Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Правительства Республики Хакасия
от 13.11.2019 № 164-п
Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия
на 2020–2022 годы
Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2018 № 168-п «Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2019–2021 годы».
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2020 года.
Глава Республики Хакасия –
Председатель Правительства
Республики Хакасия В. Коновалов
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Президиума
Правительства Республики Хакасия
от 13.11.2019 № 164-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы
1. Общие положения
Долговая политика Республики Хакасия – это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленных на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.
Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы разработаны в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012
№ 408 «Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия», постановлением Правительства Республики Хакасия
от 31.10.2014 № 561 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия», постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 № 60-п «О Плане финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающем мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016–2024 годы».
2. Основные итоги реализации долговой политики в 2018 году
Долговая политика Республики Хакасия в 2018 году была ориентирована на достижение целей и задач, установленных Основными направлениями долговой политики Республики Хакасия на 2017–2021 годы, утвержденными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 23.10.2017
№ 142-п, а также государственной программой Республики Хакасия «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 № 561, и Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающего мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016–2024 годы, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 № 60-п.
Основная цель долговой политики Республики Хакасия в 2018 году – снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (далее – постановление № 1531) – была достигнута. Государственный долг Республики Хакасия был снижен до 90%, в том числе рыночные заимствования снижены до 33% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год при плановых значениях 120% и 45% соответственно.
Значительная доля государственного долга Республики Хакасия была сокращена в 2018 году за счет разовых платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия налога на доходы физических лиц.
По состоянию на 01.01.2019 государственный долг Республики Хакасия составил 21 846 млн рублей, в том числе рыночные заимствования – 7 964 млн рублей, что ниже аналогичного периода предыдущего года на 11% и 21% соответственно.
По итогам 2018 года структура государственного долга представлена двумя видами заимствований:
государственные облигационные займы – 36 %;
бюджетные кредиты из федерального бюджета – 64%.
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Хакасия в 2018 году составили 1 053 млн рублей, что ниже предыдущего аналогичного периода в 2,3 раза.
В течение 2018 года с целью покрытия кассовых разрывов, возникших при исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия, привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах республиканского бюджета в сумме 4 389 млн рублей.
Обслуживание и погашение долговых обязательств Республики Хакасия в 2018 году осуществлялись в соответствии с заключенными договорами своевременно и в полном объеме, просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Хакасия
Начиная с 2013 года государственный долг Республики Хакасия ежегодно увеличивался. Так, на начало 2013 года государственный долг составлял 4 587 млн рублей, к концу 2017 года он достиг своего максимального значения 24 613 млн рублей. То есть увеличение государственного долга за пять лет произошло в 5,4 раза.
Увеличение государственного долга Республики Хакасия связано с принятием в 2012 году ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. Как следствие, значительно выросли социальные обязательства Республики Хакасия, расширен перечень полномочий Республики Хакасия, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечивались поступлениями доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия в полном объеме. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.
Указанные факторы привели к формированию максимального дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия, для финансирования которого осуществлялось привлечение заемных средств.
В 2018 году за счет разовых платежей от доходов физических лиц, уплаченных в консолидированный бюджет Республики Хакасия поступило более
5 млрд рублей. Это позволило снизить государственный долг к концу 2018 года на 2 767 млн рублей и выполнить условия реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
Основными факторами, влияющими на долговую политику Республики Хакасия в 2020 году и плановом периоде 2021–2022 годов, является необходимость снижения государственного долга Республики Хакасия и выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением № 1531. Кроме этого, существуют другие факторы, которые будут оказывать влияние на характер долговой политики Республики Хакасия, такие как:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами республиканского бюджета Республики Хакасия;
рост расходных обязательств Республики Хакасия вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, связанный с необходимостью повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (с учетом выплаты районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок), а также сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности («майские» Указы Президента Российской Федерации).
4. Цели и задачи долговой политики Республики Хакасия
Основными стратегическими целями долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы являются снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением № 1531 при обеспечении сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:
обеспечить в 2020–2022 годах дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия не более 10% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечить в 2020–2022 годах долю общего объема государственного долга Республики Хакасия от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2021 – 91%;
на 01.01.2022 – 76%;
на 01.01.2023 – 61%;
обеспечить в 2020–2022 годах долю общего объема долговых обязательств Республики Хакасия по государственным ценным бумагам Республики Хакасия и кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2021 – 33%;
на 01.01.2022 – 33%;
на 01.01.2023 – 33%;
осуществлять предоставление бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия при условии обеспечения возможности привлечения в бюджет муниципального образования кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
5. Инструменты реализации долговой политики Республики Хакасия
Использование инструментов реализации долговой политики Республики Хакасия на 2020–2022 годы ориентировано на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и долговой политики Российской Федерации в отношении регионов.
В 2020–2022 годах основным инструментом реализации долговой политики Республики Хакасия будет являться привлечение «коротких» казначейских кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых сроком пользования до 90 дней.
6. Анализ рисков для республиканского бюджета Республики Хакасия, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Хакасия
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основным риском при управлении государственным долгом Республики Хакасия является риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета Республики Хакасия в связи со снижением мировых цен на уголь и алюминий, что может повлечь падение прибыли в основных отраслях экономики республики.