Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Об утверждении плана жилищного строительства в Республике Хакасия на 2021–2030 годы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Правительства Республики Хакасия


от 01.09.2021 № 129-п


Об утверждении плана жилищного строительства в Республике Хакасия на 2021–2030 годы


В целях обеспечения стабильного роста объемов ввода жилья на территории Республики Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить план жилищного строительства в Республике Хакасия
на 2021–2030 годы (приложение).



Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия                                                                                      В. Коновалов


Приложение

УТВЕРЖДЕН

постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия

от 01.09.2021 № 129-п

ПЛАН

жилищного строительства в Республике Хакасия на 2021–2030 годы

1.                 Характеристика проблем, на решение которых направлен план жилищного строительства в Республике Хакасия на 2021–2030 годы

В настоящее время перед Республикой Хакасия федеральным центром поставлена задача ввести в эксплуатацию до 2030 года 3,5 млн квадратных метров жилья.

Детально проанализировав градостроительный потенциал Республики Хакасия, сделан вывод, что те муниципальные образования, на территории которых возможно развернуть масштабное строительство, являются в настоящее время флагманами жилищного строительства – это город Абакан (строительство многоквартирных домов) и Усть-Абаканский район (строительство индивидуального жилья).

При этом в указанных муниципальных образованиях имеются проблемы, препятствующие активному наращиванию темпов строительства жилья. Город Абакан практически исчерпал свободные территории для застройки, и градостроительное развитие возможно вести только по двум направлениям: комплексное развитие застроенных территорий и расширение городской черты за счет обмена территориями с Усть-Абаканским районом и создания искусственного земельного участка на водном объекте.

Усть-Абаканский район обладает достаточными земельными ресурсами, удобно расположенными вблизи городов Абакан и Черногорск. Однако вовлечению в оборот новых территорий в целях жилищного строительства препятствует неразвитость инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, без которой земельные участки теряют свою привлекательность и остаются невостребованными индивидуальными застройщиками.

Кроме того, вопрос расширения территорий, предназначенных под жилую застройку, за счет сельскохозяйственных земель имеет два противоречивых полюса. С одной стороны, создаются предпосылки для увеличения ввода жилья, что является одной из приоритетных задач для органов власти. С другой стороны, массовый перевод земельных массивов из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, обозначившийся на некоторых пригородных территориях Усть-Абаканского района в 2018–2021 годах, значительно увеличив объем ввода жилья, может негативно сказаться на сельскохозяйственном производстве, привести к сокращению площадей, использовавшихся прежде под выпаса и сенокошение, а также овощеводство. Решение данной проблемы видится во всестороннем изучении всех плюсов и минусов изменения территориальных зон для каждого конкретного земельного массива с обязательным подключением к обсуждению вопроса органов местного самоуправления, включая депутатский корпус.

Среди городских округов Республики Хакасия, кроме города Абакана, значительным потенциалом для развития жилищного строительства обладает город Черногорск. Однако в настоящее время город не вызывает интерес у застройщиков, поскольку отсутствует активный спрос на квартиры. Одна из основных причин сложившейся ситуации – сформировавшийся за много лет в глазах жителей республики негативный образ Черногорска как неблагоустроенной промышленной территории, в которой недостаточно хорошо работает местная власть, отсутствуют качественная инженерная инфраструктура и социальное обслуживание. Во многом такое мнение субъективно, поэтому для изменения ситуации в градостроительной деятельности на территории города Черногорска необходима проработка вопроса по смене имиджа городского округа среди населения.

Много лет застройка новыми многоквартирными домами в городе Черногорске носит точечный порядок – земельные участки под многоэтажные дома формируются на свободных землях в уже существующих кварталах.

С развитием программы комплексного развития территории (далее – КРТ) в Республике Хакасия существует перспектива замены старых кварталов города Черногорска, имеющих смешанную застройку, жилым фондом, отвечающим всем современным требованиям к технологиям и архитектурным решениям.

Одним из конкурентных преимуществ Черногорска перед Абаканом является стоимость жилья, где квадратный метр в среднем стоит почти в полтора раза дешевле. Близость Черногорска к столице Хакасии (всего около 15 км) обуславливает наибольшую привлекательность развития жилищного строительства в городе Черногорске.

Городским округом, не возводящим в настоящее время жилье, но имеющим определенный потенциал для развития сферы жилищного строительства, является город Саяногорск. В настоящее время в строительной сфере города Саяногорска сложилась тяжелая ситуация. За три предшествующих года в городе Саяногорске не было построено ни одного жилого дома, поскольку в Саяногорске отсутствует спрос у населения на новое жилье и, как следствие, к данному муниципальному образованию отсутствует интерес у застройщиков.

Необходимо проведение комплекса мер по повышению привлекательности городского округа у жителей как территории удобной, комфортной и экономически привлекательной за счет создания новых рабочих мест, качественного благоустройства и развития социальной инфраструктуры. Главной задачей пространственного развития является создание благоприятной среды жизни и деятельности человека и условий для устойчивого развития города путем достижения баланса экономических и экологических интересов.

В настоящее время перспективы развития строительства в городе Саяногорске связаны с планами компании АО «РУСАЛ Саяногорск» по строительству жилья для своих сотрудников.

Среди городских округов Республики Хакасия, в которых наблюдается продолжительная стагнация в сфере жилищного строительства, выделяются Абаза и Сорск, имеющие схожие проблемы.

Города Абаза и Сорск располагают значительным ресурсным и социально-экономическим потенциалом для устойчивого развития. Наличие в данных городах градообразующих предприятий горной промышленности позволило городским округам длительное время развиваться в качестве индустриальных центров Республики Хакасия.

Экономические проблемы градообразующих предприятий ООО «Абазинский рудник» и ООО «Сорский ГОК», наблюдаемые в настоящее время, не позволят в ближайшей перспективе перерасти городу Абазе и городу Сорску в крупные экономические центры. Кроме того, спад производства, наблюдаемый в соответствующих предприятиях, отсутствие роста заработной платы и новых рабочих мест делают города Абазу и Сорск непривлекательными территориями для жизни и строительства нового жилья.

Сельские территории Республики Хакасия, за исключением населенных пунктов, расположенных в транспортной 30-минутной доступности от городов Абакан, Черногорск и Саяногорск, также относятся к депрессивным территориям в сфере жилищного строительства. Отсутствие перспектив наращивания, а порой и проблема удержания объемов ввода жилья являются следствием оттока трудоспособного населения и молодежи студенческого возраста из сельской местности.

Обозначенная ситуация сложилась вследствие сокращения рабочих мест в сельской местности, недостаточной обеспеченностью селитебных1 территорий инженерной и транспортной инфраструктурой, недостаточно качественным социальным обслуживанием населения, предоставляемом зачастую не в полном объеме. Возможное увеличение объемов ввода жилья в сельских населенных пунктах напрямую связано с активизацией экономических процессов в сельской местности, улучшением среды жизнедеятельности граждан, повышением комфорта проживания и увеличения доступности различных, в том числе социальных, услуг на селе.

Развитию жилищного строительства в республике препятствуют зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, угольных разрезов и прочих объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, а также зоны подтопления, затопления.

При расширении границ населенных пунктов, расположенных вблизи водных объектов, необходимо предварительное проведение гидрологических изысканий и выполнение работ по предотвращению подтоплений, затоплений территорий, включаемых в границы населенных пунктов.

В границах населенных пунктов, в которых ранее наблюдалось негативное воздействие вод, перед застройкой территории необходимо определение границ зон затопления, подтопления. По результатам указанных работ органам местного самоуправления муниципальных образований совместно с органами государственной власти Республики Хакасия необходимо обеспечить инженерной защитой территории от негативного воздействия вод. Новые территории, планируемые к застройке, в обязательном порядке должны быть обследованы на наличие зон затопления, подтопления в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360
«О зонах затопления, подтопления».

В границах зон подтопления, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по инженерной защите объектов от негативного воздействия вод, в том числе подтопления, необходимо предусматривать при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Особая задача Правительства Республики Хакасия в сфере развития строительной отрасли региона и увеличения объемов ввода жилья видится в оказании помощи по стимулированию развития градостроительного и экономического потенциала тех муниципалитетов, которые в настоящее время не являются привлекательными для проживания в них и, как следствие, не имеют спроса у инвесторов, застройщиков и покупателей жилья.

В ходе реализации программы «Развитие жилищного строительства в Республике Хакасия на 2021–2030 годы» планируется создать правовые, организационные и экономические основы региональной государственной жилищной политики, определить ее приоритетные направления и отработать механизмы, способствующие увеличению ввода жилья в республике, а также значительному увеличению средней обеспеченности граждан жильем.

1 Селитебные территории – территории, предназначенные для расселения. Это территории, включающие жилые районы и микрорайоны, общественно-торговые центры, объекты озеленения. В селитебной зоне могут размещаться отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие установления санитарно-защитных зон.


2. Жилищное строительство на территории городского округа город Абакан

Административный центр Республики Хакасия город Абакан является флагманом жилищного строительства в регионе. На сегодняшний день свободные территории для размещения многоквартирных жилых домов на территории города практически исчерпаны. Данная ситуация грозит не только срывом федеральных планов по наращиванию ввода жилья в республике до 3,5 млн квадратных метров к 2030 году, но и разрушением строительной отрасли Республики Хакасия, банкротством либо уходом из Республики Хакасия ведущих строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов, недополучением значительной части налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и ростом безработицы.

Градостроительное развитие города Абакана возможно вести только по двум направлениям: комплексное развитие застроенных территорий и расширение городской черты за счет обмена территориями с Усть-Абаканским районом и создания искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности – Красноярском водохранилище (далее – ИЗУ, Участок).

Планируемый к созданию Участок имеет ориентировочную площадь 1500 га, сможет обеспечивать стабильное развитие строительной отрасли Хакасии, а также поддерживать рост темпов строительства жилья в регионе в течение 20–30 лет.

По предварительным данным можно сделать вывод о том, что цена проектных, изыскательских и строительных работ по созданию ИЗУ может составить несколько млрд рублей, в связи с чем необходимо изыскать возможность привлечения федеральных средств для выполнения необходимых проектных и строительных работ по созданию Участка в целях сохранения и развития строительной отрасли Хакасии, а также вовлечения в оборот неэффективно используемых земельных ресурсов.

В границах города Абакана определены зоны подтопления и затопления, отнесенные к зонам с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В указанных зонах запрещается строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по инженерной защите объектов от негативного воздействия вод, в том числе подтопления, необходимо предусматривать при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства.



Документы