Проект Постановления "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы"
Дата начала приёма заключений – 22.09.2017г.
Дата окончания приёма заключений – 27.09.2017г.
Электронный адрес для направления заключений независимых экспертов: mf5083@r-19.ru
Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы |
В целях эффективного управления государственным долгом Республики Хакасия и принятия мер по снижению долговой нагрузки Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра финансов Республики Хакасия И.И.
Войнову.
Глава Республики Хакасия – Председатель
Правительства Республики Хакасия В. Зимин
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Хакасия
от «__»______2017 г. №____
Основные направления долговой политики Республики Хакасия
на 2017 – 2021 годы
1. Общие положения
Долговая политика Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы разработана в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 № 408 «Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия», постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 № 561 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия на период до 2020 года».
Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленный на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.
Долговая политика Республики Хакасия направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия. Долговые обязательства Республики Хакасия существуют в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам Республики Хакасия;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций;
4) государственным гарантиям Республики Хакасия.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления
государственной долговой политики Республики Хакасия
Характер и основные направления долговой политики Республики Хакасия определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Республики Хакасия, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Хакасия, направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Хакасия. Особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств, оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат и контроля за достижением установленных целевых показателей.
В силу высокой социальной ориентированности расходов бюджета Республики Хакасия, ограниченности инструментов увеличения его доходов, бюджет Республики Хакасия на протяжении многих лет исполняется с дефицитом, что объективно обуславливает наличие государственного долга Республики Хакасия и тенденцию к его росту.
Показатели государственного долга Республики Хакасия
за 2012-2016 годы
тыс.руб.
№ п/п |
Вид обязательства |
На 01.01.2013 |
На 01.01.2014 |
На 01.01.2015 |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
1 |
Обязательства по государственным ценным бумагам Республики Хакасия |
2 660 000 |
4 200 000 |
5 850 000 |
7 500 000 |
11 400 000 |
2 |
Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
566 600 |
1 645 846 |
1 805 049 |
3 322 920 |
2 861 425 |
3 |
Обязательства по кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций |
1 146 000 |
2 071 000 |
3 002 308 |
5 714 990 |
8 541 472 |
4 |
Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Хакасия |
214 516 |
466 124 |
197 028 |
138 245 |
78 205 |
|
Всего |
4 587 116 |
8 382 970 |
10 854 385 |
16 676 155 |
22 881 102 |
|
Темп роста к предыдущему году, % |
117,0 |
182,8 |
129,5 |
153,6 |
137,2 |
|
Объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия |
12 240 795 |
11 603 080 |
12 666 921 |
14 281 709 |
15 729 301 |
|
Отношение объема государственного долга Республики Хакасия к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Хакасия, % |
37,5 |
72,2 |
85,7 |
116,8 |
145,6 |
За последние 5 лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия (в 1,8 раза) произошел в 2013 году, что связано с существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов президента от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.
На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация в результате масштабных пожаров, произошедших в Республике Хакасия в апреле 2015 года. Экономике республики был нанесен огромный ущерб, сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших её косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть бюджета от пострадавших территорий республики. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий чрезвычайного происшествия, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.
В связи с недостаточностью доходной базы, финансирование дефицита бюджета Республики Хакасия осуществляется в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций и размещения облигационных займов, поэтому рыночные заимствования в структуре государственного долга Республики Хакасия к началу 2017 года составили 87,2 %. В течение 2014-2016 годов использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры республикой за счет получения бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, но ввиду нереалистичного характера условий получения данных кредитов данный механизм не привел к ожидаемому результату, и кредиты были возвращены досрочно.
В настоящее время Правительством республики принимаются все возможные меры для обеспечения сбалансированности бюджета. В целях недопущения снижения поступлений доходов в бюджет республики проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу увеличения объемов налоговых отчислений.
По состоянию на 1 января 2017 года государственный долг 8 субъектов Российской Федерации превысил отметку 100 %, в том числе и государственный долг Республики Хакасия.
Проведя анализ структуры государственного долга вышеуказанных субъектов Российской Федерации можно сделать вывод, что наименьший удельный вес по наиболее дешевым в обслуживании бюджетным обязательствам – бюджетным кредитам из федерального бюджета, сложился в Республике Хакасия, а именно - 12,5 %. Удельный вес остальных семи субъектов составляет от 28,9 % до 58,8 %.
Данная тенденция в структуре государственного долга Республики Хакасия значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет в части обслуживания долговых обязательств.
3. Принципы долговой политики Республики Хакасия
Принципами долговой политики Республики Хакасия являются:
1) снижение объема долговых обязательств Республики Хакасия до экономически безопасного уровня, позволяющего сохранить контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга с учетом всех возможных рисков;
2) обеспечение исполнения долговых обязательств Республики Хакасия в полном объеме;
3) равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия;
4) прогнозирование и предотвращение рисков, связанных с осуществлением всех видов заимствований.
4. Основные задачи долговой политики Республики Хакасия
Основными задачами долговой политики Республики Хакасия являются:
1) повышение эффективности государственных заимствований Республики Хакасия (далее - заимствования);
2) оптимизация структуры государственного долга Республики Хакасия с целью минимизации стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения и обеспечения среднего срока погашения заимствований не менее двух лет;
3) сокращение объема государственного долга Республики Хакасия с 1 января 2018г. по 1 января 2022 г. в номинальном выражении не менее чем на 5 процентов ежегодно;
4) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Республики Хакасия:
- к 1 января 2018 года - не более 140 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2017 год,
- к 1 января 2019 года - не более 120 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год,
- к 1 января 2020 года - не более 100 процентов суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
5) сокращение доли объема долговых обязательств Республики Хакасия по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к 1 января 2021 года до 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
6) сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований.
5. Основные мероприятия долговой политики Республики Хакасия
Основными мероприятиями долговой политики Республики Хакасия являются:
1) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Республики Хакасия ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Республики Хакасия в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Республики Хакасия и равномерного распределения задолженности по срокам погашения;
3) привлечение в течение финансового года бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете областного бюджета Республики Хакасия;
4) осуществление заимствований на погашение действующих долговых обязательств и покрытие дефицита областного бюджета Республики Хакасия с учетом рекомендованных дополнительных ограничений;
5) планирование государственных заимствований осуществляется с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, а также с текущей и ожидаемой конъюнктурой на рынках заимствований;
6) погашение рыночных заимствований за счет экономии расходов на обслуживание государственного долга, сложившейся в результате рефинансирования их бюджетными кредитами из федерального бюджета.
Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2017-2021 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.