Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Правительства Республики Хакасия

от 15.11.2017 № 164-п

Об утверждении Концепции развития промышленности

Республики Хакасия на 2017–2030 годы

Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Республики Хакасия на 2017–2030 годы (далее – Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Хакасия руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию промышленного комплекса Республики Хакасия.

4. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2016 № 02-п «Об утверждении Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2015–2020 годы».

Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия                                                                                           В. Зимин

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия

от 15.11.2017 № 164-п

КОНЦЕПЦИЯ

развития промышленности Республики Хакасия

на 2017–2030 годы

  1. Общие положения

Промышленный комплекс Республики Хакасия характеризуется многоотраслевой специализацией, представленной различными видами экономической деятельности.

Несмотря на многоотраслевой характер промышленного производства, его основу составляют организации, добывающие полезные ископаемые в регионе, в том числе уголь, железную руду, медно-молибденовую руду, золото, а также организации, осуществляющие производство сплавов из алюминия и производство электроэнергии.

Доля этих видов деятельности в общем объеме промышленного производства достигает 90%.

В структуре промышленного производства ряд иных видов экономической деятельности, таких как пищевая и перерабатывающая промышленность, производство напитков, производство изделий из дерева, а также производство и монтаж оборудования, демонстрируют положительную динамику роста в период 2015 и 2016 годов.

Настоящая Концепция развития промышленности Республики Хакасия на период 2017–2030 годов (далее – Концепция) разработана на основе положений Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020–2030 годов», постановления Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года», Закона Республики Хакасия от 10.04.2017
№ 11-ЗРХ «О промышленной политике Республики Хакасия».

Настоящая концепция – взаимоувязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам система представлений о стратегических целях, приоритетах развития промышленной политики Республики Хакасия и направлениях развития промышленности, а также средствах их реализации, включающих в себя набор целевых функций и решений, реализуемых в программах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организационного характера.

В рамках настоящей Концепции предусматривается оценить экономическую ситуацию отдельных отраслей (добыча полезных ископаемых и их обработка, черная и цветная металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность и производство напитков), определить место и роль промышленности республики в развитии региональной экономики и дальнейших направлений ее развития, а также выделить приоритеты промышленной политики, определить механизмы реализации самой Концепции в долгосрочном периоде.

Концепция определяет основные принципы, обеспечивающие эффективное развитие промышленного комплекса Республики Хакасия, и отвечает общей идеологии развития российской экономики, предусмотренной в решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

  1. Анализ текущей ситуации в промышленности Республики Хакасия: проблемы развития

Формирование и развитие промышленного сектора региональной экономики обусловлены особенностями экономико-географического положения, природно-ресурсным потенциалом, историческими особенностями развития Республики Хакасия.

Решающая роль в социально-экономическом развитии Республики Хакасия принадлежит промышленности, где создается до 41,5%[1] валового регионального продукта республики.

Использование потенциала отраслей промышленности республики, таких как цветная и черная металлургия, топливно-энергетического комплекса способно обеспечить высокие темпы социально-экономического развития республики при условии комплексной реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих и создание новых высокотехнологичных производств.

В течение 2016 года развитие промышленности Республики Хакасия характеризовалось устойчивыми темпами роста.

Лидерами отраслей промышленного производства стали добыча полезных ископаемых и производство электроэнергии, газа и воды.

Индекс промышленного производства составил 109,3%, в том числе по видам деятельности: «Добыча полезных ископаемых» – 110,2%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 123,1%.

В 2016 году в добывающем секторе предприятиями добыто 19,5 млн тонн каменного угля (112,9% к 2015 году), произведено обогащенного угля – 8,4 млн тонн (108,8%).

В группе добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, лидирующую позицию по темпам наращивания производства занимали предприятия по добыче медных концентратов. По сравнению с 2015 годом объемы производства на предприятиях увеличились на 33,9%, что, в первую очередь, объясняется ростом цен на мировом и российском рынках, а также дефицитом запасов медных концентратов. Предприятия золотодобычи в 2016 году увеличили объемы производства на 17,2% по сравнению с 2015 годом.

Структура ВРП республики по видам экономической деятельности

в 2015–2016 годах, %[2]

       К основным организациям, осуществляющим деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, относятся:

ООО «СУЭК-Хакасия», ЗАО «Угольная компания «Разрез Степной»,
ООО «Разрез Аршановский» – добыча и обогащение каменного угля;

ООО «Абазинский рудник», ООО «Сорский ГОК» – железные, молибденовые и медные руды;

ПАО «Коммунаровский рудник», ЗАО «Золотодобывающая компания «Золотая звезда», ООО «Артель старателей «Хакасия» – драгоценные металлы;

ООО «Стройсервис», НО «Муниципальный жилищный фонд»,
ООО «Катрина» – материалы строительные нерудные;

ООО «Бентонит Хакасии», ООО «Барит» – бентонитовые и баритовые руды.

На протяжении 2016 года интенсивно работали предприятия тепло- и электроэнергетики. За отчетный период предприятиями электроэнергетики выработано 29,5 млрд кВт×ч, что выше уровня 2015 года на 26,7%. Отпущено теплоэнергии 4,2 млн Гкал, или 102,9% к 2015 году.

В первом квартале 2017 года экономика республики вышла на лидирующие позиции в промышленном производстве среди субъектов Сибирского федерального округа, заняв четвертое место благодаря уверенным темпам роста в добывающей отрасли, электроэнергетике, а также на отдельных предприятиях, выпускающих продукцию потребительского спроса.

Индекс промышленного производства по итогам I квартала 2017 года составил 105,8% (в I квартале 2016 года – 102,8%), при этом индекс промышленного производства Сибирского федерального округа составил 102,0%, а по Российской Федерации – 100,1%.

Основными факторами сохранения высоких темпов увеличения индекса промышленного производства на 5,8% являются рост добычи полезных ископаемых на 17,5%, обрабатывающего производства – на 4,7%.

Основу потенциала добывающей отрасли республики составляют предприятия угледобычи. За I квартал 2017 года угледобывающими предприятиями региона добыто каменного угля 4,9 млн тонн, что в сравнении
с I кварталом 2016 года больше на 7%.

Развитие угледобычи на территории региона осуществляется в рамках программы развития угольной промышленности в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р «Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года».

В настоящее время положения, установленные программой развития угольной промышленности, требуют корректировок в части роста добычи в Республике Хакасия.

Рост объемов производства в добыче каменного угля обусловлен вводом новых производственных мощностей, в том числе развитием Бейского каменноугольного месторождения.

В среднесрочной перспективе к ныне действующим организациям –
ООО «Восточно-Бейский разрез», ООО «Разрез Аршановский», ООО «Разрез Майрыхский» – добавятся два угольных разреза на участках недр «Юго-Восточный Кирбинский» и «Северо-Западный Кирбинский», добычу на которых осуществляет ООО «Востсибуголь – Хакасия».

Благоприятная макроэкономическая ситуация на мировых рынках позволяет в среднесрочной перспективе рассматривать угледобывающую промышленность как интенсивно развивающуюся и способствующую росту инвестиций, созданию рабочих мест.

Опережающее развитие угледобывающих мощностей Хакасии позволит довести добычу угля до 46 млн тонн в год к 2030 году, в том числе объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении составят 28 млн тонн в год.

На предприятиях добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, наибольший рост производства демонстрировали предприятия по добыче медных концентратов (133,9% к 2015 году). Добыча золотосодержащей руды и концентратов, молибденовой руды, ферромолибдена увеличилась от 104,7% до 117,2% к 2015 году.

Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию горнорудного производства на территории монопрофильных населенных пунктов, способствовала замедлению падения добычи железной руды. В 2016 году производство железорудного концентрата составило 81% к предыдущему году (в 2015 году – 47,6%).

В отраслевом разрезе обрабатывающих производств наблюдался рост производства неметаллических минеральных продуктов, химического производства и обработки древесины и производства изделий из дерева (прирост по сравнению с 2015 годом от 1,8% до 26%).

В металлургическом комплексе по итогам 2016 года сохранилась отрицательная динамика (93,8% к 2015 году), что объясняется неблагоприятной рыночной конъюнктурой на рынке цветных металлов.

В пищевой промышленности спад производства углубился вследствие сокращения производства мяса и мясопродуктов, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий. В отрицательную область значений ушли предприятия по производству кожи, изделий из кожи и производства обуви, целлюлозно-бумажного производства, производства машин и оборудования, электронного и оптического оборудования (по сравнению с 2015 годом снижение от 3,9% до 20,1%).

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2016 году по сравнению с предшествующим годом выросло на 23,1%, в том числе выработка электроэнергии – на 26,7%, тепловой энергии – на 2,9%. По темпам роста производства электроэнергии республика вошла в пятерку лучших регионов РФ и в тройку лидеров субъектов СФО.

По итогам 2016 года в экономику республики за счет всех источников финансирования инвестировано 26,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 79,1% к 2015 году.

Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций приходился на приобретение машин, оборудования, транспортных средств и производственного хозяйственного инвентаря – 43,8%, строительство и реконструкцию зданий (кроме жилых) и сооружений – 39,2%, жилища – 15,3%.

Структура инвестиций обусловлена ростом капитальных вложений в строительство горных предприятий, чему способствует благоприятная конъюнктура мирового рынка топливно-энергетических ресурсов.

Мировой экономический кризис существенно повлиял на показатели деятельности добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности Республики Хакасия.

Несмотря на некоторую положительную динамику, большинство экономических параметров свидетельствует о затяжном периоде выхода из кризиса. В этих условиях развитие промышленного комплекса зависит от эффективности мер, направленных на его модернизацию и повышение конкурентоспособности предприятий.

Требующие решения проблемы характеризуются следующими факторами:

низкий уровень обеспечения промышленного производства комплексной инфраструктурой (транспортная, информационная, финансовая инфраструктура и иные виды инфраструктур);

высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;

высокая энергоемкость выпускаемой продукции;

недостаточная эффективность системы управления предприятиями (внедрение аутсорсинга в производственные процессы и услуги, формирование среды для развития малого предпринимательства, обеспечивающего производство отдельных компонентов, оказания услуг в финансовой и маркетинговой сфере, обучение персонала и иные виды работ и услуг), что обуславливает низкие кооперационные связи среди предприятий, отсутствие стабильных предпосылок к формированию кластерной структуры экономики;

недостаточная развитость инновационной деятельности в регионе, что обуславливает низкую конкурентоспособность продукции, производственно-технологическое отставание ряда предприятий от конкурирующих производителей, большую долю ресурсных затрат в себестоимости продукции, недостаточный уровень загрузки производственных мощностей;

сильные позиции конкурирующего импорта, тормозящего развитие собственного производства, ограниченность информации и слабая информированность промышленных предприятий о работе в условиях ВТО, о механизмах снижения ее отрицательного воздействия на промышленный комплекс;

низкое внедрение в производственные процессы форм «бережливого производства»;

дефицит высококвалифицированных рабочих массовых профессий и инженерно-технических работников, соответствующих требованиям инновационного развития промышленных производств, а также недостаточный уровень подготовки руководителей предприятий;

недостаточный уровень градостроительного регулирования.

Также необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Республики Хакасия, опираясь на традиционные виды промышленной деятельности, добычу угля и других полезных ископаемых, металлургическое производство.

Глубокая дифференциация видов промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости всего производственного комплекса.

Особое внимание при этом нужно уделить развитию перерабатывающей промышленности, организации выпуска продукции высокой степени передела, продукции агропромышленного комплекса, а также всех видов переработки сырья, в том числе полезных ископаемых.

Необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов (в пределах крупных индустриальных центров, агломераций, территориальных образований) с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью, ориентированного на потребности потребителя.

В настоящее время кастомизация промышленного производства, то есть производство товаров, работ и услуг, ориентированных на индивидуальные запросы клиента, будет активно внедряться в практику управления предприятий. Тем самым внедрение процессов индивидуализации производства затронет крупные компании, действующие на территории Хакасии. Следующим этапом станет внедрение принципов индивидуализации продукции в маркетинговые планы средних и малых компаний.

  1. Цели и задачи развития промышленности Республики Хакасия

Целью реализации Концепции являются определение и реализация мер, направленных на достижение стратегической конкурентоспособности и устойчивого развития промышленного комплекса Республики Хакасия в долгосрочной перспективе (2017–2030 годы и далее), как основы социально-экономического развития Республики Хакасия и одного из ключевых факторов создания комфортной среды обитания и повышения качества жизни населения, выявление и поддержка приоритетных отраслей промышленности, видов производств и проектов с учетом действующих правовых норм и финансовых возможностей бюджета на основе комплексной модернизации промышленных предприятий с учетом сложившегося научно-технического, инновационного и производственного потенциала региона и его геополитического положения.

Важнейшей задачей органов государственной власти Республики Хакасия является формирование условий для реализации конкурентных преимуществ региона в промышленном производстве за счет преодоления монопрофильности, ускоренной модернизации, повышения производительности труда, уровня квалификации кадров, а также увеличения производства продукции, работ и услуг с высокой долей добавленной стоимости, что возможно на основе реализации следующих задач развития промышленного сектора экономики:

1. Повышение производительности труда, внедрение новых механизмов, повышающих эффективность производства и конкурентоспособность.

Эффективная реализация антикризисных мер, направленных на повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий. Прежде всего это касается выхода из кризиса предприятий, производящих железорудный концентрат, молибденовый концентрат.

2. Реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, направленных на рост внедрения инновационных решений и технологий, обеспечивающих изменение номенклатуры промышленных товаров в направлении кастомизации экономики республики на основе принципов «бережливого производства».

3. Реформирование промышленного комплекса на основе оптимизации имущественных комплексов и создания территориально-производственных образований, в том числе активизация межрегиональной кооперации.

4. Развитие государственно-частного партнерства в промышленной сфере, что позволит создавать на взаимовыгодных условиях инфраструктурные объекты.

5. Развитие существующих и создание новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса, основанных на кооперационных связях.

6. Создание условий для развития научно-технического потенциала предприятий, формирование инфраструктуры по привлечению компетенций, инновационных решений, стимулирование производства продукции на экспорт.

7. Активное применение мер поддержки доступных на уровне Российской Федерации инструментов развития экономики, в том числе Фонда развития промышленности, Фонда развития моногородов (в части развития инфраструктуры для создаваемых производств и непосредственное участие в проектах), Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

8. Обеспечение промышленного комплекса квалифицированными кадрами исходя из текущей и перспективной потребности.

9. Организация производственных процессов, основанных на минимизации негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение роста производства с применением эффективных «зеленых» технологий.

Указанные задачи планируется решать на основе реализации государственных программ Республики Хакасия: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2017–2019 годы)», «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)», планов «дорожных карт» по повышению инвестиционной привлекательности региона, связанных с внедрением целевых моделей по созданию условий по развитию бизнеса.

  1. Направления развития промышленности Республики Хакасия

Развитие потенциала отраслей промышленности Республики Хакасия, таких как добыча полезных ископаемых и их обработка, цветная и черная металлургия, и топливно-энергетического комплекса способно придать импульс и обеспечить высокие темпы социально-экономического развития республики при условии комплексного подхода в реализации крупных инвестиционных проектов.

Комплексное развитие предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов на основе эффективного использования ресурсного потенциала республики.

В связи с текущими тенденциями развития региональной экономики можно выделить основные направления развития промышленности:

развитие добывающей промышленности, в том числе топливно-энергетических полезных ископаемых и ископаемых, кроме топливно-энергетических (железная руда, молибден, золото);

создание новых и развитие действующих энергоемких (с высоким потреблением электроэнергии) производств, способных обеспечить снижение профицитности энергосистемы Хакасии, в том числе производство алюминия, сплавов, чугуна и стального проката;

развитие производств на основе эффективного освоения ресурсной базы, связанных с глубокой переработкой сырья, в том числе переработка каменного угля (полукокс), дальнейшая переработка железорудного концентрата, переработка медного концентрата, переработка алюминиевых сплавов в продукцию гражданского назначения, развитие транспортного машиностроения, связанного с удовлетворением потребностей грузоотправителей региона.

Развитие угольной промышленности Республики Хакасия

Республика Хакасия располагает одним из перспективных месторождений (Бейское каменноугольное месторождение) по запасам и освоению высококачественных энергетических углей, способного обеспечить к 2030 году объем добычи не менее 40 млн тонн в год.

На основании данных статистики добыча угля на Бейском месторождении за период с 2014 года (4,7 млн тонн) возросла на 28%, достигнув более 6 млн тонн, объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении к 2030 году составят 26 млн тонн в год.

Перспективы добычи связаны с дальнейшим развитием деятельности угледобывающих предприятий – ООО «Восточно-Бейский разрез», ООО «Разрез Аршановский», ООО «Разрез Майрыхский» и вновь вводимых мощностей ООО «Хакасская угольная компания» и ООО «КВСУ-Хакасия».

Если рассматривать угольную отрасль республики комплексно, то суммарно с Черногорского и Изыхского месторождений добыча составит 15 млн тонн в
2017 году, а общая добыча каменного угля по Республике Хакасия достигнет
22 млн тонн. К 2025 году добыча угля превысит 45 млн тонн.

Интенсивное развитие Бейского месторождения создает основу по формированию угольного кластера, направленного на глубокую переработку каменного угля, в частности, создание центральной обогатительной фабрики рядового угля, завода по производству взрывчатых веществ, получению жидкого топлива, химической продукции.

Развитие углехимии на территории Республики Хакасия основано на потенциале добываемых углей.

Перспективным направлением применения углей, добываемых в Республике Хакасия, является организация производств по производству полукокса (коксохимия), в том числе углубленная переработка некоксующихся углей в коксохимическом производстве с реализацией новых технологий подготовки угольных шихт (частичное брикетирование, термоподготовка, связующие и коксующие добавки, избирательное измельчение, катализаторы, пневмосепарация с сушкой и др.), а также производство специальных высокотемпературных коксов автотермическими способами переработки кусковых слабоспекающихся углей и угольных брикетов для металлургических производств.

Дополнительно следует рассматривать газификацию угля в целях применения в металлургическом производстве при переработке железной руды, добываемой в Хакасии.

В части развития месторождения предусматривается решение вопросов по обеспечению исправным подвижным составом действующие разрезы и организации логистического центра для формирования маршрутов на базе существующих производственных мощностей АО «Абаканвагонмаш» в виде ремонтно-логистического центра.

Энергосистема Республики Хакасия

Конкурентным преимуществом республики является ее высокая энергообеспеченность. В республике производится около 24 млрд кВт×ч в год электроэнергии, в масштабах страны регион выделяется, как имеющий самый большую подушевую выработку электроэнергии – 40,6 тыс. кВт×ч (РФ – 1,2 тыс. кВт×ч).

В энергосистему республики входят: крупнейшая в России гидроэлектростанция Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, Майнская ГЭС и три электроцентрали (Абаканская и Абазинская ТЭЦ, Абаканская СЭС) с суммарной выработкой электроэнергии 22,5 млрд кВт×ч в год. Общая протяженность электросетей составляет около 3 тыс. км. Более 50% электроэнергии, произведенной в регионе, поставляется в объединенную энергетическую систему Сибири. Потребление электроэнергии Республикой Хакасия не превышает 70%.

Мощности энергетического комплекса республики удовлетворяют растущие потребности экономики и социальной сферы. Кроме того, необходимо полностью использовать существующий резерв электроэнергии и мощности (до 30%), который позволяет размещать на территории региона энергоемкие производства.

На территории промплощадок Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов планируется создание нового высокотехнологичного производства – строительство второго Хакасского алюминиевого завода с целью обеспечения сохранения баланса энергопотребления в Объединенной энергосистеме Сибири и увеличения потребления переработки сырого кокса, производимого российскими компаниями.

Металлургический комплекс – цветная и черная металлургия

Цветная металлургия – отрасль промышленности, которая использует преимущество от развитой электроэнергетики в Хакасии, потребляющая значительное количество энергии. Доля этой отрасли в промышленном производстве республики достигает 45%.

В связи с наличием резерва электроэнергии с учетом потенциала Саяно-Шушенского каскада и короткой протяженностью электросетей, незначительного расстояния между генерирующими мощностями и конечными потребителями планируется дальнейшее развитие Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов с ростом технико-экономических показателей, увеличением объемов производства цилиндрических слитков, увеличением выпуска литейных сплавов. В 2017 году на опытно-промышленном участке САЗа планируется внедрение новой технологии производства алюминия электролизером (РА-550), обладающей большей энергоэффективностью и производительностью.

С целью развития потенциала отечественных предприятий и укрепления позиции России на мировом рынке алюминия предполагается возможность создания «Технологической долины».

Будут созданы все условия для запуска предприятий по выпуску проката для авиации и судостроения, комплектующих для автомобилестроения, продукции для кабельной промышленности и строительной отрасли, упаковки, товаров народного потребления, включая спортивные товары. Отличительной особенностью каждого из проектов станет его технологическое совершенство и высокая конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Республика Хакасия является приоритетным регионом для стратегических инвестиций компании АО «УК «Союзметаллресурс». В регионе находятся основные активы компании ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», ООО «Сорский ферромолибденовый завод». Производством ферромолибдена занимается Сорский ферромолибденовый завод, который работает в тесной связке с Сорским горно-обогатительным комбинатом. Комплекс по производству ферромолибдена в Хакасии производит около 100% всего металла в стране.

На территории Республики Хакасия расположены шесть коренных месторождений золота (Коммунаровское, Юзикское, Майское, Кузнецовское, Еловое, Тургаюльское).

По данным Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, по итогам 2016 года в регионе осуществлена добыча 2 704 кг золота, что на 5,2% выше показателя 2015 года. В настоящее время золотодобыча в Республике Хакасия базируется на запасах.

Наиболее крупными предприятиями, осуществляющими на территории республики добычу золота, являются: ЗАО «Артель старателей «Хакасия», ЗАО «Артель старателей «Ойна», ЗАО «Золотая звезда», ОАО «Коммунаровский рудник».

В рамках дальнейшего развития промышленного потенциала Республики Хакасия отдельное место занимает добыча руд черных металлов. Так, на территориях двух монопрофильных муниципальных образований региона располагаются Абаканский и Тейский рудники, градообразующие предприятия, от работы которых зависит социально-экономическое развитие монотерриторий.

Реализация комплекса мер позволит возобновить производственную деятельность с выходом на добычу 2 млн тонн руды в год.

Отдельным направлением развития черной металлургии является создание производства продукции из чугуна и стали. Наличие собственной (местной) сырьевой базы – руды с необходимым содержанием железа, а также возможность применения бездоменного производства с использованием энергетических углей, добываемых на разрезах Бейского каменноугольного месторождения, является неоспоримым преимуществом развития промышленности на территории республики.

В настоящее время 100% потребляемого металлического марганца в Российской Федерации импортируется из-за границы. В связи с этим существенное значение для развития экономики региона имеет строительство завода по производству электролитического металлического марганца, который позволит полностью удовлетворить потребности российской металлургии, в том числе при производстве спецсталей, применяемых в оборонной промышленности.

  1. Механизм реализации направлений

    развития промышленности Республики Хакасия

Основные меры по реализации промышленной политики Республики Хакасия направлены на решение задач, поставленных данной Концепцией, и являются совокупностью конкретных организационных, финансово-экономических, социальных и иных преобразований, что предполагает реализацию целевых показателей развития промышленности региона.

В процессе реализации Концепции предусматривается возможность корректировки целевых показателей, задач и ресурсов, проводимых по результатам мониторинга хода выполнения положений Концепции, изменения мировой, национальной экономики и прочих факторов.

В настоящее время часть задач развития промышленного комплекса реализуется в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2017–2019 годы)».

Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью увязки интересов крупного бизнеса с проблемами развития региона, так как именно предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия могут решать ряд насущных проблем региона.

Достижение поставленных целей осуществляется путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, в том числе проектного управления приоритетными проектами, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Реализация Концепции предусматривает осуществление следующих мер:

1. Повышение производительности труда на предприятиях промышленного производства.

В реализации мер по повышению производительности труда совместно участвуют промышленные предприятия и исполнительные органы государственной власти, которые заключаются в необходимости создания на территории региона высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих достойную жизнь работникам, и формирование поступлений в бюджеты всех уровней.

С этой целью органы государственной власти осуществляют деятельность по стимулированию предприятий, решающих проблемы повышения производительности труда, и предусматривают:

формирование системы программных долгосрочных мер, направленных на создание благоприятных условий функционирования предприятий промышленного производства и повышение производительности труда в региональном промышленном комплексе в целом;

содействие полной загрузке производственных мощностей предприятий;

привлечение инвесторов для реализации новых проектов на высвобождающихся промышленных территориях;

разработку инвестиционных проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих предприятиям промышленного производства основу роста производительности труда;

поддержку интересов предприятий промышленного производства на межрегиональном и федеральном уровнях;

улучшение условий труда производственного персонала, включая снижение уровня травматизма и заболеваемости работников;

совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для промышленности;

стимулирование производственного персонала предприятий, выполняющего производственную деятельность с высокими показателями производительности труда.

2. Повышение качества продукции:

стимулирование внедрения и содействие субъектам промышленной деятельности в проведении сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и (или) международным стандартам;

проведение экспертизы качества товаров и удостоверение сертификатов, проведение конкурса «100 лучших товаров России».

Реализация данного направления корреспондируется с реализацией положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и соответствующими нормами права Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

3. Содействие в реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов:

отбор приоритетных проектов в области промышленного производства;

мониторинг инвестиционных предложений на региональном и межрегиональном уровнях реализуемых проектов промышленных предприятий республики;

информационная и правовая поддержка, в том числе участие в разработке инвестиционных проектов, взаимодействие со средствами массовой информации и совершенствование нормативно-правовой базы;

меры государственной (региональной) поддержки инвестиционной деятельности (возмещение предприятиям из регионального бюджета части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам, предоставление государственных гарантий, установление налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения);

представление интересов субъектов инвестиционной деятельности на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;

представление инвестиционных проектов для включения в федеральные и региональные целевые программы, программы развития головных предприятий-собственников.

Мониторинг ситуации в промышленном комплексе и выработка предложений по государственной поддержке предприятий региона будет осуществляться на основе реализации соглашения между Правительством Республики Хакасия и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Обеспечением мониторинга деятельности предприятий в сфере промышленности является обработка статистической информации, сведений, полученных по согласованию с органами управления организаций, сведений, имеющихся в распоряжении органов власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

При реализации инвестиционных проектов приоритетными определены следующие направления капитальных вложений:

создание новых производств импортозамещающей и экспортоориентированной продукции в отраслях промышленности;

расширение, модернизация и техническое перевооружение действующих производств в отраслях промышленности;

увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест;

развитие научно-технического потенциала республики, освоение выпуска наукоемкой продукции, высоких технологических пределов с высокой долей добавленной стоимости.

Концепция предполагает реализацию крупных, приоритетных инфраструктурных проектов в сфере промышленности и транспорта, предполагающих привлечение значительных объемов инвестиций и участие в их реализации широкого круга предприятий региона.

4. Содействие в развитии малых и средних промышленных предприятий:

дальнейшее улучшение инвестиционного климата в республике на основе внедрения и реализации целевых моделей и достижения целевых показателей по улучшению инвестиционного климата;

поддержка существующих малых и средних предприятий путем содействия развитию промышленной кооперации, субконтрактинга и аутсорсинга, стимулирования франчайзинговых схем развития производственных предприятий сферы малого и среднего бизнеса;

содействие в создании инновационно-технологических центров общего пользования и специализированных промпарков, технопарков, кластеров, агломераций;

развитие системы франшизы для малых промышленных предприятий;

предоставление государственных гарантий при экспорте продукции.

5. Создание благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства в промышленной сфере:

налаживание эффективного взаимодействия промышленных предприятий с федеральными и региональными органами власти;

развитие системы инфраструктуры обслуживания промышленного бизнеса;

формирование механизмов государственной поддержки предприятий промышленности;

расширение практики заключения соглашений о стратегическом партнерстве между исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и собственниками крупных промышленных предприятий;

инициирование подписания аналогичных соглашений на уровне местного самоуправления;

антирейдерство;

совершенствование системы социального партнерства органов власти, общественных организаций и промышленных предприятий республики.

Социальная ответственность бизнеса рассматривается через призму достижений устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, способствует достижению социального равновесия, безопасности и благополучия граждан.

Стратегия социальной ответственности бизнеса трансформируется в экономическую устойчивость предприятий, выплату налогов, качество товаров и услуг, дополнительные рабочие места и безопасную рабочую среду, развитие персонала.

6. Формирование и внедрение системы стимулирования развития предприятий сферы промышленности заключается в концентрации ресурсов федерального, регионального и местного уровней, что позволит обеспечить комплексный подход и создание среды для роста промышленного производства.

Формирование системы развития промышленности предусматривает:

дальнейшую работу в направлении создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Республики Хакасия на основе положительного опыта, полученного в отношении города Абаза;

развитие промышленных (индустриальных) парков в республике;

создание финансовой инфраструктуры поддержки субъектов промышленности, в том числе регионального фонда развития промышленности Республики Хакасия, с возможностью привлечения финансирования проектов в сфере развития промышленного производства из Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности);

развитие инструментов финансирования проектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания микрофинансовой организации, развитие деятельности гарантийного фонда;

расширение программных методов в развитии промышленности, в том числе продление действия государственных программ Республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2017–2019 годы)» и «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)» на последующие периоды;

привлечение средств из некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» на развитие инфраструктуры для промышленного производства, участия в инвестиционных проектах организаций промышленности.

7. Техническое перевооружение и модернизация производства, реализация инвестиционных проектов, развитие межтерриториальной и межотраслевой кооперации:

модернизация действующих технологических комплексов в основных отраслях с целью улучшения его технико-экономических и эксплуатационных характеристик;

приобретение нового оборудования с высокой степенью автоматизации, способного реализовывать передовые технологии и обеспечивать быструю сменяемость ассортимента, в том числе высокопроизводительного импортного оборудования и запасных частей к нему, не производимых в нашей стране;

разработка предложений по совершенствованию механизма реализации инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства;

содействие привлечению иностранного капитала с целью увеличения доли иностранных инвестиций в различных отраслях промышленности Республики Хакасия путем создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.

8. Повышение энергоэффективности:

внедрение новых экологически чистых технологий глубокой переработки исходного сырья и топлива и увеличение доли используемых вторичных ресурсов при производстве промышленной продукции;

создание элементной базы энергосбережения, в том числе энергосберегающего электротехнического оборудования и комплексов;

обеспечение паритета интересов энергетики и промышленности;

внедрение технологий, обеспечивающих резкое повышение энергоэффективности при проведении модернизации действующих производств;

внедрение системы энергоаудита на промышленных предприятиях;

создание новых производств исключительно на базе энергосберегающих технологий.

В последнее время усилилось влияние энергетической составляющей на деятельность промышленных предприятий. Этот фактор напрямую затрагивает вопросы конкурентоспособности производств, особенно использующих энергоемкие технологии, влияет на формирование планов перспективного развития.

В этой связи повышение показателей энергоэффективности и энергосбережения, взвешенная ценовая политика в сфере производства и поставок электроэнергии стоят в ряду наиболее значимых задач, решаемых в ходе реализации Концепции.

Для развития инвестиционной привлекательности предусматривается реализация мероприятий по снижению административных барьеров присоединения к технологическим сетям.

9. Развитие инновационной деятельности в промышленном секторе:

разработка и освоение прогрессивных технологий по производству конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня, используемой в стратегически значимых сферах;

расширение содействия развитию инновационного предпринимательства, создание необходимой инновационной инфраструктуры, формирование кластеров, а также другие меры по развитию территории инноваций;

разработка и развитие региональных программ и стратегий инновационного развития;

приобретение лицензий, технологий, оборудования для начинающих инновационных предприятий;

разработка и создание системы управления качеством инновационной продукции для обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции, производимой в Республике Хакасия.

10. Развитие рынка трудовых ресурсов и гибких форм привлечения молодых специалистов и рабочих:

осуществление мониторинга потребности основных отраслей в кадрах в профессионально-квалифицированном разрезе с учетом реализации инвестиционных программ и реструктуризации основных отраслей, государственный заказ специалистов для инновационных систем и инициируемых предприятий;

разработка профессиональных и образовательных стандартов по подготовке специалистов для промышленного комплекса Республики Хакасия в соответствии с требованиями работодателей;

создание в регионе инновационной системы подготовки кадров путем разработки республиканской целевой инвестиционной программы по формированию университетских комплексов, включающих начальную стадию высшего профессионального образования по техническим специальностям, профессиональных колледжей, осуществляющих подготовку по программе прикладного бакалавриата;

развитие системы обучения персонала на производстве путем внедрения системы целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на договорной основе с образовательными учреждениями, с учетом сертификации продукции на соответствие международным стандартам качества;

разработка механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий и их взаимодействия с органами профсоюзов путем создания условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов и учащихся, введения стимулирующих выплат молодым специалистам и рабочим по наиболее дефицитным профессиям и специальностям, формирования мероприятий по социальной поддержке и закреплению молодых специалистов на предприятиях промышленного комплекса региона.

Формирование системы подготовки, переподготовки, распределения и эффективного использования кадрового потенциала республики позволит обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, а также приведет к повышению качества и мобильности рабочей силы на рынке труда.

11. Опережающее развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, энергетической, инженерной, позволяет стимулировать создание новых производств.

Опережающее развитие угледобывающих мощностей Хакасии с 2015 по 2030 годы позволит довести добычу угля до 46 млн тонн в год, в том числе объемы добычи угля на Бейском каменноугольном месторождении к 2030 году составят 28 млн тонн в год.

Дополнительно в республике компанией РУСАЛ планируется ввод новых мощностей по производству алюминиевых сплавов, мощностью до 300 тыс. тонн в год. Производственные мощности планируется разместить на существующей площадке Саяногорского алюминиевого завода.

Кроме того, осуществляется отправка грузов из Республики Тыва, в том числе каменного угля, руд цветных металлов, что также оказывает «давление» на существующую инфраструктуру железных дорог Республики Хакасия.

В целях обеспечения высоких темпов развития топливно-энергетического комплекса, создания дополнительных условий повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия субъектов угледобывающей отрасли в регионе сформированы условия по созданию Бейского угольного кластера на базе одноименного месторождения.

Вместе с тем существуют объективные причины, сдерживающие развитие Республики Хакасия и сопредельных регионов, связанные с недостаточной пропускной способностью Южного хода Транссибирской магистрали (Красноярской железной дороги).

При поддержке Правительства Республики Хакасия реализуется комплекс мер по обеспечению развития внутри региональной логистической системы по транспортировке продукции угледобывающих предприятий и предприятий цветной металлургии потребителям – страны Юго-Восточной Азии и Европейского Союза.

Размещение объектов логистической и энергетической инфраструктуры планируется осуществить в несколько этапов.

В июле 2016 года частный инвестор (компания En+logistics) завершил первый этап строительства ключевого транспортного узла (станция «Углесборочная») и ввел в эксплуатацию участок железной дороги длиной 16 км, соединяющий разрезы Бейского каменноугольного месторождения с транспортной инфраструктурой ОАО «РЖД».

Дополнительно для повышения эффективности организации оборота подвижного состава и разгрузки станций Красноярской железной дороги по Абаканскому региону решается вопрос компаниями En+logistics и «РМ Рейл» совместно с собственниками подвижного состава по привлечению железнодорожных активов ПАО «Абаканвагонмаш» к созданию транспортно-логистического центра и обеспечению подготовки ремонта и формирования маршрутов для транспортировки каменного угля.

Первоочередной задачей необходимо осуществить строительство автомобильной дороги и железнодорожных путей с мостовым переходом необщего пользования с выходом на станцию «Хоных» с объектами энергоснабжения, а также реконструкцию станции «Камышта» и разъезда «Подсиний» с учетом роста грузооборота в 2017 году на 8 млн тонн в год, к 2020 году – до 20 млн тонн в год к существующим объемам.

На полигоне Красноярской железной дороги в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» осуществляется инвестиционный проект «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет», предусматривающий развитие участка «Абакан – Саянская – Тайшет». На реализацию проекта предусмотрено 42,9 млрд рублей из собственных средств ОАО «РЖД».

В составе проектов предусмотрено: строительство вторых путей и двухпутных вставок на двенадцати перегонах, строительство четырех разъездов; строительство соединительного пути «Авда – Громадская» с устройством автоблокировки на участке «Саянская – Уяр» и «2-го Джебского тоннеля» на перегоне «Джебь – Щетинкино».

До начала работ по модернизации состояние железнодорожной инфраструктуры участка «Междуреченск – Тайшет» позволяло пропускать в восточном направлении 17 пар грузовых поездов в сутки. В настоящее время в результате ввода в эксплуатацию четного парка на станции «Абакан», а также разъездов «Кирба», «Береж» и «Козыла» пропускная способность участка «Междуреченск – Тайшет» в восточном направлении возросла до 26 пар поездов в сутки.

Реализация всех мероприятий инвестиционного проекта «Комплексное развитие участка «Междуреченск – Тайшет» после 2020 года способствует росту пропускной способности до 39 пар поездов в сутки.

Следует отметить, что принимаемые меры в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» позволяют обеспечить текущие потребности грузоотправителей на территории Республики Хакасия по участку
«Междуреченск – Тайшет» и осуществить транзит грузов из Западной Сибири, в том числе Кемеровской области.

В качестве важнейших ресурсов реализации Концепции рассматриваются:

1) интеллектуальный и производственный потенциалы;

2) финансовые и другие инвестиционные ресурсы, использование которых способствует обновлению и развитию производственных мощностей в промышленности:

инвестиции собственников промышленных организаций;

собственные средства промышленных организаций;

средства, предусмотренные федеральными и республиканскими программами, федеральными институтами развития экономики;

средства, высвобожденные в результате предоставления промышленным организациям налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;

банковские кредиты;

внешние привлеченные инвестиции, кредиты по линии международных банков и организаций, промышленный лизинг;

средства, полученные в результате выигранных грантов и тендеров;

денежные средства населения;

средства профсоюзных организаций (на организацию смотров-конкурсов профессионального мастерства, обучение специалистов и общественных уполномоченных по охране труда).

Направлениями развития промышленности Республики Хакасия предусматривается широкое вовлечение всех участников в процесс создания условий ее роста, а также формирование комплексных проектов развития промышленности Республики Хакасия с привлечением к участию федеральных органов власти, государственных корпораций.

  1. Ожидаемые результаты развития промышленности

    Республики Хакасия

Развитие промышленности предполагает использование сценария, соответствующего инвестиционному варианту социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года с последующими изменениями на плановый период до 2030 года. Данный сценарий принимается как базовый при разработке Концепции.

Ожидаемые результаты к 2030 году в соответствии с целевыми показателями составят:

рост промышленного производства на 57,8% к уровню 2015 года;

повышение производительности труда на основе создания высокопроизводительных рабочих мест в 1,5 раза;

увеличение доли обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта промышленного производства до 25%;

увеличение доли высококвалифицированного персонала в общей структуре списочной численности работников организаций;

снижение степени износа основных фондов промышленного комплекса на 28%;

увеличение доли количества организаций, продукция которых представлена на межрегиональных и международных рынках сбыта, рост экспорта несырьевых товаров и товаров с низкой степенью переработки.

Целевые показатели, характеризующие развитие промышленного комплекса Республики Хакасия в период с 2016 по 2030 годы:

рост валового регионального продукта на 25%;

рост промышленного производства на 57,8%;

создание более 8000 новых рабочих мест.

7. Мониторинг реализации Концепции

Мониторинг реализации Концепции заключается в контроле над выполнением комплекса мероприятий по развитию промышленности, которые установлены в государственных программах Республики Хакасия, в том числе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности
(2017–2019 годы)» и «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2017–2021 годы)», «дорожных карт», направленных на реализацию целевых моделей повышения инвестиционной привлекательности Республики Хакасия, и иных документов, связанных с развитием промышленного производства.

Мониторинг предусматривает исследование и прогнозирование тенденций развития промышленности, оценку решения выявленных проблем развития в различных отраслях промышленности, оценку эффективности мероприятий промышленной политики, прогнозирование ожидаемых результатов. Кроме того, мониторинг осуществляется по установленным в Концепции показателям уполномоченным Правительством Республики Хакасия исполнительным органом государственной власти.



[1] По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия по итогам 2016 года.


[2] По предварительной оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия по итогам 2016 года.

 



Документы