Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Основные результаты деятельности дорожно-транспортного комплекса РХ в 2017 году

Основные результаты деятельности дорожно-транспортного комплекса Республики Хакасия в 2017 году

 

Дорожное хозяйство

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2018 составляет 7468,57 км, в том числе:

- федеральная автомобильная дорога Р-257«Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до государственной границы с Монголией - 171,5 км;

- региональные и межмуниципальные автомобильные дороги Республики Хакасия – 2641,77 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием – 1571,33 км, с гравийным – 941,28 км, с грунтовым – 131 км;

- региональная автомобильная дорога Абакан – Ак-Довурак, участок км 182 - км 320 + 900, находящийся на балансе Управления автомобильных дорог «Тываавтодор», - 138,9 км;

- автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Хакасия – 4516,4, из них:

- автомобильные дороги общего пользования местного значения городских округов Республики Хакасия – 918,1 км;

- муниципальных районов и поселений Республики Хакасия –3598,3 км.

Среди 12 регионов Сибирского федерального округа Республика Хакасия занимает 5 место по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и 60 место среди субъектов Российской Федерации, 3 место в федеральном округе и 54 место среди субъектов Российской Федерации по удельному весу автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием.

На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия эксплуатируется 199 мостовых сооружений, общей протяженностью 6988,48 п.м. Из них в неудовлетворительном состоянии находятся 32 мостовых сооружения общей длиной 523,83п.м.

За период с 2009 по 2017 год благодаря осуществлению мероприятий по реконструкции автомобильных дорог «подъезд к д. Капчалы» в Усть-Абаканском районе, «Матур – Н. Матур» и «Подъезд к д. Верхний Имек» в Таштыпском районе, «Усть-Чуль – В. Тея» и «Подъезд к п. ст. Камышта» в Аскизском районе и «Подъезд к д. М.Монок» в Бейском районе количество населенных пунктов Республики Хакасия, не имеющих связи с автомобильными дорогами с твердым покрытием, сократилось с 60 до 53.

Деятельность в сфере установленных министерству полномочий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» оценивается посредством показателя «Доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения, отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям».

За период 2009-2017 годов данный показатель изменился с 62% до 69% (рисунок 1).

 

 

                                                                                                                      Рисунок 1

                                                                                                      

Главными положительными тенденциями развития дорожного хозяйства Республики Хакасия за рассматриваемый период являются:

- обеспечение бесперебойного транспортного сообщения;

- повышение пропускной способности дорожной сети;

- модернизация искусственных сооружений.

Среднесрочными перспективами развития дорожной отрасли являются:

- обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог общего пользования, в том числе посредством обеспечения контроля за перевозкой тяжеловесных грузов и качества выполнения дорожных работ;

- увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию;

- обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с сельскими населенными пунктами за счет строительства (реконструкции) автомобильных дорог с твердым покрытием для соединения с сетью автомобильных дорог общего пользования;

- совершенствование структуры и функций управления дорожным хозяйством Республики Хакасия, совершенствование управленческих технологий.

Долгосрочной перспективой развития дорожной отрасли является выполнение поручения Президента Российской Федерации по удвоению в 2013-2022 годах объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог регионального (межмуниципального) и местного значения по сравнению с периодом 2003-2012 годов, а также увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Во исполнение поручения за период 2013-2017 годов было введено в эксплуатацию после строительства (реконструкции) 32,9 км автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения (рисунок 2).                                                                                                                

 

 

 

Рисунок 2

 

 

В курируемой сфере существует ряд проблем, требующих решения, в том числе программными методами:

- несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них.

Для устранения проблемы в составе государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия» планируются мероприятия по строительству и/или реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения.

В этой связи наиболее значимым является строительство нового транспортного коридора Абакан – Большой Ортон – Таштагол с подъездом к г. Междуреченску. Правительство Республики Хакасия, заручившись поддержкой руководства Кемеровской области, и подписав соглашение о выделении федеральных субсидий, в 2005 году приступило к реализации данного проекта. Были построены и введены в эксплуатацию два первых наиболее сложных участка общей протяженностью 9,33км. В 2008 году начато строительство нового семикилометрового участка км 23+300 – км 30+375 сметной стоимостью 326,3 млн. рублей в ценах соответствующих лет, который до настоящего времени не введен в эксплуатацию, так как с 2010 года выделение федеральных субсидий на этот объект прекратилось. На территории Кемеровской области строительство до сих пор не начато. 

Между тем социально-экономическая значимость этой автомобильной дороги и необходимость в ее строительстве своей актуальности не утратили.

Строительство и ввод ее в эксплуатацию на всей протяженности позволит частично разгрузить федеральную автомобильную дорогу Р-255 «Сибирь» на участке от г. Новосибирска до г. Красноярска и автомобильную дорогу Р-257 «Енисей» от г. Красноярска до г. Абакана.

С вводом в эксплуатацию транспортного коридора сократится дальность грузопассажирских перевозок от Абакана до крупных промышленных городов соседних регионов, в частности: до г. Кемерово – на 164 км, до г. Томска – на 166 км, до г. Горно-Алтайска – на 766 км, до г. Междуреченска – на 552 км, что в свою очередь приведет к уменьшению себестоимости товаров и услуг.

Также будет обеспечена устойчивая автотранспортная связь с такими отдаленными сельскими населенными пунктами на территории Республики Хакасия, как Балыкса, Шора, Николаевка, Бискамжа, Неожиданный. Появится возможность развития объектов дорожного сервиса, а это в свою очередь – новые рабочие места, налоговые отчисления в бюджет региона.

На территории Республики Хакасия и Кемеровской области данная автомобильная дорога пройдет по местности, богатой природными минеральными и биологическими ресурсами, что будет способствовать их освоению.

Учитывая социально-экономическую важность транспортного коридора, Правительство Республики Хакасия неоднократно направляло заявки и предложения в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации о выделении средств на продолжение строительства автомобильной дороги Абакан – Большой Ортон – Таштагол с подъездом к г. Междуреченску. В настоящее время имеется поручение президента РФ № Пр-621 Министерству транспорта РФ проработать возможность финансирования объекта.

Кроме того, учитывая уникальные климатические условия Аскизского района для зимних видов спорта, ведутся работы, связанные с развитием Центра спортивной подготовки по лыжным гонкам в п. Вершина Теи Аскизского района, расположенном в непосредственной близости от транспортного коридора Абакан - Большой Ортон - Таштагол.

Все вышеперечисленное обусловило решение Правительства Республики Хакасия приступить к реализации проекта по реконструкции автомобильной дороги Аскиз - Бирикчуль - Вершина Теи на участке от р.п. Бирикчуль до п. Вершина Теи. Данный участок дороги протяженностью 29 км является на протяжении 23 км составной частью транспортного коридора Абакан - Большой Ортон – Таштагол с подъездом к г. Междуреченску. В данном направлении за период 2016-2017гг. реконструировано 5,3км дороги. Полностью реконструкцию участка дороги от Бирикчуля до Вершины Теи планируется завершить в 2022 году.

- сохранение автомобильных дорог, по которым осуществляется перевозка угля.

В соответствии с установленными административными регламентами предоставления государственных услуг за 2017 год было выдано 250 специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Хакасия.

С целью сохранения целостности асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог Республики Хакасия сотрудниками ГКУ РХ «Хакасавтодор» проводятся работы по выявлению фактов несанкционированных перевозок грузов транспортными средствами с превышением установленных весовых параметров.

Для проведения работ в соответствии с утвержденным графиком совместно с представителями ГИБДД используется три передвижных пункта весового контроля, оснащенных поверенным в установленном порядке оборудованием.

В 2017 году на передвижных пунктах весового контроля было выявлено 35 фактов превышения нормативных параметров полной массы и осевых нагрузок. На основании составленных актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе были вынесены решения о взыскании ущерба, причиненного тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Хакасия на общую сумму 546,3 тыс. рублей. Претензионная работа по возмещению в досудебном порядке вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорогам общего пользования Республики Хакасия, а также работа по взысканию вреда с владельцев указанных транспортных средств в судебном порядке, проводится министерством на постоянной основе.

- в целях решения проблем, возникающих при разработке Бейского угольного месторождения, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасии разработана дорожная карта «Развитие существующей сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения с целью обеспечения развития угледобывающего комплекса Республики Хакасия».

Целью данной дорожной карты является развитие существующей сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, обеспечивающей развитие республиканской угледобывающей промышленности: разреза «Степной», Черногорского угольного разреза, Изыхские Копи, Восточно-Бейского разреза, разреза «Аршановский», с учетом перспективного развития всех разрезов Бейского каменноугольного месторождения под общий объем реализации к 2020 году 25-30 млн. тонн в год.

Основные задачи дорожной карты заключаются в:

• усилении существующего дорожного полотна автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасии, по которым предполагается транспортировка угля к местам отгрузки;

•  строительстве объездных дорог на участках месторождений, пересекающих существующие дороги общего пользования;

•  строительстве технологических дорог для провоза угля, оборудования и рабочих.

В 2015-2017 годах в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог по маршруту перевозок угля от Аршановского разреза до г. Абакан выполнен ремонт автомобильной дороги Белый Яр – Бея – Аскиз общей протяженностью 5,5 км. Так же необходимо учесть и тот факт, что разрез Аршановский за счет собственных средств с привлечением подрядных дорожных организаций выполнил ремонт около 7 км автомобильной дороги Белый Яр – Аршаново – Бея на общую сумму 50 млн. рублей. В 2017 году данная работа продолжалась. Угледобывающие предприятия за счет собственных средств отремонтировали 3,5 км дорог общего пользования на сумму 19,5 млн.рублей.

Развитие транспортной системы Республики Хакасия невозможно без применения новых технологий. В республике проводятся следующие работы по внедрению новых технологий:

- увеличивается количество установок по изготовлению битумной эмульсии и специализированных транспортных установок для проведения работ по восстановлению целостности асфальтобетонного покрытия струйно-инъекционным методом;

- в республике переоснащены два асфальтовых завода под выпуск щебеночно-мастичного асфальтобетона, имеющего более высокие показатели по износостойкости, что позволяет увеличить межремонтные сроки;

- в целях обеспечения безопасности дорожного движения при увеличении интенсивности дорожного движения на участках автомобильных дорог, имеющих искусственное освещение, применяются современные энергосберегающие светильники.

В рамках установленных полномочий в течение 2017 года осуществлены следующие мероприятия, включенные в состав государственной программы Республики Хакасия «Развитие транспортной системы Республики Хакасия (2017-2022 годы)»:

- содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия. В результате было обеспечено круглогодичное транспортное сообщение 2641,77 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия;

- ремонт 39,601 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия;

- реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия. В 2017 году введено в эксплуатацию 1,074 километра. Это участок автомобильной дороги Аскиз – Бирикчуль – Вершина Теи км 59+800 - км 67+950 в Аскизском районе Республики Хакасия. Реконструкция автодороги осуществляется в соответствии с поручением Главы республики от 05.10.2015 №Пр-53п;

- реконструкция надземных пешеходных переходов на км 10+046 и км 29+589 автомобильной дороги Саяногорск – Майнская ГЭС – Черемушки Республики Хакасия. В связи с нарушениями обязательств со стороны подрядной организации сроки завершения работ перенесены на 2018 год.

- разработана проектная документация на реконструкцию автомобильной дороги Аскиз-Бирикчуль-Вершина Теи на участке км 68+210 – км 73+000 в Аскизском районе Республики Хакасия и на реконструкцию автомобильной дороги.

В 2018 году в планах реализация двух инвестиционных проектов: «Реконструкция водопропускной трубы на автомобильной дороге Абакан – Ак-Довурак в Таштыпском районе и  «Разработка проектной документации на реконструкцию участка автомобильной дороги Обход г. Абакана» с целью передачи его в федеральную собственность.

В рамках оказания государственной поддержки муниципальным образованиям Республики Хакасия при осуществлении дорожной деятельности в 2017 году заключены соглашения на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на сумму 170 547,2 тыс. рублей. Часть этих средств  предназначена для оплаты работ, выполненных в 2015-2016 годах в связи с неисполненными обязательствами по предоставлению субсидий в 2016 году. В 2017 году за счет финансовой поддержки из республиканского бюджета Республики Хакасия произведен ремонт 22,826 км автомобильных дорог, в том числе 10,896 км в 15 малых и отдаленных селах республики, осуществлялось круглогодичное содержание 11,584 км автомобильной дороги Чиланы-Кирово-Харачул в Таштыпском районе республики и выполнено строительство 0,757 км автомобильной дороги «Проезд к перинатальному центру» в г. Абакане.

В 2018 году в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы будет осуществлена реконструкция 2,1 км автомобильной дороги Н. Курлугаш – В. Курлугаш в Таштыпском районе Республики Хакасия. На реализацию проекта будет направлено 30 168 тыс. рублей, из которых объем субсидий из федерального бюджета составит 27 178 тыс. рублей.

В 2018 году в рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» планируется осуществить ремонт основных центральных улиц в монопрофильных муниципальных образованиях г. Саяногорск, г. Сорск, г. Абаза, с. Туим. Объем финансовой поддержки из республиканского бюджета Республики Хакасия ориентировочно составит 70 млн. рублей.

Также во исполнение поручения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в 2018 году будут реализовываться мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в д. Чапаево Усть-Абаканского района в соответствии с разработанной дорожной картой.

 

 

Транспорт

 

Автомобильный транспорт

 

Пассажирский автомобильный транспорт Республики Хакасия представлен более 160-ю индивидуальными предпринимателями.

В Республике Хакасия организовано 35 межмуниципальных междугородных маршрутов и 22 пригородных автобусных маршрута.

Межрегиональные маршруты связывают Республику Хакасия с Красноярским краем, Новосибирской, Томской, Кемеровской областями и Республикой Тыва. Основными межрегиональными маршрутами являются маршруты до Красноярска, Ачинска, Шарыпово, Назарово, а так же районных центров Красноярского края: Минусинск, Идринское, Шушенское, Ермаковское, Каратузское, Курагино, Ирба и рядом других.

В целях обеспечения доступности услуг автомобильного пассажирского транспорта для всех слоев населения Правительством Республики Хакасия ряд автобусных маршрутов выделен в перечень социально значимых, на которых услуги предоставляются по тарифам ниже экономически обоснованного уровня. В 2017 году таких маршрутов было 29. Стоимость проезда на них ниже, чем на «коммерческих» маршрутах.

В 2018 году планируется включение в вышеуказанный перечень нового пригородного маршрута «Абакан – Ташеба», для обеспечения жителей с. Ташеба беспрепятственного доступа к социально-значимым объектам столицы республики.

Министерством во взаимодействии с главами муниципальных образований постоянно проводится целенаправленная работа по обеспечению транспортной доступности жителей населенных пунктов, не охваченных автобусным или железнодорожным сообщением. Так из 283 населенных пунктов республики на сегодняшний день 256 имеют автобусное сообщение, другие расположены на небольших расстояниях от остановочных пунктов, расположенных на автомобильных магистралях, либо жители этих населённых пунктов имеют возможность использовать железнодорожный или ведомственный транспорт.

В республике большое внимание уделяется формированию доступной транспортной среды для людей с ограниченными возможностями.

На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения эксплуатируется 450 автобусных остановок, из которых на 190 учтены требования для удобства использования их маломобильными группами населения. Мероприятия по переоборудованию остановочных павильонов проведены за счет средств, выделенных на содержание автомобильных дорог. Работа в данном направлении продолжается.

В соответствии с действующим законодательством всем перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки, выданы карты маршрута регулярных перевозок в количестве 350 шт., а также свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам в количестве более                100 шт.

Ведется постоянная и целенаправленная работа по сохранению показателей, достигнутых за предыдущие годы в обеспечении транспортной доступности жителей Республики Хакасия.

В целях компенсации недополученных доходов перевозчиков при осуществлении перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам из республиканского бюджета Республики Хакасия предоставляются субсидии на возмещение перевозчикам недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по перевозкам пассажиров по ценам ниже экономически обоснованных. За период 2009-2017 годов расходы республиканского бюджета Республики Хакасия на эти цели составили 190,7 млн. рублей (рисунок 3).

                                                                                                                      Рисунок 3

 

Эта мера позволяет обеспечивать транспортную доступность отдаленных населенных пунктов с незначительным числом проживающих в них жителей.

По поручению Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина с 2014 года предоставляется льгота студентам образовательных организаций при проезде автомобильным транспортом в виде 30-процентной скидки стоимости проезда. В 2017 году льготой воспользовался 3091 студент. По сравнению с 2014 годом рост количества студентов, воспользовавшихся предоставленной льготой, составил 207 процентов.

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Ввиду значительной территориальной удаленности Республики Хакасия от центральных районов Российской Федерации на рынке транспортных услуг одна из ведущих ролей отводится железнодорожному транспорту, как в сфере грузовых, так и в сфере пассажирских перевозок.

В общем грузообороте предприятий транспорта Республики Хакасия доля железнодорожного транспорта достигает 99%, в общем пассажирообороте – 45%, в среднем по России эти показатели составляют соответственно около 40% и 30%.

Общая протяженность железнодорожных путей в Республике Хакасия составляет 666,6 км. Из них 288,4 км электрифицировано, оснащено устройствами диспетчерской централизации и автоблокировкой. Густота железных дорог на территории Республики Хакасия составляет 108 км на 1000 кв. км территории.

Железнодорожным сообщением охвачено 33 населенных пункта, эксплуатируется 43 железнодорожные станции, действуют пять железнодорожных вокзалов – в городах Абакан, Абаза, поселках городского типа Шира, Аскиз, Бискамжа.

В Республике Хакасия действуют экономически обоснованные тарифы и тарифы для проезда населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

При этом тарифы для населения составляют 38% от уровня экономически обоснованного тарифа на проезд в электропоездах и 10% на проезд в поездах на локомотивной тяге.

При проезде железнодорожным транспортом предоставляются льготы студентам и школьникам.

В связи с регулированием тарифов на проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется предоставление субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на возмещение перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по этим тарифам. Информация о расходах республиканского бюджета Республики Хакасия на эти цели представлена на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Рисунок 4

 

 

Информация о перевезенных студентах и школьниках, а также о средствах, направленных на компенсацию недополученных расходов перевозчика в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, представлена в таблице.

 

Год

Количество студентов и школьников, воспользовавшихся льготой

Средства республиканского бюджета, направленные на предоставление субсидии перевозчику (тыс. рублей)

2013

19075

529,8

2014

16422

507,9

2015

17048

532,2

2016

11298

410,3

2017

14258

540,0

 

Для улучшения транспортной доступности, обеспечения качественного обслуживания пассажиров, в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, ОАО «РЖД» принято решение о проведении реконструкции здания железнодорожного вокзала и создании на его базе транспортно-пересадочного узла на условиях государственно-частного партнерства. Для проведения работ по реконструкции вокзала Абакан Дирекцией железнодорожных вокзалов в среднесрочной инвестиционной программе на 2017-2019 гг. предусмотрено выделение средств в размере 86,010 млн.руб. с выполнением проектно-изыскательских работ в 2017 году. На сегодняшний день, для последующего проектирования, утвержден эскиз одного из вариантов фасада здания с учётом изменения этажности здания и площади помещений, подготовленный специалистами Новосибирского проектно-изыскательского института «Сибжелдорпроект». Ведутся переговоры с инвесторами по вопросу реализаций выполнения работ по созданию транспортно-пересадочного узла.

 

 

Воздушный транспорт

 

Аэропорт Абакан является международным аэропортом федерального значения. Это основной аэропорт, обслуживающий население Республики Хакасия, южных районов Красноярского края и Республики Тыва. В зоне обслуживания аэропорта проживает около 1 млн. человек. Транспортные связи аэропорта с зоной обслуживания обеспечиваются железнодорожным и автомобильным транспортом.

Около 30 предприятий гражданской авиации имеют договорные отношения с ОАО «Аэропорт Абакан» на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов.

Ведется активная работа по привлечению авиаперевозчиков в аэропорт Абакан:

в 2017 году стабильно выполнялись рейсы Абакан-Новосибирск, Абакан-Томск, Абакан-Красноярск, Абакан-Норильск, Абакан-Москва.

В 2017 году так же, как и в 2015 и 2016 годах, воздушные перевозки по направлению Абакан – Томск осуществлялись на условиях софинансирования из региональных бюджетов Республики Хакасия и Томской области. Анализ реализации региональных авиаперевозок показал их высокую востребованность у населения Республики Хакасия. Так в 2014 году с территории Республики Хакасия было осуществлено 104 рейса, перевезено 1479 пассажиров. В 2015 году осуществлено 148 рейсов, перевезено 1697 пассажиров, в 2016 году осуществлен 141 рейс, перевезено 1660 пассажиров. За 2017 год осуществлено 107 рейсов, при этом перевезено 1440 пассажиров.

 С 18 октября 2017 года авиакомпания «Роял Флайт» возобновила рейсы по направлению Абакан-Камрань (г. Нячанг, Вьетнам) на период осенне-зимней навигации.

Уровень доходов аэропорта за период 2009-2016 годы увеличился на 81%.

Информация по показателям работы представлена на рисунке 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Рисунок 5

 

 

 

Привлечение грузовой авиации осуществляется пока на уровне разовых чартерных рейсов.

При всей сложности в экономике государством продолжает проводиться значительная работа по модернизации и реконструкции аэропорта, наращивается производственный потенциал, направленный на увеличение объемов перевозок.

В 2017 году приобретена специализированная техника для обеспечения деятельности аэропорта, внедрена автоматизированная система комплексного обслуживания рейсов «КОБРА-2», позволяющая оптимизировать работу служб, задействованных в обслуживании пассажиров и перевозчиков, в части обработки входящей и исходящей информации и доведения ее до конечного пользователя.

В 2017 году приобретено оборудование для обработки багажа и грузов. Данное оборудование позволит повысить качество обработки груза и багажа и увеличить производительность работы службы организации перевозок.

На стадии согласования первый этап реконструкции воздушного пункта пропуска через государственную границу Абакан, который обеспечит возможность обслуживания пассажиров отдельно на прилет и на вылет, и тем самым даст возможность увеличить количество обслуживаемых рейсов в аэропорту, включая международные.

Подходят к завершению работы по благоустройству и организации дорожного движения привокзальной площади аэропорта Абакан. Указанные работы проводятся с целью повышения качества обслуживания жителей и гостей республики, улучшения внешнего вида привокзальной территории. Общая стоимость работ составит порядка 30 млн. рублей, в том числе и за счет республиканского бюджета Республики Хакасия.

На мероприятия по модернизации имущества и развитию инфраструктуры аэропорта ежегодно выделяются субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия. Информация об объеме финансовой поддержки из республиканского бюджета представлена на рисунке 6.

                                                                                                                      Рисунок 6

 

Эффективная работа аэропорта Абакан как главных транспортных ворот Хакасии и дальнейшее его совершенствование является крайне важным для развития экономики региона, в том числе и для развития туристического потенциала Хакасии. В связи с этим является целесообразным и в последующие годы сохранить господдержку из республиканского бюджета в целях развития авиаперевозок и модернизации аэропортового комплекса.  Также необходимо усилить работу по привлечению инвесторов и развитию неаэропортовой деятельности.

 

Надзор за техническим состоянием самоходных машин

и других видов техники

 

В результате реорганизации министерства с декабря 2017 года надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Республике Хакасия осуществляется Минтрансом Хакасии.

 

Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники

 

На 01 января 2018 года в Минтрансе Хакасии зарегистрировано 12689 единиц техники, в том числе 1709 единиц предприятий агропромышленного комплекса (АПК) (рис. 7).  Из них: 5893 тракторов, 2666 прицепов, 2105 прочих самоходных машин (в т.ч. 502 - снегохода), 1690 дорожно-строительных и мелиоративных машин, 335 сельскохозяйственных комбайнов (рис. 8). Количество зарегистрированной новой техники составило 1860 единиц.

 

Рис. 7 Сравнительный анализ зарегистрированной техники

в Минтрансе Хакасии

 

По сравнению с 2016 годом количество зарегистрированной техники уменьшилось на 108 единиц, или 0,84%, в АПК – уменьшилось на 174 единицы, или 9,24%. Ежегодно отмечается процесс выбывания машин из АПК.

 

 

 

Рис. 8 Номенклатура техники, зарегистрированной в Минтрансе Хакасии

 по состоянию на 01 января 2018 года

 

Диаграмма (рис. 9) дает представление о правах собственности на самоходные машины. Так, у физических лиц находится 61,6 % машин, что существенно усложняет выполнение надзорных функций государственными инженерами-инспекторами, у прочих предприятий и организаций – 25,3 %, в АПК – 14,7 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9 Права собственности на самоходные машины

 

Основными причинами непостановки на учет тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним являются: недобросовестное отношение владельцев самоходной техники, иными словами, нежелание платить, а также неплатежеспособность или слабое финансовое состояние как физических, так и юридических лиц, особенно предприятий АПК, которым при регистрации необходимо произвести оплату за обязательное страхование автогражданской ответственности, государственную пошлину, сбор за выдачу специальной продукции и, соответственно, транспортный налог.

Поэтому такая техника не представляется на государственный технический осмотр, используется владельцами с грубейшими нарушениями Правил безопасной эксплуатации для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, чаще подвержена угону, разукомплектованию и хищению узлов и агрегатов.

Решение этой задачи заключается в проведении разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами по обязательной регистрации данной техники, с использованием средств массовой информации, а также в продолжении работы по выявлению машин, по тем или иным причинам не прошедших регистрацию в Минтрансе Хакасии.

 

Технический осмотр поднадзорной техники

 

Одной из оказываемых Минтрансом Хакасии государственных услуг является проведение периодических технических осмотров самоходных машин и других видов техники. Цель проведения таких осмотров – обеспечение допуска к работе техники, гарантирующей безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию и безаварийную работу на линии.

В 2017 году технический осмотр проведен в 506 организациях и предприятиях республики, в том числе в 53 хозяйствах агропромышленного комплекса. Из 12689 машин, состоящих на учете, на технический осмотр владельцами предоставлено 5871 единица техники (46,27% от числа зарегистрированных машин). По сравнению с 2016 годом наблюдается снижение количества машин, предоставленных на государственный технический осмотр на 1289 единиц, или на 18%.

Не предоставлено на технический осмотр 6818 единиц самоходной техники (53,73% от числа зарегистрированных машин) (рис. 10). Причиной такой низкой готовности машин явилось тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, особенно агропромышленного комплекса, 65-70% машин выработали свой амортизационный ресурс, ежегодное обновление техники составляет около 8% к наличию.

 

 Рис. 10 Сравнительный анализ прохождения технического осмотра

           

В связи со значительным сокращением объемов выполняемых работ, часть техники простаивала невостребованной, не готовилась к техническому осмотру, что привело к ее разукомплектованию и хищению.

Следует отметить, что значительная часть поднадзорной техники находится в собственности физических лиц, которые ее не эксплуатируют и не представляют на технический осмотр. Кроме того, с введением в действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) государственные инженеры-инспекторы не имеют право проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей чаще, чем 1 раз в три года.

 

Соблюдение правил технической эксплуатации машин и оборудования в агропромышленном комплексе

 

В связи со сложным финансовым состоянием предприятий агропромышленного комплекса ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования большинство из них проводили своими силами и без услуг предприятий сервиса, так как этих предприятий больше нет в республике.  В результате чего качество проводимых работ оказалось низким, и они выполнялись не в полном объеме.

Из проверенных 67 тракторов у 38 единиц работы по техническому обслуживанию были проведены не качественно или не в полном объеме. По результатам проверок: выдано одно предписание на устранение выявленных нарушений и произведено 2 штрафа на общую сумму 1000 рублей.

Результаты проверок соблюдения действующего государственного стандарта на хранение машин и оборудования показали, что только в ряде хозяйств, где сохранена служба машинных дворов, работа по постановке техники на хранение организована на должном уровне. Во многих акционерных обществах службы машинных дворов отсутствуют, площадки для хранения техники находятся в запущенном состоянии, техника хранится с грубейшими нарушениями ГОСТа, охрана техники не организована, что ведет к ее разукомплектованию и хищениям.

Из проверенных 218 единиц машин и оборудования 44 хранилось с нарушением стандарта, приводящим к несоблюдению требований их безопасной эксплуатации и охраны окружающей среды. В ходе проверок по указанию государственных инженеров-инспекторов выявленные нарушения были устранены.

 

Надзор в процессе эксплуатации самоходной техники

 

В целях обеспечения безопасной эксплуатации внедорожных транспортных средств, профилактики дорожно-транспортных происшествий, выявления незарегистрированной в установленном законодательством порядке поднадзорной техники и принятия мер для ее постановки на регистрационный учет Минтрансом Хакасии ежегодно проводятся профилактические операции «Снегоход» (январь – февраль) и «Трактор» (апрель – май; июль – август) и рейдовые мероприятия.   

Во время массовой эксплуатации снегоходов – январе – феврале – возникает опасность для жизни и здоровья людей, особенно в излюбленных местах зимнего отдыха. А с появлением новых мощных транспортных средств типа ВОМВАRDIER, POLARIS, YAMAHA происшествия могут быть еще тяжелее.

За время проведения профилактической операции «Снегоход» в 2017 году государственными инженерами - инспекторами гостехнадзора проверено 314 единиц внедорожной мототехники. Из них эксплуатировалось с нарушениями требований Правил государственной регистрации – 6; безопасности движения и техники безопасности – 20 единиц; с нарушениями требований Правил проведения технического осмотра – 9 мотосредств.

Управлялись лицом, не имеющим регистрационного документа – 15; удостоверения на право управления внедорожными мотосредствами – 11 человек; 24 машины эксплуатировались без свидетельства о прохождении технического осмотра.

В результате проведенной операции «Снегоход» государственными инженерами-инспекторами привлечен к административной ответственности 71 водитель внедорожных мотосредств, а также 9 должностных лиц предприятий, организаций, учреждений.  Сумма штрафов составила 56700 рублей.

Причинами нарушений правил эксплуатации внедорожных мотосредств явились нарушения, а порой игнорирование требований как юридическими, так и физическими лицами о необходимости обязательной регистрации данного вида техники, своевременного прохождения технического осмотра и соблюдения правил допуска к управлению этими мотосредствами.

За время проведения профилактической «Трактор»  было проверено 1672 единицы самоходных машин (13,72% от числа зарегистрированных). Из них: 34 единицы техники эксплуатировались с нарушениями требований Правил регистрации, 88 машин – с нарушениями техники безопасности и 64 единицы техники – с нарушениями требований Правил проведения ежегодного технического осмотра.

Причиной несвоевременного прохождения технического осмотра машин в большинстве случаев является неплатежеспособность владельцев как за страхование автогражданской ответственности, так и за технический осмотр, а порой и игнорирование этих требований.

В результате проведенной операции «Трактор» привлечено к административной ответственности 186 трактористов-машинистов (трактористов), 32 должностных лица предприятий, организаций, учреждений и 3 юридических лица. Общая сумма штрафов составила 157000 рублей.

Так, в течение 2017 года в период проведения профилактических операций и рейдовых мероприятий государственными инженерами-инспекторами проверено 4695 машин, по которым проведены проверки соблюдения правил и норм эксплуатации в процессе их использования. Выявлено 435 случаев эксплуатации самоходных машин, нарушающих требования безопасности движения – 45, техники безопасности – 137, охраны окружающей среды – 26, эксплуатировалось 125 единиц техники не зарегистрированной в установленном порядке и 364 – не прошедшей технический осмотр. Ко всем нарушителям применялись меры административного воздействия.

Ежегодно проводимые совместно с УГИБДД МВД по РХ операции «Трактор» и «Снегоход» дают положительные результаты по наведению порядка в учете и регистрации техники, повышению ее технической готовности и безопасной эксплуатации, дисциплинируют владельцев внедорожных мотосредств, механизаторов и повышают ответственность должностных лиц.

 

Административная практика

 

За отчетный период государственными инженерами-инспекторами привлечено к административной ответственности: 467 гражданин, 83 должностных лица, 10 юридических лиц, в том числе:

- по статье 8.22 КоАП «Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» оштрафовано 1 должностное лицо на сумму 500 рублей;

- по статье 8.23 КоАП «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума» на 25 гражданин составлены протоколы об административном правонарушении, и они подвергнуты штрафу на сумму 12200 рублей;

- по статье 9.3 КоАП «Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования» составлено протоколов об административном правонарушении на 298 граждан на сумму 83700 рублей и 66 должностных лица, оштрафованы на сумму 52500 рублей;

- по части 1 статьи 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оштрафовано 33 гражданина на сумму 16300 рублей;

- по части 2 статьи 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оштрафовано 12 гражданин на сумму 9600 рублей;

- по части 1 статьи 19.22 КоАП «Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок» оштрафовано 99 граждан на сумму 171500 рублей, 16 должностных лиц на сумму 34000 рублей, а также 10 юридических лиц на сумму 62000 рублей.

Общая сумма штрафов составила 442300 тыс. рублей.

Смертельные случаи при ДТП по вине лиц, эксплуатирующих технику, поднадзорную технику в 2017 году отсутствуют.

По выявленным нарушениям (с учетом их анализа) разрабатываются планы мероприятий по недопущению правонарушений при эксплуатации машин, а также определяются задачи на предстоящий период по их безопасной эксплуатации.

 

Прием экзаменов и выдача удостоверений тракториста-машиниста

(тракториста)

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 351 «О внесении изменений в правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» Минтранс Хакасии осуществляет допуск граждан к управлению самоходными машинами путем принятия теоретических и (или) практических экзаменов после прохождения обучения.

По состоянию на 01 января 2018 года на территории Республики Хакасия 18 образовательных организаций ведут подготовку специалистов по профессиям тракторист-машинист, тракторист, машинист и водитель специального профиля.

В 2016 году в Республике Хакасия было допущено до экзаменов 1281 гражданин, с первого раза сдали экзамены на право управления самоходными машинами 967 человек, что составило 75,45%, за 12 месяцев 2017 года подготовлен 1528 граждан, с первого раза экзамены сдали 1016 граждан, что составило 66,49%.

Уровень владения навыками управления самоходными машинами, знание правил дорожного движения и требований безопасной эксплуатации оказывают основополагающее влияние на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, поэтому большое внимание в работе государственные инженеры-инспекторы уделяют вопросам качества подготовки граждан к управлению самоходными машинами.

Ежегодно государственными инженерами-инспекторами проводится мониторинг качества подготовки граждан образовательными организациями, изучается состояние и наличие учебной техники, учебных классов и трактородромов для получения навыков вождения. Выявляются основные недостатки, влияющие на качество подготовки обучающихся.

Результаты мониторинга в виде акта направляются в Министерство образования Республики Хакасия, как органу, отвечающему за лицензирование данного вида обучения.

За отчетный период выдано (с учетом замены) 1946 удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), в том числе впервые или в связи с открытием новой категории (категорий) – 1108. По сравнению с 2016 годом количество выданных удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) увеличилось на 76 удостоверений, или на 3,91% (рис. 11).

 

 

Рис. 11 Сравнительный анализ принятых экзаменов и выданных удостоверений

тракториста-машиниста (тракториста)

 

Отмечается спрос на универсальных трактористов-машинистов (трактористов) и водителей самоходных машин, имеющих несколько категорий на право управления самоходными машинами.

 

Сведения по проведенным проверкам юридических лиц и

органов местного самоуправления

 

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение 2017 года государственными инженерами-инспекторами проведено 11 плановых выездных проверок (10 юридических лиц и 1 орган местного самоуправления). Проведено 3 неплановых проверки по контролю за исполнением требований выданных предписаний.

Из проверенных 240 единиц машин и оборудования в 91 случаях установлены факты использования машин и оборудования с нарушениями технических требований, не пройден технический осмотр. Работы по техническому обслуживанию машин и оборудованию были проведены не качественного или не в полном объеме.

В ходе проводимых проверок выявлены следующие нарушения: на двух предприятиях не прошли обучение и  аттестацию должностные лица, ответственные за техническое состояние, безопасную эксплуатацию и выпуск на линию внедорожных автотранспортных средств, не ведется учет арендованной техники, допускаются к эксплуатации самоходные машины при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, выявлена незарегистрированная техника, а также техника, не прошедшая технический осмотр.

 По результатам проверок выдано 3 предписания по устранению нарушений правил эксплуатации самоходных машин и других видов техники. Привлечено к административной ответственности 4 должностных лица. Сумма штрафа составила 1000 рублей.

 

Внештатный актив

 

Согласно приказу Минсельхоза Российской Федерации от 23.01.2002 № 31 «Об организации деятельности внештатных инспекторов гостехнадзора» и в целях оказания помощи государственным инженерам-инспекторам  в осуществлении надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, а также создания резерва для пополнения штата квалифицированными кадрами в Минтрансе Хакасия ведется большая работа по привлечению на добровольных началах граждан, обладающих специальными навыками и знаниями, необходимыми для выполнения поставленных задач.

На сегодняшний день внештатный актив инспекторов составляет 60 человек. Наибольшее количество внештатных инспекторов задействовано в г. Абакане и в Ширинском районе. К внештатным инспекторам, активно участвующим в работе и добросовестно выполняющим поручения и свои обязанности, применяются формы поощрения в виде объявления благодарности, награждения Почетной грамотой.

Привлечение внештатных инспекторов повышает эффективность работы государственных инженеров-инспекторов, увеличивает объем выполняемых контрольно-надзорных действий, поступление доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия, повышает имидж службы, а также позволяет осуществлять надзорную деятельность без конфликтных ситуаций.