Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

История

Удаленность Республики Хакасия от главных экономических центров страны, необходимость преодоления больших расстояний обусловили развитие транспортной системы в республике.

Транспортная система Республики Хакасия представлена автомобильным, железнодорожным,авиационным и водным (речным) транспортом. Главное предназначение транспортной отрасли – это грузовые и пассажирские перевозки.

На рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту.

В Республике Хакасия имеются более 600 км железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» и находящихся в оперативном управлении филиала ОАО – Красноярской железной дороги. Большая часть их электрифицирована, обустроена устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой.

Железнодорожным сообщением охвачено 33 населённых пункта: Копьёво, Июс, Шира, Туим, Туманный, Ербинская, Усть-Бюрь, Уйбат, Капчалы, Оросительный, Ташеба, Абакан, Подсинее, Хоных, Камышта, Аскиз, Казановская, Югачи, Бирикчуль, Хабзас, Нанхчул, Бискамжа, Казынет, Шора, Балыкса, Чарыш, Калтас, Бельтырское, Усть-Есь, Усть-Таштып, Сартак, Хараджуль, Абаза.

Из 41 железнодорожных станций на 4-х станциях производится погрузка угля (Подсинее, Черногорские Копи) и железной руды (Абаза, Тёя). На остальных станциях производится погрузка и выгрузка разных грузов в незначительных количествах.

Наиболее значимые предприятия железнодорожного транспорта:

- Абаканское отделение Красноярской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (содержание инфраструктуры);

- Агентство фирменного транспортного обслуживания (грузовые перевозки);

- Дирекция по обслуживанию пассажиров (пассажирские перевозки);

- Локомотивное депо ст. Абакан (эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава – электровозов и электропоездов);

- Локомотивное депо ст. Аскиз (эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава – тепловозов и автобусов на рельсовом ходу РА-1);

- дистанции пути: Абаканская и Аскизская, занимающиеся содержанием и ремонтом путевого хозяйства;

- дистанции сигнализации и связи: Абаканская и Аскизская, занимающиеся содержанием и ремонтом средств автоматической и полуавтоматической блокировок, средств диспетчерской централизации и обеспечением телефонной и радиосвязи;

- энергоучастки: Абаканский и Аскизский, занимающиеся содержанием и ремонтом средств энергоснабжения, в том числе электротягового хозяйства;

- Отряд ведомственной охраны, занимающийся охраной объектов железнодорожного транспорта и сопровождением грузов;

- восстановительные поезда на ст. Абакан, Аскиз и Бискамжа, занимающиеся устранением последствий чрезвычайных ситуаций;

- пожарные поезда на ст. Абакан, Аскиз и Бискамжа.

На предприятиях железнодорожного транспорта в Республике Хакасия трудятся порядка 3,8 тыс. чел.

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом решают важнейшую задачу обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации, в том числе жителей Республики Хакасия на свободу передвижения. Из 282 населенных пунктов республики 218 имеют автобусное сообщение, другие расположены на небольших расстояниях от остановочных пунктов, расположенных на автомобильных магистралях, либо жители этих населённых пунктов имеют возможность использовать ведомственный транспорт. 32 населенных пункта имеют железнодорожное сообщение.

По данным УГАДН по Республике Хакасия по состоянию на 01.01.2008 выдано 299 лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, из них 40 - юридическим лицам, 259 – индивидуальным предпринимателям.

Перевозки пассажиров осуществляют 1165 автобусов различных марок, из них 300 принадлежит юридическим лицам, 865 – предпринимателям. Наиболее распространенные марки автобусов – ПАЗ – 3205 и ГАЗ 322 132.

В республике работают два автовокзала - один в г.Абакане, а другой в г. Саяногорске, который в 2007 г заменил устаревшую автостанцию. Также работают 9 автостанций (Копьёво, Шира, Жемчужный, Боград, Черногорск, Аскиз, Таштып, Усть-Абакан, Бея), одна из которых в селе Бея возобновила свою работу в 2007 году после проведения ремонта и реконструкции, а в селе Таштып 2006 году построена новая автостанция. В г. Сорске и г.Абазе для пассажиров действуют автокассы, а п.Жемчужный в летний период работает дополнительная автокасса от ОАО «Автовокзал».

Воздушный транспорт в Республике Хакасия представлен ЗАО «Абакан АВИА», филиалом ОАО «Владивосток АВИА» - ОАО «Авиакомпания Хакасия» и ОАО «Аэропорт Абакан».

ОАО «Аэропорт Абакан» - аэропорт федерального значения, является элементом современного транспортного сообщения, обеспечивающим транспортные связи Республики Хакасия с другими регионами Российской Федерации, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это особенно актуально, учитывая отдаленность Республики Хакасия от центральных районов Российской Федерации.

ОАО «Аэропорт Абакан» представляет собой аэропортовый комплекс, который осуществляет наземное обслуживание авиаперевозок. Одной из серьезных проблем Республики Хакасия является состояние имущественного комплекса ОАО «Аэропорт Абакан».

В настоящее время аэропорт обслуживает прямые и транзитные (Дальневосточного направления) пассажирские рейсы в Москву, а также пассажирские транзитные международные рейсы, главным образом Среднеазиатского направления.

Отправка и прибытие грузов в аэропорт г. Абакан производится пассажирскими рейсами за счет их дозагрузки.

Грузовые рейсы являются транзитными и имеют направление Восточная Азия – Центральная Россия.

Республика Хакасия связана авиалиниями со столицей Российской Федерации, крупными городами Сибири и Дальнего Востока.

Авиакомпанией ОАО «Владивосток Авиа» выполняются пассажирские авиаперевозки на самолетах ТУ-204, а с 13 февраля 2008 года начато выполнение регулярных пассажирских авиарейсов по маршруту Владивосток-Абакан-Москва на высококомфортабельных самолетах – аэробусах А-320.

Развитие авиации в Республике Хакасия

Абаканский авиаотряд был организован в 1938 году для обслуживания нужд Красноярского края и Хакасской автономной области в транспортных перевозках, а также сельского и лесного хозяйства (аэрофотосъемки, патрулирование лесов от пожаров, борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства). Лётные, технические и наземные специалисты прибыли в Абакан из Красноярского авиаотряда по комсомольским путёвкам в октябре 1938 года. Первым командиром Абаканского авиаотряда был назначен военлёт Кульгин П.П.

Трудным и тернистым был путь авиаторов Хакасии, но они своим самоотверженным трудом и несгибаемой волей создали авиационное предприятие, занимающее в Красноярском крае одно из первых мест по объёмам выполняемых авиационных работ. Но, это было потом, а пока коллективу численностью в 33 пилота и такого же количества работников технического и наземного состава нужно было не только выполнять плановые полёты и обслуживать авиационную технику, но и самое главное - строить аэропортовые комплексы и жильё. На тот период в Абакане и на 8 приписных аэродромах даже грунтовые полосы не соответствовали требованиям, не было жилья - лётный и технический состав жили в доме крестьянина, в гостинице, а некоторым работникам пришлось жить даже в палатках.

Самолетный парк до 1955 года состоял из 25 самолетов По-2, затем были получены самолеты Як-12 и Ан-2. В 1957 году лётный и инженерно-технический состав предприятия освоил и приступил к эксплуатации вертолётов Ми-1 и Ми-4. Росла техническая база по обслуживанию воздушных судов, численность работников с нескольких десятков увеличивалась до нескольких сотен человек. Абаканское авиапредприятие к концу шестидесятых годов по объему авиационно-химических работ занимало первое место в Красноярском управлении ГВФ. В январе 1969 года в авиапредприятие прибыли новые самолеты Ан-24, Ан-26. С получением этой техники резко увеличилась география полетов. Из Абакана стали выполняться полёты в Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Томск, Ташкент, Алма-Ату и т.д. По всей территории Хакасии и югу Красноярского края авиация ПАНХ Абаканского авиапредприятия осуществляла авиахимические, санитарные, аэрофотосъёмочные и патрульные полёты. В 1979 году в предприятие поступили вертолеты Ми-2 , в 1981 вертолеты Ми-8, а затем самолеты Л-410. С 1980 года авиапредприятие на условиях кооперации с Красноярским авиапредприятием начало эксплуатировать самолеты Ту-154. Перевозки пассажиров составляли около 500 тысяч в год. Авиапредприятие насчитывало около 1500 человек. В 1993 году в собственность предприятия были переданы самолеты Ту-154, что позволило выполнять полёты на Москву, Благовещенск, Ленинград и т.д. В 1993 году произошло разделение предприятия: на Аэропорт «Абакан» и Абаканское авиапредприятие. В авиапредприятие вошли летный состав, техническая база, самолетный парк, а аэровокзальный комплекс и все наземные службы отошли к аэропорту.

Абаканский филиал «Хакасия» ОАО «Владивосток Авиа»

В 1996 году авиапредприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Авиакомпания Хакасия». На должность руководителя предприятия коллективом был избран Метельков Николай Васильевич, который принял руководство авиапредприятием, находившимся на грани экономической гибели, с большими убытками от эксплуатационно - производственной деятельности, с задолженностью по налоговым и бюджетным платежам, в пенсионный фонд и по выплате заработной платы. Уже в 1997г. удалось выйти на зарубежный рынок – Республика Иран, Таиланд, Германия. Тем самым были значительно увеличены доходы авиакомпании. Для организации этой работы необходимо было иметь высококвалифицированный и опытный персонал – как летный, так и технический. Одно дело работать на своей базе, другое – в отрыве от базы, полагаясь только на себя. Опыта работы за границей не было. Руководству и лично генеральному директору компании пришлось приложить много усилий и вложить много средств в обучение персонала, ремонт авиационной техники и в целом в организацию производства выполнения полётов на МВЛ. Результатом всей работы стало получение прибыли авиакомпанией.

Тяжелым периодом для экономики предприятия заключившего лизинговые договоры на ремонт своих воздушных судов явился обвал рубля и экономики в 1998 г. Однако взвешенная политика, жесткая экономия позволили преодолеть и этот кризис в авиакомпании. Начался рост в перевозках пассажиров и грузов.

ОАО «Авиакомпания Хакасия» стало стабильным предприятием, получающим ежегодную прибыль, расширяющим сферу и географию своих услуг. Решая производственные вопросы, руководство предприятия не забывает и о решении социальных проблем, так как успех любого дела зависит от того, как проявляется забота о людях.

Растет заработная плата работающих, улучшаются условия труда, создана курортная база отдыха. Тесное взаимодействие и кооперация в рамках дружественного сотрудничества двух авиакомпаний: ОАО «Авиакомпания Хакасия» и ОАО «Владивосток Авиа» позволило авиакомпании конкурировать на авиационном региональном рынке наравне с крупными авиакомпаниями России. С 16.05.2006 года в Абакане создан филиал «Хакасия» ОАО «Владивосток Авиа».

На должность заместителя Генерального директора ОАО «Владивосток Авиа» - директора филиала «Хакасия» назначен Метельков Николай Васильевич.

ЗАО «Авиакомпания «АБАКАН-АВИА»

ЗАО «Авиакомпания «АБАКАН - АВИА» зарегистрирована 11 декабря 1992 года. Свидетельство Эксплуатанта получено в 1993г. на внутренние и международные воздушные линии. Эксплуатация первого самолета началась 17 июня 1993г. В настоящее время в авиакомпании находятся в эксплуатации самолеты 1 класса. ИЛ-76.Под флагом авиакомпании выполняются чартерные грузовые перевозки как по внутренним, так и по международным воздушным линиям.

За время деятельности освоены воздушные трасы в Китай, Индию, ОАЭ, Турцию, Кипр. Выполнялись полеты в Сингапур, Бангкок, Пакистан, страны Европейского региона. Авиакомпания имеет опыт перевозки пассажиров регулярными и чартерными международными рейсами на самолетах ТУ-154.Летные специалисты имеют подготовку не ниже 1-2 класса. Оборудование инженерно - авиационной службы, численность и квалификация специалистов позволяет своевременно и качественно проводить обслуживание самолетов 1; 2: 3 класса. Полеты выполняются по воздушным линиям, в пределах регионов полетов и разрешенных к использованию аэропортов, указанных в лицензии на грузовые перевозки с фиксированной датой выполнения перевозок, с правом перевозки опасных грузов, за исключением делящихся ядерных материалов.

В настоящее время авиакомпанией заключено долгосрочное соглашение с ООН на выполнение полетов в целях перевозки грузов на территории Северной и Центральной Африки.

Руководитель авиакомпании Родькин Сергей Михайлович.

Абаканский центр организации воздушного движения

В тридцатых годах прошлого столетия началась эпоха зарождения и становления служб по управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полётов в гражданской авиации, которые стали одними из главнейших структурных подразделений объединенных авиаотрядов и аэропортов Министерства гражданской авиации СССР. Постоянный рост авиаперевозок, необходимость обеспечения безопасного и эффективного использования воздушного пространства страны в интересах экономики, обороны, полётов гражданских и военных воздушных судов привели к созданию в 1973 году Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД). Вопрос выделения служб УВД и радиотехнического обеспечения полётов из состава действующих авиапредприятий стал возникать после начала проведения в стране первых рыночных реформ, основанных на акционировании и приватизации. Государство в целях соблюдения в целостности Единой системы организации воздушного движения страны запретило приватизировать Системы и средства УВД аэропортов и авиапредприятий, связанных с ЕС УВД верхнего и нижнего пространства.

Начало организации предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением положило Постановление Правительства от30.04.1993г. 403 "О модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" и приказ Минтранса РФ от28.12.1992г. 101 "О создании государственных предприятий по ИВП и УВД и предприятий по радиотехническому обеспечению полетов". В Красноярском регионе процесс создания государственного предприятия начался с решения конференции трудового коллектива служб движения и ЭРТОС 23 апреля 1993 года. Учредителем предприятия выступил Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом, и администрация г.Красноярска 9 августа 1993 года выдала свидетельство о государственной регистрации предприятия "Красноярскаэронавигация". В течение последующих шести месяцев было в основном завершено формирование предприятия путем выделения служб УВД и ЭРТОС из состава авиапредприятий. Таким образом, на территории Красноярского края, республик Тыва и Хакасия, Эвенкийского автономного округа образовались 13 филиалов предприятия почти с полуторатысячным коллективом.

Предметом деятельности предприятия является организация использования воздушного пространства, в части касающейся гражданского сектора единой системы организации воздушного движения.

Предприятие осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании в пределах своих полномочий, обеспечения безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения на воздушных трассах, местных воздушных линиях, в районах аэродромов (аэроузлов) гражданской авиации и в районах выполнения авиационных работ в границах ответственности.

После учреждения Правительством Российской Федерации 25 декабря 1996 года Федерального унитарного предприятия "Государственная Корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ФУП "Госкорпорация по ОВД") ГП "Красноярскаэронавигация" в 2000 году было реорганизовано в Государственное унитарное дочернее предприятие "Аэронавигация Центральной Сибири" (ГУДП "ЦентрСибаэронавигация"), а с апреля 2004 года в филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по ОрВД"

В настоящее время предприятие входит в пятёрку крупнейших предприятий Единой Системы Организации Воздушного Движения России.

Абаканский филиал регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи "Красноярскаэронавигация" был создан 1 октября 1993 года.

С 1 октября 2000 года был реорганизован в Абаканский филиал ГУДП "Аэронавигация Центральной Сибири", а с 1 апреля 2004 года в Абаканский центр ОВД Филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по ОрВД".У истоков предприятия стояли Матвеев Е.А. - руководивший филиалом с января 1994 года по май 2002 года, Красиков В.А. - заместитель директора филиала по ЭРТОС,Ворошилов В.И. – заместитель директора филиала по УВД., Шапруто В.В.- начальник диспетчерских пунктов.

Географическое положение филиала, размещение радиолокационных позиций обеспечивает возможность осуществлять УВД воздушных судов в аэродромной зоне аэропорта Абакан, пролетающих транзитом с запада на восток и с севера на юг, как российских, так и зарубежных авиакомпаний, а также обеспечивать полёты малой авиации.

В целях реализации концепции укрупнения центров УВД с 2005 года управление воздушным движением в верхнем воздушном пространстве передано в Красноярск на радиолокационной информации транслируемой из Абаканского центра. В настоящее время зона ответственности диспетчеров центра состоит из зон:

- ответственности подхода, посадки и взлета международного аэропорта Абакан;

- местного диспетчерского пункта обеспечивающего полеты малой авиации;

В настоящее время в центре работает около 130 человек.

Обеспечению безопасности полётов способствует целенаправленная профессиональная подготовка персонала ОВД и постоянное совершенствование языковой подготовки при работе с экипажами иностранных судов, 100% диспетчерского состава имеют допуск УВД на английском языке. 95% имеют первый класс. 45 работников центра награждены почетным знаком «Отличник Воздушного транспорта». Руководитель полетов Грачев А.И. является «Почетным работником транспорта РФ».

На протяжении всего периода функционирования центра большое внимание уделяется вопросам развития и модернизации радиотехнических средств контроля за полетами и связи во всем регионе. В настоящее время в центре введён в эксплуатацию КАРМ ДРУ (комплекс автоматизированного рабочего места диспетчера радиолокационного управления) и VOR-DME, а так же радиолокатор ОРЛ-85ТК.

В данный момент предприятием руководит Сергеев Сергей Анатольевич.

История предприятия ОАО «Аэропорт Абакан»

Абаканский авиаотряд Восточно-Сибирского управления гражданской авиации образован в сентябре 1938 года с целью организации пассажирских и грузовых перевозок на территории Хакасской автономной области и южных районов Красноярского края.

Уже к концу года формирование отряда было завершено: укомплектован личный состав из 33 пилотов, на баланс поставлено 25 самолетов ПО - 2 и 8 аэродромов.
30 декабря 1980 года впервые совершен рейс Абакан - Москва - Абакан, положивший начало регулярной работе авиаторов Хакасии на всесоюзных авиалиниях.

1 марта 1993 года образовалось ГП "Аэропорт Абакан" как самостоятельное предприятие путем выделения из Абаканского авиапредприятия. Решение на выделение принималось комитетом по управлению Госимуществом по согласованию с департаментом Воздушного транспорта и Советом министров Республики Хакасия. Усилиями дирекции и правительства республики удалось к 1993 году выполнить значительный объем работ по подготовке международного сектора и получить статус международного аэропорта.

В 1996 году учреждено Открытое акционерное общество "Аэропорт Абакан".

В 1999 и 2000 году аэропорт Абакан одержал победу в конкурсе "Лучший аэропорт года стран СНГ".

Аэропорт имеет комплексный сертификат соответствия ФАВТ А 00683 от 13 марта 2007 года.

Статус аэропорта Абакан, открытого для международных полетов, установлен Распоряжением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года 1915-р.

Аэропорт Абакан – аэропорт Федерального значения, является элементом транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающим обслуживание воздушных судов, выполняет перевозку пассажиров и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года 1009 аэропорт Абакан включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Аэропорт Абакан является единственным аэропортом обслуживающим население Республики Хакасия и южных районов Красноярского края, поэтому крайне важна роль аэропорта как запасного для международных аэропортов Новосибирск и Красноярск.

В настоящее время аэропорт обслуживает прямые и транзитные (Дальневосточного направления) пассажирские рейсы в Москву, а также пассажирские транзитные международные рейсы, главным образом Среднеазиатского направления.

Отправка и прибытие грузов в аэропорт г. Абакан производится пассажирскими рейсами за счет их дозагрузки.

Грузовые рейсы являются транзитными и имеют направление Восточная Азия – Центральная Россия.

Предприятием в 2007 году было обработано 1 025 тонн грузов, отправлено более 95 тысяч человек пассажиров.

Отсутствие технической базы по обслуживанию воздушных судов ограничивает возможности республики и аэропорта Абакан по привлечению перевозчиков.

В настоящее время решается вопрос о собственнике имущественного комплекса аэропорта, так как с принятием Федерального закона от18.10.2007 г. 230-ФЗ в числе полномочий субъектов Российской Федерации появились полномочия, связанные с наделением правом собственности на передаваемые из федеральной собственности аэропорты и аэродромы гражданской авиации.

Старейшее автотранспортное предприятие – Копьевское автотранспортное предприятие- образовано в 1931 году как Копьевская транспортная контора. Насчитывая 24 автомобиля и 200 лошадей, перевозила грузы для рудника и Саралинского района, уголь и дрова для гидростанции в п. Орджоникидзевское.

К началу сороковых в Транспортной конторе построены производственные здания, боксы-стоянки, вспомогательные ремонтные цеха. В первые дни Великой Отечественной войны 10 автомобилей с водителями отправлены на фронт. После краткосрочных курсов состав водителей пополнился женщинами. В 1942 году автомобили ЗИС-5 переоборудовали на газгены, которые работали на березовой чурочке до 1953 года.

В 1955 г. предприятие перешло в Красноярскавтотранс, получило 50 автомобилей, стало перевозить лес Июсскому леспромхозу, до 1000 куб.м. в сутки; обслуживало сельское хозяйство, обеспечивало уборочную кампанию в своем районе, оказывало помощь в уборке зерна в Алтайском крае.

Значительный вклад внесло в строительство автодорог совместно с Орджоникидзевским ДРСУ. С 2004 года открытое акционерное общество «Копьевское АТП» имеет 22 грузовых автомобиля и 9 автобусов, обслуживает 8 автобусных маршрутов протяженностью 946 км, перевозит около 35 тыс. пассажиров и 40 тыс. т грузов в год. В данный момент руководит предприятием – Раицкий Анатолий Михайлович. Адрес предприятия: Орджоникидзевский район, п.г.т. Копьево, ул. Транспортная, 10.

Вторым предприятием, созданным в Хакасии, было автотранспортное предприятие«Автоколонна 2038», образованное в 1937 году на базе Гужконторы в г. Абакане. Оно имело 2 таксомотора ГАЗ М-1, 5 автобусов марки ЗИС-1, гужевую повозку. На территории нынешней автоколонны находилось одно здание конюшни, которая реконструирована в гараж, имелся единственный токарный станок имени Калинина.

В 1940 году предприятие имело 14 автомобилей, насчитывало 21 работающего. После войны достроены боксы на 4 автомобиля, кузница, открылись первые автобусные маршруты по г. Абакану.

С 1985 года автоколонну возглавил Анатолий Иванович Ваньков, с 09.09.2009 года И.о. директора Воронин Юрий Георгиевич. В настоящее время автоколонна имеет статус государственного унитарного предприятия, имеет два филиала, в г. Сорске и с. Боград, ежедневно перевозит около 10 тыс. пассажиров, обслуживает маршруты протяженностью около 3 тыс.км. Адрес предприятия: г. Абакан, ул. Тельмана, 92.

Одновременно с созданием автоколонны в г. Абакане в 1937 году строится автовокзал как собственность Гужконторы (автоколонна 2038). Деревянное здание располагалось на рыночной площади, отапливалось металлической круглой печкой. В штате - начальник автовокзала, два кассира, дежурная по посадке, техничка, дворник. В 1969 году построено новое двухэтажное здание автовокзала. С 1989 года автовокзал становится филиалом автовокзалов Абаканского производственного объединения автомобильного транспорта, с 1998 г. преобразовано в открытое акционерное общество «Автовокзал». С 1984 года до 25 октября 2006 года автовокзал возглавлял Н.Н. Конопелько, с 2006 года – Н.Н. Девяшина. С автовокзала осуществляются перевозки пассажиров автомобильным транспортом по 53 междугородным и 6 пригородным маршрутам. Ежедневно выполняется 274 междугородный рейс и более 500 пригородных: автобусами-108, маршрутными такси – 417. Адрес: г. Абакан, ул. Шевченко, 62.

В 1957 году создано автотранспортное предприятие в п. Шира, до 1967 года - Ширинское автохозяйство, затем - Ширинское автотранспортное предприятие, с 1973 г. - автоколонна 1341 п. Шира, с 1994 – открытое акционерное общество «Ширинская автоколонна 1341», с 2005 – общество с ограниченной ответственностью «Ширинская автоколонна 1341». Ежегодно предприятие перевозит по 6 автобусным маршрутам протяженностью 778 км более 170 тыс. пассажиров и свыше 150 тыс.т. грузов. Руководитель предприятия – Мухин Геннадий Александрович. Адрес: п.г.т. Шира, ул. Курортная, 73.

В 1993 году в г. Черногорске основано Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие (ЧПАТП), выделившееся из Черногорской автоколонны 2083. С 1999 года - республиканское государственное унитарное предприятие «Черногорское ПАТП», с 2003 - государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Черногорское пассажирское автотранспортное предприятие». Перевозит пассажиров по 9 автобусным маршрутам в г. Черногорске протяженностью 279км. и по 2 пригородным маршрутам протяженностью 70 км. Ежегодно перевозит более 5 млн. чел. Руководитель – Уланов Виталий Иванович. Адрес: г. Черногорск, ул. Энергетиков, 10.

В 1961 году на базе Абаканского автохозяйства образовано Майнское автохозяйство в г. Саяногорске, с 2003 года – государственное унитарное предприятие «Саяногорское пассажирское автотранспортное предприятие» (СПАТП), с 01.01.2009г открытое акционерное общество «Саяногорское пассажирское автотранспортное предприятие». С 1961 по 1967 предприятие в основном перевозит грузы: лес Богословского леспромхоза, уголь и руду Майнского медного рудника, сельхозпродукцию Бейского и Алтайского районов республики. В 1977 г. создана производственная база на 200 автобусов, в 1992 - ремонтные мастерские. С 1998 года по сегодняшний день предприятием руководит Юрий Антонович Мельник. Ежегодно предприятие перевозит более 3 млн. человек, обслуживает 13 маршрутов протяженностью 745 км. Адрес предприятия: г. Саяногорск, ул. Металлургов, 4.

В с. Бельтырское, находится автотранспортное предприятие Аскизавтотранс, образованное в 1963 году как Аскизское автопредприятие. Наибольшее развитие оно получило в период перевозки грузов для села, промышленных предприятий, завоза нефтеналивных грузов в Монголию. С 1993 года преобразовано в ОАО «Аскизавтотранс». Предприятие имеет три автозаправочные станции, пункт диагностики автомобилей, станцию технического обслуживания автомобилей, более 60 автомобилей марки КАМАЗ, перевозит более 15 млн. тонн различных грузов. С 1997 года до 2009 предприятием руководит Виталий Павлович Чебодаев, в настоящее время, с 08.12.2008 руководитель – Идимяшев Яков Васильевич.

В 1997 году в с. Бельтырское образовано предприятие Аскизпассажиравтотранс, выделившееся из ОАО «Аскизавтотранс», с ноября 2004 года - общество с ограниченной ответственностью «Пассажиравтотранс». Перевозит пассажиров по пригородным и междугородным маршрутам. Обслуживает 11 маршрутов протяженностью 880 км. За год перевозит около 100 тыс. пассажиров. Первый и ныне действующий руководитель – Александр Леонидович Васев. Адрес предприятия – ст. Бельтыры, ул. Щорса, 6.

В г. Абазе в 1965 году создано специализированное автотранспортное предприятие. До 1994 г. оно было филиалом предприятия «Аскизавтотранс». С 1987 года по настоящее время им руководит Виктор Александрович Крещик. Открытое акционерное общество «Абазаавтотранс» обслуживает маршруты протяженностью 394 км., перевозит более 1 млн. человек в год. Адрес предприятия – г. Абаза, ул. ТЭЦ, 4.

Все вышеперечисленные предприятия осуществляют по республиканскому заказу перевозки пассажиров по 27 межмуниципальным междугородным, пригородным маршрутам, перевозя до 8 млн. пассажиров в год. По результатам проведения в 2008 году аукциона к перевозчикам по республиканскому заказу подключились ИП - Каширин Д.Н., Родионов А.Н., Бекасова Н.А., Сиротинин А.Ф.

При выполнении республиканского заказа на перевозку пассажиров автобусы этих АТС пробегают почти 2,3 млн. километров в год по территории нашей республики.

Для обслуживания пассажиров в республике имеется 10 автостанций в следующих населенных пунктах: Шира, Копьево, Саяногорск, Аскиз, Таштып, Абаза, Белый Яр, Усть-Абакан, Боград. Для продажи билетов в Шира, Жемчужном – 2 шт., Сорске, Абазе имеются автокассы, а в Саяногорске, Таштыпе автостанции являются собственностью предпринимателей, в Копьево, Шира, Жемчужном, - ОАО «Автовокзал», остальные - собственность автопредприятий.

Кроме вышеназванных предприятий, перевозки пассажиров и грузов в республике осуществляют «Автоколонна 1260», «Автоперевозки», «Автоколонна 2003», ООО «Совхозавтотранс», ООО «Юс», ООО «Авто», ООО «Транс и Компания», а также свыше 1 тыс. предпринимателей.