Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Правительства Республики Хакасия

от 05.05.2023 № 83-п

 

Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года

 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период
до 2030 года с прогнозом до 2035 года», Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года» Президиум Правительства Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года (приложение).

 

Исполняющий обязанности Главы

Республики Хакасия – Председателя

Правительства Республики Хакасия                                                          М. Побызаков

 

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия

от 05.05.2023 № 83-п

 

СТРАТЕГИЯ

развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства

Республики Хакасия на период до 2030 года

 

1. Общие положения

 

1.1. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период
до 2030 года с прогнозом до 2035 года», Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года».

Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе национальных целей «комфортная и безопасная среда для жизни» и «цифровая трансформация».

1.2. Задачами для достижения указанной цели являются:

обеспечение доступным и комфортным жильем всех категорий граждан республики, повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;

вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;

повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению республики, и обеспечение эффективности потребления коммунальных ресурсов;

повышение эффективности деятельности строительного комплекса, обеспечение региона объектами социальной и инженерной инфраструктуры и достижение соответствия объема жилищного строительства потребностям населения республики;

минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду за счет развития системы обращения с отходами строительства и сноса, а также внедрения экологичных источников теплоснабжения.

Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление населенных пунктов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.

1.3. Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:

первый – с 2023 года по 2025 год;

второй – с 2026 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.

В качестве базового периода определен 2021 год.

 

2. Текущая ситуация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

 

2.1. На сегодняшний день на территории республики осуществляют свою деятельность 730 строительных организаций, большую часть всех строительных работ и услуг выполняют частные компании.

В 2021 году в регионе введено 317,0 тыс. кв. м жилья (110,2 % к уровню 2020 года), из них объем введенного индивидуального жилья составляет 237,2 тыс. кв. м, объем многоквартирного жилья – 79,8 тыс. кв. м.

Объем работ, выполненный по виду деятельности «строительство» за счет всех источников финансирования, на 01.01.2022 составил 19 292,2 млн рублей, что составляет 110,6 % к аналогичному периоду 2020 года.

Средняя цена 1 кв. м общей площади всех типов квартир в 2021 году на первичном рынке жилья составила 59 490,0 рублей, на вторичном рынке –
57 131,0 рубля.

В целом строительная отрасль в регионе занимает передовые позиции и обеспечивает потребности как рынка, так и бюджетных заказов в этой сфере.

2.2. Основными проблемами отрасли являются:

высокий процент применения привозных материалов и изделий, таких как: рулонные кровельные материалы, отделочные материалы, фасадные системы, санфаянс, стекло, современная запорная арматура, теплоизоляционные изделия из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна;

недостаточный уровень развития кредитно-финансовых механизмов (высокие проценты по кредитам для юридических и физических лиц);

высокая стоимость на привозные строительные материалы.

2.3. В настоящее время на территории республики активно ведется работа в целях реализации Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в части комплексного развития территорий. Для реализации данного направления были приняты все необходимые региональные нормативные правовые акты, утверждающие порядки по комплексному развитию территории в Республике Хакасия.

2.4. Обозначены перспективные пилотные территории, планируемые
в ближайшее время к комплексному развитию: первая площадью 1,87 га
с градостроительным потенциалом до 29 тыс. кв. м. жилья, вторая площадью 43 га, с градостроительным потенциалом данной территории до 215 тыс. кв. м.

Важными компонентами улучшения качества жизни граждан помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.

Ежегодное выполнение ремонтных работ и ввод в эксплуатацию новых коммунальных объектов позволило добиться постепенного снижения общего уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия до 55,35 %
в 2021 году. Наметилась тенденция по уменьшению потерь, связанных с утечками энергоресурсов в процессе производства и транспортировки до потребителей, а также количества технологических сбоев в работе коммунальных объектов при прохождении отопительных сезонов.

Развитие и поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, увеличению спроса на продукцию промышленных производств, а результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды.

 

3. Градостроительная политика

 

3.1. Одним из ключевых направлений Стратегии является формирование градостроительной политики.

3.2. Задачами являются:

упрощение процесса территориального планирования, в том числе посредством унификации требований к подготовке документов, отказа от бумажных форм, перевода документов и процедур их согласования в электронный вид;

развитие единой электронной картографической основы, обеспечивающей систематизацию пространственных данных;

создание условий для комфортного проживания населения на сельских территориях и в малых городах.

3.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

сокращение количества документов, необходимых для реализации градостроительной политики, снятие избыточных ограничений для строительства;

развитие системы пространственных данных.

3.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

повышение эффективности и сокращение сроков принятия градостроительных решений за счет сокращения количества документов, необходимых для реализации градостроительной политики;

создание аналитической системы поддержки управленческих решений и мониторинга процессов планирования и реализации градостроительной политики;

увеличение объема вовлекаемых в оборот земельных участков для целей жилищного строительства.

 

4. Развитие жилищного строительства

 

4.1. Общая площадь жилищного фонда в Республике Хакасия, по данным Федеральной службы государственной статистики, на конец 2021 года составила 14,3 млн кв. м. На одного жителя республики в среднем приходится 27,1
кв. м общей площади жилых помещений.

Жилищный фонд республики на конец 2021 года включает 60,8 тысячи жилых домов (индивидуально-определенных зданий), из них 40,7 тысячи домов блокированной застройки и 2,9 тысячи – многоквартирных жилых домов. Общее число квартир составило 242 тысячи.

Совокупный объем ввода жилья на территории Республики Хакасия в период с 2011 по 2021 годы составил 2 564,9 тыс. кв. м. По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 317,0 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных домов 79,7
тыс. кв. м, индивидуальных жилых домов 237,3 тыс. кв. м.

На конец 2022 года 151 тыс. кв. м жилья (96 % всего жилья, строящегося на основе долевого участия) строилось с использованием счетов эскроу, а объем введенного жилья, построенного с использованием счетов эскроу, в 2022 году увеличился по сравнению с 2021 годом в 4,6 раза и составил 95,6 тыс. кв. м
(15 домов).

На конец 2022 года в единый реестр проблемных объектов включен один многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Абакан, проспект Дружбы Народов, д. 41 площадью более 5 тыс. кв. м.

В 2021 году публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» приняты обязательства по восстановлению прав 105 граждан, вложивших денежные средства в строительство дома, расположенного по адресу: г. Абакан, проспект Дружбы Народов, д. 41.

4.2. Задачами являются:

ввод не менее 3,5 млн кв. м жилья (за период 2021–2030 годов) и формирование основы для дальнейшего развития жилищного строительства;

вовлечение в оборот земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства;

восстановление прав всех обманутых граждан – участников долевого строительства.

4.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

приоритетное применение механизмов комплексного развития территорий;

обеспечение территорий под жилищное строительство необходимой социальной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов, предусмотренных федеральным проектом «Инфраструктурное меню»;

вовлечение в оборот земельных участков в объеме, необходимом для достижения национальной цели по увеличению объема жилищного строительства;

восстановление прав всех обманутых граждан – участников долевого строительства;

реализация региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019–2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия
от 28.03.2019 № 106;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

ликвидация объектов незавершенного строительства;

завершение строительства публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» и Республикой Хакасия проблемных объектов.

4.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

обеспечение ежегодного улучшения жилищных условий не менее
12 тыс. семей;

достижение объема ввода жилья в размере не менее 317,0 тыс. кв. м ежегодно;

увеличение общей площади жилых помещений, приходящихся на одного человека, до 33,2 кв. м;

создание условий для ускоренной ликвидации накопившейся очереди отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществление перехода на обеспечение их жильем в плановом порядке;

восстановление права 100 % обманутых граждан – участников долевого строительства;

обеспечение превышения ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным.

 

5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания

жилищного фонда

 

5.1. Для ликвидации аварийного жилищного фонда в Республике Хакасия, начиная с 2008 года, реализуются программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

За период 2008–2017 годов на территории республики ликвидирован весь аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2012, общей площадью 59,18 тыс. кв. м, переселено 3,44 тыс. человек.

В настоящее время расселение аварийного жилья осуществляется в соответствии с региональным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Согласно проекту за период 2019–2024 годов необходимо переселить 1,11 тыс. человек из 19,86 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым в период с 01.01.2012 по 01.01.2017.

5.2. Задачами являются:

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Республики Хакасия;

уменьшение аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Хакасия.

5.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

реализация региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих механизмы переселения граждан, которые обеспечивают соблюдение жилищных прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации.

5.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

улучшение жилищных условий жителей Республики Хакасия, проживающих в аварийном жилищном фонде;

соблюдение жилищных прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации;

уменьшение аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Хакасия.

 

6. Совершенствование системы ценообразования в строительстве

 

6.1. Задача совершенствования системы ценообразования в строительной отрасли реализуется с 2016 года. Законодательно закреплены единые принципы в области ценообразования в строительной сфере. Создана и развивается федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.

6.2. Задачами являются:

внедрение в республике цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, позволяющей формировать стоимость строительства в автоматизированном режиме, на основании достоверных данных о стоимости всех строительных ресурсов;

оперативное реагирование на изменение цен на строительные ресурсы.

6.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

проведение анализа объемов потребности в строительных материалах крупнейших застройщиков и объемов производства соответствующих строительных ресурсов, их транспортной доступности;

проведение мониторинга цен на строительные ресурсы с учетом максимального количества источников информации в автоматизированном режиме;

переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства с использованием текущих цен строительных ресурсов
из федеральной государственной информационной системы ценообразования
в строительстве и индексов к группам однородных строительных ресурсов
с последующим переходом на ресурсный метод.

6.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

внедрение цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, интегрированной с другими информационными системами и электронными торговыми площадками, обеспечивающей возможность формирования достоверной сметной стоимости на основании рыночных цен строительных ресурсов, актуальных сметных норм, учитывающих современные технологии и материалы, в автоматизированном режиме;

осуществление перехода к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства;

обеспечение соответствия сметной стоимости строительства рыночным условиям.

 

7. Развитие института экспертизы проектной документации

и результатов инженерных изысканий

 

7.1. В настоящее время в отношении проектной документации объекта капитального строительства предусмотрено проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации, а в отдельных случаях – государственной историко-культурной экспертизы и (или) государственной экологической экспертизы.

7.2. Задачами являются:

закрепление возможности начала строительства на более ранней стадии (параллельно с проектированием) с использованием механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации с учетом требований законодательства об экологической экспертизе;

исключение дублирования процедур оценки проектной документации, проводимой в рамках экспертизы проектной документации, экологической и историко-культурной экспертиз.

7.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

внедрение единой цифровой платформы экспертизы с последующей интеграцией с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, для взаимодействия всех органов (организаций), осуществляющих проведение экспертизы, участников инвестиционно-строительного процесса в рамках единой цифровой среды;

синхронизация и оптимизация процедур, предусмотренных экспертизой проектной документации, экологической и историко-культурной экспертизами, сокращение перечня объектов, в отношении которых проводится экспертиза проектной документации.

7.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

повышение качества проектных решений, исключение необходимости существенных корректировок проектной документации в процессе строительства;

исключение излишних процедур, связанных с рассмотрением проектной документации во всех органах (организациях), осуществляющих проведение экспертизы;

обеспечение формирования единой цифровой среды для всех участников инвестиционно-строительного процесса.

 

8. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

 

8.1. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей региона, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

8.2. Целями развития жилищно-коммунального хозяйства в республике являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.

При этом на сегодняшний день отрасль в большей степени остается убыточной и неэффективной. Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием инвестиционной привлекательности коммунального комплекса малых городов и сельских поселений, сформированной системой технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

В целях решения данных проблем сформирован ряд задач и мероприятий
для их исполнения.

8.3. Задачами являются:

обеспечение безубыточного функционирования предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства путем установления экономически обоснованных тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих полное покрытие издержек;

проведение энергосберегающей политики, направленной на оптимизацию
и рациональное использование энергоресурсов;

внедрение ресурсосберегающих технологий в целях повышения надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры;

снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры;

снабжение жителей республики качественной питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных норм и правил;

обеспечение своевременного проведения капитальных ремонтов
в многоквартирных домах;

создание благоприятных условий для проживания и отдыха населения;

обеспечение развития инженерной (коммунальной) инфраструктуры
на предоставленных или планируемых к предоставлению земельных участках льготным категориям граждан в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрабатываются
и утверждаются в каждом поселении и городском округе и реализуются в рамках мероприятий подпрограммы «Свой дом» государственной программы Республики Хакасия «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 555, предусматривающей ежегодное распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на указанные цели;

повышение «цифровой зрелости» отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

8.4. Предусмотрены следующие мероприятия:

оптимизация (укрупнение) коммунальных предприятий в сельской местности;

развитие в отрасли муниципально-частного партнерства и заключение концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры;

привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов для реализации государственных программ, направленных на обеспечение надежности функционирования системы коммунальной инфраструктуры
и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг;

экономия потребления топливно-энергетических ресурсов;

переход на электронный формат оказания государственных и муниципальных услуг, а также оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства;

вовлечение жителей Республики Хакасия в процесс принятия решений
по вопросам городского развития.

8.5. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

повышение финансовой устойчивости предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, сокращение предприятий и организаций, находящихся
в состоянии банкротства, до нуля;

снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 %;

сокращение доли проб воды, не отвечающих по качеству нормативным требованиям, на один процентный пункт;

повышение удовлетворенности населения республики качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг онлайн;

обеспечение проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

 

9. Управление жилищным фондом

 

9.1. Задачами являются:

повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений;

повышение доступности и удобства процедур принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений по вопросам управления многоквартирным домом;

совершенствование системы регионального жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках общегосударственной реформы контрольно-надзорной деятельности.

9.2. Предусмотрены следующие мероприятия:

внедрение новых подходов в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

развитие способов управления общим имуществом собственников домов в комплексах индивидуальных жилых домов по аналогии с управлением общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах.

9.3. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

обеспечение непрерывного управления многоквартирными домами
(нет многоквартирных домов с невыбранным или нереализованным способом управления);

повышение уровня доступности и удобства участия граждан в управлении жильем.

 

10. Проведение капитального ремонта в многоквартирных домах

 

10.1. Проведение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах является одним из эффективных способов сохранения и обновления существующего жилищного фонда.

Недостаточная теплоизоляция стен зданий и нарушение изоляции межпанельных швов фасада здания приводят к неоправданным теплопотерям. Внутридомовые инженерные системы находятся в изношенном состоянии, что снижает качество получаемых потребителями коммунальных услуг. Неудовлетворительное состояние кровельных покрытий влечет причинение ущерба имуществу собственников помещений в многоквартирных домах и угрожает безопасности жителей.

С целью улучшения условий жизни граждан необходимо приведение технического состояния многоквартирных домов в соответствие с современными требованиями.

10.2. Задачами являются:

обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Хакасия;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества многоквартирных домов;

обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан.

10.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе по их восстановлению или замене;

снижение физического износа многоквартирных домов;

увеличение срока эксплуатации жилищного фонда;

повышение энергоэффективности многоквартирных домов.

10.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

улучшение состояния многоквартирного жилищного фонда, повышение комфортности проживания в нем граждан;

обеспечение надежности работы внутридомовых инженерных систем, безопасности условий проживания граждан;

сокращение износа основных фондов;

повышение уровня энергосбережения в жилищном фонде.

 

11. Формирование комфортной городской среды

 

11.1. Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и не может рассматриваться в отрыве от градостроительного планирования, создания городской инфраструктуры, возведения жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения.

В период 2017–2022 годов благоустроено 462 дворовые территории и 284 общественные.

Приоритетность благоустройства территорий определяется муниципальными образованиями Республики Хакасия, в том числе по итогам голосования жителей.

11.2. Задачами являются:

сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;

ежегодный прирост индекса качества городской среды;

увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.

11.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов;

синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов с мероприятиями комплексного развития территорий, новым жилищным строительством, программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;

формирование и совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей повышение ответственности и активности жителей в вопросах благоустройства.

11.4. Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

увеличение количества благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов до 300 дворовых территорий;

увеличение количества благоустроенных общественных территорий к уровню 2019 года до 266 территорий;

увеличение доли благоустроенных муниципальных территорий общего пользования до 44,6 % от общего количества таких территорий;

обеспечение использования жителями специализированных информационных ресурсов по вопросам городского развития.

 

12. Цифровая трансформация отрасли строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

 

12.1. Цифровизация в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве является передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач. Целевым ориентиром мероприятий цифровой трансформации являются формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства.

Цифровизация процедур в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве направлена как на решение конкретных отраслевых задач, так и на достижение показателей непосредственно «цифровой зрелости».

12.2. Задачами являются:

сокращение сроков строительства;

внедрение технологии информационного моделирования;

максимальный перевод отрасли на электронный документооборот и программное взаимодействие между всеми субъектами строительства;

перевод выдачи основных разрешительных документов в электронный вид;

создание, внедрение и развитие государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории Республики Хакасия во всех муниципалитетах.

12.3. Предусмотрены следующие мероприятия:

создание условий для взаимодействия всех участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды;

сокращение сроков согласования и корректировки решений;

интеграция используемых в сфере строительства и градостроительства информационных систем.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

создание единой цифровой системы управления строительной отраслью и жилищно-коммунальным хозяйством;

перевод в электронный вид всех процедур в рамках взаимодействия участников инвестиционно-строительного цикла на всем его протяжении;

завершение формирования государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

внедрение технологии информационного моделирования на объектах капитального строительства, финансирование которых осуществляется
с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

13. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии

 

13.1. Реализация Стратегии осуществляется за счет средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Размер средств консолидированного бюджета Республики Хакасия, необходимый для реализации Стратегии, ежегодно определяется и корректируется в рамках бюджетного процесса.

13.2. Среди форм реализации политики развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в настоящее время и в перспективе особое место отведено реализации государственных программ Республики Хакасия («Жилище», «Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг», «Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия»).

 

14. Сценарии и риски реализации Стратегии

 

14.1. За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития строительной отрасли Республики Хакасия до 2030 года приняты Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренный постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2022 № 638, и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики от 30.12.2019 № 697.

На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия.

Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.

14.2. Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:

социальные эффекты:

улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, развития жилищно-коммунальной сферы;

повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;

повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры;

повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда;

экономические эффекты:

сокращение сроков и затрат инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства за счет сокращения административных барьеров, повышения уровня цифровой зрелости участников градостроительной деятельности, повышения производительности труда, оперативного внедрения новых технологий;

снижение административной нагрузки;

повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;

повышение эффективности капитальных вложений.

14.3. Реализация мероприятий Стратегии будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

14.4. Основные показатели развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия отражены в приложении к Стратегии.

 

14.1. Рисковый сценарий реализации Стратегии

 

14.1.1. Рисковый сценарий реализации Стратегии предполагает сохранение с учетом инфляции текущего уровня финансового обеспечения строительной отрасли, доступность строительных и трудовых ресурсов, увеличение спроса на жилищное строительство, положительную динамику жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.

14.1.2. Кроме того, рисковый сценарий предполагает экстенсивный рост строительной отрасли, умеренный рост производительности труда, обеспечение роста добавленной стоимости в большей степени за счет притока трудовых ресурсов в отрасль.

14.1.3. Рост инвестиций в основной капитал в рисковом сценарии предполагает необходимость обеспечения новых работников средствами производства, включая машины и оборудование. При этом в рисковом сценарии не предполагается значительное замещение труда капиталом.

14.1.4. В части развития жилищно-коммунального хозяйства рассматриваемый сценарий предусматривает комплексную реализацию мероприятий по модернизации объектов жилищного фонда, коммунальных систем, ликвидации накопленного износа и аварийного состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также достижение высокого уровня качества и технологической доступности коммунальных и жилищных услуг.

 

14.2. Базовый сценарий реализации Стратегии

 

14.2.1. Базовый сценарий реализации Стратегии предусматривает опережающий рост спроса и динамики жилищного и инфраструктурного строительства, повышение уровня конкурентоспособности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, улучшение макроэкономического климата, рост реальных располагаемых доходов населения и демографических показателей.

14.2.2. Сценарий предполагает восстановление процессов снабжения строительными ресурсами, в том числе за счет оперативной переориентации импорта, запуска процессов импортозамещения и локализации производств на территории Республики Хакасия, ускоренную оптимизацию разрешительных процедур и обязательных требований в строительстве, привлечение дополнительных средств на программы поддержки застройщиков, в том числе проблемных объектов, участие в программах, направленных на улучшение жилищных условий граждан, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.



Приложение

к Стратегии развития строительной

отрасли и жилищно-коммунального

хозяйства Республики Хакасия

на период до 2030 года

 

 

Показатели

стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на период до 2030 года

 

 

Показатели

Ед. изм.

Годы

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

1.      Развитие жилищного строительства и городская среда

1.1

Земельные участки, выявленные для вовлечения в оборот в целях жилищного строительства

тыс. кв. м

142,52

514,04

588,08

371,04

647,98

606,57

601,16

732,07

714,03

764,42

1.2

Объем жилищного строительства в год

тыс. кв. м

317,0

321,0

270,0

288,0

288,0

305,0

317,0

363,0

450,0

450,0

1.3

Количество семей, улучшивших жилищные условия

тыс. семей

13,12

13,27

13,62

15,40

15,79

16,18

16,50

17,30

18,47

18,54

1.4

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда

%

0,19

0,18

0,16

0,13

0,12

0,11

0,11

0,11

0,11

0,11

1.5

Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда

кв. м

3961,67

2915.5

9939,63

-

-

-

-

-

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.6

Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда

чел.

234

159

574

-

-

-

-

-

-

-

1.7

Доля проектов объектов капитального строительства, подготовленных с использованием информационного моделирования

%

-

10

15

20

25

30

35

40

45

50

1.8

Количество благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов

ед.

37

31

36

24

-

-

-

-

-

-

1.9

Благоустройство муниципальной территории общего пользования в республике

ед.

53

51

58

55

-

-

-

-

-

-

1.10

Доля благоустроенных муниципальных территорий общего пользования от общего количества таких территорий

%

54

69

84

100

-

-

-

-

-

-

 

2.      Развитие жилищно-коммунального хозяйства

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2.1

Доля населения Республики Хакасия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

%

76

79,56

79,9

86,8

-

-

-

-

-

-

2.2

Доля городского населения Республики Хакасия, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

%

96,1

97,53

96,8

99,4

-

-

-

-

-

-

2.3

Количество построенных и реконструированных (модернизированных) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами

ед.

1

6

13

18

-

-

-

-

-

-

 

 

Документы