от 25.06.2025 № 345 О внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Республики Хакасия
от 25.06.2025 № 345
О внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 557
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 № 679 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия» Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в государственную программу Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 557 («Вестник Хакасии», 2019, № 5; 2020, № 8; 2021, № 20; 2022, № 8; 2023, № 6; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29.10.2015, № 1900201510290006; 06.01.2017, № 1900201701060016; 05.05.2017, № 1900201705050006; 22.08.2017, № 1900201708220004; 04.01.2018, № 1900201801040007; 14.08.2018, № 1900201808140006; 27.03.2019, № 1900201903270005; 22.12.2022, № 1900202212220003; 29.01.2024, № 1900202401290005), следующие изменения:
1) раздел 1 изложить в следующей редакции:
«1. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности
в Республике Хакасия»
1.1. Оценка текущего состояния инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия
1.1.1. Текущее состояние инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия характеризуется как наличием определенных результатов, так и наличием актуальных вопросов, требующих решения на основе программно-целевого подхода.
1.1.2. Региональная научная база включает инфраструктуру федеральных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия, в числе которых:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (далее – ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»);
Хакасский технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»;
Саяно-Шушенский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»;
Научно – исследовательский институт аграрных проблем Хакасии – филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»;
Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (далее – ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ»).
ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ» как государственному научному учреждению принадлежит значимая роль в оказании услуг в сфере научной и научно-технической деятельности.
Деятельность ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ» традиционно характеризуется исследованиями в области гуманитарных наук (филология, история, археология, этнография и другие), что обусловлено потребностями региона и общества в сохранении и развитии этнического потенциала, хакасского языка, рекреационного и исторического ресурса, уникального историко-культурного наследия.
1.1.3. На начало 2024 года в Республике Хакасия насчитывалось 395 человек с ученой степенью, из них 55 докторов наук (в том числе четыре доктора технических наук), 340 кандидатов наук (в том числе 37 кандидатов технических наук). Лидирующее место в части проведения исследований занимает область гуманитарных наук, в которой задействовано 47,5 процента исследователей, в области сельскохозяйственных наук – 25 процентов исследователей, в области естественных наук – 12,5 процента исследователей, в области технических наук – 10 процентов исследователей.
На федеральном уровне научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации придается первостепенное значение, так как оно является одним из стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и определяется комплексом внешних и внутренних факторов (по отношению к области науки и технологий), формирующих систему больших вызовов.
Республика Хакасия не относится к регионам с высокой концентрацией научно-исследовательских центров, в которых имеются наукограды. Несмотря на это, Правительством Республики Хакасия принимаются меры по научно-технологическому развитию республики.
Образован Совет по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия (далее – Совет), деятельность которого регулируется Положением о Совете по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2005 № 364. Совет является консультативным и совещательным органом, созданным с целью поддержки организации и осуществления научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия.
Заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований между Республикой Хакасия и Российским научным фондом от 12.04.2022 № 40/2. Начиная с 2022 года проводятся региональные конкурсы на получение грантов Российского научного фонда.
Реализуется Программа деятельности научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь» на 2021–2024 годы (далее – Программа НОЦ «Енисейская Сибирь») на базе ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова». Республика Хакасия стала регионом-инициатором Программы НОЦ «Енисейская Сибирь» совместно с Красноярским краем и Республикой Тыва.
За последние три года по итогам региональных конкурсов и в рамках Программы НОЦ «Енисейская Сибирь» реализовано 16 крупных научных проектов на общую сумму 68 миллионов рублей, из которых 40 миллионов реализованных средств – это средства республиканского бюджета Республики Хакасия.
Получены результаты, направленные на решение научных проблем в области экологического мониторинга и сохранения биоразнообразия, создания новой формы и структуры нанокластеров, создания технических устройств на основе малых металлических нанокластеров и их соединений, этноэволюционных процессов Хакасии, социально-культурной деятельности Русской православной церкви в Приенисейской Сибири, хакасского языкознания, социально-экономического, политического и историко-культурного развития Республики Хакасия.
Наиболее востребованы результаты реализации проектов «Разработка технологии подавления угольной пыли при помощи химического состава», «Оценка секвестрации углерода растительностью техногенно нарушенных территорий Республики Хакасия».
1.1.4. Позитивными тенденциями последних трех лет являются:
увеличение количества реализуемых научных проектов на территории Республики Хакасия;
рост численности исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 человек, занятых в экономике Республики Хакасия;
наличие в республике таких инструментов развития, как промышленные технопарки (промышленный парк «Черногорский», индустриальный парк «Ташеба»), территория опережающего развития «Абаза», особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Хакасская технологическая долина» и другие.
Увеличилась численность молодежной аудитории в научно-популярных мероприятиях до 1 100 человек.
Объем средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Хакасия на поддержку научной и научно-внедренческой деятельности в регионе, за последние три года увеличился на 91,06 процента.
Усилия исполнительных органов Республики Хакасия во взаимодействии с заинтересованными организациями и учреждениями по поддержке научных исследований содействовали росту количества публикаций региональных авторов, индексируемых в базе данных научного цитирования (РИНЦ, ВАК, Web of Science и других).
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации опубликован национальный рейтинг субъектов Российской Федерации по научно-технологическому развитию с расширенным количеством показателей за 2022 и 2023 годы.
В национальном рейтинге за 2022 год Республика Хакасия заняла 59 место, в сравнении с 2021 годом рост рейтинга составил 24 позиции (2021 год – 83 место). В национальном рейтинге за 2023 год Республика Хакасия заняла 62 место, что свидетельствует о продвижении республики по научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации.
Безусловно, достигнутые результаты – это заслуга научных коллективов республики, образовательных учреждений, входящих в национальный проект «Наука и университеты», участников Программы НОЦ «Енисейская Сибирь», заинтересованных министерств и ведомств.
1.1.5. Вместе с тем имеются проблемы, препятствующие долгосрочному научному развитию республики, ее присутствию в числе ведущих регионов в рамках научно-технологического развития субъектов Российской Федерации:
недостаточность взаимодействия реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, объема научных исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики;
разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, разработок и коммерциализации технологий;
дефицит исследователей в возрасте до 39 лет, высокий средний возраст научных и научно-педагогических работников с учеными степенями кандидатов и докторов наук;
отсутствие спроса бизнеса на инновации и разработки, низкая инновационная активность организаций;
отставание научно-технологического развития Республики Хакасия от передовых регионов Российской Федерации, Сибирского федерального округа;
недостаточность современной научной инфраструктуры на основе лучших российских и мировых практик;
недостаточность популяризации, продвижения результатов научно-исследовательских работ и инновационной продукции Республики Хакасия.
Преобладает возрастной состав исследователей в диапазонах: от 50 до 59 лет – 25,9 процента, от 60 лет и старше – 27,5 процента. Необходимо оказывать более существенную поддержку молодым исследователям для привлечения их в сферу научных исследований и разработок.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия»
1.2.1. Министерство образования и науки Республики Хакасия, являясь исполнительным органом Республики Хакасия, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, ориентируется на приоритеты, цели и задачи федеральных документов стратегического планирования, а также концептуальные и доктринальные документы в сфере науки с учетом региональной специфики.
Среди нормативных правовых актов, положения которых находят отражение в государственной программе Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия» (далее – государственная программа):
Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2022 № 2036-р «Об утверждении плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 № 129-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года»;
Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденный Президентом Российской Федерации 30.03.2024 № Пр-616;
Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года»;
Закон Республики Хакасия от 05.07.2005 № 39-ЗРХ «О научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия».
1.2.2. Развитие научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия нацелено на создание условий для инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности, научно-технологического развития Республики Хакасия посредством реализации комплекса процессных мероприятий, направленного на решение следующих задач:
создание механизмов для эффективной научной и научно-производственной кооперации науки и бизнеса, разработки масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным направлениям научно- технологического развития Российской Федерации и Республики Хакасия;
создание условий для развития наукоемкого предпринимательства;
содействие развитию научной инфраструктуры научных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных в Республике Хакасия, внедрение инноваций и технологий в экономику и социальную сферу;
создание условий для опережающего развития кадрового потенциала науки, привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования в Республике Хакасия;
популяризация и продвижение результатов научно-исследовательских работ и инновационной продукции республики.
В целях консолидации ресурсов власти, бизнеса и научной общественности по внедрению научных исследований и разработок в реальный сектор экономики учреждена Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире» с периодичностью один раз в два года.
1.2.3. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ, в рамках государственной программы поддерживаются научные исследования по следующим приоритетным направлениям:
фундаментальные исследования в области информационных технологий для поддержки научных, производственных и социально-экономических процессов в регионе;
комплексные научные исследования социально-экономического, политического и историко-культурного развития Республики Хакасия;
комплексные фундаментальные исследования в области изучения, сохранения и развития историко-культурного наследия Хакасии, этнографии, развития археологической науки в Республике Хакасия;
фундаментальные исследования проблем тюркского языкознания (развитие хакасского языка), лингвокультурных процессов, форсайт-исследования;
фундаментальные исследования в области развития агропромышленного комплекса Республики Хакасия;
исследования в области новых технологий и материалов;
охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Хакасия;
технологии энерго- и ресурсосбережения: новые энергосберегающие технологии и материалы;
улучшение качества жизни и здоровья населения, биомедицинские технологии;
фундаментальные исследования в области углехимии;
комплексные фундаментальные исследования в области изучения эффективных механизмов хозяйствования, экономической устойчивости и конкурентоспособности республики, развития научно-технологического потенциала Республики Хакасия;
исследования в области этнокультурного (национального) образования, методики преподавания и изучения хакасского языка с учетом языковой ситуации;
междисциплинарные исследования современных социальных процессов в Республике Хакасия: анализ и оценка влияния исторических, эволюционных, экономических, экологических, социокультурных, миграционных и других процессов, противодействие деструктивной идеологии, сохранение мира и согласия.
1.2.4. Научно-технологическое развитие Республики Хакасия ориентировано преимущественно на прикладные исследования, результаты которых направлены на решение практических задач, получение новых продуктов и технологий в увязке с региональной научно-производственной спецификой. Прикладные научные исследования в республике составляют всего около 10 процентов всех исследований, что снижает потенциал научно-технологического развития Республики Хакасия. Результаты региональных научных исследований не всегда имеют выраженный прикладной характер и большей частью обладают отсроченным экономическим эффектом.
Социально-экономическое развитие региона до 2030 года и на перспективу до 2036 года требует повышения качества развития научной отрасли на основе государственного подхода к управлению научными исследованиями по приоритетным направлениям развития науки.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации
1.3.1. Государственная программа учитывает направления и показатели государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377, в целях дальнейшего развития инновационной и научной деятельности и внедрения ее результатов в экономическую и социальную сферы Республики Хакасия.
Мероприятия государственной программы ориентированы на целевые показатели и задачи, которые характеризуют достижение национальной цели «Технологическое лидерство», определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309).
В целях достижения стратегических ориентиров развития науки до 2030 года и на перспективу до 2036 года основной целью государственной программы является создание условий для инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности, научно-технологического развития Республики Хакасия.
1.3.2. Задачами государственной программы являются:
1) повышение статуса научной, научно-внедренческой деятельности и ее результатов;
2) стимулирование разработки и внедрения инноваций в сферу экономики;
3) развитие научно-технологического потенциала Республики Хакасия.
1.3.3. Достижение цели и задач государственной программы обеспечивается реализацией комплекса следующих процессных мероприятий:
1) поддержка научной, инновационной и научно-внедренческой деятельности;
2) обеспечение деятельности подведомственных научных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере науки;
3) сопровождение разработки и внедрения результатов инновационных проектов;
4) поддержка проектов, направленных на развитие научно-технологического потенциала Республики Хакасия, в том числе научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь» в Республике Хакасия.
1.3.4. Комплекс процессных мероприятий включает ряд направлений:
1) реализация научных проектов по приоритетным направлениям развития науки в Республике Хакасия, в том числе проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в рамках региональных конкурсов Российского научного фонда, посредством грантовой системы;
2) реализация Плана мероприятий, проводимых в Республике Хакасия в рамках Десятилетия науки и технологий, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2023 № 108-п (далее – План мероприятий), в том числе включающего реализацию региональных инициатив, инновационных проектов, строительство и обустройство научных детских площадок, повышение доступности информации о достижениях науки, проведение юбилейных конференций, изготовление научно-популярных фильмов.
1.3.5. Подведомственное Министерству образования и науки Республики Хакасия ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ» оказывает государственные услуги (выполняет работы) в соответствии с целями и задачами, стратегическими ориентирами государственной программы.
ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ» должно обеспечивать издание регионального научного журнала гуманитарной направленности с включением в базу данных российских научных журналов, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии, проведение международных, всероссийских, межрегиональных научных, научно-практических конференций, функции регионального оператора по реализации Плана мероприятий, организацию деятельности соответствующего проектного офиса, деятельность Терминологической комиссии при Правительстве Республики Хакасия, рабочей группы по развитию научной деятельности в области археологии при Правительстве Республики Хакасия, Хакасской археологической экспедиции, а также в перспективе проведение исследований в области научно-технологического развития Республики Хакасия в контексте целей и задач Десятилетия науки и технологий, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
1.3.6. Общественно значимым результатом реализации государственной программы является сформированность целостной устойчивой системы воспроизводства, привлечения и развития научных кадров (кадрового потенциала) для научно-технологического развития республики, увеличение численности молодых исследователей, повышение престижа научно-технологической деятельности, увеличение количества поддержанных научных проектов, рост объема информации о достижениях науки, увеличение количества результатов исследований, внедренных в реальный сектор экономики, укрепление историко-культурного наследия, этнокультурное развитие Республики Хакасия, включая научные исследования в области хакасского языка, методики преподавания и изучения хакасского языка, прирост доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения
в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления
1.4.1. Достижение целей государственной политики в сфере инновационной, научной и научно-технической деятельности, научно-технологического развития региона, определенных основными федеральными документами, обеспечивается путем решения задачи по созданию единой государственной системы управления, включающей формирование условий и стимулов для достижения следующих ожидаемых результатов:
увеличение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
рост количества публикаций в ядре Российского индекса научного цитирования в расчете на численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками;
увеличение количества патентных заявок на изобретения;
увеличение численности исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 занятых в экономике Республики Хакасия;
увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей в Республике Хакасия;
увеличение доли валовой добавленной стоимости по виду экономической деятельности «Деятельность профессиональная, научная и техническая»;
увеличение доли внутренних затрат на инновационную деятельность, научные исследования и разработки, количества результатов научных исследований, внедренных в реальный сектор экономики, рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте региона;
рост затрат на инновационную деятельность организаций в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг.
В соответствии с современными мировыми стандартами ожидаемые результаты напрямую связаны с достижением национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309, реализуемых в рамках государственной программы.
Таким образом, решение указанной задачи и получение результатов достигаются в рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку научной, инновационной и научно-внедренческой деятельности.»;
2) разделы 2-3 признать утратившими силу.
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия – Председателя
Правительства Республики Хакасия Д. Бученик