Об утверждении региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»
Президиума Правительства Республики Хакасия
от 29.12.2021 № 205-п
Об утверждении региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации
от 12.11.2020 № 2945-р Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы».
2. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2021 года.
Глава Республики Хакасия –
Председатель Правительства
Республики Хакасия В. Коновалов
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия
от 29.12.2021 № 205-п
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»
ПАСПОРТ
региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия
на 2021–2025 годы»
Наименование региональной программы |
региональная программа «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы» (далее – Программа)
|
Основные разработчики Программы |
Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее – Минобрнауки РХ); Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» (далее – ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»); Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» (далее – ГБУ ДО РХ «РЦДО»)
|
Исполнители Программы
|
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»; муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее – МОУО), образовательные организации (далее – ОО)
|
Основание разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПин 2.4.3648-20 от 18.12.2020
|
Цель Программы |
обновление содержания воспитания в Республике Хакасия в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года |
Основные задачи Программы |
разработка, реализация программ воспитания обучающихся в ОО и внедрение механизмов мониторинга эффективности их реализации; обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций; осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы; организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО; подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся и повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; развитие волонтерства (добровольчества) среди обучающихся; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов; поддержка семейного воспитания |
Сроки реализации Программы
|
2021–2025 годы |
Основные показатели (индикаторы) Программы |
эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям: процент ОО, реализующих программы воспитания обучающихся; доля ОО, эффективно реализующих программу воспитания; доля педагогических работников ОО, прошедших повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания от общей численности педагогических работников; положительная динамика количества участников сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы; процент обучающихся, состоящих на различных видах учета; положительная динамика количества обучающихся ОО, принимающих участие в волонтерстве (добровольчестве) от общей численности; доля обучающихся ОО, входящих в детские общественные объединения (Хакасское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ), Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (далее – Юнармия), детское общественное движение «Юные инспекторы дорожного движения»; положительная динамика числа семей и детей, получивших поддержку, находящихся в сложной жизненной ситуации; доля обучающихся, получивших поддержку, для которых русский язык не является родным; количество педагогических классов, открытых на базе ОО в Республике Хакасия; доля студентов, получающих профессиональное образование, связанное с воспитанием детей; количество мероприятий, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта; количество конкурсов различного уровня педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО; доля несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха; процент укомплектованности ОО квалифицированными педагогическими кадрами в области воспитания
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
повышение качества реализации программы воспитания обучающихся в ОО; обновление содержания воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание); развитие вариативности воспитательных систем и технологий; повышение роли системы дополнительного образования в воспитании детей; обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурной направленности дополнительного образования детей; организация эффективной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО; совершенствование профессиональной компетентности и профессионального роста педагогических кадров ОО в области воспитания; повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся; поддержка общественных объединений в сфере воспитания; эффективное взаимодействие детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего и дополнительного образования; развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов; осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания обучающихся, в том числе в период каникулярного отдыха; развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации программы развития воспитания; организация эффективной работы по поддержке семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации |
1. Актуальность Программы
Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью консолидации усилий руководителей и педагогических работников разного уровня, семьи и общественных институтов, направленных на решение проблем воспитания. Обновление воспитательного процесса в ОО должно осуществляться на основе личностного, системного, деятельностного, аксиологического подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции, многонациональной культуры и эффективных современных воспитательных практик.
В каждой ОО должна быть принята программа воспитания обучающихся – документ, обеспечивающий процесс формирования нравственного уклада школьной жизни, создания соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающий воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанный на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемый в совместной
социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа является основополагающим документом, определяющим основные параметры организации воспитания подрастающего поколения на 2021–2025 годы.
Ключевым понятием воспитания в Программе принято определение, характеризующее его в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа опирается на стратегические документы Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р), определяющие ценностно-смысловые приоритеты современного образования: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; повышение роли образовательных организаций в воспитании детей и молодежи как ответственных граждан России, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; развитие системы поддержки талантливых детей, дополнительного образования, детского технического и художественного творчества.
2. Механизмы реализации Программы
В целях реализации Программы применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовым механизмом является развитие и совершенствование региональной, муниципальной нормативной правовой базы реализации Программы.
Организационно-управленческие механизмы включают:
консолидацию усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективную организацию межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогических работников, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших практик в области воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность реализации программ воспитания в ОО Республики Хакасия.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических работников;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Программы;
распространение эффективного опыта педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО.
Научно-методические механизмы предусматривают мониторинг системы организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с показателями Программы.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение финансирования системы воспитания за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Программы;
организацию информационной поддержки реализации Программы с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации в Республике Хакасия.
3. Региональная дорожная карта реализации Программы
Повышение качества реализации Программы в ОО |
|||
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
Методическая поддержка ОО по вопросам разработки, реализации программ воспитания обучающихся в ОО и внедрения механизмов мониторинга эффективности их реализации |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»
|
2 |
Реализация различных форм адресной поддержки и сопровождения региональных тьюторов и педагогических команд |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
3 |
Мониторинг эффективности реализации программ воспитания ОО |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
4 |
Отбор и формирование реестра лучших рабочих программ воспитания и практик воспитательной работы в Республике Хакасия |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
5 |
Тиражирование лучшего опыта ОО по эффективной реализации программ воспитания обучающихся |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
6 |
Подготовка публикаций в научно-методических изданиях о результатах реализации рабочих программ воспитания в Республике Хакасия |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
Организация эффективной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО |
|||
7 |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
8 |
Популяризация опыта педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся |
||||
9 |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания обучающихся (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание) |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
|
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания |
||||
10 |
Содействие реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, |
|
11 |
Поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом |
В течение 2021–2025 гг. |
МОУО, ОО |
|
Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся |
||||
12 |
Привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, РДШ, Юнармия |
|
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся |
||||
13 |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
|
14 |
Популяризация опыта педагогических работников, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
|
|
|
|
|
|
15 |
Проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей |
В течение 2021–2025 гг. |
Министерство внутренних дел по Республике Хакасия, Министерство спорта Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Хакасия |
Реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов |
|||
16 |
Восполнение профессиональных дефицитов педагогических работников по вопросам адаптации детей-мигрантов |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
Осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания обучающихся, в том числе в период каникулярного отдыха |
|||
17 |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам организации и содержания летнего отдыха обучающихся |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
18 |
Обобщение и распространение лучших педагогических практик, направленных на организацию работы с обучающимися в период каникулярного времени |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
Поддержка семейного воспитания |
|||
19 |
Восполнение профессиональных дефицитов специалистов служб сопровождения замещающих семей, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
20 |
Внедрение и популяризация лучших практик поддержки семейного воспитания в условиях ОО через реализацию инновационной деятельности |
В течение 2021–2025 гг. |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |
21 |
Повышение профессионального мастерства педагогических работников в области культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей |
В течение |
Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» |