Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

О реализации мероприятий по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Правительства Республики Хакасия


от 02.07.2021 № 99-п


О реализации мероприятий по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия


Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Концепцию по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году (приложение 1).

2. Утвердить Комплекс мер («дорожную карту») по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году (приложение 2).

3. Определить Министерство образования и науки Республики Хакасия координатором мероприятий по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия.



Исполняющий обязанности

Главы Республики Хакасия –

Председателя Правительства

Республики Хакасия                                                                                        И. Войнова



Приложение 1

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Президиума

Правительства Республики Хакасия

от 02.07.2021 № 99-п

КОНЦЕПЦИЯ

по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки

в Республике Хакасия в 2024 году

1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в рамках национального проекта «Образование» в Республике Хакасия

Создание Центра опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) в Республике Хакасия осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.12.2017 № 1642, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания ЦОПП в Республике Хакасия, его организационную структуру и основные принципы функционирования ЦОПП.

ЦОПП в Республике Хакасия создается для координации развития и использования ресурсов Республики Хакасия в кооперации с потенциальными работодателями, в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, среднего профессионального образования, профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе международным стандартам Ворлдскиллс, в целях реализации потребностей регионального сектора экономики.

Министерство образования и науки Республики Хакасия осуществляет общую координацию деятельности по созданию и развитию ЦОПП.

За последние годы система подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в Республике Хакасия претерпела изменения. Отличительная особенность преобразований, происходящих в этой сфере, – это активная интеграция образовательных организаций, позволяющая более рационально использовать ресурсное обеспечение, организовать подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития отраслей экономики Республики Хакасия.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года, утвержденной Законом Республики Хакасия
от 12.02.2020 № 01-ЗРХ, в качестве приоритетных направлений для Республики Хакасия определены туристский, промышленный (обрабатывающий и металлургический), строительный, энергетический и агропромышленный кластеры.

Хакасия предусматривает свое развитие по целевому сценарию через реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, повышение ее конкурентоспособности, обладающей потенциалом устойчивого развития, а также на модернизацию действующих и создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

В целях эффективного использования потенциала (возможностей) региона Правительством Республики Хакасия совместно с заинтересованными инвесторами сформирована схема развития промышленности, вошедшая в Концепцию развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы, утвержденную постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 15.11.2017
№ 164-п (далее – Концепция). В Концепцию включены инвестиционные проекты, которые способствуют увеличению промышленного производства Хакасии.

Одним из основных инвестиционных проектов является комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» (далее – КИП «Енисейская Сибирь»), которые реализуются Правительством Республики Хакасия совместно с Красноярским краем, Республикой Тыва и заинтересованными инвесторами. В КИП «Енисейская Сибирь» аккумулированы все крупные промышленные проекты региона. План мероприятий по реализации инвестиционных проектов, реализуемых в составе КИП «Енисейская Сибирь», утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 571-р. Всего в Республике Хакасия планируется реализация 12 инвестиционных проектов.

Реализация инвестиционных проектов планируется не только в добывающей отрасли, но и в развитии транспортной инфраструктуры, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, а также в других сферах экономики республики, что позволит к 2029 году создать около 5 000 рабочих мест.

Экономическая эффективность от реализации КИП «Енисейская Сибирь» выразится в расширении межрегионального взаимодействия с соседними регионами, привлечении инвестиций, создании новых рабочих мест, дополнительных налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней, исходя из показателей каждого проекта.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, численность безработных на 01.05.2021, зарегистрированных в службе занятости, составляет 5823 человека. Количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями республики в службу занятости, составляет 5,1 тыс. вакансий. Максимальное количество вакансий заявлено
в сферах здравоохранения – 0,8 тыс. вакансий, обрабатывающего производства –
0,7 тыс. вакансий, строительства – 0,6 тыс. вакансий.

В Республике Хакасия за период 2018–2021 годов наблюдается тенденция к снижению потребности в кадрах, которая продолжает расти по причине несоответствия имеющихся квалификаций у работника (соискателя) потребностям предприятий, меняющимся условиям труда. Современными предприятиями, использующими более технологичное оборудование и передовые методики, повышаются требования к уровню и качеству подготовки специалистов. При этом возникает основа для формирования «точечных» профориентационных запросов у предприятий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий и удовлетворения потребности в непрерывном профессиональном образовании граждан. Работодатели в реальных секторах экономики предъявляют требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, их умению переучиваться и осваивать новые профессии.

Подготовку кадров в Республике Хакасия обеспечивает система профессионального образования. Система среднего профессионального образования представлена 14 профессиональными образовательными организациями (далее - ПОО) и четырьмя филиалами, из них 12 ПОО, подведомственные Министерству образования и науки Республики Хакасия, одна ПОО, подведомственная Министерству спорта Республики Хакасия и одна ПОО – частная образовательная организация. Кроме того, образовательные программы среднего профессионального образования (далее – СПО) реализуются в колледжах на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова». В профессиональных образовательных организациях Республики Хакасия осуществляется подготовка кадров по 45 специальностям
и 34 профессиям, в том числе по 16 профессиям и специальностям, вошедшим в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 26.10.2020 № 744 (далее – ТОП-50), 12 профессий вошли в Перечень профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Республики Хакасия, по которым требуется получение среднего профессионального образования (ТОП-Регион), утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.01.2017 № 01 (далее – ТОП-Регион).

Численность студентов, осваивающих программы СПО в указанных организациях, составляет 13180 человек.

Для организации опережающей подготовки кадров посредством реализации образовательных программ для всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям в целях реализации потребностей регионального сектора экономики, в том числе малого
и среднего предпринимательства, в Республике Хакасия имеются образовательные ресурсы.

Ресурсное обеспечение ПОО предусмотрено государственной программой Республики Хакасия «Развитие профессионального образования Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия
от 27.10.2015 № 553.

За последние три года из республиканского бюджета Республики Хакасия на развитие материально-технической базы ПОО было направлено 33929,5 тыс. рублей. Кроме того, было привлечено 73291,9 тыс. рублей из средств федерального бюджета на создание мастерских в Республике Хакасия.

Материально-техническая база ПОО ежегодно обновляется. Более 70% современного оборудования сконцентрировано в образовательных организациях, являющихся площадками проведения конкурсов и чемпионата по компетенциям Ворлдскиллс и одновременно сетевыми центрами реализации образовательных программ по востребованным и перспективным профессиям и специальностям, входящим в перечень профессий и специальностей ТОП-50 и ТОП-Регион.

Общая численность штатных педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, составляет 920 человек (в том числе преподавателей – 534 человека, мастеров производственного обучения – 190 человек). Кроме того, в подготовке кадров по программам СПО задействован 81 педагог (преподаватели и мастера производственного обучения), работающий на условиях штатного совместительства. Доля преподавателей и мастеров производственного обучения возрастной категории моложе 40 лет в образовательных организациях, реализующих программы СПО, составляет 26,6%. Средний возраст педагогических работников – 47,1 года.

Более 80% педагогических работников имеют высшее образование, более 60% аттестованы на высшую и первую квалификационную категорию. Около 9% педагогических работников имеют научную степень, обучаются в магистратуре, аспирантуре.

В Республике Хакасия сформировано экспертное сообщество Ворлдскиллс. Благодаря активной работе в системе чемпионатного движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) четыре педагога получили статус сертифицированных экспертов Ворлдскиллс по компетенциям предпринимательство, технологии моды, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сухое строительство и штукатурные работы. Экспертами демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс являются
175 преподавателей и мастеров производственного обучения, из них 129 педагогов имеют свидетельства экспертов демонстрационного экзамена, 46 являются экспертами с правом проведения региональных чемпионатов.

Мастера производственного обучения проходят повышение квалификации в Академии Ворлдскиллс. В настоящее время 118 преподавателей и мастеров производственного обучения прошли повышение квалификации по стандартам Ворлдскиллс, из них 11 человек получили статус сертифицированный мастер-эксперт.

С целью координации деятельности ПОО по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) СПО в Республике Хакасия действует центр развития профессионального образования на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Хакасский политехнический колледж», организована работа республиканских учебно-методических объединений СПО (далее – РУМО), в том числе 12 РУМО по укрупненным группам профессий, специальностей и пяти РУМО по решению актуальных задач развития СПО. В состав РУМО входят представители регионального экспертного сообщества Ворлдскиллс. РУМО ведут образовательно-методическую базу. Отбор программ и учебно-методических материалов осуществляется в рамках ежегодного конкурса и публикуется на сайтах РУМО.

К разработке и реализации образовательных программ, к оценке образовательных результатов в качестве экспертов активно привлекаются представители работодателей, прошедшие обучение в качестве экспертов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.

В Республике Хакасия отсутствуют единые информационные и аналитические платформы, платформы онлайн-образования, профориентации. Коммуникация в рамках профессиональных сообществ, в том числе членов РУМО СПО, осуществляется на платформах дистанционного обучения ПОО.

Создание и развитие центров коллективного пользования как для студентов ПОО, школьников, так и для взрослого населения было бы решением проблемы оснащенности современным учебно-лабораторным и производственным оборудованием.

Таким образом, актуальными задачами, стоящими перед региональной системой профессионального образования, являются:

повышение качества профессионального образования и обеспечение подготовки кадров с учетом лучших практик, международных стандартов, стандартов Ворлдскиллс;

ускоренное профессиональное обучение, подготовка, переподготовка, повышение квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, стандартам Ворлдскиллс;

разработка и распространение в системе СПО новых образовательных технологий и форм опережающей профессиональной подготовки, обеспечивающей освоение новых и перспективных компетенций, наиболее востребованных для социально-экономического развития Республики Хакасия, в том числе в сфере цифровой экономики;

обеспечение профессионального роста преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников, расширение форм наставничества в образовательном процессе, производственной деятельности;

развитие форм независимой оценки качества профессионального образования и профессионального обучения посредством проведения демонстрационного экзамена;

совершенствование модели государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров.

Для решения вышеназванных задач необходимо формирование современной, отвечающей мировым стандартам обучающей базы в образовательных организациях, реализующих программы СПО.

Создание ЦОПП в Республике Хакасия позволит скоординировать развитие и использование ресурсов ПОО и предприятий Республики Хакасия в целях опережающей профессиональной подготовки всех категорий граждан на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам Ворлдскиллс.

2. Опыт Республики Хакасия в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования

В системе СПО Республики Хакасия имеется опыт участия в федеральных и международных проектах. Развивается инновационная деятельность в самих образовательных организациях.

В Республике Хакасия созданы и активно действуют региональный координационный центр развития движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), региональный центр развития движения «Абилимпикс», специализированный центр компетенции «Предпринимательство», центры проведения демонстрационного экзамена, центры обучения граждан по компетенциям Ворлдскиллс и другие структуры.

В 2011–2013 годах Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Хакасия «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» (далее – ГБПОУ РХ ТКХиС) принял участие в федеральном проекте «Рабочие нового поколения» корпорации «Русские машины» и фонда «Вольное дело». ГБПОУ РХ ТКХиС проведена работа по внедрению профессиональных стандартов сварщика в систему профессионального образования и оценки квалификаций.

В 2016 году ГБПОУ РХ ТКХиС транслирован опыт инновационной деятельности в качестве сетевой экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Повышение адаптивности выпускников системы среднего профессионального образования при трудоустройстве в условиях практико-ориентированного обучения». Проект реализовывался на основе трехстороннего соглашения между Министерством образования и науки Республики Хакасия,
ОАО «Абаканвагонмаш» и ГБПОУ РХ ТКХиС (2013–2016 годы).

Выполнение Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р, и Плана мероприятий Министерства образования и науки Республики Хакасия по обеспечению в Республике Хакасия подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями на 2016–2020 годы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 22.08.2016 № 100-1273, способствовало развитию инновационной деятельности ПОО. В Республике Хакасия создана инновационная система образовательных кластеров, ориентированных на объединение фундаментальных знаний, прикладной и корпоративной науки, технологий производства. Семи ПОО присвоен статус «Ведущий региональный колледж (техникум)» по направлениям «информационные и коммуникационные технологии», «обслуживание транспорта и логистика», «искусство, дизайн и сфера услуг», «строительство», «промышленные и инженерные технологии» и одновременно статус республиканских инновационных площадок по созданию центров сетевого взаимодействия по областям подготовки кадров в соответствии с приоритетными областями развития экономики Республики Хакасия.

Две инновационные площадки были пилотными по внедрению современных технологий обучения:

практико-ориентированное (дуальное) обучение – проект Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум» (далее – ГАПОУ РХ СПТ), 2016–2019 годы;

электронная среда для дистанционного обучения – проект Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Хакасский политехнический колледж» (далее – ХПК),
2017–2020 годы, в соответствии с приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

За счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16, обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды 13 образовательных организаций Республики Хакасия
и четырех их филиалов.

В Республике Хакасия работа по профессиональной ориентации школьников осуществляется в рамках проекта «Билет в будущее». «Ведущие колледжи» Республики Хакасия активно сотрудничают в реализации мероприятий проектов межрегиональных центров компетенций и федеральных учебно-методических объединений.

С ноября 2018 года в республике реализуется региональный проект Республики Хакасия «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденный Президиумом Совета развития при Главе Республике Хакасия – Председателе Правительства Республики Хакасия от 13.12.2018 № 8.

Республиканские ПОО имеют опыт участия в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642.

Реализованы грантовые проекты на обновление материально-технической базы в области строительства - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Абаканский строительный техникум» (далее – АСТ), 2018 год, создания региональной площадки сетевого взаимодействия в области строительства - ГБПОУ РХ ТКХиС, 2018 год. В 2019 году победителем конкурса грантов по созданию учебных мастерских по направлению сельское хозяйство стало Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Аграрный техникум» (далее – ГАПОУ РХ АТ), в 2020 году – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» (далее – ГБПОУ РХ ХК ПТЭС). В 2021 году конкурсный отбор на грантовую поддержку развития мастерских прошли АСТ и ХПК.

В Республике Хакасия на базе ГБПОУ РХ ХК ПТЭС действует базовая профессиональная образовательная организация (далее – БПОО), обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. БПОО создана с целью разработки и внедрения современного организационно-методического сопровождения доступного и качественного инклюзивного профессионального образования. По итогам конкурсного отбора на предоставление из федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации субсидии на создание в субъектах Российской Федерации БПОО, обеспечивающих поддержку функционирования региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363, Республика Хакасия получила 10811,1 тыс. рублей на создание и оснащение БПОО.

Кроме того, ГБПОУ РХ ХК ПТЭС является региональным центром развития движения «Абилимпикс». С 2016 года в республике проводится региональный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс».

Республика Хакасия является ассоциированным членом движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» с 2016 года. Приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 01.02.2016 № 100-109 создан Региональный координационный центр движения «Молодые профессионалы».

В феврале 2021 года состоялся V Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Чемпионат проходил
по 31 компетенции (в том числе по четырем компетенциям Юниор Ворлдскиллс
и трем компетенциям чемпионатной линейки «Навыки мудрых»). В чемпионате приняли участие конкурсанты из Красноярского края, Томской области и других субъектов Российской Федерации.

Основные достижения участия обучающихся в чемпионатном движении «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»):

2 место и серебряная медаль по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» в финале V национального чемпионата «Молодые профессионалы»;

1 место и золотая медаль по компетенции «Технология моды» в финале VI национального чемпионата «Молодые профессионалы»;

3 место и бронзовая медаль по компетенции «Предпринимательство»
в финале VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы», а также
2 медальона за профессионализм по компетенциям «Веб-дизайн и разработка» и «Кузовной ремонт».

В рамках КИП «Енисейская Сибирь» в 2019 году в Красноярске прошел
I Межрегиональный чемпионат «Енисейская Сибирь – Поколение Профи».
В соревнованиях приняли участие конкурсанты из Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Из Республики Хакасия 22 конкурсанта в возрасте до 28 лет соревновались в 9 компетенциях чемпионата (электромонтаж, веб-дизайн и разработка, сварочные технологии, поварское дело, предпринимательство, столярное дело, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сухое строительство и штукатурные работы, ветеринария) и заняли 18 призовых мест. По результатам лучшие специалисты вошли в состав кадрового резерва молодых профессионалов КИП «Енисейская Сибирь».

В 2019 году на базе ГБПОУ РХ ХКПТЭС прошел аккредитацию по стандартам Ворлдскиллс Специализированный центр компетенций (далее – СЦК) по компетенции «Предпринимательство» (аттестат № 8-20/2709 от 26.03.2020). СЦК по компетенции «Предпринимательство» является тренировочной базой участников чемпионата «Молодые профессионалы», региональной команды, центром развития профессий и профессиональных сообществ «Ворлдскиллс Россия», ресурсным центром, обладающим современным оборудованием и технологиями, отвечающим требованиям Ворлдскиллс. СЦК составлен и реализуется совместный проект с Фондом развития предпринимательства Республики Хакасия по развитию способностей у студентов и школьников к созданию предприятий малого бизнеса и обеспечения самозанятости.

С 2018 года в Республике Хакасия проводится демонстрационный экзамен.

В 2020/2021 учебном году демонстрационный экзамен как в рамках промежуточной аттестации, так и в рамках государственной итоговой аттестации проводится по двенадцати компетенциям Ворлдскиллс. С этой целью прошли аккредитацию 19 центров проведения демонстрационного экзамена.

В Республике Хакасия реализуется План мероприятий («дорожная карта») по внедрению на территории Республики Хакасия регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста, утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 10.12.2019
№ 179-п.

С 2020 года Республика Хакасия участвует в реализации целевой модели наставничества национального проекта «Образование». Региональный центр наставничества Республики Хакасия создан на базе ГБПОУ РХ ХПК. Центр наставничества в 2020 году организовал работу 13 «пилотных» образовательных организаций через работу сетевой школы наставничества. В феврале 2021 года проведен конкурс-фестиваль наставнических практик «Ментори Фест». По результатам конкурса семи образовательным организациям присвоен статус «организация-наставник», 26 образовательных организаций стали «пилотными» по внедрению моделей наставничества.

ГБПОУ РХ ХПК с 2020 года является региональным оператором организации работ с центрами обучения Ворлдскиллс в рамках реализации программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Всего в Республике Хакасия прошли отбор семь центров обучения.

Передовой педагогический опыт в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования и инновационной деятельности ПОО публикуется в научно-методических журналах, в базах данных elibrary, Scopus, в сборниках и пособиях.

Таким образом, в Республике Хакасия в системе профессионального образования имеются наработки и потенциал в реализации федеральных и международных проектов в области образования. Координация инновационной деятельности ПОО по обновлению содержания профессионального образования, внедрению современных методик и образовательных технологий будет одним из направлений работы ЦОПП.

3. Организационно-правовая форма организации, реализующей

мероприятие по созданию ЦОПП

ЦОПП в Республике Хакасия формируется без образования юридического лица на базе ГБПОУ РХ ХПК в качестве структурного подразделения с распределенной сетью партнеров в лице ПОО, являющихся специализированными центрами компетенций Ворлдскиллс (далее – СЦК), имеющих в структуре учебные мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по одной из компетенций, обладающих кадровыми и материально-техническими ресурсами для реализации функций ЦОПП.

Местонахождение ЦОПП на базе ГБПОУ РХ ХПК:

адрес (юридический/фактический): 655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30;

телефон: +7(3902)343-557, факс: +7(3902)343-557;

электронная почта: kollege@khpk.ru, сайт: www.khpk.ru.

ЦОПП создается для координации развития и использования ресурсов Республики Хакасия в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам и практикам, в том числе стандартам Ворлдскиллс.

ЦОПП функционирует в соответствии с уставом ГБПОУ РХ ХПК, структурным подразделением которой является ЦОПП, и положением о ЦОПП.

Целью деятельности ЦОПП является:

мониторинг и анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Республики Хакасия, прогнозирование востребованности рабочих кадров с целью формирования перечня компетенций профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров;

развитие приоритетных для Республики Хакасия групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона путем организации повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, обеспечение доступности современной материально-технической базы, формирования и развития экспертных сообществ по новым компетенциям;

формирование современной системы подготовки по приоритетным для региона компетенциям;

обеспечение доступности для граждан всех видов образовательных ресурсов для реализации программ подготовки по приоритетным для региона компетенциям.

Основными задачами ЦОПП выступают:

мониторинг и прогнозирование потребности рабочих кадров;

реализация практико-ориентированных и гибких образовательных программ, обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для всех возрастных категорий граждан;

предпрофессиональная подготовка школьников, обучение их первой профессии;

непрерывное повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с лучшими практиками;

проведение государственной итоговой и промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена;

реализация сетевого принципа организации образовательного процесса;

профориентация всех возрастных категорий на освоение новых навыков и ролей, востребованных в экономике.

Структура ЦОПП с точки зрения территориального расположения ПОО включает:

основную площадку - «ядро» центра, расположенную на территории ГБПОУ РХ ХПК;

удаленные площадки – 11 площадок партнеров ЦОПП, расположенные на базе ПОО и организаций высшего образования.

ЦОПП РХ схема ресурсов

Рисунок 1. Модель инфраструктуры ЦОПП с учетом территориального расположения удаленных площадок.

Координация ЦОПП развития и использования ресурсов Республики Хакасия в целях опережающей профессиональной подготовки предполагает взаимодействие со всеми организациями, реализующими программы среднего профессионального образования (включая структурны подразделения образовательной организации высшего образования). В модели на рисунке 1 представлено расположение 18 мастерских по компетенциям Ворлдскиллс, 19 центров проведения демонстрационного экзамена. Всего создано 39 площадок по компетенциям Ворлдскиллс.

Использование ЦОПП совместно с другими организациями материально-технической базы будет осуществляться в сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.

Организация работы ЦОПП представлена в описании функциональной модели.

4. Описание модели функционирования ЦОПП

Функция 1. Мониторинг, анализ актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Республики Хакасия, прогнозирование востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, разработки и реализации комплекса мер
по устранению существующего и потенциального дефицита в кадрах

Функция ЦОПП заключается в анализе актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Республики Хакасия, что позволит оперативно реагировать на устранение существующего и потенциального дефицита кадров, определять «точки роста» (материально-техническая база, компетенции, кадры, образовательные программы), проводить оценку образовательных программ и создавать «уникальные (на базе новых технологий)» востребованные временем программы профессиональной подготовки, планировать подготовку, переподготовку кадров под актуальные текущие потребности с использованием материально-технической базы колледжей, вузов, предприятий, заключая (на базе нормативно-правовой документации) рамочные договоры о сетевом взаимодействии.

Для обеспечения мониторинга и прогнозирования востребованности кадров ЦОПП планирует использовать необходимые информационно-аналитические ресурсы, в том числе:

сводные данные о востребованности кадров, среднесрочный прогноз изменений (включая исчезающие, новые и перспективные компетенции);

отраслевые прогнозы потребности кадров, данные о востребованности кадров работодателями и объединениями работодателей, в том числе в рамках реализуемых на территории субъекта Российской Федерации инвестиционных проектов КИП «Енисейская Сибирь»;

перечень ТОП-50;

перечень ТОП-РЕГИОН;

государственные информационные ресурсы «Справочник профессий», «Работа.ру» и другие;

материалы форсайтов, касающиеся прогноза развития компетенций и перспективных профессий (международные, отраслевые, корпоративные, региональные форсайты) и другие, в том числе «Атлас 100» – каталог профессий будущего и «Атлас новых профессий КИП «Енисейская Сибирь», которые будут актуальными в ближайшие 10 лет в Красноярском крае, Республике Тыва, Республике Хакасия;

иные данные, относящиеся к мониторингу и прогнозированию востребованности кадров.

ЦОПП дополнительно проводит аналитические мероприятия, организует опросы и исследования, запрашивает необходимые данные в образовательных организациях, предприятиях.

Для проведения мониторинга актуальной ситуации и динамики изменений на региональном рынке труда, прогнозирования востребованности кадров ЦОПП разрабатывает исследовательский инструментарий (анкеты) для различных целевых групп респондентов: представители работодателей, объединений работодателей или близких по задачам структур, представители региональных органов исполнительной власти, областных объединений профсоюзов, некоммерческих, образовательных, научных организаций и иных государственных учреждений Республики Хакасия.

В процессе развития деятельности ЦОПП в целях ее информационного обеспечения создается и функционирует информационный ресурс (цифровая платформа) ЦОПП в Республике Хакасия. На платформе размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки, которые включают в себя данные мониторинга и анализа актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда Республики Хакасия, прогноз востребованности рабочих кадров и компетенций.

Функция 2. Организационные механизмы взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку, межведомственного взаимодействия с региональными органами

исполнительной власти

Механизм взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа формирования структуры и объемов подготовки кадров
в ПОО с 2014 года определен постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2013 № 690 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядка определения общего объема контрольных цифр приема) за счет бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Хакасия» (далее – порядок).

В соответствии с порядком государственное задание на подготовку кадров определяется на основе анализа рынка труда и с учетом:

стратегических ориентиров развития сферы образования и реального сектора экономики Республики Хакасия;

потребности экономики Республики Хакасия в квалифицированных кадрах, представленной Министерством труда и занятости Республики Хакасия;

количества выпускников общеобразовательных организаций.

Кроме того, ПОО республики заключают соглашения с организациями и предприятиями о совместной работе по подготовке кадров необходимого профиля. На основании соглашений ежегодно уточняется профиль необходимых кадров и их количество.

В результате целенаправленной работы за последние пять лет произошло сокращение подготовки по наименее востребованным на рынке труда Хакасии профессиям и специальностям: швея, закройщик, портной, продавец, парикмахер, тракторист, экономика и бухгалтерский учет, юриспруденция.

«Открыты» новые (в том числе из перечней ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН) профессии (мастер отделочных строительных и декоративных работ, обогатитель полезных ископаемых, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, мастер садово-паркового и ландшафтного строительства, мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, слесарь по ремонту строительных машин, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; возобновлено обучение по профессии пекарь) и специальности (механизация сельского хозяйства, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, операционная деятельность в логистике, технология переработки молока и молочных продуктов, технология переработки мяса и мясных продуктов, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, сварочное производство, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, защита в чрезвычайных обстоятельствах, банковское дело, сварочное производство, управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома, технология аналитического контроля химических соединений, печатное дело, технология лесозаготовок, эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, маркшейдерское дело).

Общие объемы контрольных цифр приема в Республике Хакасия ежегодно согласовываются с профильными министерствами. Распределение контрольных цифр приема (далее – КЦП) ПОО осуществляется на конкурсной основе.

При распределении КЦП учитывается также специфика территории, на которой образовательная организация осуществляет свою деятельность, профиль организаций и предприятий, расположенных на указанной территории, количество выпускников школ.

Набору абитуриентов на новые профессии и специальности предшествует большая организационная и методическая работа.

Функция ЦОПП заключается в оперативном реагировании на потребности работодателей, сборе потребностей через информационный портал, координации работы республиканских учебно-методических объединений по разработке модульных программ на компетентностной основе с применением конструктора программ, вовлечении работодателей в данный процесс, получении экспертной оценки программ от работодателей.

Деятельность ЦОПП в реализации функции 2 должна строиться с учетом взаимовыгодного интереса заказчиков и исполнителей в регионе, расширения межрегионального взаимодействия. К числу выгодоприобретателей можно отнести профессиональные ассоциации (например, Союз строителей Хакасии), государственные органы исполнительной власти республики, прочих заказчиков (юридические и физические лица). К исполнителям относятся ПОО, образовательные организации высшего образования, центры занятости населения, РУМО, учебные и учебно-производственные центры.

Механизмы взаимодействия ЦОПП с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку, межведомственного взаимодействия с региональными органами исполнительной власти можно схематически изобразить в виде процессной модели (рисунок 2):


ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципаль-ный уровень

ЗАКАЗЧИКИ

Корпора-ции, проф. сообщества

ПРОЦЕССЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

ВО

ИСПОЛНИТЕЛИ

целеполагание

прогнозирование потребностей

профориентация

СПО

Крупные предприя-тия

профпробы

профобучение

профобразова-ние

СОШ

профподготов-ка

повышение квалификации

переподготовка

Центры занятости

Мелкие и средние предприя-тия

 


анализ обеспечения потребности

получение обратной связи

оценка качества

Спец. центры подготов-ки

Инвестиции и финансирование

Законодательство

Новые технологии и формы обучения (дистанционные, электронные, сетевые)

ИНФРАСТРУКТУРА (РЕСУРСЫ)

Рисунок 2. Модель взаимодействия с реальным сектором экономики по формированию заказа на опережающую подготовку, межведомственного взаимодействия с региональными органами исполнительной власти.

Деятельность ЦОПП будет основана, в том числе, на ряде следующих важных преимуществ профессионального обучения:

сокращение сроков обучения/ переподготовки /повышения квалификации рабочих кадров (продолжительность не более шести месяцев);

оперативное реагирование на мировые тренды и новые технологии в части создания гибких, практико-ориентированных образовательных программ, адаптированных под конкретного заказчика;

актуальная профориентация и освоение новых квалификаций;

обеспечение возможности построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Устранению существующего и потенциального дефицита кадров и компетенций, формированию перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки будет способствовать анализ инвестиционных проектов социально-экономического развития региона и заключение соглашений на подготовку кадров между ПОО и предприятиями-участниками проектов.

Функция 3. Развитие перспективных и приоритетных для Республики Хакасия групп компетенций или отдельных компетенций, формирование новых компетенций, соответствующих приоритетам развития экономики региона

Механизм формирования структуры и объемов подготовки кадров
в ПОО, представленный в описании функции 1, позволяет выявить, что по ряду профессий и специальностей не требуется массовой подготовки кадров. В этом случае возникает необходимость работать «точечно» под конкретного работодателя, готовить ограниченное количество специалистов.

Такой опыт работы в Республике Хакасия имеется практически во всех ведущих колледжах. На базе ГАПОУ РХ АТ по заказу руководителей крестьянско-фермерских хозяйств готовят по специальностям:

технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

технология переработки мяса и мясных продуктов;

механизация сельского хозяйства (заочная форма обучения для работников крестьянско-фермерских хозяйств, не имеющих профессионального образования).

В ГАПОУ РХ СПТ ведется подготовка специалистов по образовательной программе 22.02.03 Литейное производство черных и цветных металлов по заказу ОАО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод».

Функция 4. Формирование современной системы подготовки по перспективным и приоритетным для региона компетенциям на основе инвентаризации имеющейся в Республике Хакасия инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки

Инвентаризация имеющейся в Республике Хакасия инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки предполагает ежегодный аудит имеющихся ресурсов в организациях Республики Хакасия на соответствие актуальным требованиям стандартов Ворлдскилл.

С этой целью создана и ежегодно обновляется электронная база ресурсов:

перечень образовательных и иных организаций, участвующих в реализации программ опережающей профессиональной подготовки, а также перечень учебных аудиторий, мастерских и лабораторий (в том числе межрегиональные и специализированные центры компетенций, центры проведения демонстрационного экзамена, центры оценки квалификации) для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательными программами опережающей профессиональной подготовки;

перечни имеющегося оборудования в разрезе компетенций, отвечающего современным стандартам и передовым технологиям, в том числе инфраструктурным листам Ворлдскиллс, технических средств обучения и компьютерной техники с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Функция 5. Механизмы координирования развития и использования
ЦОПП ресурсов Республики Хакасия в целях опережающей
профессиональной подготовки

Организация работы ЦОПП будет осуществляться с опорой на ПОО Республики Хакасия, обладающие современной инфраструктурой по компетенции. При реализации модульных программ в сетевой форме в рамках модели «горизонтальное сетевое взаимодействие» (по Чичериной Н.В.) могут использоваться ресурсы всех участников сети. Механизм выполнения функции может быть представлен схематически (рисунок 3).

ЦОПП РХ опора на ресурсы

Рисунок 3. Механизм использования имеющейся в Республике Хакасия инфраструктуры для реализации программ опережающей профессиональной подготовки.

В сеть наряду с ПОО также могут входить предприятия, коммерческие компании, центры коллективного пользования, научные, медицинские, культурные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной, производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, включая стажировку.

Функция 6. Механизмы формирования предложения программ опережающей профессиональной подготовки

В Республике Хакасия формирование перечня программ опережающей профессиональной подготовки в ЦОПП будет основываться на анализе мониторинга актуальной ситуации и динамики изменений на рынке труда, показывающем необходимость осуществления информационной работы среди работодателей о технологических изменениях на рынке труда. Опыт лучших практик показывает, что вовлечение работодателей для работы в качестве экспертов на площадках компетенций, оснащенных современным оборудованием по стандартам Ворлдскилл, формирует потребность у работодателей в обновлении базы предприятий и подготовке кадров.

В Республике Хакасия имеется опыт проведения отраслевых конкурсов профессионального мастерства для специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поварского дела, в области сельского хозяйства.

Функция 7. Механизмы определения заказа на опережающую
профессиональную подготовку

При определении заказа на опережающую профессиональную подготовку будут учитываться:

национальные и федеральные проекты Российской Федерации (национальный проект «Образование», федеральный проект «Молодые профессионалы», «Старшее поколение», «Современная цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики» и другие);

Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия
до 2030 года, утвержденная Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ, включающая приоритетные направления развития, а также программы и проекты социально-экономического развития;

«точки роста» Республики Хакасия, в том числе реализуемые в рамках КИП «Енисейская Сибирь», формирующиеся и действующие на территории опережающего социально-экономического развития особые экономические зоны, технопарки, кластеры, научно-образовательные центры и иные институты, определяющие перспективные направления развития экономики;

перспективные компетенции компаний, профессиональных объединений работодателей, действующих на территории Республики Хакасия;

отраслевые программы развития кадрового потенциала;

общемировые и общероссийские тренды и требования к компетенциям, обусловленные трансформацией национальной и мировой экономики, в том числе требования Ворлдскиллс.

Функция 8. Конструирование образовательных программ с использованием принципа конструктора компетенции

ЦОПП Республики Хакасия берет ответственность за формирование модульной структуры программ опережающей профессиональной подготовки, обеспечивает конструирование и разработку (проектирование) программ опережающей профессиональной подготовки.

Программы и их отдельные модули разрабатываются с использованием принципа «конструктора компетенций». Программа опережающей профессиональной подготовки может состоять из всех или части элементов (модулей) компетенции, а также включать элементы (модули) из разных компетенций.

Каждому модулю любой из компетенций соответствуют определенные требования к материально-техническому оснащению и к компетентности педагога, мастера, эксперта или наставника, которые могут проводить обучение по данному модулю. При разработке программ будут использоваться базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров и принцип реализации программ опережающей профессиональной подготовки (ускоренное обучение не более шести месяцев).

В целях опережающей профессиональной подготовки разрабатываются следующие программы по компетенциям:

1) базовые программы профессиональных модулей для СПО (программы, предусматривающие освоение компетенции (или модулей компетенции) и являющиеся частью основной образовательной программы (в том числе за счет вариативной части программ);

2) программы для обучающихся общеобразовательных организаций;

3) программы под заказ работодателей (программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения), ориентированные на специфику конкретного производства и особенности технологического процесса на отдельных предприятиях и направленные на целевое освоение сотрудниками предприятий новых и перспективных профессиональных технологий;

4) отраслевые программы (программы профессиональной переподготовки и программы профессионального обучения, ориентированные на программы развития отраслей, в том числе на освоение новых и сквозных отраслевых технологий, оборудования, инструментов, материалов);

5) программы для граждан предпенсионного возраста;

6) программы по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики. Программы будут разрабатываться и реализовываться в формате демонстрационных профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций, а также как профессиональные модули основных профессиональных образовательных программ или как дополнительные профессиональные программы.

При разработке программ опережающей профессиональной подготовки ЦОПП пользуется индикаторами готовности программы к реализации:

определена компетенция программы, соответствующая перечню компетенций опережающей профессиональной подготовки;

сформирован заказ на опережающую профессиональную подготовку по программе;

разработан макет программы и содержание модулей программы;

определены и доступны все виды образовательных ресурсов для реализации программы;

определены требования к результату подготовки и форме его оценки;

разработаны комплекты оценочной документации для осуществления оценки результатов, обучающихся программе.

При конструировании образовательных программ будет использоваться платформа, разрабатываемая АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АСИ), «Конструктор компетенций», позволяющая конвертировать модели компетенций друг в друга, собирать общий цифровой профиль человека, а также формировать модели компетенций под новые виды деятельности.

Функция 9. Обеспечение доступности для граждан, включая граждан предпенсионного возраста, всех видов образовательных ресурсов

для реализации программ подготовки по перспективным и приоритетным

для региона компетенциям

ЦОПП для граждан предпенсионного возраста будут разработаны программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, ориентированные на целевую группу граждан предпенсионного возраста.

Обеспечение доступности программ будет осуществляться через открытый доступ к выбору программ и регистрации на интернет-платформе.

Функция 10. Обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий

ЦОПП будут формироваться условия для внедрения практико-ориентированных, гибких образовательных программ, обеспечения построения индивидуальных образовательных траекторий. Условия включают:

нормативно-правовое регулирование построения индивидуальных образовательных траекторий;

перечень инструментов для разработки и реализации практико- ориентированных и гибких образовательных программ.

В качестве инструментов практико-ориентированных и гибких программ, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории, выступают:

модульный принцип разработки и реализации программ опережающей профессиональной подготовки, подразумевающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей («Конструктор компетенций»);

получение первой профессии обучающимися общеобразовательных организаций, в том числе в рамках мероприятий по профессиональной ориентации на основе профессиональных проб;

включение модулей по новым компетенциям, приоритетным для развития экономики региона в программы СПО, за счет вариативной части программ;

опережающее освоение дополнительных профессиональных программ по запросам работодателей параллельно с освоением программ СПО;

освоение нескольких компетенций в рамках программ СПО;

зачет компетенций (модулей компетенций), освоенных в рамках предшествующих образовательных программ, с целью сокращения сроков освоения программ;

учет индивидуальных возможностей обучающихся по обеспечению реализации программ СПО для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Применение платформы «Конструктор компетенций» позволит обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий, подбирая необходимые модульные программы для развития компетенций под новые виды деятельности.

Функция 11. Реализация комплекса мер по профессиональной ориентации лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе обучение их первой профессии на современном оборудовании

Механизм организации профессиональной ориентации предусматривает работу по основным направлениям:

1) сопровождение мероприятий в рамках реализуемых федеральных и региональных проектов, например, проект ранней профориентации школьников
6–11 классов «Билет в будущее», с целью развития навыка осознанного выбора направления своего развития и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциям. В 2020 году проектом охвачены 19 профессий и специальностей СПО;

2) организация доступности профессиональных проб обеспечивается через возможность прохождения проб-знакомств (с заданиями для самостоятельного изучения), публикуемых на сайтах ПОО, профпроб в рамках ежегодного мероприятия «Дни СПО», проводимого в конце первого квартала обучения, где ПОО в рамках графика посещения готовят профессиональные пробы и мастер-классы для школьников. К проведению профпроб активно привлекаются студенты ПОО. В рамках региональных чемпионатов профессионального мастерства («Молодые профессионалы» и «Абилимпикс») при площадках по компетенциям организуются экскурсии и профпробы. По запросам школ также организуются выездные мероприятия (в том числе классные часы, родительские собрания), практические занятия по компетенциям;

3) мероприятия по профориентации, в том числе:

«Сезонная школа» (подготовка обучающихся профессиональному самоопределению, формирование у них обоснованного профессионального намерения и личных качеств в период осенних и весенних каникул с выдачей сертификата участника «Сезонной школы»);

участие во Всероссийской акции «Неделя без турникетов» (профориентационная акция направлена на повышение у молодежи интереса к инженерно-техническим специальностям через экскурсии школьников и их родителей, студентов и педагогов на предприятия);

организация работы Центра профориентации «Полигон Профессий» (на базе ГБПОУ РХ ТКХиС);

ярмарки вакансий учебных и рабочих мест;

дни открытых дверей.

Реализация программ по освоению приоритетных для региона профессий, компетенций и организация обучения первой профессии обучающихся общеобразовательных организаций предусматривает создание программ для обучающихся общеобразовательных организаций:

дополнительные образовательные программы, обеспечивающие профессиональную ориентацию обучающихся в виде профпроб;

программы профессионального обучения, направленные на получение обучающимися первой профессии;

программы, направленные на обеспечение возможности изучать предметную область «Технология» и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе на базе детских технопарков «Кванториум».

Всего в Республике Хакасия действует два детских технопарка «Кванториум», один – на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» в г. Абакане, второй – на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум» в г. Черногорске.

Будет создана база данных информационно-коммуникационных ресурсов, которая включает в себя перечень ссылок на платформы онлайн-образования, профориентации, профессионального тестирования, оценки компетенций, иные информационные и аналитические платформы, обеспечивающие организацию деятельности ЦОПП.

ЦОПП содействует реализации на территории Республики Хакасия проектов и мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, в том числе в рамках национального проекта «Образование».

В целях реализации на территории Республики Хакасия мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций ЦОПП:

привлекает представителей научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы СПО, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций;

содействует разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;

участвует в формировании экспертного сообщества из числа представителей предприятий-работодателей эффективных практик профессиональной ориентации.

Функция 12. Создание условий для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по программам СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс

Оценка результатов освоения программ опережающей профессиональной подготовки осуществляется с применением механизма демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.

Для организации процесса проведения демонстрационного экзамена ЦОПП формирует базу данных ресурсного обеспечения процесса. Данные доводятся до сведения всех образовательных организаций, реализующих программы СПО.

Оценка результатов освоения программ опережающей профессиональной подготовки будет осуществляться с применением механизма демонстрационного экзамена в соответствии с базовыми принципами объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров. В ходе демонстрационного экзамена производится оценка освоения модулей компетенции (компетенций), входящих в состав программы опережающей профессиональной подготовки.

Обработка результатов и хранение данных по результатам демонстрационного экзамена осуществляются с использованием соответствующего информационного ресурса.

В Республике Хакасия демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскилл проводится с 2018 года. В 2021 действуют 19 центров проведения демонстрационного экзамена. Модель инфраструктуры ЦОПП представлена с учетом территориального расположения удаленных площадок. Оператором по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся (далее – оператор) по программам СПО с использованием механизма демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс является ГБПОУ РХ ХПК.

Раздел 5. Описание площадки ЦОПП

Территориально ЦОПП будет размещаться по адресу: 655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30. ЦОПП находится рядом с центром города, в шаговой доступности от остановок общественного транспорта и имеет высокую степень транспортной доступности для населения.

Аэропорт находится на расстоянии 7,5 км (15 минут – на автомобиле,
30 минут – на общественном транспорте).

Железнодорожный вокзал удален на 2,2 км (7 минут – на автомобиле,
15 минут – на общественном транспорте). От железнодорожной станции «Абакан» курсируют пригородные электропоезда и составы дальнего следования. Электропоезда движутся до станций Бискамжа и Кошурниково. Поезда, движущиеся по дальним маршрутам, связывают столицу Хакасии с г. Москвой,
г. Красноярском, г. Барнаулом и городами, расположенными в этих направлениях.

Автовокзал располагается в непосредственной близости (800 м) от ЦОПП. Транспортное сообщение осуществляется как по Республике Хакасия, так и в другие города Сибирского федерального округа.

Ввиду расположения помещений ЦОПП на первом этаже будет обеспечена доступность для граждан из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации функций ЦОПП в структуре образовательной организации ГБПОУ РХ ХПК будет создано новое подразделение, для чего имеется достаточное количество помещений. Общая площадь помещений ЦОПП составит 1044,7 кв. м.

Перечень планируемых к созданию функциональных зон ЦОПП

Наименование

помещений ЦОПП

Количество помещений

Общая площадь, кв. м

Адрес размещения

Медиазона

1

50,5

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Кабинет для проектной деятельности

1

77,4

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Аудитории-трансформеры

3

150,8

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Складское помещение

1

24,3

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Лекторий

1

160,2

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Компьютерный класс

2

114,7

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Помещение для организации коворкинг-пространства

1

103,6

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Помещения для персонала ЦОПП

7

314,7

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Рецепция, гардероб

2

48,5

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Итого

19

1044,7


            Планировка помещений ЦОПП представлена на рисунке 4.




    Рисунок 4. План помещений ЦОПП.






Приложение 1

к Концепции по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году

Таблица индикаторов деятельности

Центра опережающей профессиональной подготовки

№ п/п

Наименование индикаторов/показателей

Минимальное значение в год, начиная с 2024 года

Значение показателей Республики Хакасия (не менее установленного минимального значения)

1

Численность граждан Республики Хакасия, охваченных деятельностью Центра опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП), человек

4000

4000

2

Численность граждан Республики Хакасия, обратившихся в ЦОПП для консультирования по выстраиванию индивидуальной траектории обучения, человек

50

50

3

Численность граждан Российской Федерации, принявших участие в профориентационных мероприятиях проводимых ЦОПП, и профессиональных пробах, человек

1500

1500

4

Численность граждан, прошедших обучение по предлагаемым ЦОПП программам, в том числе по разработанным (утвержденным), всего, человек, в том числе по:

2450

2450

4.1

программам профессиональных модулей среднего профессионального образования, человек

300

300

4.2

программам для обучающихся общеобразовательных организаций, человек

150

150

4.3

программам под заказ работодателей, человек

400

400

4.4

отраслевым программам, человек

50

50

4.5

программам для различных категорий граждан, человек

1500

1500

4.6

программам по компетенциям будущего, включая компетенции цифровой экономики, человек

50

50

5

Численность привлеченных ЦОПП сотрудников (работников) научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологичного бизнеса, представителей иных организаций для реализации мероприятий по профессиональной ориентации, в том числе для учащихся общеобразовательных школ, человек

20

20

6

Доля граждан в возрасте от 12 до 65 лет, принявших участие в мероприятиях и программах ЦОПП, в том числе по профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих), дополнительного профессионального образования по перспективным профессиям и компетенциям, от общего количества граждан в возрасте от 12 до 65 лет, проживающих в Республике Хакасия, %

2

2

7

Доля обучающихся в 6–11 классах общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях ЦОПП, от общего числа указанной категории лиц в Республике Хакасия, %

10

10

8

Доля обучающихся в 6–11 классах общеобразовательных организаций, прошедших в ЦОПП профессиональное обучение (обучение первой профессии), от общего числа указанной категории лиц в Республике Хакасия, %

0,5

0,5

9

Доля преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, прошедших программы повышения квалификации основанные на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, от общего числа преподавателей (мастеров производственного обучения), участвующих в реализации программ, разработанных ЦОПП, %

100

100


Приложение 2

к Концепции по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году

Предварительная калькуляция

операционных расходов на функционирование Центра опережающей профессиональной подготовки

Статья расходов

Расчет суммы на 2021 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. рублей)

211 – заработная плата

860,4*12 =10324,8

212 – прочие несоциальные выплаты (суточные)

0,7 * 6дней*9 человек = 37,8

213- начисления на выплаты по оплате труда

10324,8*0,302 = 3118,09

226 – прочие работы, услуги (транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение)

30,0*9 человек = 270,0

226 – прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении)

3,0*9 человек*5 дней = 135,0

340 – увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов: кабель UTRБ кабель каналы, розетки, картриджи, крепления)

428,8

Иные расходы,

в том числе:

сигнализация,

видеонаблюдение

300,0

150,0

150,0

Итого операционных расходов

14614,49



Приложение 3

к Концепции по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году

Зонирование и дизайн-проект

Центра опережающей профессиональной подготовки в соответствии с брендбуком

Территориально Центр опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) будет размещаться по адресу: 655012, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30. ЦОПП находится рядом с центром города, в шаговой доступности от остановок общественного транспорта и имеет высокую степень транспортной доступности для населения.

Аэропорт находится на расстоянии 7,5 км (15 минут – на автомобиле,
30 минут – на общественном транспорте).

Железнодорожный вокзал удален на 2,2 км (7 минут – на автомобиле,
15 минут – на общественном транспорте). От железнодорожной станции «Абакан» курсируют пригородные электропоезда и составы дальнего следования. Электропоезда движутся до станций Бискамжа и Кошурниково. Поезда, движущиеся по дальним маршрутам, связывают столицу Хакасии с Москвой, Красноярском, Барнаулом и городами, расположенными в этих направлениях.

Автовокзал располагается в непосредственной близости (800 м) от ЦОПП. Транспортное сообщение осуществляется как по Республике Хакасия, так и в другие города Сибирского федерального округа.

Ввиду расположения помещений ЦОПП на первом этаже будет обеспечена доступность для граждан из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации функций ЦОПП в структуре образовательной организации ГБПОУ РХ ХПК будет создано новое подразделение, для чего имеется достаточное количество помещений.

Общая площадь помещений ЦОПП составит 1044,7 кв. м. Помещения ЦОПП выделены таким образом, что потоки обучающихся и сотрудников и посетителей ЦОПП не будут пересекаться. Проход посетителей и сотрудников ЦОПП в функциональные зоны ЦОПП обеспечен без пересечения зон, связанных с реализацией образовательного, воспитательного, административного процессов в образовательной организации.

«Ядро» ЦОПП общей площадью 1004,4 квадратных метров включает в себя: помещение для организации коворкинг-пространства, лекторий, медиазону, зону для проектной деятельности, два компьютерных класса, три аудитории- трансформеры, семь помещений для персонала, рецепцию.


Перечень планируемых к созданию функциональных зон ЦОПП

Наименование

помещений ЦОПП

Количество помещений

Общая площадь, кв. м

Адрес размещения

Медиазона
(рисунок 1)

1

50,5

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Кабинет для проектной деятельности (рисунки 2, 3)

1

77,4

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Аудитории-трансформеры (рисунки 4,5,6,7)

3

150,8

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Складское помещение (рисунок 8)

1

24,3

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Лекторий (рисунки 9,10)

1

160,2

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Компьютерный класс (рисунки 11,12)

2

114,7

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Помещение для организации коворкинг-пространства (рисунки 14,15)

1

103,6

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Помещения для персонала ЦОПП (рисунки 13,16,17,18)

7

314,7

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Рецепция, гардероб

(рисунки 19,20)

2

48,5

г. Абакан, ул. Пушкина, д. 30

Итого

19

1044,7


Дизайн-проект помещений ЦОПП, разработанный в соответствии с брендбуком, представлен на рисунках 1–20.




Рисунок 1. Планировка медиазоны.


 









Рисунок 2. Кабинет для проектной деятельности.


 



Рисунок 3. Кабинет для проектной деятельности.


 

Рисунок 7. Кабинет для проектной деятельности


 





Рисунок 4. Аудитории-трансформеры.


 







Рисунок 5. Аудитория-трансформер.


 


Рисунок 11. Аудитория-трансформер


 

Рисунок 6. Аудитория-трансформер.


 
                                                                                        






Рисунок 7. Аудитория-трансформер.


 



Рисунок 8. Складское помещение.


 


Рисунок 9. Лекторий.


 



Рисунок 10. Лекторий.


 









Рисунок 11. Компьютерный класс.


 



Рисунок 12. Компьютерный класс.


 

Рисунок 16. Компьютерный класс


 





Рисунок 13. Кабинет системного администратора и аналитика.


 



Рисунок 15. Кабинет для коворкинг-пространства.


 

Рисунок 19. Кабинет для коворкинг-пространства


 


Рисунок 16. Кабинет директора.


 
                                                                                                                   

Рисунок 17. Кабинеты методолога и методистов. Кабинет педагогов.


 


Рисунок 21. Кабинеты методолога и методистов. Кабинет педагогов


 

Рисунок 18. Кабинет заместителей директора


 




Рисунок 19. Зона рецепции и гардероб.


 



Рисунок 20. Зона рецепции.


 




Приложение 4

к Концепции по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году

                 

Штатное расписание Центра опережающей профессиональной подготовки

Категория персонала

Позиция (содержание деятельности)

Количество штатных единиц

Управленческий персонал

Директор

1

Заместитель директора

2

Основной персонал (учебная часть)

Старший методист

1

Методист

5

Мастер производственного обучения

4

Преподаватели

5

Административный персонал

Главный аналитик (специалист CDO (Chief Data Officer)

2

Администратор

1

Аналитик (специалист по работе с большими данными)

2

Системный администратор

1

Специалист по связям с общественностью

1

ВСЕГО

25

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН

постановлением Президиума

Правительства Республики Хакасия

от 02.07.2021 № 99-п

КОМПЛЕКС МЕР

(«дорожная карта») по созданию Центра опережающей профессиональной подготовки в Республике Хакасия в 2024 году

п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1

2

3

4

5

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центра опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП)

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Правовой акт Министерства образования и науки Республики Хакасия (далее – Минобрнауки РХ)

25 августа 2021 года

2

Утвержден медиаплан ЦОПП

Минобрнауки РХ

Правовой акт Минобрнауки РХ

1 октября 2023 года, далее ежегодно

3

Утверждено Положение о деятельности ЦОПП

Минобрнауки РХ

Правовой акт Минобрнауки РХ

1 октября

2023 года

4

Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ЦОПП

Минобрнауки РХ, Министерство просвещения Российской Федерации

(далее –

Минпросвещения России)

(по согласованию)

Письмо

Минпросвещения России, правовой акт Минобрнауки РХ

20 февраля

2024 года

5

Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦОПП

Минобрнауки РХ, Минпросвещения

России

(по согласованию)

Письмо Минпросвещения России,

правовой акт Минобрнауки РХ

20 февраля

2024 года

6

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦОПП по статьям расходов

Минобрнауки РХ, Минпросвещения России

(по согласованию)

Письмо Минобрнауки РХ

30 ноября 2023 года, далее ежегодно

7

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта «Молодые профессионалы» на территории Республики Хакасия в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Минобрнауки РХ

Дополнительное соглашение

31 декабря 2021 года, далее при необходи-

мости

8

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Минобрнауки РХ

Финансовое соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на создание в Республике Хакасия центра опережающей профессиональной подготовки

31 декабря 2021 года, далее при необходи-

мости

9

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ЦОПП

Минобрнауки РХ

Извещения о проведении закупок

25 марта

2024 года

10

Определение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки

Минобрнауки РХ

Перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки

1 октября

2023 года

11

Утверждение перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки

Минобрнауки РХ

Правовой акт Минобрнауки РХ

1 ноября

2023 года

12

Разработка технического задания на создание цифровой платформы ЦОПП

Минобрнауки РХ

Техническое задание

30 ноября

2023 года

13

Определение требований к руководителю и ключевым позициям административного и основного персонала ЦОПП

Минобрнауки РХ

Объявления о конкурсе на замещение вакантных должностей в ЦОПП, должностные инструкции сотрудников ЦОПП

1 октября

2023 года

14

Комплектование штата ЦОПП

Минобрнауки РХ

Приказы о назначении на должность сотрудников ЦОПП

1 февраля

2024 года

15

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников ЦОПП

Минобрнауки РХ

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

Согласно отдель-ному графику

16

Завершено приведение площадок ЦОПП в соответствии с дизайн-проектом; доставлено, установлено, налажено оборудование

Минобрнауки РХ

Акты-приемки работ, товарные накладные

25 августа

2024 года

17

Получена лицензия образовательной деятельности ЦОПП (при необходимости)

Минобрнауки РХ

Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа

2024 года

18

Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки ЦОПП в соответствии с фирменным стилем

Минобрнауки РХ, ведомственный проектный офис (по согласованию)

Письмо Минобрнауки РХ с приложением информации, в том числе фотоотчета, согласно форме отчета

30 августа

2024 года

19

Формирование каталога программ опережающей профессиональной подготовки

Минобрнауки РХ, ЦОПП

Утвержденные программы опережающей профессиональной подготовки

31 марта

2024 года

20

Реализация программ опережающей профессиональной подготовки

ЦОПП

Приказы о начале и завершении обучения (проведении итоговой аттестации) по программам опережающей профессиональной подготовки

31 декабря

2024 года

21

Открытие ЦОПП

Минобрнауки РХ

Информационное освещение в СМИ

1 сентября

2024 года

Документы