Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия

Отчет о деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия за 2018 год

ОТЧЕТ
о деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия за 2018 год
Работа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее по тексту – Минимущество Хакасии) в течение 2018 года проводилась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Основными направлениями в работе Минимущества Хакасии являются:
- управление и распоряжение государственным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Хакасия;
- координация деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в области земельно-имущественных отношений.
1. Управление и распоряжение республиканским имуществом
1.1. Учет республиканского имущества
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия
от 11.12.1998 № 195 «Об организации учета республиканского имущества и ведения реестра республиканского имущества» на Минимущество Хакасии возложена обязанность по организации учета республиканского имущества и ведению реестра республиканского имущества.
По состоянию на 31.12.2018 г. в реестр республиканского имущества внесены сведения о 220 организациях, имеющих на праве хозяйственного ведения и оперативного управления имущество, относящееся к государственной собственности Республики Хакасия, а также пакеты акций, находящиеся в государственной собственности Республики Хакасия.
№ п/п    Организации    01.01.2018    31.12.2018
1.    Государственные унитарные предприятия Республики Хакасия    5    5
2.    Государственные казенные предприятия Республики Хакасия    3    3
3.    Казенные учреждения Республики Хакасия    61    61
4.    Автономных учреждений Республики Хакасия    38    38
5.    Бюджетные учреждения Республики Хакасия    79    77
6.    Органы исполнительной власти    30    30
7.    Акционерные общества    7    5
8.    Федеральные государственные учреждения, имеющие в оперативном управлении имущество, относящееся к государственной собственности Республики Хакасия    1    1
    ВСЕГО    224    220
В целях повышения эффективности деятельности государственных учреждений Республики Хакасия, в соответствии с постановлениями Правительства Республики Хакасия в 2018 года проводились мероприятия по оптимизации государственных учреждений и органов исполнительной власти.
Также в 2018 года организовывались торги по продаже имущества, принадлежащего ГКП РХ «Автомобильная колонна № 2038» на праве оперативного управления, в рамках проведения процедуры ликвидации предприятия.
В реестр республиканского имущества постоянно вносятся сведения об изменениях в составе имущества предприятий и учреждений.
По состоянию на 31.12.2018г. в реестре республиканского имущества значится 3 140 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), относящихся к государственной собственности Республики Хакасия.
В 2018 году Минимуществом Хакасии продолжена работа по формированию реестра земельных участков, подлежащих отнесению к государственной собственности Республики Хакасия.
По состоянию на 31.12.2018г. в Управлении Росреестра по Республике Хакасия зарегистрировано право собственности Республики Хакасия на 1099 земельных участков.
В течение 2018 года Минимуществом Хакасии предоставлялась информация об объектах учета, содержащаяся в реестре республиканского имущества, заинтересованным лицам. Информация предоставлялась в виде выписки из реестра республиканского имущества либо оформлялся отказ в предоставлении сведений из реестра республиканского имущества.
1.2. Управление и распоряжение республиканским имуществом
За 2018 год Минимущество Хакасии обеспечило поступление в республиканский бюджет Республики Хакасия неналоговых доходов от использования республиканского имущества, в том числе земельных участков, в размере 84522,1 тыс. рублей.
1) По состоянию на 31.12.2018г. действуют 114 договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Хакасия, а также 145 договоров аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Хакасия
Общая площадь переданных Минимуществом Хакасии в аренду земельных участков составляет 28 335 га, объектов капитального строительства 8,5 тыс.кв.м.
Согласно бюджетному заданию на 2018 год запланированы доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки находящиеся в государственной собственности Республики Хакасия, в размере 37280,0 тыс. руб.
По состоянию на 31.12.2018г. в республиканский бюджет Республики Хакасия поступило 55462,1 тыс. руб.
В рамках работы с арендаторами, имеющими задолженность по арендным платежам, Минимуществом Хакасии в течение 2018 года выполнялись следующие мероприятия:
- ведение претензионной работы на постоянной основе (направлено в адрес должников 39 претензий);
- проведение 1 раз в квартал заседаний постоянно действующей Комиссии по контролю за поступлением арендных платежей за земельные участки, объекты недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности РХ, на которых в течение 2018 года рассмотрены материалы в отношении 17 должников;
- 12 392,036 тыс. руб. задолженности взыскано в судебном порядке. В настоящее время исполнительные листы направлены для работы в УФССП по РХ;
- рассматривается в судах дел о взыскании задолженности на сумму более 760 тыс. рублей;
- в реестр требований кредиторов включена сумма около 6000 тыс. рублей.
2) В соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации государственного имущества Республики Хакасия на 2018 год, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 31.01.2018 № 1590-44, в 2018 году планировалось осуществить приватизацию:
    пакета акций ОАО «Дворец спорта», находящегося в государственной собственности Республики Хакасия и составляющего 23,23% уставного капитала общества;
    комплекса нежилых зданий с земельным участком, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г.Черногорск, ул.Сурикова, 26;
    нежилого помещения общей площадью  115,8 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Октябрьская, д.85/2, пом 1 Н;
    нежилого здания площадью 180 кв.м. с земельным участком площадью 17 315 кв.м.,  расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2Б;
    нереализованных в 2017 году, по причине отсутствия заявок на проводимых в течение  2017 года торгах, 74,99% акций ОАО «Хлеб» и 100% акций АО «Ипотечное агентство жилищного строительства Республики Хакасия», находящихся в государственной собственности Республики Хакасия.
По итогам проведенной работы, во втором квартале текущего года приватизированы:
    нереализованные в 2017 году 74,99% акций ОАО «Хлеб», находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, от продажи которых в республиканский бюджет Республики Хакасия поступило 7000,0 тыс. рублей;
    23,23% акций ОАО «Дворец спорта», находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, от продажи которых в республиканский бюджет Республики Хакасия поступило 13541,0 тыс. рублей.
В отношении приватизации 100% пакета акций АО «Ипотечное агентство жилищного строительства Республики Хакасия» в течение 2018 года неоднократно проводились торги, которые в связи с отсутствием заявок были признаны несостоявшимися.
В процессе приватизации акций АО «Ипотечное агентство жилищного строительства Республики Хакасия» продажа акций продолжилась посредством публичного предложения с ценой отсечения в размере 50% от цены первоначального предложения. Однако и это предложение не нашло заинтересованных лиц. Торги были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
В отношении остального имущества объявленные торги по продаже не состоялись в связи с отсутствием заявок.
3) В течение 2018 года также осуществлялась продажа излишнего, неиспользуемого республиканского имущества, находящегося в оперативном управлении у государственных учреждений Республики Хакасия:
- было реализовано помещение 7Н, принадлежащее ГАУ РХ «МФЦ Хакасии»;
- нежилое здание по адресу: г. Абакан, ул. Колхозная, 56, принадлежащее ГБУЗ РХ «Республиканский клинический наркологический диспансер»;
- автомобиль УАЗ 31512, принадлежащий ГКУ РХ «Таштыпская ветстанция».
Кроме того, поступали средства от сдачи на вторичное сырье материалов, полученных от списанных объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении у государственных учреждений Республики Хакасия.
В результате за 2018 год от продажи государственного имущества, находящегося в оперативном управлении у республиканских учреждений, и сдачи на вторичное сырье материалов, полученных от списанных объектов основных средств, в республиканский бюджет Республики Хакасия поступило 5361,6 тыс.рублей. Республиканскими учреждениями получено от продажи, находящегося у них в оперативном управлении движимого имущества, в общей сумме 105,3 тыс.рублей.
4) В течение 2018 года Республика Хакасия принимала участие
в управлении 7 открытыми акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в государственной собственности Республики Хакасия.
В целях эффективного управления акциями, находящимися
в государственной собственности Республики Хакасия, специалисты Минимущества Хакасии принимали участие в работе органов управления
и контроля акционерных обществ с республиканским участием (советы директоров и ревизионные комиссии), участвовали в подготовке и проведении всех годовых и внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ с участием Республики Хакасия, готовили доверенности с директивами по голосованию по вопросам повестки дня годовых общих собраний акционеров и пакет документов с анализом финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ с государственным участием, а также директивы по голосованию на заседаниях советов директоров.
В отношении акционерных обществ с участием Республики Хакасия, допустивших по итогам 2017 года убытки, Минимуществом Хакасии были инициированы заседания советов директоров обществ по рассмотрению итогов финансово-хозяйственной деятельности таких обществ с выработкой первоочередных мер по улучшению финансового состояния, снижению себестоимости продукции (услуг), текущих расходов, увеличению выручки, устранению выявленных нарушений.
На проведенных годовых общих собраниях акционеров, по открытым акционерным обществам, получившим чистую прибыль по итогам работы за 2017 год, акционерами приняты решения о направлении на выплату дивидендов
не менее 25 % от чистой прибыли. Фактически по состоянию на 31.12.2018г. в республиканский бюджет Республики Хакасия поступило дивидендов в размере 866,6 тыс. руб.
5) В соответствии Порядком уплаты части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Хакасия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2002 № 353, Минимуществом Хакасии совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, осуществляется контроль за правильностью определения, своевременностью и полнотой перечисления в республиканский бюджет Республики Хакасия части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Хакасия.
Так за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в доход республиканского бюджета Республики Хакасия государственными унитарными предприятиями Республики Хакасия перечислено от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, 569,7 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 02.03.2012 № 118 «Об утверждении Положения о проведении балансовой комиссии в отношении государственных унитарных предприятий Республики Хакасия»  Минимущество Хакасии постоянно принимает участие в заседаниях балансовой комиссии по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Республики Хакасия.
1.3. Перераспределение имущества между уровнями власти
В течение 2018 года в рамках разграничения полномочий между уровнями власти в государственную собственность Республики Хакасия поступило:
- из муниципальной собственности Бейского района 2 объекта недвижимого имущества и 2 земельных участка, необходимые для осуществления функций ГБУЗ РХ «Бейская районная больница»;
- из федеральной собственности 4 транспортных средства, используемые Министерством социальной защиты Республики Хакасия и ГКУ РХ «Противопожарная служба», компьютерная и оргтехника для Министерства социальной защиты Республики Хакасия, а также литература для ГБУК РХ «Национальная библиотека им. Н.Г.Доможакова»;
Из государственной собственности Республики Хакасия в муниципальную собственность в течение 2018 года передано 2 объекта недвижимого имущества, 24 земельных участка для решения вопросов местного значения, а также 2 транспортных средства:
- в муниципальную собственность Весенненского сельсовета передано нежилое здание;
- в муниципальную собственность Боградского района передан скотомогильник с земельным участком;
- в муниципальную собственность Усть-Абаканского района передано 23 земельных участка;
- в муниципальную собственность Таштыпского района и города Абазы передано по одному автобусу.
Также в течение 2018 года утверждались перечни недвижимого имущества, передаваемого из собственности муниципальных районов в собственность расположенных в их границах поселений (в результате, из собственности муниципальных районов в собственность расположенных в их границах поселений передано 29 объектов недвижимости).
В течение 2018 года Минимуществом Хакасии продолжалась работа с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) по вопросу передачи из федеральной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения. Проводились рабочие встречи с руководителем Департамента земельных отношений ведомства в г. Москва, а также Межрегионального территориального управлением Росимущества. По результатам которых 03.07.2018г. принято распоряжение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Бородинского сельсовета трех земельных массивов сельскохозяйственного назначения, площадью 1777 га.
Также в течение указанного периода Минимуществом Хакасии была продолжена работа по передаче из федеральной собственности в государственную собственность Республики Хакасия объектов недвижимого имущества, используемых ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия».
Кроме того, Минимуществом Хакасии с 2012 года проводится работа по содействию Администрации Опытненского сельсовета в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, находящихся в безвозмездном пользовании, 6 объектов недвижимости и 3 земельных участков, принадлежащих Научно-исследовательскому институту аграрных проблем Хакасии (далее – НИИАП), которая в настоящее время находится на завершающей стадии.
Так в 2012, 2013 годах было получено согласование Российской академии сельскохозяйственных наук, а также согласие НИИАП на передачу объектов в муниципальную собственность. В период с 2014 по 2016 год велась работа с Федеральным агентством научных организаций (далее – ФАНО) и Правительством Российской Федерации по согласованию вопроса передачи объектов. В 2016 году между Администрацией Опытненского сельсовета и НИИАП заключен договор безвозмездного пользования предлагаемыми к передаче объектами. В 2018 году получено согласование Президента Российской Федерации на отчуждение непрофильных неиспользуемых объектов недвижимого имущества, а также согласование ФАНО и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на передачу объектов НИИАП в муниципальную собственность.
В настоящее время пакет документов, необходимых для принятия решения о передаче неиспользуемых НИИАП объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность Опытненского сельсовета находится на рассмотрении в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, после чего буде принято соответствующее решение о передаче.
1.4. Полномочия по распоряжению земельными участками федеральной собственности
С целью реализации на территории Республики Хакасия норм Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ  "О содействии развитию жилищного строительства» Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства ранее были приняты решения о передаче Республики Хакасия полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью 29901 кв.м. и 7624 кв.м., расположенными в г. Абакане по улице Комарова 5 и Комарова 7, для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Переданные полномочия были реализованы путем проведения торгов по продаже права на заключения договора аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В настоящее время на указанных земельных участках ведется активное строительство многоквартирных жилых домов и остро встал вопрос организации подъездных путей.
Для успешной реализации указанного проекта, Минимуществом Хакасии необходимый пакет документов был предоставлен в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования». В результате чего, 29.08.2017 года по результатам заочного голосования Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации» полномочия по распоряжению двумя земельными участками, общей площадью 139 544 кв.м., расположенными по ул. Комарова 11,15, были переданы Республике Хакасия для решения вопроса создания объекта транспортной инфраструктуры.  В 2018 года Минимуществом Хакасии провело работы по объединению данных участков и также осуществило государственную регистрацию на них права государственной собственности Республики Хакасия. В 2019 году планируется решение вопроса о вовлечении его в оборот.
1.5. Оценка эффективности использования республиканского имущества и контроль за сохранностью и использованием
по целевому назначению республиканского имущества
Контроль за сохранностью и использованием по целевому назначению республиканского имущества осуществляется на основании закона  Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34 «Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия»,  постановления Правительства Республики Хакасия от 25.05.2012 № 337 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений Республики Хакасия» и в соотвествии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 08.12.2017 № 020-260-РП «Об утверждении плана проведения проверок использования по назначению и сохранностью государственного имущества Республики Хакасия на 2018 год». Всего в 2018 году проведено 37 плановых и 8 внеплановых проверок по использованию и сохранности республиканского имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями и предприятиями Республики Хакасия, в том числе использования земельных участков.
В результате проведения проверок были выявлены нарушения бухгалтерского учета основных средств, в том числе методом штрихового кодирования, нарушения учета особо ценного движимого имущества в автономных и бюджетных учреждениях, установлено наличие неиспользуемого имущества, часть из которых находится в неисправном техническом состоянии. По данным объектам была проведена работа по передаче части из них в муниципальную собственность, субъектам малого и среднегог бизнеса, а также осуществлены мероприятия балансодержателями по приведению в надлежащее техническое состояние и использование объектов по назначению.
Кроме того, было установлено отсутствие государственной регистрации прав оперативного управления учреждений на объекты недвижимости и регистрации прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, отсутствие технической документации,  отмечена необходимость проведения текущего ремонта занимаемых учреждениями зданий или помещений.
По результатам проведенных проверок учреждениям выданы соответствующие предписания об устранении нарушений.
Кроме того, Минимуществом Хакасии за 2018 год рассмотрено 4 дела об административных правонарушениях за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 22 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» (Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в республиканской или муниципальной собственности, и порядка использования указанного объекта). По рассмотренным материалам виновные лица привлечены к административной ответственности. В результате в доход республиканского бюджета Республики Хакасия поступило 3,0 тыс.руб.
1.6. Проведение государственной кадастровой оценки.
Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценке). Постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.03.2018 № 73 установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Хакасия в соответствии с Законом об оценке с 01 марта 2018 года.
Согласно Закона об оценке государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данным исполнительным органом на территории Республики Хакасия определено Министерство имущественных и земельных отношений РХ.
Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
    Во исполнение указанных норм Закона об оценке Минимуществом Хакасии 26 марта 2018 года принят приказ № 020-72-п «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Республики Хакасия».
Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226.
    Необходимо отметить, что в целях усовершенствования порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в июле 2017 года на территории Республики Хакасия создано Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия «Центр государственной кадастровой оценки» (далее - ГБУ РХ «ЦГКО»). В 2019 году ГБУ РХ «ЦГКО» на основании приказа Минимущества Хакасии № 020-72-п будет осуществлена государственная кадастровая оценка земельных участков категории земель водного фонда, земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов.
В течение 2018 года учреждением проведена подготовка для определения кадастровой стоимости земельных участков вышеуказанных категорий, которая включает в себя сбор и обработку информации Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации. Кроме того, осуществляются сбор, обработка и учет информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости могли предоставить в ГБУ РХ «ЦГКО» декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости не позднее 1 января 2019 года.
В целях соблюдения прав собственников объектов недвижимости, кадастровая стоимости которых будет определяться в 2019 году, Минимуществом Хакасии   обеспечено информирование о принятии решения о проведении кадастровой оценки, а также о приеме бюджетным учреждением деклараций о характеристиках объектов недвижимости путем:
1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации;
3) размещения извещения на информационных щитах Минимущества Хакасии;
4) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в орган регистрации прав для его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки;
5) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории республики, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.
2. Координация деятельности органов местного самоуправления
и территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти в области земельно-имущественных отношений
2.1.Работа с органами местного самоуправления
В соответствии с положением Минимущество Хакасии осуществляет координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками. Проводятся совещания с представителями органов по управлению муниципальным имуществом муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия по актуальным вопросам земельно-имущественных отношений.
В течение 2018 года Минимуществом Хакасии совместно с органами местного самоуправления были осуществлены следующие мероприятия:
1)    Обеспечение льготных категорий граждан земельными участками
•    Проводились ежеквартальные совещания с органами местного самоуправления по вопросам предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей и иным льготным категориям граждан.
•    Организована работа по предоставлению льготным категориям граждан, состоящим в очереди в МО г.Абакан, имеющем дефицит земельных участков, земельных участков, сформированых за счет субсидии из республиканского бюджета, в Алтайском районе и Усть-Абаканском районе, имеющим излишки земельных участков, в количестве 280 участков и 1500 участков соответственно.
•    Совместно с заинетерсованными органами власти организована работа по обеспечению земельных участков в с. Зеленое (предоставленных многодетным гражданам) объектами инфраструктуры.
В соответствии с разработанным Администрацией Опытненского сельсовета проектом планировки, на территории указанного массива были предусмотрены все необходимые объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Земельные участки под указанные объекты были переданы из государственной собственности Республики Хакасия в муниципальную собственность Усть – Абаканского района    Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.04.2018 № 61-п.
За 2018 год органами местного самоуправления было предоставлено 1365 земельных участков. Всего за весь период реализации норм законов Республики Хакасия земельными участками было обеспечено 11658 граждан.
2) Перевод земель сельскохозяйственного назначения
В рамках реализации полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Минимуществом Хакасии было проверено 80 ходатайство на перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, из них Правительством Республики Хакасия по 37 были приняты положительные решения о переводе и 7 отказов в переводе. По остальным ходатайствам подготовлены проекты постановлений Правительства Республики Хакасия, которые проходят согласование с членами Правительства Республики Хакасия.
Кроме того, Минимуществом Хакасии были подготовлены документы по передаче из государственной собственности в муниципальную собственность Усть – Абаканского района земельного массива  площадью 70 тыс. га  На территории района указанный земельный участок составляет значительный сельскохозяйственный потенциал, который ранее был передан в государственную собственность Республики Хакасия из федеральной собственности.
Передача указанного земельного участка и последующее вовлечение его в оборот  позволит успешно реализовывать утвержденные муниципальные программы социального развития района и пополнить муниципальный бюджет.
3) Передача в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства
Минимуществом Хакасии в 2018 году осуществлялось рассмотрение проектов концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, направляемых органами местного самоуправления. Так Минимуществом Хакасии было проанализировано 20 проектов концессионных соглашений. По результатам анализа органам местного самоуправления направлены рекомендации по приведению соглашений в соответствие с действующим законодательством.
4) Предоставление субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на выполнение работ по описанию границ населенных пунктов и внесению соответствующих сведений в ЕГРН.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.08.2018 № 413 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на выполнение работ по описанию границ населенных пунктов и внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости на 2018 год» распределено 1195,0 тыс рублей. При этом в результате торгов, проведенных муниципальными образованиями, было съэкономлено более 500 тыс. рублей. За счет средств данной субсидии выполнены работы по описанию границ 39 населенных пунктов Республики Хакасия, расположенных в Усть-Абаканском и Алтайском районах.
5) Увеличение совокупных поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия
•    В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) Постановлением Правительства РХ от 12 августа 2014 года № 407 Правительство РХ определило Минимущество Хакасии уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень).
В Перечень включаются такие объекты как:
     1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
     2) нежилые помещения, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 27 ноября 2003 года № 73 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, общей площадью свыше 1000 кв.м.
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 07.11.2017 №80-ЗРХ с                1 января 2019 года в Перечень включаются все объекты недвижимости (вне зависимости от площади), подпадающие под критерии ст.378.2 НК РФ.
В порядке межведомственного взаимодействия Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия  (далее – Филиал) 16.01.2018 года были направлены сведения о 100704 нежилых зданиях и помещениях для формирования Перечня на 2019 год.
Поскольку у Филиала отсутствует возможность определить объекты, использование которых соответствует критериям, установленным ст.378.2 НК РФ, (ЕГРН не содержит сведений об использовании, в том числе фактическом использовании объектов недвижимости) специалистами Минимущества Хакасии самостоятельно, а также в порядке межведомственного взаимодействия формировался данный Перечень.
В рамках реализации данного мероприятия приказом Минимущества Хакасии от 13.12.2018 № 020-203-п определен Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества. В состав указанного перечня вошло 7569 объектов недвижимости.
Информация о включенных в перечень объектах размещена на сайте Минимущества Хакасии.
•    В течение 2018 года Минимущество Хакасии принимало активное участие в заседаниях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также в судебных процессах по административным делам об оспаривании кадастровой стоимости и установлении ее в размере равной рыночной. Учитывая, что на территории республики с 1 января 2017 года вступила в силу новая кадастровая стоимость земельных участков, позиция Минимущества Хакасии в комиссии и судах направлена на установление рыночной стоимости, приближенной к кадастровой стоимости.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 Минимущество Хакасии приняло участие в рассмотрении 165 административных исковых заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере равном рыночной (судебный порядок), из них 56 заявителей предварительно обращались в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Их заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией были отклонены.
Из 165 административных исковых заявлений 116 судебных процессов были инициированы на основании заявлений физических лиц, 49 на основании заявлений юридических лиц.
Административные исковые заявления направлены на оспаривание кадастровой стоимости 332 объектов недвижимости (земельных участков, зданий, строений, помещений).
На отчетную дату (01.01.2019) по 134 судебным делам вынесены судебные решения, в отношении 293 объектов недвижимости.
В результате активной позиции Минимущества Хакасии и третьих лиц удалось увеличить заявляемую рыночную стоимость с 3 776 171 366,17 руб. (суммарная величина рыночной стоимости по требованию административных истцов) до 6 857 913 149,5 руб., то есть в 1,8 раза.
•    В рамках работы, направленной на сокращение выпадающих доходов муниципальных образований проводится инвентаризация объетков недвижимости и земельных участков, в целях выявления объектов, права на которые не зарегистрированы и проведение разъяснительной работы с собственниками о необходимости регистрации соответствующих прав, организована разъяснительная работа с собственниками земельных участков, направленная на обеспечение приведения в соответствие категории земельных участков.
В целях реализации данного направления с 2016 года осуществляется сверка имеющихся реестров недвижимого имущества (базы Росреестра, ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», Муниципальных образований, Налоговой службы) с целью выявления объектов недвижимости, неучтенных Налоговой службой.
Муниципальными образованиями также проведена сверка данных, предоставленных Управлением Росреестра по Республике Хакасия, с фактически находящимися на территории муниципальных образований объектами недвижимости. Результаты работы представлены в Управление Росреестра по Республике Хакасия и Минимущество Хакасии. Проводится разъяснительная работа с гражданами.
По результатам сверки данных об объектах недвижимости проводится сплошная инвентаризация в отношении неучтенных объектов. Для этого были созданы мобильные группы (представители муниципальных образований, Росреестра, ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», Налоговой службы), которые сверяли свои данные, определяли собственников объектов или устанавливали факты бесхозяйного имущества, определяли технические параметры объектов для последующего расчета инвентаризационной стоимости.
Кроме того, во многих муниципальных образованиях была проведена сплошная инвентаризация в форме подворовых обходов.
В течение 2018 года обработана информация о более 414 тыс. объектах недвижимости и земельных участках.
В ходе проводимой инвентаризации (на основании документов или в результате обходов) по Республике Хакасия выявлено 64594 объектов недвижимости, в том числе земельных участков, данные о которых отсутствуют в сведениях Росреестра.
Зарегистрированы права уже на 24853 объект недвижимости. По расчетам, предоставленным муниципальными образованиями, в местные бюджеты от налогообложения указанных объектов за 2018 год поступило около 40 млн.  руб.
•    Формирование перечня объектов капитального строительства, в том числе коммерческого назначения, которые построены на территории муниципальных образований и имеют разрешение на строительство, но не введены в эксплуатацию, а также объектов, которые не имеют разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
В целях реализации данного направления в течение 2016-2018 гг.  Минимуществом Хакасии совместно с муниципальными образованиями был сформирован перечень объектов капитального строительства, в том числе коммерческого назначения, которые построены на территории муниципальных образований и имеют разрешение на строительство, но не введены в эксплуатацию, а также объектов, которые не имеют разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. В данный перечень включен 207 объектов.
Указанный перечень направлен для принятия мер реагирования в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, а также Прокуратуру Республики Хакасия.
Кроме того, муниципальными образованиями также проведена работа по выдаче разрешений на строительство и  ввод в эксплуатацию.
Так за 2018 год из 207 проблемными остаются 121 объект.
•    В декабре 2017 года внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, в части исчисления арендной платы в отношении земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения  исходя из рыночной стоимости годовой арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Благодаря новой методике удалось исключить негативные последствия от оспаривания кадастровой стоимости и коэффициентов Кв и сохранить стабильность поступлений в местные бюджеты доходов от аренды земельных участков земель промышленности, в том числе, предоставленных в аренду недропользователям.
В 2018 году Минимущество Хакасии осуществляло активную юридическую поддержку органам местного самоуправления в судебных процессах по взысканию арендных платежей за 2018 год с угледобывающих компаний, использующих земельные участки для проведения работ и размещения объектов, связанных с недропользованием. Ответчики полагают, что арендная плата должна ими уплачиваться по льготной ставке 2% от кадастровой стоимости, в свою очередь, Минимущество Хакасии полагает, что льготный порядок применим только в отношении земельных участков, предназначенных для добычи, проведения взрывных и иных видов работ, связанных с недропользованием, в отношении размещения объектов, таких как фабрик, дорог, отвалов, очистных сооружений и иных, арендная плата должна исчисляться в общем порядке, установленном на республиканском уровне. Судебные процессы продолжаются.
•    Также Минимуществом Хакасии осуществлялся сбор информации от муниципальных образований Республики Хакасия о составе муниципального имущества, о результатах приватизации муниципального имущества, а также предложений по разграничению муниципального имущества в целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части обеспечения органов местного самоуправления имуществом, необходимым для выполнения возложенных на них функций.
2.2. Описание границы Республики Хакасия с сопредельными субъектами Российской Федерации
На протяжении 2018 года Минимуществом Хакасии осуществлялись мероприятия по описанию границы Республики Хакасия с сопредельными субъектами Российской Федерации  – Республикой Тыва и Республикой Алтай. В настоящее время соответствующие соглашения об ее установлении с координатным описанием подписаны, вместе с тем, исполнителем работ не получено положительное заключение о прохождении государственной экспертизы. Так же в 2018 году проводились согласительные процедуры по представленному картографическому материалу в отношении границы между Красноярским краем и Республикой Хакасия. В 2019 году будет продолжено соглавсование с заинтересованными лицами прохождение границы по спорным территориям.
3. Реализация государственных программ
3.1. Государственная программа Республики Хакасия «Управление государственным имуществом Республики Хакасия»
Одной из важнейших стратегических целей в области создания условий для устойчивого экономического развития Республики Хакасия является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Государственная программа Республики Хакасия «Управление государственным имуществом Республики Хакасия», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 527, разработана в целях повышения эффективности управления государственным имуществом Республики Хакасия, а также создания условий для эффективного функционирования рынка земли и иной недвижимости на территории Республики Хакасия.
Мероприятия государственной программы направлены на:
1) формирование эффективной структуры собственности Республики Хакасия и создание условий для увеличения имущественных налогов и неналоговых платежей;
2) повышение эффективности деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Достижение цели Программы позволит обеспечить:
формирование оптимального состава и структуры имущества, находящегося в собственности Республики Хакасия, необходимого для выполнения
государственных функций органами государственной власти Республики Хакасия;
эффективность использования земли и иной недвижимости всех форм
собственности в Республике Хакасия;
повышение эффективности управления имуществом, находящимся в
собственности Республики Хакасия, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием;
создание условий для эффективного функционирования рынка земли и иной недвижимости в Республике Хакасия.
В рамках бюджетного финансирования, в соответствии с Законом Республики Хакасия 20.12.2017 № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с последующими изменениями) бюджетные ассигнования в 2018 году на исполнение мероприятий госпрограммы составили 51334,0 тыс. рублей, за 2018 год мероприятия выполнены на сумму 46313,2 тыс.руб.
3.2. Государственная программа Республики Хакасия «Повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Хакасия на 2016-2018 годы»
Государственная программа Республики Хакасия «Повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Хакасия на 2016-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 552 разработана в соответствии с Федеральным законом
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»)
Целью Программы является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Республике Хакасия.
Мероприятия государственной программы направлены на:
1) повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, совершенствование автоматизации процессов оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
2) организация предоставления услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках проекта «многофункциональные центры для бизнеса».
Достижение цели Программы позволит обеспечить существенное снижение временных издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления посредством получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», а также повысить уровень комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.
В рамках бюджетного финансирования, в соответствии с Законом Республики Хакасия от 20.12.2017 № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с последующими изменениями) бюджетные ассигнования в 2018 году на исполнение мероприятий госпрограммы составили 154589,0 тыс. руб., за 2018 год мероприятия выполнены на сумму 153014,36 тыс.руб.
В результате проведенных мероприятий доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, составляет по состоянию на 31.12.2018г. 92,44% (при плановом значении к 2015 году - не менее 90 %).
По состоянию на 31.12.2018г. на территории Республики Хакасия действует 162 окон оказания государственных и муниципальных услуг, на базе
13 территориальных отделов МФЦ, открытых в городах и районных центрах Республики Хакасия.;
27 территориально обособленных структурных подразделений в населенных пунктах (далее - ТОСП).
Кроме того, организована 1 мобильная группа в с. Таштып.
Государственные и муниципальные услуги оказываются по принципу «одного окна» на основании соглашений о взаимодействии, заключенных ГАУ РХ «МФЦ Хакасии» с федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями.
По состоянию на 31.12.2018г. в ГАУ РХ «МФЦ Хакасии» за 2018 год предоставлено 1041570 услуг по 242 видам.
Кроме того, в рамках освоения субсидии, предоставленной бюджету Республики Хакасия из бюджета Российской Федерации, в республике созданы центры оказания услуг для бизнеса. Размер субсидии составил 1456,0 тыс. рублей.
В целях реализации федерального проекта по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия с 02.07.2018г. функционируют бизнес-окна, созданные путем открытия дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в центрах «Мои документы» в г. Саяногорске и г. Черногорске, а также бизнес-зона в центре «Мои документы» г. Абакана. С 26.10.2018г. на базе ПАО «Сбербанк России» в г.Абаза действует центр оказания услуг для бизнеса. МФЦ для бизнеса является тем инструментом, с помощью которого создаются благоприятные условий для ведения бизнеса, а именно: снижаются административные барьеры, повышается доступность к получению государственных и муниципальных услуг, сокращаются сроки оказания услуг. Кроме того, в перечень услуг, предоставление которых организовано в МФЦ для бизнеса, входят и услуги страхования, банковские и бухгалтерские услуги, меры поддержки предпринимателей.
4. Участие Минимущества Хакасии в планируемых к реализации инвестиционных проектах
Реализация концепции развития общественно-деловой и рекреационной зоны в восьмом микрорайоне первого жилого района Абакана
(проект «Абакан-Сити»)
В начале 2017 года Президиума Совета развития Республики Хакасия поддержал разработанную Минимуществом Хакасии концепцию развития общественно-деловой и рекреационной зоны в восьмом микрорайоне первого жилого района Абакана. В государственной собственности Республики Хакасия на сегодняшний день имеется земельные участки, площадь которых составляет 13,2 гектара земли. Они расположены на въезде в Абакан (в границах пр. Др. Народов, улиц Торосова, Авиаторов и дренажного канала).
С целью определения наиболее эффективного управления этой территорией, а также раскрытия ее экономического потенциала, Минимуществом Хакасии была разработана концепция ее использования, а Российский институт градостроительства и инвестиционного развития (г. Москва) провел маркетинговые исследования, разработал проект планировки и проект межевания, эскизный проект застройки. В результате конкурсного отбора был выбран вариант застройки, учитывающий социально-культурную, спортивную и коммерческую составляющие. Это строительство торгово-развлекательного центра, Хакасского национального драматического театра на 300 мест, ледовой арены на 3000 мест, аквапарка, физкультурно-оздоровительного комплекса, спортивных площадок и многоуровневой автостоянки. Также предполагается благоустройство и озеленение территории, очистка дренажного канала.
Срок реализация проекта – 20 лет.  Предполагается, что застройка будет полностью основана на средства инвесторов, за исключением театра, который будет построен за счет средств республиканского бюджета. Со временем этот район республиканской столицы может стать еще одной визитной карточкой Хакасии.
В августе 2018 проведены торги на предоставление в аренду земельного участка под строительство торгово-развлекательного центра и многоуровневой стоянки. Земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Авиаторов, 1, площадью 56056,64 кв.м., разрешенное использование «Объекты торговли» предоставлен в аренду на 7 лет ООО «Лента». Общая торговая площадь торгово-развлекательного центра определена в 41 000 кв.м (общая площадь с учетом встроенных автостоянок – 164 тыс. кв.м). В связи с отсутствием заявок на предоставление участка в аренду под строительство многоуровневой стоянки торги признаны несостоявшимися. Работа продолжается.
Земельный участок, планируемый для размещения Ледовой арены, в настоящее время рассматривается Министерством спорта Республики Хакасия как возможный под строительство спортивного объекта в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 год».

Документы