Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Памятка об ограничениях, запретах


ПАМЯТКА

об ограничениях, запретах и обязанностях

сотрудников Министерства финансов Республики Хакасия, установленных в целях противодействия коррупции

Содержание

1.

Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях противодействия коррупции в отношении сотрудников Министерства финансов Республики Хакасия

3

2.

Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции

3

3.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении сотрудников Министерства финансов Республики Хакасия

5

4.

Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов

26

1. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях противодействия коррупции в отношении сотрудников Министерства финансов Республики Хакасия

В целях установления единой системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в Российской Федерации Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ, Федеральный закон № 79-ФЗ, Федеральный закон № 230-ФЗ), статьей 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены отдельные ограничения, запреты и обязанности в отношении сотрудников, замещающих государственные должности (далее – работники).

2. Основные понятия, используемые в сфере

противодействия коррупции

Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

3. Ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении работников

Министерства финансов Республики Хакасия

Содержание запрета/ограничения/обязанности

Основание

Необходимые действия

Ответственность за несоблюдение

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Работники, замещающие должности в Министерстве финансов Республики Хакасия, предусмотренные приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 01.10.2013
№ 100-од, обязаны ежегодно представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

ч.1 ст. 20 и п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона № 79-ФЗ;

ч.1 ст. 8 Федерального закона № 273-Ф3

Справки о своих доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи представляются не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным в адрес Министерства финансов Республики Хакасия (ответственное лицо – Тудвасова Александра Николаевна, тел. для справок 299-132, 621 кабинет)

Непредставление указанных сведений или представление заведомо недостоверных и неполных сведений является правонарушением, влечет освобождение работника от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам юридической ответственности

Граждане, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы в Министерствее финансов Республики Хакасия представляют при назначении на должность сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

ч.1 ст.8 Федерального закона № 273-Ф3

При назначении на должность справки о своих доходах и доходах членов своей семьи представляются гражданами, претендующими на замещение должности государственной гражданской службы в Министерстве финансов в Республике Хакасия (ответственное лицо - Катышевцева Татьяна Алексеевна, тел. 299-252)

Непредставление указанных сведений или представление заведомо недостоверных и неполных сведений является правонарушением, влечет отказ в назначении на должность государственной гражданской службы

Представление сведений о расходах

Работники, замещающие должности в Министерстве финансов Республики Хакасия, предусмотренные приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 01.10.2013
№ 100-од, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

ст. 8.1 Федерального закона № 273-Ф3;

ст.3 Федерального закона № 230-Ф3

Определить разницу между общей суммой сделок и общим доходом работника и супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделок.

Если общая стоимость сделок превышает общий доход, то в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполняется
раздел 2 «Сведения о расходах»

Непредставление работниками или представление им неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по необъективной причине является способом уклонения от представления указанных сведений и влечет освобождение работника от

замещаемой должности либо привлечение его к иным видам юридической ответственности

Урегулирование конфликта интересов

Работники, замещающие государственные должности в Министерстве финансов Республики Хакасия обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.

п.12 ч.1 ст.15, ст. 19 Федерального закона

№ 79-ФЗ;

ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной службы

Работники, замещающие государственные должности в Министерстве финансов Республики Хакасия обязаны уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме.

п.12 ч.1 ст.15, ст. 19 Федерального закона

№ 79-ФЗ;

ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3

Работник обязан в письменной форме уведомить работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника
о возникшем конфликте интересов или
о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной службы

Работодатель (его представитель), которому стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

п.12 ч.1 ст.15, ст. 19 Федерального закона

№ 79-ФЗ;

ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3

Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов принимаются работодателем (его представителем) в зависимости от конкретных ситуаций, например, изменении должностного или служебного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей
в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов

Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениям

Работники Министерства финансов Республики Хакасия обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

часть 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ

Уведомить работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении
к нему каких - либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о склонении к коррупционному правонарушению (далее – уведомление)
на имя работодателя (его представителя) представляется должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Уведомление представляется незамедлительно при получении работником предложения о совершении коррупционного правонарушения, а если указанное предложение поступило вне рабочего времени, незамедлительно с момента прибытия к месту прохождения службы. Рекомендуемый образец формы уведомления утвержден приказом Министерства
финансов Республики Хакасия от 23.04.2015 г. № 86-од-а

Невыполнение является правонарушением и влечет увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности

Получение подарков, услуг, наград и иных благ

Запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника

п.6 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ, постановление Правительства РФ
от 09.01.2014г. № 10;

постановление Правительства Республики Хакасия от 6.03.2015 № 85 «О сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Работник обязан уведомлять работодателя (его представителя) о получении подарка в случае получения им подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника, и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, по акту соответственно материально-ответственному лицу с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Хакасия от 6.03.2015 № 85.

п.6 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ;

ст. 575 Гражданского кодекса РФ;

Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10

постановление Правительства Республики Хакасия от 6.03.2015 № 85

письменно уведомить работодателя
о получении подарка любой стоимости;

передать подарок по акту материально - ответственному лицу, если стоимость подарка превышает 3 тысячи рублей

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Выполнение иной работы

Запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

При назначении на должность государственной гражданской службы гражданин обязан представить в кадровую службу документы, подтверждающие прекращение предпринимательской деятельности

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором гражданский служащий замещает должность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

п.5 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

п.16 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

п.17 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан предварительно в письменной форме запросить у представителя нанимателя разрешение на осуществлении данной деятельности

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

ч.2 ст.14 Федерального закона № 79-ФЗ

Уведомить представителя нанимателя до начала выполнения иной оплачиваемой работы

Нарушение запрета является основанием для применения мер юридической ответственности

Владение акциями и иными ценными бумагами

В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

ч.2 ст.17 Федерального закона № 79-ФЗ;

ч.6 ст.11, ст. 12.3 Федерального закона

№ 273-Ф3

Гражданский служащий самостоятельно оценивает возможность возникновения конфликта интересов и принимает решение о необходимости передачи принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление либо обращается в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения решения комиссии о необходимости передачи ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта,

освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещено приобретать в случаях, установленных законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

п. 4 ч. 1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Трудоустройство бывших государственных служащих

В течение двух лет после увольнения с гражданской службы бывший гражданский служащий обязан получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов на осуществление работы на условиях трудового договора в организации и (или) выполнение работу на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в следующих случаях: а) при осуществлении деятельности на условиях трудового договора:

- при замещении должности гражданской службы бывший гражданский служащий был обязан представлять сведения о доходах, расходах;

- отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности бывшего гражданского служащего;

б) при осуществлении деятельности на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров):

- при замещении должности гражданской службы бывший гражданский служащий был обязан представлять сведения о доходах, расходах;

- отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности бывшего гражданского служащего;

- стоимость работ выполняемых на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в течение месяца более ста тысяч рублей.

ч.3.1 ст.17 Федерального закона № 79-ФЗ;

ч.1 ст.12 Федерального закона № 273-Ф3;

ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925

Обратиться в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта за о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности гражданского служащего

За нарушение бывшими государственными служащими установленного порядка трудоустройства применяется административная ответственность, предусмотренная ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также влечет расторжение трудового договора в соответствии со ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации

Бывший гражданский служащий, который при замещении должности гражданской службы был обязан представлять сведения о доходах, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

ч.2 ст.12 Федерального закона № 273-Ф3;

ст.64.1 Трудового кодекса РФ

В течении двух лет после увольнения с гражданской службы письменно уведомлять каждого работодателя о последнем месте своей службы.

Несоблюдение данного требования влечет прекращение соответствующего трудового договора

(ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ; ст. 84 Трудового кодекса РФ)

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с бывшим гражданским служащим, который при замещении должности гражданской службы был обязан представлять сведения о доходах, в течение двух лет после его увольнения с гражданской службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) бывшего гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700.

ч.4 ст.12 Федерального закона № 273-Ф3;

ст.64.1 Трудового кодекса РФ;

постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700

В 10-ти дневный срок после заключения трудового договора или гражданско-правового договора работодатель обязан проинформировать представителя нанимателя (работодателя) бывшего гражданского служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)

Несоблюдение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии со ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Прохождение военной службы по призыву

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

п.11 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Политическая, общественная и профсоюзная деятельность

Гражданский служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

п. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

п. 12 ч. 1 ст. 17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские организации и иные органы общественной самодеятельности.

п. 14 ч. 1 ст. 17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ

Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и

увольнения с гражданской службы

Запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

- избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Использование информации

Запрещается разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Бывший гражданский служащий после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

ч. 3 ст. 17

Федерального закона

№ 79-ФЗ

Административная и уголовная ответственность, предусмотренная в том числе:

ст. 183 УК РФ;

ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

п.9 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

п.10 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Использование государственного имущества

Запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Родственные отношения на гражданской службе

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Нарушение ограничения является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

Гражданство

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.

п.10 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Письменно проинформировать представителя нанимателя:

о выходе из гражданства РФ – в день выхода из гражданства РФ;

о приобретении гражданства другого государства – в день приобретения гражданства другого государства

Исполнение должностных обязанностей

Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа.

п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

ч.2 ст.15 Федерального закона № 79-ФЗ

При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения

Запрещено прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

п.15 ч.1 ст.17 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Справочно. В соответствии со ст. 69 Федерального закона № 79-ФЗ индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Таким образом, обязательным условием идентификации разногласия в качестве индивидуального служебного спора является заявление об указанном разногласии в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров являются:

- комиссия государственного органа по служебным спорам;

- суд.

Иные ограничения и обязанности

Гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона

№ 79-ФЗ

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

п.2 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н;

п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом
№ 273-ФЗ и другими федеральными законами.

п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона

№ 79-ФЗ

4. Ответственность за несоблюдение предусмотренных

ограничений и запретов

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

за преступления коррупционной направленности

Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации.

Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации прямо не устанавливается.

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческий подкуп либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами,
а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Так, например, в соответствии с Указанием Генпрокуратуры России № 744/11 и МВД России № 3 от 31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», к преступлениям коррупционной направленности относятся:

Статья 160. Присвоение или растрата

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Статья 290. Получение взятки

Статья 291. Дача взятки

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Статья 292. Служебный подлог

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

Статья 302. Принуждение к даче показаний

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу и другие.

За преступления коррупционной направленности

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены

следующие виды наказаний:

штраф;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

принудительные работы;

ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность

за коррупционные правонарушения

Нормативным правовым актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:

статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»

статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные
с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»

статья 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»

статья 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума
в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»

статья 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных
в избирательный фонд, фонд референдума»

статья 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты)

статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»

статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»

статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» и другие.

За совершение административные правонарушения коррупционной направленности могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

административный штраф;

административный арест;

дисквалификация.

Гражданско-правовая ответственность

за коррупционные правонарушения

Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).

Так, например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет
на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации
за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Ведущий консультант юридического отдела Тудвасова А.Н.

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!