Сведения об организации территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа

1. Общие положения

Территориальное общественное самоуправление - одна из форм участия населения в местном самоуправлении, под которой понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части' территории поселения* для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление {далее - ТОС) способствует воспитанию гражданской активности населения, организации сотрудничества власти и народа. Органы ТОС являются надежными партнерами органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Вопросы организации и деятельности ТОС регулируются Федеральным законом от 06.10.2003г. № 130-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» {далее -Федеральный закон №131), Федеральным законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также уставами муниципальных образований и (или) иными муниципальными нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Процедура создания ТОС предусматривает следующие действия:

  • объединение граждан в инициативную группу для подготовки проекта устава ТОС, подготовки и проведения собрания (конференции) жителей соответствующей территории по вопросу учреждения ТОС;
  • проведение собрания (конференции) и принятие решений об учреждении ТОС, утверждении его устава, избрании органов ТОС;
  • регистрация устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Примечание: поселение - муниципальное образование поселенческого уровня (городской округ, городское поселение, сельское поселение) (ст. 2 Федерального закона № 131);

часть территорий поселения - подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан (ст. 27 Федерального закона № 131). 

ТОС считается учрежденным с момента регистрация его устава органом местного самоуправления.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В соответствии с положениями Федерального закона № 131 органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Территориальное общественное самоуправление является действенной формой участия населения в местном самоуправлении,* школой гражданской активности, способствующей формированию гражданской позиции, приобретению населением навыков самоорганизации и конструктивного сотрудничества с органами местного самоуправления в решении социально-значимых вопросов.

Исходя из этого органы государственной власти, органы местного самоуправления должны содействовать развитию ТОС, создавать условия для эффективной деятельности его органов. 

Примечание: Наряду с ТОС Федеральный закон № 131 предусматривает и другие формы участия населения в местном самоуправлении (местный референдум, муниципальные выборы голосование, публичные слушания, собрания (конференции) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления). 

2. Организация в округе территориального общественного самоуправления

В настоящее время в округе 3868 муниципальных образований поселенческого уровня (77 городских округов, 262 городских поселения. 3529 сельских поселений).

ТОС осуществляется во всех субъектах Федерации округа, но охватывает только часть - 591 (15,3%) муниципальных образований поселенческого уровня. Из них городских округов - 24 (31%), городских поселений - 48 (18,3%), сельских поселений - 519 (1,7%).

В Омской области ТОС осуществляется во всех городских округах, городских и сельских поселениях. В Иркутской области муниципальные образования поселенческого уровня, где осуществляется ТОС, составляют 18% от их общего количества, в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайском, Красноярском краях, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях - от 1 до 10%, Республике Бурятия и Забайкальском крае - менее 1%.

Общее количество единиц ТОС - 11757 (Кемеровская область -7571, Омская область - 2254, Томская область - 1154, Алтайский край -403, Новосибирская область - 135, Иркутская область - 125, Республика Хакасия - 45, Республика Тыва - 40, Красноярский край - 13, Забайкальский край - 8, Республика Бурятия - 7, Республика Алтай - 2).

Благодаря особому вниманию органов государственной власти, органов местного самоуправления, региональных советов муниципальных образований Кемеровской, Омской и Томской областей к вопросам развития территориального общественного самоуправления, в названных регионах создана система организации этой формы участия населения в местном самоуправлении и обеспечения деятельности ТОС. Вопросы ТОС регулярно обсуждаются на совещаниях координационных и совещательных органов по развитию местного самоуправления, образованных при высших должностных лицах субъектов Федерации, органов местного самоуправления, региональных советов муниципальных образований. Положительный опыт ТОС обобщается и распространяется среди муниципальных образований, органам местного самоуправления, гражданам оказывается методическая и практическая помощь в их создании.

Так, например, Правительством Омской области, совместно с региональным советом муниципальных образований, общественными и научными организациями осуществляется издание сборников информационно-методических материалов об опыте ТОС. В 2008-2009г. проведено 80 семинаров с выездом в муниципальные образования области, в работе которых приняли участие 12 тысяч представителей ТОС. В 2008г. организовано и продолжается обучение на базе Омского государственного технического университета руководителей органов ТОС (в 2008г. обучено 52 чел., в 2009г. - 32).

Советом муниципальных образований Томской области и Томским областным общественным Фондом «Центр Общественного Развития» разработана и реализуется программа «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках», одной из целей которой является вовлечение населения в территориальное общественное самоуправление. Организаторами программы проводятся семинары в муниципальных образованиях, распространяются модельные правовые акты, опыт ТОС обобщается и публикуется в Вестнике Совета. По инициативе Совета и с участием его представителей вопрос о мерах по созданию, развитию и финансовой поддержке органов ТОС в целях успешного решения задач по модернизации экономики жилищно-коммунального хозяйства рассмотрен в 2008г. на заседании комиссии по вопросам местного самоуправления правового комитета Государственной Думы Томской области.

Советом муниципальных образований Кемеровской области издана и направлена руководителям органов местного самоуправления брошюра из серии Полезная книжка «Территориальное общественное самоуправление. Опыт работы», в которой освещена практика территориального общественного самоуправления 4 муниципальных образований области, содержатся модельные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности ТОС. Также налажен обмен опытом работы по организации ТОС с муниципальными образованиями Томской области.

В Омской, Кемеровской, Томской областях представительными органами муниципальных образований, где действует ТОС или в ближайшее время планируется его создание, в полном объеме урегулированы вопросы организации и деятельности ТОС, отнесенные Федеральным законом № 131 к компетенции органов местного самоуправления. В частности, приняты акты о порядке организации и осуществления ТОС, регистрации уполномоченным органом местного самоуправления* устава ТОС, об условиях и порядке выделения ТОС средств из местного бюджета, утверждении по предложениям граждан границ территорий, на которых осуществляется ТОС. 

Примечание: В соответствии с муниципальными правовыми актами органами, уполномоченными осуществлять регистрацию уставов ТОС, являются местные администрации, а в крупных городских округах - территориальные органы местных администраций, действующие в городских районах (округах).

В других регионах {республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Новосибирская области) органами государственной власти, органами местного самоуправления, советами муниципальных образований проводятся лишь отдельные мероприятия. Они малоэффективны, так как в основном носят информационно-консультативный, характер, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления разрознено и в целом никем не координируются, несмотря на наличие координационных и совещательных органов по развитию местного самоуправления при высших должностных лицах субъектов Федерации.

Кроме того, в некоторых субъектах Федерации {республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский края), где подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными, на развитии территориального общественного самоуправления негативно сказывается отсутствие средств местных бюджетов на финансовую поддержку деятельности ТОС и поощрение активистов.

Анализ практики территориального общественного самоуправления показал, что ТОС в основном реализуется в городских округах (9020 ТОС в 24 из 77 городских округов). В других муниципальных образованиях поселенческого уровня эта форма участия граждан в местном самоуправлении менее развита (1789 ТОС в 519 из 3529 сельских поселений, 938 ТОС в 48 из 262 городских поселений). Такая ситуация обусловлена гражданской активностью жителей крупных городов, большей степенью их информированности о правах на местное самоуправление, а также финансовой поддержкой деятельности ТОС из средств местных бюджетов, что проблематично для небольших городских и сельских поселений, в основном являющихся дотационными.

Наибольшее количество ТОС в городских округах Кемеровской (7481), Томской (1113) областей. В городских округах Алтайского края и Новосибирской области их более 100, республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Омской областей -десятки и единицы. В городских округах Республики Тыва ТОС отсутствует.

Наибольшее количество ТОС на уровне городских и сельских поселений в Омской области. Благодаря массовости мероприятий учебно-методического характера, проведенных в 2008-2009 годах органами государственной власти совместно с региональным советом муниципальных образований и Омским государственным техническим университетом непосредственно на местах, в сельских поселениях области образовано 1380 ТОС, городских - 798.

В других регионах округа количество ТОС на уровне городских и сельских поселений незначительно, либо оно вообще отсутствует.

В качестве юридических лиц в организационно-правовой форме некоммерческой организации зарегистрировано 202 из 11757 ТОС (в городских округах - 140 (70%), городских поселениях - 34 (16,8%), сельских поселениях - 28 (13,2%). Наибольшее количество ТОС, обладающих правами юридического лица, в Республике Тыва, Алтайском крае, Омской, Новосибирской областях (от 11 до 83). В остальных субъектах Федерации округа их единицы (от 1 до 5).

Незначительное количество ТОС - юридических лиц обусловлено сложностью процедуры государственной регистрации, отсутствием у органов ТОС желания и средств на выполнение обязанностей, возникающих с приобретением статуса юридического лица-(организация и ведение бухгалтерского учета, представление налоговой и иной -отчетности). 

3. Деятельность органов территориального общественного самоуправления

В соответствии с положениями п. 8 ст. 27 Федерального закона № 131 органы ТОС:

  • представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  • могут осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;
  • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления.

Анализ деятельности органов ТОС показал следующее:

3.1. Представление интересов населения

Эта деятельность осуществляется посредством активного участия органов ТОС в проводимых органами местного самоуправления мероприятиях, работе координационных и совещательных органов, созданных при главах муниципальных образований, а также посредством обращений к органам и должностным лицам местного самоуправления по решению вопросов местного значения и финансовой поддержки деятельности ТОС.

Так, например, в Новосибирской, Томской областях представители органов ТОС принимают активное участие в заседаниях профильных комиссий, комитетов, штабов, создаваемых при органах местного самоуправления по подготовке проектов программ (планов) развития поселений, проведению различного рода мероприятий.

В г. Барнауле Алтайского края руководители органов ТОС входят в состав Координационного совета по развитию территориального общественного самоуправления при главе города, в г. Новосибирске и г. Чсремхово Иркутской области - принимают участие в заседаниях городских представительных органов, совещаниях административного, общественного и других советов при главах городов.

В интересах граждан органами ТОС направлено в органы местного самоуправления около 7 тыс. обращений, в т.ч. принятых на собраниях граждан. Из них удовлетворено - 5,1 тыс., находятся в стадии рассмотрения - 1,6 тыс. В удовлетворении 245 обращений .отказано ввиду отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по решению вопросов обращений, либо недостатка средств в местных бюджетах для финансовой поддержки деятельности органов ТОС.

Наибольшее количество обращений органов ТОС к органам местного самоуправления в Новосибирской (более 3,5 тыс.) и Омской (1,2 тыс.) областях, в других субъектах Федерации округа - десятки и единицы.

Обращения в основном касаются вопросов благоустройства территорий, ремонта дорог, жилых домов, проведения культурно-массовых мероприятий, поощрения активистов ТОС, финансирования организуемых органами ТОС мероприятий.

3.2. Хозяйственная деятельность

Большинство органов ТОС (8993 - 76,5% от общего количества) осуществляют хозяйственную деятельность. Являясь активными помощниками органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, они реализуют инициативы граждан, направленные на удовлетворение их социально-бытовых потребностей.

Так, в республиках Бурятия, Хакасия, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях органы ТОС активно осуществляют деятельность по благоустройству и озеленению территорий, оборудованию детских и спортивных площадок, мест массового отдыха граждан. С участием граждан ими регулярно проводятся акции «Зеленый дворик», «Чистый дворик» и другие аналогичные мероприятия.

Яркими примерами хозяйственной деятельности органов ТОС являются:

  • реализация Комитетом ТОС «Петровский» (г.Кемерово) проекта благоустройства и озеленения 1500 кв.м. береговой линии пруда силами 130 граждан, принявших участие в 17 субботниках по обустройству зоны отдыха жителей ул. Ручейной;
  • реализация Комитетами TQC «Содружество», «Радуга», «Боровой» (г.Кемерово) проектов по благоустройству территорий, в результате чего пустырь в районе переулка Юбилейный стал парком семейного отдыха «Молодежный»; t
  • реализация органом ТОС «Преображенский» (г.Томск) проектов благоустройства придомовых территорий и обустройства сквера для отдыха граждан;
  • организация Комитетом ТОС «Улица 5-ой Армии» (г.Томск) субботников по оборудованию детских площадок, покраске ограждений, обустройству палисадника с высадкой 100 цветущих кустарников.
  • организация органом ТОС «Поселок Новый» (г.Томск) работы по ликвидации несанкционированных свалок, ремонту фасадов подъездов, разбивке цветников;
  • организация органами ТОС микрорайонов «Китой» и «Северный» (г.Ангарск Иркутской области) субботников по благоустройству придомовых территорий, сбору и вывозу бытового мусора, работы с собственниками частных домов по заключению договоров с муниципальными предприятиями на регулярный вывоз бытовых отходов.

Хозяйственная деятельность органов ТОС требует финансовых и материальных ресурсов. Основным источником являются средства граждан (добровольные взносы и пожертвования). Органы местного самоуправления также вправе осуществлять финансовую поддержку деятельности ТОС (ст. 27 Федерального закона № 131).

В городах Новосибирск, Иркутск, Омск приняты и реализуются муниципальные программы развития территориального общественного самоуправления, предусматривающие финансовую поддержку деятельности ТОС, систему поощрения победителей конкурсов, активных участников ТОС, в городах Абакан, Саяногорск Республики Хакасия, Братск, Черемхово Иркутской области проекты таких программ - в стадии разработки. Объемы финансирования программ из средств местных бюджетов в г.Омске - 335.5млн. руб., г.Новосибирске - 227,2 млн. руб., г.Иркутске - 10,8 млн.руб.

В муниципальных образованиях, не применяющих программно-целевой метод развития ТОС, органы местного самоуправления реализуют иные формы поддержки деятельности органов ТОС, в частности - приобретают за счет средств местных бюджетов и безвозмездно передают им мебель, хозяйственный инвентарь, средства связи, компьютеры и другую оргтехнику, оплачивают счета за аренду помещений и коммунальные услуги, поощряют активных участников ТОС и победителей различных конкурсов. В небольших городских'и сельских поселениях такая помощь носит эпизодический характер по причине ограниченных возможностей местных бюджетов.

С учетом положений п. 8 ст. 27 Федерального закона № 131 ТОС, зарегистрированное в качестве юридического лица - некоммерческой организации, может заключать с органами местного самоуправления договоры на выполнение работ, обеспечивающих решение вопросов местного значения, с финансированием за счет средств местных.

Однако количество ТОС - юридических лиц в округе незначительно (202* - 1,7% от их общего числа) и практика осуществления ими договорных отношений с органами местного самоуправления имеется только в г.Братске Иркутской области. В названном муниципальном образовании действуют две некоммерческие организации (ТОС «Сухой», ТОС «Южный Падун»), созданные в 2007 году.

В 2008 и 2009 годах по договорам с Администрацией г.Братска ТОС «Сухой» выполнил в Правобережном округе города работы по монтажу летнего водопровода стоимостью 199 тыс. руб., оборудованию 11 контейнерных площадок - 267 тыс. руб., асфальтированию переулков -3116 тыс. руб., ТОС «Южный Падун» выполнил работы по установке в Падунском округе города двух павильонов автобусной остановки «Братское море» с монтажом системы освещения на сумму 160 тыс. руб.

В соответствии с действующим законодательством ТОС, зарегистрированное в качестве юридического лица (некоммерческой организации), вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в целях решения уставных задач.

Такую деятельность осуществляют только 2 ТОС (по 1 в республиках Алтай и Хакасия). 

Примечание: В Омской области ТОС - юридических лиц 83, Алтайском крае~4б, Республике Тыва-40, Новосибирской области-11, Томской области-9, Иркутской области-5, Забайкальском крае~3, республиках Алтай и Хакасия - по 2, Республике Бурятия-].

В Красноярском крае, Кемеровской области ТОС - юридических лиц нет.

Так, в Каракольском сельском поселении Республики Алтай орган ТОС при поддержке администрации поселения открыл цех народных промыслов. В результате созданы дополнительные рабочие места для жителей поселения, за счет получаемой прибыли осуществляются работы по озеленению и благоустройству.

В Табатском сельском поселении Республики Хакасия орган ТОС оказывает посреднические услуги по реализации произведенной населением сельскохозяйственной продукции, ' организует работу школьников в летний период, полученную прибыль использует в благотворительных целях (материальная помощь малообеспеченным гражданам).

Работая в тесном контакте с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления органы ТОС не остаются в стороне от решения такого важного вопроса, как профилактика безнадзорности и правонарушений в среде молодежи.

В ряде муниципальных образований Республики Бурятия, Забайкальского края, Кемеровской области, имеющих сложную криминогенную обстановку, органы ТОС участвуют в мероприятиях, организуемых органами внутренних дел, учреждениями образования, общественными организациями по профилактике подростковой преступности. В частности, они проводят работу с неблагополучными семьями, вовлекают детей из таких семей в спортивные клубы и творческие коллективы, оборудуют спортивные залы и площадки для организации досуга подростков, взаимодействуют с коммерческими организациями в целях оказания помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3.3. Нормотворческая инициатива

Органы территориального общественного самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Однако нормотворческая инициатива органов ТОС не имеет широкого распространения из-за недостаточного уровня правовой грамотности населения и зафиксирована только в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Иркутской, Кемеровской областях.

В названных субъектах Федерации органами ТОС подготовлено 38 проектов муниципальных правовых актов, из которых 24 приняты представительными органами муниципальных образований, 14 ­отклонены, поскольку подготовлены органами ТОС без учета полномочий представительных органов муниципальных образований и возможностей местных бюджетов на их реализацию.

По инициативе ТОС в г.Прокопьевске Кемеровской области принята и реализована муниципальная программа «Обслуживание и ремонт водопроводных сетей частного сектора г.Прокопьевска на 2006-2007 годы», в г.Улан-Удэ Республики Бурятия - муниципальная программа «Развитие отдаленных микрорайонов, входящих в городской округ «Город Улан-Удэ», на период 2008-2011 годы».

В г.Чита Забайкальского края по инициативе ТОС «Застепь», действующего на территории пос. Застепь Черновского района города, приняты муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы территориального общественного самоуправления, информирования населения о деятельности органов ТОС, стимулирования активных участников ТОС. 

2. Правовое регулирование органами местного самоуправления вопросов организации и осуществления ТОС

В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона № 131 уставом муниципального образования или иными муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования устанавливаются:

  • порядок организации и осуществления ТОС; - границы территории, на которой осуществляется ТОС;
  • порядок регистрации уполномоченным органом местного самоуправления устава ТОС;
  • условия и порядок выделения ТОС необходимых средств из местного бюджета.

Анализ полноты правового регулирования органами местного самоуправления названных вопросов показал следующее:

В настоящее время в полном объеме соответствующие муниципальные правовые акты приняты в 591 муниципальном образовании, где действует ТОС, а также 389, где в ближайшее время планируется его организация (всего 989 - 25,6% от общего количества муниципальных образований поселенческого уровня).

В остальных 2879 муниципальных образованиях поселенческого уровня акты, регулирующие вопросы организации и деятельности ТОС, не приняты, что представительные органы муниципальных образований объясняют их невостребованностью в связи с отсутствием инициатив населения по реализации этой формы общественного самоуправления.

При подготовке муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности ТОС, органы местного самоуправления руководствуются модельными актами, содержащимися в учебно-методических сборниках серии «Управляем сами», изданных Координационным советом по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», рекомендациями органов государственной власти субъектов Федерации, региональных советов муниципальных образований.

Выводы:

*1. В субъектах Федерации округа органы государственной власти, органы местного самоуправления, региональные советы муниципальных образований реализуют комплекс мероприятий, направленных на развитие территориального общественного самоуправления, включая пропаганду этой формы участия граждан в местном самоуправлении среди населения.

Наиболее организованно и эффективно эта работа проводится в Кемеровской, Омской, Томской областях, в результате чего в названных субъектах Федерации ТОС более распространено. 

2. Анализ практики территориального общественного самоуправления в Кемеровской, Омской, Томской областях, отдельных муниципальных образованиях республик Алтай, Хакасия, Алтайского края, Иркутской, Новосибирской областей показал, что при достаточной правовой, методической и финансовой поддержке органы ТОС становятся действенными и эффективными центрами вовлечения населения в решение вопросов местного значения. 

Предложения: 

1. Информацию об организации территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа направить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), председателям Советов муниципальных образований субъектов Федерации, а также использовать при подготовке квартальной записки в Администрацию Президента Российской Федерации о результатах контроля реализации в субъектах Федерации округа Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления, региональными советами муниципальных образований продолжить реализацию мероприятий, направленных на развитие территориального общественного самоуправления, уделяя особое внимание непосредственной работе с населением, общественными организациями по привлечению активных граждан к организации и деятельности ТОС.

3. Рекомендовать Председателям Советов муниципальных
образований субъектов Федерации:

  • обсудить информацию на заседании Совета;
  • проанализировать эффективность работы Совета по оказанию органам местного самоуправления и инициативным группам граждан методической и практической помощи в организации деятельности ТОС, принять меры по ее совершенствованию;
  • активнее пропагандировать в средствах массовой информации положительный опыт деятельности органов ТОС, в том числе предпринимательской, осуществляемой в целях решения уставных задач;
  • организовать взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями по привлечению к организации территориального общественного самоуправления активных граждан;
  • проработать совместно с органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями вопросы финансового и материального обеспечения деятельности ТОС, поощрения активных участников ТОС.
Заместитель полномочного представителя

Президента Российской Федерации

в Сибирском федеральном округе Л. Бурда 

Департамент по внутренней политике и обеспечению конституционных прав граждан