Русский
Хакасский
Глава Хакасии выступил с отчетом о работе правительства за 2020 год перед депутатами Верховного Совета республики
Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые депутаты, члены правительства, представители федеральных органов власти!
Сегодня я представляю вам отчет за 2020 год. Это был год потрясений, бросивший нашему обществу вызовы, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Эти вызовы показали уязвимые места системы управления. Алгоритмов эффективных действий не знал никто. Хакасия, как и любой регион России, столкнулась с неизвестностью. Нам с вами пришлось быстро научиться противостоять распространению COVID-19 и много работать, чтобы помочь системе здравоохранения спасти тысячи людей.
В 2020 году Правительство Хакасии приобрело важный опыт принятия в короткие сроки управленческих решений, необходимых для выхода из возникших трудностей.
В сложных ситуациях нам удавалось находить ресурсы, налаживать необходимое взаимодействие. Обратная связь с жителями через Интернет, соцсети служила нам ориентиром. Неоценимую помощь оказал, созданный по поручению Президента, Центр Управления Регионом. За это время мы выработали иммунитет, который, уверен, позволит нам быть готовыми к непредвиденным ситуациям в будущем.
В условиях ограниченных финансовых возможностей бюджета 2020 года мы обеспечивали наш главный приоритет: сохранение здоровья и жизни жителей Хакасии.
В этом году правительство перед отчетом получило от вас рекордное количество вопросов. Их 37. Я понимаю, почему так много. Состояние доходной части республиканского бюджета сегодня тревожит всех и депутатский корпус в первую очередь. Сегодня я отвечу на все поступившие вопросы. Более подробная информация содержится в отчете о деятельности правительства за прошлый год. Кроме того, ваши рекомендации по результатам моего прошлогоднего отчета, безусловно, были учтены в работе.
Начну доклад с демографических показателей. Будущее республики, ее перспективы зависят от того, сколько детей у нас рождается сегодня, в каких условиях они растут, кем станут, что сделают для ее развития. Реальное понимание соотношения рождаемости и смертности позволяет определить главные цели, расставить приоритеты и принять решения с перспективой в завтрашний день.
Численность населения Хакасии за 2020 год увеличилась на 127 человек и составила 534 тыс. 400 человек. Но мы вступили в сложный демографический период. За 2020 год родилось детей на 3,8% меньше, чем в прошлом году. Коэффициент естественного прироста ниже уровня 2019 года (-2,1). При этом наши показатели выше средних по России и по федеральному округу.
Сложная демографическая ситуация – это общенациональная проблема. Какие мы имеем позитивные тенденции и что нами предпринимается?
У нас в республике низкая младенческая смертность: данный показатель составляет - 4,1, по РФ выше - 4,4, по СФО – 5,4. По уровню младенческой смертности Республика Хакасия входит в 20-ку лучших регионов по России (1 место в СФО). В том числе это заслуга и коллектива нашего перинатального центра. Хотя здесь есть и болезненный вопрос, связанный с бесконечным устранением недоделок, допущенных при строительстве этого объекта. Который год мы вынуждены уделять этому внимание и финансовые средства.
Детская смертность от 0 до 17 лет к уровню 2019 года снизилась на 16%, показатель составил 33,9 на 100 тыс. детского населения (РФ – 48,6).
Позитивные показатели по охране здоровья матери и ребенка – результат конкретных мер по улучшению материальной базы оказания детской медицинской помощи. В 2020 году для дооснащения детских поликлинических отделений приобретено 23 единицы медицинских изделий на сумму около 62 млн рублей, проведены частичные капитальные ремонты в 10 детских поликлинических отделениях и детских отделениях многопрофильных больниц более чем на 40 млн рублей. По линии регионального проекта приобретено медицинское оборудование более чем на 75 млн рублей для 5 медицинских организаций системы детского здравоохранения.
Пандемия не позволила нам провести детскую оздоровительную кампанию, хотя средства на нее мы выделили и провели всю подготовительную работу. В этом году на эти цели мы заложили 180 млн руб. Будем надеяться, что эпидемиологическая обстановка позволит уделить больше внимания здоровью детей.
Ситуация с ковидом заставила всех нас уделить особое внимание здравоохранению, как на региональном, так и федеральном уровнях. Объем денежных средств, направленных на эту отрасль, например, в 2019 году составлял 16,4 млрд руб. В 2020 году эта цифра была уже 19,5 млрд, из них только на борьбу с COVID -19 было направлено более 2 млрд рублей. Это можно рассматривать как инвестиции в систему здравоохранения, поскольку ей пришлось пройти очень жесткую проверку на прочность, гибкость и эффективность.
В кратчайшие сроки нами был осуществлен глобальный комплекс мероприятий. Самые сложные и важные из них: перепрофилирование коечного фонда, приобретение необходимого оборудования, средств защиты, расходных материалов, закупка лекарств. На определенном этапе, опять же в сжатые сроки, понадобилась настройка единой системы сбора данных, усиление диспетчерских служб. Республиканскими службами были отработаны новые навыки мобилизационной готовности, причем не только в условиях пандемии, но и ЧС в целом.
В сложных условиях прошлого года пришлось решать и проблемные вопросы в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами. В Хакасии насчитывается более 65 тыс. человек, которые имеют право на льготные препараты. Как на федеральную, так и на региональную льготу. Из них региональных льготников более 50 тысяч человек. При этом, их число растет. Так, в 2020 году льготников стало на 14% больше по сравнению с 2019 г. В 2020 году мы увеличили бюджетные расходы на приобретение льготных лекарств на 91% по сравнению с 2017 годом. Министерством здравоохранения республики разработан план мероприятий по совершенствованию организации льготного лекарственного обеспечения. С целью снижения объема несостоявшихся закупок льготных лекарств и повышения заинтересованности потенциальных участников в 2020 году был увеличен размер начальной – максимальной цены. Поставлена задача проводить аукционы заблаговременно. Мы системно работаем над сокращением кредиторской задолженности в этой сфере. Так, кредиторская задолженность по сравнению с 2018 годом нами на конец 2020 года уменьшена более чем в 2 раза. Перед министерством финансов поставлена задача - свести её к нулю.
Во время пика осложнения эпидемиологической ситуации другие болезни, не связанные с COVID, отошли на второй план. Были сокращены плановые операции, проведение различных процедур. В силу принятых эпидемиологических ограничений пришлось урезать расходы на профилактику и лечение хронических заболеваний. Безусловно, приостановка профосмотров и диспансеризации будет иметь свой отложенный негативный эффект, что может дать в дальнейшем всплеск заболеваемости. И к этому тоже надо быть готовыми.
В этих условиях мы активно строили медицинские объекты. Отдельно отмечу:
построена врачебная амбулатория (с. Зеленое Усть-Абаканского района), фельдшерский пункт (д. Подкамень Орджоникидзевского района);
начато строительство фельдшерского пункта (д. БелеликБоградского района);
велось строительство корпуса Туимского психоневрологического интерната;
продолжилось строительство радиологического корпуса на базе онкологического диспансера;
реконструировано здание Усть-Абаканской больницы, запущен отремонтированный больничный комплекс с современным оборудованием в Саяногорске, шло строительство новой поликлиники в Белом Яре, и в этом году она успешно функционирует.
За счет республиканского бюджета на 20 млн рублей приобретено медицинское оборудование для оснащения палат интенсивной терапии Аскизской и Черногорской межрайонных больниц. Здесь замечу, что по статистике смертность от болезней системы кровообращения у нас лидирует с катастрофическим отрывом – 46%. На втором месте – смертность от новообразований – 16%. Республиканскую клиническую больницу переоснастили на 66 млн рублей для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. На 215 млн рублей оснастили республиканский онкологический диспансер. В прошлом году в республике смертность от онкологических заболеваний снизилась на 1,4%.
По сравнению с 2018 годом уровень обеспеченности высокотехнологичной помощью в 2020 году вырос в 2 раза. Сегодня она оказывается в шести медицинских организациях.
Особое внимание уделялось вопросам доступности оказания медицинской помощи сельскому населению. По программе оснащения медицинских организаций на селе приобретено оборудование на 55 млн рублей. На муниципальном уровне созданы 13 выездных мобильных медицинских бригад, 3 из которых оснащены портативным диагностическим оборудованием (ультразвуковые аппараты, электрокардиографы, лабораторные анализаторы).
В этом году у нас появится мобильная медицина. Все районы получат как минимум два мобильных медицинских кабинета: с флюрографом и маммографом. Четырем районам будет выделен передвижной медицинский комплекс для оказания первичной медико-санитарной помощи и такое же количество передвижных стоматологических кабинетов. То есть проведение профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи станет возможным даже для самых отдаленных населенных пунктов.
Вопрос обеспечения сельского населения лекарствами в настоящее время остается актуальным. Точки розничной торговли лекарствами есть в 126 населённых пунктах. Но есть в республике и населённые пункты, где отсутствует розничная торговля лекарствами. Как правило, это сёла с численностью населения до 100 человек. В настоящее время профильным министерством организованы поставки лекарственных препаратов в районные больницы Алтайского, Усть-Абаканского и Ширинского районов. До первого мая планируется заключить договоры и начать поставки в Орджоникидзевский и Боградский районы.
Болезненной проблемой является для нас кадровое обеспечение. Укомплектованность медицинскими кадрами (врачи, средний и младший медперсонал) составляет около 70%. Думаю, причины ясны. Система здравоохранения характеризуется специфическими условиями труда, повышенным уровнем ответственности. Конечно, это требует дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников. Что мы предпринимаем по этому поводу?
Ведется целевая подготовка 659 студентов в медицинских вузах СФО, что на 35% больше 2019 года. Все получают доплаты к стипендии.
Выплачиваются «подъемные» в размере 150 тысяч рублей при первом трудоустройстве. В 2019 году такую единовременную выплату получили 60 врачей. В 2020 - это 63 человека, и 31 прибывший молодой специалист получил выплаты от 500 до 1,5 млн рублей.
Для стимулирования переезда молодых врачей в сельскую местность в 2020 году в рамках программы «Земский доктор» 14 врачей и 17 фельдшеров получили единовременные выплаты.
За 2020 год прибыло в государственные медицинские организации 139 врачей, что на 7,8% (десять специалистов) больше, чем в 2019 году (2019 год – 129 врачей).
Привлечением медицинских кадров правительство занимается системно и видит одно из решений проблемы в обеспечении жильем специалистов. В 2021 году в рамках программы «Развитие сельских территорий» планируется построить жилье для сельских специалистов. Уже сейчас на эти цели муниципальным образованиям выделено более 180 млн рублей.
Но мы понимаем, что и этих мер недостаточно. Поэтому учитывая остроту кадровой проблемы в системе здравоохранения Республики Хакасия, Правительством разработан и находится на стадии согласования проект республиканского закона, устанавливающий дополнительные меры поддержки врачам и среднему медицинскому персоналу с 1 сентября текущего года:
- предлагаем ввести компенсацию за аренду жилья врачам в размере до 10 тыс. ежемесячно.
- принять единовременную выплату вновь трудоустроенным в медицинские организации Хакасии с учетом обязательной отработки в течение пяти лет:
- на селе любому врачам – 500 тыс. рублей, фельдшерам и акушеркам ФАПа – 300 тыс. рублей;
- в городе – участковому врачу-терапевту, участковому врачу - педиатру и врачу общей практики– 500 тыс. рублей, остальным категориям – 150 тыс. рублей.
Уважаемые депутаты, прошу Вас поддержать указанный законопроект, чтобы уже в этом году выпускники медицинского профиля пришли работать в наши учреждения.
Ушедший год заставил задуматься о необходимости реформирования в целом системы здравоохранения. Вся система медицинской помощи, включая её первичное звено, должна стать более устойчивой и гибкой. Важно быстро и эффективно реагировать на любые вызовы.
Все эти решения мы принимаем в условиях дефицитного бюджета. Бюджетная политика в ушедшем году нами была направлена на обеспечение сбалансированности. Несмотря на то, что, что бюджет был сложным для исполнения, мы выполнили все социальные обязательства: выплачивались заработная плата, льготы, дотации муниципальным образованиям.
Но по итогам прошлого года дефицит республиканского бюджета составил 5 млрд рублей.
Ещё в 2019 году, до коронавируса, ряд отраслей мировой экономики пошли на спад. Из-за падения цен на мировом рынке на уголь и алюминий бюджет республики только в прошлом году недополучил налога на прибыль в размере около 3 млрд рублей. Эта проблема наложилась и на другую беду – пандемию новой коронавирусной инфекции.
Одной из причин снижения доходной части бюджета в условиях пандемии стали меры по предоставлению отсрочек налоговых платежей или списанию их за второй квартал 2020 года.
Мы столкнулись с серьезным вызовом. Нам пришлось быстро и объективно оценивать ситуацию, принимать ряд мер по снижению всех рисков и искать новые точки роста.
В первую очередь мы продолжили работы по оптимизации собственных расходов.
В рамках сокращения расходов бюджета республики в 2020 году продолжены мероприятия по перемещению органов государственной власти и их подведомственных учреждений из арендуемых помещений. Ежегодная экономия составляет 36,4 млн рублей.
В республике проведена работа по обеспечению доходности от использования государственного и муниципального имущества. По итогам 2020 года бюджет пополнился практически на миллиард рублей. Исчисление налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, – это также дополнительная точка роста. В 2020 году доходы бюджетов по налогу на имущество физических лиц были на 30 с лишним процентов больше, чем в 2019 году, всего 275 млн руб.
Два года назад мы начали системно заниматься землей, чтобы защитить ее от недобросовестного пользования. Дело сдвинулась с мертвой точки. В регионе практически завершено создание электронной карты земельных участков, которая отражает актуальные данные о землях, в том числе находящихся в аренде или не вовлеченных в оборот. Сейчас полным ходом идет работа по выявлению и оформлению прав собственности муниципальными образованиями. Им выделены субсидии на формирование земельных участков из неиспользуемых земель.
Если в 2019 году эффективность работы по регистрации объектов недвижимости и земельных участков составила 2%, (зарегистрировано прав на 1 708 объектов), то в 2020 году эффективность работы составляет 30% (зарегистрировано прав на 5 282 объектов и более 40 тыс земельных участков).
В рамках реализации плана оздоровления государственных финансов республики в 2020 году устранены неэффективные налоговые льготы, оптимизирована система налогов и ставок, принят ряд других мер по увеличению доходного потенциала, обеспечивших бюджетный эффект на 1 млрд 39 млн рублей.
Полученные доходы были направлены на обеспечение сфер жизнедеятельности республики, и позволили в условиях сложной эпидемической ситуации осуществить выплаты медицинским работникам, а также впервые за долгое время проиндексировать заработную плату тем, кто не попал под майские указы Президента Российской Федерации. Это работники казенных, бюджетных автономных учреждений и госслужащие. Довольно низкую заработную плату сотрудников противопожарной службы и ветеринаров мы увеличили на 21% и 61% соответственно.
При этом мы стремимся и к развитию нашей экономики. В 2020 году удалось добиться положительной динамики.
Хакасия заняла второе место в Сибири по росту промышленного производства. Индекс его составил 103,1%. Точками роста стали производство электротехнического оборудования (173% к уровню 2019 года) и обработка древесины (141%). Производство пищевых продуктов увеличилось на 6,4%. Добыча полезных ископаемых за год выросла на 4,1%.
Объем жилищного строительства увеличился на 19% к уровню 2019 года.
Активно велось взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками.
В результате заключенных с ними соглашений и выстроенных партнерских отношений бюджет республики дополнительно пополнился почти на 140 млн рублей (2019 год - 127 млн).
В результате нашего взаимодействия с федеральным центром бюджет республики в прошлом году получил дополнительно финансовую помощь в размере 3 млрд 100 млн рублей, в 2019 году эта сумма была всего 765 млн.
Однако потребительский сектор пострадал. Соответственно, произошло замедление объемов роста в обрабатывающих производствах.
В условиях пандемии вместе с вами, уважаемые депутаты, мы приняли ряд мер по поддержке предпринимательства.
В отношении сферы малого бизнеса внезапный и столь масштабный кризис потребовал особых усилий и поиска новых механизмов. И это было не ужесточение экономической политики, а наоборот, смягчение подходов. Работал целый набор антикризисных мер, в первую очередь, было проведено бюджетное стимулирование.
С января 2020 года вступил в силу Закон о снижении ставки по упрощенной системе налогообложения (по схеме «доходы - минус расходы» - 7,5% вместо 15 %, по схеме «доходы» - 4% вместо 6 %). Это стало основным фактором, позволившим сдержать отрицательную динамику в малом бизнесе.
При этом можно констатировать снижение как численности субъектов малого бизнеса (минус 950 единиц), так и численности занятых в этой сфере (минус 1153 человек). Однако введение в республике новой системы налогообложения для «самозанятых» способствовало легализации рынка – 2083 человека получили этот статус.
Падение могло быть больше, но созданная инфраструктура поддержки малого бизнеса, а это Фонд развития Хакасии, Гарантийный фонд, Центр поддержки экспорта, Центр «Мой бизнес», позволили оперативно подстроиться под ситуацию и снизить влияние деструктивных процессов.
Правительством республики при поддержке Верховного Совета Хакасии в период пандемии были оперативно введены дополнительные льготы для малого и среднего бизнеса, своевременно вводились и отменялись ограничения. Как результат оборот розничной торговли в республике практически сохранился на уровне 2019 года (1 место по этому показателю в СФО и 13 место по России). А объем платных услуг населению хоть и снизился на 5,9 % относительно 2019 года, однако это снижение было меньше, чем в других регионах страны (1 место среди СФО и России).
В 2020 году 377,8 млн рублей было привлечено на поддержку малого и среднего предпринимательства.
В 2019 эта сумма вместе с суммой на поддержку социального предпринимательства был выделено 204,5 млн рублей. Кроме того, по льготной ставке 8,5% было одобрено кредитов почти на 4 млрд рублей (в 2019 году эта сумма была всего 1 млрд).
В результате объем налогов, поступивших от предпринимателей, в 2020 году соответствовал уровню 2019 года, причем с учетом снижения налоговой ставки и негативного влияния противоэпидемических мероприятий. Результат обнадеживает: наши предприниматели смогли адаптироваться к новым условиям. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы поддержать предпринимательскую инициативу.
Есть первые шаги по возрождению легкой промышленности в Абакане. Сегодня в Хакасии это 95 предприятий, среди них около десяти крупных и динамично развивающихся.
На базе Абаканвагонмаша планируется организовать предприятие по производству контейнеров. Уже проведены переговоры с инвестором. Также правительство занимается вопросом о создании в республике крупного предприятия по ремонту передвижного состава.
Проделана серьезная подготовительная работа по инвестиционному развитию моногородов. Субъектам бизнеса трех моногородов (Абаза, Саяногорск, Черногорск) предоставлены второй год подряд гранты на развитие социального предпринимательства в общей сложности на сумму почти 90 млн рублей.
Только комплексное экономическое развитие позволит достичь главной цели — ускорить инвестиционный рост.
Объем инвестиций в основной капитал уменьшили угледобывающие предприятия региона.
Тем не менее, по отдельным направлениям произошел рост инвестиционной активности.
В целом объем инвестиций в основной капитал составил 34,5 млрд рублей, что на 2 млрд больше 2019 года. Мы улучшили свои позиции на 7 пунктов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Те усилия, которые мы приняли в прошлом году, уже дали свои результаты. В этом году поступление налогов и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Хакасия у нас на 28,2% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Мы прекрасно понимали, что в условиях дефицитного бюджета страдают в первую очередь местные бюджеты. И им необходима помощь. По этой причине в ушедшем году 11-ти муниципальным образованиям предоставлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в общей сумме 255 млн 692 тыс. рублей.
По 12-ти муниципальным образованиям дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности частично заменена дополнительными отчислениями от налога на доходы физических лиц в размере от 29% до 55%. В результате в местные бюджеты сверх расчетных показателей поступило почти 94 млн рублей.
В конце 2020 года мы пошли на беспрецедентный шаг: несмотря на сложную финансовую ситуацию, мы предусмотрели списание кредитов, выданных муниципалитетам, на 99%, ( 747 млн рублей.) Сумма долга муниципальных образований по республиканским кредитам формировалась в течение десяти лет.
Нами также инициированы изменения в законодательстве Хакасии о перераспределении налога на упрощенную систему налогообложения в пользу муниципалитетов. В результате муниципальные образования Хакасии будут получать ежегодно дополнительно около 250 млн. рублей.
Текущий год, безусловно, является восстановительным. Наша цель – разработка новых механизмов реализации приоритетных направлений экономики республики, формирование новой модели экономического роста.
Из конструктивных шагов по формированию доходной части бюджета назову регистрацию на территории Республики Хакасия предприятия АО «Абаканская ТЭЦ». Дополнительная прибыль за три года составит порядка миллиарда рублей. Первые поступления уже начались.
Правительством проводится системная работа с предприятиями для того, чтобы они показывали реальные доходы от своей деятельности. Например, компания «Русский уголь» зарегистрировала свой торговый дом в Хакасии.
Все эти шаги в будущем позволят значительно выправить ситуацию по доходной части бюджета.
Одним из ключевых факторов, влияющих на экономику республики, является развитие транспортной системы.
На реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» нами было направлено 1 миллиард 262 млн. рублей. В 2019 году эта сумма была в два раза меньше. (555 млн). В целом же на дорожное хозяйства мы потратили чуть меньше 2 млрд. рублей.
Говоря о развитии дорожной инфраструктуры, нельзя забывать о дорогах межмуниципального значения. В связи с недостаточным объемом собственных дорожных фондов, муниципальным образованиям ежегодно оказывается государственная поддержка в осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах местного значения. За счет средств республиканского бюджета в 2020 году выполнен ремонт общей протяженностью около 42 км более чем на 60 улицах и автомобильных дорогах местного значения на общую сумму 205 млн 427 тыс. рублей.
Развитие сети дорог влечет за собой и развитие других отраслей, в частности, туристической. Несмотря на ковид именно сфера туризма в Хакасии смогла развернуть ситуацию в свою пользу, достичь существенных сдвигов в решении многих застарелых проблем.
В первую очередь необходимо было изменить качество инфраструктуры. Приняты на обслуживание подъездные дороги к основным туристическим объектам республики. В рамках экономии бюджета приведены в порядок наиболее проблемные участки дорог к самым популярным объектам показа – горной гряде «Сундуки» и участку «Оглахты» заповедника «Хакасский».
Выделено более 14 млн рублей из республиканского бюджета на грантовую поддержку проектов, направленных на установку и оборудование модульных гостиниц, обустройство объектов туристского показа.
Республика стала одним из первых участников федеральной программы Ростуризма по направлению чартерных рейсов для развития внутреннего туризма в стране. Это позволило громко заявить о себе. Были заключены соглашения с 6 крупными федеральными туроператорами.
Острый вопрос – легализация «теневого» сектора в сфере туризма. Выявляются основные проблемы предпринимателей, которые препятствуют официальной регистрации их бизнеса. По итогу в каждом случае оказывается реальная организационная помощь.
В Послании Президента Российской Федерации четко был определен приоритет по развитию внутреннего туризма. Мы еще до старта данного нового нацпроекта, плотно сотрудничали с Ростуризмом и все подготовили для того, чтобы быстро войти в данный национальный проект.
Уважаемые коллеги!
В нашей Хакасии есть все: горы, реки, степи и леса. Этим можно гордиться, но и в первую очередь надо беречь. В 2018 году нами взят курс на декриминализацию лесной отрасли.
На протяжении двух последних лет во взаимодействии с правоохранительными органами ведется системная работа по предотвращению незаконных рубок леса, пресечению фактов мошенничества и краж. Существенно выросло количество и качество проверок по выявлению нарушений лесного законодательства. Если с 2015 по 2018 годы по фактам правонарушений, совершенных в лесной отрасли, в среднем за год было 40-42 привлечения к уголовной ответственности, то в 2019 году было возбуждено 102 уголовных дела, а в 2020-ом уже 112. Рост более чем в 2,5 раза. Из года в год мы увеличиваем число и качество проверок, чему раньше не уделялось особого внимания. Если в предыдущие годы проводилось в среднем по четыре тысячи проверок в год, то в 2019 году государственные лесные инспекторы Минприроды Хакасии с привлечением силовых структур провели более 6,5 тысяч контрольно-надзорных мероприятий, рейдов и проверок, в 2020 году – уже свыше 7 тысяч.
Безусловно, наличие лесов вносит существенный вклад в развитие экономики региона. Ведь основным видом лесопользования в Хакасии традиционно является заготовка древесины. Однако крайне важно уйти от потребительского подхода и достигнуть баланса: с одной стороны, обеспечить сохранение, воспроизводство лесов, но в то же время создать условия для легального развития лесопромышленного комплекса. В настоящее время прорабатываются механизмы поддержки предприятий, которые занимаются глубокой переработкой леса, производством продукции из древесины.
Правительством республики создан региональный Фонд развития промышленности. Планируется выдача льготных займов совместно с федеральным Фондом, в том числе и субъектам лесопромышленного комплекса. Процентная ставка – от 1% до 3% годовых. Создаваемый механизм финансовой поддержки позволит реализовать инвестиционные проекты, направленные на освоение производств новых видов продукции широкого ассортимента, в том числе для производства продукции домостроения.
Вопрос экологического благополучия республики также находится в фокусе нашего внимания. В 2019 году в рамках национального проекта «Экология» в Хакасии стартовал региональный проект «Сохранение лесов». В 2020 году на эти цели выделено порядка 171 млн рублей. Сюда входят увеличение площади лесовосстановления, формирование запаса лесных семяни оснащение учреждений специализированной лесохозяйственной техникой.
В рамках Всероссийской акции «Сохраним лес» на территории республики в 2020 году было высажено около 1,5 млн деревьев. Всего же в 2020 году было высажено около 5 млн деревьев, что почти на 1 млн больше чем в 2019 году. На сегодняшний день показатель отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений составляет 102% при плане 100%.
Нами в 2020 году проведены проверки и инвентаризация автономных учреждений, занимающихся лесами. В этом году будет завершен процесс по вхождению ряда автономных учреждений в «Леса Хакасии» в целях нормализации деятельности лесной отрасли. В полном объеме государственное задание до этого учреждения доведено в этом году. Основные мероприятия запланированы на 2 и 3 кварталы текущего года. Их реализация находится на контроле Правительства республики.
Проблема охраны окружающей среды и экологической безопасности тесно связана с состоянием атмосферного воздуха, особенно в городских населенных пунктах, реализацией реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами, деятельностью промышленных предприятий, сохранением биологического разнообразия. Эти вопросы задаете и вы, уважаемые депутаты.
Темой экологии в прошлые десятилетия никто серьезно не занимался, не было предусмотрено на нее финансирование. На протяжении же последних двух лет мы последовательно уделяем особое внимание вопросам экологии. В рамках подпрограммы «Зеленый стандарт Республики Хакасия» до 2022 года запланировано создание территориальной региональной системы наблюдения за состоянием воздуха.
В июне 2021 года будет закончена разработка сводного тома предельно-допустимых выбросов. В 2020 году создана прогностическая схема контроля выбросов загрязняющих веществ на территории Абакано-Черногорского промузла и г. Саяногорск. При объявлении режимов неблагоприятных метеоусловий источники выбросов загрязняющих веществ должны будут минимизировать количество выбросов, а надзорные ведомства, в свою очередь, смогут их контролировать, не согласовывая проверки с прокуратурой. Так, в 2020 году уже поставлено на учет 62 объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Нами приобретена передвижная лаборатория контроля качества атмосферного воздуха. Она начала свою работу в тестовом режиме.
Правительством проведена работа по созданию особо охраняемой природной территории «Озера Койбальской степи». Разработка положения заказника проводилась с учетом мнения граждан. В октябре 2020 года три озера – Птичье, Собачье и Заливное приобрели статус особо охраняемой территории. Мы приняли постановление о создании еще одного природного парка «Маранкульский» в Таштыпском районе.
Мы прекрасно понимаем, что развивая экономику Хакасии, привлекая инвестиции, необходимо максимально нивелировать последствия для экологии республики и, соответственно, здоровья ее жителей. Страдают в первую очередь жители населенных пунктов, расположенных вблизи разрезов. Сразу скажу, что последняя лицензия на разработку месторождений в Хакасии была выдана летом 2018 года прежним составом правительства. За последние два с половиной года на все поступающие запросы по выдаче новых лицензий на разработку угольных месторождений нашим правительством были официально даны отрицательные отзывы. Заходя на территорию, собственники предприятий, прежде всего, должны получить добро от ее жителей. Они должны зарегистрироваться на территории и взять на себя нагрузку по ее развитию. Мы требуем от промышленных структур соблюдения социальных обязательств и экологических норм.
Сегодня к решению вопроса о чистоте воздуха населенных пунктов хакасско-минусинской котловины мы привлекаем крупных инвесторов. Например, серьезный объем финансирования, а это порядка 2,5 млрд, вкладывает в мероприятия, направленные на охрану атмосферного воздуха Абаканский филиал ООО «Сибирская генерирующая компания». Уже потребители котельной с. Подсинее Алтайского района переключены на котельную Абакана. Осенью потребители тепловой энергии Черногорска будут переведены на нагрузки Абаканской ТЭЦ. Полным ходом идет строительство тепломагистрали. Идут переговоры по подключению села Белый Яр к мощностям котельной Изыхского разреза. В новый проект инвестор может вложить порядка 250 млн рублей.
Кроме того, правительством подготовлены документы для вхождения Абакана, Черногорска и других населенных пунктов агломерации в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология».
Еще один из вопросов, который заслуживает особого внимания в экологическом направлении – это мусорная реформа. Немало критики идет от жителей по поводу качества работы регионального оператора. Здесь нами уже сделаны определенные шаги по наведению порядка. Это контроль и жесткие требования к регоператору по выполнению обязательств согласно договора, в частности, по уборке мест погрузки ТКО и периодичности вывоза мусора.
В прошлом году началась работа по привлечению инвесторов для реализации инвестпроекта по строительству завода в Черногорске по переработке мусора.
Кроме того, совместно с Верховным Советом Правительство республики поддерживает законодательную инициативу в части взимания платы с населения частного сектора по фактическому вывозу мусора.
Но мы добились главного: ежегодного снижения тарифа на вывоз твердых коммунальных отходов. В 2020 году по отдельным зонам тариф был снижен до 30%. У нас сегодня одни из самых низких тарифов в Российской Федерации.
В целом Комитет по энергетике и тарифному регулированию проводит очень большую работу в интересах населения и республики. Комитет активно работает во всех сферах регулирования по исключению экономически необоснованных затрат. В 2020 году эта сумма составила почти 9,5 млрд рублей.
Мы с вами понимаем, что где бы ни жил человек, он хочет жить достойно. С безопасными и хорошими дорогами, освещёнными улицами, благоустроенными спортивными и детскими площадками, оборудованными медицинскими пунктами.
В этом нам помогает наше совместное с муниципалитетами участие в федеральных программах и национальных проектах. Участие в программе «Комплексное развитие сельских территорий» позволило нам реализовать те задачи, которые были не решаемы много лет.
В п. Белый Яр были построены и введены в эксплуатацию очистные сооружения и спортивная площадка. Общее вложение – почти 260 млн руб. 49 млн потратили на приобретение медицинского оборудования для Белоярской республиканской больницы. 125 млн руб. ушло на реконструкцию автомобильной дороги Малые Арбаты – Большие Арбаты в Таштыпском районе. Выполнен капитальный ремонт здания Доможаковского культурно-досугового центра, спортивного комплекса «Юность» в п. Майна, здания Сельского клуба в аале Тутатчиков.
В рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в прошлом году было потрачено около полумиллиарда рублей.
Серьезные изменения ждут село Первомайское Боградского района, где будет проведен капитальный ремонт школы, построен Дом культуры, а также планируется приобретение и установка спортивного оборудования и приобретение школьного автобуса. Общая сумма, предусмотренная на это село - около 90 млн рублей.
Всего же течение ближайших лет в рамках данной программы планируется построить и отремонтировать социальные объекты на общую сумму более 2 млрд рублей.
Жизнь на селе должна быть комфортной. Только так может быть обеспечен экономический рост в аграрном секторе.
Сельскохозяйственная отрасль является у нас одной из приоритетных в соответствии с принятой Стратегией экономического развития республики. На это направление мы в 2020 году в два раза увеличили финансирование, в итоге сумма финансирования составила 1,6 млрд рублей.
Вложения дают ощутимый результат: рост качества продукции, увеличение поголовья, на прилавках магазинов поставляется больше местных продуктов. По сравнению с прошлым годом посевная площадь увеличилась на 2,8 тыс. га.
Зерновых и зернобобовых культур намолочено на 13,3% больше, чем в 2019 году. Их средняя урожайность в 2020 году дала рекордный показатель – 20,7 центнеров с одного га. Урожайность картофеля повысилась на 3 тыс. тонны. По сравнению с 2019 годом увеличился также на 13,4 тыс га объем приобретенных минеральных удобрений.
Сельхозтоваропроизводители в качестве льготных кредитов получили 292,87 млн рублей. Ими было приобретено 179 единиц техники и оборудования.
Развитие растениеводства, молочного и мясного животноводства, овцеводства – это те направления, по которым у республики есть очень хороший шанс занять лидирующие позиции.
Мы традиционно поддерживаем животноводство. В прошлом году было выплачено 13 видов субсидий на 256 млн рублей. Возмещение затрат по улучшению породных и продуктивных качеств животных составило 98%.
Такому направлению, как племенное овцеводство, Правительство Хакасии выделило субсидии - по 500 рублей на каждого ягненка от искусственного осеменения. Кроме этого, в 2020 году Минсельхоз Хакасии выплачивал субсидии – по 25 рублей на каждый килограмм убойного веса. Опыт признан успешным, и с этого года аналогичная мера поддержки реализуется из федерального бюджета.
Отдельное направление нашей социальной политики – поддержка жителей малых сел. У нас действует государственная программа Республики Хакасия "Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия". В 2020 году по этой программе выделено 24 млн 202 тыс. руб., план на 2021 год – 28 млн рублей.
Отдельное направление нашей социальной политики – поддержка жителей малых сел. У нас действует государственная программа Республики Хакасия "Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия". В 2020 году по этой программе выделено 24 млн 202 тыс. руб., план на 2021 год – 28 млн рублей.
Для нас важно стимулировать местную власть к работе по развитию своих территории. Для этого проводятся конкурсы на лучший социально-значимый проект. На полученные средства созданы детские спортивно-игровые площадки в селах Изыхские Копи, Подсинее, Бельтирское, отреставрирована Аллея памяти в селе Таштып. В деревне Верхний Курлугаш Таштыпского района восстановили родник.
Это серьезная поддержка особенно для небольших поселений. Мы увеличили призовой фонд до 14 млн. Увеличим его и на следующий год.
Уважаемые коллеги!
Мы выстраиваем долгосрочную социальную политику, не понаслышке зная, с какими трудностями сталкиваются молодые, многодетные или неполные семьи. Для обеспечения жильем молодых семей в 2020 году было выделено почти 20,5 млн рублей. 33 молодые семьи реализовали свое право на получение социальной выплаты.
Если в 2019 году на поддержку многодетных семей мы заложили 201 млн рублей, то в 2020 оказали им помощь уже на 229 млн. В рамках регионального проекта «Финансовая поддержка при рождении детей» более 11 тысяч семей получили выплату в связи с рождением первого ребенка. Более 6 млн рублей были направлены на переобучение 124 женщин, имеющих детей дошкольного возраста.
В ковидном 2020 году безработица буквально захлестнула нас, она выросла в три с половиной раза. Причем, гарантированные выплаты в период пандемии как раз и спровоцировали резкий рост официально регистрируемой безработицы. Мы увидели реальную картину скрытой безработицы.
В 2020 году на реализацию полномочий в сфере занятости и социальной защиты Республики Хакасия было предусмотрено 6,7 млрд рублей.
В 2020 году 24,5 тысяч граждан были признаны безработными, им перечислено почти 950 млн рублей (для сравнения в 2019 – 321 млн).
Правительство предприняло меры, которые были направлены на поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан при организации ими собственного дела. Безработный гражданин, который регистрировался в качестве юридического лица, ИП или главы КФХ, мог получить финансовую помощь в размере 120 тысяч рублей на организацию собственного дела.
В 2020 году по сравнению с 2019 на 34% сократилась численность граждан, в отношении которых нарушались сроки выплаты заработной платы.
Нами ежегодно предоставляется единовременная помощь ветеранам в рамках празднования Дня Победы. И если в бюджете республики 2018 года на эти цели было предусмотрено всего 3 млн 700 тысяч, то в 2019 году мы включили впервые в этот список детей войны. Сумма выросла до 26 млн 800 тысяч, а в 2020 году мы увеличили ее до 33 млн руб. Сохранена эта выплата и в 2021 году. Сохраним её и в дальнейшем.
В период пандемии в непростой ситуации оказалась система образования, которая столкнулась с техническими сложностями. При переходе на дистанционное обучение не все школьники оказались обеспечены необходимым оборудованием. Через Министерство просвещения Российской Федерации Хакасии было выделено 700 телефонов с доступом в Интернет.
Удалось завершить учебный год по программе, провести ЕГЭ на высоком уровне безопасности. Итоговые показатели также оказались позитивными – 29 выпускников получили 100 баллов по учебным предметам (в 2019 «стобалльников» было только 12).
В 2020 году введены в эксплуатацию 2 школы – в Абакане и в аале Верхняя База. Ещё шесть объектов находятся в высокой степени строительной готовности. Это школы в с. Целинное Ширинского района, д. Чапаево Усть-Абаканского района, пять детских садов в с.Бельтырское, д.Новокурск, п.Калинино, пгт Шира, п.Аскиз.
Начато строительство двух детских садов, которые будут введены в эксплуатацию в 2021 году (г. Черногорск, г. Абакан). Произведён ремонт 14 зданий школ, модернизация и капитальный ремонт зданий детских садов во всех муниципальных образованиях республики.
Удалось провести капитальный ремонт 8 спортивных залов (школы Аскизского, Орджоникидзевского, Боградского районов, а также в двух школах Абазы и двух в Сорске) на сумму 17 млн рублей.
Отдельно отмечу, что объем финансирования государственной программы Республики Хакасия «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия» в 2020 году составил почти 580 млн рублей (2019 – 548 млн рублей). В 2020 году в Хакасии стало на 44 спортивных сооружения больше.
Эту работу, как и строительство новых школ, мы обязательно продолжим, поскольку у нас в малых поселениях есть школы, построенные почти 100 лет назад с печным отоплением. Пребывание детей в подобных зданиях, безусловно, опасно. В них отсутствуют необходимые материально-технические ресурсы, способные должным образом раскрыть потенциал маленьких жителей. По этой причине до того момента, пока не появится возможность возвести новое здание или отремонтировать старое, приходится переводить детей в другие учебные заведения, в современные и безопасные.
Одним из актуальных вопросов ушедшего года стала организация бесплатного горячего питания учащихся начальных классов. А это 32 тысячи школьников. Необходимо было создать в школах инфраструктуру, оборудовать должным образом столовые и буфеты, наладить систему снабжения качественными продуктами. Этот процесс пришлось форсировать. В сжатые сроки были проведены все организационные мероприятия. Муниципальным образованиям выделены субсидии из республиканского бюджета. Мы были среди тех субъектов, кого в положительном ключе отметили на федеральном уровне. Мы продолжаем совершенствовать систему контроля за качеством горячего питания и реагируем на каждый сигнал.
Все мы прекрасно понимаем, что образование, среда обитания, решение жилищных вопросов определяет не только настроение в обществе, но и темпы развития экономики.
Для нас важно, что в Хакасии уровень доступности жилья в прошлом году стал выше. Жилищное строительство было драйвером экономики Хакасии в 2020 году. По сравнению с 2019 годом, объем ввода жилья вырос на 45 тыс. квадратных метров, – более чем на 19%. Мы занимаем лидирующую позицию по этому показателю не только в СФО, но и в России.
Спрос на новое жилье мы поддерживаем льготными ипотечными кредитами. В прошлом году населению выдано более 5млрд ипотечных кредитов, что на 48% больше, чем в 2019 году.
Однако ключевой проблемой, безусловно, остается переселение из аварийного жилья. Мы ежегодно сокращаем число нуждающихся. Реализация 1 этапа Программы в 2020 году завершена в полном объеме: переселено 123 жителя (2019 год – 55 человек).
Отдельно коснусь проблемы «обманутых дольщиков». На данный момент найдены пути для оказания помощи гражданам, пострадавшим от действий ООО «Стройинвест и К». В прошлом году между Минстроем Хакасии и ООО Специализированный застройщик «МК-Групп» заключено соглашение об исполнении обязательств по строительству многоквартирного дома для «обманутых дольщиков». Передача объекта участникам долевого строительства планируется в апреле 2022 года.
Еще один объект в Абакане находится по проспекту Дружбы Народов, 41. Долгие годы эта проблема не решалась. Но министерством строительства Хакасии был найден путь решения этого вопроса. Мы оформили и направили заявку в федеральный Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства. В результате принято решение о финансировании мероприятий по достройке дома.
Бытовая комфортность жилища, его инженерное благоустройство, пространство рядом с ним, надежность бытовых услуг – всё это определяет качество жизни любого из нас и общий социальный климат в населенных пунктах.
На реализацию мероприятий по благоустройству в рамках программы «Комфортная городская среда» в 2020 году было выделено 251 млн 750 тыс. рублей. Адресатами выступили 16 муниципальных образований. В 2020 году выполнены работы по 56 общественным территориям и 44 дворовым территориям, всего 100 территорий. В 2019 году было благоустроено 85 территорий.
Огромному количеству копившихся годами коммунальных проблем мы также постепенно находим решение. Проведение ремонтных работ, ввод в эксплуатацию новых коммунальных объектов постепенно снижает уровень износа коммунальной инфраструктуры.
Ежегодно правительством республики проделывается кропотливая и системная работа по созданию условий для экономической стабилизации работы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Наметилась тенденция по уменьшению потерь, связанных с утечками энергоресурсов, а также количества технологических сбоев в работе коммунальных объектов при прохождении отопительных сезонов.
В 2020 году заключены четыре энергосервисных контракта в г. Абакане, г. Саяногорске, г. Черногорске, с. Боград на общую сумму в размере 150 млн рублей. Для сравнения в 2019 году такие контракты были заключены на сумму меньше 20 млн рублей.
Особое внимание в ушедшем году было уделено погашению задолженности организаций за коммунальные услуги. Кроме ежемесячной финансовой помощи, 663 млн рублей было распределено муниципальным образованиям на частичное погашение кредиторской задолженности и разблокировку лицевых счетов. Еще 177 млн было направлено в качестве дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Результат – снижение задолженности в 1,5 раза.
На постоянном контроле вопрос стабилизации отрасли коммунального хозяйства и погашения задолженности предприятий ЖКХ перед ПАО «Россети Сибирь». А это около 700 млн рублей. Максимальная доля приходится на не действующие предприятия Черногорска и предприятия Аскизского района.
В результате мер, принимаемых на протяжении двух лет, удается не просто сдерживать рост задолженности, но и гасить её. Напомню подводные камни этой проблемы – около 60 % задолженности приходится на недействующих предприятия-банкроты. Здесь особо отмечу, что если в 2019 году доля предприятий, проходящих процедуру банкротства среди ресурсоснабжающих организаций, составляла 17%, то на конец 2020 года составляет 9,8%.
Основной долг за электроэнергию гасится за счет средств выпадающих доходов.
Замечу, что в 2020 году мы выплатили предприятиям ЖКХ выпадающих доходов на сумму более 1 млрд рублей, погасив задолженность, которая была накоплена за многие предыдущие годы,/
Кроме того, в результате принятых мер собираемость платежей за услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения по Республике Хакасия с начала 2020 года составила 98,67%, что на 5% выше значения предыдущего года и выше значений предыдущих лет.
Особое внимание правительством уделяется подготовке к отопительному сезону. В 2020 году мы провели большую работу по контролю за ценами на уголь и стоимости его доставки до котельных, в итоге цены были приведены к среднерыночным. Мы систематически вкладываем средства в ремонтные работы на котельных и сетях. Готовность муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций к работе в отопительный период оценивается наличием паспортов готовности. В 2019 году впервые показатель получения паспортов готовности в республике составлял 63%, в 2020 мы поставили планку 83% и добились этого. В этом сезоне планка уже 85%.
В ближайшие годы мы планируем решить вопросы по пяти проблемным котельным: в Сорске, Аскизе, Белом Яре, в Вершине Теи, Приисковом.
Правительством республики постоянно анализируется фактическое исполнение заключенных государственных контрактов. Мы делаем все для того, чтобы закупки в Хакасии были открытыми и честными. В результате выстроенной работы в 2019 году только на госзакупках мы сэкономили 700 млн рублей за счет увеличения конкуренции. В 2020 году уже почти 860 млн. В результате в 2020 году Хакасия впервые за много лет признана по итогам федерального конкурса регионом с высоким рейтингом прозрачности закупок.
Товарищи!
Опыт прошлого года продемонстрировал экономическую уязвимость всех сфер деятельности, и культура не стала исключением. Однако мы прекрасно понимаем, что это - область формирования фундаментальных духовных ценностей. Объем расходов на культуру в 2020 году составил более двух млрд рублей. Важность поддержки отрасли для нас очевидна.
Я благодарю наши культурные учреждения, за то, что они смогли адаптироваться в новых условиях и в прошлом году, несмотря на закрытые залы филармонии, театров сумели освоить новый для них онлайн формат.
В год 75-летия Великой Победы работники культуры смогли организовать праздник во дворах, где живут ветераны. Это было очень душевно и трогательно.
Со своей стороны мы тоже старались. В рамках национального проекта «Культура» год оказался плодотворным: было капитально отремонтировано 8 культурно-досуговых учреждений в сельской местности, две детские музыкальные школы оснащены музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
20 учреждений приобрели световое, звуковое и мультимедийное оборудование, оргтехнику, зрительные кресла, пошили сценические костюмы. В Сорске, п.Аскиз, в деревне Нижний Курлугаш провели текущий ремонт Домов культуры. Театру этнической музыки «Читiген» было выделено отдельное помещение, где полностью проведен ремонт. Подготовлена проектно – сметная документация на ремонт ДК имени Семена Прокопьевича Кадышева. Завершается ремонт драматического театра имени М.Ю. Лермонтова.
Несмотря на пандемию, мы смогли по сравнению с 2019, почти на 2 млрд. рублей больше привлечь федеральных средств на реализацию национальных проектов. В 2020 году на финансирование региональных проектов было предусмотрено из всех источников 8,2 млрд рублей, что превышает уровень финансирования 2019 года на 44% (2019 год – 5,7 млрд рублей).
Все эти средства направлены на улучшение качества жизни нашего населения. Это результат работы правительства и отдельных министерств по привлечению федеральных ресурсов. На эти деньги мы строим социально значимые и инфраструктурные объекты. В республике наблюдается положительная динамика относительно 2019 года по такому ключевому показателю, как завершенное строительство объектов в рамках нацпроектов. В 2020 году - 14 объектов капитального строительства, в 2019 год – 8.
Уважаемые земляки!
В этом году у нас важная дата – мы празднуем 30- летие создания нашей республики, обретения Хакасией собственной государственности. На протяжении нескольких веков Хакасия неразрывно связана с Россией. В то же время она смогла сохранить свою уникальность и самобытность.
Независимо от национальной, религиозной принадлежности, каждый из нас своими благими делами и трудом вносит посильный вклад в развитие Хакасии.
У россиян есть добрая традиция: в трудные минуты объединяться. Итоги нашей совместной, сплоченной работы наглядно показывают - в сложном, полном тревог 2020 году мы смогли сделать для Хакасии, ее жителей больше, чем в предыдущем 2019 -ом. Не многим регионам России удалось добиться таких результатов. Да, пандемия еще не отступила, она не позволяет нам в полной мере реализовать все задуманное. Но уверен - если дальше мы будем работать, объединив усилия, мы достойно преодолеем период потрясений. Ему на смену обязательно придут более спокойные и благополучные времена, времена развития.
Я благодарю всех жителей за понимание и терпеливое отношение к вынужденным ограничениям. Особая благодарность медицинским работникам за их самоотверженный труд. Спасибо волонтерам, которые ответили на вызовы пандемии своим огромным желанием помогать людям.
Все эти добрые порывы нам необходимо беречь. Беречь свое здоровье, беречь друг друга. Мы сильны только в единстве. Только при таком подходе можно действительно показывать хорошие результаты. Поэтому я призываю всех и дальше вместе работать на благо республики и России.
Спасибо за внимание.
Подборка новостей по тегам
23 дек 2024 г., 19:19
Новые подробности трагедии на территории бывшего опытно-механического завода
23 дек 2024 г., 16:25
Новогодняя сказка в Хакасии: как одаренные школьники отметили праздник
23 дек 2024 г., 16:05
Глава Хакасии заявил о сокращении расходов на содержание аппарата чиновников
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |