Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия

Общая характеристика социальной сферы Республики Хакасия

Позитивные тенденции в развитии экономики республики в 2006 - 2008 годах позволили закрепить прирост реальных денежных доходов населения, на уровне соответственно 13%, 15,2% и 9,3%. Стабилизация реальных доходов населения происходила за счет роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по заработной плате.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономике республики, в 2008 году составила 14488,4  рублей и превысила уровень 2006 года на 53,4%, в реальном выражении - на 24,1% (в Российской Федерации соответственно 17290 рублей, на 62,6%, на 30,7%). Сократился разрыв в уровнях заработной платы одного работника бюджетных организаций и  промышленного производства (с 53,7 % до 56,5 %).

Средний размер пенсий в республике увеличился в реальном выражении на 27,7% к 2006 году (в России – на 24,2%).

Уровень бедности в республике снизился с 24,3% в 2006 году до 19,6% в 2008 году. Среднедушевой доход бедного населения республики составлял 3062 рубля или 70,4% величины прожиточного минимума.

Несмотря на снижение уровня бедности коэффициент фондов, характеризующий отношение уровня денежных доходов 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами, увеличился с 10,7 до 11,9. На 10% наименее обеспеченного населения республики в 2008 году приходилось 2,3% общего объема денежных доходов населения, при норме в социально развитых странах – 10% .

Доля льготных категорий граждан, получающих социальную поддержку, в 2008 году составила 39,3% к общей численности населения. Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей – 2,1% от числа детского населения республики.

По данным статистики в 2008 году в республике функционировало:

  • 499 образовательных учреждений, из них 148 муниципальных и 5 ведомственных дошкольных образовательных учреждений; 272 дневных и вечерних общеобразовательных учреждения; 29 учреждений начального и среднего профессионального образования; 2 высших учебных заведения; 5 филиалов учреждений высшего профессионального образования; 34 учреждения дополнительного образования детей; 2 научно-исследовательских учреждения;
  • 17 интернатных учреждений для детей, в том числе 1 дом-интернат для детей инвалидов, 4 детских дома, 12 школ интернатов;
  • 51 учреждение здравоохранения, в том числе: 43 лечебно-профилактических учреждения, из них 33 оказывают стационарную помощь населению, 10 поликлиник и 
  • 67 амбулаторно-поликлинических отделений оказывают амбулаторную помощь; 
  • 3 станции и 15 отделений скорой помощи, отделение санавиации в составе республиканской больницы, а также 137 фельдшерско-акушерских пунктов в сельских поселениях;
  • 5 учреждений особого типа, в том числе станция переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медицины катастроф и медицинской профилактики, медицинский информационно-аналитический центр;
  • 11 стационарных учреждений социальной защиты населения, в том числе 4 для инвалидов – пенсионеров и 2 для детей-инвалидов ;
  • 4 театра, центр культуры и народного творчества, филармония, картинная галерея, 17 музеев (из них 15 муниципальных), 219 библиотек (из них 3 республиканских), 37 детских учреждений дополнительного образования, более 200 районных и сельских домов культуры.

Основными тенденциями, сложившимися в социальной сфере за анализируемый период, являются:

  • снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях при росте воспитанников в дошкольных учреждениях, что связано с демографическими изменениями;
  • снижение количества обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением численности выпускников основной и средней (полной) школ, а также со снижением престижа рабочих специальностей;
  • увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня;
  • сокращение количества больничных коек за счет уменьшения коек, работающих в системе ОМС, и недостаточное развитие коек, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, для лечения социально значимых заболеваний (фтизиатрические, психиатрические, наркологические, дермато-венерологические), коек восстановительного лечения, хирургических и службы охраны здоровья матери и ребенка. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания в 2008 году была низкая и составляла 86,6 на 
  • 10 тыс. населения (РФ – 94,9, СФО – 100,8)
  • снижение общей численности медицинских кадров. Обеспеченность врачами составляет 38,9 на 10 тыс. населения (РФ – 42,4, СФО – 36,3), средним медицинским персоналом - 109,3 (РФ – 94,9, СФО – 97,1). Укомплектованность  врачебными кадрами – 61,3%, в сельской местности – до 41%;
  • увеличение выявленных  заболеваний за счет проведения диспансеризации населения и эффективного своевременного их лечения;
  • сокращение количества зрителей, посещающих театры и музеи, при увеличении спектаклей, концертов, выставок и экспозиций связано со снижением доли расходов на данные услуги в общих расходах населения;
  • медленные темпы (2,3%) обновления библиотечных фондов и оборудования их электронными местами пользователей влияют на снижение количества посещений библиотек;
  • увеличение количества социальных учреждений, требующих капитального ремонта, что может отрицательно отразиться на обеспеченности и качестве социальных услуг для населения;
  • увеличение доли расходов консолидированного бюджета республики на социально-культурные мероприятия в процентах к ВРП с 10,9% в 2006 году до 12,7% в 2008 году, что свидетельствует о социальной направленности бюджета.

В республике сложилась позитивная тенденция устройства детей в замещающие семьи. Из общего числа несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, 77% определено в замещающие семьи в 2008 году.