Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Об утверждении региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Правительства Республики Хакасия


от 29.12.2021 № 205-п


Об утверждении региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»




Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации
от 12.11.2020 № 2945-р Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1.                 Утвердить прилагаемую региональную программу «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы».

2.                 Установить, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2021 года.


Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия                                                                                     В. Коновалов


Приложение



УТВЕРЖДЕНА

постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия

от 29.12.2021 № 205-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы»

ПАСПОРТ

региональной программы «Развитие воспитания в Республике Хакасия

на 2021–2025 годы»


Наименование                             региональной программы


региональная программа «Развитие воспитания в Республике Хакасия на 2021–2025 годы» (далее – Программа)


Основные разработчики    Программы


Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее – Минобрнауки РХ);

Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» (далее – ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»);

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования» (далее – ГБУ ДО РХ «РЦДО»)


Исполнители

Программы


Минобрнауки РХ, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»; муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее – МОУО), образовательные организации (далее – ОО)


Основание разработки        Программы


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;

примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПин 2.4.3648-20 от 18.12.2020


Цель Программы                


обновление содержания воспитания в Республике Хакасия в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года


Основные задачи                Программы


разработка, реализация программ воспитания обучающихся в ОО и внедрение механизмов мониторинга эффективности их реализации;

обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций;

осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;

организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО;

подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся и повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;

развитие волонтерства (добровольчества) среди обучающихся;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;

реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов;

поддержка семейного воспитания


Сроки реализации Программы


2021–2025 годы


Основные показатели         (индикаторы) Программы


эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям:

процент ОО, реализующих программы воспитания обучающихся;

доля ОО, эффективно реализующих программу воспитания;

доля педагогических работников ОО, прошедших повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания от общей численности педагогических работников;

положительная динамика количества участников сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;

процент обучающихся, состоящих на различных видах учета;

положительная динамика количества обучающихся ОО, принимающих участие в волонтерстве (добровольчестве) от общей численности;


доля обучающихся ОО, входящих в детские общественные объединения (Хакасское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ), Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (далее – Юнармия), детское общественное движение «Юные инспекторы дорожного движения»;

положительная динамика числа семей и детей, получивших поддержку, находящихся в сложной жизненной ситуации;

доля обучающихся, получивших поддержку, для которых русский язык не является родным;

количество педагогических классов, открытых на базе ОО в Республике Хакасия;

доля студентов, получающих профессиональное образование, связанное с воспитанием детей;

количество мероприятий, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта;

количество конкурсов различного уровня педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО;

доля несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;

процент укомплектованности ОО квалифицированными педагогическими кадрами в области воспитания


Ожидаемые результаты      реализации Программы


повышение качества реализации программы воспитания обучающихся в ОО;

обновление содержания воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание);

развитие вариативности воспитательных систем и технологий;

повышение роли системы дополнительного образования в воспитании детей;

обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурной направленности дополнительного образования детей;

организация эффективной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО;

совершенствование профессиональной компетентности и профессионального роста педагогических кадров ОО в области воспитания;

повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;

подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся;

поддержка общественных объединений в сфере воспитания;

эффективное взаимодействие детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего и дополнительного образования;

развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;

реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов;

осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания обучающихся, в том числе в период каникулярного отдыха;

развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации программы развития воспитания;

организация эффективной работы по поддержке семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации



1. Актуальность Программы

            Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью консолидации усилий руководителей и педагогических работников разного уровня, семьи и общественных институтов, направленных на решение проблем воспитания. Обновление воспитательного процесса в ОО должно осуществляться на основе личностного, системного, деятельностного, аксиологического подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции, многонациональной культуры и эффективных современных воспитательных практик.

В каждой ОО должна быть принята программа воспитания обучающихся – документ, обеспечивающий процесс формирования нравственного уклада школьной жизни, создания соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающий воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанный на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемый в совместной
социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа является основополагающим документом, определяющим основные параметры организации воспитания подрастающего поколения на 2021–2025 годы.

Ключевым понятием воспитания в Программе принято определение, характеризующее его в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Программа опирается на стратегические документы Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р), определяющие ценностно-смысловые приоритеты современного образования: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; повышение роли образовательных организаций в воспитании детей и молодежи как ответственных граждан России, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; развитие системы поддержки талантливых детей, дополнительного образования, детского технического и художественного творчества.

2. Механизмы реализации Программы

В целях реализации Программы применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовым механизмом является развитие и совершенствование региональной, муниципальной нормативной правовой базы реализации Программы.

Организационно-управленческие механизмы включают:

консолидацию усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективную организацию межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогических работников, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших практик в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность реализации программ воспитания в ОО Республики Хакасия.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических работников;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Программы;

распространение эффективного опыта педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО.

Научно-методические механизмы предусматривают мониторинг системы организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с показателями Программы.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение финансирования системы воспитания за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Программы;

организацию информационной поддержки реализации Программы с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации в Республике Хакасия.

3. Региональная дорожная карта реализации Программы


Повышение качества реализации Программы в ОО


Мероприятие


Сроки


Ответственные


1


Методическая поддержка ОО по вопросам разработки, реализации программ воспитания обучающихся в ОО и внедрения механизмов мониторинга эффективности их реализации


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


2

Реализация различных форм адресной поддержки и сопровождения региональных тьюторов и педагогических команд

В течение 2021–2025 гг.

Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

3


Мониторинг эффективности реализации программ воспитания ОО


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


4

Отбор и формирование реестра лучших рабочих программ воспитания и практик воспитательной работы в Республике Хакасия

В течение 2021–2025 гг.

Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

5


Тиражирование лучшего опыта ОО по эффективной реализации программ воспитания обучающихся


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


6

Подготовка публикаций в научно-методических изданиях о результатах реализации рабочих программ воспитания в Республике Хакасия

В течение 2021–2025 гг.

Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Организация эффективной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО


7


Повышение профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


8


Популяризация опыта педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»




Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся


9


Повышение профессионального мастерства педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания обучающихся (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание)


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


Поддержка общественных объединений в сфере воспитания


10


Содействие реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГБУ ДО РХ «РЦДО»


11


Поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом


В течение 2021–2025 гг.


МОУО,

ОО


Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся


12


Привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

РДШ, Юнармия


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся


13


Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


14


Популяризация опыта педагогических работников, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»









15


Проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей


В течение 2021–2025 гг.


Министерство внутренних дел по Республике Хакасия, Министерство спорта Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Хакасия


Реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей-мигрантов


16


Восполнение профессиональных дефицитов педагогических работников по вопросам адаптации детей-мигрантов


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


Осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания обучающихся, в том числе в период каникулярного отдыха


17


Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам организации и содержания летнего отдыха обучающихся


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


18


Обобщение и распространение лучших педагогических практик, направленных на организацию работы с обучающимися в период каникулярного времени


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


Поддержка семейного воспитания


19


Восполнение профессиональных дефицитов специалистов служб сопровождения замещающих семей, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


20


Внедрение и популяризация лучших практик поддержки семейного воспитания в условиях ОО через реализацию инновационной деятельности


В течение 2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»


21


Повышение профессионального мастерства педагогических работников в области культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей


В течение
2021–2025 гг.


Минобрнауки РХ,

ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»




Документы