Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Об исполнении Плана действий Министерства образования и науки Республики Хакасия по реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования

 

ИНФОРМАЦИЯ

об исполнении Плана действий Министерства образования и науки Республики Хакасия по реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы, утверждённого заместителем  Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27.06.2016 № 4491п-ПВ

 

   Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее – Министерство) был утверждён План действий по реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
на 2016-2017 годы (далее – Межведомственный план) (от 26.07.2016 ).

    В соответствии с мероприятиями плана была проведена работа по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия
от 13.03.2015 №100-307 был утвержден план действий по обеспечению введения в Республике Хакасия федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ).

 С начала учебного 2017/2018 года 481 ребенок из 51 школы республики обучается по новым образовательным программам и учебникам для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Количество первых классов, в которых обучаются дети по ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ составляет 69.

Деятельность образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ 2017/2018 учебном году, осуществляется по пяти основным направлениям:

нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС НОО;

организационное обеспечение;

кадровое обеспечение;

финансово-экономическое обеспечение;

информационное обеспечение.

В каждом муниципальном образовании республики учредителями данных образовательных организаций утверждены нормативные правовые акты, а в образовательных организациях, работающих по адаптированным программам – локальные акты, направленные на внедрение и реализацию ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

Министерством совместно с ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» проведена работа по подготовке кадровых, материальных, технических ресурсов, которые необходимы для реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ. В настоящее время в республике действует сеть специализированных учреждений для детей «с особыми образовательными потребностями» (11 образовательных организаций), кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) обучаются в 72% школ.

Основная задача для педагогов – дальнейшее освоение технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

 В 2016/2017 учебном году 1324 человек повысили квалификацию по вопросам реализации образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и вопросам социально-бытовой адаптации.

Кроме того, организована подготовка тьюторов (5чел.), которые являются работниками ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов.

Проведено повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (38 чел.) по использованию новых классификаций и критериев, позволяющих определить основания для подтверждения статуса «обучающийся с ОВЗ» для формирования заключений ПМПК.

Министерством совместно с ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» проведена работа по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог». Для педагогов-психологов республики проведены курсы повышения квалификации, на которых рассмотрены вопросы содержания деятельности педагога-психолога в условиях  стандартизации образования, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса основного общего образования, психологическое сопровождение ФГОС дошкольного образования. Количество участников – 70 человек. По данному направлению также проведены вебинары и семинары-практикумы для педагогов-психологов республики.

На республиканском конкурсе «Экология психического здоровья»
(35 участников) рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в области сохранения и укрепления психического здоровья субъектов образовательного процесса.

Педагоги образовательных организаций республики (2 чел.) приняли участие во Всероссийских конкурсах: «Педагог-психолог России - 2016» и «Лучшая инклюзивная школа России». Педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Золотая рыбка» г. Абакана Филимонова Н.Ю. стала победителем Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2016». Финалистом Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» стала МБОУ Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50.

    В соответствии с Межведомственным планом была продолжена работа по реализации мероприятий  по созданию в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.

    В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2017-2020 годы были заключены соглашения с муниципальными образованиями, осуществлялся мониторинг расходования финансовых средств на создание архитектурной доступности и приобретение специального оборудования для 7 образовательных организаций. Всего в рамках данной программы созданы условия доступности в 50  образовательных организациях.

     Одно из основных направлений Межведомственного плана – реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период
до 2020 года.

Министерством проведена работа по выполнению Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия I этапа Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 2 декабря 2016 года № 141-п.

            С целью создания в республике условий для эффективных изменений в системе ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, способствующих достижению детьми максимально возможного уровня развития и социализации, Министерством подготовлены предложения по Комплексу мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Республике Хакасия.

Изучены критерии определения нуждаемости в услугах в сфере ранней помощи детей и их семей, изложенные в методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Данные методические рекомендации направлены для изучения и руководства в работе в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, и в территориальные психолого-медико-педагогические комиссии. С методическими рекомендациями ознакомились 116 специалистов, работающих в психолого-медико-педагогических комиссиях.

Также проведен анализ ситуации и выявление потребностей в ранней помощи, определена целевая группа детей в возрасте от 0 до 3-х лет (434 чел.), определены организации, имеющие необходимые условия для открытия структурных подразделений по оказанию услуг в сфере ранней помощи с учетом территориальной и временной доступности услуг для потребителей: ГБУ РХ «Центр  психолого-педагогической,  медицинской  и социальной  помощи «Радость»; ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»; ГБОУ РХ для детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей  «Детский дом «Ласточка»;  четыре  службы сопровождения замещающих семей. Открытие данных структурных подразделений позволит оказывать психолого-педагогическую помощь и   психологическое сопровождение детям раннего возраста, воспитывающимся не только в кровных, но и в замещающих семьях и семьях, усыновивших детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью раскрытия реабилитационного и абилитационного потенциала семей.

            В 2017 году Министерством подготовлены материалы для разработки программы по развитию системы ранней помощи для участия в конкурсе грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По итогам конкурса в 2017 году выделен грант в сумме 8 865 960,0 тыс. рублей, из них на учреждения образования  и службы сопровождения замещающих семей выделена сумма в размере 4 141 456,0 рублей. Мероприятия программы будут реализованы в 2018-2019 годах.

            Кроме того, в региональной системе дошкольного образования создана ресурсная база для эффективного развития системы ранней помощи:

   В 2017 году услуги дошкольного образования в Республике Хакасия получают 4325 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (в 2016 году – 4455) и 350 детей-инвалидов (в 2016 – 315). Доля воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья, составляет 13% от общего числа воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Преобладающим видом нарушений являются нарушения речи – 83%.

    Образовательный процесс для детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в группах общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей направленности. Для коррекции нарушений воспитанников в дошкольных образовательных организациях работают необходимые специалисты: учителя-логопеды (204), учителя-дефектологи (16), педагоги-психологи (108).

   Следует отметить, что дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад в условиях групп полного дня, посещают группы кратковременного пребывания или воспитываются на дому и получают консультативную помощь специалистов.

    В целях реализации прав детей, не посещающих детские сады, на равные возможности получения дошкольного образования, в республике организованы альтернативные формы дошкольного образования, в том числе действуют 194 консультационных центра при дошкольных и общеобразовательных организациях.

   Деятельность консультационных центров ориентирована на предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителя (законным представителям), которая осуществляется
на бесплатной основе.

  Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:

  просвещение родителей (законных представителей) – информирование, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей), формирование положительных взаимоотношений в семье;

  индивидуальное консультирование родителей о физиологических
и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

   Консультации, тренинги, беседы, теоретические и практические семинары, лектории проводятся согласно графику, утвержденному руководителем организации.

  В текущем году услугами консультационных центров воспользовались родители, воспитывающие 9988 детей, из них в возрасте до трёх лет - 7353 ребенка (74%), в возрасте от трёх до семи лет – 2635 детей (26%).

  Министерством определен основной ресурсный центр в сфере образования, на базе которого осуществляется методическая поддержка специалистов, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи - ГБУ РХ «Центр  психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радость» (далее – Центр «Радость»). На сайте данного учреждения размещена информация о предоставляемых услугах в сфере ранней помощи семьям с детьми от 0 до 6 лет.  Вопросы ранней помощи рассмотрены на семинарах-практикумах для педагогов образовательных организаций, проводимых на базе Центра «Радость»
в 2016/2017 учебном году. Общий охват участников составил 251 человек. Информационно-аналитические материалы размещены на сайте Центра «Радость».

 Работа Центра «Радость» по оказанию ранней помощи осуществляется  через Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, отделение психолого-педагогической и медико-социальной помощи  и в рамках работы Общественной детской приемной. Специалистами Центра «Радость» проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей раннего возраста, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

  Родителям (законным представителям) оказывается консультативная помощь по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений в развитии детей, также выдаются рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

 Всего в  2016-2017 годах на базе Центра «Радость» помощь была оказана 199 семьям, воспитывающим детей раннего возраста.

    В соответствии с Межведомственным планом продолжена работа по развитию творческих способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ и совершенствованию деятельности по их дополнительному образованию.

  В 20 организациях дополнительного образования Республики Хакасия разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по реализации программ с детьми с особыми образовательными потребностями, направленных на  исполнение законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение образования.

 В целях соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав детей-инвалидов на получение дополнительного образования в организациях дополнительного образования детей Республики Хакасия создаются необходимые  условия, без которых невозможно или затруднено освоение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

1. Обеспечение доступа в здание (пандус).

2. Расписание для индивидуальных занятий составлено с учетом мнения родителей и психофизическими возможностями ребенка.

3. За посещение объединений учреждения родительская плата не взимается;

4. Дополнительное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов организовано как совместно с другими обучающимися (с целью социализации личности ребенка), так и индивидуально.

5. Организовано проведение занятий педагогами дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия  на базе иных образовательных учреждений.

В соответствии с целевыми показателями государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы) доля детей-инвалидов от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, составляет 40% от общей численности детей-инвалидов данного возраста.

В школах искусств Республики Хакасия получают дополнительное образование 34 ребёнка-инвалида и 318 детей с ОВЗ, которые обучаются по дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области музыкального, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и принимают участие в различных творческих мероприятиях. Наиболее талантливые дети из числа инвалидов участвуют в разноуровневых конкурсах исполнительского мастерства. Например, выпускница Черногорской детской школы искусств дважды становилась лауреатом в номинации «Сольное пение» Международного конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге. Ученица ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» получила Диплом I степени в окружном Фестивале «Белая трость», который проводит Благотворительный фонд помощи незрячим и слабовидящим детям Дианы Гурцкой.

Большую работу с детьми с ОВЗ осуществляет Хакасское региональное отделение общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ). В течение 2016 – 2017 годов для данной категории детей РДШ организует ряд адаптированных мероприятий  по четырем направлениям: личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное и гражданская активность. В 2016 году к данной деятельности было привлечено 143 обучающихся ГБОУ РХ «Школа-интернат
с нарушением слуха», в 2017 году  – 346 обучающихся ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением слуха» и ГБОУ РХ «Школа-интернат с нарушением зрения».

 В 2016 году двое детей-инвалидов ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» приняли участие во II Национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс» среди людей с инвалидностью, который проходил в ноябре в  г. Москва. Их работы в номинациях: «фотография» и «бисероплетение» были отмечены дипломами чемпионата. В 2017 году в данном чемпионате принял участие студент ГБПОУ Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса», который также получил диплом чемпионата.

   Дети с ОВЗ и инвалидностью принимают активное участие в спортивных мероприятиях.

В МБОУ для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат» реализуется грант  Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  «Дорогою добра» по развитию адаптивной физкультуры.
В рамках гранта в 2017 году была проведена районная спартакиада для детей с ОВЗ. Команда школы из 13 волонтеров провела выездные спортивные мероприятия в отдаленных сельских поселениях.

Команды спортсменов из 11 образовательных организаций,  где обучаются дети с отклонениями в развитии, занимают призовые места  во Всероссийских, республиканских и городских соревнованиях по различным видам спорта. Так, обучающиеся ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» заняли в 2017 году призовые места в 12 спортивных мероприятиях среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в городских соревнованиях по мини-футболу, первенстве города Абакана по шахматам и  русским шашкам, первенстве по стрельбе из пневматической винтовки, городских соревнованиях по волейболу.

С целью физической реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ средствами физической культуры и спорта проводится традиционная республиканская спартакиада обучающихся образовательных организаций «Малые игры Доброй воли», в которой ежегодно принимает участие около 80 детей с ОВЗ.

Обучающиеся  ГБОУ РХ Школа-интернат с нарушением слуха» приняли активное участие во Всероссийской акции, проводимой РДШ,  «Приседай на здоровье» и были награждены дипломами и значками РДШ.