Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Основные результаты деятельности дорожно-транспортного комплекса Республики Хакасия за 2015 год и перспективы на 2016 года

Основные результаты деятельности

дорожно-транспортного комплекса Республики Хакасия

за 2015 год и перспективы 2016 года

Дорожное хозяйство

Информация о развитии отрасли в текущем году, положительных тенденциях и проблемах развития

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Хакасия, по состоянию на 01.01.2016 составляет 6983,64 км, в том числе:

- федеральная автомобильная дорога М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до государственной границы с Монголией - 171,5 км;

- региональные и межмуниципальные автомобильные дороги Республики Хакасия – 2610,7 км;

- региональная автомобильная дорога Абакан - Ак-Довурак, участок км 182 - км 320 + 900, находящийся на балансе в Управлении автомобильных дорог "Тываавтодор", - 138,9 км;

- автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Хакасия – 4062,54, из них:

- автомобильные дороги общего пользования местного значения городских округов Республики Хакасия –933,1 км;

- муниципальных районов и поселений Республики Хакасия –2563,69 км.

Среди 12 регионов Сибирского федерального округа Республика Хакасия занимает 5 место по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и 60 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место в федеральном округе и 49 место среди субъектов Российской Федерации по удельному весу автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. Доля региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, транспортно–эксплуатационное состояние которых соответствует нормативным требованиям, по состоянию на 01.01.2016 составляет 68 %.

На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия эксплуатируется 200 мостовых сооружений, общей протяженностью 6995,08 п.м. Из них в неудовлетворительном состоянии находятся 27 мостовых сооружений общей длиной 440,62 п.м.

По состоянию на 01.01.2016 г. 54 населенных пункта Республики Хакасия не имеют связи с автомобильными дорогами с твердым покрытием.

Главными положительными тенденциями развития дорожного хозяйства Республики Хакасия являются:

- обеспечение бесперебойного транспортного сообщения;

- повышение пропускной способности дорожной сети;

- модернизация искусственных сооружений.

Средняя заработная плата по государственным унитарным предприятиям дорожной отрасли выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11 % и составила 20,4 тыс. рублей.

Однако существует ряд проблем, требующих решения, в том числе, программными методами:

- несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки;

- неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них.

- продолжение реконструкции участков автомобильной дороги Абакан-Саяногорск в целях завершения реконструкции и полного восстановления потребительских свойств после провоза сверхтяжелых и крупногабаритных грузов для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС после техногенной катастрофы 2009 года;

- сохранение автомобильных дорог, по которым осуществляется перевозка угля.

Среднесрочными перспективами развития дорожной отрасли являются:

- обеспечение транспортной инфраструктурой рекреационных зон Республики Хакасия;

Для достижения этой цели в 2016 году запланировано приступить к разработке проектной документации на строительство автомобильной дороги в рамках реализации инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного кластера «Поднебесье» на территории Аскизского района Республики Хакасия.

- обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе посредством обеспечения контроля за перевозкой тяжеловесных грузов и качества выполнения дорожных работ;

- увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию;

- обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с сельскими населенными пунктами за счет строительства (реконструкции) автомобильных дорог с твердым покрытием для соединения с сетью автомобильных дорог общего пользования;

- совершенствование структуры и функций управления дорожным хозяйством Республики Хакасия, совершенствование управленческих технологий.

Долгосрочной перспективой развития дорожной отрасли является выполнение поручения Президента Российской Федерации по удвоению объемов строительства (реконструкции) в 2013-2022 годах по сравнению с предыдущим десятилетием, а также увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Информация об основных мероприятиях, проведенных за 2015 год и планируемых к осуществлению в 2016 году, а также результатах реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия (2014-2016 годы)»

в сфере дорожного хозяйства

В рамках установленных полномочий в течение 2015 года проведены следующие мероприятия:

- содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия на общую сумму 228,0 млн. рублей, кредиторская задолженность на 01.01.2016г. составила 43,1 млн. рублей, работы выполнены на 254,4 млн. рублей. В результате этого круглогодичным транспортным сообщением обеспечено 2610,57 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия;

- ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия на общую сумму 129,9 млн.рублей, кредиторская задолженность на 01.01.2016г. составила 100,7 млн. рублей, работы выполнены на 190,511млн.рублей. За 2015 год выполнен ремонт 35,201 км автомобильных дорог, 1 моста длиной 10,54 п.м., водопропускной трубы длиной 12 п.м, ремонт путепровода длиной 67,3 п.м, а также погашена кредиторская задолженность (40,1 млн. руб.) за работы, выполненные в 2014 году;

- реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия на общую сумму 187,1 млн.рублей (в том числе 43,4 млн.рублей за работы, выполненные в 2014 году) кредиторская задолженность на 01.01.2016 года составила 38,8 млн. рублей, работы выполнены на 182,472млн.рублей.

В 2015 году реализованы следующие крупные инвестиционные проекты:

с привлечением средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:

- реконструкция автомобильной дороги Усть-Абакан-Чарков-Ербинская на участке км 62+750- км 66+000 на общую сумму 75,9 млн.рублей, введено 3,26км.;

- реконструкция автомобильной дороги Сарала-Приисковое на участке км 32+500- км 36+500 (первый пусковой комплекс) в Орджоникидзевском районе Республики Хакасияна сумму 54,5 млн. рублей из федерального бюджета, кредиторская задолженность на 01.01.2016года в сумме 16,8 млн. рублей из средств республиканского бюджета Республики Хакасия. Введено в эксплуатацию 2,625км;

за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия:

- реконструкция моста на км 48+265 автомобильной дороги Сарала-Приисковое в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия (кассовые расходы за 2015 год составили 5,7 млн. рублей, кредиторская задолженность 16,5 млн. рублей);

- выполнена разработка проектной документации по реконструкции автомобильной дороги подъезд к аалу Аёв в Усть-Абаканском и Аскизском районах Республики Хакасия на сумму 2,2 млн. рублей, кредиторская задолженность на 01.01.2016года в сумме 2,2 млн. рублей;

- выполнена разработка проектной документации по реконструкции путепровода на км 4+826 автомобильной дороги Абакан-Саяногорск в Алтайском районе Республики Хакасия на сумму 3,3 млн. рублей, кредиторская задолженность на 01.01.2016 года в сумме 3,3 млн. рублей;

В рамках оказания государственной поддержки муниципальным образованиям Республики Хакасия при осуществлении дорожной деятельности за 2015 год предоставлены субсидии из республиканского бюджета местным бюджетам в сумме 99,01 млн. рублей. Учитывая значительную задолженность республиканского бюджета Республики Хакасия за работы, выполненные в 2014 году в рамках ранее заключенных соглашений, в 2015 году были предоставлены субсидии только на следующие первоочередные мероприятия, в том числе в рамках исполнения поручений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия:

23,6 млн. руб. – на ремонт дорог в малых и отдаленных селах. В результате выполнен ремонт улично-дорожной сети в 19 селах, общей протяженностью16,7 км;

12,2 млн. руб. – на ремонт и содержание автодороги местного значения Чиланы-Кирово-Харачул. За счет субсидии осуществлялось содержание 29 км автодороги и проведен ремонт 4,084 км;

43,4 млн. руб. – на ремонт дорог в городских округах и поселениях республики. В результате выполнен ремонт автодорог протяженностью 11,131 км.

19,9 млн. руб. – на разработку проектной документации на строительство автодорог местного значения в Таштыпском районе и муниципальных образованиях, пострадавших в результате природных пожаров в 2015 году.

В 2015 году проведена масштабная работа по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства, направленных на ликвидацию последствий природных пожаров, а также на развитие транспортной инфраструктуры к местам возведения новых жилых домов в сельской местности для пострадавших граждан Республики Хакасия. В результате в республику поступило 245,2 млн. рублей. Остаток средств, неиспользованных в 2015 году в связи с поздним поступлением в республиканский бюджет, возвращен в федеральный бюджет с целью последующего получения их в 2016 году для полной реализации указанных мероприятий.

Анализ уровня достижения прогнозных и целевых значений показателей, разработанных в предыдущем году

Деятельность в сфере установленных министерству полномочий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» оценивается посредством показателя «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения».

Данный показатель является годовым показателем. На 2015 год установлено его плановое значение – 32,5%. Предпринятые Минтрансом Хакасии и подведомственным учреждением ГКУ РХ «Хакасавтодор» действия позволили достичь показателя 32%.

Информация об объектах, планируемых к реализации за счет бюджетов всех уровней с указанием предполагаемых объемов финансирования и сроков ввода

В соответствии с Государственной программой «Развитие транспортной системы Республики Хакасия (2014-2016 годы)» планируется осуществить следующие инвестиции:

- реконструкция автомобильной дороги Сарала-Приисковое на участкекм 32+500 – км 36+500 (второй пусковой комплекс) в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия, ожидаемый ввод в эксплуатацию 1,604 км в 2016 году;

- реконструкция автомобильной дороги Аскиз – Бирикчуль – Вершина Теи на участкекм 59+800 – км 67+950 (первый пусковой комплекс) в Аскизском районе Республике Хакасия, ожидаемый ввод в эксплуатацию 4,2 км в 2016 году;

В соответствии с Государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013–2020 годы» планируется осуществить реконструкцию автомобильных дорог:

- подъезд к д. Кожухово в Орджоникидзевском районе Республики Хакасия – ввод в эксплуатацию 3,701 км в 2016 году;

- Усть-Чуль-Верхняя Тея на участке км 3+550- км 10+470 в Аскизском районе Республики Хакасия – ввод в эксплуатацию 6,753 км в 2016 году;

Анализ хода институциональных реформ

Заметные институциональные реформы в транспорте и дорожном хозяйстве были проведены в период 2011-2013 годов. За прошедший период 2015 года институциональных реформ в сфере дорожного хозяйства не производилось.

Информация о наиболее актуальных проблемах и возможных путях их решения

Актуальной проблемой в настоящее время является выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия для завершения реконструкции автомобильной дороги Абакан-Саяногорск. В целях решения этой проблемы ведется работа с федеральными органами исполнительной власти. Последние обращения по этому вопросу направлены в адрес Председателя Правительства РФ Д.А.Медведеву (от 15.07.2013 № ВЗ-М-1226) и Президенту РФ В.В.Путину (от 26.08.2013 № ВЗ-М-1471, от 23.12.2014 № ВЗ-М-2143). В обращениях содержится просьба о выделении 1218,16 млн.рублей из федерального бюджета.

В целях решения проблем, возникающих при разработке Бейского угольного месторождения, Министерством экономики Республики Хакасия разрабатывается концепция развития, в которой предусматривается решение задачи сохранения автомобильных дорог общего пользования, по которым осуществляется перевозка угля.

Транспорт

Информация о развитии отрасли в текущем году, положительных тенденциях и проблемах развития, об основных мероприятиях, проведенных в текущем году и планируемых к проведению в очередном году

Автомобильный транспорт

Пассажирский автомобильный транспорт Республики Хакасия представлен открытыми акционерными обществами - «Саяногорское пассажирское автотранспортное предприятие», «Абазаавторанс», МУП «Таштыпское АТП», обществами с ограниченной ответственностью – «Аскиз Пассажиравтотранс», «Транс – Сервис», «Транс и Компания», «ЛидерАвто», «Транспортная компания «Хакасия» и рядом других, а также более 240-ю индивидуальными предпринимателями.

В Республике Хакасия организовано 57 межмуниципальных междугородных маршрутов, 24 пригородных и 36 межрегиональных автобусных маршрутов.

Наиболее распространенными марками автобусов для перевозки пассажиров, являются ПАЗ-3205 и ГАЗ-322132, но так же для перевозки пассажиров чаще стали использовать автобусы повышенной комфортности (как правило, на дальние расстояния).

Межсубъектные маршруты связывают Республику Хакасия с Красноярским краем, Новосибирской, Томской, Кемеровской областями и Республикой Тыва. Основными межсубъектными маршрутами являются маршруты до Красноярска, Ачинска, Шарыпово, Назарово, а так же районными центрами Красноярского края: Минусинск, Идринское, Шушенское, Ермаковское, Каратузское, Курагино, Ирба и рядом других.

В целях обеспечения доступности услуг автомобильного пассажирского транспорта для всех слоев населения Правительством Республики Хакасия ряд автобусных маршрутов выделен в перечень социально значимых, на которых услуги предоставляются по тарифам ниже экономически обоснованного уровня. В 2015 году таких маршрутов 29. Стоимость проезда на них ниже, чем на «коммерческих» маршрутах.

Из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2015 году предоставлены субсидии на возмещение перевозчикам недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по перевозкам пассажиров по ценам ниже экономически обоснованных в объеме 27,7 млн. рублей.

Кроме того, по поручению Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина, предоставляется льгота студентам образовательных организаций при проезде автомобильным транспортом в виде 30-процентной скидки стоимости проезда. На эти цели бюджетом предусмотрены средства в сумме 0,1 млн. рублей. В 2015 году этой льготой воспользовались 1491 студентов.

Министерством во взаимодействии с Главами МО постоянно проводится целенаправленная работа по обеспечению транспортной доступности жителей населенных пунктов, не охваченных автобусным или железнодорожным сообщением. Так из 283 населенных пунктов республики на сегодняшний день 256 имеют автобусное сообщение, другие расположены на небольших расстояниях от остановочных пунктов, расположенных на автомобильных магистралях, либо жители этих населённых пунктов имеют возможность использовать железнодорожный или ведомственный транспорт.

За 2015 год Минтрансом Хакасии проведено 6 конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, заключено более 50 договоров с перевозчиками.

В соответствии с установленными административными регламентами предоставления государственных услуг за 2015 год было утверждено 18 паспортов на межмуниципальные (междугородные или пригородные) автобусные маршруты, относящиеся к ведению Минтранса Хакасии.

Также в соответствии с регламентом было выдано 464 специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Хакасия.

Пассажирскими перевозками на легковых такси в Республике Хакасия заняты более 500 индивидуальных предпринимателей, кроме того в республике организованы 9 обществ с ограниченной ответственностью, которые закупили новые автомобили иностранного производства, оборудовали их спутниковой системой навигации. В данных обществах организован предрейсовый и послерейсовый медицинский и технический осмотр автомобилей.

Выдача разрешений на перевоз пассажиров и багажа легковым такси осуществляется специалистами Минтранса Хакасии с ноября 2011 г. В настоящее время выдано 3519 разрешений.

В 2015 году (по согласованному с прокуратурой плану) проведено 5 плановых проверок предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси в городах Абакане, Черногорске, Саяногорске, в Ширинском и Алтайском районах.

Принимаются меры по обеспечению транспортной доступности инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения. В минувшем году проведены работы по устройству автобусных остановок с учетом указанных требований в п. Майна и на автомобильной дороге «Саяногорск – Калы – Сабинка», а также в районе кладбища с. Новоенисейка.

Воздушный транспорт

Аэропорт Абакан является основным аэропортом, обслуживающим население Республики Хакасия, южных районов Красноярского края и Республики Тыва. В зоне обслуживания аэропорта проживает свыше 600 тысяч человек.

Транспортные связи аэропорта с зоной обслуживания обеспечиваются железнодорожным и автомобильным транспортом.

Более 50 эксплуатантов и предприятий гражданской авиации имеют договорные отношения с ОАО «Аэропорт Абакан» на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов.

Минтранс Хакасии ведет активную работу по привлечению авиаперевозчиков в аэропорт Абакан:

в 2015году стабильно выполнялись рейсы Абакан-Новосибирск

Абакан-Томск

Абакан-Иркутск

Абакан-Красноярск

Абакан-Норильск

Абакан-Москва

В 2015 году так же как и в 2014 году воздушные перевозки по направлению Абакан – Томск осуществлялись на условиях софинансирования из региональных бюджетов Республики Хакасия и Томской области. Анализ реализации региональных авиаперевозок за 2 года показал их высокую востребованность у населения Республики Хакасия. Так в 2014 году с территории Республики Хакасия было осуществлено 104 рейса, перевезено 1479 пассажиров. В 2015 году 147 рейсов и 1697 пассажиров соответственно.

За последние годы наблюдается ежегодный рост самолетовылетов, пассажиропотока, расширяется и география полетов:

- количество отправленных и принятых воздушных судов в 2013 году -1831 единиц, в 2014 году достигло -3091единиц.

- количество отправленных и принятых пассажиров в 2013 году составило более 154 тысячи человек, а в 2014 году достигло 198 тысяч пассажиров.

- доходы предприятия по итогам 2014 года составили 192,5 миллиона рублей.

По итогам 2015 показатели, следующие:

- количество отправленных и принятых воздушных судов – 3082 единицы.

- количество отправленных и принятых пассажиров – 192 тысячи человек.

Незначительное снижение показателей перевозки в 2015 году обусловлено экономической ситуацией в стране в целом и в регионе в частности.

Привлечение грузовой авиации осуществляется пока на уровне разовых чартерных рейсов.

Уровень доходов аэропорта за прошедшие три года увеличился в 1,4 раза.

Так, по результатам 2013 года выручка от всех видов деятельности составила 155,7 млн. рублей, за 2014 год – 192,5 млн. рублей, а по предварительным итогам 2015 года составит 216,6 млн. рублей.

При всей сложности в экономике государством продолжает проводиться значительная работа по модернизации и реконструкции аэропортов, наращивается производственный потенциал, направленный на увеличение объемов перевозок.

За пятилетний период была выполнена значительная модернизация оборудования и инфраструктуры аэропорта. Были обновлены пожарная техника, приборы для выполнения досмотров пассажиров, техника по аэропортовому обслуживанию принимаемых воздушных судов.

С 2015 организовано наземное обслуживание воздушных судов силами аэропорта, что позволило увеличить собственные доходы аэропорта Абакан. Заключен договор поставки на условиях лизинга Деайсера (спецмашины по обработке воздушных судов противообледенительной жидкостью), получены два современных трапа, что в конечном итоге приведет к улучшению качества предоставляемых услуг и снижению эксплуатационных издержек.

Международный аэропорт «Абакан» продолжает работать над улучшением сервиса. Сегодня пассажиры могут оценить в здании аэровокзала новое кафе на 80 посадочных мест, обновленные залы ожидания, отремонтированные и дополнительно оборудованные санузлы, установленные современные автоматически открывающие двери. Открыта новая авиакасса, теперь она располагается в центральной части аэровокзала, проведен ремонт комнаты матери и ребенка и комнаты для маломобильных пассажиров, сделан ремонт VIP-зала, открыта платная парковка. Обновлен фасад аэровокзала. Новый облик аэровокзала аэропорта Абакан стал визитной карточкой республики.

В целях повышения качества обслуживания пассажиров в 2016 году планируется проведение реконструкции и благоустройства привокзальной площади. Уже выполнен проект за счет собственных средств ОАО «Аэропорт Абакан». Также планируется проведение реконструкции и ремонта зоны досмотра и ожидания вылетающих пассажиров.

Подготовлен участок для строительства автовокзала, проведен аукцион и определен победитель, который уже приступил к работам. Реализация проекта планируется до конца 2016 года.

Важным для развития аэропорта является вопрос модернизации наземного оборудования, обеспечивающего обслуживание воздушных судов, пассажиров и груза. Из республиканского бюджета в 2012-2013 годах на комплексную реконструкцию и модернизацию имущества, развитие инфраструктуры ОАО «Аэропорт Абакан» было выделено более 14 млн. рублей, в 2014 году более 20 млн. рублей. В 2015 году республиканским бюджетом выделено 12,5 млн. руб. на реконструкцию и модернизацию имущества, в том числе 7,5 млн.руб. на модернизацию оборудования для аэропортовой деятельности (на компенсацию затрат по уплате лизинговых платежей) и 5,0 млн.руб. – на работы по ремонту и реконструкции аэровокзального комплекса.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» осуществлена реконструкция аэродромных покрытий и установка светосигнального оборудования в аэропорту Абакан. Завершены работы по строительству аварийно-спасательной станции, очистных и дренажной системы, смонтировано новое ограждение по всему периметру аэропорта на сумму 89,197 млн. рублей, с учетом современных норм авиационной безопасности. Всего за период 2012-2014 годов на программные мероприятия затрачено более 1,5 млрд. рублей.

В 2016 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» планируется осуществить дооборудование аэродрома Абакан светосигнальным оборудованием с огнями высокой интенсивности по II категории ИКАО. Предпринятые действия будут способствовать улучшению качества обслуживания принимаемых воздушных судов всех классов, включая международные рейсы.

Эффективная работа аэропорта Абакан как главных транспортных ворот Хакасии и дальнейшее его совершенствование является крайне важным для развития экономики региона, в том числе и для развития туристического потенциала Хакасии. В связи с этим является целесообразным и в последующие годы сохранить господдержку из республиканского бюджета в целях развития авиаперевозок и модернизации аэропортового комплекса. Также необходимо усилить работу по привлечению инвесторов и развития неаэропортовой деятельности.

Железнодорожный транспорт

Ввиду значительной территориальной удаленности Республики Хакасия от центральных районов Российской Федерации на рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту, как в сфере грузовых, так и в сфере пассажирских перевозок.

В общем грузообороте предприятий транспорта доля железнодорожного транспорта достигает 99%, в общем пассажирообороте – 45%, в среднем по России эти показатели составляют соответственно около 40% и 30%.

Общая протяженность железнодорожных путей в Республике Хакасия составляет 666,6 км. Из них 288,4 км электрифицировано, оснащено устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой. Густота железных дорог на территории Республики Хакасия составляет 108 км на 1000 кв. км территории.

Железнодорожным сообщением охвачено 33 населённых пункта, эксплуатируется 43 железнодорожные станции, действуют пять железнодорожных вокзалов – в городах Абакан, Абаза, поселках городского типа Шира, Аскиз, Бискамжа.

С ноября 2014 года организовано курсирование поезда дальнего следования Барнаул-Абакан-Барнаул.

В целях обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения республики были установлены и действуют социально ориентированные тарифы на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В связи с этим осуществляется предоставление субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на возмещение перевозчикам недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по этим тарифам.

В 2015 году республиканским бюджетом на эти цели выделено 54,6 млн. рублей.

С 2013 года в Республике Хакасия введены экономически обоснованные тарифы и тарифы для населения.

При этом тарифы для населения составляют 32-34% от уровня экономически обоснованного тарифа.

При проезде железнодорожным транспортом предоставляются льготы студентам и школьникам. За 2015 год льготой воспользовались 17048 человек (104 % к уровню 2014 года). Расходы на эти цели составили 532,2 тыс. рублей (105% к 2014 году).

За 2015 год объем погрузки по станциям, расположенным на территории Республики Хакасия, вырос на 5,8% к уровню аналогичного периода 2014 года и составил 18,6 млн. тонн грузов.

Рост объемов обеспечен за счет погрузки на экспорт. Экспортные перевозки превысили прошлогодние показатели на 25,8% (1,4 млн. тонн) и составили 7 млн. тонн.

Доля погрузки предприятий, расположенных на территории Республики Хакасия, составила 26,6% от общего объема по Красноярской железной дороге.

Основными грузообразующими предприятиями в Республике Хакасия являются «СУЭК-Хакасия», «Русский уголь» Абаканское и Тейское рудоуправления, Саяногорский алюминиевый завод.

Наиболее высокие темпы роста объемов погрузки продолжают демонстрировать угледобывающие предприятия региона.

В 2015 году погрузка угля составила 15,2 млн. тонн, превысив показатель предыдущего года на 19,4%, или 2,5 млн. тонн.

Положительную динамику погрузки обеспечивают как существующие угледобывающие предприятия за счет модернизации и технического переоснащения своих производственных мощностей, так и новые угольные разрезы на территории республики.

На основании маркетинговых исследований, проведенных ООО «СУЭК-Хакасия» и ОАО «Русский уголь», общий объем отправления грузов со станции Черногорские Копи составляет не менее 500 вагонов в сутки.

Для освоения данных объемов угольными разрезами и ЗАО «Промышленный транспорт» реализованы инвестиционные программы по подготовке технических средств к переработке заданных размеров погрузки. В частности, ООО «СУЭК-Хакасия» выполнена реконструкция горловины станции Карасук с увеличением длины шести приемо-отправочных путей до 71 условного вагона.

На станции Углесборочная построены пути длиной 71 условный вагон и длиной 90 условных вагонов.

Данные инвестиционные вложения позволят вывозить заданные объемы грузов при реализации определенных технологических мероприятий.

С учетом существующих перспектив увеличения развития новых угледобывающих предприятий и роста добычи угля Бейского каменноугольного месторождения положительная динамика будет сохраняться.

В целом в Хакасии в плановый период с 2015 по 2025 годы добыча угля должна увеличиться более чем в 2 раза и составить порядка 40,0 млн. тонн в год, в том числе на Бейском каменноугольном месторождении более 22 млн. тонн.

Для обеспечения вывоза возрастающих объемов грузов ООО «СУЭК-Хакасия» уделяется особое внимание развитию путевого хозяйства ООО «Восточно-Бейский разрез». В период 2012-2015 гг. спроектировано и построено 3 железнодорожных пути с тупиком и пункт подготовки вагонов и разравниватель угля. Общий объем инвестиций составил-39,1 млн.руб.

В 2016-2017гг. запланирована реконструкция ст. Сборочная, строительство 4 железнодорожных пути с тупиком, удлинение пути на 291 м.п. На реализацию данных мероприятий будет выделено 68,6 млн. руб.

Таким образом, общий объем инвестиций ООО «СУЭК-Хакасия» в железнодорожную инфраструктуру за 2012-2017 года составит -107,7 млн. руб.

В настоящее время в целях развития Бейского каменноугольного месторождения прорабатывается логистическая схема Бейского угольного кластера. Рассматривается три варианта формирования железнодорожной инфраструктуры.

Также стратегией развития АО «ОВЭ» до 2023 года, предусматривается:

- на 1-ом этапе – строительство железнодорожного пути от станции Бейские Копи до ст. Углесборочная, что позволит увеличить погрузку в 2016 году на 2,5 – 3 млн.т.;

- на 2-ом этапе (1я очередь) – строительство ст. Камышта-2, с объемом инвестиций 0,7 млн.руб., позволит увеличить погрузку в 2017 году на 4 млн.т.;

- на 2-ом этапе (2я очередь) – развитие ст. Камышта-2 и Углесборочная, с объемом инвестиций 0,7 млн.руб., что позволит увеличить погрузку еще на 3 млн.т.;

- на 3-ем этапе (до 2022 года) – строительство железнодорожного пути на ст.Хоных и моста через реку Абакан.

В настоящее время на Красноярской железной дороге реализуется проект развития железнодорожной инфраструктуры «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» («Четный парк на ст. Абакан», «Строительство вторых путей на перегоне Хоных-Ханкуль»)., предусматривающий развитие участка Абакан – Саянская – Тайшет;

Целью проекта является увеличение пропускных и провозных способностей участка Курагино – Тайшет в условиях роста грузооборота с учетом строительства и запуска железнодорожной линии Кызыл – Курагино. На реализацию данного проекта в 2016-2018 гг. предусмотрено выделение 26,7 млрд. рублей, из них за счет средств государственной поддержки – 24,2 млрд. рублей, за счет средств ОАО «РЖД» - 2,5 млрд. рублей.

В соответствии с Концепцией развития Абакано-Черногорской агломерации на период до 2020 года утверждена «Дорожная карта» реализации проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках Абакано-Черногорской агломерации». Объем инвестиций на реализацию этого проекта составляет 4,044 млрд. рублей.