Об утверждении Концепции создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в Республике Хакасия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Правительства Республики Хакасия
от 19.10.2020 № 137-п
Об утверждении Концепции создания центра
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников в рамках
федерального проекта «Учитель будущего»
национального проекта «Образование»
в Республике Хакасия
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 2580-р Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Определить Министерство образования и науки Республики Хакасия региональным координатором по осуществлению взаимодействия с федеральными органами государственной власти при реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» по исполнению мероприятия «Создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Республике Хакасия.
2. Утвердить Концепцию создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в Республике Хакасия:
1) комплекс мер («дорожную карту») по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМПР) (приложение 1);
2) описание ЦНППМПР (приложение 2).
Глава Республики Хакасия –
Председатель Правительства
Республики Хакасия В. Коновалов
Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Президиума
Правительства Республики Хакасия
от 19.10.2020 № 137-п
КОМПЛЕКС МЕР
(«дорожная карта») по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМПР) |
Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее – Минобрнауки РХ) |
Распорядительный акт Минобрнауки РХ |
15 января 2021 года |
2 |
Согласована и утверждена модель, организационно- правовая форма организации и местонахождение ЦНППМПР |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор |
Письмо Минобрнауки РХ, письмо Федерального оператора, распорядительный акт Минобрнауки РХ |
01 февраля 2021 года |
3 |
Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР |
Минобрнауки РХ |
Распорядительный акт Минобрнауки РХ |
01 февраля 2021 года |
4 |
Утверждено положение о деятельности ЦНППМПР на территории Республики Хакасия |
Минобрнауки РХ |
Распорядительный акт Минобрнауки РХ |
15 февраля 2021 года |
5 |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР по статьям расходов |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор |
Письмо Минобрнауки РХ |
01 марта 2021 года |
6 |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦНППМПР |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор |
Письмо Минобрнауки РХ, письмо Федерального оператора, распорядительный акт Минобрнауки РХ |
01 апреля 2021 года |
7 |
Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта «Учитель будущего» на территории субъекта Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» |
Минобрнауки РХ, Минпросвеще-ния России, Федеральный оператор
|
Дополнительное соглашение |
01 мая 2021 года |
8 |
Заключено финансовое соглашение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор
|
Финансовое соглашение |
01 мая 2021 года |
9 |
Заключено соглашение между Федеральным оператором и организацией, на базе которой создается ЦНППМПР, по вопросам взаимодействия в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор |
Соглашение |
01 июня 2021 года |
10 |
Завершен процесс оснащения ЦНППМПР оборудованием |
Минобрнауки РХ |
Информация Минобрнауки РХ |
30 августа 2021 года |
11 |
Завершено комплектование штатного расписания ЦНППМПР |
Минобрнауки РХ |
Приказ об утверждении штатного расписания |
30 августа |
12 |
Открытие ЦНППМПР |
Минобрнауки РХ, Федеральный оператор |
Письмо Минобрнауки РХ, письмо Федерального оператора |
01 сентября 2021 года |
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Президиума
Правительства Республики Хакасия
от 19.10.2020 № 137-п
ОПИСАНИЕ
центра непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников
В современных условиях успешное развитие системы образования Республики Хакасия невозможно без радикального изменения качества подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, обеспечивающих развитие и конкурентоспособность региона.
Реализация регионального проекта «Учитель будущего», вошедшего в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», направлена на создание в Республике Хакасия центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМПР).
Концепция создания регионального ЦНППМПР (далее – Концепция) – документ, в содержании которого заложена интеграция учительского роста и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как направлений личностного и профессионального развития педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Концепция разработана в целях:
содействия интеграции регионального дополнительного профессионального (педагогического) образования в единую государственную систему непрерывного образования за счет предоставления педагогическим работникам конкурентоспособных образовательных услуг;
создания единой системы взглядов на содержание, принципы и основные подходы к формированию государственной образовательной политики;
обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических кадров в условиях системных изменений в образовании.
Основаниями для разработки Концепции являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
стратегические цели Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642;
стратегические цели национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
федеральные и региональные проекты «Учитель будущего», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование»;
ключевые положения федерального проекта «Учитель будущего» (утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3), которые направлены на обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Координатором реализации регионального проекта «Учитель будущего» в Республике Хакасия выступает Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Основой развития региональной системы образования является высокий уровень профессионализма каждого педагога. Именно педагог является ведущей фигурой реализации основных нововведений в республике и в стране. Для успешного введения инноваций, для реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. От сформированности этого уровня зависит качество образования и успешность каждого обучающегося в приобретении знаний, практического опыта и профессиональном самоопределении. В рамках формирующейся национальной системы учительского роста важным в становлении педагога-мастера является мотивация к непрерывному профессиональном росту и наличие оптимальных условий для ее осуществления.
Проведя детальный анализ ситуации в системе дополнительного профессионального образования республики, был выделен ряд затруднений, которые способны снизить темпы ее развития:
1) недостаточность проработки механизмов:
выявления и восполнения профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников;
построения индивидуальных маршрутов развития профессионального мастерства;
стимулирования профессионального карьерного роста;
2) отсутствие условий для функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Республике Хакасия.
Также был выявлен ряд противоречий:
между значимостью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов;
между традиционными устоявшимися формами организации образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании и усложнением задач сопровождения профессионального развития педагогических работников в условиях меняющейся системы образования.
Создание ЦНППМПР позволит решить обозначенные проблемы и достичь планируемых результатов в соответствии индикаторами по созданию условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников (приложение 1), в том числе на основе:
использования современных цифровых технологий;
содействия в формировании профессиональных ассоциаций и вовлечении общественных объединений в систему профессионального педагогического роста, в программы обмена опытом и лучшими практиками;
привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Предполагается открыть ЦНППМПР по модели «стандарт» в городе Абакане как структурное подразделение Государственного автономного образовательного учреждения Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» (приложение 2).
Содержательно деятельность ЦНППМПР будет направлена на восполнение профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников в предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентностях. При этом для каждого педагога выстраивается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от выявленных дефицитов, стажа, возраста и т.д. Учителя республики будут вовлечены в различные формы методической поддержки и сопровождения. Данная работа предполагает уровневое и сетевое взаимодействие, в котором задействованы все субъекты образовательного процесса: Министерство образования и науки Республики Хакасия, муниципальные органы управления в сфере образования, Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» (далее – ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»), методические службы городов и районов, образовательные организации, ассоциации и др. Одним из важных направлений деятельности ЦНППМПР будет совершенствование профессиональных компетенций руководящих работников образовательных организаций.
Арсеналом, обеспечивающим непрерывность профессионального развития, станут: цифровые образовательные технологии, стажировка, технологии наставничества, модели «горизонтального обучения» по системе «Р2Р», дистанционные технологии и технологии комбинированного (смешанного) обучения (blended leaming), формирование управленческих команд, конструирование педагогических проектов и др.
Необходимо отметить, что в Республике Хакасия накоплен достаточный опыт реализации инновационных процессов. В 2017 году Республика Хакасия стала победителем конкурсного отбора на предоставление субсидии из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы по мероприятию «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов».
В течение последних пяти лет в ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» идет постоянный поиск и апробация эффективных способов организации образовательного процесса для совершенствования профессиональных компетенций (психолого-педагогической, методической, предметной, коммуникативной), развития проектного мышления и осмысления накопленного опыта с позиции современных подходов в науке и практике: организация стажировок как части дополнительных профессиональных программ, реализация модульных программ повышения квалификации на основе практико-ориентированного, компетентностного подхода, организация заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на образовательной платформе E-lerning. В 2018 году завершилась работа по созданию модели повышения квалификации, состоящей из трех уровней – базового, продвинутого и высокого, что обеспечило персонификацию обучения и адаптацию педагогических работников к введению национальной системы учительского роста.
Таким образом, для достижения стратегических целей развития системы образования Республики Хакасия, повышения уровня профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных организаций необходимо преобразовать формы работы, создать новые условия для повышения квалификации. Открытие в Республике Хакасия ЦНППМПР будет способствовать достижению поставленных целей.
Приложение 1
к описанию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Таблица индикаторов
№ п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
Значение Республики Хакасия (далее — ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, % |
9 |
9
|
2 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования Республики Хакасия, повысивших уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам, % |
5 |
5
|
3 |
Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, ед. |
1 |
1
|
Предварительная калькуляция
операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
по модели «стандарт»
Статья расходов |
Расчет суммы на 2021 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. руб.) |
1 |
2 |
211 – заработная плата |
234 763,14*12 мес. =2 817 157,68 |
212 – прочие несоциальные выплаты (суточные) |
500,00 руб.* 6 дн.*15 чел. = 45 000,00 |
213 – начисления на выплаты по оплате труда |
2 817 157,68*0,302 = 850 781,62 |
221 – услуги связи (интернет) |
5 900,00*12 мес.= 70 800,00 |
222 – транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд на обучение) |
30 000,00*15 чел. = 450 000,00 |
226 – прочие работы, услуги |
3 500,00*15чел.*5дн. = 262 500,00 (проживание педагогов во время обучения); 83точки * 1000 = 83 000,00 (подключение к интернету); 100 000,00 (монтирование и обслуживание презентационного оборудования, оборудования для видео-конференц-связи, средств вычислительной техники) |
340 – увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов: кабель UTRБ, кабель каналы, розетки, картриджи, крепления) Иные расходы |
200 000,00 83*650,00= 53950,00 (антивирусные программы); 720 чел. (9%) * 50,00= 36 000,00 (бланки удостоверений) |
Операционные расходы: |
4 969 189,30 |
Примерное штатное расписание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
по модели «стандарт»
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
1 |
2 |
3 |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
Главный бухгалтер |
1 |
Юрисконсульт |
0,5 |
|
Делопроизводитель |
0,5 |
|
Специалист по охране труда |
0,5 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом |
0,5 |
|
Администратор |
1 |
|
Основной персонал |
Тьютор |
4 |
Методист |
1 |
|
Педагог по повышению профессионального мастерства (профессорско-педагогический состав) |
8 |
Приложение 2
к описанию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Информация о создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт»
Год |
Количество центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт» |
Организационно-правовая форма центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт» |
Адрес центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт» |
Общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2021 |
1 |
Структурное подразделение Государственного автономного образовательного учреждения Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» |
655010, Республика Хакасия, город Абакан, улица Пушкина, дом 105 |
общая площадь: 981,3 м2;
медиатека: 85,2 м2; количество мест для посетителей: 15;
помещение для организации коворкинг-пространства: l21 м2; количество мест для посетителей: 15;
2 лектория: 222,4м 2; количество мест для посетителей: 100;
рецепция: 50 м2;
помещение для персонала: 120,4 50 м2; количество рабочих мест: 12;
помещение для проектной деятельности: 104,6 м2; количество мест для участников: 16;
5 многофунк-циональных учебных аудиторий: 277,6 м2, включая 2 аудитории-трансформера; количество мест для участников: 15 |