): |
|
Х |
Х |
Оценивается динамика индивидуальных достижений обучающихся. |
|
Х |
Х | |
5. |
Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся, воспитанников: |
Х |
Х |
Х |
отсутствие обоснованных жалоб со стороны других участников образовательных отношений |
Х |
Х |
Х | |
проведение мероприятий, способствующих взаимодействию с родителями обучающихся, воспитанников |
Х |
Х |
Х | |
|
наличие системы информирования родителей в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях |
Х |
Х |
Х |
6. |
Участие и результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях: |
|
Х |
Х |
наличие призеров и победителей муниципальных, региональных, всероссийских этапов предметных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций и других интеллектуальных состязаний |
|
Х |
Х | |
7. |
Участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», интегрированные курсы, «виртуальный класс», др.) |
|
Х |
Х |
8. |
Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы (да/нет) |
Х |
Х |
Х |
9. |
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: |
Х |
Х |
Х |
доля вовлеченных в физкультурно-оздоровительные мероприятия |
Х |
Х |
Х | |
10. |
Работа с детьми из социально-неблагополучных семей: |
Х |
Х |
Х |
развитие социального партнерства: реализация плана совместных действий, заключены соглашения и договоры о совместных действиях |
Х |
Х |
Х | |
наличие положительных результатов взаимодействия с разнопрофильными социальными партнерами |
Х |
Х |
Х | |
11. |
Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.): |
Х |
Х |
Х |
формирование комфортной развивающей образовательной среды |
Х |
Х |
Х |