Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Отраслевое соглашение

Министр образования и науки

Республики Хакасия

    

 

 

_____________ Л.Н. Гимазутина

_____________2018 г.

                                                                                                  

Председатель Хакасской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки

Российской Федерации

_______________Л.А. Барабанова

_______________2018 г.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТРАСЛЕВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ

СОГЛАШЕНИЕ

по образовательным организациям

Республики Хакасия

на 2019-2021 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарегистрировано Министерством труда и

занятости Республики Хакасия

«__»_____201__ г. №_________

 

 

Министр______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Абакан, 2018 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Отраслевое региональное соглашение по образовательным организациям Республики Хакасия на 2019-2021 годы (далее – Соглашение) заключено на республиканском уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия с целью определения согласованных позиций сторон по созданию необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечению стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, иных учреждений (далее – Образовательные организации), подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия           (далее – Министерство).

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в сфере образования Республики Хакасия, а так же определяющий согласованные меры по усилению социальной поддержки работников образования.

1.2. Соглашение содержит условия, улучшающие права и гарантии работников Образовательных организаций, установленные трудовым законодательством и обязательно к применению при заключении территориальных отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований Республики Хакасия, коллективных и трудовых договоров с работниками в Образовательных организациях и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. Территориальные отраслевые соглашения на уровне муниципальных образований Республики Хакасия, коллективные и трудовые договоры с работниками в Образовательных организациях не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и Соглашением.

1.3. Территориальные отраслевые соглашения на уровне муниципальных образований Республики Хакасия, коллективные и трудовые договоры с работниками в Образовательных организациях могут содержать более благоприятные условия труда по сравнению с законами, иными правовыми актами и Соглашением.

1.4. Сторонами Соглашения (далее – Стороны) являются:

работники организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия, муницапальные образования Республики Хакасия в лице их полномочного представителя – Хакасской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Организация Профсоюза), действующего на основании Устава профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации;

работодатели – организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Республики Хакасия, в лице их полномочного представителя - Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство).

1.5. Представители Сторон участвуют на равноправной основе в работе комиссии по заключению Соглашения и регулированию социально-трудовых отношений (далее – Отраслевая комиссия), являющейся постоянно действующим органом социального партнерства на республиканском уровне, созданным для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и их заключения, разработки и утверждения ежегодных планов, мероприятий по выполнению Соглашения с указанием конкретных сроков и ответственных лиц, осуществляют правовое, финансовое, информационное и организационное обеспечение данных мероприятий.

Не реже 1 раза в год рассматривают ход выполнения Соглашения на совместном заседании Коллегии Министерства и (или) Пленума (Президиума) Организации Профсоюза.

Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами и их представителями.

1.6. Действие Соглашения распространяется на всех работников и работодателей Образовательных организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство, первичные профсоюзные организации которые входят в Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации.

1.7. Стороны способствуют заключению соглашений на территориальном уровне, осуществляют анализ их выполнения, способствуют распространению положительного опыта.

1.8. В течение срока действия Соглашения Стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная Сторона направляет другой Стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Внесенные Сторонами изменения и дополнения рассматриваются Отраслевой комиссией и оформляются приложениями к Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.

1.9. В случае принятия органами государственной власти Российской Федерации и Республики Хакасия решений, улучшающих положение работников по сравнению с настоящим Соглашением, данные решения применяются с даты вступления в силу.

1.10 Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

1.11. В случае реорганизации (изменения правового статуса) Сторон их права и обязательства по Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

1.12. Соглашение вступает в силу с 01 января 2019 года и действует до 31 декабря 2021 года.

1.13. Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 01 ноября 2021 года.

1.14. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок до трех лет.

1.15. Соглашение состоит из основной части и Приложений, которые являются неотъемлемой частью Соглашения.

1.16. Соглашение открыто для присоединения к нему работников Образовательных организаций, работодателей, не уполномочивших ранее стороны на его заключение.

1.17. После уведомительной регистрации Соглашения в установленном порядке Министерство доводит текст Соглашения, изменения и дополнения к нему до подведомственных организаций, а Организация Профсоюза – до первичных профсоюзных организаций.

1.18. Текст Соглашения после его регистрации размещается на официальных сайтах Министерства и Организации Профсоюза.

 

II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

 

2.1. Стороны договорились осуществлять согласованные действия:

2.1.1. по реализации республиканских законов и иных актов, направленных на развитие отрасли, повышение статуса и социальной поддержки работников Образовательных организаций и обучающихся;

2.1.2. по оперативному обмену информацией и анализу ситуации о состоянии задолженности по заработной плате, компенсациям и льготам работникам Образовательных организаций.

2.2. В установленном порядке, в пределах своей компетенции, Стороны намерены обращаться в органы государственной власти республики для решения вопросов:

2.2.1. повышения заработной платы работников Образовательных организаций;

2.2.2. включения расходов на финансирование системы образования в перечень приоритетных направлений бюджетного финансирования;

2.2.3. включения в бюджеты всех уровней на 2019-2021 годы в полном объеме расходов на оплату труда работников Образовательных организаций.

2.2.4. включения в расходную часть республиканского и местных бюджетных средств:

2.2.4.1. на охрану труда в Образовательных организациях;

2.2.4.2. на оплату командировочных расходов при повышении квалификации, стажировке, профессиональной переподготовке работников и руководителей Образовательных организаций;

2.2.4.3. на проведение периодических бесплатных медицинских обследований работников Образовательных организаций, обучению и сдачу ими зачетов по санитарному минимуму;

2.2.4.4 на предоставление и оплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещение работникам Образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия;

2.2.4.5. на обеспечение санитарной, пожарной и антитеррористической безопасности в Образовательных организациях.

2.3. В состав тарификационной комиссии включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

2.4. Министерство направляет для рассмотрения в Организацию Профсоюза проекты нормативных правовых актов, затрагивающих профессиональные, социально-экономические и трудовые права работников Образовательных организаций. Решения Организации Профсоюза подлежат обязательному рассмотрению Министерством.

Министерству, Образовательным организациям необходимо действовать в соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

III. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

3.1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.2. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:

3.2.1. трудовой договор с работниками Образовательных организаций заключается в письменной форме, как правило, на неопределенный срок.

Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом;

3.2.2. с руководителем Образовательной организации трудовой договор заключается на срок (неопределенный или определенный), установленный уставом Образовательной организации или соглашением сторон, с учетом особенностей, установленных статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации;

3.2.3. содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и с учетом положений соответствующих нормативных актов, Соглашения и территориальных соглашений, коллективного договора, устава и других локальных актов Образовательной организации.

Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться;

3.2.4. работодатель обязан до подписания трудового договора с работником ознакомить его письменно с уставом Образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка, Соглашением, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

3.3. Работодатель обеспечивает своевременное уведомление работника в письменной форме о предстоящих изменениях условий трудового договора (в том числе об изменениях размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (при изменении порядка условий их установления и (или) при увеличении), размеров иных выплат, устанавливаемых работникам) не позднее чем за два месяца до их введения, а также своевременное заключение дополнительных соглашений к трудовому договору об изменении условий трудового договора.

По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции.

3.4. Расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

3.4.1. Увольнение работников, являющихся членами Профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа Образовательной организации.

3.4.2. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, их структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

3.5. Работодатель принимает решение об условиях труда работников с учетом мнения выборного профсоюзного органа в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.6. Единая для всех Образовательных организаций форма трудового договора может быть утверждена локальным нормативным актом Министерства.

3.7. Стороны рекомендуют включать в коллективные договоры Образовательных организаций положения о соблюдении работниками профессиональной этики.

IV. ОПЛАТА ТРУДА

 

4.1. Системы оплаты труда работников устанавливаются в Образовательной организации коллективным договором, соглашениями, локальными актами в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Хакасия.

4.2. Работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации:

4.2.1. разрабатывают положение об оплате труда работников Образовательной организации, которое является приложением к коллективному договору;

4.2.2. предусматривают в положении об оплате труда работников Образовательной организации регулирование вопросов оплаты труда с учетом:

4.2.2.1. обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

4.2.2.2. обеспечения работодателем равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;

4.2.2.3. формирования размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по одноименным должностям работников (профессиям рабочих), включенным в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, не допуская установление различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применение к ним понятия «минимальный», либо определение диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, за исключением должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и научных работников, по должностям которых возможно наличие дифференциации окладов в зависимости от наличия ученых степеней и званий;

4.2.2.4. существенной дифференциации в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации, путем применения повышающих коэффициентов к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической (преподавательской) нагрузки;

4.2.2.5. перераспределения средств, предназначенных на оплату труда в организациях с тем, чтобы гарантированная часть оплаты труда педагогических работников составляла в структуре фонда оплаты труда не менее 70 процентов.

4.2.2.6. размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

4.2.2.7. создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании организации;

4.2.2.8. применения типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

4.2.2.9. определения размеров выплат компенсационного, стимулирующего характера от размера базового оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц;

4.2.2.10. определения размеров выплат компенсационного, стимулирующего характера от размера базового оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц;

4.2.2.11. определения размеров выплат стимулирующего характера, в том числе размеров премий, на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников организаций;      

4.3. При разработке и утверждении в Образовательной организации показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:

4.3.1. размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);

4.3.2. работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);

4.3.3. вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей Образовательной организации, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности);

4.3.4. вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);

4.3.5. правила определения стимулирующих выплат должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);

4.3.6. принятие решений о выплатах и их размерах должны осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности).

4.4. В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

4.4.1. при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы                             по специальности — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в Образовательной организации, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада), заработной платы;

4.4.2. при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа;

4.4.3. при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

4.4.4. при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия - со дня присвоения, награждения;

4.4.5. при присуждении ученой степени доктора наук и кандидата наук – со дня принятия Министерством высшего образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размеров оплаты в период пребывания его в ежегодном оплачиваемом или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы (исходя из более высокого размера) производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

4.5. Образовательные организации (структурные подразделения), реализующие основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, учитывают особенности оплаты труда отдельных категорий педагогических работников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2014 года № 1601                    «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

4.6. Работодатели осуществляют оплату труда работников в ночное время                  (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже 35 процентов должностного оклада за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом Образовательной организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

4.7. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по    сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

4.8. Размеры доплат за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Образовательной организации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

4.9. С учетом результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ) работникам, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным, предоставляются гарантии и компенсации в размере и на условиях, предусмотренных статьями 92, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

4.10. Работа, производимая работником с его согласия по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, является сверхурочной работой и не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

4.11. Сроки финансирования Образовательных организаций устанавливаются платежным календарем по согласованию с соответствующими финансовыми органами. Заработная плата в Образовательных организациях выплачивается 2 раза в месяц в сроки, предусмотренные коллективным договором.

4.12. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Принуждение к труду во время приостановки работы запрещается.

4.13. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами в размере не ниже 1/150 действующей на этот день ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, конкретный размер процента выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором Образовательной организации.

4.14. Стороны договорились:

4.14.1. принимать необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в Образовательных организациях заработной платы из бюджетов всех уровней;

4.14.2. осуществлять необходимые меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах. В необходимых случаях Организация Профсоюза координирует коллективные действия профсоюзных организаций на уровне Республики Хакасия в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае проведения забастовки обеспечивать выполнение перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в Образовательных организациях, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 ноября 2005 года № 285;

4.14.3. в каникулярный период работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул с сохранением заработной платы в установленном порядке;

4.14.4. изъятие средств стимулирующего фонда оплаты труда, как и его использование на заработную плату дополнительно введенных в штат Образовательной организации должностей не допускается;

4.14.5. размеры доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера устанавливаются Образовательной организацией в пределах имеющихся средств и в соответствии с Положениями, разработанными по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации;

4.14.6. молодым специалистам, работающим в Образовательных организациях, устанавливаются доплаты в размере 30% должностного оклада, а имеющим диплом с отличием – в размере 50% в течение трех лет работы;

4.14.7. аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. При проведении аттестации стороны руководствуются Приложением № 1;

4.14.8. при выполнении функций классного руководителя работники пользуются следующими гарантиями:

4.14.8.1. кандидатуры классных руководителей на следующий учебный год определяются, как правило, до начала учебного года;

4.14.8.2. при возложении функций классного руководителя на новый учебный год соблюдается преемственность;

4.14.8.3. выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя производится в соответствии с Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 февраля 2006 года № 21.

4.15. Стороны считают необходимым:

4.15.1. осуществлять исполнение целевых показателей указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597, от 01 июня 2012 года № 761, от 28 декабря 2012 года № 1688.

4.15.2. проводить совместно мониторинг систем оплаты труда в Образовательных организациях, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной величин в структуре заработной платы, соотношения в оплате труда руководителей, специалистов и других работников. Конкретные показатели мониторинга, порядок и сроки его представления определяются сторонами;

4.15.3. совместно разрабатывать предложения и рекомендации                        по совершенствованию систем оплаты труда, нормированию труда;

4.15.4. рекомендовать работодателям относить выплаты за дополнительную работу, непосредственно связанную с обеспечением выполнения должностных обязанностей: по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников, предусмотренные квалификационными характеристиками, к виду выплат компенсационного характера «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных», применительно к п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года                  № 822;

4.15.5. закреплять в коллективных договорах, в положении об оплате труда доплаты педагогическим работнкам, имеющим отраслевые награды.

4.16. В целях материальной поддержки работников:

4.16.1. производить оплату труда работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в Приложении № 2;

4.16.2. в случае истечения срока действия квалификационной категории уровень доплат за квалификационную категорию по заявлению работника сохраняется на 2 года с момента выхода его на работу в следующих случаях:

по окончании временной нетрудоспособности по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет;

по окончании длительного отпуска, предоставленного работнику в соответствии со статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации;

по окончании длительной болезни (не менее 3 месяцев);

4.16.3. в случае истечения у работника перед наступлением пенсионного возраста действия квалификационной категории сохранять оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории до наступления права для назначения страховой пенсии по старости, но не более чем на один год;

4.16.4. при наличии экономии средств на оплату труда работникам Образовательной организации допускается выплата материальной помощи в следующих случаях: рождение ребенка, в связи со смертью близких родственников (родители, дети, муж, жена); приобретение дорогостоящих медикаментов.

Порядок оказания материальной помощи и ее конкретные размеры определяются коллективным договором Образовательной организации.

4.17. При стимулировании труда руководителей образовательных организаций учитывать в числе критериев перечень показателей, характеризующих уровень развития социального партнерства в части регулирования социально-трудовых отношений.

 

V. ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ РАБОНИКОВ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

 

5.1. Стороны приняли на себя обязательство осуществлять анализ и мониторинг кадрового обеспечения Образовательных организаций, в том числе возрастного состава, сменяемости кадров, фактической педагогической нагрузки, дефицита кадров по предметам (специальностям).

5.2. В период действия Соглашения действуют следующие положения:

массовое увольнение работников, связанное с ликвидацией, сокращением численности или штата работников Образовательных организаций может осуществляться лишь при условии предварительного, но не менее чем за три месяца, письменного уведомления соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и службы занятости, где указываются причины, число и категории работников, которых оно может коснуться, срок, в течение которого намечено провести сокращение.

При этом увольнение считается массовым в следующих случаях:

ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

сокращение численности или штата работников в количестве:

20 и более человек в течение 30 дней;

60 и более человек в течение 60 дней;

100 и более человек в течение 90 дней;

увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращении численности штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек;

увольнение 5 и более процентов работников в течении 90 календарных дней в организации.

5.3. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства:

5.3.1. по сохранению количества рабочих мест;

5.3.2. по проведению с выборными органами первичных профсоюзных организаций консультаций по проблемам занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, источников их финансирования;

5.3.3. по определению более льготных критериев массового высвобождения работников с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в Республике Хакасия и особенностей деятельности организаций;

5.3.4. по обеспечению гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам;

5.3.5. по предоставлению высвобождаемым работникам дополнительных по сравнению с установленными трудовым законодательством гарантий и компенсаций;

5.3.6. по сохранению прав педагогических работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, на предоставление жилых помещений, состоящих на учете (по прежнему месту работы), пользования лечебными, лечебно-профилактическими и дошкольными образовательными организациями на равных с работающими условиях;

5.3.7. по предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за 3 месяца и предоставлению времени работнику для поиска работы в течение рабочего дня;

5.3.8. по недопущению увольнения работников предпенсионного возраста (за пять лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста);

5.3.9. по определению порядка проведения для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки;

5.3.10. по созданию условий для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников в соответствии с техническим перевооружением и развитием организации;

5.3.11. по недопущению увольнения работников в связи с сокращением численности или штата организации, впервые поступивших на работу по полученной специальности в течение трех лет;

5.3.12. по созданию условий по обеспечению прав преподавателей для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки для работы в образовательном пространстве, требующем знание языков, приемов электронного обучения, новых инструментов оценки качества знаний;

5.3.13. другие, отличные от перечисленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

VI. РАБОЧЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

 

6.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:

6.1.1. продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников Образовательных организаций определяется в соответствии с трудовым законодательством в зависимости от наименования должности, условий труда и других факторов. Продолжительность рабочего времени педагогических работников (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) регулируются:

6.1.1.1. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре;

6.1.1.2. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

6.1.1.3. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

6.1.2. режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников Образовательных организаций определяется правилами внутреннего трудового распорядка Образовательных организация.

Работодатели и первичные профсоюзные организации обеспечивают разработку правил внутреннего трудового распорядка в Образовательной организации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также с учетом особенностей, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 года     № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих

 

образовательную деятельность», предусматривая в них в том числе:

право педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, на выполнение обязанностей, связанных с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой работой, предусмотренной должностными обязанностями или индивидуальным планом, как непосредственно в Образовательной организации, так и за ее пределами.

6.2. Привлечение работников Образовательной организации к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа Образовательной организации в целом или ее отдельных структурных подразделений.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, работодатель предоставляет ему другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

6.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации для педагогических работников Образовательных организаций устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

6.4. Учебную (педагогическую) нагрузку на новый учебный год устанавливает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации до ухода работников в отпуск, при обязательном уведомлении работника об этом.

При установлении учебной (педагогической) нагрузки рекомендуется учитывать:

6.4.1. сохранение преемственности преподавания предметов в классах и объема нагрузки;

6.4.2. необходимость обеспечения специалистов после окончания ими учебного заведения учебной нагрузкой не менее количества часов, соответствующих ставке заработной платы;

6.4.3. стабильность объема учебной нагрузки на протяжении всего учебного года. Уменьшение ее возможно только в случае уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

6.5. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период. Регулирование продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Работодатели с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации утверждают не позднее чем за две недели до наступления календарного года график отпусков в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов.

Изменение графика отпусков работодателем может осуществляться с согласия работника и выборного органа первичной профсоюзной организации.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.

6.6. Ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается или переносится на другой срок в случаях:

временной нетрудоспособности работника;

исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

при предъявлении путевки на санаторно-курортное лечение,

в том числе, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска, либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.

При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.

6.7. Образовательная организация может предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска большей (по сравнению с предусмотренной законодательством) продолжительности, что определяется коллективным договором.

6.8. При предоставлении ежегодного отпуска преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период, в том числе до истечения шести месяцев работы, его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.

Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника.

Преподавателям, учителям и другим педагогическим работникам, продолжительность отпуска которых составляет не менее 56 календарных дней, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.

6.9. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в Образовательных организациях, финансируемых из республиканского бюджета – органами государственной власти Республики Хакасия, а в Образовательных организациях, финансируемых из местного бюджета – органами местного самоуправления.

6.10. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

6.11. Работникам Образовательных организаций – женщинам, проживающим в сельской местности, может предоставляться дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, на основании заявления.

6.12. Педагогическим работникам при наличии учебной нагрузки не более количества часов, соответствующих ставке заработной платы (при шестидневной рабочей неделе) может предоставляться один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации, что закрепляется в коллективном договоре.

6.13. Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, определяется коллективным договором.                                   

VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ

 

7.1. Стороны исходят из того, что:

7.1. если порядком предоставления средств не установлено иное, Образовательные организации самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими из соответствующего бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе:

7.1.1. на установление выплат стимулирующего характера, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, мероприятия по охране здоровья и оздоровлению работников, реализацию программ негосударственного пенсионного обеспечения, другие социальные нужды работников и их детей;

7.1.2. на укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам.

7.2. Работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, пользуются льготами и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным работникам могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.

7.3. В случае направления работника в командировку, в том числе для повышения квалификации, стажировки и профессиональной переподготовки, за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы, оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

7.4. Стороны выражают намерения продолжить работу по выработке предложений, касающихся:

7.4.1. системы мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения педагогических и научных работников Образовательных организаций, в том числе путем их участия в государственных программах в области пенсионного обеспечения, корпоративных пенсионных программах;

7.4.2. внесения необходимых изменений и дополнений в порядок и условия назначения досрочно страховых пенсий в связи с педагогической деятельностью;

7.4.3. поддержки работников из числа молодежи;

7.4.4. системы мер по социальной поддержке работников;

7.4.5. обеспечения служебным жильем работников из числа молодежи;

7.4.6. предоставления работникам права пользования за счет бюджетных средств санаторно-курортным лечением, санаториями-профилакториями и спортивно-оздоровительными лагерями;

7.4.7. реализации права работников из числа молодежи на получение субсидий на приобретение жилых помещений.

7.5. Стороны подтверждают, что работодатель обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного Фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах и информировать застрахованных лиц, работающих у него, о сведениях, представленных в орган Пенсионного Фонда Российской Федерации, для индивидуального (персонифицированного) учета, по мере их представления.

7.6. Стороны проводят организаторскую и разъяснительную работу по вопросам формирования пенсионной культуры, дополнительного негосударственного пенсионного страхования работников.

Работодатель на основании личного заявления перечисляет средства работника на персонифицированные счета негосударственных пенсионных фондов.

7.7. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах, соглашениях:

7.7.1. выделение дополнительных средств, полученных от приносящей доход деятельности, для организации добровольного медицинского страхования, санаторно-курортного лечения и отдыха работников;

7.7.2. установление конкретных размеров средств, полученных от приносящей доход деятельности, выделяемых на развитие социальной сферы;

7.7.3. выделение дополнительных средств, полученных от приносящей доход деятельности, для реализации программ негосударственного пенсионного обеспечения;

7.7.4. обязательства работодателей и их полномочных представителей по выделению не менее 2% средств, полученных от приносящей доход деятельности, на оздоровление работников.

7.8. Стороны исходят из того, что работодатели:

7.8.1. обеспечивают реализацию права работника на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года с отрывом от основной работы при условии полного возмещения им командировочных расходов, как это установлено трудовым законодательтвом.

7.8.2. освобождают педагогических работников Образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время, от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, с сохранением за ними места работы (должности), средней заработной платы на время исполнения ими указанных обязанностей.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Хакасия, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

7.9. Организация Профсоюза:

7.9.1. оказывает бесплатную консультационную помощь членам Профсоюза по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников;

7.9.2. оказывает членам Профсоюза на основании личного заявления помощь в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты их социально-трудовых прав и профессиональных интересов;

7.9.3. оказывает материальную помощь членам Профсоюза в размерах и порядке определенном соответствующим коллегиальным выборным профсоюзным органом.

 

 

 

 

VIII. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА

 

Стороны рассматривают охрану труда и здоровья работников организаций в качестве одного из приоритетных направлений деятельности.

8.1. Министерство:

8.1.1. осуществляет руководство и контроль за состоянием условий и охраны труда в Образовательных организациях;

8.1.2. обеспечивает разработку нормативных правовых документов, методических рекомендаций по охране труда;

8.1.3. участвует в создании и функционировании системы управления охраной труда в образовательных организациях, подведомственных Министерству, а также содействует созданию системы управления охраной труда в органах управления образованием, образовательных организациях муниципальных образований Республики Хакасия;

8.1.4. содействует ежегодному выделению средств на обеспечение безопасности образовательных организаций, охрану труда и здоровья работников в составе субсидий на выполнение государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями.

8.2. Стороны рекомендуют Образовательным организациям учитывать при организации своей деятельности обязанности в области охраны труда, в соответствии с требованиями законодательства:

8.2.1. обеспечивают создание и функционирование системы управления охраной труда в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации;

8.2.2. используют в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда возможность возврата части сумм страховых взносов (до 20%) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, в том числе на проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение СИЗ, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обязательных медицинских осмотров;

8.2.3. создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8.2.4. обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

8.2.5. обеспечивают работников сертифицированной спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами, молоком, а также производят компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

8.2.6. обеспечивают проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических осмотров, а также обязательного психиатрического освидетельствования работников в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации;

8.2.7. организуют проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж и проверку знаний требований охраны труда;

8.2.8. организуют санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

8.2.9. обеспечивают условия для осуществления уполномоченными лицами по охране труда профсоюзного контроля за соблюдением норм и правил по охране труда;

8.2.10. обеспечивают выплату единовременной денежной компенсации сверх предусмотренной федеральным законодательством семье пострадавшего в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания, в размере и на условиях, определяемых коллективным договором;

8.2.11. предусматривают участие технических инспекторов труда Профсоюза в расследовании несчастных случаев с работниками и обучающимися при проведении образовательной деятельности. Представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев;

8.2.12. обеспечивают беспрепятственный допуск представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в образовательных организациях Республики Хакасия, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников образования;

8.2.13. обеспечивают обязательное социальное страхование работников в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

8.3. Стороны рекомендуют при заключении территориальных соглашений предусматривать следующие условия:

8.3.1. выделять средства на выполнение мероприятий по охране труда на очередной календарный год в размере не менее 2,0 процентов от фонда оплаты труда и не менее 0,7 процента от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.

8.4. Организация Профсоюза:

8.4.1. принимает участие в разработке проектов подзаконных актов по охране труда, а также согласовывает нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;

8.4.2. содержит в штате технического инспектора труда, обеспечивает оперативное и практическое руководство технической инспекцией труда из числа внештатных технических инспекторов труда (старших уполномоченных по охране труда Профсоюза), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций. Организует обучение внештатных технических инспекторов труда (старших уполномоченных по охране труда Профсоюза) и проверку их знаний требований охраны труда;

8.4.3. содействует созданию общественных комитетов (комиссий) по охране труда, выборам уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов;

8.4.4. организует проведение проверок состояния охраны труда в образовательных организациях, выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда;

8.4.5. оказывает помощь уполномоченным и внештатным техническим инспекторам (старшим уполномоченным) по охране труда профсоюзных организаций в работе по осуществлению общественного контроля за обеспечением права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;

8.4.6. оказывает методическую и консультационную помощь первичным профсоюзным организациям, органам, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным организациям в совершенствовании работы по обеспечению безопасных и здоровых условий при проведении образовательного процесса;

8.4.7. осуществляет защитные функции по соблюдению прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, гарантии и компенсации работникам, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, представляют интересы членов Профсоюза в органах государственной власти, в суде;

8.4.8. проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников образовательных организаций;

8.4.9. участвует в рассмотрении трудовых споров, заявлений и обращений членов Профсоюза, связанных с нарушением законодательства об охране труда;

8.4.10. принимает участие в расследовании несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом, происшедших с работниками образования, а также с обучающимися (по согласованию с региональным органом управления образованием);

8.4.11. взаимодействует с органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами государственного контроля (надзора) по вопросам охраны труда, предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

8.4.12. обращается в компетентные органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев с работниками и обучающимися при проведении образовательной деятельности;

8.4.13. принимает участие в лице своих представителей, включая технических, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза, в работе комиссий по проверкам:

готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года;

организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых перед началом летней оздоровительной кампании;

8.4.14. изучает и заслушивает на заседаниях Президиума вопросы состояния охраны труда в образовательных организациях;

8.4.15. организует проведение и подведение итогов смотров-конкурсов на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза» и «Лучший внештатный технический инспектор труда Профсоюза».

8.5. Стороны совместно:

8.5.1. содействуют выполнению представлений и требований технических инспекторов труда, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов, выданных работодателям, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований охраны труда;

8.5.2. обеспечивают реализацию права работника на сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ в организации либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника;

8.5.3. рекомендуют работодателям предоставлять уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей не менее чем 8 часов рабочего времени в месяц;

8.5.4. рекомендуют работодателям осуществлять дополнительную оплату труда уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда. Порядок предоставления и размер дополнительной оплаты определяется коллективным договором организации.

 

IX. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА

 

9.1. В целях развития социального партнерства в сфере образования Республики Хакасия Стороны признали необходимым:

9.1.1. считать, что права и гарантии деятельности республиканской, территориальных и первичных организаций Профсоюза определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом              от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года        № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными законами Российской Федерации, уставом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России, Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2019-2021 годы, иных соглашений, устава образовательной организации, коллективного договора;

9.1.2. создать на республиканском уровне Отраслевую комиссию для ведения переговоров по заключению Соглашения, внесению в него дополнений и изменений и обеспечения постоянного контроля за ходом выполнения Соглашения;

9.1.3. работа на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа признается значимой для деятельности Образовательной организации и принимается во внимание при аттестации и поощрении работников.

9.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители обязаны:

9.2.1. соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствуя созданию и функционированию профсоюзных организаций;

9.2.2. своевременно рассматривать обращения, заявления и предложения профсоюзных органов и давать мотивированные ответы, а также в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщать соответствующему органу Организации Профсоюза о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах;

9.2.3. содействовать участию представителей профсоюзных органов в работе конференций (совещаний, собраний) Министерства, Образовательных организаций по вопросам экономического и социального развития, выполнения условий регионального, территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров, в работе примирительных комиссий и трудовых арбитражей, тарификационных и аттестационных комиссий всех уровней;

9.2.4. освобождать от основной работы с сохранением среднего заработка членов комиссии по ведению переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений на срок, определяемый соглашением сторон;

9.2.5. предоставлять безвозмездно выборным органам профсоюзных организаций помещение с отоплением и освещением, уборкой и охраной для работы самого выборного органа профсоюзных организаций, для проведения собраний работников, оргтехнику, средства связи, компьютерное оборудование, доступ к информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимые нормативные документы, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах);

9.2.6. не препятствовать посещению представителями профсоюзных органов Образовательных организаций и подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями прав;

9.2.7. предоставлять профсоюзным органам по их запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, социально-экономическим вопросам, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания в общежитии;

9.2.8. обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, а также других работников - не членов Профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета организации на расчетный счет профсоюзной организации средств в размере 1 % из заработной платы в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.

Порядок перечисления средств определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств;

9.2.9. содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите прав и профессиональных интересов работников образования.

9.3. Стороны признают следующие гарантии:

9.3.1. увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций – с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа;

9.3.2. члены выборных органов профсоюзных организаций, уполномоченные по охране труда профкома, представители Организации Профсоюза в создаваемых в организации совместных с работодателем комитетах (комиссиях) освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9.3.3. члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в организации, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом;

9.3.4. расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицами, избиравшимися в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение.        В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

9.4. Стороны могут совместно принимать решение о присвоении почетных званий и награждении ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников.

9.5. В целях развития социального партнерства Стороны обязуются:

9.5.1. строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения определенных Соглашением обязательств и договоренностей, развивать и совершенствовать систему социального партнерства;

9.5.2. проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников организаций, совершенствования ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые права работников, и по другим социально значимым вопросам;

9.5.3. в целях повышения эффективности коллективно-договорного регулирования на уровне образовательной организации содействовать принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе при установлении либо изменении условий, норм и оплаты труда по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом;

9.5.4. обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.

9.6. Министерство, Образовательные организации, Организация Профсоюза осуществляют взаимодействие в части предоставления полной, достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.

9.7. Министерство содействует осуществлению в Образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий с учетом мнения Организации Профсоюза.

9.8. Министерство содействует созданию в Образовательных организациях первичных профсоюзных организаций.

9.9. Стороны:

9.9.1. осуществляют систематический анализ, обобщение опыта заключенных территориальных соглашений и коллективных договоров Образовательных организаций, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Республики Хакасия;

9.9.2. осуществляют урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров в порядке, установленном трудовым законодательством;

9.9.3. способствуют формированию объединений работодателей в системе образования Республики Хакасия.

 

X. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

 

Организация Профсоюза принимает на себя следующие обязательства:

10.1. содействовать реализации Соглашения, территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров, снижению социальной напряженности в Образовательных организациях;

10.2. вносить предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательства о труде и социальных гарантиях работников Образовательных организаций, проводить экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов в области экономики, социальных вопросов и охраны труда;

10.3. обеспечивать представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников организаций, в том числе при разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников, в том числе, в области оплаты труда, социально-трудовых гарантий;

10.4. содействовать профессиональному росту работников Образовательных организаций;

10.5. содействовать улучшению условий труда, быта и оздоровления работников;

10.6. принимать необходимые меры по недопущению осуществления действий, приводящих к ухудшению положения Образовательных организаций и их работников;

10.7. анализировать социально-экономические положения работников отрасли, взаимодействовать с депутатами Верховного Совета Республики Хакасия и депутатом Государственной Думы Российской Федерации, с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Хакасия в разработке предложений, проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательной базы в области образования, усиления социальной защищенности работников и обучающихся.

 

XI. КОНТРОЛЬ ЗЫ ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

 

11.1. Стороны ежегодно разрабатывают план мероприятий с указанием сроков по выполнению Соглашения и обязуются регулярно информировать друг друга о действиях по его реализации.

11.2. Стороны пришли к договоренности, что в период действия Соглашения возникающие конфликты и разногласия рассматриваются в 15-дневный срок.

11.3. Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений настоящего Соглашения решаются Отраслевой комиссией.

11.4. Стороны обязуются соблюдать установленный законодательством порядок разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, использовать все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения использования работниками Образовательных организаций крайней меры – забастовок.

11.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Отраслевой комиссии виновная сторона или виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

Приложение № 1

к Отраслевому региональному соглашению по образовательным организациям Республики Хакасия на 2019-2021 годы

 

О некоторых вопросах применения Порядка аттестации

педагогических работников государственных и муниципальных

образовательных учреждений

 

1. Педагогические работники, имеющие государственные и (или) ведомственные награды Российской Федерации и (или) Республики Хакасия, полученные за достижения в педагогической деятельности, ученую степень (по профилю преподаваемой дисциплины), победители конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также конкурсного отбора на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам проходят процедуру аттестации на имеющуюся квалификационную категорию по особой форме – презентация наградных документов.

2. При аттестации в форме презентации наградных документов учитываются следующие виды наград:

2.1. государственные и ведомственные награды Российской Федерации:

почетное звание «Народный учитель Российской Федерации»; почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»;

почетное звание «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации»;

почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»:

почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации»;

почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

медаль К.Д.Ушинского:

почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;

почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;

почетное звание «Заслуженный мастер спорта России»;

почетное звание «Заслуженный тренер России»;

нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта»;

почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»;

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации;

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры;

Почетная грамота Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;

Почетная грамота Министерства спорта Российской Федерации;

2.2. государственные награды Республики Хакасия:

почетное звание «Заслуженный деятель искусств Хакасии»;

почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Хакасия»;

почетное звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Хакасия»;

почетное звание «Заслуженный учитель Республики Хакасия»;

Почетная грамота Республики Хакасия.

3.При аттестации педагогических работников учитываются:

первые и призовые места заключительных этапов Всероссийских конкурсов: «Учитель года»; «Педагог дошкольной образовательной организации»; «Педагог-психолог года»; «За нравственный подвиг учителя»; Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков;

профсоюзные награды: Почетная грамота Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

4. При аттестации в форме презентации наградных документов аттестуемый педагог представляет в Республиканскую аттестационную комиссию следующие документы:

заявление;

представление работодателя с описанием результатов профессиональной деятельности аттестуемого педагога за период, предшествующий аттестации;

копию документа о награждении государственной и (или) ведомственной наградой, о присвоении ученой степени, о победе в конкурсном отборе (копию удостоверения, грамоты, диплома, указа, постановления, приказа и т.п.);

копию аттестационного листа о присвоении (установлении) квалификационной категории.

5. Данная процедура аттестации может быть избрана педагогом при условии, если государственная и (или) ведомственная награда, ученая степень, диплом (грамота и т.п.) за победу в конкурсном отборе получены аттестуемым не ранее чем за 5 лет до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Приложение № 2

к Отраслевому региональному соглашению по образовательным организациям Республики Хакасия на 2019-2021 годы

 

Положение об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях

 

Стороны договорились сохранить, в соответствии с рекомендациями Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2012-2014 годы, повышающий коэффициент к размеру базового оклада (базового должностного оклада) за квалификационную категорию на срок действия квалификационной категории, установленной педагогическим работникам, при выполнении ими педагогической работы в следующих случаях:

при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа и вида образовательного учреждения;

при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;

при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, в следующих случаях:

 

Должность, по которой установлена квалификационная категория

Должность, по которой рекомендуется при оплате труда учитывать квалификационную категорию, установленную по должности, указанной в графе 1

1

2

Учитель, преподаватель

Преподаватель; учитель;

воспитатель (независимо от образовательного учреждения, в котором выполняется работа); социальный педагог;

педагог-организатор; педагог дополнительного образования (включая старшего); учитель, преподаватель, ведущий занятия по отдельным профильным темам из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Методист

Педагог дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

Методист, педагог-организатор

Старший воспитатель; воспитатель

Воспитатель; старший воспитатель

Преподаватель-организатор       основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки

Учитель, преподаватель, ведущий занятия с обучающимися из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в том числе сверх учебной нагрузки, входящей в должностные обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки; учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания)

Руководитель физвоспитания

Учитель физкультуры (физвоспитания); преподаватель физкультуры (физвоспитания); инструктор по физкультуре; учитель, преподаватель, ведущий занятия из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Учитель физкультуры (физвоспитания), преподаватель физкультуры (физвоспитания);

Руководитель физвоспитания, инструктор по физкультуре

Мастер производственного обучения 

Педагог дополнительного образования, инструктор по труду, преподаватель специальных дисциплин

Учитель технологии

Мастер производственного обучения; инструктор по труду

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (независимо от преподаваемого предмета либо в начальных классах) в специальных (коррекционных) классах для детей с ограниченными возможностями здоровья; воспитатель; педагог дополнительного образования (включая старшего)

Учитель музыки общеобразовательного учреждения либо структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу; преподаватель музыкальной дисциплины образовательного учреждения среднего профессионального образования либо структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего образовательную программу среднего профессионального образования

Преподаватель детской музыкальной школы (школы искусств), музыкальный руководитель, концертмейстер

Преподаватель детской музыкальной, художественной школы (школы искусств); концертмейстер

Учитель музыки общеобразовательного учреждения либо структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу; преподаватель музыкальной дисциплины образовательного учреждения среднего профессионального образования либо структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего образовательную программу среднего профессионального образования

Старший тренер-преподаватель; тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель;

 Старший тренер-преподаватель; тренер-преподаватель

Учитель физкультуры (физвоспитания); преподаватель физкультуры (физвоспитания); инструктор по физкультуре

Учитель физкультуры (физвоспитания); преподаватель физкультуры (физвоспитания); инструктор по физкультуре

Старший тренер-преподаватель; тренер- преподаватель

Преподаватель образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования либо структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального или среднего профессионального образования

Учитель того же предмета (дисциплины) общеобразовательного учреждения либо структурного подразделения, реализующего общеобразовательную программу

Учитель общеобразовательного учреждения либо структурного подразделения, реализующего общеобразовательную программу

Преподаватель того же предмета (дисциплины) образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования, структурного подразделения образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального или среднего профессионального образования