О Сводном докладе о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2025 № 84-п
О Сводном докладе о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году
Рассмотрев Сводный доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году, основанный на результатах мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия, подготовленный
в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.10.2012 № 688 «Об организации осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия мониторинга правоприменения нормативных правовых актов» (с последующими изменениями), Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый Сводный доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году.
2. Аппарату Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (Курбатова Т.А.) разместить Сводный доклад о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году на Официальном портале исполнительных органов Республики Хакасия в течение 15 дней после принятия настоящего постановления.
Глава Республики Хакасия –
Председатель Правительства
Республики Хакасия В. Коновалов
Приложение
постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия
от 26.03.2025 № 84-п
СВОДНЫЙ ДОКЛАД
о состоянии законодательства Республики Хакасия в 2024 году
1. Общие сведения
Исполнительными органами Республики Хакасия проводился текущий мониторинг в соответствии с Планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия на 2024 год, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 31.10.2023 № 224-п (далее – план), содержащим, в том числе мероприятия плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2023 № 2288-р, а также оперативный мониторинг принятых в 2024 году нормативных правовых актов Республики Хакасия.
По результатам мониторинга исполнительными органами республики также представлены предложения по совершенствованию законодательства на 2025 год.
2. Текущий мониторинг
2.1. В соответствии с планом Государственным комитетом по мобилизационной работе и защите государственной тайны Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере предоставления государственной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей (в части действия федеральных законов «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Хакасия).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
По результатам проведенного мониторинга предложения по принятию (изменению) нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) меры по корректировке правоприменительной практики в 2025 году отсутствуют.
2.2. В соответствии с планом Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части эксплуатации беспилотных воздушных судов (в части действия Воздушного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
По результатам проведенного мониторинга предложения по принятию (изменению) нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) меры по корректировке правоприменительной практики в 2025 году отсутствуют.
2.3. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия также проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере строительства объектов транспортной инфраструктуры (в части действия положений Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Хакасия).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в указанных нормативных правовых актах не выявлено.
В ходе мониторинга отмечены соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе отсутствие коррупциогенных факторов, обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и актуальность нормативных правовых актов.
2.4. В соответствии с планом Министерством молодежной политики и общественного развития Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения в сфере осуществления молодежной политики (в части действия федеральных законов «О молодежной политике в Российской Федерации», «О российском движении детей и молодежи», нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Хакасия).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
По результатам проведенного мониторинга предложения по принятию (изменению) нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) меры по корректировке правоприменительной практики в 2025 году отсутствуют.
2.5. В соответствии с планом Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения в сфере предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков (в части действия Закона Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Хакасия»).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
В ходе мониторинга отмечены:
соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе отсутствие коррупциогенных факторов и обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
актуальность нормативных правовых актов;
финансовая, кадровая и организационная обеспеченность реализации нормативных правовых актов;
результативность принятия нормативных правовых актов в сфере земельных отношений, выражающаяся в достижении установленных целей.
2.6. В соответствии с планом Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения в сфере обращения отходов производства и потребления (в части действия Закона Республики Хакасия «Об отходах производства и потребления»).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
В ходе мониторинга отмечены:
соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе отсутствие коррупциогенных факторов и обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
актуальность нормативных правовых актов;
финансовая, кадровая и организационная обеспеченность реализации нормативных правовых актов;
результативность принятия нормативных правовых актов в сфере обращения отходов производства и потребления, выражающаяся в достижении установленных целей.
2.7. Министерством экономического развития Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере обеспечения благоприятного инвестиционного климата (в части действия Закона Республики Хакасия «О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Хакасия», Закона Республики Хакасия «Об инвестиционной политике в Республике Хакасия», постановления Правительства Республики Хакасия от 30.03.2020 № 150
«О реализации Закона Республики Хакасия от 05.12.2019 № 85-ЗРХ
«Об инвестиционной политике в Республике Хакасия»).
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах не выявлено.
В ходе мониторинга отмечены:
соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе отсутствие коррупциогенных факторов и обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
актуальность нормативных правовых актов;
финансовая, кадровая и организационная обеспеченность реализации нормативных правовых актов;
результативность принятия нормативных правовых актов в сфере обеспечения благоприятного инвестиционного климата, выражающаяся в достижении установленных целей.
2.8. В соответствии с планом Министерством финансов Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений (в части действия Закона Республики Хакасия «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия»).
На основании анализа Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» Министерством финансов Республики Хакасия были выявлены следующие правовые пробелы:
в части предоставления дотаций из республиканского бюджета Республики Хакасия в целях частичной компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, в том числе на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
в части определения норматива отчислений в местные бюджеты муниципальных образований Республики Хакасия в 2025–2026 годах от налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации;
в части уточнения возможности представления в Верховный Совет Республики Хакасия в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона о республиканском бюджете Республики Хакасия, проектов паспортов государственных программ Республики Хакасия;
в части отсутствия оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Хакасия в течение финансового года без внесения изменения в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на текущий финансовый год и плановый период в случае осуществления денежной компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, выплачиваемой учреждениями-работодателями, в том числе на основании вступивших в силу решений суда;
в части отсутствия оснований для внесения изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями без внесения изменений в закон о республиканском бюджете Республики Хакасия в случае внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Хакасия без внесения изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия, изменяющих объем бюджетных ассигнований на предоставление таких субсидий, в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, кроме внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Хакасия решением министра финансов Республики Хакасия, а также в случае необходимости перераспределения субсидии между муниципальными образованиями либо сокращения объема субсидии в связи с отсутствием в муниципальном образовании на начало финансового года утвержденного решения о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
в части отсутствия в порядке расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия на основе сравнительных показателей уровня налоговых доходов и расходов муниципального образования на одного жителя по отношению к налоговым доходам и расходам остальных муниципальных образований в расчете на одного жителя (индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов).
В целях устранения указанных правовых пробелов и приведения в соответствие федеральному законодательству республиканского законодательства в указанной сфере правоотношений в 2024 году были внесены соответствующие изменения в Закон Республики Хакасия от 07.12.2007 № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия».
Иных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства в части коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в ходе проведения мониторинга не выявлено.
В ходе мониторинга отмечены:
актуальность нормативных правовых актов в сфере установления и оценки обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия;
финансовая, кадровая и организационная обеспеченность реализации нормативных правовых актов в сфере установления и оценки обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия.
2.9. Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия проведен мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (в части действия Закона Республики Хакасия «Об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия»).
В настоящее время в республике приняты все необходимые законодательные акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи, определены орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, установлена их компетенция.
Одним из полномочий субъектов Российской Федерации является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечней категорий граждан и случаев оказания помощи.
Так, в республике установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а именно расширен перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение и случаев оказания бесплатной юридической помощи, определен порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В силу статьи 3 Закона Республики Хакасия от 05.10.2012 № 82-ЗРХ «О бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 82-ЗРХ) право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют категории граждан, установленные статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), и дополнительно установлены следующие категории граждан:
реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий;
инвалиды III группы;
представители коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, а также лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и ведущие такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в случаях, предусмотренных пунктом 16 части 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ;
многодетные родители и родители, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет в неполных семьях;
граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
граждане, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, – при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (супруга (супруг), родители, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения);
лица, освободившиеся из мест лишения свободы, в течение шести месяцев со дня освобождения в случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ.
Также участники государственной системы бесплатной юридической помощи в республике оказывают гражданам Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, ранее постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в 2022 году в поисках убежища и находящимся на территории Республики Хакасия, а также членам их семей бесплатную юридическую помощь в случае обращения по вопросам получения ими разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации, удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, приема в гражданство Российской Федерации (статья 71 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ).
В целях установления порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.10.2013 № 581 «О реализации Закона Республики Хакасия от 05.10.2012 № 82-ЗРХ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия» утвержден Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В целях обеспечения исполнения вышеприведенных нормоположений Министерством по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия принят административный регламент предоставления государственной услуги «Принятие решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», утвержденный приказом от 20.03.2018 № 74.
Необходимо отметить, что приказом Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия от 09.10.2024 № 188 в указанный регламент внесены изменения, которые привели его положения в соответствие Федеральному закону от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесшему ряд изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для повышения доступности такой помощи гражданам постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.10.2023
№ 767 «О дополнительных мерах по реализации Закона Республики Хакасия
от 05.10.2012 № 82-ЗРХ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Республике Хакасия» и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Хакасия» на Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» возложены отдельные функции государственного юридического бюро (оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, указанным в статьях 3 и 71 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ, в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ, статьями 7 и 71 Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ, и в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представления интересов граждан Российской Федерации в судах, государственных и муниципальных органах, организациях; правовое информирование и правовое просвещение населения).
При осуществлении мониторинга правоприменения Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ по показателю количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия (подпункт «р» пункта 8 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694), указанные судебные акты не выявлены.
Системных проблем в рассматриваемой отрасли законодательства, а также неполноты правового регулирования общественных отношений, коллизий норм права, фактической неприменимости отдельных норм на практике или искажения норм при их применении, коррупциогенных факторов в ходе проведения мониторинга правоприменения Закона Республики Хакасия № 82-ЗРХ не выявлено.
Полученные по результатам проведенного мониторинга правоприменения данные свидетельствуют об эффективности реализации содержащихся в Законе Республики Хакасия № 82-ЗРХ норм.
В ходе мониторинга отмечены:
соответствие нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе отсутствие коррупциогенных факторов и обеспечение соблюдения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи;
актуальность нормативных правовых актов в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи;
финансовая, кадровая и организационная обеспеченность реализации нормативных правовых актов в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи;
результативность принятия нормативных правовых актов в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи, выражающаяся в достижении установленных целей.
3. Оперативный мониторинг
Оперативный мониторинг в соответствии с требованиями законодательства проводился в отчетном периоде всеми исполнительными органами Республики Хакасия в отношении как ведомственных нормативных правовых актов, так и иных нормативных правовых актов, относящихся к установленной сфере деятельности.
На основании данных оперативного мониторинга исполнительными органами Республики Хакасия в течение 2024 года в соответствии с компетенцией вносились изменения в нормативные правовые акты Республики Хакасия.
В основном внесение изменений было направлено на совершенствование содержания нормативных правовых актов (устранение противоречий, коллизий, дублирования), устранение факторов, снижающих эффективность действия нормативных правовых актов, коррупциогенных факторов, приведение нормативных правовых актов в соответствие федеральному законодательству и законам Республики Хакасия.
Министерством здравоохранения Республики Хакасия разработаны проекты законов Республики Хакасия «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2023 год» и «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;
Министерством лесного хозяйства Республики Хакасия разработаны проекты законов Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия»;
Министерством физической культуры и спорта Республики Хакасия разработан проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О физической культуре и спорте в Республике Хакасия»;
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия разработан проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»;
Министерством финансов Республики Хакасия разработаны проекты законов Республики Хакасия «Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2023 год», «Об установлении на 2025 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Республике Хакасия» и «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»;
Министерством экономического развития Республики Хакасия разработаны проекты законов Республики Хакасия «О международных внешнеэкономических связях Республики Хакасия», «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Хакасия «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года»;
Министерством образования и науки Республики Хакасия разработан проект закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об образовании в Республике Хакасия».
4. Предложения по совершенствованию законодательства Республики Хакасия на 2025 год
По результатам мониторинга правоприменения исполнительными органами Республики Хакасия подготовлены следующие предложения:
Министерством экономического развития Республики Хакасия запланирована подготовка проектов законов Республики Хакасия «О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в детских, образовательных и медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях», «О внесении изменения в Закон Республики Хакасия «О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли», «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Хакасия «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года»;
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об административных правонарушениях» и в статью 1 Закона Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в сфере определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
Министерством образования и науки Республики Хакасия запланирована подготовка проектов законов Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории», «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по предоставлению компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в частных, государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и в частных организациях, осуществляющих присмотр и уход за детьми» и «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Министерством здравоохранения Республики Хакасия запланирована подготовка проектов законов Республики Хакасия «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия за 2024 год», «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»;
Министерством культуры Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О регулировании отдельных вопросов в сфере креативных (творческих) индустрий в Республике Хакасия»;
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Хакасия»;
Министерством труда и социальной защиты Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О занятости населения в Республике Хакасия»;
Государственным комитетом по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О признании утратившей силу части 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия «О пожарной безопасности»;
Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия»;
Аппаратом Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия»;
Министерством финансов Республики Хакасия запланирована подготовка проектов законов Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов», «Об установлении на 2026 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Республике Хакасия»;
Министерством физической культуры и спорта Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О физической культуре и спорте в Республике Хакасия»;
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия запланирована подготовка проекта закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия».
5. О мерах по повышению эффективности противодействия коррупции в 2025 году
В 2025 году при осуществлении деятельности в сфере противодействия коррупции исполнительные органы Республики Хакасия продолжат руководствоваться положениями Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 13.04.2010 № 460, предусматривающей такие мероприятия, как оперативное приведение правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие требованиям федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции.
В целях оперативного приведения нормативных правовых актов исполнительных органов Республики Хакасия в соответствие требованиям федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции в Республике Хакасия на постоянной основе осуществляется мониторинг изменений действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
В целях определения основных направлений деятельности исполнительных органов Республики Хакасия разработан проект постановления Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Республике Хакасия на 2025–2028 годы», который содержит мероприятия, направленные на профилактику коррупционных правонарушений.
Указанный проект в декабре 2024 года прошел общественные обсуждения, рассмотрен в текущем году на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Хакасия, где был одобрен, и принят Правительством Республики Хакасия (постановление от 24.02.2025 № 78).
В рамках осуществления полномочий по анализу сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими служащими Республики Хакасия, в планируемом периоде продолжится осуществление анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными гражданскими служащими исполнительных органов Республики Хакасия.
В 2025 году предусмотрено осуществление ежеквартального антикоррупционного мониторинга в Республике Хакасия. По результатам антикоррупционного мониторинга в Республике Хакасия ежегодно до 25 февраля и 25 августа готовится аналитическая справка. Результаты антикоррупционного мониторинга используются при подготовке ежегодного доклада о деятельности в области противодействия коррупции в Республике Хакасия.
В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных комплексом процессных мероприятий «Реализация государственной политики в сфере профилактики правонарушений, противодействия коррупции и терроризму» государственной программы Республики Хакасия «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 533, запланировано проведение следующих мероприятий:
проведение социологических исследований состояния коррупции и эффективности антикоррупционной политики в Республике Хакасия;
проведение анализа и при необходимости проверок уполномоченными должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности Республики Хакасия, лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Хакасия, а также государственными (муниципальными) служащими республики, с целью выявления признаков недостоверности или неполноты этих сведений;
проведение республиканского конкурса антикоррупционной тематики среди студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;
организация и проведение семинаров, совещаний, форумов, круглых столов, направленных на профилактику коррупционных правонарушений;
проведение работы, направленной на антикоррупционную пропаганду и формирование нетерпимого отношения населения Республики Хакасия к коррупции.
В рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Развитие социального обслуживания населения и повышение эффективности государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620, запланировано проведение конкурса по предоставлению грантов Республики Хакасия по направлению «Формирование нетерпимости в обществе к коррупционному поведению».
В 2025 году в рамках оказания методической помощи исполнительным органам Республики Хакасия и органам местного самоуправления в Республике Хакасия запланировано проведение семинаров, на которых будут рассмотрены не только особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2025 году (за отчетный 2024 год) с учетом изменений федерального законодательства, но и основные вопросы по выявлению конфликта интересов, нарушений запретов и ограничений.
В целях обеспечения контроля за применением в исполнительных органах Республики Хакасия предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, в 2025 году сотрудники Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия продолжат принимать участие в заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.