Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Федеральный закон № 458-ФЗ радикально изменяет существующие подходы к государственному регулированию в области организации обращения с отходами, направлен на усовершенствование организации системы обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.

Вышеуказанным Федеральным законом № 458-ФЗ, направленным, в том числе, на формирование региональных систем по обращению с твердыми коммунальными отходами, вносятся комплексные изменения в 21 федеральный закон, признаются утратившими силу Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ряд положений федеральных законов, регулирующих отношения в области разграничения полномочий между органами публичной власти, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в области охраны окружающей среды.

Согласно Федеральному закону в целях формирования региональных систем обращения с твердыми коммунальными отходами субъектом Российской Федерации разрабатывается и реализуется региональная программа в области обращения с отходами, частью которой является обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа). Федеральным законом устанавливаются требования к содержанию региональной программы, а также перечень обязательных мероприятий, которые учитываются при формировании соответствующих государственных программ. Таким образом, субъектам Российской Федерации будут предоставляться субсидии федерального бюджета на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ. Данные средства федерального бюджета предусмотрены за счет поступления в федеральный бюджет средств в счет уплаты экологического сбора, который является основным инструментом экономического стимулирования утилизации отходов производителями и импортерами продукции.

Средства экологического сбора в приоритетном порядке предназначаются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для:

– строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;

– разработки и внедрения промышленного оборудования российского производства в целях утилизации и обезвреживания отходов;

– софинансирования региональных программ в области обращения с отходами в части строительства объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации отходов от использования товаров.

В целях организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования утверждается территориальная схема обращения с отходами (далее – территориальная схема), которая включает в себя инвентаризацию источников образования отходов; отходов, образующихся на территории субъекта; данные об объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению, в том числе твердых коммунальных отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, схему потоков отходов от источников их образования. Основные требования к составу и содержанию таких схем будут установлены Правительством Российской Федерации.

Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов Российской Федерации создаются региональные операторы – юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус на срок не менее десяти лет и определяется зона его деятельности. Региональным оператором могут привлекаться операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор осуществляет регулируемую деятельность в соответствии с региональной программой и территориальной схемой по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством.

Государственное тарифное регулирование деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае передачи такого полномочия – органом местного самоуправления в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В целях защиты граждан-потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается единый тариф на услугу регионального оператора. При этом, региональный оператор обязан заключить договор об оказании таких услуг либо с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо напрямую с собственниками помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством. Собственники жилых домов обязываются заключать договор с региональным оператором на этот вид услуг. Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в этой области осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляет собой проверку правомерности и обоснованности установления и изменения тарифов, а также соблюдение требований стандартов раскрытия информации, соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов.

Федеральным законом вносятся изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части отнесения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами к коммунальной услуге, что обеспечивает собственникам помещений в многоквартирных домах стабильность при определении цены услуги. Кроме этого, при осуществлении расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами применяется норматив образования отходов, который устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом расширяются ранее действовавшие в этой сфере полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также вносятся значительные изменения в полномочия органов местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов будут осуществлять только участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по раздельному сбору отходов.

С 1 июля 2015 года возвращается лицензирование обращения с отходами практически в полном объеме. Лицензия будет требоваться на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

Для того чтобы Федеральный закон заработал в полном объеме, предусмотрена разработка большого количества подзаконных нормативных правовых актов, которые планируется принять в ближайшее время.

По мнению большинства экспертов, принятые поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» позволят решить накопленные за многие годы проблемы отрасли, создать полноценную индустрию по переработке отходов.